Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ В ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ И ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБ'

АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ В ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ И ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
174
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / НАРЯД / ПАТРУЛЬ / ДОСМОТР / ПРОВЕРКА / ПРЕСЛЕДОВАНИЕ / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калинин Олег Петрович, Гулевский Алексей Николаевич, Косяченко Владимир Иванович

В данной статье рассматривается перечень ситуаций, в которые могут попасть сотрудники дорожно-патрульной службы в оперативно-служебной деятельности. В ней раскрываются особенности применения огнестрельного оружия и специальных средств в процессе несения службы. Раскрываются особенности проверки документов водителя и пассажиров (алгоритм действий наряда по проверке документов и досмотра транспортного средства), досмотра багажа и транспортного средства, личный досмотр пассажиров при наличии оснований полагать, что данные лица подозреваются в совершении преступления. Авторы статьи анализируют ситуации оперативно-служебной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы и предлагают тактические приемы их действий в ситуации досмотра транспортного средства и в ситуации преследования. Авторы осуществляют подробный анализ типичных ошибок сотрудников дорожно-патрульной службы в условиях преследования правонарушителей с применением огнестрельного оружия. Изложены рекомендации действий сотрудников в ситуации применения оружия правонарушителем, транспортного средства сотрудников дорожно-патрульной службы. В статье раскрываются особенности личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калинин Олег Петрович, Гулевский Алексей Николаевич, Косяченко Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF SOME SITUATIONS OF OPERATIONAL AND SERVICE ACTIVITY OF EMPLOYEES PATROL AND POINT-POLICEMAN AND TRAFFIC POLICE

In this article are considered the list of situations to which the staff of traffic police in operational and service activity can get. In it reveals features of application of firearms and special means in the course of service. Personal inspection of passengers in the presence of the bases to believe reveals features of verification of documents of the driver and passengers (algorithm of actions of a dress for verification of documents and examination of the vehicle), examination of baggage and the vehicle, that these persons are suspected of commission of crime. Authors of article analyze situations of operational and service activity by the staff of traffic police and offer policy strokes of their actions in a situation of examination of the vehicle and in a prosecution situation. Authors carry out the detailed analysis of typical mistakes of staff of traffic police in the conditions of prosecution of offenders with application of firearms. Recommendations of actions of employees in a situation of a use of weapons by the offender, the vehicle of staff of traffic police are stated. In article features of personal security of staff of traffic police in various situations of operational and service activity reveal.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ В ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ И ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБ»

6. Бондарчук А. П. Периодизация спортивной тренировки. Киев, 2005.

7. Бондарчук А. П. Общебиологические основы спортивной тренировки и периодизация спортивной тренировки в свете современных знаний о достижении состояния спортивной формы // Олимпийский бюллетень / авт.-сост.: Н. Ю. Мельникова [и др.]; Центр. олимп. акад., Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК). М., 2013. № 14. С. 116—131.

8. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры. М., 2010.

9. Бондарчук А. П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса. М., 2007.

10. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. М., 1991.

11. Фискалов В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник. М., 2010. 392 с.

12. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев, 1999.

© Галкин В. Н., Овчинников В. А., Якимович В. С., 2015

* * *

О. П. Калинин, А. Н. Гулевский, В. И. Косяченко

АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ В ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ И ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБ

В данной статье рассматривается перечень ситуаций, в которые могут попасть сотрудники дорожно-патрульной службы в оперативно-служебной деятельности. В ней раскрываются особенности применения огнестрельного оружия и специальных средств в процессе несения службы. Раскрываются особенности проверки документов водителя и пассажиров (алгоритм действий наряда по проверке документов и досмотра транспортного средства), досмотра багажа и транспортного средства, личный досмотр пассажиров при наличии оснований полагать, что данные лица подозреваются в совершении преступления. Авторы статьи анализируют ситуации оперативно-служебной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы и предлагают тактические приемы их действий в ситуации досмотра транспортного средства и в ситуации преследования. Авторы осуществляют подробный анализ типичных ошибок сотрудников дорожно-патрульной службы в условиях преследования правонарушителей с применением огнестрельного оружия. Изложены рекомендации действий сотрудников в ситуации применения оружия правонарушителем, транспортного средства сотрудников дорожно-патрульной службы. В статье раскрываются особенности личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

Ключевые слова: полиция, наряд, патруль, досмотр, проверка, преследование, тактико-специальная подготовка.

O. P. Kalinin, A. N. Gulevsky, V. I. Kosyachenko

THE ANALYSIS OF SOME SITUATIONS OF OPERATIONAL AND SERVICE ACTIVITY

OF EMPLOYEES PATROL AND POINT-POLICEMAN AND TRAFFIC POLICE

In this article are considered the list of situations to which the staff of traffic police in operational and service activity can get. In it reveals features of application of firearms and special means in the course of service. Personal inspection of passengers in the presence of the bases to believe reveals features of verification of documents of the driver and passengers (algorithm of actions of a dress for verification of documents and examina-

tion of the vehicle), examination of baggage and the vehicle, that these persons are suspected of commission of crime. Authors of article analyze situations of operational and service activity by the staff of traffic police and offer policy strokes of their actions in a situation of examination of the vehicle and in a prosecution situation. Authors carry out the detailed analysis of typical mistakes of staff of traffic police in the conditions of prosecution of offenders with application of firearms. Recommendations of actions of employees in a situation of a use of weapons by the offender, the vehicle of staff of traffic police are stated. In article features of personal security of staff of traffic police in various situations of operational and service activity reveal.

Keywords: police, dress, patrol, examination, check, prosecution, tactical and special preparation.

В современных условиях эффективность оперативно-служебной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы в значительной степени зависит от составляющих компонентов физической, огневой и тактико-специальной подготовки [1, с. 1]. На наш взгляд, в данном случае сказываются определенное недопонимание и недооценка сотрудниками степени значимости боевой подготовленности для успешного выполнения оперативно-служебных задач. Это обусловлено тем, что многие из них по-прежнему ориентируются на комфортные условия оперативно-служебной деятельности, не учитывают коренные изменения ее содержания, происходящие в последние годы.

Исполняя свои должностные обязанности, сотрудник должен уметь:

— правильно и точно квалифицировать действия лиц, привлекаемых к административной ответственности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и охраны общественного порядка. Использовать установленные формы, методы и тактические приемы надзора и регулирования дорожного движения, ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Управлять автомототранспортными средствами в различных условиях. Оказывать доврачебную медицинскую помощь. Тактически грамотно проводить проверку документов и осмотр транспортного средства. Обеспечивать личную безопасность и безопасность напарника при выполнении служебных обязанностей. Использовать боевые приемы борьбы, специальные средства и огнестрельное оружие в различных ситуациях: при извлечении активно или пассивно сопротивляющегося правонарушителя из автомобиля; при пресечении сопротивления, в т. ч. группового, в момент проверки документов и осмотра транспортного средства, используя приемы рукопашного боя, в т. ч. с автоматом и ПР, приемы связывания и надевания наручников [2, с. 1].

Вести огонь из ПМ, АКС (У) по движущимся целям (удаляющемуся автомобилю), в темное время

суток, из движущегося автомобиля в положении сидя с двух рук, с правой или левой руки, при ограниченной подвижности, вызванной вынужденной позой, зимней одеждой, бронежилетом и др.

Как известно, при осложнении оперативной обстановки, во время задержания опасных преступников или террористов сотрудники полиции осуществляют мероприятия по перехвату пытающихся скрыться преступников или пресечению осуществления теракта. Одной из важных составляющих специальных мероприятий является проверка автотранспорта на возможных маршрутах движения преступников.

Осуществляя розыск преступников, передвигающихся на автотранспорте, сотрудники ДПС досматривают автомобили на предмет обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, проверяют транспорт на предмет нахождения в розыске, выявляют подозрительных граждан, готовящихся совершить преступление, и таким образом выявляют их на стадии подготовки совершения преступного деяния.

Задержание опасных преступников требует комплексного применения сил и средств со стороны правоохранительных органов. Определив, что сотрудников ДПС на посту недостаточно, вооруженные преступники могут принять решение совершить вооруженное нападение. Так, 3 ноября 2014 г. двух сотрудников ДПС ГИБДД нашли убитыми в патрульной машине в Солнечногорском районе Московской области на Ленинградском шоссе [3]. Оба сотрудника, находясь в автомашине, получили смертельные ранения в грудь из огнестрельного оружия. Один из сотрудников успел снять пистолет с предохранителя. По предварительной версии, сотрудники остановили ночью автомашину УАЗ, водитель которой находился в нетрезвом виде. В момент составления протокола задержанный водитель или его пассажиры, оставленные без внимания, открыли стрельбу по полицейским, а затем скрылись. 22 июня 2014 г.

в Грозном во время досмотра вещей подозрительного мужчины застрелен сотрудник ППС УМВД РФ по г. Грозному [4]. Сотрудник ППС лично начал осматривать вещи подозреваемого, оставив самого подозреваемого без внимания, в результате получил выстрел в затылок, после чего преступник скрылся, похитив табельное оружие полицейского. 15 декабря 2014 г. во время преследования на служебной автомашине вооруженных боевиков в Грозном погибли трое сотрудников ППС [5]. Всего же во время этих событий погибли 14 полицейских, из них 4 сотрудника ДПС, 5 сотрудников ППС и ряд сотрудников других подразделений.

Этих потерь можно было бы избежать или уменьшить, если бы сотрудники полиции действовали более грамотно тактически, с соблюдением мер личной безопасности. Задача нашей статьи — раскрыть тактику действий сотрудников ДПС в таких ситуациях, как остановка транспорта, проверка документов, досмотр транспорта и личных вещей, преследование автомобиля преступников.

При несении службы сотрудниками ДПС минимальная численность подвижного патруля составляет два человека, стационарного поста — три человека. При выполнении служебных обязанностей один из сотрудников наряда должен выполнять функции страхующего, так как невозможно предусмотреть развитие событий после остановки какого-либо транспортного средства. На стационарном посту страхующий сотрудник вооружается автоматом. Наличие автоматчика на посту обязательно, так как боец, вооруженный мощным оружием, может оказаться крайне необходимым в острой ситуации. С. В. Крючков, В. И. Косяченко, А. Н. Гу-левский в статье «Анализ особенностей несения службы по охране общественного порядка ВСШ МВД СССР в Азербайджанской ССР» справедливо отмечают, что экипировка личного состава при несении службы в нарядах не всегда адекватна обстановке, например, «офицер, старший наряда, должен был раздать боеприпасы только при непосредственной угрозе нападения на пост» [6, с. 154].

При остановке транспортного средства следует избегать создания помех другим участникам дорожного движения, в результате чего они могут быть вынуждены резко изменить направление движения и создать опасную ситуацию для сотрудников, несущих службу на посту или в патруле. Сотрудник ДПС обязан выбирать для остановки транспортных средств в темное время суток наиболее освещенный участок дороги, при невозможности —

использовать свет фар патрульного транспорта.

Остановленное транспортное средство не желательно обходить спереди или сзади на малом от него расстоянии, так как водитель может неожиданно начать движение назад, пытаясь подъехать ближе, или вперед, игнорируя указания сотрудника ДПС или неправильно их поняв. Если расстояние от остановленного в данный момент автомобиля до стоящих рядом недостаточно для безопасного прохода между ними, желательно обойти эти транспортные средства по обочине.

При подходе к двери водителя необходимо увеличить интервал до транспортного средства, чтобы не быть травмированным в случае резкого открывания двери. Также не следует приближаться к дверям кузовов грузовых автомобилей. При нахождении у автомобиля в районе дверных петель двери водителя сотрудник наиболее защищен от неожиданного удара открывающейся дверью или нападения со стороны водителя, также с этого места хорошо просматриваются приближающиеся по этой полосе автомобили. В случае необходимости более детальной проверки документов или сверки номерных агрегатов с записями в регистрационных документах после выхода водителя из транспортного средства необходимо предложить ему сойти с проезжей части для обеспечения безопасности, при этом сотрудник полиции должен двигаться позади водителя на безопасном расстоянии.

Один сотрудник должен проверять документы, а в случае необходимости осуществлять досмотр вещей и одежды подозреваемых, а также досмотр транспортного средства. Второй сотрудник страхует проверяющего, третий — вооружен автоматом и готов в случае необходимости остановить силовой прорыв или подавить вооруженное сопротивление.

В случае осложнения оперативной обстановки при задержании вооруженных преступников существуют определенные тактические действия: при осуществлении мероприятий по поимке особо опасных преступников необходимо выработать четкую тактическую схему действий сотрудников, осуществляющих проверку на постах. Подобную схему предлагает А. А. Потапов в статье «Приемы стрельбы из пистолета: практика СМЕРШа» [7, с. 544]. Подвижный пост ДПС должен иметь хороший обзор, разыскиваемый автомобиль должен быть заблаговременно обнаружен. Старший патруля может находиться в автомашине, сотрудник,

проверяющий документы, должен быть за пределами автомашины и следить за дорогой. Сотрудник, вооруженный автоматом, должен располагаться в замаскированном укрытии примерно в 30 м позади поста по ходу движения транспорта и справа от дороги. Если преступники попытаются прорваться, автоматчик сможет открыть огонь по колесам или в случае необходимости обстрелять машину, которая будет уходить мимо него, а затем слева от него. Автоматчик должен в этом случае принять решение об открытии огня самостоятельно, для этого он должен хорошо видеть и желательно слышать то, что происходит на посту. Если автомобиль с преступниками пойдет на прорыв, сотрудник полиции должен грамотно использовать как укрытие автотранспорт или бойницы, имеющиеся на стационарных постах. Если автомашина остановлена по требованию сотрудника полиции, то один сотрудник должен подойти для проверки документов, а старший поста пройти мимо остановленной автомашины и стать сзади, в 4-х м от автомашины и с правого бока. Находясь справа и сзади, старший будет хорошо видеть все, что будет происходить в автомашине, но самое главное — поразить его будет неудобно из открытой правой дверцы автомашины, так как преступнику-правше придется для этого разворачиваться вправо и назад. Конечно, если автомашина имеет затемненные окна сзади, то преступники могут начать стрельбу прямо через стекло. В этом случае проверяющий сотрудник должен подстраховать старшего. Для этого проверяющий должен подойти к автомашине не слева со стороны водителя, как это делают обычно сотрудники ДПС, а справа, со стороны пассажира. Если водитель или пассажиры попытаются все же применить оружие, то проверяющий занимает боевую позицию лежа на земле и применяет оружие. Существуют несколько вариантов действий. С одной стороны, преступники передвигаются вперед на автомашине, так как на разворот у них уйдет слишком много времени, да и место поста было выбрано с учетом трудности разворота. Тогда автоматчик откроет огонь по колесам, а старший поста и проверяющий смогут приблизиться к потерявшей скорость автомашине преступников. С другой стороны, преступники могут попытаться покинуть автомашину и попробовать уничтожить сотрудников полиции, что особенно вероятно, если речь идет о вооруженных преступниках, которым терять нечего. В этом случае преступники постараются

покинуть автомобиль слева, так как у правых дверей будут старший и проверяющий, а значит, безопаснее выйти слева, ведь преступники не знают о замаскированном автоматчике. В обоих случаях преимущество будет на стороне сотрудников полиции.

Проверяющий сотрудник должен хорошо знать все ориентировки разыскиваемых и внимательно наблюдать за поведением, мимикой и жестами пассажиров и водителя. Если у него возникают подозрения, то не нужно их показывать, проверяющий должен делать вид, что не слишком заинтересованно, но скрупулезно выполняет свою обычную работу. Проверяющий подходит справа, просит пассажира опустить стекло и через него требует заглушить двигатель, оставаться всем в автомашине и передать для проверки документы. Проверяя документы, необходимо сравнить фамилии проверяемых с теми, которые указаны в ориентировках, затем фотографии — на предмет сходства с владельцами. Необходимо обращать внимание на тип лица, величину лба, разрез глаз, положение и размер бровей, величину носа и контуры его крыльев, размер и форму губ, подбородка, внешнее строение ушной раковины. Особые приметы, описанные в ориентировке. Важно сравнить запись о возрасте и национальности с внешностью владельца, осмотреть оттиск печати на фотографии, проверить количество листов в документе, номера и серии на каждом из них, а также записи, обращая внимание на оттенки чернил, состояние бумаги, целостность фоновой сетки, проверить штампы и отметки о месте прописки (работы), срок действия документа, запись о том, когда, кем и где выдан документ. Следует обратить внимание на почерк, которым сделаны записи в документе.

При необходимости досмотра багажника нужно попросить водителя выйти из автомашины, остальные пассажиры должны оставаться внутри. Водитель сам открывает багажник и по просьбе проверяющего показывает вещи внутри багажника, достает их и показывает. Водитель находится прямо за багажником, проверяющий в метре или полутора метрах от водителя и справа от него. Находиться справа сзади от правши безопаснее, так как для нанесения удара или для того, чтобы воспользоваться оружием, ему нужно полностью развернуться, а значит, сделать это скрытно не получится. Старший остается на месте в 4-х м справа или может переместиться влево от машины, если

автоматчик сместится и прикроет правую сторону автомашины. Важно проверить весь багаж и все пакеты. Посмотреть под запасным колесом. Нужно остерегаться безопасных на вид предметов (газет, конвертов и т. п.).

При необходимости следует осуществить личный досмотр водителя, пассажиров и салона автомобиля, подав команду покинуть автомобиль по одному. Всех из автомашины выпускать не следует, пусть подозреваемые находятся внутри, стесненные габаритами автомашины. Личный досмотр рекомендуется проводить после команды принять положение лежа, лицом вниз. Эта позиция является наиболее надежной, так как из положения лежа труднее всего нанести удар или оказать сопротивление проверяющему. Следует обратить внимание на то, что сотрудники ППС и ДПС должны регулярно тренироваться в проведении личного досмотра на занятиях по физической, тактико-специальной подготовке, постоянно закрепляя навык. Досмотренного следует положить отдельно в зоне видимости сотрудников полиции с возможностью в любой момент подавить его сопротивление. После досмотра всех пассажиров можно преступить к осмотру салона автомобиля. Следует обратить внимание на зоны под сиденьями, под приборным щитком, в карманах дверей и за сиденьями. Проверяя пассажирский салон, постукивайте рукой и прислушивайтесь к звуку.

Медленно подняв капот, осматривают аккумулятор, проводку, воздухоочиститель и заднюю стенку. О возможности закладки СВУ могут свидетельствовать висящие провода, липкая лента, прикрепленные посторонние предметы, свертки.

В случае необходимости преследования автомобиля преступников на дороге нужно знать основные тактические приемы преследования. Сотрудники полиции должны высокопрофессионально водить автомашину и обладать навыком вести огонь из оружия на ходу. Личный состав территориальных органов недостаточно уделяет внимания закреплению такого навыка, как стрельба по движущейся мишени. Обучаясь в тире, сотрудник полиции привыкает «к тому, что мишень хорошо освещена, неподвижна и не стреляет в ответ» [8, с. 126]. В то же время преследование автомобиля с вооруженными преступниками предполагает возможность применения оружия ночью по подвижной мишени, которая стреляет в ответ или первая открывает огонь. В преследовании автомобиля важно, чтобы сотрудники полиции имели

превосходство как в мощи транспортного средства, так и в вооружении. Если преступник в автомашине один, то в такой ситуации сотрудникам полиции будет немного легче, так как преступнику трудно будет вести автомобиль и открывать точный и плотный огонь одновременно. При этом следует приблизиться к автомашине преступника вплотную и требовать его остановки по ГУ, а также предупредить, что в случае невыполнения требования сотрудников полиции будет применено оружие согласно ст. 23 ФЗ «О полиции», так как преследуемый автомобиль нарушает скоростной режим, не соблюдает ПДД, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Если требуется открыть огонь по колесам, то рекомендуется поравняться с преследуемым хотя бы до линии его задних дверей или сидений, а затем на ровном участке дороги открыть огонь из боковых окон. Расстояние между боковыми частями автомашин должно быть 120—160 см, чтобы избежать попыток выталкивания автомашины ДПС за обочину. Догоняя автомобиль с преступником, водитель ДПС должен начать совершать обгон, а затем, поравнявшись с преследуемым, в случае необходимости — открыть огонь. Преступник может пытаться препятствовать этому маневру и создать на дороге аварийную ситуацию, в которой окажется автомашина ДПС. Для этого он, например, догонит любой идущий впереди автомобиль и начнет его обгон, перестраиваясь влево, поравнявшись с этим автомобилем, он не завершит обгон, а будет двигаться рядом по встречной полосе движения. В этом случае не следует пристраиваться в полосу позади преследуемого автомобиля, так как преступник, увидев движущийся навстречу автотранспорт, выждав, в последний момент завершит начатый обгон, уйдя вперед и вправо, а сотрудники ДПС окажутся на встречной полосе, не имея времени уйти от лобового столкновения и не имея места справа, так как там, справа, может оказаться обгоняемый автомобиль. В такой ситуации следует выждать, пока преступник закончит обгон, и только тогда самому совершить обгон впереди идущего автомобиля. Преступник может также при попытке приблизиться слева открыть огонь из своего окна назад, стремясь ранить водителя ДПС. Как только преступник попробует это сделать, нужно перестроиться строго в хвост автомобиля преступника, уйдя с линии его огня. То же самое следует сделать при обгоне справа или если преступник будет разворачиваться влево или вправо и сам откры-

вает огонь из своего окна или из окна пассажира, вытянув руку с пистолетом в окно. Если вооруженного преступника, оказывающего вооруженное сопротивление, все же необходимо задержать живым и нельзя открывать огонь сзади, посылая пули через салон в сторону водительского кресла, необходимо не дать преступнику оторваться от автомашины полиции и сообщать по радиостанции другим постам ДПС о направлении движения преступника в целях его перехвата на пути движения путем применения специального средства «Еж-М» («Диана»).

Если преступников в автомашине несколько и они вооружены автоматическим оружием и выбивают заднее стекло своей автомашины, следует сразу снизить скорость и вывести в целях безопасности свою автомашину из сектора обстрела. Конечно, в таком случае продолжение преследования является крайне опасным для жизни сотрудников полиции. Продолжение преследования потребует повышенной бдительности. Не следует разбивать переднее стекло, так как ветер не даст прицельно вести огонь. Если стекло все же разбито, то следует закрыть боковые стекла дверей и вести огонь через пробитое лобовое стекло, используя защитные очки. Приготовив автоматическое оружие к бою, начать приближаться к автомобилю преступников со стороны, противоположной зоне ведения огня. Конечно, не имея специальных защитных очков, вести огонь из движущегося автомобиля будет нелегкой задачей, поэтому хорошо, если у сотрудников ДПС они будут.

Если преступник или преступники бросили поврежденный автомобиль и пытаются бежать по пересеченной местности, полицейские должны вести преследование, держась друг от друга по фронту на дистанции 10—15 м, двигаясь уступом или цепью, но не в одну линию, создавая для преступника групповую мишень. Если преступник остановился, спрятавшись за укрытием, и ведет огонь, следует тут же залечь и затем плотным огнем заставить преступника прижаться к земле, после чего, если преступник вооружен пистолетом, короткими рывками, перекатами и кувырками смещаться влево от него, под прикрытием другого сотрудника, так как вправо стрелять по движущейся мишени преступнику будет неудобно. Если у преступника автомат, то двигаться нужно наоборот, вправо или влево, используя рельеф местности как укрытие. Цель перемещений сотрудников — сократить за преступником мертвую зону и огра-

ничить его свободу маневра. Затем предлагают сдаться, если преступник отказывается, то следует поступать по обстановке. Например, блокированный преступник, оказывающий вооруженное сопротивление, может быть уничтожен.

Итак, несение службы на постах представляет собой сложное и порой весьма опасное дело. Основными проблемами сотрудников полиции, несущих дежурство на постах, являются недостаточный уровень тактической подготовки и действие таких факторов, как рутина и однообразие. Находясь на посту, сотрудник полиции уже через пару часов теряет внимание при наблюдении за обстановкой. Внимание поначалу обострено, но затем однообразие притупляет его, становится скучно, поэтому хочется отвлечься, например, позвонить, посмотреть что-нибудь в Интернете или пообщаться. Мало кто думает в такой момент, что представляет собой групповую мишень, что преступник, незаметно подошедший к такой группе, одной очередью из автомата или броском гранаты уничтожит разом всех, заберет оружие, завладеет специальной техникой и скроется в неизвестном направлении. Потеря бдительности не раз приводила к гибели сотрудников полиции, внутренних войск и сотрудников ФСБ.

Другой важной проблемой является усталость, которая приходит под утро, когда кажется, что дежурство уже подошло к концу и через пару часов — смена. Но именно в это время можно ждать нападения, вы не знаете, кто сейчас движется по дороге, поэтому правильно пишет А. А. Потапов: «Недоверие — ваш рабочий инструмент. Ваше благодушие может обернуться смертью» [7, с. 551].

Проверяя документы на улице у подозрительных лиц, нельзя подходить слева, это типичная ошибка всех сотрудников ППС. Преступник ищет документы во внутреннем кармане одежды, берет в правую руку пистолет или револьвер, стреляет через одежду в одного сотрудника, а затем вытаскивает оружие и укладывает второго, пока тот не успел ничего предпринять. Подходить к подозреваемому нужно справа и не давать преступнику возможности развернуться к себе левым боком, чтобы полностью контролировать его правую руку и в случае опасности применить приемы борьбы. В торой сотрудник стоит уступом вправо и страхует своего коллегу. Проверяя документы, ни в коем случае нельзя становиться на одну линию с напарником, перекрывая ему обзор и линию огня. Прикрывшись вами как щитом, преступник внезап-

но ударит ножом в живот, когда вы будете изучать паспорт, а затем примется за вашего напарника. Брать документы нужно в левую руку и проверять на расстоянии 1,5 м от подозреваемого справа,

Список библиографических ссылок

чтобы правая рука была готова применить оружие или нанести удар. Подозреваемый в это время находится под контролем напарника.

1. Косяченко В. И. Особенности физической подготовки сотрудников ДПС. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2008.

2. Косяченко В. И. Элементы профессионально-прикладной готовности сотрудников ДПС // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 2.

3. В Подмосковье убили двух сотрудников ДПС [Электронный ресурс]. URL: http://lifenews.ru/ news/144155 (дата обращения: 03.11.2014).

4. Убийство полицейских в Чечне [Электронный ресурс]. URL: http://xpresstime.ru/news/2027-ubiystvo-policeyskogo-v-chechne.html (дата обращения: 24.06.2014).

5. В Грозном погибли трое сотрудников ППС [Электронный ресурс]. URL: http://www.grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=11&PubID=56462 (дата обращения: 15.12.2014).

6. Крючков С. В., Косяченко В. И., Гулевский А. Н. Анализ особенностей несения службы по охране общественного порядка ВСШ МВД СССР в Азербайджанской ССР // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 3. С. 150—156.

7. Потапов А. А. Приемы стрельбы из пистолета: практика СМЕРШа. М., 2001.

8. Гулевский А. Н., Гулевская Н. А., Глущенко Д. В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции России: тактика ведения полицейской стрельбы // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 2. С. 123—129.

© Калинин О. П., Гулевский А. Н., Косяченко В. И., 2015

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.