Научная статья на тему 'Гендерные особенности использования лжи студентами университета'

Гендерные особенности использования лжи студентами университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
347
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Ключевые слова
ложь / виды лжи / гендерные особенности / студенты / lie / types of lies / gender / students.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толкач Ирина Фёдоровна

Статья посвящена исследованию гендерных особенностей использования различных видов лжи студентами технического университета. Изучены различия применения юношами и девушками следующих видов лжи: этикетной лжи, лжи во благо, лжи-фантазии, лжи-оправдания, лжи-умолчания, лжи-сплетни, лжи-самопрезентации и мотивов лжи. Проранжированы полученные результаты. Установлено, что в наибольшей степени и юноши, и девушки применяют ложь-умолчание, ложь-самопрезентацию и этикетную ложь. Реже употребляется ложь-сплетня, ложь-оправдание, ложь во благо. В наименьшей степени респонденты обращаются ко лжи-фантазии и мотивам лжи. В результате исследования существенных различий между использованием разных видов лжи между юношами и девушками не выявлено. Однако по всем видам лжи, кроме лжи-оправдания и лжи во благо, средние значения девушек незначительно выше, чем у юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER-SPECIFIC FEATURES OF UNIVERSITY STUDENTS’ USE OF LIES

The article is devoted to the study of gender characteristics of the use of various types of lies by students of the technical university. The differences between the use of the following lies’ types by young men and women are studied: lies on etiquette, lie for good, lie-fantasy, lie-justification, lies of omission, lie-gossip, lie-self-presentation and motives of lie. The results obtained are ranked. It has been found that both men and women use lies of omission, lie-self-presentation and lies on etiquette to the greatest extent. Less often they use lie-gossip, lie-justification, lie for good. Respondents are least likely to turn to lie-fantasies and motives for lie. As a result of the study, there were no significant differences between the use of different lies’ types between men and women. However, for all types of lies, except for lie-justification and lie for good, the average values of women are slightly higher than those of men.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности использования лжи студентами университета»

УДК 159.9.07

DOI 10.24411/2409-3203-2020-12267

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЖИ СТУДЕНТАМИ

УНИВЕРСИТЕТА

Толкач Ирина Фёдоровна

канд. искусствоведения, доцент доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин УО БГАТУ

Беларусь, г. Минск

Аннотация: Статья посвящена исследованию гендерных особенностей использования различных видов лжи студентами технического университета. Изучены различия применения юношами и девушками следующих видов лжи: этикетной лжи, лжи во благо, лжи-фантазии, лжи-оправдания, лжи-умолчания, лжи-сплетни, лжи-самопрезентации и мотивов лжи. Проранжированы полученные результаты. Установлено, что в наибольшей степени и юноши, и девушки применяют ложь-умолчание, ложь-самопрезентацию и этикетную ложь. Реже употребляется ложь-сплетня, ложь-оправдание, ложь во благо. В наименьшей степени респонденты обращаются ко лжи-фантазии и мотивам лжи. В результате исследования существенных различий между использованием разных видов лжи между юношами и девушками не выявлено. Однако по всем видам лжи, кроме лжи-оправдания и лжи во благо, средние значения девушек незначительно выше, чем у юношей.

Ключевые слова: ложь, виды лжи, гендерные особенности, студенты.

GENDER-SPECIFIC FEATURES OF UNIVERSITY STUDENTS' USE OF LIES

Tolkach Irina F.

PhD Art criticism, associate professor, associate professor of the Department of social and

humanitarian disciplines of BSATU Belarus, Minsk

Abstract: The article is devoted to the study of gender characteristics of the use of various types of lies by students of the technical university. The differences between the use of the following lies' types by young men and women are studied: lies on etiquette, lie for good, lie-fantasy, lie-justification, lies of omission, lie-gossip, lie-self-presentation and motives of lie. The results obtained are ranked. It has been found that both men and women use lies of omission, lieself-presentation and lies on etiquette to the greatest extent. Less often they use lie-gossip, lie-justification, lie for good. Respondents are least likely to turn to lie-fantasies and motives for lie. As a result of the study, there were no significant differences between the use of different lies' types between men and women. However, for all types of lies, except for lie-justification and lie for good, the average values of women are slightly higher than those of men.

Keywords: lie, types of lies, gender, students.

Начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни, человек для реализации своих целей использует ложь. Именно поэтому феномен лжи интересует ученых разных направлений, исследуются разные аспекты лжи: нравственный, этический, философский, психологический, социальный, биологический. В самом общем плане ложь трактуется как сознательное, намеренное искажение истины, неправда, обман. П. Экман, американский

профессор психологии, определяет ложь как «действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды» [ 1, с. 22].

Ученые выделяют различные виды лжи. Например, психофизиолог Ю.В. Щербатых приводит следующую классификацию лжи на основании выгоды: обманывающий извлекает выгоду нанося вред другому; обманывающий извлекает выгоду без нанесения вреда другому; обман не приносит выгоды никому (обман из вредности); обман приносит пользу другому человеку; никто не получает выгоды от обмана (фантазии) [2, с. 29]. П. Экман разделяет ложь на два основных вида: умолчание как сокрытие правды и искажение как сообщение ложной информации [1, с. 22]. И.П. Шкуратова выделяет следующие виды лжи: умолчание, сокрытие, этикетная ложь, ложь во благо, заблуждение, фантазия, самопрезентация, розыгрыш, самооправдание, наговор (сплетня), мошенничество (надувательство), предательство, ложь как атрибут профессии [3, с. 127131].

Не претендуя на исчерпывающий список классификаций лжи, следует отметить разнообразие подходов к классификациям и важность осознания использования определенных видов лжи для каждого человека. Ведь только осознание дает возможность минимизировать ложь в повседневной жизни. Этим определяется актуальность данной темы.

Для исследования особенностей использования лжи юношами и девушками был использован опросник «Виды лжи» И.П. Шкуратовой [4]. Опросник содержит 46 утверждений, каждый из которых имеет четыре варианта ответа (утверждение очень характерно, характерно, мало характерно или совсем не характерно для испытуемых). Все утверждения разбиты на 8 шкал - видов лжи, максимальное значение по каждой шкале - 18 баллов. И.П. Шкуратова предложила следующие виды лжи: этикетную ложь, ложь во благо, ложь-фантазию, ложь-оправдание, ложь-умолчание, ложь-сплетню, ложь-самопрезентацию и мотивы лжи. Исследование проводилось в группе студентов специальности «экономика и организация производства в отраслях агропромышленного комплекса» Белорусского государственного аграрного технического университета. Из них 8 юношей и 13 девушек.

Полученные результаты опроса отражены на графике.

Наибольшее значение в группах юношей и девушек имеет ложь-умолчание. Среднее значение среди юношей - 10 баллов, среди девушек - 10,23 балла. Студенты достаточно часто предпочитают не оповещать своих родных, близких, знакомых, коллег о своих планах. В разговорах они стараются сообщать минимум информации о себе, своих поступках, желаниях, чувствах, делах. Переживают, если сказали что-нибудь лишнее о

себе. Респонденты умалчивают личную информацию исходя из разных побуждений. Им не хочется, чтобы кто-то контролировал их жизнь, они предпочитают не волновать ближних, стараются сохранить неприкосновенность своей семейной жизни.

Следующей по рангу для юношей следует ложь-самопрезентация со средним значением 8,38 балла, для девушек - этикетная ложь со средним значением 9,54 балла. Студенты-юноши любят преувеличить свои способности, возможности, достижения, таланты, социальный статус как при общении с противоположным полом, так и при приеме на работу, в разговорах с начальством и коллегами по работе, в разговоре с совершенно незнакомыми людьми. Они считают допустимым завысить свой уровень образования, доходов, жизни, навыки и умения.

Девушки предпочитают чаще использовать этикетную ложь. Лица женского пола способны умалчивать о своих истинных желаниях, эмоциях, потребностях и чувствах, предпочитая следовать морально-нравственным нормам и общепринятым правилам поведения. Так, например, девушки предпочитают делать вид, что рады приходу гостей, даже если это не соответствует действительности. Они стараются проявить вежливость, даже если гости чрезмерно задержались у них. Респондентки не осаждают собеседника, пропускают обидные слова и принижения их качеств, стараясь избежать конфликта и боясь показаться невоспитанными.

Третью позицию у юношей занимает этикетная ложь (среднее значение 7,38 балла), а у девушек - ложь-самопрезентация со средним значением 7,92 балла. При этом поведение при этикетной лжи и лжи-самопрезентации, описанные выше, у студентов проявляется в меньшей степени, чем соответствующие виды лжи у студенток.

Четвертый ранг у юношей занимает ложь-сплетня (среднее значение 7,13 балла), у девушек на четвертом месте ложь во благо (среднее значение 7,54 балла). Ложь-сплетня у девушек занимает 6 место (среднее значение 6 баллов), ложь во благо у юношей также занимает 6 позицию (среднее значение 6,38 балла ). Студенты не считают зазорным передавать сплетни, не проверяют истинность того, что они говорят, сами распространяют неверную информацию, признают сплетни на работе достаточно безобидным занятием.

Используя ложь во благо, студенты считают, что сокрытие некоторой информации может принести либо пользу другим людям, либо дать им возможность избежать нежелательных переживаний.

Пятый ранг и у юношей, и у девушек занимает ложь-оправдание со средним значением 7 баллов. Студенты оправдывают свое поведение, когда чувствуют себя виноватыми, когда не выполняют обязательств, когда стремятся сохранить отношения любой ценой. Они могут придумать несуществующие причины, аргументы, ситуации для сокрытия своих неблаговидных поступков.

На 7 позиции у юношей стоит ложь-фантазия (среднее значение 5,75 балла), у девушек - мотивы лжи (среднее значение 5,85 балла). На 8 позиции, наоборот, у юношей -мотивы лжи (среднее значение 5,25 балла), у девушек - ложь-фантазия (среднее значение 5,69 балла). Студенты достаточно редко прибегают как к лжи-фантазии, так и мотивам лжи. Однако они отмечают, что приукрашивают свои слова, чтобы произвести впечатление и развеселить собеседников, преувеличивают свои достижения, когда рассказывают о себе. Им нравится слушать истории, в которых рассказчики много фантазируют и создают увлекательные сюжеты.

Юноши и девушки также иногда приписывают себе различные мотивы лжи. Они оправдывают свою ложь тем, что хотят произвести благоприятное впечатление о себе, сохранить тайну частной жизни, не испортить отношения с окружающими, сберечь чувства родных и близких, избежать упреков своего окружения.

Полученные данные, представленные в порядке убывания, отражены в таблице 1.

Таблица 1. Ранжирование видов лжи среди юношей и девушек

ранг юноши девушки

1 ложь-умолчание ложь-умолчание

2 ложь-самопрезентация этикетная ложь

3 этикетная ложь ложь-самопрезентация

4 ложь-сплетня ложь во благо

5 ложь-оправдание ложь-оправдание

6 ложь во благо ложь-сплетня

7 ложь-фантазия мотивы лжи

8 мотивы лжи ложь-фантазия

Как видим, использование различных видов среди юношей и девушек не имеет существенных различий. Однако по всем видам лжи, кроме лжи-оправдания и лжи во благо, средние значения девушек незначительно выше, чем у юношей. В наибольшей степени студенты используют ложь-умолчание, ложь-самопрезентацию и этикетную ложь. Ложь-сплетня, ложь-оправдание, ложь во благо применяется реже. В наименьшей степени студенты обращаются к лжи-фантазии и мотивам лжи. Несмотря на то, что средние значения всех видов лжи (максимальное среднее значение 10,23 балла, минимальное среднее значение 5,25 балла из 18 возможных) достаточно невысокие, обращение ко лжи можно минимизировать, а в некоторых случаях лжи можно совсем избежать. Минимизация лжи позволяет выстраивать более открытые, доверительные отношения, а, следовательно, повышать эффективность межличностного взаимодействия и качество жизни в целом.

Список литературы:

1. Экман П. Психология лжи / науч. ред. В.В. Знаков; пер. с англ. Н. Исуповой и др. - СПб.: Питер, 2010. - 255 с.

2. Щербатых Ю.В. Искусство обмана. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 720 с.

3. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении. - Ростов на Дону: изд-во ЮФУ, 2009. - 192 с.

4. Шкуратова И.П. Виды лжи URL: https://irshkuratova.ru/researches.html (дата обращения: 01.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.