Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА Я СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ВЕРБАЛЬНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИЕЙ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ'

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА Я СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ВЕРБАЛЬНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИЕЙ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ Я / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ГЕНДЕРНО-СТЕРЕОТИПИЗИРОВАННАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / НЕСТЕРЕОТИПИЗИРОВАННАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихонова Анна Александровна

Статья посвящена актуальной для развития самосознания личности в период поздней юности проблеме исследования гендерных особенностей образа Я студентов вуза с разной вербальной самопрезентацией. В исследовании участвовали молодые люди, проходившие обучение в вузе в 2009-2010 гг., а также современные студенты. В ходе психодиагностики респонденты представляли себя с помощью произвольно сочиненного псевдонима. В соответствии с этим все они были разделены на 3 группы: девушки с гендерно-стереотипизированной вербальной самопрезентацией, девушки с нестереотипизированной вербальной самопрезентацией и юноши. Исследование показало, что представительниц первой группы образ Я характеризуется более слабой содержательной наполненностью, меньшей направленностью на самосовершенствование, по сравнению с нестереотипно презентующими себя девушками. У юношей содержательность представлений о себе в большей мере ограничена профессией и карьерой либо получением материальных благ. Полученные результаты необходимо учитывать в психолого-педагогической работе со студентами, расширяющей их представления о себе и своем будущем и направленной на преодоление узких гендерно-стереотипизированных самопредставлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF STUDENTS’ SELF IMAGE WITH DIFFERENT VERBAL SELF-PRESENTATION: THE GENDER ASPECT

The article focuses on the relevant issue for the development of self-consciousness in late adolescence of the gender specificities of the self-image of university students with different verbal self-presentation. The study included young people who studied at the university in 2009-2010, as well as current students. During psychodiagnosis, respondents introduced themselves using a randomly composed pseudonym. Accordingly, all of them are divided into three groups: ladies with gender-stereotyped verbal self-presentation, ladies with non-stereotyped verbal self-presentation, and young men. The study defines that the representatives of the first group are characterized by a weaker content of self-image, less focus on self-improvement, compared to non-stereotypical girls who present themselves. Young men's ideas of self-image are more limited to their professions and careers, or to obtaining material benefits. The results obtained must be taken into account in psychological and pedagogical work with students, expanding their ideas about themselves and their future and aimed at overcoming narrow gender-stereotyped self-perceptions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА Я СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ВЕРБАЛЬНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИЕЙ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 2. С. 109-114. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 2. P. 109-114.

Научная статья УДК 159.922.8

https://doi.org/10.24158/spp.2023.2.14

Особенности образа Я студентов с разной вербальной самопрезентацией:

гендерный аспект

Анна Александровна Тихонова

Ульяновский педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия, anka.tixonowa@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальной для развития самосознания личности в период поздней юности проблеме исследования гендерных особенностей образа Я студентов вуза с разной вербальной самопрезентацией. В исследовании участвовали молодые люди, проходившие обучение в вузе в 2009-2010 гг., а также современные студенты. В ходе психодиагностики респонденты представляли себя с помощью произвольно сочиненного псевдонима. В соответствии с этим все они были разделены на 3 группы: девушки с ген-дерно-стереотипизированной вербальной самопрезентацией, девушки с нестереотипизированной вербальной самопрезентацией и юноши. Исследование показало, что представительниц первой группы образ Я характеризуется более слабой содержательной наполненностью, меньшей направленностью на самосовершенствование, по сравнению с нестереотипно презентующими себя девушками. У юношей содержательность представлений о себе в большей мере ограничена профессией и карьерой либо получением материальных благ. Полученные результаты необходимо учитывать в психолого-педагогической работе со студентами, расширяющей их представления о себе и своем будущем и направленной на преодоление узких гендерно-сте-реотипизированных самопредставлений.

Ключевые слова: образ Я, гендерные особенности, гендерно-стереотипизированная вербальная самопрезентация, нестереотипизированная вербальная самопрезентация

Для цитирования: Тихонова А.А. Особенности образа Я студентов с разной вербальной самопрезентацией: гендерный аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 2. С. 109-114. https://doi.org/10.24158/spp.2023.2.14.

Original article

Peculiarities of Students' Self Image with Different Verbal Self-Presentation:

The Gender Aspect

Anna A. Tikhonova

Ulyanovsk Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia, anka.tixonowa@yandex.ru

Abstract. The article focuses on the relevant issue for the development of self-consciousness in late adolescence of the gender specificities of the self-image of university students with different verbal self-presentation. The study included young people who studied at the university in 2009-2010, as well as current students. During psychodiagnosis, respondents introduced themselves using a randomly composed pseudonym. Accordingly, all of them are divided into three groups: ladies with gender-stereotyped verbal self-presentation, ladies with non-stereotyped verbal self-presentation, and young men. The study defines that the representatives of the first group are characterized by a weaker content of self-image, less focus on self-improvement, compared to non-stereotypical girls who present themselves. Young men's ideas of self-image are more limited to their professions and careers, or to obtaining material benefits. The results obtained must be taken into account in psychological and pedagogical work with students, expanding their ideas about themselves and their future and aimed at overcoming narrow gender-stereotyped self-perceptions.

Keywords: self-image, gender characteristics, gender-stereotyped verbal self-presentation, non-stereotyped verbal self-presentation

For citation: Tikhonova, A.A. (2023) Peculiarities of Students' Self Image with Different Verbal Self-Presentation: The Gender Aspect. Society: Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (2), 109-114. Available from: doi: 10.24158/spp.2023.2.14 (In Russian).

Представления о гендерных ролях и нормах интенсивно изменяются в современном обществе под влиянием продолжающегося процесса женской эмансипации, кризиса института семьи и брака, уменьшения иерархичности мужской и женской гендерных ролей. Происходя-

© Тихонова А.А., 2023

щие трансформации неоднозначно репрезентируются в СМИ и Интернете, что оказывает влияние на самосознание личности. Кроме того, если и мужчины, и женщины опираются в выстраивании образа Я на гендерные стереотипы и имеют узкий спектр жизненных отношений личности, что репрезентируется в их представлениях о себе, то их мотивация к саморазвитию снижается, сужаются возможности самоактуализации и самореализации. Чтобы предотвратить данную ситуацию, необходимо больше внимания уделять исследованию гендерной проблематики в психологии личности, особенно в позднем юношеском возрасте, когда происходит активное становление всех компонентов самосознания личности.

В большинстве научных работ гендер рассматривается как психологическое понятие, вмещающее в себя социальный, культурный и исторический контекст и характеризующее социальные представления о мужчине и женщине, об их психологических особенностях. Гендерные особенности Я-концепции, Я-образа и самосознания в той или иной мере исследовались такими авторами, как Т.В. Архиреева1, И.С. Клецина (2004), Н.Н. Аносова (2009), И.С. Кон (2002), В.В. Знаков (2019), В.В. Слободчиков и Е.И. Исаев2, А.А. Чекалина3, З. Фрейд4, К. Хорни (2002), А. Мене-гетти (2005), С. Бем (2004), И.Н. Тартаковская (2000) и др.

Ученые рассматривают влияние на гендерную социализацию рекламы, Интернета и СМИ, которые репрезентируют социально нормированные и одобряемые образцы поведения и самопрезентации, что закрепляет для мужчин и женщин легитимный дискурс (Тартаковская, 2000). Так, отмечается, что образ женщины подается как зависимый от мужчины, слабый, самореализующийся либо в домашних хлопотах, либо в обеспечении своей привлекательности (Юрчак, 1997). Мужчина же дефинируется как сильный, агрессивный, подчиняющий себе других ради самоутверждения, самодостаточный субъект (Юрчак, 1997). При этом в российской рекламе гендерные образы особенно стереотипизированы и жёстко патриархальны (Кон, 2002).

Проблема гендерной стереотипизации, влияющей на гендерную социализацию личности, характерна не только для СМИ и рекламы. Так, как показали исследования Л.В. Поповой, Т.Б. Котловой, А.В. Смирновой и др., даже школьные учебники транслируют патриархальные представления о роли мужчин и женщин в жизни общества, закрепляя за мужчиной сферу общественной жизни (работа, политика, бизнес), а за женщиной - приватной (дом, семья, дети), препятствуя ее профессиональному развитию, что осложняет условия гендерной социализации и мальчикам, и девочкам5.

Гендер оказывает огромное влияние на формирование Я-образа и Я-концепции человека, в том числе в юношеском возрасте, что с разных сторон исследуется современными авторами (И е! а1., 2022; Лучинкина, Сенченко, 2019; Самосадова, Сухарева, 2021).

Исследователями отмечалось, что у мужчин Я-концепция характеризуется большей направленностью на самоактуализацию в творчестве, а Я-образ проявляется преимущественно в сферах «работа», «любовь», «познание» (Андреева, 1998).

Самопрезентируемый образ «Я» женщины, по данным А.В. Визгиной, ориентирован на социальную желательность и отражает прежде всего «Я для других»; женщины чаще в самоописаниях прибегают к конструкциям самопреодоления, что показывает низкий уровень самопринятия и близости к себе (Визгина, 2013).

Самопрезентация в современной научной среде рассматривается как поведенческое выражение «образа Я», как часть имиджа (Семенова, 2009). Средством ее реализации становится поведение личности - речевое и невербальное, а также оформление внешнего облика и принадлежащих субъекту социальных символов. Тогда самопрезентацию в виде самонаименования через псевдоним или никнейм в Интернете можно рассматривать в большей мере как способ самовыражения.

Особую роль в этом отношении играет Сеть, которая позволяет человеку создать о себе в цифровом пространстве желаемое впечатление, сконструировать новую идентичность, изменить пол, возраст, внешность. Зачастую женщины представляют себя красотками с рекламы, а мужчины - «суперменами» (Затулий, Бурнаева, 2012). При этом, как показали многочисленные исследования, если в структуре Я-концепции имеет место зрелая личностная идентичность, человек наименее подвержен влиянию гендерных стереотипов, поэтому женщины, имеющие высокий уровень интеллектуального развития, наиболее объективно оценивают себя и наименее зависимы от социального одобрения6.

1 Архиреева Т.В. Психология родительства и детско-родительских отношений : учебно-методическое пособие. Великий Новгород, 2006. 214 с.

2 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе : учебное пособие. М., 2013. 395 с.

3 Чекалина А.А. Гендерная психология : учебное пособие. М., 2006. 254 с.

4 Фрейд З. Введение в психоанализ : лекции. М., 1989. 455 с.

5 Гендерная психология: практикум / И.С. Клецина [и др.]. СПб., 2009. 496 с.

6 Бендас Т.В. Гендерная психология : учебное пособие. СПб., 2005. 431 с.

Исследования тендерных особенностей временной перспективы будущего показали, что юноши формируют свои планы в основном в интервале одного дня и ориентируясь на себя. Девушки, думая о будущем, больше опираются на других людей (Шилова, 2019).

Однако в целом у молодых людей обоего пола представления о будущем совпадают, хотя девушки планируют свою будущую семейную жизнь значительно разнообразнее и ярче (Кани-щева, 2010).

Современная молодежь стремится выстраивать свой жизненный путь в области самореализации, опираясь на собственные личностные смыслы и приоритеты, в меньшей мере согласуя его с гендерными стереотипами.

Нами было проведено эмпирическое исследование особенностей образа Я у юношей и девушек, студентов 1-3 курсов УлГПУ (180 человек, возраст 17-22 года), обучающихся по разным направлениям подготовки («Физика и математика», «Журналистика», «Педагогика и психология», «Биология и химия»).

Целью работы было выявление особенностей образа Я студентов с разной вербальной самопрезентацией в зависимости от выраженности в ней гендерной стереотипизированности.

Гипотеза исследования заключалась в следующем: существуют различия в образе Я у девушек с гендерно-стереотипизированной и нестереотипизированной вербальной самопрезентацией, а также между девушками и юношами.

Студенты приняли участие в анонимном тестировании, обозначая себя с помощью произвольно сочиненного псевдонима или «никнейма». Такое самопредставление, отражающее в том числе гендерную самоидентификацию, рассматривалось как показатель гендерной стереотипизированности Я-образа.

В качестве методик исследования использовались: 1) тест М. Куна - Т. Макпартленда «20 утверждений на самоотношение», с помощью которого выявлялась глубина рефлексии, отношение к себе, представленность «физического Я», «социального Я», «рефлексивного Я» и отдельно - «глобального Я» в ответах респондентов, а также «перспективное Я», касающееся мыслей о своем «завтра»; 2) методика мотивационной индукции Ж. Нюттена, при помощи которой с использованием контент-анализа также выявлялись те аспекты представлений о себе, которые касаются будущего: темпоральная локализация целей и жизненных планов (актуальный период, близкое и отдаленное будущее, неопределенное время, «открытое настоящее» (планы по самовоспитанию и самосовершенствованию), историческое будущее народа, страны, человечества) (Нюттен, 2004). Также при помощи обеих методик и контент-анализа определялась содержательность представлений респондентов о себе как отражение преимущественно стандартов потребления (Я как обладатель материальных благ), семейных ролей, профессиональной деятельности («деятельное Я») или всех сфер жизни.

Для того чтобы выявить особенности представлений о себе у студентов с различной вербальной самопрезентацией в зависимости от наличия в ней гендерных стереотипов, мы разделили участников исследования (180 человек) на 3 группы.

В первую из них вошли девушки с нестереотипной (НС) вербальной самопрезентацией (ВСП) (88 человек), обозначившие себя инициалами или такими псевдонимами, которые не выглядят стереотипно «женственными», подчеркнуто инфантилизированными, а звучат нейтрально, например: Ширадо, Алиса, Звезда, Moonshine и т. п.

Вторую группу составили девушки с подчеркнуто гендерно-стереотипизированной (ГС) ВСП (49 человек). Они обозначили себя псевдонимами в подчеркнуто уменьшительно-ласкательной форме (Ленусик, Юленька, Кисюня), использовали для самонаименования персонажей из детской субкультуры (HelloKitty, Масяня, диснеевские принцессы) либо названия цветов (Роза, Ромашка, Маргаритка и т. п.), что является гендерно-стереотипизированным, традиционно фе-минным. Зачастую респондентки этой группы снабжали свою ВСП дополнительными средствами супра- и метаграфемики: писали или подчеркивали свои псевдонимы розовыми фломастерами, иллюстрировали их дополнительными рисунками в виде «смайликов», цветов и пр.

В 3 группу вошли все юноши. Вследствие их малочисленности (всего 43 человека) и чрезвычайной сложности разграничения их ВСП на гендерно-стереотипизированную и нестереотипи-зированную (поскольку гендерно окрашенный мужской образ в целом ближе к обобщенному образу взрослого самостоятельного человека и субъекта) они не были разделены на соответствующие подгруппы.

При этом мы поставили дополнительную задачу выявить различия в представлениях о себе у студенческой молодежи 2009-2010 гг. (100 чел.) и современного периода (обучающиеся 1-3 курсов, 2021-2022 г., 80 чел.). Это обусловлено тем, что за последние 12 лет в обществе произошли заметные изменения: благодаря соцсетям среди молодежи повысилась популярность движений как за социальное и гендерное равенство, так и отчасти за возврат к патриархальному традиционализму. Глобальные события в начале 2020-х гг. (пандемия коронавируса,

украинский кризис) могли оказать дестабилизирующее влияние на представления молодежи о своем будущем.

Соответственно, в нашем эмпирическом исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Сравнение представлений о себе у девушек с нестереотипизированной ВСП (вербальной самопрезентацией), девушек с гендерно-стереотипизированной ВСП, а также девушек и юношей.

2. Сравнение представлений о себе у студентов 2009-2010 гг. и современных обучающихся вузов в каждой из трех групп.

С использованием критерия Манна - Уитни было обнаружено, что:

1) в 2009-2010 гг. у юношей было более выражено «глобальное Я» в представлениях о себе, содержащее абстрактные образы (например, «Я часть Вселенной») (р = 0,037), что показывает определенный интерес к абстрактным философским вопросам и рефлексии над своим местом в мире;

2) у девушек с НС (нестереотипной) ВСП среди представлений о своем будущем оказались более, чем у ГС девушек (р = 0,046), выражены планы открытого настоящего, связанные с самосовершенствованием, возможно, оттого что стереотипизированное представление о женщине предписывает ей самосовершенствование лишь в ограниченных сферах жизни, таких как внешность, отношения, домашнее хозяйство.

Сравнение по критерию Фишера показало:

1) у девушек с ГС ВСП в содержании представлений о себе были больше выражены семейные роли (18,8 % респонденток с ГС ВСП и лишь 2,8 % - с НС ВСП, р < 0,01), что соответствует традиционным представлениям о женской гендерной роли;

2) девушки с ГС ВСП в большей мере связывали свое будущее с долгосрочными планами (28,1 % против 8,3 % у участниц исследования с НС ВСП), т.к. эти планы чаще касались семьи, детей, а респондентки с НС ВСП - с самосовершенствованием и саморазвитием (9,4 % против 27,8 %), р < 0,05;

3) у юношей в содержании представлений о себе доминировали профессиональная деятельность и карьера (34,4 % против 16,7 % у девушек, р < 0,05), что соотносится с традиционными представлениями о мужской гендерной роли.

В группе современной молодежи (2021-2022 гг.) сравнение аналогичных показателей с помощью тех же статистических критериев позволило обнаружить следующее:

1) у девушек по сравнению с юношами более выражено явно позитивное отношение к себе, представляемое в виде эпитетов соответствующей эмоциональной окраски (57,7 % против

27.3 % у юношей, р < 0,05), и менее выражено - противоречивое, что следует из акцентирования респондентками не только положительных своих сторон, но и недостатков (72,7 % - у юношей и

40.4 % - у девушек, р < 0,05). Полученные результаты соответствуют выводам В.В. Столина (Столин, 1983), сделанным еще в ХХ веке, согласно которым самоотношение у женщин менее дифференцированно, что показывает его сравнительную незрелость, поскольку традиционная женская гендерная роль предполагает ориентацию на одобрение других;

2) у 9,6 % девушек встречается ограничение содержательности представлений о себе семейными ролями: при ГС ВСП - больше, чем при НС вСп, р < 0,05, что соотносится с традиционными представлениями о женской роли; у юношей такой тип саморепрезентации не обнаружился вовсе;

3) среди девушек с ГС ВСП не обнаружено таких, у которых преобладали бы цели самосовершенствования в представлениях о своем будущем; напротив, среди респонденток с НС ВСП ориентация на личностный рост была выявлена у 17,3 % девушек;

4) среди юношей встречаются (9,1 %) самопредставления, ограниченные материальным потреблением (квартира, машина, дача и т. д.); у девушек подобного не обнаружено;

5) у 27,3 % юношей, принявших участие в исследовании, было выявлено наличие «глобального Я» среди Я-высказываний, у девушек подобные проявления отсутствовали.

Таким образом, планы самосовершенствования более выражены у девушек с НС ВСП, чем с ГС. Содержательность представлений о себе в большей мере ограничена семейными ролями у респонденток с ГС, чем с НС ВСП, и у девушек больше, чем у юношей. Молодые люди чаще репрезентируют представление о себе с позиции «глобального Я»; они характеризуются более противоречивым самоотношением, чем девушки, что проявляется в большей мере ограничениями профессией и карьерой либо потреблением материальных благ.

С применением критерия Манна - Уитни было выявлено, что:

1) для современных девушек с НС ВСП и с ГС ВСП по сравнению с аналогичными группами в 2009-2010 гг. характерен более высокий уровень самоанализа (р = 0,001 и р = 0,019), сильнее выражено «рефлексивное Я» (р = 0,05 и р = 0,001). Возможно, это результат того, что обилие информации в интернет-пространстве создает много разнообразных возможностей для самоидентификации и требует рефлексии. Кроме того, в ответах современных студенток более представлено будущее неопределенного времени (р = 0,002 и р = 0,044), т.е. их планы на будущее

менее конкретны. Возможно, последнее связано с глобальной неопределенностью вследствие последних кризисных исторических событий. При этом при НС ВСП среди участников исследования отмечалась более высокая содержательность (р = 0,005) представлений о себе. При ГС ВСП у современных студентов оказалось больше представлено «глобальное Я» (р = 0,025) и менее - «социальное Я» (р = 0,001); они чаще выбирают цели близкого будущего (р = 0,049), однако имеют слабые представления о своем отдаленном будущем (р = 0,0001), возможно, это также является следствием современной глобальной ситуации;

2) у современных юношей по сравнению с их сверстниками в 2009-2010 гг. был также выявлен более высокий уровень рефлексии (р = 0,003), содержательности представлений о себе (р = 0,032), выраженности «рефлексивного Я» (р = 0,029) и «глобального Я» (р = 0,002), меньше представленность «социального Я» (р = 0,003).

Применение критерия Фишера показало, что:

1) у современных девушек с НС ВСП более выражены представления о себе, связанные с целостной картиной будущего (80,8 и 55,6 % соответственно, р < 0,05);

2) среди сегодняшних обучающихся женского пола с ГС ВСП ни у кого не преобладают планы самосовершенствования и «историческое будущее» (14,9 % - в группе студентов прошлых лет), что подтверждает большую узость их жизненных планов;

5) среди современных юношей также чаще встречается преобладание целей и планов неопределенного времени (54,5 %).

Результаты сравнения студентов разных периодов обучения показывают, что у современной молодежи более высок уровень рефлексии, содержательность представлений о себе, однако представления о будущем, возможно, под влиянием текущего исторического момента, стали более расплывчатыми и ограниченными во временном аспекте.

Подводя итог проведенного исследования, необходимо отметить, что гипотеза о наличии различий в особенностях образа Я между девушками с гендерно-стереотипизированной и несте-реотипизированной вербальной самопрезентацией, а также между девушками и юношами доказана: при ГС ВСП у студенток вуза проявляются особенности образа Я, свидетельствующие о его более слабой содержательной наполненности, меньшей направленности на самосовершенствование по сравнению с нестереотипно презентирующими себя участницами исследования. Юноши, в отличие от девушек, чаще репрезентируют «глобальное Я». У них содержательность представлений о себе в большей мере ограничена профессией и карьерой (в 2009-2010 гг.), а также потреблением материальных благ (в современности).

На наш взгляд, комплексная психолого-педагогическая работа со студентами, расширяющая их представления о себе и своем будущем и направленная на преодоление упрощенных гендерно-стереотипизированных самопредставлений, будет способствовать усилению содержательной наполненности образа Я и актуализации у молодежи планов по самосовершенствованию.

Список источников:

Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. СПб., 1998. 210 с.

Аносова Н.Н. Гендерная манипуляция в сфере межличностных отношений // Гендерная психология. СПб., 2009. С. 433-443.

Бем С.Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М., 2004. 332 с.

Визгина А.В. Гендерные особенности процессов самосознания и самоотношения // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 29. С. 43-54.

Затулий А.И., Бурнаева Е.М. Гендерные идеалы: особенности самопрезентации пользователей интернета // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012. № 1 (24). С. 297-304.

Знаков В.В. Самосозидание человека - новый этап развития психологии субъекта // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Т. 9, № 2. С. 112-122. https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.201.

Канищева М.А. Гендерные особенности построения образов возможного будущего в юношеском возрасте // Современные направления теоретических и прикладных исследований - 2010. Одесса, 2010. С. 50-52.

Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб., 2004. 404 с.

Кон И.С. История и теория мужских исследований // Гендерный калейдоскоп. М., 2002. С. 188-242.

Лучинкина А.И., Сенченко В.В. Гендерные особенности восприятия своего физического Я молодежью // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 12 (178). С. 399-404. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2019.12.399-404.

Менегетти А. Психосоматика: новейшие достижения. М., 2005. 354 с.

Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М., 2004. 608 с.

Самосадова Е.В., Сухарева Н.Ф. Гендерные особенности Я-концепции в юношеском возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 344-351.

Семенова Л.М. Генезис и современное состояние проблемы формирования профессионального имиджа // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 326. С. 194-199.

Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 284 с.

Тартаковская И.Н. Мужчина и женщина на страницах современных российских газет: дискурсивный анализ // Рубеж. 2000. № 15. С. 168-241.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. СПб., 2002. 224 с.

Шилова Н.П. Гендерные особенности формирования временной перспективы будущего в юношеском возрасте // Психолог. 2019. № 5. С. 66-72. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2019.5.31066.

Юрчак А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине в российской телевизионной рекламе // Семья, гендер, культура. М., 1997. С. 389-399.

Li J., Liu Y., Song J. The Relationship between Gender Self-Stereotyping and Life Satisfaction: the Mediation Role or Relational Self-Esteem and Personal Self-Esteem // Frontiers in Psychology. Personality and Social Psychology. 2022. Vol. 12. Р. 769549. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.769459.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Andreeva, T. V. (1998) Sotsial'naya psikhologiya semeinykh otnoshenii [Social Psychology of Family Relations]. St. Petersburg. 210 р. (In Russian).

Anosova, N. N. (2009) Gendernaya manipulyatsiya v sfere mezhlichnostnykh otnoshenii [Gender Manipulation in Interpersonal Relationships]. In: Gendernaya psikhologiya. St. Petersburg, рр. 433-443. (In Russian).

Bem, S. L. (2004) The Lenses of Gender. Transforming the Debate on Sexual Inequality. Moscow. 332 р. (In Russian).

Kanishcheva, M. A. (2010) Gendernye osobennosti postroeniya obrazov vozmozhnogo budushchego v yunosheskom voz-raste [Gender Characteristics of the Construction of Images of the Possible Future in Adolescence]. In: Sovremennye napravleniya teoreticheskikh i prikladnykh issledovanii - 2010. Odessa, рр. 50-52. (In Russian).

Khorni, K. (2002) Nevroticheskaya lichnost' nashego vremeni [The Neurotic Personality of Our Time]. St. Petersburg. 224 р. (In Russian).

Kletsina, I. S. (2004) Psikhologiya gendernykh otnoshenii: teoriya i praktika [Psychology of Gender Relations: Theory and Practice]. St. Petersburg. 404 р. (In Russian).

Kon, I. S. (2002) Istoriya i teoriya muzhskikh issledovanii [History and Theory of Male Studies]. Gendernyi kaleidoskop. Moscow, рр. 188-242. (In Russian).

Li, J., Liu, Y. & Song, J. (2022) The Relationship between Gender Self-Stereotyping and Life Satisfaction: the Mediation Role or Relational Self-Esteem and Personal Self-Esteem. Frontiers in Psychology. Personality and Social Psychology. 12, 769549. Available from: doi:10.3389/fpsyg.2021.769459.

Luchinkina, A. I. & Senchenko, V. V. (2019) Gender Features of Perception of Physical I-Self among the Young People. Uchenye ZapiskiUniversitetaImeniP.F. Lesgafta. (12 (178)), 399-404. Available from: doi:10.34835/issn.2308-1961.2019.12.399-404. (In Russian).

Menegetti, A. (2005) Psikhosomatika: noveishie dostizheniya [Psychosomatics: the Latest Achievements]. Moscow. 354 р. (In Russian).

Nyutten, Zh. (2004) Motivatsiya, deistvie i perspektiva budushchego [Motivation, Action and Prospects for the Future]. Moscow. 608 р. (In Russian).

Samosadova, E. V. & Sukhareva N. F. (2021) Gender Features of "I-Concepts" in Youth. Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovaniya. (72-4), 344-351. (In Russian).

Semyonova, L. M. (2009) The Genesis and Modern State of the Problem of Professional Image-Forming. Tomsk State University Journal. (326), 194-199. (In Russian).

Shilova, N. P. (2019) Gender Features of Formation a Time Perspective in Adolescence. Psikholog. (5), 66-72. Available from: doi:10.25136/2409-8701.2019.5.31066. (In Russian).

Stolin, V. V. (1983) Samosoznanie lichnosti [Self-Consciousness of the Individual]. Moscow. 284 р. (In Russian).

Tartakovskaya, I. N. (2000) Muzhchina i zhenshchina na stranitsakh sovremennykh rossiiskikh gazet: diskursivnyi analiz [A Man and a Woman on the Pages of Modern Russian Newspapers: Discursive Analysis]. Rubezh. (15), 168-241. (In Russian).

Vizgina, A. V. (2013) Gender Differences of Self-Comprehension and Self-Relation. Lichnost', sem'ya iobshchestvo: voprosy pedagogiki ipsikhologii. (29), 43-54. (In Russian).

Yurchak, A. (1997) Mif o nastoyashchem muzhchine i nastoyashchei zhenshchine v rossiiskoi televizionnoi reklame [The Myth of a Real Man and a Real Woman in Russian Television Advertising]. In: Sem'ya, gender, kul'tura. Moscow, рр. 389-399. (In Russian).

Zatuliy, A. I. & Burnaeva, E. M. (2012) Gender Ideals: the Features of Self-Presentation of the Internet Users. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. (1 (24)), 297-304. (In Russian).

Znakov, V. V. (2019) Human Self-Creation - a New Stage in the Development of the Subject's Psychology. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya. 9 (2), 112-122. Available from: doi:10.21638/spbu16.2019.201. (In Russian).

Информация об авторе А.А. Тихонова - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Ульяновского педагогического университета имени И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=694141

Information about the author A.A. Tikhonova - PhD in Psychology, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Psychology, Ulyanovsk Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=694141

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 18.01.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 08.02.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.