Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКАМИ ДПС ПРИ НЕСЕНИИ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ'

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКАМИ ДПС ПРИ НЕСЕНИИ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ВОДИТЕЛЬ / ИНСПЕКТОР ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ / ДОСМОТР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калинин Олег Петрович, Щелконогов Евгений Евгеньевич, Вехов Виталий Борисович

Профессия полицейского часто связана с риском для жизни и здоровья. Обеспечение личной безопасности сотрудников органов внутренних дел является актуальной проблемой служебно-боевой деятельности. Для ее решения требуются комплексные меры: модернизация технического обеспечения органов внутренних дел, повышение качества индивидуальной профессиональной подготовки, изменение отношения граждан к сотрудникам полиции и т. п. Инспекторы дорожно-патрульной службы чаще других сталкиваются с сопротивлением правонарушителей, в том числе вооруженным. Для правильной организации рабочего времени инспектору ДПС необходимо придерживаться определенного алгоритма действий при несении службы. Деятельность дорожно-патрульной службы состоит в выполнении большого количества надзорных функций и не может осуществляться без соблюдения каждым сотрудником требований личной безопасности. В связи с этим предлагаемые методические рекомендации для инспекторов ДПС при неблагоприятных факторах несения службы, в условиях опасности, потенциально исходящей от любого участника движения, в ситуациях, предваряющих нападение или вооруженное сопротивление, позволят защитить как других участников движения, так и себя от возможных опасностей.The profession of the police officer is often connected with risk for life and health. Ensuring personal security of staff of law-enforcement bodies is an actual problem of office and fighting activity. For its decision complex measures are re-quired: modernization of technical providing law-enforcement bodies, improvement of quality of individual vocational training, change of the attitude of citizens towards police officers, etc. Inspectors of dorozhno patrulny service are more often than others face resis-tance of offenders, including and armed. For the correct organization of working hours the inspector of traffic police needs to adhere to a certain algorithm of actions at service. Activity of traffic police consists in performance of a large number of supervis-ing functions and can't be carried out without observance of requirements of personal security by each employee. In this regard the offered methodical recommendations for inspectors of traffic police at adverse factors of service, in the conditions of the danger which is potentially proceeding from any participant of the movement in the situations preceding attack or armed resistance will allow to protect as other partici-pants of the movement, and themselves from possible dangers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калинин Олег Петрович, Щелконогов Евгений Евгеньевич, Вехов Виталий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКАМИ ДПС ПРИ НЕСЕНИИ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ»

Примечания

1. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Замылин Е. И. О профессиональной подготовке следователей в вузах МВД к исполнению функциональных обязанностей в условиях активного противодействия расследованию // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. № 1.

3. В статье использованы данные исследований, проведенных в 2012—2015 гг., которые включают в себя результаты анкетирования 72 руководителей следственных подразделений системы МВД России, обучавшихся в указанный период на факультете повышения квалификации Волгоградской академии МВД России.

4. Овчинников В. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка в высших образовательных учреждениях МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 3.

5. Зайцева Е. В. Отдельные аспекты повышения квалификации сотрудников органов предварительного следствия в системе дополнительного профессионального образования МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 2.

6. Попова О. А. Уголовно-процессуальные и организационно-тактические ошибки: предупреждение, выявление и исправление следователем: учеб. пособие. Волгоград, 2012.

© Зайцева Е. В., Резван А. П., 2015

***

О. П. Калинин, Е. Е. Щелконогов, В. Б. Вехов

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКАМИ ДПС

ПРИ НЕСЕНИИ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Профессия полицейского часто связана с риском для жизни и здоровья. Обеспечение личной безопасности сотрудников органов внутренних дел является актуальной проблемой служебно-боевой деятельности. Для ее решения требуются комплексные меры: модернизация технического обеспечения органов внутренних дел, повышение качества индивидуальной профессиональной подготовки, изменение отношения граждан к сотрудникам полиции и т. п.

Инспекторы дорожно-патрульной службы чаще других сталкиваются с сопротивлением правонарушителей, в том числе вооруженным. Для правильной организации рабочего времени инспектору ДПС необходимо придерживаться определенного алгоритма действий при несении службы.

Деятельность дорожно-патрульной службы состоит в выполнении большого количества надзорных функций и не может осуществляться без соблюдения каждым сотрудником требований личной безопасности. В связи с этим предлагаемые методические рекомендации для инспекторов ДПС при неблагоприятных факторах несения службы, в условиях опасности, потенциально исходящей от любого участника движения, в ситуациях, предваряющих нападение или вооруженное сопротивление, позволят защитить как других участников движения, так и себя от возможных опасностей.

Ключевые слова: полиция, водитель, инспектор дорожно-патрульной службы, досмотр транспортного средства, проверка документов, личная безопасность.

O. P. Kalinin, Ye. Ye. Shchelkonogov, V. B. VeKhov

PECULIARITIES OF PROVIDING PERSONAL SECURITY MEASURES BY TRAFFIC PATROL OFFICERS DURING TRAFFIC CONTROL SERVICE

The profession of the police officer is often connected with risk for life and health. Ensuring personal security of staff of law-enforcement bodies is an actual problem of office and fighting activity. For its decision complex measures are re-quired: modernization of technical providing law-enforcement bodies, improvement of quality of individual vocational training, change of the attitude of citizens towards police officers, etc.

Inspectors of dorozhno patrulny service are more often than others face resis-tance of offenders, including and armed. For the correct organization of working hours the inspector of traffic police needs to adhere to a certain algorithm of actions at service.

Activity of traffic police consists in performance of a large number of supervis-ing functions and can't be carried out without observance of requirements of personal security by each employee. In this regard the offered methodical recommendations for inspectors of traffic police at adverse factors of service, in the conditions of the danger which is potentially proceeding from any participant of the movement in the situations preceding attack or armed resistance will allow to protect as other partici-pants of the movement, and themselves from possible dangers.

Keywords: police, driver, inspector of traffic police, examination of the vehicle, verification of documents, personal security.

Уровень правопорядка и законности в государстве в первую очередь зависит от степени правосознания граждан, а также от развития и эффективности деятельности правоохранительных органов, в частности, органов внутренних дел.

Профессия полицейского часто связана с риском для жизни и здоровья. Обеспечение личной безопасности сотрудников органов внутренних дел является актуальной проблемой служебно-боевой деятельности. Для ее решения требуются комплексные меры: модернизация технического обеспечения органов внутренних дел, повышение качества индивидуальной профессиональной подготовки, изменение отношения граждан к сотрудникам полиции и т. п.

Инспекторы дорожно-патрульной службы (далее — ДПС) чаще других сталкиваются с сопротивлением правонарушителей, в т. ч. и вооруженным. Хотя далеко не все из них соблюдают правила личной безопасности [1, с. 135], попадая в чрезвычайные происшествия, не имея возможности защитить себя и своих коллег. Для исключения подобных инцидентов учеными разрабатываются различные инструкции, памятки, практические пособия, адресованные личному составу подразделений ДПС. С сотрудниками этих служб проводятся учебные занятия, на которых отрабатываются навыки предвидения опасности, четких и незамедлительных действий, направленных на сохра-

нение жизни и здоровья всех участников дорожного движения.

Ситуация существенно осложняется тем, что условия несения службы инспекторов ДПС часто неблагоприятно воздействуют как на физиологическое, как и психологическое состояние здоровья. Погодные условия (жара, холод, непогода), загазованность дорог, шум, различные вибрации, необходимость постоянной концентрации внимания ведут к быстрому утомлению, в результате чего уменьшается способность адекватно реагировать на источники повышенной опасности [2, с. 29].

Для правильной организации рабочего времени инспектору ДПС необходимо придерживаться следующего алгоритма действий при несении службы. Перед выходом на службу ему надлежит проверить табельное оружие, экипировку, средства связи, техническое состояние своей патрульной машины; удобство комплектации снаряжения для снижения вероятности его несанкционированного срабатывания. Нужно подготовиться к несению службы в ночное время, для чего запастись дополнительными источниками освещения [3].

Инструкциями предусмотрено несение службы на островке безопасности. При необходимости инспектору ДПС следует передвигаться по обочине дороги, стараясь сократить до минимума время пребывания на проезжей части. Остановку транспортных средств инспектору ДПС нужно осущест-

влять в местах расширения проезжей части (максимально освещенной в темное время суток) для предоставления другим транспортным средствам возможности беспрепятственного объезда. Контролировать остановку следует в условиях недопущения нарушений правил дорожного движения без создания помехи для движущихся транспортных средств.

В темное время суток или в условиях недостаточной видимости инспектор ДПС обязан нести службу только в экипировке со светоотражающими элементами. Нахождение инспекторов ДПС на неосвещенной проезжей части запрещено. Для предотвращения наезда сотрудникам следует расположиться в хорошо освещенном месте (например , в свете фар патрульного автомобиля ).

Все эти меры предосторожности продиктованы неутешительными результатами анализа дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), совершенных на территории Волгоградской области. Основная часть ДТП с тяжкими последствиями регистрируется, как правило, в темное время суток и чаще на неосвещенных участках улич-но-дорожной сети. В условиях недостаточного освещения даже при наличии светоотражающего снаряжения личная безопасность сотрудника ДПС может подвергаться серьезной опасности.

Одной из профилактических мер, влияющих на обеспечение безопасности на дорогах, является использование патрульным автомототранспортом в темное время суток проблесковых маячков. При нахождении на маршруте патрулирования (не на месте происшествия) это способствует привлечению внимания участников дорожного движения, а также принятию водителями автотранспорта решения снизить скорость движения на аварийно-опасных участках дорог, соблюдать правила дорожного движения. В результате вероятность ДТП сводится к минимуму.

При несении службы в светлое время суток инспектору ДПС надлежит находиться в таких местах, чтобы были видны его напарник и служебный автотранспорт на достаточном расстоянии. При этом расстановку сил и средств нужно производить на тех участках, где наблюдаются наиболее сложная дорожно-транспортная обстановка, повышенная аварийность.

В условиях скользкого дорожного покрытия и заснеженной проезжей части дороги и обочины во избежание травмирования транспортным средством, водитель которого, например, потерял управ-

ление, инспектору ДПС безопаснее находиться в местах, недосягаемых для такого автотранспорта, либо вблизи патрульной машины, чтобы при необходимости можно было использовать ее как прикрытие.

Регулирование дорожного движения на месте совершения ДТП следует осуществлять на хорошо просматриваемом месте, позволяющем визуально контролировать движение транспорта со всех сторон.

На стационарных постах ДПС остановленные транспортные средства не должны заслонять сотрудника от страхующего, а при возникновении такой ситуации страхующий обязан изменить положение своего транспортного средства.

В целях устранения опасности для дежурного экипажа или отдельного его участника остановку транспортного средства надлежит производить с прослеживанием траектории его остановочного пути. При движении к остановленному транспорту сотрудник обязан следить одновременно за поведением и других участников движения.

Если сигнал остановки подозрительного автотранспорта подавался в движении из патрульной машины, то после остановки нарушителя патрульный автомобиль паркуют левее и сзади, чтобы обезопасить сотрудника и водителя, выходящих на проезжую часть. В случае остановки патрульного автомобиля впереди машины нарушителя нужно остановиться правее, чтобы исключить травмирование сотрудника, выходящего справа, при начале движения и объезде обочины.

Остановленное транспортное средство не следует обходить на малом от него расстоянии, так как водитель может резко начать движение. При подходе к двери водителя также необходимо сохранять интервал, чтобы не быть травмированным в случае резкого ее открытия. При нахождении у автомобиля в районе дверных петель инспектор наиболее защищен от неожиданного удара дверью или нападения со стороны водителя [4, с. 146].

При необходимости тщательной проверки документации инспектору ДПС рекомендуется предложить водителю сойти с проезжей части на обочину, при этом сотрудник должен стоять позади него на безопасном расстоянии. В то время пока водитель ищет документы в салоне, нужно повысить свое внимание, контролировать его действия, так как не исключена возможность нахожде-

ния в автомобиле оружия. Следует своевременно пресекать провокационные действия водителя при остановке транспортного средства.

Перечислим возможные провокационные действия водителей, направленные против выполнения служебных обязанностей инспектором (нестандартные ситуации):

— проезд мимо инспектора ДПС при наличии реальной возможности остановиться заблаговременно;

— общение с инспектором ДПС через слегка опущенное стекло;

— вызывающий тон, нецензурная брань со стороны водителя;

— попытка вовлечь в конфликт пассажиров либо прохожих;

— выбрасывание в инспектора ДПС посторонних предметов из салона;

— отказ от передачи документов в руки инспектора ДПС;

— обвинение инспектора ДПС в утере предъявляемых ему документов;

— угрозы обратиться за помощью к знакомым, занимающим высокий государственный пост;

— обвинение инспектора ДПС в нарушении прав человека и гражданина;

— выхватывание из рук инспектора ДПС изъятых документов;

— заявление об исчезновении ценных вещей из салона во время проверки документов [5].

Необходимо помнить, что проверяемого гражданина следует рассматривать не только как честного человека, но и как потенциального нарушителя либо как лицо, способное к сопротивлению. От любого человека можно ожидать внезапного нападения [6, с. 33]. Нужно путем наблюдения оценить его физическую подготовку, реакцию, наличие навыков владения боевыми приемами. Также нельзя терять бдительность при общении с внешне спокойным гражданином.

Одной из наиболее распространенных ошибок инспекторов ДПС является их нежелание проконтролировать при предъявлении документов движение руки гражданина, опущенной в карман. Наблюдение за руками гражданина необходимо до контакта, во время и после него, пока сотрудник не удалится на безопасное расстояние. Если водитель запускает руку в карман, следует находиться со стороны этой руки, быть готовым перехватить ее, с применением боевых приемов борь-

бы и последующим задержанием в случае необходимости.

При падении документов на пол инспектору ДПС нужно сделать шаг назад, предложить водителю поднять документы (в этот момент быть готовым к нападению), если имеется напарник, попросить водителя отойти и лично поднять документы. Располагаться при этом следует так, чтобы освещение максимально было направлено в лицо водителя, а не в сторону инспектора ДПС.

При сверке номеров двигателя, шасси, кузова нельзя допускать нахождения водителя за рулем автотранспорта, а проводить сверку надлежит только в присутствии напарника.

В случаях, когда есть основания предполагать, что в автомобиле находятся лица, причастные к преступлениям, предлагаем приближение к автомобилю осуществлять со стороны двери переднего пассажира, что затруднит неожиданное нападение.

Нами выявлен ряд признаков, по которым можно легко установить наличие у проверяемого лица оружия. К таким признакам относятся:

— асимметричность походки: проверяемый делает более короткий шаг со стороны, на которой находится оружие;

— стесненный взмах руки: руки инстинктивно при взмахах находятся ближе к телу, охраняя оружие;

— круговое движение руки: при совершении активных действий оружие переходит в неудобное положение, проверяемый круговым движением руки поправляет его;

— придерживание кармана рукой: чтобы оружие не выпало, проверяемый при ходьбе старается придерживать его.

Оружие также может быть спрятано в портфеле, под одеждой. Наличие у проверяемого водителя вне автомобиля нехарактерных предметов должно вызывать обоснованное подозрение у инспектора ДПС.

Досмотр автомототранспорта проводится в целях обнаружения орудий совершения преступления либо предметов административного правонарушения. Известно, что преступникам удобнее передвигаться на автотранспорте, чтобы перевозить оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества. Поэтому инспекторам ДПС приходится проводить большое количество массовых досмотров, что не всегда устраивает водителей, которые считают эти действия неправомерными, путая досмотр

с обыском. Существует большая вероятность нападения на инспектора ДПС именно при проведении досмотра транспорта, о чем свидетельствует множество трагических случаев. Нами определены признаки возможной агрессии водителя, автомобиль которого подвергается досмотру:

— плевки на землю в присутствии сотрудника, тем самым демонстрируется неуважение к нему;

— указывание пальцем;

— сокращение дистанции без необходимости.

Признаками, сигнализирующими о наличии

возможной опасности для инспектора ДПС, осуществляющего досмотр транспорта, могут служить следующие факты:

— подозрительное лицо находится под воздействием алкоголя или наркотиков [7];

— имеется вероятность наличия у подозреваемого оружия;

— имеется информация о том, что в прошлом лицо уже оказывало сопротивление сотрудникам ОВД;

— проверяемый пытается скрыться от внимания инспектора ДПС;

— проверяемый выражается нецензурной бранью.

При несении службы инспектор ДПС должен общаться с участниками дорожного движения уважительно и корректно. В то же время при возникновении нештатной ситуации ему необходимо твердо и четко подавать команды, чтобы у правонарушителя не возникло сомнений в их неукоснительном выполнении [3].

Предлагаем инспекторам ДПС при несении службы использовать примерный перечень голосовых команд:

1. «Стой!»

2. «Остановиться у обочины!»

3. «Руки на машину!»

4. «Руки на лобовое стекло!»

5. «Медленно открыть левой рукой дверь!»

6. «Вынуть ключ зажигания и выбросить его на улицу!»

7. «Медленно отойти от автомобиля на 5 шагов!»

8. «К оружию не прикасаться!»

9. «Без моей команды не двигаться!»

10. «Кругом!»

11. «Не шевелиться!»

12. «Выпрямить пальцы рук!»

13. «Сделать шаг назад!»

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что деятельность дорожно-патруль-ной службы состоит в выполнении большого количества надзорных функций и не может осуществляться без соблюдения требований личной безопасности каждым сотрудником. В связи с этим предлагаемые нами методические рекомендации, алгоритмы действий инспекторов ДПС при неблагоприятных факторах несения службы, в условиях опасности, потенциально исходящей от любого участника движения, в ситуациях, предваряющих нападение или вооруженное сопротивление, позволят защитить как других участников движения, так и себя.

Список библиографических ссылок

1. Косяченко В. И. Элементы профессионально-прикладной готовности сотрудников дорожно-патрульной службы // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 2. С. 134—137.

2. Кривобоков А. А., Косяченко В. И. Физическая подготовленность сотрудников дорожно-патрульной службы в структуре их профессиональной деятельности // Ученые записки университета им. П. Ф. Лес-гафта. 2008. № 12. С. 28—31.

3. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 (ред. от 22.12.2014). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Калинин О. П., Гулевский А. Н., Косяченко В. И. Анализ ситуаций в оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 1. С. 142—149.

5. Козловская Е. А. Основы организации профессионального отбора кадров в дорожно-патрульную службу Госавтоинспекции: учеб. пособие. М., 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Алексеева А. П., Бабошкин П. И. Понятие противодействия преступности // Юристъ правоведъ. 2008. № 3. С. 33—35.

7. Наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества: правовые, методические и криминалистические аспекты: учеб.-практ. пособие / М. Ю. Захарченко [и др.]. Саратов, 2015.

© Калинин О. П., Щелконогов Е. Е., Вехов В. Б., 2015

Р. Р. Карданов

ТАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД

ПРИ ОСМОТРЕ МЕСТ ПРОЖИВАНИЯ ЧЛЕНОВ НЕЗАКОННЫХ ВООРУЖЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Проблема личной безопасности сотрудников органов внутренних дел была и остается актуальной, наиболее остро она выражена на территории Северо-Кавказского федерального округа, где на сегодняшний день продолжают свою преступную деятельность незаконные вооруженные формирования, дестабилизируя обстановку как в отдельно взятых субъектах, так и во всем федеральном округе. При этом основными местами проживания боевиков являются частные домовладения на окраине городов и сел, постройки в дачных поселках и горно-лесистая местность, прилегающая к населенным пунктам.

В статье представлены и охарактеризованы типичные ситуации, возникающие в процессе проведения поисковых и досмотровых мероприятий, проводимых в целях обнаружения членов воору-женных формирований. Раскрываются и описываются ситуации, создающие угрозу жизни и здоровью сотрудников ОВД. Обозначены виды и типы взрывных устройств, устанавливаемых преступниками в местах проживания, а также особенности их обнаружения.

Ключевые слова: терроризм, незаконные вооруженные формирования, взрывные устройства, меры безопасности, мины.

R. R. Kardanov

TACTICS TO ENSURE THE PERSONAL SAFETY OF POLICE OFFICERS WHEN INSPECTING

THE PLACES OF RESIDENCE OF MEMBERS OF ILLEGAL ARMED GROUPS

IN THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

The problem is the personal safety of employees of bodies of internal Affairs was and remains relevant, it is expressed most acutely in the North Caucasus Federal district, where today continue his criminal activities of illegal armed formations, destabilizing the situation in the individual regions, and around the Federal district. However, the main places of residence of the militants are private houses on the outskirts of towns and villages, built in suburban towns and mountain woodland adjacent to settlements.

The paper presents and characterizes the typical situation arising in the process of search and inspection activities to detect members of the armed forces. Directly reveal situations that threaten the life and health of police officers. Identified types of explosive devices, installed by criminals in places of residence, and the particulars of their discovery.

Keywords: terrorism, illegal armed formations, explosive devices, security measures, mines.

Одним из постоянных спутников развития че- сти государства и гражданского общества являет-ловечества вне зависимости от степени развито- ся терроризм. Его относят к числу самых опасных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.