Научная статья на тему 'Информационное пространство как сфера реализации государственного суверенитета'

Информационное пространство как сфера реализации государственного суверенитета Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СУВЕРЕНИТЕТ / INFORMATION SECURITY / INFORMATION SPACE / INTERNATIONAL LAW / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / SOVEREIGNTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефремов А.А.

Статья посвящена анализу научных концепций информационного пространства как одной из сфер реализации государственного суверенитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information space as the sphere of realization of sovereignty

The article analyzes the scientific concepts of the information space as one of the areas of implementation of state sovereignty.

Текст научной работы на тему «Информационное пространство как сфера реализации государственного суверенитета»

УДК 342.1+ 321.011

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА

А. А. Ефремов

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 31 января 2017 г.

Аннотация: статья посвящена анализу научных концепций информационного пространства как одной из сфер реализации государственного суверенитета.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационное пространство, международное право, международные организации, суверенитет.

Abstract: the article analyzes the scientific concepts of the information space as one of the areas of implementation of state sovereignty.

Key words: information security, information space, international law, international organizations, sovereignty.

Бурное развитие информационных технологий во второй половине XX — начале XXI в. и основанные на их использовании тенденции глобализации оказали качественное влияние на состояние современных государств, а также реализацию их базовых свойств (признаков) и принципов.

Традиционно в политической и правовой науке ключевым признаком государства, отличающим его от других политических акторов (в концепте политической науки) или субъектов публично-правовых и международных отношений (в концепте правоведения) является государственный суверенитет.

Z Классическое понимание суверенитета как верховенства государ-^ ственной власти на территории страны и независимость в международ-5 ных отношениях в условиях глобализации неизбежно трансформируется. В связи с этим в новейших документах стратегического планирова-

_ния Российской Федерации — Стратегии национальной безопасности РФ,

22 утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, Кон-_ цепции внешней политики РФ, утвержденной указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640, Доктрине информационной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646, значительное место уделяется защите суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.

Сущностное изменение правового регулирования всех общественных отношений под влиянием глобализации связано с сутью самой глобализации, которую Д. Харвей характеризует как процесс сжатия (компрессии) временных и пространственных дистанций. Это означает, что для определенных видов действия, например индивидуальной языковой ком-

© Ефремов А. А., 2017

муникации, категория пространства как среды этого действия во многих случаях просто исчезает1. При этом если для экономики и ее организаций пространственное измерение действия становится все более ирреле-

вантным, то организации политической и правовой системы, напротив, >

не могут освободиться от территориального принципа2. >

Тем самым возникают качественные изменения в сущности и возмож- т

ностях государственного регулирования общественных отношений по- р

средством национального позитивного права, содержания такой базовой ^

категории, как «государственный суверенитет». в

Если значение территории как сферы регулирования снижается, ^

то сферой регулирования становятся иные «пространства» — экономи- ф

ческое, информационное, которые не совпадают с конкретными государ- о

ственными территориями. М

тз °

В правовой науке рассматривается также категория «правовое про- и

странство»3. Однако при его раскрытии преобладает привязка к тер- о

ритории — под пространством подразумевают весь объем общественных отношений, возникающих и подвергающихся правовому регулированию в территориальных пределах Российского государства4, сферу регламен-

о

тации юридическими нормами моделей правомерного поведения госу- Т дарства, его составных частей и граждан в границах территории данно- а

онного пространства. По мнению Д. А. Савельева, глобальное инфор- о мационное пространство является объектом международно-правового е

го государства и конкретного исторического времени5, область действия всех элементов правовой системы конкретного государства, имеющую социально-юридические (пределы правового регулирования) и политико-географические (территориально-государственные) границы6.

Тенденции глобализации конца XX — начала XXI в. привели к широкой научной дискуссии по поводу категории глобального информаци-

регулирования7. Исходя из современного представления о суверенитете л

государства, согласно которому права человека не могут быть исключи- 3

тельно внутренним делом государства, следует сделать вывод, что основ- ц

ная роль в установлении принципов правового регулирования информа- >

1 Цит. по: Наззарчук А. В. Этика глобализирующегося общества. М., 2002. _

С. 207. 23

2 См.: Там же. С. 208. -

3 См.: Суханов В. В. Правовое пространство и его формы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005 ; Барциц И. Н. Конституционно-правовое пространство Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001.

4 См.: Балмасов О. В. Обеспечение единого правового пространства как функция современного Российского государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. С. 21.

5 См.: Барциц И. Н. Правовое пространство России : вопросы конституционной теории и практики. М., 2000. С. 24.

6 См.: Егорова Ю. В. Системность российского законодательства в контексте единого правового пространства России // История государства и права. 2007. № 1.

7 См.: Савельев Д. А. Права человека в области информации (международ -но-правовые аспекты) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 7.

ционного пространства должна принадлежать международному праву8. И. Л. Бачило обращает внимание на проблему соотношения информационного и правового пространства, однако указывает на необходимость ее «дальнейшего исследования»9, аналогичной позиции придерживается И. М. Рассолов10.

Вместе с тем И. Л. Бачило, В. Н. Лопатин и М. А. Федотов под единым информационным пространством страны понимают совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, позволяющей на основе единых принципов и по общим правилам обеспечивать безопасное информационное взаимодействие государства, организаций и граждан при их равнодоступности к открытым информационным ресурсам, а также максимально полное удовлетворение их информационных потребностей на всей территории государства при сохранении баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечение национального информационного суверенитета11.

Н. Н. Ковалева отмечает, что информационное пространство страны одновременно является и сферой реализации государственной информационной политики, и объектом управляющего воздействия12, при этом основными элементами, составляющими структуру информационного пространства, являются субъекты и объекты информационного воздей-ствия13.

В российском законодательстве термин «кибернетическое пространство» не употребляется, но используется в нескольких международных документах, например в Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 г. и в Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации 2001 г. Д. В. Грибанов14 определяет кибернетическое пространство как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе использования функционирующей электронной компьютер-01 ной сети, складывающихся по поводу информации (информационных ресурсов), обрабатываемой с помощью ЭВМ и услуг информационного ^ характера, предоставляемых с помощью ЭВМ и средств связи компьютерен ной сети, совокупность отношений, участвовать в которых можно только

_ 8 См.: Савельев Д. А. Права человека в области информации... С. 11.

24 9 См.: Бачило И. Л. Проблемы теории информационного права // Теоретиче--ские проблемы информационного права. М., 2006. С. 16—18.

10 См.: Рассолов И. М. Киберпространство и позитивное право // Рос. право в Интернете. 2010. № 1. иКЬ: http://www.rpi.msal.ru/prints/201001rassolov.html (дата обращения: 30.01.2017).

11 См.: Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право. М., 2001. С. 118.

12 См.: Ковалева Н. Н. Общая характеристика единого информационного пространства // Современное право. 2011. № 7. С. 38.

13 См.: Ковалева Н. Н. Объекты информационного пространства в структуре государственного управления в информационной сфере // Законы России : опыт, анализ, практика. 2012. № 6. С. 104.

14 См.: Грибанов Д. В. К вопросу о правовой теории кибернетического пространства // Государство и право. 2010. № 4. С. 60.

Государственная власть. Законодательный процесс..

посредством ЭВМ и средств связи компьютерной сети. По его мнению, система норм, направленных на регулирование кибернетического пространства, носит комплексный характер и находится на стыке различных отраслей права. Определяя место этих норм в системе права, можно > рассматривать их как институт отрасли информационного права15. По > нашему мнению, данный подход является узким, поскольку правовое ре- т гулирование информационного пространства охватывается нормами не р только разных отраслей, но и систем права, т.е. не только националь- М ным, но и международным правом. в Таким образом, научная дискуссия о содержании категории информа- ^ ционного пространства в юридической науке в 1990—2000-е гг. охватыва- ф ла главным образом различные аспекты общественных отношений, обра- р зующих структуру информационного пространства. При этом сложность 2

и многоаспектность данного явления, а также постоянно меняющее содержание общественных отношений бурное развитие информационных технологий не позволили разработать конкретную систему юридических свойств данного явления.

Не увенчались успехом и длительные попытки разработки универ- ~о сального международно-правового регулирования глобального ин- т формационного пространства. Несмотря на активное развитие идей а Декларации принципов «Построение информационного общества — гло- с бальная задача в новом тысячелетии», принятой в ходе Женевской Все- 0 мирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного обще- ^ ства 2003 г.16, и Тунисской программы для информационного общества о

2005 г. в рамках международных форумов по управлению Интернетом, глобальной конференции по управлению инфраструктурой Интернета МЕТшипШа1-2014, до настоящего времени управление Интернетом фак- о тически осуществляется находящейся под американской юрисдикцией е корпорацией 1СЛЛ№ л

В этих условиях отдельные государства и международные организа- а ции сосредоточивают свои усилия на формировании института между- и народной информационной безопасности, обеспечении национальной и >>> международно-правовой защиты критических информационных инфраструктур и объектов.

Современный этап развития правового регулирования общественных_5

отношений во многих сферах характеризуется тенденцией «суверенизации». Глобалистические подходы конца XX — начала XXI в., связанные с усилением международно-правового регулирования, причем в значительной мере не в форме международных договоров, а документов международных организаций, сменяются возвратом к национально-правовому (внутригосударственному) регулированию, созданием правовых основ для отказов от исполнения, например решений международных судов.

15 См.: Там же. С. 60.

16 Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/events/pastevents/pdf/ dec_wsis.pdf (дата обращения: 30.01.2017).

Указанная тенденция отчетливо проявляется и в сфере регулирования информационных отношений. Для Российской Федерации это выражается в принятии изменений в федеральное информационное законодательство, связанных:

— с определением механизма ограничения доступа к информации, распространение которой запрещено (Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ);

— введением требований для организаторов распространения информации в сети «Интернет» и блогеров (Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ);

— введением ограничений, связанных с учреждением средства массовой информации для иностранных лиц (Федеральный закон от 14 октября 2014 г. № 305-ФЗ);

— введением порядка ограничения доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных и требований обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ);

— введением дополнительных требований по хранению информации операторами связи и организаторами распространения информации в сети «Интернет» (Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ).

В настоящее время в Российской Федерации также идет формирование законодательных инициатив, направленных на обеспечение целостности, непрерывности, стабильности, устойчивости и защищенности функционирования российского национального сегмента информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»17 и обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры (проекты федераль-^ ных законов № 47571-7 «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»18, № 47579-7 «О внесении изме-о нений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О безопасности критической информацион-

-ной инфраструктуры Российской Федерации»19, № 47591-7 «О внесении

26 изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»20, внесенные Правительством РФ 6 декабря 2016 г.).

17 О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» : федер. закон. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=58851 (дата обращения: 30.01.2017).

18 Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf (Spravka)?OpenAgent&RN:47571-7 (дата обращения: 30.01.2017).

19 Там же.

20 Там же.

Значительно большее (по сравнению с ранее принятыми) место защите суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве уделяется и в новейших документах стратегического планирования

(Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная >

Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640, Доктрина инфор- >

мационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом m

Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646). р

Следует отметить, что тенденция «суверенизации» характерна не ^

только для России и Китая с его знаменитым «великим китайским фай- g

ерволлом», но и, очевидно, в перспективе даже для США. Свидетель- ^

ством тому является тот факт, что 23 января 2017 г. новый президент ф

США назвал в качестве руководителя Федеральной комиссии по связи о

(Federal Communications Commission, FCC) известного критика концеп- м

ции сетевой нейтральности А. Пая21. и

В отношении государственного суверенитета в информационном про- о

странстве в настоящее время имеет место тенденция «привязки» такого о

пространства к государственной территории посредством определения ф

территориальности информационной инфраструктуры, а также развития р

о

именно внутригосударственного регулирования ее правового режима. п

В докладе Группы правительственных экспертов, представленном а

на 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2013 г., указано, что госу- О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дарственный суверенитет и международные нормы и принципы, вытека- О

ющие из принципа государственного суверенитета, распространяются на ^

поведение государств в рамках деятельности, связанной с использовани- к

ем ИКТ, а также на юрисдикцию государств над ИКТ-инфраструктурой о

на их территории (п. 20)22. Аналогичная позиция содержится и в докладе е

Группы правительственных экспертов, представленной на 70-й сессии о

Генеральной Ассамблеи ООН в 2015 г.23 е

В Основах государственной политики Российской Федерации в обла- л

сти международной информационной безопасности на период до 2020 г.24 5

под международной информационной безопасностью понимается такое ц

21 Trump taps net neutrality critic to lead the FCC // The Washington Post. 2017.

23 Jun. URL: https://www.washingtonpost.com/news/the-switch/wp/2017/01/23/meet-_

donald-trumps-official-new-fcc-chairman-ajit-pai/ (дата обращения: 30.01.2017). 27

22 Доклад Группы правительственных экспертов по достижениям в сфере ин--

форматизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. А/68/98. Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc. asp?symbol=A/68/98&referer=/english/&Lang=R (дата обращения: 30.01.2017).

23 Доклад Группы правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. А/70/174. Официальный сайт ООН. URL: https://documents-dds-ny.un.org/ doc/UNDOC/GEN/N15/228/37/PDF/N1522837.pdf?OpenElement (дата обращения: 30.01.2017).

24 Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года : утверждены Президентом РФ 24 июля 2013 г. № Пр-1753. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

состояние глобального информационного пространства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества и прав государства в информационной сфере, а также деструктивного и противоправного воздействия на элементы национальной критической информационной инфраструктуры.

Под системой международной информационной безопасности понимается совокупность международных и национальных институтов, призванных регулировать деятельность различных субъектов глобального информационного пространства.

Система международной информационной безопасности призвана оказать противодействие угрозам стратегической стабильности и способствовать равноправному стратегическому партнерству в глобальном информационном пространстве.

Советом безопасности РФ разработана концепция универсальной Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности25.

Согласно данной концепции, деятельность государств в информационном пространстве должна гарантировать свободу технологического обмена и свободу обмена информацией с учетом уважения суверенитета государств и их существующих политических, исторических и культурных особенностей. В целях создания и поддержания атмосферы доверия в информационном пространстве необходимо соблюдение государствами следующих принципов:

— деятельность каждого государства-участника в информационном пространстве должна способствовать социальному и экономическому развитию и осуществляться таким образом, чтобы быть совместимой с задачами поддержания международного мира и безопасности, соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, включая принципы мирного урегулирования споров и конфликтов, неприменения силы в международных отношениях, невмешательства во

^ внутренние дела других государств, уважения суверенитета государств, 1< основных прав и свобод человека;

5 — все государства-участники в информационном пространстве поль-041 зуются суверенным равенством, имеют одинаковые права и обязанности

_и являются равноправными субъектами информационного пространства

28 независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера;

— каждое государство вправе устанавливать суверенные нормы и управлять в соответствии с национальными законами своим информационным пространством. Суверенитет и законы распространяются на информационную инфраструктуру, расположенную на территории государства-участника или иным образом находящуюся под его юрисдикцией.

25 июня 2016 г. было подписано Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики

25 Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция) / Совет безопасности Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/112.html (дата обращения: 30.01.2017).

о взаимодействии в области развития информационного пространства26. Согласно данному заявлению, руководители двух стран поддерживают принцип уважения государственного суверенитета в информационном пространстве, рациональные требования всех стран по защите соб- > ственной безопасности и развитию, предлагают сформировать мирное, ^ безопасное, открытое и основанное на сотрудничестве информационное m пространство и разработать в рамках ООН универсальные правила от- Р ветственного поведения в информационном пространстве. Они выступа- м ют за равные права для всех государств на участие в управлении сетью о «Интернет», а также признают право на защиту национальной безопасности в информационном пространстве с учетом практики законодатель- н ства и государственной системы, поддерживают инициативу создания р многосторонней, демократичной, прозрачной системы управления сетью ^ «Интернет» и важную роль ООН в вопросе создания международных ме- Ц ханизмов управления Интернетом. р

С принятием в ряде стран (Россия, Франция, Германия, Австралия) Н

законодательства, предусматривающего обязательность обработки пер- §

сональных данных граждан на серверах в данном государстве либо в п

рамках Европейского союза (Франция), получила свое развитие концеп- "о

ция суверенитета данных27. Концепция суверенитета данных означает, р

что отношения с информацией в цифровой (электронной) форме должны н

подчиняться юрисдикции той страны, где эта информация находится. т

Широкое распространение услуг облачных вычислений, а также но- о

вые подходы к хранению данных, по мнению венгерского ученого К. Ири- а

он, привели к большему слому традиционных геополитических барьеров, о

чем когда-либо прежде28. Наибольшее развитие концепция суверенитета ф

данных получила в европейской политической и правовой науке29, что р

обусловлено коллизиями в данной сфере между принимаемым нацио- о

нальным законодательством и нормами права ЕС, а также решениями е

Европейского суда по правам человека. С 2013 г. концепция суверените- л

та данных связывается также с развитием технологии «больших данных» а

(англ. - big data)30. и _ >

26 Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя

Китайской Народной Республики о взаимодействии в области развития инфор-_

мационного пространства от 25 июня 2016 г. / Президент России. Официальный 29 сайт. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5099 (дата обращения: 30.01.2017). -

27 De Filippi, Primavera and McCarthy, Smari, Cloud Computing: Centralization and Data Sovereignty (October 26, 2012). European Journal of Law and Technology, Vol. 3, № 2, 2012. URL: http://ssrn.com/abstract=2167372

28 См.: Irion K. Government Cloud Computing and National Data Sovereignty // Policy and Internet. 2012. Vol. 4, Issue 3-4, p. 40-71.

29 Rauhofer, Judith and Bowden, Caspar, Protecting Their Own: Fundamental Rights Implications for EU Data Sovereignty in the Cloud (June 21, 2013). Edinburgh School of Law Research Paper No. 2013/28. URL: http://ssrn.com/abstract=2283175 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2283175

30 См.: Moon H., Cho H. S. Big data and policy design for data sovereignty: A case study on copyright and CCL in South Korea (Conference Paper) // 2013 ASE/IEEE Int. Conf. on Social Computing. DOI: 10.1109/SocialCom.2013.165

В современных зарубежных исследованиях отмечается, что требования к суверенитету данных можно рассматривать как разумные усилия национальных государств к подчинению национальных конфиденциальных потоков данных национальной юрисдикции. Такие требования суверенитета данных направлены на охрану и защиту основных интересов национальных государств в отношении конфиденциальности, целостности данных, а также их доступности31.

Таким образом, в отличие от конца XX — начала XXI в., когда процессы глобализации «вывели» из-под государственного суверенитета информационное пространство как сферу реализации информационных отношений, современный этап международно-правового и внутригосударственного регулирования характеризуется усилением его государственного регулирования. При этом, по сути, осуществляется возврат к традиционному принципу «cujus regio, ejus religio» (лат. - «чья область (земля), того и вера», в данном случае - власть), что проявляется как в законодательной локализации самой информации, так и провозглашении суверенитета над информационной инфраструктурой на территории конкретного государства.

31 См.: Nugraha Y., Kautsarina, Sastrosubroto A. S. Towards data sovereignty in cyberspace (Conference Paper) // 2015 3rd International Conference on Information and Communication Technology, ICoICT 2015. DOI: 10.1109/ICoICT.2015.7231469

Воронежский государственный университет

Ефремов А. А., кандидат юридических наук, доцент

E-mail: yefremov@law.vsu.ru

Voronezh State University Еfremov A. А., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

E-mail: yefremov@law.vsu.ru

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.