Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ ИЗ КИТАЯ В РОССИЮ'

ОСОБЕННОСТИ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ ИЗ КИТАЯ В РОССИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКСТРЕМИЗМ / СПЕЦОПЕРАЦИЯ "НЕЛЕГАЛ"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юань Сюнь

В статье показаны масштаб и формы китайской нелегальной миграции в Россию, исследуются факторы, влияющие на неё. Автор считает, что, с одной стороны, китайская миграция, включая её нелегальную компоненту, способствует решению проблемы нехватки рабочей силы в России, а с другой - китайские нелегальные мигранты представляют проблему, которая оказывает негативное влияние на экономику и общество России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ILLEGAL MIGRATION FROM CHINA TO RUSSIA

The article shows the scale and forms of China's illegal migration to Russia, examines the factors influencing the actualization of this problem. The author considers it to be ambivalent. On the one hand, Chinese migration, including its illegal component, contributes to solving the problem of labor shortage in Russia. On the other hand, China's illegal migrants represent a real problem for Russia, which to some extent has a negative impact on the economy and society of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ ИЗ КИТАЯ В РОССИЮ»

УДК 314.15(510+470+571)

Особенности нелегальной миграции из Китая в Россию

Сюнь ЮАНЬ

Нарастание миграционных процессов является яркой чертой глобализации, которая способствует росту масштабов массовых перемещений людей, одновременно меняя структуру и географию международных миграционных потоков. Происходит сложение социально-политической и демографической проблем. В данной связи всё большее внимание учёных и политических деятелей привлекают вопросы нелегальной миграции, которые становятся не только злободневными, но и оказывают непосредственное негативное влияние на общественную жизнь, стабильность и безопасность тех стран, которые с ней сталкиваются.

Определение термина «нелегальная миграция»

Единое понимание термина «нелегальная миграция» в разных исследованиях и источниках отсутствует. Миграционное законодательство США к концу XX в. сформировало определение понятия «не-

легальные мигранты» по трём основаниям как лиц, которые:

- незаконно пересекли государственную границу Соединённых Штатов Америки, без прохождения пограничного контроля;

ЮАНЬ Сюнь - аспирант кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова. E-mail: qggw1989@163.com

Ключевые слова: нелегальная миграция, трудовые мигранты, теневая экономика, экстремизм, спецоперация «Нелегал».

- въехав на территорию США законно, остались на ней сверх установленного срока;

- въехали на территорию страны по поддельным документам или другим неустановленным способом [1].

В ЕС не существует точного правового и общепризнанного определения термина «нелегальная миграция».

В сообщении Европейской комиссии по политике приоритетов в борьбе против незаконной иммиграции граждан третьих стран от 19 июля 2006 г. «О правах нелегальных мигрантов» указывается, что термин «нелегальная иммиграция» (illegal immigration), как и термины «незаконный мигрант» или «мигрант без документов», используются для описания широкого круга явлений, включая «граждан третьих стран, незаконно въезжающих на территорию государства с помощью фальшивых или поддельных документов или с помощью организованных преступных сетей контрабандистов и торговцев людьми. Кроме того, существует значительное число лиц, которые законно проникают на территорию какого-либо государства с действительной визой или пользуясь безвизовым режимом, но остаются слишком долго или меняют цели пребывания без согласия властей; наконец, это претенденты на получение убежища, которые не покидают страну после вынесения окончательного отрицательного решения» [2].

В России в некоторых нормативных актах встречаются термины

«нелегальная миграция» и «незаконный мигрант», однако чёткое определение не приведено.

Так, в Федеральной миграционной программе на 1998-2000 гг. нелегальная миграция определяется как «въезд в Российскую Федерацию, пребывание в ней и выезд с её территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации» [3].

В приказе Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 6 мая 2009 г. № 111 в приложении 2 раздела 6 отмечается: «Осуществление контроля и надзора в сфере миграции, противодействие нелегальной миграции» [4].

Во многих документах, подписанных Российской Федерацией с другими странами в сфере миграционного сотрудничества, также часто используются данные термины, в некоторых из них даётся толкование термина.

Например, в «Соглашении между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией» от 22 марта 2013 г. термин «незаконная миграция» определя-

1 Крастелев Р. Е. Эволюция иммиграционного законодательства США на рубеже XIX-XX вв. в контексте нелегальной иммиграции // Миграционное право. 2010. № 2. С. 35-37.

2 Communication from the Commission on Policy priorities in the fight against illegal immigration of third-country nationals. Brussels, 19 July 2006. COM (2006) 402 final. P. 2 // URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/ LexUri-Serv.do?uri=C0M:2006:0402: FIN: EN: PDF

3 Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. № 1414 «О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы» // Российская газета. 1997. 27 ноября.

4 Приказ Федеральной миграционной службы от 6 мая 2009 г. № 111 «О внесении изменений в приказ ФМС России от 29 января 2007 г. № 19» // URL: http://www.alppp.ru/law/ konstitucionnyj-stroj/naselenie/5/prikaz -fms-rf-ot-06-05-2009-111 .html

ется как «въезд на территорию государства одной Стороны, временное пребывание, проживание на этой территории или транзитный проезд через неё в нарушение установленных государством этой Стороны законов и правил либо иное нарушение режима временного пребывания, проживания на территории государства одной Стороны гражданами государства другой Стороны» [5].

Ряд учёных выдвинули свои добавления к толкованию или определению значения термина «нелегальная (незаконная) миграция».

Так, например, считается, что к категории «незаконный мигрант» нужно отнести иммигрантов, уклоняющихся от регистрации по тем или иным причинам [6].

Или: под нелегальной миграцией иностранных граждан понимаются граждане, у которых объявленная цель въезда не соответствует их подлинным намерениям, включая тех, которые приехали на учёбу, но занимались торговлей [7]. Или: указывается, что особую группу незаконных мигрантов составляют лица, которые, въехав в Россию в качестве беженцев, затем уклоняются от выезда из страны после получения отказа в предоставлении статуса убежища [8, с. 16].

В книге «Нелегальная миграция в России» в феномен нелегальной миграции включается категория незаконного выезда. Под ней понимаются те, кто нарушает порядок пересечения границы

при выезде из страны и оказывается задержанным до пересечения границы на российской территории. Большинство из них являются транзитными мигрантами [9].

Обобщая все вышесказанные толкования этого термина, можно выделить следующие пять основных групп нелегальной миграции иностранных граждан.

Первая группа - лица, въезжающие в Российскую Федерацию нелегально, обычно с поддельными документами, а также иностранцы, въезжающие в Россию через так называемый «зелёный коридор», минуя пункты пропуска на границах. Эта категория мигрантов может включать граждан из стран СНГ, Балтики, имеющих с Россией визовый режим.

Вторая группа - иностранные граждане, легально въезжающие в Россию, у которых объявленная цель не соответствует их подлинным намерениям. Большинство из них занимаются коммерческой деятельностью по туристической или учебной визе. Это самая распространённая группа нелегальной миграции, характерная для мигрантов из стран Юго-Восточной Азии и Китая.

5 Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией от 22 марта 2013 г. // URL: http://92.fms.gov.ru /upload/iblock/8c5/soglashenie_kitai_borba_migrant.pdf

6 Алешкова А. И. Право на свободу передвижения и законодательство Российской Федерации: актуальные проблемы теории и практики // Государство и право. 2006. № 3.

7 Топилин А. В. Нелегальная миграция: масштаб и социально-экономические последствия // Использование иностранной рабочей силы в России. Материалы круглого стола. М., 2005. С. 44.

8 Витковская Г. С. Незаконная миграция в России: ситуация и политика противодействия // Незаконная иммиграция. Серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып. 9. М., 2002.

9 Красинец Е. С., Кубишин Е. С., Тюрюканов Е. В. Нелегальная миграция в России. М.: Academia, 2000. С. 23.

Третья группа - иммигранты, живущие с нарушением правил пребывания (включая нарушение порядка регистрации) или с нарушением сроков пребывания.

Четвёртая группа - транзитные мигранты, стремящиеся на Запад в целях получения там работы или статуса беженца, пытающиеся незаконно проехать в другие страны.

Пятая группа - иммигранты, которые занимаются в России неза-

конной деятельностью. Последняя включает в себя, во-первых, неформальную занятость на законных рынках труда или трудовую деятельность с отсутствием подтверждения права на трудовую деятельность либо по поддельным разрешениям, во-вторых, это незаконная занятость, т. е. занятие такими видами деятельности, которые запрещены законом (в том числе деятельность в теневой экономике).

Масштаб и формы китайской нелегальной миграции

Китайская нелегальная миграция

в основном охватывает вторую, третью и пятую группы из вышеупомянутых категорий нелегальной миграции.

Согласно официальным источникам, 33,8% иностранных граждан превысили срок своего пребывания на территории России. Это примерно 3,21 млн чел., из которых 95,4% составляют граждане государств - членов СНГ, 1,3% - стран ЕС, 3,3% - других стран (в этой категории большинство составляют мигранты из Турции) [10].

По словам главы МВД России В. А. Колоколь-цева, потоки нелегальной миграции из Поднебесной отсутствуют в связи с тем, что между нашими странами было заключено соглашение о контроле над нелегальным перемещением мигрантов и существует жёсткий паспортно-визовой режим [11].

Несмотря на то что официально проблема китайской нелегальной

миграции почти отсутствует, на самом деле в Российской Федерации живёт и действует достаточное количество нелегалов из Китайской Народной Республики.

Известный российский исследователь-китаист А. Г. Ларин в своей книге прогнозирует, что «количество нелегальных мигрантов всех видов из КНР входит в общее число китайских мигрантов в России (не более 400-500 тыс. чел.) и составляет приблизительно его половину» [12, с. 255].

Он считает, что большинство нелегальных мигрантов из КНР являются лицами, не имеющими должным образом оформленных документов, дающих им право находиться на территории России (не прошли в положенные сроки регистрацию по месту проживания или пребывания, просрочили визу), и лицами, занимающимися иной трудовой деятельностью, нежели указанная в их документах; не покинувшие Россию после окончания срока контракта (трудовые мигранты) или завер-

10 ФМС: Итоговый доклад о миграционной ситуации, результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2015 г. С. 24 // URL: https://xn - b1ab2a0a. xn - blaew.xn- plai/upload/sitel/ document _file/Itogovyy_doklad_na_19.02.16.pdf

11 Впишется ли Россия в будущее? // Свободная Пресса // URL: http://svpressa.ru/society/ article/162898/

12 Ларин А. Г. Китайские мигранты в России: история и современность. М., 2009.

шения учёбы. Похожие позиции также можно найти в исследованиях других российских учёных.

Скорее всего, в указанных исследованиях масштаб нелегальной миграции преувеличен. Точное число трудно указать, но из-за изменения законодательства в данной сфере категория нелегальных мигрантов также изменилась.

Например, в 2013 г., после внесения изменений в Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» запрещено нанимать иностранных рабочих в качестве высококвалифицированных специалистов для торгового обслуживания покупателей [13]. Это, конечно, приводит к увеличению числа нелегальных мигрантов из Китая.

Так, отмечается, что «почти все они (китайские учащиеся в вузах России) занимаются торговлей или работают на лесозаготовках» [8, с. 14], и если они относятся к нелегальным мигрантам, то после вступления в силу изменений данного закона (от 7 мая 2013 г. № 82-ФЗ) количество китайских нелегалов уменьшилось.

Анализируя случаи депортации китайских нелегалов, китайский эксперт Цян Сяоюйнь, изучающий проблемы миграции населения из Китая в Россию, сделал вывод, что в России количество нелегальных мигрантов из КНР невелико в абсолютных и в относительных цифрах [14].

Почему эта проблема является злободневной и широко обсуждается среди российских учёных? Чтобы разобраться в данном явлении, нужно проанализировать факторы, влияющие на увеличение потока нелегальных мигрантов из Китая в Россию.

Факторы, влияющие на увеличение потока нелегальных мигрантов из КНР в Россию

Усиление интенсификации китайской нелегальной миграции в Россию обусловлено целым рядом условий и факторов, которые можно объединить в две главные группы: первая группа - факторы, влияющие на проникновение китайских нелегалов в Россию; вторая группа - факторы, привлекающие внимание общественности к данной проблеме.

В первой группе факторов нужно обратить внимание на различия между Китаем и Россией в экономи-

ческой и демографической сферах, которые оказывают влияние на китайскую миграцию в целом. В данной связи главными факторами выступает объективное экономическое различие между нашими странами, в том числе дифференциация уровней зарплат и состояние рынка труда. Это приводит к привлечению трудовых мигрантов из Китая в Россию, многие из которых юридически не оформлены в соответствии с действующими в Российской Федерации

13 Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"» // URL: https:// rg.ru/2013/05/14/pravo-dok.html

14 Цян Сяоюйнь. Влияние миграции на отношения между КНР и РФ: аспекты нетрадиционной безопасности. Пекин, 2010. С. 157.

правилами использования труда иностранных работников.

Таким образом, трудовая миграция стала одним из источников нелегалов из Китая. Как известно, российский Дальний Восток и Восточная Сибирь решают за счёт китайских мигрантов проблему нехватки рабочей силы в сельском хозяйстве и строительстве, и Китай до 2007 г. уверенно входил в число стран-лидеров, обеспечивавших Россию иностранными рабочими. Но в последние годы были упрощены правила регистрации по месту пребывания и выдачи разрешений на работу гражданам из стран СНГ с безвизовым режимом. Для трудовых мигрантов из этих стран, которые работают у физических лиц, были введены патенты. В этой ситуации резко увеличилась численность трудовых мигрантов из стран СНГ, а Китай переместился на 4-е место в списке стран - основных поставщиков рабочей силы в Россию [15]. В последние годы, по мере развития экономики и повышения уровня доходов в Китае, а также из-за сложной экономической ситуации в России, различия между КНР и Россией намного сократились, и численность китайских трудовых мигрантов резко уменьшилась.

В 2015 г. они составляют только 60,2 тыс. чел. по сравнению с пиком в 281,7 тыс. чел. (2008 г.). Численность китайских трудовых мигрантов сокра-

тилась более чем на 78% [16]. Таким образом, уменьшилась роль факторов, влияющих на нелегальную миграцию из Китая.

Кроме того, говоря о первой группе факторов интенсификации китайской миграции в Россию, следует отметить российские социально-экономические и институционально-правовые особенности, воздействующие на группы китайских мигрантов с незаконным статусом. Здесь самым главным фактором выступает масштаб теневой экономики в России.

Официально доля всех налоговых поступлений в России была в пореформенное время на уровне 33% ВВП. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимула для дальнейшей активной деятельности. По оценке западных экспертов, из-за прямых и косвенных налогов 55% всех предприятий переходят в теневой сектор [17]. Теневая экономика тесно связана с нелегальной миграцией, особенно с преступной деятельностью. Многие китайские мигранты занимаются контрабандой, «серой растаможкой» и другими незаконными видами деятельности, например, такими, как уклонение от налогов, вывод денежных средств, взяточничество и т. д. Это является самым главным видом нелегальной деятельности китайских мигрантов в России, поскольку большинство китайских трудовых мигрантов за-

15 Рязанцев С. В. Глобализация по-китайски: инвестиции, миграция, диаспора // Международные процессы. 2012. Т. 10. № 3.

16 Бюллетень «Численность и миграция населения Российской Федерации в 2015 году» // URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1140096034906

17 Теневая экономика в современной России // URL: http://bank.ru/publication/show/ id/9304/

нимаются здесь оптовой и розничной торговлей и другими видами деятельности, которые тесно связаны с теневой экономикой.

Кроме того, недостатки в российской институционально-правовой системе по регулированию мигрантов также представляют собой важные факторы, воздействующие на группы китайских мигрантов с незаконным статусом. В частности, это несовершенство институциональной базы в сфере регулирования миграции и привлечения иностранной рабочей силы, в том числе:

- громоздкость, противоречивость и запутанность законодательства;

- слабость законодательства по борьбе с незаконной миграцией;

- отсутствие налаженной системы мониторинга за пребыванием и перемещением мигрантов;

- длительность процедуры оформления разрешений и невозможность проведения миграционной политики на региональном уровне и т. д.

Вторая группа - факторы, привлекающие внимание общественности и учёных в России к проблеме нелегальной миграции. Важнейшим в этой группе является фактор экстремизма, вызванный столкновениями мигрантов с местным населением, что обостряет ситуацию. Преступления и незаконные экономические виды деятельности, совершаемые нелегальными мигрантами, неизбежно вызывают огромный общественный резонанс, провоцируют разжигание ксенофобии, ненависти по признакам расы, национальности и вероисповедания. В пригра-

ничных районах Дальнего Востока или в Москве и Санкт-Петербурге, где проживает большое количество нелегальных мигрантов, возросло число преступлений (грабежи, вымогательство, похищения, убийства), в которые были вовлечены некоторые китайские иммигранты, но обычно они совершаются китайцами в собственной среде [12, с. 254]. По сравнению с мигрантами из других стран, доля нелегалов среди китайских мигрантов, занимающихся криминальной деятельностью, относительно невелика. Но и в отношении них на Дальнем Востоке на почве национальной ненависти и вражды местных жителей, публикаций в СМИ, распространяющих мифы о «китайской оккупации» и «жёлтой угрозе», заметно распространение экстремизма и даже нацистской идеологии среди местного населения, что делает проблему нелегалов из КНР ещё сложнее.

Одним из примеров - террористический акт, произошедший 21 августа 2016 г. на Черкизовском рынке, который был одним из самых крупных вещевых рынков в России и был закрыт в 2009 г. На рынке раньше трудилось не менее 100 тыс. чел. (60% из них - китайцы).

По мнению руководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы В. Малышкова, среди них как минимум 40% являлись нелегалами. В этот день на территори Черкизовского рынка произошёл взрыв, осуществлённый националистической организацией «Спас» на почве национальной неприязни. В результате теракта погибли 14 и ранены 61 чел., 7 из которых - китайские торговцы. Один из преступников написал в дневнике, что цель террористического акта - убить несколько сотен врагов и остановить приток иммигрантов [18].

18 В истории о взрыве на Черкизовском рынке ставится точка // Интерфакс. 2008. 30 апреля // URL: http://ww w.interfax.ru/russia/11400

В целом факторы, влияющие на интенсификацию проблемы китайской миграции, являются разнообразными и сложными. С одной стороны, из-за географической близости и нынешней ситуации в обеих странах китайские нелегальные мигранты для России - действитель-

но проблема с разными негативными влияниями на экономику и общество России, а с другой - китайские мигранты (включая и нелегалов) сами становятся жертвами в обстановке широкого распространения ксенофобии среди местных жителей.

Меры борьбы с нелегальной миграцией

Правительство России ведёт постоянную борьбу с нелегальной миграцией, используя всю систему доступных мер, которые в целом можно разделить на следующие категории.

1. Совершенствование адекватного законодательства, направленного на упорядочение миграционных процессов.

В настоящее время в России действует развитое миграционное законодательство регулирования процессами миграции и предупреждения нелегальных мигрантов.

В их числе:

- Закон № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (от 18 июля 2006 г);

- Закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (от 25 июля 2002 г.);

- Закон 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)» (от 5 ноября 2006 г.);

- Закон № 337-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"» (от 21 января 2009 г.) и ряд других нормативных актов.

Главная цель данных законодательных актов направлена на ужесточение контроля над въездом и пребыванием иностранных граждан, а также санкций против нелегальных мигрантов.

В целом указанные законодательные акты придали российской миграционной политике больше ясности и целенаправленности, став основой борьбы с нелегальной миграцией.

2. Международное сотрудничество в области противодействия нелегальной миграции.

На сегодняшний день Россия является участником большинства международных правовых актов, касающихся тех или иных аспектов миграции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например:

- Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 г.);

- Международная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (№ 45/158 от 18 декабря 1990 г.);

- Конвенция МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (№ 111 от 25 июня 1958 г.);

- Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (от 15 ноября 2000 г.) и т. д.

Эти документы образуют основу для признания и соблюдения прав незаконных мигрантов, ограничивают исключительно силовые методы борьбы с нелегальными мигрантами.

Двустороннее сотрудничество также представляет собой важный подход по предупреждению незаконной миграции, о чём свидетельствует принятие Россией и Китаем ряда документов по данному направлению.

16 июля 2001 г. главы КНР и РФ подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, ст. 20 которого предусматривает, что «договаривающиеся стороны сотрудничают в борьбе с нелегальной миграцией» [19].

26 марта 2007 г. председатель КНР Ху Цзиньтао и президент России В. В. Путин подписали Совместную декларацию, подтвердив ещё раз в ст. 12 сотрудничество двух стран в борьбе с нелегальной миграцией: «Уверенно развивается китайско-российское сотрудничество в сфере миграции. Успешно работает Совместная рабочая группа по вопросам миграции. Стороны намерены продолжать взаимодействие в области борьбы с незаконной миграцией, активно предпринимать эффективные меры, содействующие контактам между гражданами обеих стран» [19].

20 марта 2013 г. в Москве по итогам российско-китайских переговоров было подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией.

Данное сотрудничество повышает уровень взаимодействия обоих государств в области борьбы с нелегальной миграцией за счёт совместного расследования преступлений,

связанных с организацией незаконной миграции, а также обмена опытом и информацией по регулированию миграционного потока.

3. Постоянное проведение спецопераций типа «Нелегал» с целью выявления фактов незаконной миграции.

Почти каждый год в России проходят комплексы скоординированных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций «Нелегал» по противодействию незаконной миграции граждан в Россию. Операции такого рода в отношении китайских нелегалов обычно проводятся в пограничных регионах России с Китаем.

В последние годы о таких операциях можно судить по следующим примерам. В ноябре 2007 г. в Хабаровске во время операции «Нелегал-2007» выявлено свыше 500 правонарушений, в основном со стороны работодателей, и выдворено 14 иностранных рабочих, в основном граждан КНР.

В ноябре 2008 г. в Приморье в рамках операции «Нелегал-2008» задержали 297 иностранцев, большинство из которых - китайцы [12, с. 257].

В мае 2011 г. в ходе мероприятия в рамках всероссийской спецоперации «Нелегал-2011» в Омской области задержан 71 гражданин Китая, занимающийся выращиванием сельхозкультур, без права трудиться в России.

Хотя операции такого рода были не очень эффективны, всё-таки они представляются достаточно значимыми в профилактике нелегальной миграции.

В последние годы проблема китайских нелегальных мигрантов стала менее острой, но полностью разрешить её пока невозможно. Обширный рынок

19 Чжан Сиюйнь. 60-летний юбилей со дня установления китайско-российских дипломатических отношений (1949-2009). Пекин: Мировое знание, 2010. С. 196.

России для китайцев привлекателен, а китайские инвестиции и высококвалифицированные трудовые мигранты России нужны.

Борьба с нелегальной миграцией более эффективными способами должна стать одной из главных задач обеих стран.

Библиография • References

Алешкова А. И. Право на свободу передвижения и законодательство Российской Федерации: актуальные проблемы теории и практики // Государство и право. 2006. № 3. С. 27-36. [Aleshkova A. I. Pravo na svobodu peredvizhenija i zakonodatel'stvo Rossijskoj Federacii: aktual'nye problemy teorii i praktiki // Gosudarstvo i pravo. 2006. № 3. S. 27-36.]

Бюллетень «Численность и миграция населения Российской Федерации

в 2015 году» // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ [Bjulleten' «Chislennost' i migracija naselenija Rossijskoj Federacii v 2015 godu» //

URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/-] В истории о взрыве на Черкизовском рынке ставится точка // Интерфакс. 2008.

30 апреля // URL: http://ww w.interfax.ru/russia/11400 [V istorii o vzryve na Cherkizovskom rynke stavitsja tochka // Interfaks. 2008.

30 aprelja // URL: http://ww w.interfax.ru/russia/11400] Впишется ли Россия в будущее? // URL: Свободная Пресса // URL: http://

svpressa.ru/society/article/162898/ [Vpishetsja li Rossija v budushhee? // URL: Svobodnaja Pressa // URL: http://

svpressa.ru/society/article/162898/] Витковская Г. С. Незаконная миграция в России: ситуация и политика противодействия // Незаконная иммиграция. Серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып. 9. М., 2002. С. 11-34. [Vitkovskaya G. S. Nezakonnaja migracija v Rossii: situacija i politika protivodejstvija // Nezakonnaja immigracija. Serija: Mezhdunarodnaja migracija naselenija: Rossija i sovremennyj mir. Vyp. 9. M., 2002. S. 11-34] Красинец Е. С., Кубишин Е. С., Тюрюканов Е. В. Нелегальная миграция в России.

М.: Academia, 2000. - 94 с. [KrasinecE. S., KubishinE. S., TjurjukanovE. V. Nelegal'naja migracija v Rossii. M.:

Academia, 2000. - 94 s.] Крастелев Р. Е. Эволюция иммиграционного законодательства США на рубеже XIX-XX вв. в контексте нелегальной иммиграции // Миграционное право. 2010. № 2.

[Krastelev R. E. Jevoljucija immigracionnogo zakonodatel'stva SShA na rubezhe XIX-

XX vv. v kontekste nelegal'noj immigracii // Migracionnoe pravo. 2010. № 2] Ларин А. Г. Китайские мигранты в России: история и современность. М., 2009. -512 с.

[LarinA. G. Kitajskie migranty v Rossii: istorija i sovremennost'. M., 2009. - 512 s.] Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. № 1414 «О Федеральной

миграционной программе на 1998-2000 годы» // РГ. 1997. 27 ноября. [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10 nojabrja 1997 g. № 1414 «O Federal'noj

migracionnoj programme na 1998-2000 gody» // RG. 1997. 27 nojabrja] Приказ Федеральной миграционной службы от 6 мая 2009 г. № 111 «О внесении изменений в приказ ФМС России от 29 января 2007 г. № 19» // URL: http:// www.alppp.ru/law/konstitucionnyj-stroj/naselenie/5/

[Prikaz Federal'noj migracionnoj sluzhby ot 6 maja 2009 g. № 111 «O vnesenii izmenenij v prikaz FMS Rossii ot 29 janvarja 2007 g. № 19» // URL: http://www. alppp.ru/law/konstitucionnyj-stroj/naselenie/5/] Рязанцев С. В. Глобализация по-китайски: инвестиции, миграция, диаспора //

Международные процессы. 2012. Т. 10. № 3. С. 21-24. [Rjazancev S. V. Globalizacija po-kitajski: investicii, migracija, diaspora //

Mezhdunarodnye processy. 2012. T. 10. № 3. S. 21-24] Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией от 22 марта 2013 г. // URL: http://92.fms.gov.ru [Soglashenie mezhdu pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i pravitel'stvom Kitajskoj Narodnoj Respubliki o sotrudnichestve v bor'be s nezakonnoj migraciej ot 22 marta 2013 g. // URL: http://92.fms.gov.ru] Теневая экономика в современной России // URL: http://bank.ru/publication/ show/id/9304/

[Tenevaja jekonomika v sovremennoj Rossii // URL: http://bank.ru/publication/ show/id/9304/]

Топилин А. В. Нелегальная миграция: масштаб и социально-экономические последствия // Использование иностранной рабочей силы в России. Материалы круглого стола. М., 2005. С. 83-91. [Topilin A. V. Nelegal'naja migracija: masshtab i social'no-jekonomicheskie posledstvija // Ispol'zovanie inostrannoj rabochej sily v Rossii. Materialy kruglogo stola. M., 2005. S. 83-91] Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»» // URL: https://rg.ru/2013/05/14/pravo-dok.html [Federal'nyj zakon ot 7 maja 2013 g. № 82-FZ «O vnesenii izmenenij v FederaTnyj zakon «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii»» // URL: https://rg.ru/2013/05/14/pravo-dok.html] ФМС: Итоговый доклад о миграционной ситуации, результатах и основных направлениях деятельности. Федеральной миграционной службы за 2015 г. // URL: https://xn - b1ab2a0a.xn - b1aew.xn- p1ai/upload/site1/ document _file/ [FMS: Itogovyj doklad o migracionnoj situacii, rezul'tatah i osnovnyh napravlenijah dejatel'nosti. Federal'noj migracionnoj sluzhby za 2015 g. // URL: https://xn -b1ab2a0a.xn - b1aew.xn- p1ai/upload/site1/ document _file/] Цян Сяоюйнь. Влияние миграции на отношения между КНР и РФ: аспекты нетрадиционной безопасности. Пекин, 2010. [Cjan Sjaojujn'. Vlijanie migracii na otnoshenija mezhdu KNR i RF: aspekty

netradicionnoj bezopasnosti. Pekin, 2010] Чжан Сиюйнь. 60-летний юбилей со дня установления китайско-российских дипломатических отношений (1949-2009). Пекин: Мировое знание, 2010. С. 196358.

[Chzhan Sjujn'. 60-letnij jubilej so dnja ustanovlenija kitajsko-rossijskih diplomaticheskih otnoshenij (1949-2009). Pekin: Mirovoe znanie, 2010. S. 196358]

Communication from the Commission on Policy priorities in the fight against illegal immigration of third-country nationals. Brussels, 19.7.2006, COM (2006) 402 final // URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/ LexUri-Serv.do?uri=COM: 2006:0402: FIN: EN: PDF

Статья поступила в редакцию 25 февраля 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.