Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА "Я" У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА "Я" У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ПОДРОСТКИ-СИРОТЫ / МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АВТОПОРТРЕТЫ / ОБРАЗ "Я"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдураманова Л.Р.

Данная работа посвящена исследованиюобраза «Я» у подростков, воспитывающихся в детском доме. Изучение образа «Я» осуществляется с помощью проективной методики «Метафорические автопортреты». Выделены специфические особенности идеального образа «Я» у подростков-сирот

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMAGE OF "I" IN ADOLESCENTS EDUCING IN THE CHILDREN''S HOUSE

This work is devoted to the image of "I" in teenagers who are brought up in an orphanage. Studying the image of "I" by means of projective techniques "metaphorical self-portraits." Highlighted the specific features of the ideal image of the "I" in adolescents orphaned.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА "Я" У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ»

и финансовый анализ. - 2014. - № 5. - С. 3-9.

6. Павлова Л.Н. Финансы предприятий. - М.: Финансы, Юнити. - 2014 - с. 250

7. Сабанти, Б. М. Теория финансов : учеб. пособие / Б. М. Сабанти.- М. : Менеджер, 2015.- 168 с.

8. Финансовый анализ: учебник / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. -М.:Кнорус, 2015. - 544 с.

УДК 159.947.5

Абдураманова Л.Р. студент 3 курса факультет психологии ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Король О.Ф.

Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА «Я» У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ Аннотация: Данная работа посвящена исследованиюобраза «Я» у подростков, воспитывающихся в детском доме. Изучение образа «Я» осуществляется с помощью проективной методики «Метафорические автопортреты». Выделены специфические особенности идеального образа «Я» у подростков-сирот

Ключевые слова:самосознание, подростки-сироты, метафорические автопортреты, образ «Я».

Abduramanovа LR

GBUUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University"

Student of the Faculty of Psychology FEATURES OF THE IMAGE OF "I" IN ADOLESCENTS EDUCING IN THE CHILDREN'S HOUSE

Annotation:This work is devoted to the image of "I" in teenagers who are brought up in an orphanage. Studying the image of "I" by means of projective techniques "metaphorical self-portraits." Highlighted the specific features of the ideal image of the "I" in adolescents orphaned.

Keywords: self-awareness, teenage orphan, the metaphorical self-portraits, the image of "I"

Постановка проблемы.Подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома или интерната, составляют совершенно особую категорию. Их социализация имеет свою специфику, а отношение к отдельным жизненным сферам часто носит искаженный характер.

Цель статьи: проанализировать особенности образа «Я» (реальное и идеальное «Я») у подростков сирот. Объект: образ «Я» у подростков. Предмет: особенности образа «Я» у подростков-сирот.

Основное изложение материала.Исследования ученых показывают, что развитие сирот отличается от развития детей, живущих в домашних условиях (в семьях) и имеет:

1) замедленный темп психического развития.

2)ряд негативных особенностей (низкий уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение позднее формирование навыков саморегуляции и правил поведения).

Все этапы развития у них проходят с искажениями. Дети оказываются в условиях недостаточности или специфичности социальных контактов, не соответствующих их возрасту и индивидуальным особенностям. Такую ситуацию развития называют социальной депривацией.Тяжесть её последствий зависит от возраста, в котором ребенок лишился полноценных социальных контактов, а также от продолжительности и глубины нарушенных контактов[1,с 191].

Дети в интернатах в большинстве случаев являются жертвами неблагоприятных факторов внешней среды. Отсутствие всяческих родственных связей, материнского тепла и правильного взаимодействия с социумом всегда сказывается на формирование искаженной картины мира, повышенной тревожности, агрессии. Отсутствие тесного взаимодействия с матерью в первые годы жизни у детей, воспитывающихся в детском доме вытекает в эмоциональную неуравновешенность, замкнутость.

Существуют различные подходы к изучению самосознания, так же существует большое количество методик, позволявших выявить эти особенности. Мы брали в своих исследованиях за основу такой подход, как сказкотерапия.

«Сказкотерапия - терапия особой сказочной обстановкой, в которой могут проявится потенциальные части личности, нечто нереализованное, может исполняться мечта; процесс поиска смысла, расшифровке знаний о мире и системе взаимоотношения в нем [3, с. 1].

Работа со сказками дает нам возможность раскрыть бессознательное, испытуемые отражают в образе сказочного героя свои собственные черты, неосознанно складывая параллели между сказкой и собственной жизнью. Тут можно сразу сделать вывод, что стереотип о том, что сказки являются только для маленьких, неверен. Сказкотерапия подходит для любых возрастных групп, помогая спрогнозировать будущее и получить доступ к прошлому, показывает, каким образом человек себя воспринимает и реализует.

Исследование проводились в Детском доме № 1 (г. Симферополь). В исследовании принимали участие 40 подростков. Из них 20 подростки из детского дома, 20 подростки, воспитывающиеся в условиях полной семьи (учащиеся СШ № 17 г. Симферополя).

Для исследования использовалась методика «Метафорические автопортреты» Т.Д. Зинкевич-Естигневой, Д. Кутзилова.Данная методика направлена на исследование образа «Я», а также выявления ключевых

потребностей подростков.Поэтому данную методику целесообразно использовать начиная с младшего подросткового возраста (примерно с 1011 лет). В возрастном промежутке от 10 до 15 лет (возраст «средней школы»)[4с.93].

В качестве контрольной выборки была взята выборка детей, воспитывающихся в полных семьях. Испытуемым предоставлялся бланк с вопросами. К каждому основному вопросу имелись дополнительные, уточняющие.

Психологический анализ строился на понимании личного и глубинного символизма изображенных героев. Для понимания глубинного символизма мы использовали «Словарь символов», для прояснения личного смысла образов задавались уточняющие вопросы, представленные в таблице №1[4, с. 130].

Таблица 1

Схема психологического анализа «Метафорических _автопортретов»_

Тема метаф. автопортрета Примеры вопросов психолога

«Во что бы меня заколдовали» Какими качествами он обладает? Как произошло колдовство? Что нужно сделать, чтобы его расколдовать? Что мешает «расколдоваться»? Каким он станет, когда расколдуется?

«В кого бы меня превратил Добрый Волшебник» Какими качествами он обладает? Какую новую силу приобрел персонаж в связи с добрым волшебством? В каких ситуациях реальной жизни вам могут потребоваться качества и возможности этого героя? Каким самым важным качеством, способностью обладает этот персонаж?

Подростки, воспитывающиеся в полных семьях в большинстве случаев выбирали позитивных персонажей, красочно и подробно описывая все детали, задание выполняли с интересом (результаты исследования представлены в таблице 4; 5). Ответы детей из детского дома были не полными, описание практически отсутствовало, дети неохотно выполняли предложенные задания(результаты исследования представлены в таблице 2;

3).

Таблица 2

Результаты методики «Метафорические автопортреты» у детей-

сирот

(задание «В кого бы вас превратил добрый волшебник)

Варианты ответов Кол-во в %

Хороший человек 37.1%

Доброе животное 21.2%

Нет ответа 21.2%

Волшебная фея 15.9%

Камень 10.7%

Анализ результатов по методике «Метафорические автопортреты» у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома показал, что у 21.2% респондентов ответ отсутствовал. Причиной этого может служить сенсорная депривация у детей из детского дома, т.к. из-за обедненной среды, в которой развиваются дети, происходят нарушения в своевременном развитии речи, сообразительность, значительно тормозится умственное развитие.

Таблица 3

Результаты методики «Метафорические автопортреты» у детей-

сирот

(задание «В кого бы вас превратил злой волшебник)

Варианты ответов Кол-во в %

Нет ответов 37.1%

Камень 26.5%

Маньяк 10.7%

Улитка 5.3%

Волк 5.3%

Пень 5.3%

Облако гнева 5.3%

Злая кошка 5.3%

Ведьма 5.3%

Описывая образ «доброго волшебника» большинство детей выбирали для себя образ «хорошего человека» или «доброго животного». Следовательно, можно сделать вывод о стремлении детей к созиданию чего-то положительного, благородного; система жизненных ценностей сосредоточена на доброте. В образе «злого волшебника» подростки видели в основном такие образы, как «камень», «облако гнева», «злая кошка», «маньяк». Учитывая тот факт, что колдовство является отображением теневых сторон личности и связано с деструктивными психологическими защитами, важно отметить что «камень» в данной ситуации, как и большинство других предметов (пень, улитка), являются олицетворением замедленности, нерушимости, замкнутости. Также можно предположить, наличие повышенной агрессивности у подростков-сирот.

Таблица 4

Результаты методики «Метафорические автопортреты» у детей из

Варианты ответов Кол-во в %

Свободная птица 30%

Бесстрашный волк 25%

Дельфин 15%

Солнце 15%

Ангел 15%

Таблица 5

Результаты методики «Метафорические автопортреты» у детей из

полных семей

Варианты ответов Кол-во в %

Медленная улитка 30%

Камень 25%

Чудовище 15%

Стихийное бедствие 15%

Палка 15%

В то же время, при описании образа «Я» у подростков контрольной группы преобладают такие ответы, как птица, волк, дельфин.В рамках глубинно-психологического подхода животные образы в сновидениях, фантазиях и продуктах творческой деятельности нередко рассматриваются как выражение той жизненной энергии, которая еще не организована разумом и волей человека[2, с.81]. Психологический смысл животных образов связан с характером этого животного. Так, например, волк может выражать преданность, способность быть первопроходцем. Образ птицы связан с духовными проявлениями. Юнг обозначал, что птицы символизируют духов, ангелов, сверхъестественные силы, помогающие человеку. Образ дельфина является символом спасения, скорости и безопасности.

Все образы, выбранные контрольной группой носят более разнообразный характер, а у сирот образы более простые и однотипные.

Таким образом, мы выявили определенные отличия в образе «я» у подростков из полных семей, и подростков, воспитывающихся в детском доме. У сирот отсутствуют навыки общения и сотрудничества из-за невозможности развиваться в полноценном обществе; притупляется уровень умственного развития. Основным отличительным качеством так же является способность детей к состраданию, основным положительным качеством является доброта, в отличии от детей из полноценных семей, которые в первую очередь направлены на соискание свободы, лидерства, соперничества, спасения и безопасности- качеств, формирование которых на прямую зависит от развития в полноценной социальной среде.

Использованные источники:

1. Голик А.Н. Социальная психология сиротства. - М., 2004 г. -192 с.

2. А. Копытин, Б. Корт. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. Москва 2011 г.-124 с.

3. Т. Д. Зинкевич-Естигнева «Практикум по сказкотерапии» Спб 2000 г.-310 с.

4. Т. Д. Зинкевич-Естигнева, Д. Кудзилов «Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии» Спб 2003 г. -140 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.