Научная статья на тему 'Тенденции развития института международной информационной безопасности'

Тенденции развития института международной информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
211
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INFORMATION SECURITY / INTERNATIONAL LAW / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефремов А.А.

Статья посвящена анализу современных тенденций развития международной информационной безопасности как института международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of development of the Institute of international information security

The article is devoted to analysis of modern trends of the development of international information security law as a institute of international law.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития института международной информационной безопасности»

УДК 341.01

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А. А. Ефремов

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 12 сентября 2016 г.

Аннотация: статья посвящена анализу современных тенденций развития международной информационной безопасности как института международного права.

Ключевые слова: информационная безопасность, международное право, международные организации.

Abstract: the article is devoted to analysis of modern trends of the development of international information security law as a institute of international law. Key words: information security, international law, international organizations.

В настоящее время вопросы регулирования информационной безопасности получают все большее развитие в рамках международного информационного права как отрасли международного права.

Данное регулирование складывается как из юридически обязательных норм международных договоров, так и из «мягкого права» — деклараций, рекомендаций и докладов органов международных организаций, - таких как ООН, ОЭСР, ШОС, ОДКБ и др.

Развитие международно-правового института международной информационной безопасности осуществляется в значительной мере по инициативе Российской Федерации как на уровне ООН, так и в рамках двухсторонних соглашений и документов таких международных организаций, как СНГ, ШОС, ОДКБ.

В рамках ООН в 1998 г. по инициативе Российской Федерации была принята резолюция «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»1 (A/RES/53/70),

предусматривающая подготовку докладов Генерального секретаря ООН-

по данной теме, содержащих позиции государств — членов ООН по таким 293 вопросам, как:

— общая оценка проблем информационной безопасности;

— усилия, предпринимаемые на национальном уровне для укрепления информационной безопасности и содействия международному сотрудничеству в этой области;

— содержание концепций (информационная безопасность, несанкционированное вмешательство, неправомерное использование);

— возможные меры, которые могли бы быть приняты международным

1 Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc. asp?symbol=A/RES/53/70&referer=/english/&Lang=R (дата обращения: 30.08.2016). © Ефремов А. А., 2016

сообществом для укрепления информационной безопасности на глобальном уровне.

С 2010 г. Генеральным секретарем ООН представлялись доклады, содержавшие позиции государств по вопросам информационной безопасности (2010 г. - А/65/154; 2011 г. - А/66/152; 2013 г. - А/68/156; 2014 -А/69/112).

Кроме того, в период 2004-2015 гг. были созданы 4 группы правительственных экспертов, представлявшие свои доклады соответственно, на 60, 65, 68 и 70-й сессиях Генеральной ассамблеи ООН.

В данных докладах важное значение имеет обоснование взаимосвязи между обеспечением государственного суверенитета и международно-правовым регулированием информационных отношений.

В докладе, представленном на 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2013 г., указано, что государственный суверенитет и международные нормы и принципы, вытекающие из принципа государ -ственного суверенитета, распространяются на поведение государств в рамках деятельности, связанной с использованием ИКТ, а также на юрисдикцию государств над ИКТ-инфраструктурой на их территории (п. 20)2.

В докладе группы правительственных экспертов, представленной на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2015 г.3, данная группа предлагает государствам рассмотреть следующие рекомендации в отношении добровольных и необязательных норм, правил или принципов ответственного поведения государств, призванных способствовать обеспечению открытой, безопасной, стабильной, доступной и мирной ИКТ-среды:

а) в соответствии с целями Устава Организации Объединенных На-^ ций, в том числе касающимися поддержания международного мира и

безопасности, государства должны сотрудничать в разработке и осуществлении мер по укреплению стабильности и безопасности в использовании ИКТ и предупреждению совершения действий в сфере ИКТ, при-сч знанных вредоносными или способных создать угрозу международному миру и безопасности;

б) в случае инцидентов в сфере ИКТ государства должны изучить 294 всю соответствующую информацию, в том числе более общий контекст

события, проблемы присвоения ответственности в ИКТ-среде, а также характер и масштабы последствий;

2 Доклад Группы правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. А/68/98. Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc. asp?symbol=A/68/98&referer=/english/&Lang=R (дата обращения: 30.08.2016).

3 Доклад Группы правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. А/70/174. Официальный сайт ООН. URL: http://documents-dds-ny.un.org/ doc/UNDOC/GEN/N15/228/37/PDF/N1522837.pdf?OpenElement (дата обращения: 30.08.2016).

в) государства не должны заведомо позволять использовать их территорию для совершения международно-противоправных деяний с использованием ИКТ;

г) государства должны рассмотреть вопрос о наилучших путях со- > трудничества в целях обмена информацией, оказания взаимопомощи, > преследования лиц, виновных в террористическом и преступном исполь- т зовании ИКТ, а также осуществлять другие совместные меры по проти- р водействию таким угрозам. Государствам, возможно, потребуется рассмо- М треть вопрос о разработке новых мер в этой сфере; >

д) в процессе обеспечения безопасного использования ИКТ государства должны соблюдать положения резолюций 20/8 и 26/13 Совета по

правам человека о поощрении, защите и осуществлении прав человека н

в Интернете и резолюций 68/167 и 69/166 Генеральной Ассамблеи о пра- и ве на неприкосновенность личной жизни в эпоху цифровых технологий,

чтобы обеспечить всестороннее уважение прав человека, включая право а

свободно выражать свое мнение; и

е) государство не должно осуществлять или заведомо поддерживать и деятельность в сфере ИКТ, если такая деятельность противоречит его х обязательствам по международному праву, наносит преднамеренный с ущерб критически важной инфраструктуре или иным образом препят- т ствует использованию и функционированию критически важной инфра- т структуры для обслуживания населения;

ж) государства должны принимать надлежащие меры для защиты ж своей критически важной инфраструктуры от угроз в сфере ИКТ, прини- у мая во внимание резолюцию 58/199 Генеральной Ассамблеи о создании § глобальной культуры кибербезопасности и защите важнейших информа- > ционных инфраструктур и другие соответствующие резолюции; >>

з) государства должны удовлетворять соответствующие просьбы об е оказании помощи, поступающие от других государств, критически важ- °

295

ная инфраструктура которых становится объектом злонамеренных дей- § ствий в сфере ИКТ. Государства должны также удовлетворять соответ- х ствующие просьбы о смягчении последствий злонамеренных действий в о сфере ИКТ, направленных против критически важной инфраструктуры других государств, если такие действия проистекают с их территории, принимая во внимание должным образом концепцию суверенитета;

и) государства должны принимать разумные меры для обеспечения целостности каналов поставки, чтобы конечные пользователи могли быть уверены в безопасности продуктов ИКТ. Государства должны стремиться предупреждать распространение злонамеренных программных и технических средств в сфере ИКТ и использование пагубных скрытых функций;

к) государства должны способствовать ответственному представлению информации о факторах уязвимости в сфере ИКТ и делиться соответствующей информацией о существующих методах борьбы с такими факторами уязвимости, чтобы ограничить, а по возможности и устранить возможные угрозы для ИКТ и зависящей от ИКТ инфраструктуры;

л) государства не должны осуществлять или заведомо поддерживать деятельность, призванную нанести ущерб информационным системам уполномоченных групп экстренной готовности к компьютерным инцидентам (также именуемым группами готовности к компьютерным инцидентам или группам готовности к инцидентам в сфере кибербезопасности) другого государства. Государство не должно использовать уполномоченные группы экстренной готовности к компьютерным инцидентам для осуществления злонамеренной международной деятельности.

В отношении реализации государственного суверенитета в докладе отмечено, что суверенитет государств и международные нормы и принципы, проистекающие из суверенитета, применяются к осуществлению государствами деятельности, связанной с ИКТ, и к их юрисдикции над ИКТ-инфраструктурой, расположенной на их территориях.

Согласно позиции Министерства иностранных дел РФ, итоговый доклад Группы является важным политико-правовым документом, закладывающим общие рамки для взаимодействия государств в информационном пространстве4.

Развитие международно-правового института международной информационной безопасности в форме международно-правовых договоров в настоящее время осуществляется только в рамках отдельных международных организаций либо на двухстороннем уровне.

Например, согласно Концепции сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности, утвержденной Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 10 октября 2008 г.5, интересы государств — участников СНГ в информационной сфере заключаются в ее гармоничном формировании, наиболее эффективном развитии и использовании в целях реализации прав и свобод человека и общества, со-Z блюдения норм законности и правопорядка, обеспечения незыблемости мэ конституционного строя, суверенитета и территориальной целостен ности государств - участников СНГ, достижения ими экономического роста, политической и социальной стабильности.

16 июня 2009 г. было подписано межправительственное Соглашение 296 между правительствами государств — членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, которое среди принципов закрепляет невмешательство в информационные ресурсы государств Сторон (ст. 4). Каждая Сторона имеет равное право на защиту информационных ресурсов и критически важных структур своего государства от неправомерного

4 Об итогах заключительного заседания Группы правительственных экспертов ООН по международной информационной безопасности. Официальный сайт МИД России. URL: http://www.mid.rU/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/1525144 (дата обращения: 30.08.2016).

5 Интернет-портал СНГ. URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=20229 (дата обращения: 30.08.2016).

-е-

СП 2 О

CD

использования и несанкционированного вмешательства, в том числе от информационных атак на них.

На уровне Российской Федерации в 2013 г. Президентом РФ были

утверждены Основы государственной политики Российской Федерации >

в области международной информационной безопасности на период до >

2020 г.6 ^

Под международной информационной безопасностью в Основах понимается такое состояние глобального информационного пространства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества

и прав государства в информационной сфере, а также деструктивного и _

противоправного воздействия на элементы национальной критической н

информационной инфраструктуры. н

Под системой международной информационной безопасности пони- и

мается совокупность международных и национальных институтов, при- Р

званных регулировать деятельность различных субъектов глобального а

информационного пространства. и

Система международной информационной безопасности призвана х

оказать противодействие угрозам стратегической стабильности и способ- х

ствовать равноправному стратегическому партнерству в глобальном ин- с

формационном пространстве. т

Согласно Основам, цель государственной политики Российской Фе- т

о

дерации заключается в содействии установлению международного правового режима, направленного на создание условий для формирования с системы международной информационной безопасности. у Согласно п. 17 Основ, государственная политика Российской Феде- § рации реализуется федеральными органами исполнительной власти и "Р надзорными органами в соответствии с предметами их ведения при вы- >> полнении соответствующих межгосударственных целевых программ, в се

осуществлении которых участвует Российская Федерация, государственных и федеральных целевых программ, в том числе в рамках государ- § ственно-частного партнерства. н

Совет безопасности РФ осуществляет мониторинг реализации Основ. т В частности, 3 февраля 2016 г. в Аппарате Совета безопасности РФ под- х ведены итоги деятельности органов государственной власти, направленной на содействие формированию системы международной информационной безопасности7.

20 ноября 2013 г. подписано Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности8. Данное соглашение не содержит

297

6 Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года : утв. Президентом РФ 24 июля 2013 г. № Пр-1753. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

7 Совет безопасности РФ. Официальный сайт. URL: http://www.scrf.gov.ru/ news/1020.html (дата обращения: 30.08.2016).

8 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://

положений о суверенитете государств и связи суверенитета и информационной безопасности.

Советом безопасности РФ разработана концепция универсальной Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности9.

Согласно данной концепции, политические полномочия по связанным с Интернетом вопросам государственной политики являются суверенным правом государств, и что государства имеют права и обязанности в отношении связанных с Интернетом вопросов государственной политики международного уровня. Деятельность государств в информационном пространстве должна гарантировать свободу технологического обмена и свободу обмена информацией с учетом уважения суверенитета государств и их существующих политических, исторических и культурных особенностей.

Согласно концепции, в целях создания и поддержания атмосферы доверия в информационном пространстве необходимо соблюдение государствами следующих принципов:

— деятельность каждого государства-участника в информационном пространстве должна способствовать социальному и экономическому развитию и осуществляться таким образом, чтобы быть совместимой с задачами поддержания международного мира и безопасности, соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, включая принципы мирного урегулирования споров и конфликтов, неприменения силы в международных отношениях, невмешательства во внутренние дела других государств, уважения суверенитета государств, основных прав и свобод человека;

— все государства-участники в информационном пространстве пользуются суверенным равенством, имеют одинаковые права и обязанности

ol и являются равноправными субъектами информационного пространства ^ независимо от различий экономического, социального, политического -о или иного характера;

о — каждое государство вправе устанавливать суверенные нормы и управлять в соответствии с национальными законами своим информа-

-ционным пространством. Суверенитет и законы распространяются на ин-

298 формационную инфраструктуру, расположенную на территории государства-участника или иным образом находящуюся под его юрисдикцией. Государства должны стремиться к гармонизации национальных законодательств, различия не должны создавать в них барьеры на пути формирования надежной и безопасной информационной среды;

— каждое государство, учитывая законные интересы безопасности других государств, может свободно и самостоятельно определять свои инте-

publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201506040007 (дата обращения: 30.08.2016).

9 Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция) // Совет Безопасности Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/112.html (дата обращения: 30.08.2016).

ресы обеспечения информационной безопасности на основе суверенного

равенства, а также свободно выбирать способы обеспечения собственной

информационной безопасности в соответствии с международным правом.

Концепция Конвенции оказала значительное влияние на подписа- >

ние двухсторонних соглашений Российской Федерации в сфере между- >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

народной информационной безопасности. т

11 июля 2014 г. было подписано межправительственное Соглашение р

между Правительством РФ и Правительством Республики Куба о сотруд- м

ничестве в области обеспечения международной информационной без- >

опасности. Соглашение относит к числу основных угроз международной —

информационной безопасности неправомерное использование информа- д

е

х

Г)

-<

ч О

М

ее

ционных и коммуникационных технологий:

- в качестве информационного оружия в военно-политических целях, противоречащих международному праву, для осуществления враждеб- р ных действий и актов агрессии, направленных на нарушение суверени- о тета, территориальной целостности государств и представляющих угрозу и международному миру, безопасности и стратегической стабильности; я

- для вмешательства во внутренние дела суверенных государств, нарушения общественного порядка, разжигания межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганды расистских и ксенофобских идей и теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию и нестабильности, а также для дестабилизации внутриполитической обстановки, нарушения управления госу- ж дарством и в целях свержения конституционного строя. х

8 мая 2015 г. было подписано межправительственное Соглашение р между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в > области обеспечения международной информационной безопасности. Документ вступил в силу 10 августа 2016 г. о

о

государственного суверенитета, распространяются на поведение госу- о дарств в рамках деятельности, связанной с использованием информа- ^

ционно-коммуникационных технологий, и юрисдикцию государств над_

информационной инфраструктурой на их территории, а также то, что го- 299 сударство имеет суверенное право определять и проводить государствен- _ ную политику по вопросам, связанным с информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет», включая обеспечение безопасности.

Согласно Соглашению, первой среди основных угроз международной информационной безопасности является использование информационно-коммуникационных технологий для осуществления актов агрессии, направленных на нарушение суверенитета, безопасности, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.

25 июня 2016 г. было подписано Совместное заявление Президента РФ и Председателя КНР о взаимодействии в области развития инфор-

В преамбуле данного Соглашения подтверждается, что государственный суверенитет и международные нормы и принципы, вытекающие из

мационного пространства10. Согласно данному заявлению, руководители двух стран поддерживают принцип уважения государственного суверенитета в информационном пространстве, рациональные требования всех стран по защите собственной безопасности и развитию, предлагают сформировать мирное, безопасное, открытое и основанное на сотрудничестве информационное пространство и разработать в рамках ООН универсальные правила ответственного поведения в информационном пространстве. Они выступают за равные права для всех государств на участие в управлении сетью «Интернет», а также признают право на защиту национальной безопасности в информационном пространстве с учетом практики законодательства и государственной системы, поддерживают инициативу создания многосторонней, демократичной, прозрачной системы управления сетью «Интернет» и важную роль ООН в вопросе создания международных механизмов управления Интернетом.

Как было указано выше, одним из ключевых элементов реализации государственного суверенитета в информационной сфере является осуществление юрисдикции в отношении ИКТ-инфраструктуры на территории данного государства, а двухсторонние соглашения в сфере международной информационной безопасности содержат специальные нормы об информационной инфраструктуре и о критически важных объектах.

Вместе с тем принимаемые в рамках международных организаций документы об обеспечении информационной безопасности в отношении информационной инфраструктуры содержат разные понятия.

Вышеуказанные соглашения с Республикой Кубой 2014 г. и Китайской Народной Республикой 2015 г. определяют информационную инфраструктуру как совокупность технических средств и систем создания, преобразования, передачи, использования и хранения информации, Соглашение ШОС 2009 г. — как совокупность технических средств и систем формирования, создания, преобразования, передачи, использования и ^ хранения информации.

-о Соглашение с Китайской Народной Республикой 2015 г. содержит о также понятие «критически важные объекты» — объекты инфраструктуры государства, нарушение или прекращение функционирования которых

-приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необрати-

300 мому негативному изменению или разрушению экономики государства либо административно-территориальной единицы или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на территории государства, на длительный срок. Соглашение ШОС 2009 г. содержит иное понятие — «критически важные структуры» — объекты, системы и институты государства, воздействие на которые может иметь последствия, прямо затрагивающие национальную безопасность, включая безопасность личности, общества и государства.

10 Совместное заявление Президента РФ и Председателя КНР о взаимодействии в области развития информационного пространства от 25 июня 2016 г. // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5099 (дата обращения: 30.08.2016).

В рамках работы Межпарламентской ассамблеи СНГ 28 ноября 2014 г. приняты модельные законы «Об информации, информатизации и обеспечении информационной безопасности»11 и «О критически важных объектах информационно-коммуникационной инфраструктуры»12. >

Модельный закон «Об информации, информатизации и обеспечении > информационной безопасности» содержит понятие критически важная т информационно-коммуникационная инфраструктура - совокупность р средств и систем формирования, создания, преобразования, передачи, м использования и хранения информации, отказ или разрушение которых > может оказать существенное отрицательное воздействие на национальную безопасность.

В свою очередь, модельный закон «О критически важных объектах информационно-коммуникационной инфраструктуры» содержит иные понятия:

СП X £1 СП X J=

информационно-коммуникационная инфраструктура - совокуп- g

ность территориально распределенных государственных и корпоратив- х ных информационных систем, сетей связи, средств коммутации и управ- я ления информационными потоками, а также организационных структур х и нормативно-правовых механизмов регулирования, обеспечивающих их т эффективное функционирование; У критически важные инфраструктуры - объекты, системы, службы § и институты, разрушение или выведение из строя которых может нане- ^ сти серьезный ущерб социальному, экономическому или политическому ж порядку или национальной безопасности; н критический элемент критически важного объекта информаци- р онно-коммуникационной инфраструктуры - структурный компонент > критически важного объекта информационно-коммуникационной инфраструктуры, выход из строя которого с неизбежностью приводит к на- з рушению или прекращению функционирования объекта в целом; § объект информационно-коммуникационной инфраструктуры - со- Я вокупность информационных ресурсов, средств и систем обработки ин- о формации, используемых в соответствии с заданной информационной X

технологией, средств обеспечения функционирования такого объекта,_

помещений или объектов (зданий, сооружений, технических средств), в 301 которых они установлены, а также персонала, который осуществляет их _ эксплуатацию.

В рамках Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности принят также ряд документов, содержащих различные понятия и их определения:

11 Документы Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств. URL: http://iacis.ru/upload/iblock/25c/prilozhenie_k_postanovleniyu_15. pdf (дата обращения: 30.08.2016).

12 Документы Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств. URL: http://iacis.ru/upload/iblock/f3b/prilozhenie_k_postanovleniyu_14.pdf (дата обращения: 30.08.2016).

— Рекомендации по гармонизации законодательства государств — членов ОДКБ в сфере обеспечения безопасности критически важных объектов от 27 ноября 2014 г. №7-513;

— Рекомендации по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения информационно-коммуникационной безопасности от 27 ноября 2014 г. №7-614.

Параллельно с процессами развития института международной информационной безопасности под эгидой ООН идет формирование института регулирования цифровой экономики и цифровой безопасности в рамках ОЭСР.

17 сентября 2015 г. Совет ОЭСР принял Рекомендацию и сопроводительный документ по управлению рисками цифровой безопасности для экономического и социального процветания (Digital security risk management for economic and social prosperity. OECD Recommendation and Companion Document. 17 September 2015 - C (2015) 115)15.

Нацеливая государства на принятие стратегий цифровой безопасности, данная Рекомендация не содержит упоминаний о суверенитете государств в цифровом пространстве. Однако при этом неоднократно подчеркивается значимость вовлечения всех заинтересованных субъектов (англ. - all stakeholders), т.е. Рекомендация ориентирована на так называемое много-субъектное регулирование (англ. - multistakeholder régulation).

Концепцию «мультистейкхолдеризма» (англ. - multistakeholderism), отраженную в указанных положениях Рекомендации, следует определять именно как «многосубъектное регулирование» (англ. - multistakeholder regulation). Ее следует отличать от «многостороннего» (англ. - multilateral) регулирования (мультилатерализма). Ключевым отличием двух концеп-^ ций является включение в число субъектов-регуляторов не только го-OI сударств, но и граждан, бизнеса и институтов гражданского общества. Следует отметить, что противостояние двух подходов — мультистейкхол-дерной модели, основанной на участии всех заинтересованных сторон, сч и мультилатеральной, которая отдает приоритет международной дипломатии и международным организациям, было рассмотрено 7 апреля 2016 г. на VII Российском форуме по управлению Интернетом. У. Дрейк 302 (Университет Цюриха) высказал мнение, что эти две модели следует рас-

13 Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности. URL: http://www.paodkb.ru/upload/iblock/917/rekomendatsii-po-garmo-nizatsii-zak_va-gos._chlenov-odkb-v-sfere-obespech.-bezop.-kritich.-vazhn.-obektov. pdf (дата обращения: 30.08.2016).

14 Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности. URL: http://www.paodkb.ru/upload/iblock/c07/rekomendatsii-po-sblizhen.-i-gar-moniz.-natsion.-zak_va-gos._chlenov-odkb-v-sfere-obesp.-inf._kommunik.-bezop..pdf (дата обращения: 30.08.2016).

15 OECD (2015), Digital Security Risk Management for Economic and Social Prosperity: OECD Recommendation and Companion Document, OECD Publishing, Paris, 2015. 74 p.

сматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие, а мультистейкхолдерной модели следует заимствовать у мультилатера-лизма более строгое следование законам и правилам16.

Таким образом, анализ тенденций развития института международной информационной безопасности как элемента реализации государственного суверенитета позволяет сделать следующие выводы:

- формирование подходов к регулированию международной информационной безопасности на универсальном уровне идет в рамках рекомендаций группы правительственных экспертов ООН, носящих характер «мягкого права»;

- развитие российской модели международной информационной безопасности осуществляется в рамках двухсторонних соглашений, которые в перспективе могут являться основой для подписания многосторонних конвенций как на региональном уровне, так и в рамках ООН;

- необходима координация действий в рамках различных международных организаций, направленная на формирование и обеспечение единого международно-правового режима информационной безопасности на основе единого понятийного аппарата и принципов;

- параллельно с развитием института международной информационной безопасности осуществляется формирование института управления рисками цифровой безопасности при построении так называемой цифровой экономики. Данный институт в отличие от международной информационной безопасности ориентирован в значительной мере не на участие государств, а на «многосубъектное» регулирование.

16 Разные модели управления Интернетом дополняют друг друга // Координационный центр национального домена сети «Интернет». URL: http://cctld.ru/ru/ press_center/news/news_detail.php?ID=9661 (дата обращения: 30.08.2016).

Воронежский государственный уни- Voronezh State University

верситет

Ефремов А. А., кандидат юридических наук, доцент

E-mail: yefremov@law.vsu.ru

Efremov A. А., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

E-mail: yefremov@law.vsu.ru

303

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.