12 00 03 ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО
12 00 03 CIVIL LAW; ENTREPRENEURSHIP LAW, FAMILY LAW, INTERNATIONAL PRIVATE LAW
УДК 34 т ББК 67.404. 213
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА Курбанова Хуршеда Хайруллоевна, НЕСОБЛЮДЕНИЕ ст• преп°давателъ кафедры
предпринимательского и международного права ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)
АУДИТОРСКОМ ТАЙНЫ
ANSWERABILITY FOR NON- Kurbanova Khursheda Khairylloevna,
OBSERVANCE OF AUDIT senior lecturer of the department of entrepreneurial SECRECY and international law under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: аудитор, аудиторская тайна, правовой режим, конфиденциальная информация, сведения без доступа третьим лицам, разглашение аудиторской тайны
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся неразглашения аудиторами и аудиторскими организациями сведений, приобретенных в ходе проведения аудиторской проверки финансово-бухгалтерской и иной документации хозяйствующего субъекта. Раскрыты положения законодательства Республики Таджикистан относительно аудиторской тайны и вообще по отношению ко всем видам конфиденциальной информации, а также определено состояние правового регулирования соблюдения аудиторской тайны аудиторскими организациями в Республике Таджикистан. Анализируются положения нормативно-правовых актов Республики Таджикистан, регулирующие вопросы аудиторской тайны и ответственности за её разглашение, и научные взгляды отечественных и зарубежных ученых по изучаемому вопросу.
Key words: auditor, audit secrecy, legal regime, confidential information, data unavailable for third persons, divulgence of audit secrecy
The article dwells on the issues concerned with non-divulgence of the data acquired in the course of monitoring offinancial-bookkeeping and other documentation of the subjects running a holding on the part of auditors and auditing organizations. The author discloses the provisions of Tajikistan Republic legislation concerned with audit secrecy and all kinds of confidential information in general, she determines also the state of legal regulation in reference to observance of audit secrecy by auditing organizations in Tajikistan Republic.
The provisions of normative-legal instruments of Tajikistan Republic regulating the issues related to audit secrecy and answerability for its divulgence are analyzed; scientific viewpoints of both home and foreign schools on the theme studied being considered as well.
На современном этапе развития экономических отношений увеличивается число хозяйствующих субъектов, в которых время от времени должна быть проведена аудиторская проверка на предмет соответствия финансово-бухгалтерской документации действующему законодательству Республики Таджикистан. В этой связи немаловажным моментом, требующим научного исследования, является проблема ответственности за разглашение аудитором или аудиторской организацией сведений, полученных в ходе проведения аудиторской проверки, составляющие аудиторскую тайну. Круг сведений, составляющих коммерческую тайну, определен в ряде норм законодательства Республики Таджикистан. Сторона, которой оказывается аудиторская услуга или сопутствующие аудиту иные услуги, имеет право потребовать от аудиторской организации возмещения причиненных убытков.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона Республики Таджикистан «Об аудиторской деятельности», в обязанности аудиторской организации и/или индивидуального аудитора входит неразглашение аудиторской тайны. Как известно, определение информации, составляющей аудиторскую тайну, обусловливается базовым принципом, на котором строится аудиторская деятельность, - принципом конфиденциальности.
По мнению А. Коломийца, аудиторская тайна - это коммерческая, служебная, профессиональная или иная ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; к этой информации нет свободного доступа на законном основании. В свою очередь, обладатель информации не имеет права передавать ее иным лицам или разглашать ее без письменного согласия аудируемых субъектов или лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги, кроме тех случаев, о которых оговаривается в отдельных законах [5, c. 83].
На наш взгляд, актуален вопрос о моменте признания информации, действительно или потенциально считающейся конфиденциальной и переходящей в категорию непосредственно аудиторской тайны.1
Информация конфиденциального значения становится аудиторской тайной с момента заключения договора об оказании аудиторских услуг между аудиторской организацией или индивидуальным аудитором и аудируемым субъектом. Следует заметить, что аудиторской тайной информация считается с момента перехода этой информации от аудируемого субъекта к аудиторской организации или индивидуальному аудитору.
Законодательство Республики Таджикистан устанавливает относительно аудиторской тайны специальный правовой режим по отношению ко всем иным видам
1 При передаче конфиденциальных сведений любого вида от аудируемого субъекта аудитору меняется их классификация. Изменение правовых режимов сведений увязано не с их содержанием, а с формой. В результате указанной передачи сведения сохраняют свой правовой режим (статус) для аудируемого субъекта, но для лиц, осуществляющих аудиторскую деятельность, они переходят в категорию, охватываемую родовым понятием «аудиторская тайна». Заметим, что изменение правового режима указанных сведений может повлечь определенные правовые последствия для их обладателя, то есть аудируемого субъекта, которые могли бы стать предметом самостоятельного исследования.
конфиденциальной информации. Правовой режим других видов конфиденциальной информации не предусматривает таких строгих ограничений. Он выражается в том, что обладатели аудиторской тайны (например аудиторы) могут передавать ее третьим лицам исключительно на основании решения суда. Кроме того, в решении суда также оговаривается круг лиц, которым такая информация может быть предоставлена. К такому кругу в большинстве случаев относятся органы государственной власти РТ в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Таджикистан об их деятельности (ст. 6). Надо отметить, что в случае получения доступа к информации, содержащей коммерческую тайну, по решению суда, должна сохраняться конфиденциальность таких сведений.
Если в составе аудиторской тайны наблюдаются сведения, имеющие качества служебной и коммерческой тайны аудируемых субъектов, можно предположить, что правовой режим аудиторской тайны с точки зрения правовой характеристики выступает несколько фундаментальнее и основательнее, чем режим, предоставляемый служебной и коммерческой тайне. Поэтому следует согласиться с мнением, относящим эту информацию к родовой по отношению к разновидностям конфиденциальной информации.
Анализ законодательства Республики Таджикистан показал, что, помимо указанных категорий тайны, существует и много других видов конфиденциальной информации. Однако правовой режим других видов конфиденциальной информации конкретно в законодательстве не урегулирован.
Договор об оказании аудиторских услуг является предпринимательским договором и разновидностью договора возмездного оказания услуг. Не отрицая информационной природы аудиторских услуг, Л.Б. Ситдикова не придерживается позиции, относящей аудиторские услуги к информационным услугам. В свою очередь, автор в этом вопросе поддерживает точку зрения Л.В. Санниковой об аудиторских услугах как самостоятельных услугах [7, а 102, 8]. Однако следует отметить, что какая-либо аргументация по данному вопросу в литературе отсутствует.
Иную точку зрения по этому вопросу высказывает Ш.К. Гаюров. Автор отмечет, что аудиторские услуги признаются в качестве разновидности информационных услуг. Также отмечается, что аудитор выступает как профессиональный участник информационного обмена и его усилия направлены на выработку собственного мнения по заданию заказчика и в рамках аудитного задания [1, а 241-242].
Весь информационный массив, перерабатывающийся в процессе аудиторской деятельности, М.А. Азарская условно подразделяет на две составляющие: внешнюю информацию и информацию, формирующуюся под воздействием и в ходе аудита. При этом оба отмеченные слагаемые элемента информационного обеспечения аудита взаимосвязаны [6, а 24].
В качестве внешней информации выступают: информация касательно деятельности аудируемого субъекта; о нормативно-правовом аппарате, регулирующем процесс проведения аудита, и пр. В ходе осуществления аудиторской деятельности отмеченная информация проходит несколько этапов обработки. При этом происходит систематизация информации и определение существенной ее части, оценка на достоверность, анализ и сопоставление для выявления противоречивости. Итогом проведенной обработки информации выступает составление аудиторского заключения. Следовательно, в ходе
проведения аудиторской деятельности вся совокупность внешней информации подвергается всестороннему анализу, преследующему цель анализа и сопоставления на противоречивость. Такой анализ не свойственен оказанию информационных услуг. Кроме того, он указывает на самостоятельный характер информационного содержания аудиторской деятельности.
Надо отметить, что законодательство не регламентирует количество информации, необходимой для аудиторской проверки. Следовательно, аудитор, исходя из собственного суждения и профессионального опыта, принимает решение о количестве информации, достаточной для проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. Важно заметить, что информация, собранная в ходе формирования выводов, составляющая основу заключения аудитора, признается аудиторскими доказательствами.
Анализ юридической литературы позволяет отметить, что аудиторская тайна благодаря сведениям конфиденциального характера имеет ряд особенностей.
Во-первых, аудит признается специфическим видом предпринимательской деятельности, преследующим цель независимой проверки бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц). Такая особая деятельность осуществляется специальными субъектами (аудиторами) исключительно на профессиональной основе. Указанные субъекты создаются исключительно с целью проверки финансовой отчетности, следовательно, не могут заниматься иной предпринимательской деятельностью. Подтверждением их профессиональной компетентности выступает государственная регистрация в качестве аудиторской организации или индивидуального аудитора. В этой связи законодатель строго регламентирует порядок их создания, наличие лицензии на осуществление данного вида деятельности, специальные (квалификационные) аттестаты, предназначенные аудиторам. С другой стороны, никто, кроме отмеченных субъектов (аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов), не вправе осуществлять аудиторские услуги.
Во-вторых, именно особый правовой режим информации конфиденциального характера, установленный на уровне национального законодательства, обуславливает выделение аудиторской тайны как отдельной информационной категории [9, а 116].
Продолжая мысль о соотношении аудиторской тайны и коммерческой тайны, следует отметить, что правовой режим аудиторской тайны существенно отличается от коммерческой тайны. Правовой режим, распространяющийся на коммерческую тайну, позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах получить определенную коммерческую выгоду.
На основании ГК Республики Таджикистан и Закона Республики Таджикистан «О коммерческой тайне», в информацию, составляющую коммерческую тайну, могут включаться сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Исключение составляют сведения, которые не могут относиться к коммерческой тайне в силу закона.
Также в качестве критерия определения отличия между аудиторской тайной и коммерческой тайной выступает то, что аудиторская тайна установлена на уровне нормативного акта; при этом режим коммерческой тайны устанавливается ее обладателем по своему усмотрению. В свою очередь, соблюдение режима аудиторской тайны является обязанностью аудиторской организации, индивидуального аудитора.
Следующим моментом является вопрос объема правомочий обладателей соответствующих тайн. Объем правомочий обладателя аудиторской тайны характеризуется обязанностью хранить сведения, составляющие аудиторскую тайну, передачей этих сведений без согласия клиента лишь в исключительных случаях, предусмотренных законом, правом требования от виновного в разглашении таких сведений лица возмещения причиненных убытков. В свою очередь, объем правомочий обладателя коммерческой тайны более широк. Данный субъект вправе не только определять (устанавливать, изменять, отменять) режим коммерческой тайны, но и разрешать или запрещать доступ к ней, определять порядок и условия доступа к этой информации. Кроме того, обладатель коммерческой тайны вправе вводить данную информацию в гражданский оборот на основании договоров и т.д.
В состав аудиторской тайны законодатель включает сведения об операциях клиентов аудитора. В обязанность аудитора включен вопрос о неразглашении любой информации, ставшей известной аудитору в ходе проведения аудиторской проверки. Исходя из сказанного, говоря о режиме конфиденциальности аудиторской тайны, следует отметить, что она распространяется на всю совокупность информации, ставшую доступной аудиторской организации (индивидуальному аудитору), об аудируемом субъекте.
Следует отметить, что нормы, которые устанавливают правовой режим аудиторской тайны, преследуют цель защиты личных интересов хозяйствующих субъектов. В этой связи надо указать, что аудиторская тайна представляет собой компромисс между частным и публичным интересами. Именно исходя из этого, существенное значение приобретает вопрос о доступе к сведениям, составляющим аудиторскую тайну.
Законодатель с учетом интересов частных лиц устанавливает правило о предоставлении третьим лицам сведений, составляющих аудиторскую тайну, только с письменного согласия клиента аудитора.
Однако ввиду публичных интересов общества и государства, законодательство предусматривает случаи, когда можно затребовать такие сведения. В свою очередь, законодатель не определяет порядок предоставления конфиденциальных сведений. Следует отметить, что правовые основы, устанавливающие материально-правовые и процессуальные основания для направления запроса, в которых определяются требования к форме запроса и сроках ответа, содержатся в других законодательных актах.
Анализ Закона Республики Таджикистан «Об аудиторской деятельности» показывает, что запрос уполномоченного лица может быть сделан лишь в связи с деятельностью хозяйствующего субъекта. Ряд государственных органов компетентны требовать информацию у разных хозяйствующих субъектов.
Немаловажным моментом является то, что законодатель устанавливает некоторые ограничения по истребованию информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов.
Подобного характера требования также распространяются и на государственный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль за деятельностью аудиторской организации, иных лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на законном основании.
Хотелось бы заметить, что законодатель предусмотрел систему мер ответственности за разглашение аудиторской тайны. Ответственность может выражаться как в форме возмещения причиненных убытков, закрепленного в п. 6 ст. 25 Закона «Об аудиторской деятельности», так и в форме административных штрафов, приостановления действия лицензии или ее аннулирования и т.д.
Рассматривая вопрос о характере информации, предоставляемой на основании договора оказания аудиторских услуг, первоначально будем исходить из того, что она попадает под режим коммерческой тайны. Такая позиция исходит из следующего.
Во-первых, аудиторскую тайну «составляет документированная информация» [9, а 65-66], которая характеризуется достоверностью и используется с целью увеличения дохода экономического субъекта. Она также может быть использована хозяйствующим субъектом для достижения доминирующего положения на рынке товаров, работ, услуг, по крайней мере, чтобы сохранить существующее положение и т.п. Следовательно, указанные сведения могут быть использованы для получения коммерческой выгоды.
Следует заметить, что доступ к рассматриваемым сведениям ограничивается законом, нормами морали, этики и нравственности. Из приведенного вывода можно заключить, что признаки аудиторской тайны близки к признакам коммерческой тайны.
Во-вторых, если исходить из того, что аудиторская тайна является разновидностью коммерческой тайны, можно сказать, что аудитор имеет возможность знакомиться с содержанием регистров бухгалтерского учета. Такое положение закреплено в Законе Республики Таджикистан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» [3].
Исходя из положения Закона Республики Таджикистан «О коммерческой тайне» [4], информация конфиденциального характера, дающая ее обладателю возможность увеличить доходы, избежать расходов, сохранить или удержать положение на конкурентном рынке работ, услуг или получить коммерческую выгоду иного рода, признается в качестве коммерческой тайны.
Следует установить признаки, характерные для коммерческой тайны.
Е.В. Шишмарева предлагает разделить субъективное и объективное начало признаков коммерческой тайны.
В качестве субъективного начала коммерческой тайны Е.В. Шишмарева предлагает следующее: «Субъективное начало проявляется в том, что лицо, которое устанавливает режим коммерческой тайны на принадлежащую ему информацию, самостоятельно и на свой страх и риск решает вопрос о соответствии информации названным признакам, принимая за основу собственные оценки, субъективные представления о степени ее известности, доступности и ценности. Закон не устанавливает каких-либо обязательных формальных процедур согласования порядка установления режима коммерческой тайны на информацию с третьими лицами, проведения предварительной проверки наличия у информации специальных признаков коммерческой тайны» [10, а 16]. Говоря об объективном начале признаков коммерческой тайны, следует отметить, что, независимо от области применения информации вообще, состояние конфиденциальности и режим
коммерческой тайны могут быть возложены на информацию различного содержания.
Признаки, определяющие режим коммерческой тайны
На наш взгляд, основным критерием, определяющим режим коммерческой тайны, выступает соответствие данных определенной информации специальным признакам коммерческой тайны.
Исходя из вышесказанного, в качестве признаков информации, составляющей коммерческую тайну, выступают следующие:
- наличие коммерческой ценности из-за неизвестности другим лицам;
- отсутствие свободного доступа к данной информации;
- как охраняемая, так и защищаемая специфика информации.
Рассмотрим более подробно каждый из представленных признаков.
1) Наличие коммерческой ценности из-за неизвестности другим лицам. Исходя из приведенного признака не могут быть признаны коммерческой тайной сведения, которые не имеют коммерческой ценности.
А.А. Чирков, рассматривая такой признак, как «ценность» информации, указывает, что это качество, присущее отдельным документам, способствующее обеспечению и (или) достижению целей и интересов хозяйствующего субъекта в сфере коммерции [9, с. 67].
Неизвестность третьим лицам той информации, которая выступает коммерческой тайной, является доминирующим требованием. Надо указать, что имеется широкий круг лиц, заинтересованных в использовании данной информации, что также повышает потребность в ее ценности.
Е.П. Губин и П.Г. Лахно в это связи указывают следующее: «Сведения предполагаются обладающими коммерческой ценностью именно в силу неизвестности их третьим лицам. Коммерческая ценность может проявляться в форме некоторых экономических преимуществ, возникающих у лица, обладающего определенными сведениями, по сравнению с его конкурентами, которым данные сведения неизвестны»[2].
Гражданское законодательство Республики Таджикистан однозначно не раскрывает определения и статуса третьих лиц. В данном контексте позиция Е.П. Губина полно охватывает рассматриваемую категорию. «Представляется, что под третьими лицами понимаются лица, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы в получении сведений, составляющих коммерческую тайну, лица, для которых эти сведения представляют коммерческий интерес, а именно предприниматели, конкурирующие с обладателем коммерческой тайны, его контрагенты по хозяйственным обязательствам и т.д. В то же время обладатель коммерческой тайны вправе сообщить такие сведения некоему ограниченному кругу лиц (например ряду работников предприятия) под условием неразглашения. В последнем случае, до тех пор, пока подобные сведения известны ограниченному кругу лиц, они могут составлять коммерческую тайну» [2].
Из сказанного выше следует вывод, что в качестве третьих лиц следует понимать тех субъектов, которые по роду своей деятельности или в силу иных причин, преследующих цель получения коммерческой выгоды, заинтересованы в получении данных сведений.
2) Отсутствие свободного доступа к данной информации. Действительно, лицо, не обладающее соответствующими полномочиями, не имеет права каким бы то ни было способом влиять, соприкасаться или изменять информацию коммерческого характера.
3) Как охраняемая, так и защищаемая специфика информации. По данному
признаку информация устанавливается под специальным режимом доступа к ней и ее использования. Субъект, обладающий конфиденциальной информацией, принимает меры к ее охране.
К мерам охраны информации можно отнести:
- меры организационного характера, устанавливающие информацию (как служебной и коммерческой тайны) и оповещающие о статусе информации тех лиц, которые находятся в непосредственном контакте с информацией (работники, контрагенты). К указанным мерам следует отнести:
а) введение пропускного режима на предприятии;
б) ограничение доступа лиц, не участвующих в производственном цикле на данном участке;
в) определение дифференцированных уровней режимов секретности документов и порядка допуска к ним должностных лиц;
- меры юридического характера, которые заключаются в установлении обязанности в договорах (трудовых и гражданско-правовых) всех контрагентов и работников по соблюдению конфиденциальности коммерческой информации;
- меры технического характера. Данные меры направлены на создание препятствий разглашению конфиденциальной информации работниками и контрагентами (активные), а также затрагивающие третьих лиц.
Технические меры препятствуют несанкционированному доступу к информации конфиденциального характера. К указанным мерам можно отнести, например:
• использование кодирования сообщений, которые передаются по каналам электронной или факсимильной связи;
• установление различных устройств для создания препятствия копированию информации в процессе её прохождения по каналам связи;
• широкое использование средств и устройств по уничтожению документов и т.д.
Выводы
Таким образом, в заключение рассмотрения вопроса ответственности за несоблюдение аудиторской тайны, хотелось бы отметить ряд моментов:
1) под аудиторской тайной следует понимать информацию (сведения) коммерческого, служебного и профессионального характера, которая имеет коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; к ней нет свободного доступа на законном основании и аудиторские организации как обладатели этой информации не должны разглашать и передавать ее третьим лицам без письменного согласия аудируемого субъекта, за исключением предусмотренных законом случаев;
2) аудиторскую тайну следует оценить как разновидность коммерческой и профессиональной тайны. Дополнительно к сказанному следует заметить, что аудиторская тайна признается как информация, к которой ограничен доступ, а также как имеющая конфиденциальный характер;
3) анализ юридической литературы показывает, что правовой режим аудиторской тайны явным образом отличается от правового режима коммерческой тайны. По своему характеру правовой режим аудиторской тайны обусловливается режимом конфиденциальности информации, что позволяет обладателю этой тайны, при существующих или возможных обстоятельствах, получить коммерческую выгоду. Аудируемый субъект как
обладатель аудиторской тайны самостоятельно устанавливает режим аудиторской тайны. Соблюдение же режима аудиторской тайны - в первую очередь обязанность аудиторской организации, индивидуального аудитора.
Следовательно, в случае несоблюдения аудиторской тайны аудиторские организации и индивидуальные аудиторы несут гражданско-правовую ответственность, и к ним применяется форма гражданско-правовой ответственности - возмещение убытков.
Список использованной литературы:
1. Гаюров Ш.К. Личное информационное право граждан: проблемы гражданско-правового регулирования в Республике Таджикистан: Монография. - М.: Изд. Спутник+, 2010. 361 с.
2. Губин Е.П., Лахно П.Г. Понятие коммерческой тайны. -М., 2004 // [Электронный ресурс]. Доступ через СПС «КонсультантПлюс».
3. Закон Республики Таджикистан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2011. № 3. Ст. 169; 2014. № 3. Ст. 149.
4. Закон Республики Таджикистан «О коммерческой тайне» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2008. № 6. Ст. 461.
5. Коломиец А. Аудиторская тайна. Некоторые проблемы правового регулирования // Хозяйство и право. 2003. № 11. С. 83-93.
6. Миронова О.А. Аудит: теория и методология: учеб. пособие / под ред. О.А. Мироновой, М.А. Азарской. - М. : Омега-Л, 2007. -248 с.
7. Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве России. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 160 c.
8. Ситдикова Л.Б. Правовые аспекты информационного обеспечения аудиторских услуг. // Налоги. 2008. №5. [Электронный ресурс]. Режим доступа через СПС «Консул ьтантПлюс ».
9. Чирков А.А. Гражданско-правовое регулирование деятельности исполнителя (аудитора) по договору об оказании аудиторских услуг: дис. ... канд. юрид. наук: 12 00 03. - Белгород, 2006. - 159 с.
10. Шишмарева Е.В. Коммерческая тайна в российском гражданском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12 00 03. - М., 2004. - 26 с.
Reference Literature:
1. Gayurov Sh.K. Personal Informational Right of Citizens: Problems of Civil Law Regulation in Tajikistan Republic: monograph. - M.: Sputnik, 2010. - 361 pp.
2. Gubin Ye. P., Lakhno P.G. The Notion of Commercial Secrecy. M., 2004 // [Electronic Resource]. Access through «Consultant-Plus» Certificate Law System (CLS).
3. Tajikistan Republic Law «On Book-Keeping and Financial Accountancy» // Tajikistan Republic Supreme Council News. 2011, - # 3, p. 169; 2014, # 3. p. 149 (Akhbori Majlisi Oli).
4. Tajikistan Republic Law «On Commercial Secrecy» // Tajikistan Republic Supreme Council News. 2008, # 6. - p. 461.
5. Kolomiyets A. Audit Secrecy. Some Problems of Legal Regulation // Holding and Law. 2003. # 11. - pp. 83 - 93.
6. Mironova O.A. Audit: Theory and Methodology: manual // under the editorship of O.A. Mironova, M.A. Azarskya. -M.: Omega - L. 2007. - 248pp.
7. Sannikova L. V. Services in Civil Law in Russia. - M. : Volters Kluver, 2006. - 160 pp.
8. Sitdikova L.B. Services Aspects of Informational Ensuring ofAudit Services // «Taxes». 2008, # 5 [Electronic Resource]. Regime of Availability through «Consultant-Plus» Certificate Law System.
9. Chirkov A.A. Civil Law Regulation of Executioner's (Auditor's) Activity on a Contract Dealing with Audit Services. Candidate dissertation in Jurisprudence: 12 00 03. - Belgorod, 2006. - 159 pp.
10. Shishmaryova Ye.V.Commercial Secrecy in Russian Civil Law: Synopsis of candidate dissertation in jurisprudende: 12 00 03. - M., 2004. - 26pp.