УДК 009:82-2+792(Гуманитарные науки в целом. Драматургия. Театр)
ОСОБЕННОСТИ «НОВОЙ ДРАМЫ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ
© 2017 А.В.Курочкина
Курочкина Анжелика Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и издательского дела. E-mail: anzkurochkina@yandex. ru
Башкирский государственный университет. Уфа, Республика Башкортостан
Статья поступила в редакцию 21.06.2016
Основная тематика современных пьес - вопросы семьи: отношения в семье, тоска по ней, проблемы распада семьи. Очевидно, для молодых людей эта тема не потеряла своей значимости и остроты. Значит, еще не утрачены вечные ценности и приоритеты. Значит, и сегодня театр призывает к сочувствию и милосердию, какие бы темы и проблемы ни поднимались в пьесах молодых авторов: наркомания, тема «лишнего человека», одиночества, обесценивания духовных приоритетов, урбанистическая культура, экзистенциальные проблемы и т.д. В какую бы эпоху ни жил человек, он всегда по-своему одинок, не защищен, часто несчастен и, конечно же, смертен. И пока драматурги об этом будут писать, а режиссеры устами актеров будут об этом говорить с подмостков сцены, театр будет жить. Социальное перестало быть чем-то отдельным, самостоятельным, например, определять жанровую специфику пьес. Оно органично вошло в ткань самых разных произведений, определяя их тематику, проблематику и влияя на жанровую природу. Вывод: Современные авторы, может быть, не всегда успевают за темпом жизни, ведь на рефлексию в художественной форме нужно время, а мы каждый день ощущаем, как изменяется мир. Тем значительнее кажутся попытки молодых драматургов описать и запечатлеть окружающую действительность, ту множественность, на которую распалась Вселенная, ту субъективную вариативность восприятия действительности, с которой нелегко ужиться.
Ключевые слова: новые драматурги в попытке описать современную действительность; человек в экзистенциальной проблеме личного и социального; духовные проблемы человека; межпредметность символического языка, как система быстрого реагирования в театре; драматургия и театральная культура как единый процесс поиска смыслов.
Сегодня мы продолжаем отмечать противоречивое отношение к «новой драме». Современный зритель и читатель жаждут красивой сказки, а «новая драма» кричит о проблемах на злобу дня, которых обывателю хватает и в жизни, ведь так хочется отдохнуть и расслабиться, придя в театр. А «новая драма» вызывает боль, ведь только через нее можно ощутить катарсис.
«Новая драма» учит сопереживанию» [1, с.195], - считает современный молодой драматург Ярослава Пулинович. Она искренне уверена, что «новая драма» заставляет обратить внимание на то, чего человек не хочет замечать в жизни, что тревожит и болит, именно этому учил молодое поколение драматургов Н.Коляда. Проявление авторской боли возможно в любой пьесе, даже в комедии, когда автор способен посмеяться над собой, над тем, что он понимает и что ему близко.
Драматургия «новой драмы» очень разная: это и документальные тексты, использующие язык verbatim; и пьесы, написанные хорошим литературным языком, что не позволяет давать «новой драме» однозначную оценку. Только время спо-
собно расставить все по своим местам и выделить в потоке массовой драматургии истинных классиков, какими были А.Островский, Ф.Достоевский, А.Чехов, А.Вампилов, А.Володин.
Сегодняшняя «новая драма» - это в основном движение российской периферии, считают некоторые современные критики [2, с.197], что, на наш взгляд, бесспорно.
«Новая драма» - это, прежде всего, стремление продолжить диалог со зрителем. Среди последних «трендов» в современной драматургии выделяют мистику, которая становится средством осмысления авторами современной действительности и ее остранения.
Особое внимание и интерес современного драматурга и режиссера сосредоточены сегодня на масштабе личности героя, их искренне интересуют его качества и черты характера. Пьесы создаются на злобу дня, сюжеты базируются на личном авторском опыте, но при этом описываемые проблемы обязательно должны быть интересны самому автору.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017
Время диктует тематику и проблематику пьес. Люди разучились сочувствовать и сопереживать «маленькому» человеку. А ведь русская литература всегда отличалась милосердием и состраданием к нему. Современный человек живет под лозунгом: «Выживает сильнейший, а если ты слабый, значит, сам виноват» [1, С. 198], - считает Я.Пулинович.
Основная тематика современных пьес - вопросы семьи: отношения в семье, тоска по ней, проблемы распада семьи. Очевидно, для молодых людей эта тема не потеряла своей значимости и остроты. Значит, еще не утрачены вечные ценности и приоритеты. Значит, и сегодня театр призывает к сочувствию и милосердию, какие бы темы и проблемы ни поднимались в пьесах молодых авторов: наркомания, тема «лишнего человека», одиночества, обесценивания духовных приоритетов, урбанистическая культура, экзистенциальные проблемы и т.д. В какую бы эпоху ни жил человек, он всегда по-своему одинок, не защищен, часто несчастен и, конечно же, смертен. И пока драматурги об этом будут писать, а режиссеры устами актеров будут об этом говорить с подмостков сцены, театр будет жить.
Социальное перестало быть чем-то отдельным, самостоятельным, например, определять жанровую специфику пьес. Оно органично вошло в ткань самых разных произведений, определяя их тематику, проблематику и влияя на жанровую природу.
Существенно меняется в пьесах и способ описания реальности. Если еще в 2000-е гг. было заметно увлечение драматургов реализмом и даже натурализмом, то сейчас молодые авторы сознательно дистанцируются от реальности, ставя перед собой задачу запечатлеть ее субъективное восприятие, то есть художнику не интересен объективный мир за окном, автора занимает его субъективная репрезентация. Важным фактором становятся не события в жизни героев, а их отношение к этим событиям, то есть угадывается пропасть между катастрофичностью описываемой ситуации и способом ее осмысления.
Юбилейный двадцатипятилетний фестиваль молодой драматургии «Любимовка - 2014» [3] в очередной раз лишь подтвердил тенденции, определяющие развитие современной драматургии и «новой драмы», в частности. Произошло существенное «очищение» русского языка от жаргонизмов и откровенного мата, на смену желанию напугать страшными картинами реального мира пришло стремление анализировать происходя-
щее; сатиру заменила мистика (авторы как будто устали бороться с жестокой реальностью рациональными способами). В пьесе Н.Антоновой «Черный Днепр» [4] героиню Таю уносит, обернувшись серым волком, возлюбленный на небеса; нелюбимый ребенок заканчивает дни кикиморой на болоте, а умерший инвалид является сестре в обличии Гамаюна в пьесах Е.Некрасовой «Калечина-малечина» и «Сестромам», в грозных медведей превращаются неприкаянные в пьесе М.Зелинской «Божий медведь».
Фестивальные пьесы в очередной раз отразили женский взгляд на женские темы. Это еще один «тренд», определяющий «новую драму». Женщины-драматурги создают в своих пьесах женский мир, откуда навсегда ушли мужчины (даже если номинально они существуют). Ирина Васьковская в пьесе «Девушки в любви» художественно умело сгущает пространство, вовлекая зрителя в свой мир. Ее героиня двадцатишестилетняя Варя фактически представлена старой девой. Съемная комната, выпивка с соседкой на пару, случайные третьесортные мужики, малоправдоподобная история о мужчине, работающем на Севере, - все это отражение преждевременной горькой старости, женского одиночества, нереализованное™ и преждевременной усталости и разочарованности в жизни. И.Вась-ковская очень верно фиксирует парадокс преждевременного старения в обществе, где, казалось бы, сегодня действуют европейские стандарты об эмансипированной, твердо стоящей на ногах женщине, которой учиться, создавать семью и бизнес, рожать детей никогда не поздно.
Некоторых представителей «женской» драматургии объединяет общая тематика пьес. Так, в пьесах Полины Бородиной «От безделья ты отпустишь всех китов в океан», Евгении Некрасовой «Сестромам» и Ярославы Пулинович «Хор Харо-на» поднимается проблема взаимоотношений взрослых сестер. После смерти матери старшая сестра вынуждена пожертвовать личной жизнью ради воспитания и благополучия младшей. Если в пьесе Е.Некрасовой «Сестромам» героиню Анечку после смерти старшей сестры раздирают противоречивые чувства: с одной стороны, счастье от осознания внезапно обретенной свободы, взрослости, с другой - чувство вины перед ушедшей сестрой и невозможность вернуть все на круги своя; то героиню Я.Пулинович из пьесы «Хор Ха-рона» отличает уверенность в себе, отсутствие каких-либо рефлексирующих позывов, она без сомнений движется по жизни, разрушая судьбы
родных и близких людей. Настенька - прирожденная охотница с инстинктом спекулянтки, играющая роль невинной жертвы, несущая груз несбывшихся надежд, - талантливый ребенок, превратившийся в обычную хористку.
Если в пьесах Я.Пулинович и Е.Некрасовой героини активно взаимодействуют с реальным миром, то в пьесе П.Бородиной «От безделья ты отпустишь всех китов в океан» женщины сознательно обрекают себя на эскапизм. Драматург создает исключительно женский мир, сосредоточенный на самом себе; мужчины, если и появляются в нем, то только как мимолетное упоминание о «невзаправдашней» жизни. Сестры - Ася -младшая, воздушная и надмирная; и старшая -Валя, земная и «коммунальная», - обе оказываются где-то вне жизни, вне времени. В финале пьесы гиря башенного крана рушит стены обветшалой хрущевки, а сестры со взаимными обидами, с трагической отчужденностью друг от друга и с парадоксальной невозможностью существовать по отдельности остаются стоять в пыли штукатурки, прижавшись к стене.
Диалоги героинь современных пьес - это размышления авторов об утраченном времени, о боязни смерти, об упущенных возможностях в жизни, вине и попытках исправить прошлое -все это обретает фатальную трактовку женских судеб, которая оказывается экзистенциально непреодолимой.
Фестиваль «Любимовка - 2015» [5] вновь представил пьесы маститых и проверенных авторов (Иван Вырыпаев, Ярослава Пулинович, Павел Пряжко), а также полудокументальную пьесу дебютантки Елены Шабалиной «Невеста».
Пьеса - это литературный жанр быстрого реагирования. В 2015 г. религиозная тема стала одной из лидирующих: конфликт истинного и ложного в вере, противостояние христианства и
язычества, которое живо в до сих пор, нашли отражение в постапокалиптической пьесе Михаила Башкирова «Новый свет», напоминающей о том, что история циклична и что после краха мировой империи мы вновь придем к временам спасения чудом.
Особого разговора заслуживают жанр современной комедии - пьеса о подростках «Моли дохнут - мотыльки парят» Евгении Скирды и ностальгически-ироничная «Золотые лосины» Людмилы Тимошенко. Некоторые пьесы внешне вписываются в жанр мелодрамы, но их языковое своеобразие раскрывает психоаналитическую правду жизни и преобразует драму в ее психологическую разновидность: «Лапушка» Василия Алдаева, «Синдром выученной беспомощности» Наташи Боренко, монопьеса Екатерины Гуземы «Вся правда о моем отце».
Наиболее отвечающими духу времени, как показали итоги конкурса, стал жанр антиутопии, в том числе постапокалиптической, различные виды фэнтэзи и магического реализма. Подобно тому, как рациональная схема осмысления мира вновь и вновь уступает место мифологемам массового сознания, драматурги отказываются от воспроизведения «реальности в формах самой реальности» (Иван Андреев «Чихуахуа», Михаил Соловьев «Мишка», Юлия Тупикина «Джульетта выжила», Михаил Башкиров «Новый свет»).
Современные авторы, может быть, не всегда успевают за темпом жизни, ведь на рефлексию в художественной форме нужно время, а мы каждый день ощущаем, как изменяется мир. Тем значительнее кажутся попытки молодых драматургов описать и запечатлеть окружающую действительность, ту множественность, на которую распалась Вселенная, ту субъективную вариативность восприятия действительности, с которой нелегко ужиться.
1. Пулинович Я. В любой пьесе должна быть авторская боль // Современная драматургия. 2015. №1. С. 195.
2. Богданова П. Беседа с Я.Пулинович // Современная драматургия. 2015. №1. С. 197.
3. Фестиваль молодой драматургии https://smartafisha.ru/msk/organization/festival-molodoiv-dramaturgii-lvubimovka- 2014
4. В поиске имен, на перекрестке взглядов. Обнародован шорт-лист номинантов фестиваля молодой драматургии «Любимовка-2014» https://www.teatrall.ru/post/561-v-poiske-imen-na-perekrestke-vzglvadov/#!
5. Фестиваль молодой драматургии 2015/2016 http://lubimovka.ru/component/tags/tag/17
THE FEATURES OF "NEW DRAMA" IN THE CONTEXT OF MODERN RUSSIAN DRAMATURGY
© 2017 A.V.Kurochkina
Anzhelika V. Kurochkina, candidate of Philological Sciences, associate professor of Russian Literature and Publishing.
E-mail: [email protected]
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017
Bashkir State University, Ufa, the Republic of Bashkortostan
Family matters are the basic theme of modern plays: family relationship, longing for home, the problem of family breakdown. This theme apparently has not lost its importance and relevance among young people. It means that eternal values and priorities have not been forgotten. It means that theatre appeals for sympathy and mercy whatever theme is brought up in plays by new authors: drug addiction, the superfluous man, loneliness, morality devaluation, urban culture, problems of existence, etc. Whatever historical period a person lives, they always feel lonely, vulnerable, sometimes miserable and, of course, mortal. Thanks to playwrights writing about it and stage managers talking about it through the roles performed by actors, the theatre will continue existing. Social aspects of life have stopped being something separate. For example, they do not define the genre of any play, but they have become one of the parts of many plays defining their genre and main themes.
Conclusion: modern authors may not be always able to keep pace with life. Reflection in its artistic form takes some time, and every day we feel how the world is changing. The attempts of modern authors to describe and capture real world, its diversity, and different kinds of perception, which are difficult to admit, seem to be more meaningful.
Key words: new playwrights trying to describe modern world; a person in their existential problem of defining personal and social; moral issues; the ability of symbolic language to be intersubjective as a theatre rapid response system; dramaturgy and theatre as a sense search process.
1. Pulinovich Ia. V liuboi p'ese dolzhna byt' avtorskaia bol' (In Any Play There Has to Be Author's Grieving). Sovremennaia dramaturgiia. 2015. №1. S. 195.
2. Bogdanova P. Beseda s Ia. Pulinovich (Conversation with Ia. Pulinovich). Sovremennaia dramaturgiia. 2015. №1. S. 197.
3. Festival' molodoi dramaturgii (New Dramaturgy Festival): https://smartafisha.ru/msk/organization/festival-molodoiy-dramaturgii-lyubimovka-2014
4. V poiske imen, na perekrestke vzgliadov. Obnarodovan short-list nominantov festivalia molodoi dramaturgii «Liubimovka-2014» (In Search of Names Where the Views Overlap. The Short List of New Dramaturgy Festival "Lyubimovka-2014" Nominees Is Published): https://www.teatrall.ru/post/561-v-poiske-imen-na-perekrestke-vzglyadov/#!
5. Festival' molodoi dramaturgii 2015/2016 (New Dramaturgy Festival 2015/2016): http://lubimovka.ru/component/tags/tag/17