Научная статья на тему 'Особенности оборота информации, относящейся к профессиональной тайне, в МВД России'

Особенности оборота информации, относящейся к профессиональной тайне, в МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
657
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ЗАКОН / СЛУЖЕБНАЯ ТАЙНА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА / INFORMATION / INFORMATION RESOURCES / LAW / OFFICIAL SECRECY / PROFESSIONAL SECRECY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дрога Андрей Анатольевич, Дрога Марина Анатольевна

Статья посвящена рассмотрению особенностей оборота информации ограниченного доступа в государственных и муниципальных организациях и учреждениях, в частности правовому регулированию оборота информации, относящейся к профессиональной тайне в Министерстве внутренних дел России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Circulation of Information Relating to Professional Secrecy in the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article is devoted to consideration of features of circulation of restricted information in state and municipal organizations and institutions, in particular the legal regulation of circulation of information relating to professional secrecy in the Ministry of internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности оборота информации, относящейся к профессиональной тайне, в МВД России»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 2 (51). С. 35-39.

УДК 34.07

ОСОБЕННОСТИ ОБОРОТА ИНФОРМАЦИИ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТАЙНЕ, В МВД РОССИИ

FEATURES OF CIRCULATION OF INFORMATION RELATING TO PROFESSIONAL SECRECY IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

А. А. ДРОГА, М. А. ДРОГА (A. A. DROGA, M. A. DROGA)

Статья посвящена рассмотрению особенностей оборота информации ограниченного доступа в государственных и муниципальных организациях и учреждениях, в частности правовому регулированию оборота информации, относящейся к профессиональной тайне в Министерстве внутренних дел России.

Ключевые слова: информация; информационные ресурсы; закон; служебная тайна; профессиональная тайна.

The article is devoted to consideration of features of circulation of restricted information in state and municipal organizations and institutions, in particular the legal regulation of circulation of information relating to professional secrecy in the Ministry of internal Affairs of Russia.

Key words: information; information resources; law; official secrecy; professional secrecy.

Значительное повышение роли информации в жизни личности, общества и государства сделало её одной из важнейших составляющих социальной жизни. Информация стала общедоступной, стремительное развитие глобальной информационной сети обеспечило возможность её передачи на практически неограниченные расстояния в достаточно больших объёмах и в кратчайшие сроки, позволило каждому человеку получить доступ к различным информационным ресурсам.

В настоящее время в России, как и во всём мире, стремительно продолжает развиваться информационное общество. В XXI в. в нашей стране активно внедряются новые информационные технологии, электронный документооборот, создаётся электронное правительство. Это приводит к значительному увеличению объёма процессов оборота информации и обмена информационными ресурсами между государственными органами.

© Дрога А. А., Дрога М. А., 2017

При этом правовая неурегулированность процессов обмена информацией зачастую приводит к тому, что общедоступными становятся сведения, которые имеют ограниченный доступ. Это наносит серьёзный ущерб не только отдельным гражданам и организациям, но и безопасности всего государства. Особенно остро ситуация обстоит в сфере профессиональной информации, правовое регулирование которой зачастую осуществляется одной статьёй профильного закона, который только упоминает сведения, являющиеся профессиональной тайной. Правовой механизм защиты данной категории информации или отсутствует, или прописан «ра-мочно», без конкретизации и уточнения.

Сведения с ограниченным доступом о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, зафиксированные на материальном носителе с реквизитами, позволяющими их идентифицировать, относятся к защищаемой информации. Защите подлежит

любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб её собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

Защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне), относят к государственной тайне. Носители сведений, составляющих государственную тайну в области информационной безопасности, - это материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят своё отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Российское законодательство регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, вследствие чего государственная тайна и отнесена к особому виду защищаемой информации.

Федеральный закон «О персональных данных» был принят в 2006 г. [1]. Таким образом, была обеспечена правовая защита информации, относящейся к государственной и коммерческой тайне, а также персональным данным. Однако ещё два вида конфиденциальной информации так и не получили правовой защиты на законодательном уровне. Этими видами конфиденциальной информации являются служебная и профессиональная тайна. Федеральный закон «О служебной тайне», внесённый в Государственную Думу ещё в декабре 2004 г., до сих пор не принят и даже не ставился на обсуждение [2]. Федеральный закон «О профессиональной тайне» вообще не разрабатывался. Это приводит к значительным пробелам в правовом регулировании данной части информационной сферы.

Поэтому регулярное разглашение сведений, относящихся к служебной тайне или различным видам профессиональной тайны, нас уже не удивляет. Практически свободно можно приобрести базы данных различных государственных органов, например налоговые, кадастры, БТИ, ГИБДД и т. д. Причём

данная преступная деятельность продолжается, несмотря на активное противодействие правоохранительных органов, в том числе специальных подразделений МВД России.

Виды тайн принято делить на первичные и производные по преемственности. Первичная тайна предполагает, что её владелец защищает свою информацию. Носитель же производной тайны получает её «из чужих рук». Профессиональные тайны принадлежат к числу производных. Но отличие от них есть: в качестве обладателя в данном случае рассматривается человек-профессионал, которому и доверяется информация. При этом работа профессионала часто носит публичный характер.

Говоря о специфике профессиональной тайны, отмечают сложный характер её защиты с точки зрения права. Информацию охраняют не только от посторонних лиц, но и от неправомерного использования доверенным лицом. В связи с этим формулировка закона о том, что профессиональная тайна подлежит защите только после законодательного регулирования конкретного вида тайны, представляется не совсем корректной. Нам думается, что законодатель прогнозировал, что для особых, социально значимых видов профессиональной тайны защита будет определена (с соответствующей формулировкой) законом. А во всех остальных случаях правовой защите может подлежать только первоначальная тайна доверителя, нарушенная в связи с несоблюдением профессиональной тайны. В итоге огромное количество профессиональной информации оказывается вне защиты. На наш взгляд, необходимо чётче прописать данное положение, отметив, что информация, имеющая отношение к профессиональной тайне, не должна разглашаться. Таким образом, актами законодательства будет выбрана не правовая защита конкретной тайны, а порядок оборота подобной информации и ответственность за её разглашение [3].

Необоротоспособность - ещё одна особенность профессиональных тайн. Отчасти это объясняется тем, что значительному сектору профессиональных тайн можно дать объяснение с точки зрения специалиста фразой «это не моя тайна». Поскольку профессиональная тайна принадлежит в первую очередь доверителю, то и её разглашение

возможно только с его согласия. Как правило, доверитель разрешает раскрытие такой информации, когда возникает необходимость в интересах дела сообщить тайну другому специалисту, также связанному требованием конфиденциальности. А. А. Фатьянов констатирует, что «сохранение в тайне доверенной информации является неотъемлемой частью определённых видов профессиональной деятельности вне зависимости от того, как она ведётся - от имени государства или на свой риск. И даже если она ведётся от имени государства, то не факт, что это самое государство в лице других своих органов может без ограничений получать доступ к таким сведениям» [4].

Тем не менее законодательство предполагает возможность разглашения, передачи другим лицам или изъятие информации, составляющей профессиональную тайну, в ограниченных ситуациях. Например, пунктом 6 ст. 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривается, что информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда. Подобное характерно для врачебной тайны или тайны связи в отдельных случаях. Многие виды информации, относящейся к профессиональной тайне, подлежат передаче правоохранительным или государственным органам по мотивированному требованию.

Возникает острая необходимость в классификации профессиональных тайн. Так, И. И. Анищенко делит их по критерию доступа на следующие группы: абсолютные, относительные и смешанные. При этом абсолютные тайны предполагают полное отсутствие доступа к ним без разрешения «лица-первоисточника»; относительные тайны могут быть оглашены по решению суда, а смешанные виды тайн диктуют доступ к ним органов и лиц, специально указанных в законе. К числу абсолютных тайн она относит «адвокатскую тайну и тайну представительства», а также тайны исповеди, вероисповедания и усыновления. Совместное упоминание адвокатской тайны и тайны представительства может свидетельствовать о том, что данные виды тайн оцениваются исследователем

как сходные по своему характеру. Это не только соответствует действительности, но и может быть отправной точкой для более чёткого разграничения профессиональных тайн в зависимости от сферы профессиональной деятельности. «Если деятельность по технической защите информации лицензируема, то защищаемая информация должна быть конфиденциальна» [5].

Особое внимание исследователи уделяют правовым основам электронного документооборота. Применение информационно-телекоммуникационных технологий в коммерческой деятельности и повседневной жизни привело к появлению принципиально новой области юридических отношений, связанных с электронным обменом данными. В таком обмене участвуют производители товаров и услуг, оптовые и розничные торговцы, дистрибьюторы, перевозчики, банки, страхователи, органы государственной власти и их организации, а также физические лица в своих деловых и личных отношениях. Сегодня электронный обмен данными оказывает существенное влияние на экономику и права граждан, что обусловлено равным образом как правом, так и технологией. Поэтому данные отношения требуют особого правового регулирования на уровне национального законодательства и международного права. «Неразвитость существующих правовых норм, относящихся к указанной сфере, а также значительные противоречия между соответствующим законодательством разных стран являются препятствием для развития электронного бизнеса, электронного документооборота в сфере государственного управления, обеспечения информационных прав граждан, а также для успешного международного обмена электронными данными» [6].

Правовое регулирование в сфере информационной безопасности занимает особое место в рамках развития законодательства в информационной сфере. Объекты информационной безопасности не сосредоточены в едином нормативном правовом акте. Нормы, регламентирующие их, находятся в значительном числе различных законодательных и подзаконных актов, что заметно усложняет правоприменительную практику. «Для единообразного применения подобные нормы нуждаются в кодификации, результат

которой может воплотиться в Информационном кодексе. Но для создания подобного кодекса изначально необходимо не только определить все объекты информационной безопасности и все источники, в которых они находятся, но и систематизировать их по отраслевой принадлежности и классифицировать по юридической силе, а также расположить и те, и другие в соответствии с законодательной иерархией, установленной Конституцией» [7].

Таким образом, «современное состояние законодательства о служебной тайне, сочетающее в себе большой массив ведомственных актов и практически полное отсутствие законодательных норм, требует совершенствования. Подводя итог, можно говорить о наличии в современном российском праве пробела» [8].

Требуется уточнение понятия «служебная тайна» и регулирование её оборота на уровне федерального закона, аналогично с государственной тайной, с учётом требований времени и практики деятельности государственных органов. Если введение нормы-дефиниции для служебной тайны возможно путём внесения изменений и дополнений в уже существующие федеральные законы, то решение иных вопросов требует принятия специального акта. Следовательно, отсутствие легального, определённого законом понятия «служебная тайна» является пробелом в законе, отсутствие же закона, регулирующего даже в самой общей форме правоотношения, объектом которых является служебная информация ограниченного доступа, - пробелом в праве. В настоящее время в России происходит поиск наиболее оптимальных путей и форм управления обществом и государством, что внешне выражается в реорганизации системы государственных органов, активном внедрении электронных форм взаимодействия и управления, повышении открытости и прозрачности деятельности государственных организаций. Установление режима сбора, производства, обработки и предоставления служебной информации ограниченного доступа является одной из сторон данного процесса, которое позволит создать чётко определённые правила в области получения социально значимой информации о деятельности государст-

венных структур и избежать злоупотреблений со стороны их представителей.

Эксперты полагают, что принятие специального закона о служебной тайне создаст прозрачные правила формирования информации ограниченного доступа на основе баланса интересов общества, государства и личности, позволит унифицировать правила установления, прекращения правового режима служебной тайны, используемых мер по обеспечению конфиденциальности, установить возможность общественного и иного контроля и решить иные вопросы. Попытки принятия такого закона до сих пор не увенчались успехом.

Проблемы регулирования служебной информации ограниченного доступа (профессиональной тайны), одной из сложнейших по своему характеру и содержанию тайн, не могут быть решены лишь на основе принятия актов, легализирующих уже существующее положение дел. Указанное регулирование должно базироваться на модели информационного обеспечения деятельности государственных органов в целях реализации возложенных на них полномочий, с учётом баланса интересов различных субъектов, функционирующих в данной области, а также разнообразия видов и происхождения используемой в служебной деятельности государственных органов информации. Последнее возможно на основе проведения методологически выверенного исследования по вопросам регулирования служебной информации ограниченного доступа.

Существующий пробел в праве может быть восполнен в несколько последовательных этапов: во-первых, путём принятия законодательного акта, систематизированно регулирующего информацию ограниченного доступа, используемую в деятельности различных субъектов с учётом баланса их интересов, определения места и роли каждого из таких видов информации и их соотношения между собой, и, во-вторых, принятием на его основе федерального закона, регулирующего создание, использование и предоставление служебной тайны.

1. О персональных данных : Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // СЗ РФ. -2006. - № 31 (ч. 1). - Ст. 3451.

2. О служебной тайне : паспорт проекта Федерального закона № 124871-4 от 24 декабря 2004 г.

3. Прокопенко А. Н., Дрога А. А. Информационные ресурсы МВД справочного характера // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2010. - № 1. - С. 5456.

4. Фатьянов А. А. Тайна и право (основные системы ограничения на доступ к информации в российском праве) : монография. - М. : МИФИ, 1999. - С. 250.

5. Анищенко И. И. Правовой режим профессиональной тайны // Труды юридического фа-

культета Северо-Кавказского государственного технического университета. - Вып. 3. -Ставрополь : СевКавГТУ, 2004. - С. 48.

6. Нагорный С. И., Клиомфас Ю. В. Искушение законом // Защита информации. Инсайд. -2011. - № 3. - С. 26-29.

7. Морозов А. В. Структура и содержание магистерской программы «Правовое обеспечение информационной безопасности» // Правовая информатика. - 2012. - № 2. - С. 41-46.

8. Камалова Г. Г. О современном состоянии законодательства о служебной тайне // Актуальные проблемы российского права. - 2014. -№ 9. - С. 1893-1898.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.