Научная статья на тему 'Пермь: время и место. На материале творчества А. Югова'

Пермь: время и место. На материале творчества А. Югова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
209
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР ЮГОВ / «УРАЛЬСКАЯ ШКОЛА ДРАМАТУРГИИ» Н. КОЛЯДЫ / ПЕРМЬ / СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ / “THE URAL SCHOOL OF DRAMATURGY” OF N. KOLYADA / ALEXANDER YUGOV / PERM / CONTEMPORARY RUSSIAN DRAMATURGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Губин И. А.

В статье рассматривается образ Перми, как один из ведущих и ключевых образов в тексте пьесы Александра Югова «Маршрутка». В основу этой пьесы положены проблемы вневременного толка (любовь, одиночество, тоска по былому, поиск смысла жизни), что позволяет удачно вписать ее в контекст современной русской драматургии последних десятилетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERM: TIME AND PLACE. BASED ON THE WORKS BY

The paper discusses the image of Perm as one of the key ones in the play of Alexander Yugov “Marshrutka”. Eternal problems (love, loneliness, nostalgia, and search for the meaning of life) are addressed in this play and it places it within the context of Russian dramaturgy of recent years.

Текст научной работы на тему «Пермь: время и место. На материале творчества А. Югова»

Губин И. А.

(Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь)

ПЕРМЬ: ВРЕМЯ И МЕСТО. НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА А.ЮГОВА

Ключевые слова: Александр Югов, «Уральская школа драматургии» Н. Коляды, Пермь, современная русская драматургия.

В статье рассматривается образ Перми, как один из ведущих и ключевых образов в тексте пьесы Александра Югова «Маршрутка». В основу этой пьесы положены проблемы вневременного толка (любовь, одиночество, тоска по былому, поиск смысла жизни), что позволяет удачно вписать ее в контекст современной русской драматургии последних десятилетий.

Gubin ГА. (Perm)

PERM: TIME AND PLACE. BASED ON THE WORKS BY А. YUGOV

Key words: Alexander Yugov, “The Ural School of dramaturgy” of N. Kolyada, Perm, contemporary Russian dramaturgy

The paper discusses the image of Perm as one of the key ones in the play of Alexander Yugov “Marshrutka”. Eternal problems (love, loneliness, nostalgia, and search for the meaning of life) are addressed in this play and it places it within the context of Russian dramaturgy of recent years.

«Никогда еще российская драма не становилась главным жанром российской литературы, как это происходит сейчас. На фоне очевидного застоя российской, как, впрочем, и мировой прозы и поэзии, российская (а лучше сказать

- русскоязычная) новая драма стала точкой мощнейшего креативного взрыва, общелитературные последствия которого для всей отечественной словесности станут очевидными только спустя несколько десятилетии» (Забалуев, Зензинов, 2003, с. 163) - именно так характеризуют современную драматургию в своем манифесте драматурги, а одновременно театральные критики и теоретики «новой драмы» В. Забалуев и А. Зензинов.

Действительно, современная драматургия - это сложный многосторонне развивающийся процесс: пьесы современных драматургов органично

вписываются в репертуары многих театров России и ближнего зарубежья; без обращения к драматургии не обходятся выпуски «толстых» литературных журналов: «Урал», «Вещь», «Новое литературное обозрение» и др., а в литературном процессе драматургия становится одним из наиболее востребованных родов литературы. Свидетельством этого служат многочисленные конкурсы и фестивали современной драматургии («Любимовка», «Евразия», «Дебют» и др.), а также театральные фестивали, предметом внимания которых становятся новые тенденции отечественной драматургии конца XX -начала XXI вв. («Реальный театр», «:Коляда-Р1ау8», «Текстура» и др.).

Немаловажную роль в становлении востребованности драматургии, как одного из ведущих родов литературы, сыграл процесс развития творческих объединений и школ. Одним из таких объединений выступает «уральская школа драматургии»

Н. Коляды. Учениками Николая Коляды в разные годы были известные сейчас драматурги: Василий Сигарев, Анна Батурина, Ярослава Пулинович, Олег Богаев

и наш земляк Александр Югов, на материале творчества которого и выполнено данное исследование.

Александр Югов - коренной пермяк, родился в Перми в 1977 году, в 2001 окончил Пермский институт искусства и культуры, в 2010 - Екатеринбургский театральный институт по курсу «Литературное творчество». Пьесы А. Югова печатались в журналах: «Мы», «Урал», «Современная драматургия», «Вещь», а также в сборниках пьес уральских драматургов «Театр в бойлерной» и «За линией», которые выпускает Николай Коляда. Сегодня пьесы Александра Югова

- порядка 15 произведений - активно начинают ставиться в России. Этот факт не является случайным. Творчество Александра Югова отлично вписывается в современный литературный и социальный контекст ввиду того, что проблематика его пьес базируется на остро-социальных проблемах наших дней. Одной из таких проблем является проблема зависимости современных детей от социальных сетей. Однако есть среди творчества Александра Югова и произведения, в основу которых положены проблемы вневременного толка (любовь, одиночество, тоска по былому, поиск смысла жизни), одной из таких пьес является «Маршрутка».

В фокусе пьесы жизненный путь (судьба, маршрут) кондуктора желтого маршрутного такси «Чэ Пэ Иванова Романа Сергеевича» (Югов, 2007, с. 1) Васькиной Галины Олеговны. Героиня пьесы из разряда тех, про которых говорят, что на ее долю выпала судьба нелегкая - «Сыновей убили. По пьянке у обоих получилось....» (Югов, 2007, с. 6), мужа Васю «машиной сшибило» (Югов, 2007, с. 4). Однако такая судьба выпала не только на долю Гали, но и на многие людские судьбы - «Все хорошо было. Только вдруг, что-то в жизни резко переменилось, и начали резко все в городе помирать» (Югов, 2007, с. 4).

Спасение от города, где «кто-то делает моторы для самолетов, которые всё падают и падают на наши грешные головушки» (Югов, 2007, с. 2), можно найти в желтом маршрутном такси с символичным номером 777. Если обратиться к популярной сейчас нумерологии, то мы можем выяснить, что число 777 - это тройное совершенство, гармония. Подтверждение этому мы находим и в тексте пьесы: «Чисто. Сухо. На окошечках - веселенькие занавески, аккуратные, рукой мастера сшитые, они сразу создают уют какой-то.... Все сидения закрыты белыми чехлами. Чехлы - не белые, а белоснежные!» (Югов, 2007, с. 1); «В ЧП Иванова - тепло и уютно, у нас как у вас дома» (Югов, 2007, с. 3); «у нас тепло, как у вас дома» (Югов, 2007, с. 5); «Вот, оно, моё счастье. Здесь» (Югов, 2007, с. 6); «Здесь мой дом» (Югов, 2007, с. 6). В данном контексте выражение «как дома», которое неоднократно повторяется в описании маршрутного такси, можно однозначно считать, как место полной идиллии и гармонии. Это место гармонии в первую очередь для Галины, которая сама скажет: «на работе я как дома -хорошо здесь» (Югов, 2007, с. 4).

Маршрутка - это еще и место, где людям готовы придти на помощь: «Подумаем вместе и решим ваш насущный и жизненно важный вопрос при помощи гороскопа или без его вмешательства, собственными силами, так сказать, силами рассуждений, споров или дискуссий» (Югов, 2007, с. 3); «Вид у вас измученный. Да, видно. Сразу! Как вошли - все стало с вами ясно! Нет, дело не в цвете лица! Всё намного серьезнее! Внутри вас же просто целый вулкан сидит! Вот-вот вы взорветесь!» (Югов, 2007, с. 3).

Весьма интересен и маршрут, который проходит маршрутка.

С первых страниц пьесы мы понимаем, что место действия пьесы это не просто типовая маршрутка, а это маршрутка, едущая по Перми. На это нам указывают разные топонимы, которые возникают в тексте: «Следующая

остановка «Проспект Декабристов», потом будет «Сквер Уральских добровольцев» (Югов, 2007, с. 2); «Следующая остановка «Героев Хасана» (Югов, 2007, с. 4); «В нашем городе есть много площадей.... Какие именно?М-м-м-м-м.... А я вам назову, вот, к примеру: Карла Маркса, Октябрьская, Комсомольская, 1905-го года, Красная площадь, кстати, даже есть, если на 364-ом маршруте в сторону Хладокомбината ехать» (Югов, 2007, с. 5). В тексте помимо топонимов возникают и наименования городских объектов, которые автор пытается завуалировать, дабы уйти от прямой номинации, однако и они легко считываются

- «Так вот, я хожу в кружок при «Театре третьего этажа». Да, так и называется этот театр - «Театр третьего этажа»!» (Югов, 2007, с. 5). В этом «театре третьего этажа» скрывается пермский молодежный театр «Новая драма», который действительно располагается на третьем этаже дворца творчества юных.

В тексте пьесы маршрутка предстает перед нами, как место спасения социума от современности.

Современность в тексте пьесы представлена, как время «Черных дыр», пришедших на смену «Рябинушек»: «...и сразу к ресторану «Чёрная дыра». Да, бывшее кафе «Рябинушка». Точно! Ребрышки копченые и полтора литра пива -1 рубль 48 копеек. Всё помните, дедушка! Ай да молодец! Да, там еще с торца кулинария отличная была. Торты, безе... Да. Ну, почему же сразу «Суки»? Ну, выкупил здание бизнесмен или бизнесвуменша на полных законных основаниях. Сейчас можно. И сейчас это модно, чтобы рестораны были. У нас сейчас повсюду рестораны! У нас теперь все по западному, дедушка! Новую Россию строим! Что? Ну, разрушили, теперь вот строим что-то опять. Построим! Строили уже? Ну, да, строили, а потом перестраивали... Опять ведь идея была! И сейчас - тоже идея. Только другая. Да, согласна, все у нас не так, как у них» (Югов, 2007, с. 4). Поэтому знаменитое выражение: «Но жить в эту пору прекрасную, не придется ни мне, ни тебе» (Югов, 2007, с. 4) - звучащая из уст Гали, напоминает крик радости. Это связано с тем, что произошло забвение прошлого: «Следующая имени числа календаря - улица «25-го Октября». Почему

- 25-го? Откуда? Что было 25-го? Октября? Года, какого?» (Югов, 2007, с. 7), однако, не смотря на то, что прошлое герои не помнят и не знают, они активно творят современную человеческую историю: «Отлично помню, это 25-го октября было прошлого года. Мы с ним пива попили в кафе в тот вечер, проболтали про всякую ерунду» (Югов, 2007, с. 7).

Символичен финал пьесы. Маршрутка сворачивает с заданного пути: «Мы все приносим вам извинения... за смену маршрута, за смену движения в нашем с вами общем пути следования, так сказать... Должна же быть «25-го Октября»!» (Югов, 2007, с. 8). Это связано с тем, что нового «25 октября» быть не должно, мы сейчас находимся на стадии выбора дальнейшего исторического пути, поэтому последней остановкой на пути маршрутки становится кафе «Светофор»: «Я вижу кафе «Светофор», уважаемые пассажиры нашего уютного желтого с черными шашечками такси... Ничего не понимаю...... А

понять, действительно, сложно, потому что «все разом погасли огоньки. И через мгновение уже все три цвета стали перемигиваться, как ёлочная гирлянда. » (Югов, 2007, с. 8). Не определились не только люди со своим будущим, но кажется, что и само время еще не определилось. Поэтому людям только и остается искать помощи в маршрутном такси 777, которое предстает в тексте, как некий «Ноев ковчег», спасающий людей от времени и пространства.

Литература:

1. Забалуев, Зензинов, 2003 - Забалуев В., Зензинов А. Между медитацией и «ноу-хау»// Современная драматургия. - 2003. - №4 - С. ^З^бб

2. Югов, 200? - Югов А. Маршрутка [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.theatre-library.ru/files/yu/yugov/yugov ?.doc (Дата обращения:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.