Научная статья на тему 'Особенности нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений военно-профессиональной направленности в странах ближнего зарубежья'

Особенности нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений военно-профессиональной направленности в странах ближнего зарубежья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ / MORAL EDUCATION / FEATURES OF MORAL EDUCATION / SYSTEMIC NATURE OF MORAL EDUCATION / NEIGHBORING COUNTRIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дугин И.М.

В статье рассмотрены некоторые особенности нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений военно-профессиональной направленности Белоруссии, Казахстана, Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of moral education of pupils of educational institutions of military-vocational orientation in the countries of the near abroad

The article discusses some of the features of moral education of students of secondary educational institutions of professional military orientation of Belarus, Kazakhstan, Ukraine.

Текст научной работы на тему «Особенности нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений военно-профессиональной направленности в странах ближнего зарубежья»

УДК 37. 034

И. М. Дугин

Особенности нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений военнопрофессиональной направленности в странах ближнего зарубежья

В статье рассмотрены некоторые особенности нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений военно-профессиональной направленности Белоруссии, Казахстана, Украины.

The article discusses some of the features of moral education of students of secondary educational institutions of professional military orientation of Belarus, Kazakhstan, Ukraine.

Ключевые слова: нравственное воспитание, особенности нравственного воспитания, системный характер нравственного воспитания, страны ближнего зарубежья.

Key words: moral education, features of moral education, systemic nature of moral education, neighboring countries.

В странах ближнего зарубежья за время их самостоятельного существования на постсоветском пространстве политическим руководством активно решались задачи, связанные с обеспечением государственного суверенитета, политической независимости и вооруженной защиты. Одна из таких задач заключалась в подготовке высокопрофессиональных, обладающих высокими нравственными качествами офицерских кадров для национальных армий. Для решения этой задачи в станах, ранее входивших в состав единого государства в качестве союзных республик, избирались разные пути. В ряде стран в силу их экономических возможностей, потребностей вооруженных сил в офицерских кадрах, взглядов политического и военного руководства на развитие национального военного образования, имеющейся учебно-материальной базы, существующих традиций обучения и воспитания офицерского корпуса и других причин был взят курс на создание системы общеобразовательных учебных заведений военно-профессиональной направленности. За постсоветское время достаточно эффективная система общеобразовательных учебных заведений военно-профессиональной направленности была создана в Республике Беларусь, Республике Казахстан и на Украине. В этих странах решение о создании таких общеобразовательных учреждений принималось на государственном и региональном уровне управле-

© Дугин И.М., 2015

22

ния, при активной поддержке первых лиц государств и широкой общественности. Анализ учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях военно-профессиональной направленности Беларуси, Казахстана и Украины позволил выявить ряд типичных особенностей в организации и содержании нравственного воспитания учащихся. Рассмотрим две из таких особенностей.

Системный характер нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений военно-профессиональной направленности. Эта типичная особенность проявляется в том, что нравственное воспитание рассматривается как важнейший компонент целостного образовательного процесса учащихся, осуществляется на единой концептуальной основе и совокупности принципов, характеризуется определенностью целей, задач, содержания, методов и форм реализации.

В Республике Беларусь в состав общеобразовательных учебных заведений военно-профессиональной направленности входят девять кадетских училищ, открытых в наиболее крупных городах этого государства, а также Минское суворовское военное училище. Основные цели деятельности кадетских училищ, находящихся в ведении Министерства образования республики, заключаются в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии кадетов, их адаптации к дальнейшей жизни в обществе. Основными задачами деятельности этих общеобразовательных учреждений являются:

- обеспечение получения кадетами базового образования, среднего образования, а также первичных знаний и навыков, необходимых для службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, Следственном комитете, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;

- патриотическое воспитание, формирование у кадетов чувства верности конституционному долгу по защите Республики Беларусь, дисциплинированности и ответственности, стремления к службе в Вооруженных силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, Следственном комитете, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;

- воспитание выносливости, стойкости, дисциплинированности, ответственности [9].

Нравственное воспитание в кадетских училищах рассматривается как одна из составляющих целостного процесса воспитания, которое наряду с процессом обучения составляют структуру процесса образования кадетов. Как составляющая целостного процесса воспитания нравственное воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и

23

государства. Оно осуществляется в единстве с гражданским, патриотическим, идеологическим, эстетическим, гендерным, семейным, трудовым, экологическим воспитанием. Нравственное воспитание имеет свою специфическую задачу - воспитание у учащихся нравственной культуры. Нравственная культура характеризует степень освоения кадетами морального опыта общества, меру воплощения этого опыта в поведении и в отношении с другими людьми. Воспитание нравственной культуры предполагает приобщение кадетов к общечеловеческим и национальным моральным ценностям, потребность в нравственном самосовершенствовании. Содержание воспитательной работы по формированию нравственной культуры личности включает в себя создание у кадетов представления и понимания нравственных основ общества, развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания, честности), воспитание высоких моральных качеств (доброты, милосердия и др.), формирование норм поведения (вежливости, тактичности, соблюдение правил этикета и др.). Условиями воспитания нравственной культуры кадетов являются: наличие нравственно-этической культуры педагога; нравственно благоприятная среда в кадетском училище, позитивное взаимодействие между педагогами и кадетами; актуализация нравственного потенциала личности; педагогическая поддержка потребности в нравственном самосовершенствовании; наличие нравственного идеала; реализация нравственного потенциала всех видов деятельности [8].

Основной целью деятельности Минского суворовского училища, относящегося к системе образовательных учреждений Министерства обороны, является подготовка суворовцев к поступлению в учреждения среднего специального и высшего образования, к дальнейшей военной или иной государственной службе. Задачами деятельности Минского СВУ являются:

- обеспечение качества образования, а также первичных знаний и навыков в военном деле, необходимых для выбора профессии, службы в вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях; - подготовка суворовцев к поступлению в учреждения образования, осуществляющие подготовку кадров по специальностям военного и спортивного профилей образования для вооруженных сил, других войск и воинских формирований, и иные учреждения образования;

- патриотическое воспитание, формирование у суворовцев чувства верности конституционному долгу по защите Республики Беларусь, дисциплинированности и ответственности, стремления к овладению профессией для прохождения военной службы, службы в других войсках и воинских формирований;

- подготовка спортивного резерва для национальных команд Республики Беларусь по видам спорта и сборных команд Вооруженных Сил по видам спорта [6].

24

Нравственное воспитание суворовцев «встроено» в систему идеологической работы, которая представляет собой согласованную деятельность должностных лиц, командования, управления, офицерского и преподавательского состава, общественных объединений и организаций училища, призванная сформировать в сознании суворовцев систему мировоззренческих идеалов, ценностей и ориентиров, практически реализуемых в интересах обеспечения безопасности государства.

Система идеологической работы направлена на формирование ряда индивидуальных и групповых нравственно-психологических образований: патриотического сознания, любви к Родине, своему народу, личной ответственности за обеспечение ее безопасности; моральнопсихологического состояния и дисциплины на уровне, обеспечивающем выполнение стоящих перед училищем задач; морально-психологической устойчивости, невосприимчивости к деструктивной идеологии, духовных и моральных ценностей; сплоченности суворовских коллективов, социально-психологической адаптации суворовцев к условиям их жизнедеятельности в училище [5].

В Республике Казахстан в число общеобразовательных учреждений военно-профессиональной направленности входят три республиканские военные школы-интерната в городах Алма-Ата, Караганда, Шымкент, Республиканская школа «Жас Улан», специализированный военный лицей «Арыстан» для одаренных детей, кадетский корпус Министерства обороны, областная специализированная военная школа-интернат в Павлодаре. Все перечисленные общеобразовательные учреждения относятся к ведомству Министерства образования и науки Республики Казахстан, которое рассматривает развитие воспитания в системе образования республики как одну из приоритетных задач. В условиях возрастания роли воспитания в образовательном процессе именно воспитание нравственности, формирование и развитие нравственных качеств учащихся становится стержнем воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях с военно-профессиональной направленностью. Воспитательная работа по формированию и развитию нравственных качеств учащихся носит комплексный характер, ее основными направлениями (видами воспитания) являются: духовнонравственное; гражданско-патриотическое; правовое и поликультурное; семейное; экологическое; эстетическое; физическое и формирование здоровье сберегающей среды, здорового образа жизни; трудовое и экономическое; профессионально-творческое; развитие интеллектуальной культуры; формирование коммуникативной культуры; социально значимых и индивидуальных качеств; потребности в самопознании и саморазвитии личности. Духовно-нравственное воспитание как приоритетное в совокупности направлений воспитательной работы реализуется с учетом требований ряда научно-педагогических принципов: природосообразности; культуросообразности; целенаправленности; гуманистической

25

направленности; этничности; обеспечения преемственности и единства требований; непрерывности; эффективности социального взаимодействия; социальной адекватности; демократизации; вариативности. Цель духовно-нравственного воспитания заключается в создании условий для развития у учащихся самосознания, формирования этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни общества. В единстве с другими видами воспитания духовно-нравственное воспитание призвано сформировать и развить у учащихся гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию, интеллигентность, самостоятельность и другие личностные качества. Оно призвано способствовать также развитию у учащихся социальной адаптивности, активности и устойчивости, формированию коммуникативной культуры, индивидуального конструктивного стиля поведения, культуры межнациональных отношений, потребности в самосовершенствовании. Духовно-нравственное воспитание осуществляется в широком аксиологическом диапазоне и направлено на формирование в сознании учащихся следующих ценностей-идеалов: человек, семья, Родина, родной край, здоровье, здоровый образ жизни, труд, образование, культурное наследие, язык, дружба. Данные ценности-идеалы составляют основу для разработки содержания духовно-нравственного воспитания учащихся. Содержание духовно-нравственного воспитания учащихся сопряжено с освоением ими важных социальных ролей: сын (дочь), брат (сестра), внук (внучка), родственник, ученик, член коллектива (команды), лидер, патриот, гражданин [1; 2; 7].

На Украине в структуру общеобразовательных учебных заведений военно-профессиональной направленности входят шестнадцать лицеев с усиленной военно-физической подготовкой, размещенных в наиболее крупных городах, и военный лицей им. Ивана Богуна в Киеве.

Основными задачами лицеев с усиленной военно-физической подготовкой является получение учащимися образования сверх объемов, определенных государственным стандартом для полного общего образования, обеспечение знаний по военной и физической подготовке, воспитание у лицеистов высоких моральных качеств, дисциплинированности, любви к военной службе и профессии офицера на основе военнопатриотической ориентации, подготовка физически здоровых, волевых личностей, способных перенести трудности военной службы [10]. Несмотря на то что лицеи данного типа относятся к общеобразовательным учреждениям Министерства образования, методическое руководство ими осуществляется Главным Управлением военного образования Министерства обороны. Нравственное воспитание в лицеях с усиленной военно-физической подготовкой рассматривается как одно из направлений (задач) национального воспитания. Национальное же воспитание направлено на привлечение молодого поколения к глубинным пластам национальной культуры и духовности, формирование у детей и молоде-

26

жи национальных мировоззренческих позиций, идей, взглядов и убеждений, на объединение их на основе ценностей мировой и отечественной культуры. Национальное воспитание на государственном доктринальном уровне признается одним из главных приоритетов, органической составляющей образования украинской молодежи. Обосновывается необходимость обеспечения его непрерывного характера [4]. Нравственное же воспитание направлено на формирование у учащихся нравственных понятий, суждений, чувств, навыков и привычек поведения, соответствующих существующим общественным нормам. Оно призвано воспитать у учащихся лицеев с усиленной военно-физической подготовкой как общечеловеческие нравственные качества, так и нравственные качества, воспитание которых обусловлено особенностями развития современного Украинского государства. К общечеловеческим нравственным качествам относятся честность, справедливость, ответственность, достоинство, трудолюбие, уважение к старшим и др. Среди нравственных качеств, актуальных в современных условиях, выделяют патриотизм, честное и добросовестное отношение к труду, дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, которые происходят в обществе, социальную активность, уважение к законам, Конституции Украины, государства, органов власти, государственной символике и другие. Нравственное воспитание, как одно из направлений решения задач национального воспитания учащихся лицеев, осуществляется с учетом требований принципов гуманизации, демократизации, народности, природосоответствия, культурного соответствия, непрерывности, этнизации, дифференциации и индивидуализации, последовательности, систематичности, интегратив-ности, вариативности форм и методов воспитания.

Опора на боевые традиции народа и его вооруженных сил в интересах развития у учащихся нравственно-патриотических качеств. В общеобразовательных учебных заведениях с военно-профессиональной направленностью Беларуси, Казахстане и Украине боевые традиции народа и его вооруженных сил рассматриваются в качестве важного средства нравственного воспитания учащихся. Вместе с тем, если формы воспитательной работы на основе традиций в общеобразовательных учреждениях каждой из республик в целом совпадают, то ее содержательная основа, и прежде всего, состав самих традиций различен.

В Республике Беларусь в некоторых общеобразовательных учреждениях акцент в воспитательной работе сделан на соблюдении традиций, заложенных кадетами времен императорской России и суворовцами советского периода существования республики. Такой акцент в воспитательной работе сделан руководством и педагогами Полоцкого кадетского училища, в котором бережно хранят традиции кадетов Полоцкого кадетского корпуса императорской России. Учащиеся училища носят форму, которая по цвету кителей, погон и фуражек аналогична

27

той, которую носили их исторические предшественники. Выпускники училища получают выпускной нагрудный знак, являющийся копией знака Полоцкого кадетского корпуса. В корпусе создан музей, в котором предусмотрены отделы: военно-исторический и истории кадетских корпусов с акцентом на историю Полоцкого кадетского корпуса и и кадетских корпусов за рубежом. В музее училища хранится знамя, изготовленное по образцу и подобию знамени Полоцкого кадетского корпуса. В училище изучаются специально разработанные курсы «История кадетских корпусов» и «Геральдика». В систему воспитательной работы училища хорошо «вписалось» участие полоцких кадетов в работе военноисторического клуба «Гренада». Клуб реконструирует форму Полоцкого пехотного полка императорской армии России. У полка есть знамя, барабан, флейта, ружья, артиллерийское орудие. Участники клуба уже в течение длительного времени принимают участие в военноисторических реконструкциях в Беларуси, России, Польше, Литве. Тождественная по своей сути воспитательная работа проводится с учащимися Брестского кадетского училища, где нравственное воспитание основано на традициях Брест-Литовского кадетского корпуса императорской России.

В Минском СВУ важную роль в нравственном воспитании учащихся играют традиции служения Отечеству выпускников советского времени. В музее училища собраны материалы о его выпускниках-участниках боевых действий в Афганистане, регулярно организуются встречи суворовцев с выпускниками училища советского периода, добросовестно служившими Отечеству на военном и государственном поприще, собираются материалы об офицерских династиях, бывшие суворовцы часто приглашаются для участия в воспитательных мероприятиях нравственно-патриотического содержания.

Известно, что во время Великой Отечественной войны Белоруссия пострадала больше всех республик СССР - погиб каждый третий житель. Поэтому в общеобразовательных учреждениях с военнопрофессиональной направленностью много внимания уделяется сохранению исторической памяти, воспитанию учащихся на примерах героизма, проявленного советскими воинами, участниками партизанского движения, тружениками тыла во время Великой Отечественной войны. Примером может служить воспитательная работа, организованная в кадетских училищах и суворовском училище, и посвященная 70-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Основными направлениями воспитательной работы стали: гражданскопатриотическое воспитание учащихся; более полная реализация воспитательного потенциала учебных дисциплин, прежде всего, истории и литературы; активизация деятельности музеев кадетских училищ, как средства гражданско-патриотического воспитания учащихся; организа-

28

ция поисково-исследовательской и туристско-краеведческой работы; шефство над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла и семьями погибших советских воинов; усиление взаимодействия с воинскими частями и подразделениями; проведение торжественных и военно-спортивных мероприятий; участие в проведении республиканских мероприятий и акций во взаимодействии с региональными комитетами общественной организации Белорусский республиканский союз молодежи.

В Казахстане, как и в Белоруссии, в общеобразовательных учебных заведениях с военно-профессиональной направленностью в качестве важного средства нравственного воспитания используются боевые традиции, рожденные в годы Великой Отечественной войны. Об этом свидетельствует, например, то, что некоторые из учреждений носят имена сынов казахского народа - героев войны. Так, республиканская школа «Жас Улан» носит имя Героя Советского Союза, генерала армии, первого министра обороны Республики Казахстан Нурмагамбетова С.К., а Алма-Атинская республиканская военная школа-интернат названа в честь Героя Советского Союза, панфиловца, Бауыржана Момышулы. Учащиеся изучают биографии Рахимжана Кошкарбаева, одним из первых среди советских воинов водрузившего знамя на фасад рейхстага, Маншук Ма-метова, которой первой из казахских женщин было присвоено звание Героя Советского Союза, Героя Советского Союза девушки-снайпера Алии Молдагуловой, Героя Советского Союза летчика Нуркена Абдиро-ва и других сынов казахского народа. В общеобразовательных учреждениях Казахстана с военно-профессиональной направленностью в процессе нравственного воспитания учащихся используются и традиции кадетов императорской России. Например, в кадетском корпусе Министерства обороны много внимания уделяется воспитанию учащихся на примере жизни и деятельности выпускника Омского кадетского корпуса, офицера Генерального штаба Российской армии, ученого, историка, этнографа, путешественника и просветителя Шокана Уалиханова.

На Украине в соответствии с Концепцией национально - патриотического воспитания молодежи патриотическое сознание учащихся лицеев с усиленной военно-физической подготовкой активно формируется на примерах из истории украинского войска. Целью воспитательной работы, осуществляемой по этому направлению, является утверждение в сознании учащихся объективной оценки роли украинского войска в украинской истории, преемственности развития вооруженных сил в отстаивании идеалов свободы и государственности Украины и ее граждан от княжеской эпохи, Гетманского казацкого войска, войск Украинской народной республики, Сечевых стрельцов, Украинской повстанческой армии. Боевые традиции военнослужащих украинцев, воевавших в Красной армии во время Великой Отечественной войны, на концептуальном уровне не причисляются к средствам формирования националь-

29

но-патриотического сознания учащихся [3]. Однако в некоторых лицеях традиции такого содержания активно используются в воспитательной работе с учащимися. К таким лицеям можно отнести Луганский областной лицей с усиленной военно-физической подготовкой им. героев Молодой гвардии, Донецкий областной лицей с усиленной военнофизической подготовкой им. Г. Т. Берегового. Педагогический состав Сумского государственного лицея с усиленной военно-физической подготовкой им. П. И. Харитоненко при проведении воспитательной работы опирается на традиции кадетов императорской России. Учащиеся лицея считают себя приемниками традиций кадетов Сумского кадетского корпуса, в историческом здании которого расположен лицей. В лицее хранится копия знамени Сумского кадетского корпуса, в музее собраны сведения о его выпускниках, восстанавливается исторический облик кадетского корпуса. В Киевском военном лицее им. Ивана Богуна, функционирующем на базе Киевского суворовского военного училища, боевые традиции суворовцев, окончивших его в советский период, востребованы как средство формирования у лицеистов патриотизма, готовности служения Отечеству.

Список литературы

1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы. - Астана, 2011.

2. Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 200б - 2008 годы. - Астана, 2006.

3. Концепция национально-патриотического воспитания украинской молодежи. - Киев, 2009.

4. Национальная доктрина развития образования Украины в XXI веке. - Киев, 2002.

5. Об утверждении Инструкции о порядке организации работы военного учебного заведения Постановление Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь 5 марта 2008 года № 20 / 20.

6. Об уставе учреждения образования «Минское суворовской военное училище»: приказ Министра обороны Республики Беларусь от 20 янв. 2012 г. № 50.

7. О Концепции воспитания в системе непрерывного образования: приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 16 ноября 2009 г. № 521.

8. Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 дек. 2006 г. № 125.

9. О кадетских училищах: указ Президента республики Беларусь от 28 янв. 2010 г. № 54. - Мн., 2010.

10. О государственных лицеях с усиленной военно-физической подготовкой: указ Президента Украины № 888 от 31 авг. 2010 г.

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.