Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ'

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
слабый и сильный технологический суверенитет / принципы обеспечения суверенитета / weak and strong technological sovereignty / principles of ensuring sovereignty

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крупнов Юрий Александрович

В статье исследуется проблема обеспечения технологического суверенитета. Рассматриваются виды суверенитета, принципы и особенности его обеспечения в различных странах. Показана необходимость увязки технологической политики с реальными внутренними и международными экономическими и политическими условиями. Обоснована актуальность формирования отраслевых и продуктовых приоритетов технологического развития, а также важность государственно-частного партнерства и заимствования международного опыта в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ENSURING TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY IN DIFFERENT COUNTRIES

The article examines the problem of ensuring technological sovereignty. The types of sovereignty, principles and features of its provision in various countries are considered. The necessity of linking technological policy with real domestic and international economic and political conditions is shown. The relevance of the formation of industry and product priorities for technological development, as well as the importance of public-private partnerships and borrowing international experience in this area are substantiated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ»

УДК 338.1

Крупнов Юрий Александрович, д.э.н., доцент (e-mail: yukrupnov@mail.ru)

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г.Москва

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА В РАЗЛИЧНЫХСТРАНАХ

Аннотация. В статье исследуется проблема обеспечения технологического суверенитета. Рассматриваются виды суверенитета, принципы и особенности его обеспечения в различных странах. Показана необходимость увязки технологической политики с реальными внутренними и международными экономическими и политическими условиями. Обоснована актуальность формирования отраслевых и продуктовых приоритетов технологического развития, а также важность государственно-частного партнерства и заимствования международного опыта в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: слабый и сильный технологический суверенитет, принципы обеспечения суверенитета

Термин «технологический суверенитет» характеризует идеальное (недостижимое) состояние и применим в отношении стран - лидеров технологического развития. Обычно понятие «суверенитет» используется для описания различных форм независимости, контроля и автономии1. Концепция суверенитета впервые была представлена в работах Макиавелли, Бодена и Гоббса для обозначения верховной власти над государством или территорией: государственный (территориальный) суверенитет. Суверенность власти должна подтверждаться и проистекать из общепризнанного источника легитимности2. В случае с технологиями таким источником может быть фактическое обладание и документальное подтверждение законных прав на технологию (ноу-хау), зарегистрированных в соответствии с международными нормами и правилами. Если государство или субъект пользуются чужой технологией на основе международного или регионального договора (лицензии), то суверенитет не может считаться полным, так как он ограничен действиями и решениями непосредственного обладателя прав. Вследствие международного разделения труда, а также особенностей и условий развития регионов и стран, ни одно государство не располагает настоящим суверенитетом на все технологии, находящиеся в распоряжении

1 Couture S., Toupin, S. What Does the Concept of 'Sovereignty' Mean in Digital, Network and Technological Sovereignty? GigaNet: Global Internet Governance Academic Network, Annual Symposium 017. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3107272. URL: https://ssrn.com/abstract=3107272

2 Philpott D Sovereignty. In the Stanford Encyclopedia of Philosophy, edited by Edward N. Zalta. Metaphysics Research Lab, 2016. .Stanford University. URL: https://plato.stanford.edu/archives/sum2016/entries/sovereignty/

человечества. Поэтому термин «технологический суверенитет» имеет признаки метафоры3 и обозначает некое идеальное, но недостижимое состояние. Наибольший интерес представляет не идеальное состояние, а достигнутый или достигаемый уровень реальной независимости страны в областях науки, техники и технологий, обеспечивающий реализацию национальных интересов в техносфере с учетом существующих и перспектив-

4

ных угроз .

Обеспечение технологического суверенитета в России осуществляется в условиях конфронтации и жесткого лицемерного противодействия стран -лидеров технологического развития, где цели технологической суверенизации в значительной степени достигнуты. Так, США осуждают практику России и Китая по суверенизации интернет - технологий, хотя их собственный (американский) контроль над Интернетом и технологическими инструментами стал по истине вероломным и гегемонистским5. Россия и большинство других стран далеки от состояния технологической суверенности и ограничиваются стремлением к снижению зависимости от группы стран, которые по политическим, военным и другим причинам являются источником угроз для устойчивого развития экономики и общества.

Технологический суверенитет имеет сборный (составной) характер, а концепция суверенитета применяется едва ли не по любому поводу и едва ли не в любой сфере деятельности: пищевой, сельскохозяйственный6, энергетический цифровой, транспортный суверенитеты, и даже суверенитет человеческого тела8. Каждый из перечисленных суверенитетов включает наличие исключительных (суверенных) прав на технологии в соответствующей сфере деятельности. Например, обладание технологиями семеноводства предполагается в рамках как сельскохозяйственного, так и технологического суверенитетов. Примером обоснования необходимости обеспечения комплексного (интегрального) технологического суверенитета являются наработки Гранта, который рассматривал всю совокупность технологий, обеспечивающих занятость, развитие промышленности и защиту информации.

3 Krippendorff K. «Major Metaphors of Communication and some Constructivist Reflections on their Use». // Cybernetics & Human Knowing 1993. 2(1): 3-25. URL: http://www.asc.upenn.edu/usr/krippendorff/METAPHOR.htm.

4 Афанасьев А.А. Технологический суверенитет: к вопросу о сущности // Креативная экономика. 2022. Том 16. - № 10. - С. 3691-3708. - doi: 10.18334/ce.16.10.116406

5 Morozov E. «Who's the True Enemy of Internet Freedom - China, Russia, or the US? » The Guardian, January 4, 2015. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2015/jan/04/internet-freedom-china-russia-us-google-microsoft-digital-sovereignty.

6 Declaration of Nyéléni. Forum for Food Sovereignty. 2007. URL: https://nyeleni.org/spip.php? arti-cle290

7 Cotarelo P., Llistar D., Pérez A., Guillamon A., Campuzano M. «Defining energy sovereignty». // El Ecologista, Ecologistas en Acción Magazine 81. 2014. URL: http://www.odg.cat/sites/default/files/energy_sovereignty_0.pdf

8 Wilson, A, Our Coming In Stories: Cree Identity, Body Sovereignty and Gender Self Determination. // Journal of Global Indigeneity, 1(1), 2015. URL: https://ro.uow.edu.au/jgi/vol1/iss1/4

Однако в большинстве стран технологический суверенитет продолжает рассматриваться в рамках отдельных отраслей. Следовательно, решая задачи развития в отдельных сферах хозяйственной деятельности, мы одновременно обеспечиваем движение в сторону технологического суверенитета в целом. Это предполагает системную увязку всех региональных, отраслевых и федеральных планов и программ, нацеленных на технологическое обеспечение и модернизацию.

В целях достижения технологической независимости государства реализуют концепции «сильного» или «слабого» суверенитета. Примеры различных подходов можно наблюдать даже в рамках БРИКС. Так, власти Бразилии, Индии по примеру стран ЕС не применяют расширительный подход, ограничиваясь фокусированием на отдельных важных отраслях и сферах. Они соглашаются также с участием других стран в разработке и внедрении важных технологий. Их суверенитет характеризуется как «слабый» (фрагментарный, коллективный, неполный).

Китай и Россия демонстрируют стремление к достижению если не полной, то большей независимости, стремясь к достижению «сильного» суверенитета. Его достижение требует значительно больших усилий и ресурсов. Параметры потребных ресурсов сопоставимы с издержками лидеров технологического развития и даже превосходят их. Ошибки в оценке необходимых и реально располагаемых ресурсов, а также ошибки в прогнозах их аккумулирования в будущем несут угрозу «распыления» средств и нарастающего технологического отставания на фоне имитации бурной управленческой и другой деятельности. Запас прочности страновых экономик неодинаков, и набор мер по защите национальных хозяйств также различен9. Ориентация России на обеспечение «сильного» суверенитета, в отличие от Китая, не в полной мере подкреплена достаточными ресурсами, что требует дифференцированного подхода к функциональным и временным параметрам результатов технологических разработок, их приоритеза-ции.

Страны Евросоюза, Канада и Бразилия демонстрируют готовность к постепенному расширению и «усилению» суверенитета, что стало особенно заметным после разоблачений Эдварда Сноудена и Wikileaks о массовой слежке за лидерами европейских стран. Это подтверждается практическими шагами правительств, которые демонстрируют стремление к более основательной защите национального суверенитета и суверенитета своих граждан путем принятия законов и разработки национальных технологий в цифровой и информационной сферах:

технологии противодействия слежке США за телефонными и электронными разговорами государственных лиц (Германия);

9 Валова Ю.И. Перезагрузка экономик мира. Инновационная экономика и современный менеджмент. 2020. № 5 (31). С. 42

технологии обмена интернет-трафиком для его перенаправления за пределы США (Канада) 10, (Бразилия) 11 12;

13

технологии построения компьютерных сетей (Франция) ;

14

технологии защиты данных и др.

В других сферах вышеуказанные страны все еще готовы мириться с технологической зависимостью от США и других мировых лидеров.

Технологический суверенитет обладает субъектностью. Суверенные права на технологии могут принадлежать государству, хозяйствующим субъектам и даже физическим лицам. Это требует согласования и увязки деятельности всех субъектов. Деятельность органов управления в рассматриваемой сфере имеет проактивный, и, отчасти, насильственный харак-тер15. Функция государства не ограничивается учетом технологий и регистрацией правообладателей. Необходимо также препятствовать несанкционированному тиражированию технологий, добиваться от третьих сторон осуществления параллельного импорта технологий, а также оказывать влияние на иностранных правообладателей вплоть до принудительного лицензирования.

Обеспечение технологического суверенитета является общенациональной целью. Общенациональный характер процесса предполагает вовлечение в него помимо государственных структур также субъектов бизнеса и общественных организаций. Бюджетное финансирование должно подкрепляться ресурсами корпоративных инвесторов. Общественные организации следует привлекать к анализу и обсуждению конкретных проектов, их приоритезации и мониторингу. Бизнес сообществу предстоит пройти сложный путь и трансформацию отношения к развитию отечественной экономики: от ориентации на роскошь и активы за границами России к ответственному инвестированию в российские проекты. Патриотизм и осознание причастности к строительству великой России должны прийти на смену дремучей корысти, жадности, космополитизму, а иногда и предательству.

10 Obar, J., Andrew C. «Internet Surveillance and Boomerang Routing: A Call for Canadian Network Sovereignty». Technology and Emerging Media Track - Annual Conference of the Canadian Communication Association, 2013. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2311792

11 Holpuch A. «Brazil's Controversial Plan to Extricate the Internet from US Control» The Guardian, September 20, 2013, sec. World news. URL: http://www.theguardian.com/world/2013/sep/20/brazil-dilma-rousseff-internet-us-control.

12 Rhodes S., Armijo L. «Brazilian Leadership and the Global Internet» AULA Blog (blog). April 28, 2014. URL: https://aulablog.net/tag/digital-sovereignty/.

13 Bellanger P. De la souveraineté en général et de la souveraineté numérique en particulier. LesEchos.fr. 2011. URL: http://archives.lesechos.fr/archives/cercle/2011/08/30/cercle_37239.htm

14 Nugraha, Y., Sastrosubroto A. «Towards Data Sovereignty in Cyberspace» In 2015 3rd International Conference on Information and Communication Technology (ICoICT), 465-71. URL: https://doi.org/10.1109/ICoICT.2015.7231469.

15 Bonilla Ya. «Unsettling Sovereignty». // Cultural Anthropology. 2017. 32 (3)330-339. http://orcid.org/0000-0002-0948-7252. URL: https://journal.culanth.org/index.php/ca/article/view/ca32.3.02/163

Таблица 1 - Основные принципы обеспечения _технологического суверенитета_

№ Вид технологического суверенитета

Сильный Слабый

1 Приоритетное приложение усилий на направлениях, где имеются факторные преимущества (квалифицированный труд, дешевое сырье, логистика...)

2 Заимствование технологических достижений конкурентов и союзников, формирование кооперационных союзов для достижения целей

3 Наращивание имеющихся технологических преимуществ Удержание имеющихся технологических преимуществ

4 Обеспечение суверенитета на максимально возможном числе важных направлений науки, техники и технологий Обеспечение суверенитета на отдельных направлениях науки, техники и технологий

5 Развитие государственно частного партнерства и активное участие государства в приоритезации направлений суверенизации, финансировании и реализации инновационных проектов и программ разви-16 тия Зашита конкуренции и минимизация государственного вмешательства с целью создания условий для развития хозяйствующих субъектов, и технологической суверенизации на направлениях их деятельности

Источник: составлено автором

Новые предприниматели на важнейших для страны направлениях хозяйствования не могут появиться в одночасье и должны выращиваться под контролем и при поддержке государства. В целом, лидерство государства в деле технологической модернизации является необходимым, хотя и недостаточным условием успеха. Без ресурсов бизнеса и контроля со стороны общества достижение даже слабого суверенитета представляется невозможным.

Наряду с рассмотренными особенностями имеются и закономерности (принципы), которыми правительства всех стран вынуждены руководствоваться при обеспечении технологического суверенитета (таблица 1).

Как видно из таблицы, деятельность государственного и корпоративного менеджмента должна нацеливаться не столько на охват всех имеющихся и перспективных технологий, сколько на выявление и устранения наиболее существенных технологических уязвимостей и удержания (укрепления) преимуществ, которые уже были достигнуты. В целях согласования и консолидации усилий механизмы и инструменты суверенизации должны применяться с учетом вовлечения в рассматриваемые процессы органов управления, ответственных за экономику, внешнюю и внутреннюю политику, международное сотрудничество, военную и государственную безопасность, образование и науку.

В конкретных сферах деятельности следует предусматривать приоритеты по наиболее важным направлениям технологического развития. Усилия

16 Крупнов Ю.А., Пеньков Д.А. Государственно-частное партнерство и антикризисная поддержка бизнеса. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 3 (53). С. 64

национальных правительств целесообразно увязывать с международным экономическим сотрудничеством, а также надлежащим финансовым, материально-техническим, научным и кадровым обеспечением. Систематический технологический аудит призван обеспечивать высокое качество мониторинга состояния и динамики рассматриваемого процесса.

Инвестиции в модернизацию должны осуществляться, прежде всего, в тех отраслях, где имеются факторные преимущества (квалифицированный труд, избыток дешевого сырья, логистика...). Это позволит не только получить результат, но и экономить на инвестициях, которые будут формироваться из сверхприбылей от реализации продукции. На многих других направлениях необходимо отказаться от немедленного достижения высочайшего технологического уровня, а двигаться поэтапно, осуществляя заимствование компетенций через устройство совместных предприятий и параллельного импорта. Сформулированные подходы со временем будут обретать все более очевидную актуальность в связи с исчерпанием и, значит, удорожанием базовых ресурсов, необходимых для производства продукции.

Ориентиры развития следует устанавливать в соответствии с критериями срочности и конкретности. Инвестиции, соединяющиеся с активным и решительным заимствованием имеющихся лучших технологических решений, должны давать быстрый высокий результат в установленные сроки и сопровождаться установлением персональной ответственности должностных лиц.

Следовательно, движение к технологическому суверенитету должно соответствовать постулатам диалектики: по спирали, от простого к сложному и от состояния слабого развития к более высокому уровню развития. В этом случае количество конкурентоспособных технологий обязательно трансформируется в качество жизни россиян и технологический суверенитет Российской Федерации.

Список литературы

1. Афанасьев А. А. Технологический суверенитет: к вопросу о сущности // Креативная экономика. 2022. Том 16. № 10. С. 3691-3708. - doi: 10.18334/ce.16.10.116406

2. Валова Ю.И. Перезагрузка экономик мира. Инновационная экономика и современный менеджмент. 2020. № 5 (31). С. 42-48

3. Крупнов Ю.А., Пеньков Д. А. Государственно-частное партнерство и антикризисная поддержка бизнеса. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 3 (53). С. 62-67.

4. Bonilla Ya. «Unsettling Sovereignty». // Cultural Anthropology. 2017. 32 (3)330-339. http://orcid.org/0000-0002-0948-7252. URL: https://journal.culanth.org/index.php/ca/article/view/ca32.3.02/163

5. Cotarelo P., Llistar D., Pérez A., Guillamon A., Campuzano M. «Defining energy sovereignty». // El Ecologista, Ecologistas en Acción Magazine 81. 2014. URL: http://www.odg.cat/sites/default/files/energy_sovereignty_0.pdf

6. Couture S., Toupin, S. What Does the Concept of 'Sovereignty' Mean in Digital, Network and Technological Sovereignty? GigaNet: Global Internet Governance Academic Network, Annual Symposium 2017. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3107272. URL: https://ssrn.com/abstract=3107272

7. Krippendorff K. «Major Metaphors of Communication and some Con-structivist Reflections on their Use». // Cybernetics & Human Knowing 1993. 2(1): 3-25. URL: http://www.asc.upenn.edu/usr/krippendorff/METAPHOR.htm.

8. Nugraha, Y., Sastrosubroto A. «Towards Data Sovereignty in Cyberspace» In 2015 3rd International Conference on Information and Communication Technology (IColCT), 465-71. URL: https://doi.org/10.1109/ICoICT.2015.7231469.

9. Obar, J., Andrew C. «Internet Surveillance and Boomerang Routing: A Call for Canadian Network Sovereignty». Technology and Emerging Media Track - Annual Conference of the Canadian Communication Association, 2013. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2311792

10. Wilson, A, Our Coming In Stories: Cree Identity, Body Sovereignty and Gender Self Determination. // Journal of Global Indigeneity, 1(1), 2015. URL: https://ro.uow.edu.au/jgi/vol1/iss1/4

Krupnov Yuriy A.

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor

Financial University under the Government of the Russian Federation

yukrupnov@mail.ru

FEATURES OF ENSURING TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY IN DIFFERENT COUNTRIES

Abstract. The article examines the problem of ensuring technological sovereignty. The types of sovereignty, principles and features of its provision in various countries are considered. The necessity of linking technological policy with real domestic and international economic and political conditions is shown. The relevance of the formation of industry and product priorities for technological development, as well as the importance of public-private partnerships and borrowing international experience in this area are substantiated. Keywords: weak and strong technological sovereignty, principles of ensuring sovereignty

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.