Научная статья на тему 'Особенности образа отца у подростков из неполных семей в Республике Тыва'

Особенности образа отца у подростков из неполных семей в Республике Тыва Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
179
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ОТЦА / МАЛЬЧИКИ / ДЕВОЧКИ / РАЗВЕДЁННЫЕ / ОСИРОТЕВШИЕ / ПОЛНАЯ СЕМЬЯ / FATHER IMAGE / BOYS / GIRLS / DIVORCED / ORPHANED / FULL FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салчак Ая Михайловна

В статье приведен теоретический анализ особенностей социальной перцепции в сознании подростков из неполных семей в Республике Тыва. В исследовании представлены результаты сравнительного анализа образа отца тувинских подростков из полных и неполных семей разного типа. В данном исследовании приняли участие 168 человек из них 62 - мальчиков, 104 - девочек. Возраст испытуемых 13-14 лет. Изучение образа отца проводилась с помощью методики СОЧ(И) - структура образа человека (иерархическая) В. Л. Ситникова. По данной методике выделена ранговая структура различных образов отца мальчиков и девочек из разных типов семей на основе количественного сравнения использования характеристик различных модальности. Анализ образа отца у подростков проводился с учетом половой принадлежности. У тувинских подростков преобладает два типа образа отца в зависимости от типа семьи. Для подростков из осиротевших и разведенных семей характерен стереотипный образ отца, сформированный на основе традиционных представлений, тувинской культуре. Образ отца подростков из полных семей, как правило, отличается индивидуальностью, так как он отражает не обобщенный культурой собирательный образ, а конкретные представления о реальном человеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMAGE OF A FATHER IN ADOLESCENTS FROM SINGLE-PARENT FAMILIES IN THE REPUBLIC OF TUVA

The article presents a theoretical analysis of the features of social perception in the minds of teenagers from single-parent families in the Republic of Tyva. The study presents the results of a comparative analysis of the image of the father of Tuvan teenagers from full and incomplete families. This study involved 168 participants, including 62 boys and 104 girls. The age of the participants is 13 -14 years old. The study of the image of the father was carried out using the SPI(H) technique - the Structure of a Person’s Image (Hierarchical) by V. L. Sitnikov. According to this method, the rank structure of different images of the father of boys and girls from different types of families is determined basing on a quantitative comparison of the use of characteristics of different modalities. The analysis of the image of the father in adolescents was carried out taking into account gender. Tuvan teenagers have two types of father image, depending on the type of family. For teenagers from orphaned and divorced families, a stereotypical image of the father is typical, formed on the basis of traditional ideas in Tuvan culture. The image of the father of teenagers from full families, as a rule, differs in individuality, since it reflects not a generalized collective image of culture, but specific ideas about a real person.

Текст научной работы на тему «Особенности образа отца у подростков из неполных семей в Республике Тыва»

УДК 159.9.075

doi 10.24411/2221-0458-2020-10038

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ОТЦА У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Салчак А.М.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

FEATURES OF THE IMAGE OF A FATHER IN ADOLESCENTS FROM SINGLE-PARENT FAMILIES IN THE REPUBLIC OF TUVA

A.M. Salchak Tuvan State University, Kyzyl

В статье приведен теоретический анализ особенностей социальной перцепции в сознании подростков из неполных семей в Республике Тыва. В исследовании представлены результаты сравнительного анализа образа отца тувинских подростков из полных и неполных семей разного типа. В данном исследовании приняли участие 168 человек из них 62 - мальчиков, 104 - девочек. Возраст испытуемых 13-14 лет. Изучение образа отца проводилась с помощью методики СОЧ(И) - структура образа человека (иерархическая) В. Л. Ситникова. По данной методике выделена ранговая структура различных образов отца мальчиков и девочек из разных типов семей на основе количественного сравнения использования характеристик различных модальности. Анализ образа отца у подростков проводился с учетом половой принадлежности. У тувинских подростков преобладает два типа образа отца в зависимости от типа семьи. Для подростков из осиротевших и разведенных семей характерен стереотипный образ отца, сформированный на основе традиционных представлений, тувинской культуре. Образ отца подростков из полных семей, как правило, отличается индивидуальностью, так как он отражает не обобщенный культурой собирательный образ, а конкретные представления о реальном человеке.

Ключевые слова: образ отца; мальчики; девочки; разведённые; осиротевшие; полная; семья

The article presents a theoretical analysis of the features of social perception in the minds of teenagers from single-parent families in the Republic of Tyva. The study presents the results of a comparative analysis of the image of the father of Tuvan teenagers from full and incomplete families. This study involved 168 participants, including 62 boys and 104 girls. The age of the

participants is 13 -14 years old. The study of the image of the father was carried out using the SPI(H) technique - the Structure of a Person's Image (Hierarchical) by V. L. Sitnikov. According to this method, the rank structure of different images of the father of boys and girls from different types of families is determined basing on a quantitative comparison of the use of characteristics of different modalities. The analysis of the image of the father in adolescents was carried out taking into account gender. Tuvan teenagers have two types of father image, depending on the type of family. For teenagers from orphaned and divorced families, a stereotypical image of the father is typical, formed on the basis of traditional ideas in Tuvan culture. The image of the father of teenagers from full families, as a rule, differs in individuality, since it reflects not a generalized collective image of culture, but specific ideas about a real person.

Keywords: father image; boys; girls; divorced; orphaned; full, family

Образ - это всегда субъективное отражение реальности и всегда будет отличаться от самой реальности. Образ сам может становиться реальностью, которая оказывает в свою очередь влияние на последующее сознание действительности. Образ отражается в сознании, как бы фиксируется в нем в том или ином виде.

Исследования, направленные на изучение роли отца в детско-родительских отношениях отмечены в работах таких ученных как: А. Адлер, А.И. Захарова, И.С. Кон, СВ. Липпо, Р.В. Манерова, Р.В. Овчаровой, А.А. Реан, А. В. Рыжкова, В.Л. Ситникова, Ю.А. Токаревой, З. Фрейда [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11]. В нашем исследовании также нас интересовало отражение социальных, психических и этнических особенностей образа отца у тувинских подростков.

А. Адлер указывает на главную роль отца в становлении у ребенка социального

интереса. Для начала у отца, должно присутствовать положительное отношение к жене, работе и обществе. При этом его сложившийся социальные установки должны проявляться и в отношении с ребенком. По мнению А.Адлера, идеальный отец - это тот, который относится к своим детям как равным себе и принимает участие вместе с женой в их воспитании. Как отмечает А. Адлер отцу лучше всего избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма [1].

В работах Захарова А.И. убедительно показано влияние общения отца с мальчиком на формирования у него «образа себя как родителя». Так, отмечается, что в ситуации недостаточного опыта общения с отцом, отсутствия должной модели мужской идентификации у мальчика происходит ослабевание отцовских чувств, искажение модели

родительского поведения в будущем. Примечательно, что «образ отца» у ребенка существует и формируется вне зависимости от наличия или отсутствие реального отца в семье. При разводе или смерти отца он продолжает присутствовать в форме некого мифа или символа, «образа» [2].

Цель данной работы заключается в выявлении особенностей образа отца мальчиков и девочек подросткового возраста из неполных семей в Республике Тыва. Среди важных задач можно выделить: сравнение и выявление особенностей образа отца у подростков из полных и неполных семей разного типа.

Можно предположить, что особенности «образа отца» имеют свою специфику в зависимости от типа семьи и пола подростка.

В исследовании приняли участие 168 человек из них мальчиков 62 (20 - из полных семей, 32 - из осиротевших семей, 10 - из разведенных семей), девочек - 104 (44 - из полных семей, 34 - из осиротевших семей, 26 - из разведенных семей). Возраст испытуемых - 13 - 14 лет.

Изучение образа отца проводилась с помощью методики СОЧ(И) - структура образа человека (иерархическая) В. Л. Ситникова. Методика «СОЧ(И)» состоит из двух частей: вербальной и

невербальной. Первая из них дает возможность сбора вербальной, в той или иной степени осознаваемой информации; вторая позволяет получить данные об интуитивной, мало осознаваемой, невербализованной и неструктурированной группе представлений о человеке[10].

Данная методика позволяет выявить компоненты перцептивных образов и их конкретные качества, характеристики, определения. Методика основана на том, что в структуре представлений о человеке были разделены по следующим категориям (конвенциональные,

мотивационно-волевые, деятельностные, интеллектуальные, характеристики

социального интеллекта, поведенческие, социальные, телесные, эмоциональные, метафорические, акизитивные

характеристики) [9].

Мы исследовали образ отца подростков 13-14 лет из полных, осиротевших и разведенных семей. Предпринята попытка сравнить образ отца у девочек из полных и осиротевших семей, полных и разведенных семей, осиротевших и разведенных семей. В таблице 1 представлена структура образа отца девочек подростков из разных типов семей.

Таблица 1

Структура образа отца девочек-подростков (N=104)

Образ отца девочек подростков 13-14 лет из полных семей (N=44) Образ отца девочек подростков 13 -14 лет из осиротевших семей (N=34) Образ отца девочек подростков 13 -14 лет из разведенных семей (N=26)

Компоненты

ранг среднее минимум максимум не назвали ранг среднее минимум максимум не назвали ранг среднее минимум максимум не назвали

1 Эмоциональные 1 7,24 3 13 0 1 6,84 0 12 2 1 7,19 0 13 2

2 Социальные 2 5,92 1 11 0 2 5,69 0 12 2 2 6,52 0 13 3

3 Телесные 3 4,92 1 9 0 3 4,41 0 9 2 3 3,90 0 9 3

4 Деятельностные 4 3,4 0 6 1 4 2,78 0 9 4 4 2,86 0 10 4

5 Интеллектуальные 5 2,4 0 5 2 6 1,59 0 6 6 6 1,93 0 5 6

6 Мотивационно-волевые 6 2,16 0 5 1 5 2,19 0 5 4 5 2,17 0 5 9

7 Поведенческие 7 1,32 0 5 6 8 1,16 0 5 12 8 0,69 0 3 24

8 Социальный интеллект 8 0,84 0 4 14 7 1,09 0 3 10 7 0,93 0 3 18

9 Конвенциональные 9 0,32 0 2 18 11 0,09 0 1 29 9 0,24 0 3 35

10 Акизитивные 10 0,16 0 1 21 9 0,28 0 1 23 11 0,10 0 2 40

11 Метафоры 11 0,08 0 1 23 10 0,13 0 1 28 10 0,19 0 2 36

Как мы видим из таблицы 1 основным элементом структуры образа отца у девочек-подростков из разных типов семей оказались характеристики эмоциональной сферы: любящий, заботливый, родной. Они составляют у девочек из полных семей до 11 высказываний из 20, у девочек из осиротевших семей до 12 высказываний из 20, у девочек из разведенных семей до 13 высказываний из 20. В среднем 8-7 высказываний относятся к эмоциональным высказываниям. По ранговому значению на втором и третьем месте иерархию сохраняют социальные и телесные

компоненты. У подростков из осиротевших и разведенных семей по иерархии на пятом месте - мотивационно-волевой компонент образа отца: целеустремленный, стойкий, добивается своих целей, до 5 высказываний из 20 в среднем по 3 определения относятся к мотивационно-волевым характеристикам у подростков из осиротевших и разведенных семей.

Результаты обобщенного образа отца девочек-подростков представлены в таблице 2. Результаты обобщенного образа отца девочек-подростков представлены в таблице 2.

Таблица 2

Обобщённый образ отца девочек-подростков 104)

№ Образ отца Образ отца Образ отца

девочек 13-14 лет « девочек 13 -14 « девочек 13-14 «

из полных семей ч jS лет из ч jS лет из ч jS

(N=44) н g S о осиротевших н g S о разведенных н g S о

о сЗ О ¡Г к семей (N-34) о сЗ О ¡Г к семей (N=26) о сЗ О ¡Г к

н О н О н О

1 Красивый 86,36% добрый 85,66% умный 91,30%

2 Умный 84,36% Красивый 82,33% добрый 86,96%

3 Добрый 81,82% умный 80,23% сильный 82,61%

4 Трудолюбивый 78,18% сильный 76,54% трудолюбивый 69,57%

5 Хороший 74,18% трудолюбивый 72,67% хороший 60,87%

6 Сильный 71,18% веселый 70,43% красивый 56,52%

7 Высокий 68,00% спортивный 66,33% спортивный 47,83%

8 Веселый 55,00% смелый 54,67% милый 39,13%

9 Смешной 50,45% высокий 50,53% веселый 37,13%

10 Заботливый 47,00% заботливый 45,89% лучший 34,78%

11 Смелый 45,91% милый 40,46% забавный 32,78%

12 Единственный 40,91% хороший 38,98% смешной 30,43%

13 спортивный 38,82% интересный 36,78% высокий 26,09%

14 милый 36,82% крутой 35,33% злой 24,09%

15 лучший 30,27% лучший 29,21% крутой 22,09%

16 интересный 28,27% мужественный 27,33% мужественный 21,09%

17 дружелюбный 26,27% нежный 25,64% смелый 20,09%

18 любимый 20,27% хитрый 19,87% дружелюбный 19,74%

19 мудрый 16,73% жизнерадостный 15,43% интересный 18,04%

20 мужественный 13,73% любимый 10,22% искренний 15,74%

Образ отца у девочек из полных семей начинается с телесного компонента (красивый 86%), у девочек из осиротевших семей - с социального компонента (добрый), у девочек из разведенных семей - с интеллектуального компонента (умный 91%). Общим в образе отца у девочек 1314 лет выявлены следующие высказывания: красивый (86%-56%), умный (91%-80%), добрый (86%-81%), сильный (82%-76%), трудолюбивый (78%-69%), хороший (74%-38%), веселый (70%-

37%), спортивный (66%-38%),высокий (68%-26%), мужественный (27%-13%). Похожие высказывания в образе отца выявлены у девочек из полных и осиротевших семей: заботливый (47%-45%),интересный (36%-28%), любимый (20%-10%). Общим в образе отца девочек из осиротевших и разведенных семей является высказывание крутой (35%-22%).

В описании образа отца выявлены отличия девочек из полных семей в следующих высказываниях: смешной

(50,45%), единственный (40,91%), мудрый (16,73%). У девочек из осиротевших семей выявлены отличия в следующих высказываниях: нежный (25,64%), хитрый (19,87%), жизнерадостный (15,43%).

_Структура образа отца

Девочки из разведенных семей используют следующие высказывания: забавный (32,78%), смешной (30,43%), злой (24,09%), интересный (18,04%), искренний (15,74%).

Таблица 3

ьчиков подростков (N=62)

Образ отца мальчиков Образ отца мальчиков Образ отца мальчиков

подростков 13-14 лет из подростков 13-14 лет из подростков 13- 4 лет из

полных семей (N=20) осиротевших семей (N=32) разведенных семей (N=10)

Компоненты ранг среднее минимум максимум не назвали ранг Среднее минимум максимум не назвали ранг среднее минимум максимум не назвали

Эмоциональные 1 6,42 2 18 0 1 5,69 0 11 3 1 4,33 0 7 2

Социальные 2 6,12 1 11 0 2 5,25 0 12 3 2 3,17 0 5 2

Телесные 3 5,00 0 9 1 3 3,38 0 7 3 3 2,33 0 5 2

Деятельностные 4 3,73 0 15 1 4 2,25 0 6 6 5 2,33 0 4 2

Мотивационно-

золевые 5 2,73 0 7 3 5 1,88 0 5 5 6 2,00 0 4 3

Интеллектуальные 6 2,27 0 5 2 6 1,69 0 4 5 4 3,83 0 6 2

Поведенческие 7 1,65 0 3 4 8 1,19 0 4 6 7 0,67 0 1 2

Конвенциональные 8 1,12 0 4 12 9 0,94 0 4 8 8 0,83 0 2 2

Социальный

интеллект 9 1,08 0 4 10 6 0,44 0 2 10 9 0,83 0 2 2

Акизитивные 10 0,15 0 2 23 10 0,25 0 2 14 10 0,00 0 0 6

Метафоры 11 0,04 0 1 25 11 0,13 0 2 15 11 0,00 0 0 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди мальчиков 13-14 лет в первых трех местах в иерархии образа отца прослеживаются компоненты:

эмоциональный (веселый, смешной, любимый), социальный (дружелюбный, отзывчивый, общительный) и телесный (спортивный, высокий, сильный). Изменение по ранговой последовательности у мальчиков из разведенных семей на четвертом месте находится интеллектуальный компонент образа отца (умный, мудрый, начитанный). Также у

мальчиков из разведенных семей в образе отца на шестом месте стоит конвенциональный компонент, как в полных и осиротевших семьях данный компонент стоит на восьмом месте по ранговой последовательности.

Образ отца у мальчиков из полных семей начинается с телесного компонента (красивый 86%), у девочек из осиротевших семей - с социального компонента (добрый), а у девочек из разведенных

семей образ - с интеллектуального (умный 91%).

Таблица 4

Обобщённый образ отца мальчиков-подростков (N=62)

№ Образ отца Образ отца Образ отца

мальчиков 13 -14 « мальчиков 13- « мальчиков 13 -14 «

лет из полных Й я " н 14 лет из Й я " н лет из разведенных Й л " н

семей Н н осиротевших Н н семей Н н

(N=20) О се 2 ¡г семей О се 2 ¡г (N=10) О се 2 F

И н О (N=32) И н О и н О

1 добрый 86,96% умный 86,67% Добрый 87,63%

2 сильный 82,61% красивый 80,00% Умный 86,43%

3 Умный 78,26% сильный 73,33% Сильный 83,33%

4 трудолюбивый 73,91% умный 66,67% Целеустремлённый 76,54%

5 веселый 69,57% спортивный 64,33% Веселый 72,67%

6 хороший 65,22% трудолюбивый 60,00% Общительный 68,33%

7 спортивный 56,52% заботливый 53,33% Храбрый 64,33%

8 заботливый 56,52% Высокий 50,63% Хороший 56,67%

9 строгий 47,83% искренний 48,63% Заботливый 52,53%

10 веселый 43,48% лучший 46,67% Строгий 47,89%

11 быстрый 39,13% любимый 40,00% Спортивный 44,46%

12 высокий 34,78% смешной 33,33% Смешной 39,98%

13 смешной 30,43% терпеливый 46,67% Мужественный 37,78%

14 серьезный 26,09% храбрый 40,33% Жизнерадостный 36,33%

15 смелый 21,74% веселый 36,63% Терпеливый 27,21%

16 терпеливый 17,39% Работающий 26,67% Лучший 26,33%

17 Мужественный 15,78% Ласковый 20,00% Красивый 24,64%

18 Лучший 13,04% Активный 18,63% Высокий 18,87%

19 Жизнерадостный 12,04% Внимательный 15,33% Любимый 16,43%

20 мудрый 11,33% искренний 13,33% Внимательный 12,22%

Общими в образе отца у девочек 1314 лет выявлены следующие высказывания: красивый (86%-56%), умный (91%-80%), добрый (86%-81%), сильный (82%-76%), трудолюбивый (78%-69%), хороший 74%-38%), веселый (70%-37%), спортивный (66%-38%), высокий (68%-26%), мужественный (27%-13%).

В усредненных образах девочки из полной семьи в описании образа отца также используют высказывания: смелый (45%), милый (36%), лучший (30%),

интересный (28%), мудрый (16%), а у девочек из осиротевших семей в -заботливый (45%), нежный (25%), хитрый (19%), жизнерадостный (15%), любимый (10%).

Из этого можно сделать вывод, что подростки из осиротевших и разведённых семей по половой идентификации опираются на социально-перцептивный образ отца.

Обсуждение результатов

В формировании образа отца у подростков вступают два фактора: первое - традиционный образ отца, то каким он должен быть, в основном прослеживается у подростков из неполных семей, и современный отец, который делит главенство семьи с матерью ребенка, семья эгалитарной формой правления.

Особенности образа отца у мальчиков и девочек подросткового возраста, характерные полным осиротевшим и разведенным семьям, выявлены в достоверных различиях. Специфические особенности, характерные только для мальчиков и девочек, принадлежащих к определенной семье:

Традиционный образ отца в будущем у подростков из неполных семей также, может влиять на формирования образа будущего партнера. У подростков из неполных семей в будущем может формироваться идеализированный образ партнера и при несоответствии могут появляться конфликты между супругами.

Заключение

В настоящем исследовании рассматривается, особенности образа отца у младших подростков из неполных семей разного типа. Показано, что образ отца отличается у подростков в зависимости от типа семьи и пола.

Подростки 13-14 лет в образе отца начинают выделять поведенческий

(активный, дружелюбный, интересный) и социальный (добрый, общительный, понимающий) компоненты. Коммуникация в семье напрямую связана с Я-образом подростка для формирования, которого он интегрирует сообщения, полученные от родителя (отца) к самому себе. Для этого он выделяет в образе отца социальный интеллект (разговорчивый, понимающий, хороший собеседник), а также поведенческий компонент (активный, дружелюбный, интересный).

Библиографический список

1. Адлер, А. Понять природу человека / Альфред Адлер. - Санкт-Петербург: «Академический проект», 1997 - 88 с. - Текст: непосредственный.

2. Захаров, А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / А.И. Захаров. - Текст: непосредственный // Вопросы психологии. - 1982. - № 1. - С. 69-78.

3. Кон, И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. - Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. - 270 с. -Текст: непосредственный.

4. Липпо, С. В. Образ отца как фактор самоактуализации: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.01 / Липпо Светлана Вальеревна; Российский государственный

педагогический университет имени А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2006. -188 с. - Текст: непосредственный.

5. Манеров, Р. В. Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.01 / Манеров Роберт Валерьевич; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2013. -213 с. - Текст: непосредственный.

6. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с. - Текст : непосредственный.

7. Реан, А. А. Отец и мать в сознании детей и подростков / А. А. Реан. -Текст: непосредственный // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - №1. - С. 204-209.

8. Рыжкова, А. В. «Образ семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.13 / Рыжкова Алена Викторовна ; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2008. -213 с. - Текст: непосредственный.

9. Ситников, В. Л. Социально-психологическая перцепция в системе образования: монография / под общей

и научной редакцией В.Л. Ситникова; научный редактор Л.А. Регуш и др. -Санкт-Петербург: ЭЛВИ-Принт, 2016. - 50 с. - Текст: непосредственный.

10. Токарева, Ю.А. Психологические основания воспитательной деятельности отца: диссертация доктора психологических наук: 19.00.07 / Токарева Юлия Александровна; Уральский государственный университет. - Екатеринбург, 2012. -428 с. - Текст: непосредственный.

11. Фрейд З. Введение в психоанализ / Зигмунд Фрейд. - Москва: Эксмо, 2017. - 607 с. - Текст: непосредственный.

References

1. Adler A. Ponjat' prirodu cheloveka [To

understand the nature of a man]. Saint Petersburg, «Akademichesky proekt» Publ., 1997, 88 p. (In Russian)

2. Zakharov A. I. Psihologicheskie osobennosti vosprijatija det'mi roli roditelej [Psychological features of children's perception of the role of parents]. Problems of Psychology, 1982, no. 1, pp. 69-78. (In Russian)

3. Kon I. S. Rebenok i obshhestvo: (Istoriko-

jetnograficheskaja perspektiva) [The Child and society (Historical and ethnographic perspective)]. Moscow, Nauka publ., 1988, 270 p. (In Russian)

4. Lippo S. V. Obraz otca kak faktor samoaktualizacii: dissertacija kandidata

psihologicheskih nauk [The Image of the father as a factor of self-actualization: diss.Cand.Psychol.Sci. A. I. Herzen Russian State Pedagogical University]. Saint Petersburg, 2006, 188 p. (In Russian)

5. Manerov R. V. Obraz sebja kak otca v

strukture Ja-koncepcii muzhchin: dissertacija kandidata psihologicheskih nauk [The image of oneself as a father in the structure of the Self-concept of men: diss. Cand.Psychol.Sci.A.I. Herzen

Russian State Pedagogical University]. Saint Petersburg, 2013, 213 p. (In Russian)

6. Ovcharova R. V. Roditel'stvo kak psihologicheskij fenomen: uchebnoe posobie [Parenting as a psychological phenomenon: a textbook]. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute, 2006, 496 p. (In Russian)

7. Rean A. A. Otec i mat' v soznaniidetej i

podrostkov [Father and mother in the minds of children and adolescents]. Journal of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia -2017. - no. 1 P. 204-209. (In Russian)

8. Ryzhkova A.V. «Obraz sem'i» u detej

doshkol'nogo vozrasta i ih roditelej: dissertacija kandidata psihologicheskih nauk ["Image of the family" in preschool children and their parents. Diss.Cand.Psychol.Sci. A. I. Herzen Russian State Pedagogical University]. Saint Petersburg, 2008, 213 p. (In Russian)

9. Sitnikov V. L., Regush L. A., Kaznacheeva

N. B., Karagacheva M. V. and others. Social'no-psihologicheskaja percepcija v sisteme obrazovanija: monografija [Socio-psychological perception in the education system: a monograph]. Saint-Petersburg, 2016, 50 p. (In Russian)

10. Tokarev, Y. A. Psihologicheskie osnovanija vospitatel'noj dejatel'nosti otca: dissertacija doktora psihologicheskih nauk [Psychological foundations of the educational activities of father. Diss.Doct.Psychol.Sci. Ural State University].Yekaterinburg, 2012, 428 p. (In Russian)

11. Freud Z. Vvedenie v psihoanaliz

[Introduction to psychoanalysis]. Moscow: Eksmo Publ., 2017. - 607 p. (In Russian)

Салчак Ая Михайловна, старший преподаватель кафедры психологии Тувинского государственного университета, г. Кызыл, e-mail: aika_kuular@mail.ru

Aya M. Salchak, Senior Lecturer at the Department of Psychology, Tuvan State University, Kyzyl, e-mail: aika_kuular@mail.ru

Статья поступила в редакцию в 03.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.