Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР'

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСГРАФИЯ / НАРУШЕНИЕ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЗПР / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ЛОГОПЕДИЯ / DYSGRAPHIA / VIOLATION / WRITTEN LANGUAGE / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / ZPR / CORRECTIONAL WORK / SPEECH THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Доблаева Е.В.

В начале исследования дисграфии мы рассматриваем данное нарушение как специфическое проявление задержки или отклонения в психическом развитии младшего школьника. Происходит это потому, что при дисграфии нарушается функционирование сложно организованной структуры процесса письма, а в дальнейшем и письменной речи. Дисграфия у данной категории детей является одним из наиболее характерных как речевых расстройств, так и нарушений усвоения образовательных школьных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DISTURBANCES OF WRITTEN SPEECH AT YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH ZPR

At the beginning of the study of dysgraphia, we consider this violation as a specific manifestation of a delay or deviation in the mental development of a primary school student. This happens because dysgraphia disrupts the functioning of the complexly organized structure of the writing process, and later on of written speech. Dysgraphia in this category of children is one of the most characteristic of both speech disorders and learning disorders in educational school programs.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР»

УДК 37.013.18

Доблаева Е.В. студент

Научный руководитель: Володина И.С., к. псх.н.

доцент

Южный федеральный университет

г. Ростов-на-Дону

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Аннотация: в начале исследования дисграфии мы рассматриваем данное нарушение как специфическое проявление задержки или отклонения в психическом развитии младшего школьника. Происходит это потому, что при дисграфии нарушается функционирование сложно организованной структуры процесса письма, а в дальнейшем и письменной речи. Дисграфия у данной категории детей является одним из наиболее характерных как речевых расстройств, так и нарушений усвоения образовательных школьных программ.

Ключевые слова: дисграфия, нарушение, письменная речь, младшие школьники, ЗПР, коррекционная работа, логопедия.

Doblaeva Е. V. student

Scientific adviser: Volodina I.S., Ph.D.

Southern Federal University of Rostov-on-Don

FEATURES OF DISTURBANCES OF WRITTEN SPEECH AT YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH ZPR

Abstract: at the beginning of the study of dysgraphia, we consider this violation as a specific manifestation of a delay or deviation in the mental development of a primary school student. This happens because dysgraphia disrupts the functioning of the complexly organized structure of the writing process, and later on of written speech. Dysgraphia in this category of children is one of the most characteristic of both speech disorders and learning disorders in educational school programs.

Key words: dysgraphia, violation, written language, primary school students, ZPR, correctional work, speech therapy.

При выборе подхода исследования дисграфии мы рассматриваем данное нарушение как специфическое проявление задержки или отклонения

в психическом развитии младшего школьника. Происходит это потому, что при дисграфии нарушается функционирование сложно организованной структуры процесса письма, а в дальнейшем и письменной речи. Междисциплинарный подход помогает при изучении дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития, так как дисграфия у данной категории детей является одним из наиболее характерных как речевых расстройств, так и нарушений усвоения образовательных школьных программ.

Процесс коррекции нарушений у данной группы детей осложняется неадаптированным темпом освоения материала традиционных программ воспитания и обучения, впоследствии младший школьник с ЗПР начинает испытывать трудности социальной адаптации и обучения в школе. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что исследование дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития отвечает практическим актуальным запросам при формировании успешного навыка письма.

Проблему нарушения письма у детей исследовало большое количество ученых, которые посвятили этой теме множество публикаций и трудов. Актуальность проблемы на сегодняшний день не исчезла и все еще вызывает повышенный интерес специалистов разных категорий.

Исследователи придерживаются разных взглядов на природу и генез возникновения дисграфии и, в связи с этим, на сегодняшний день мы имеем немало различных классификаций данного вида нарушения. Дифференциацией видов дисграфии занимались: М.Е. Хватцев, О.А. Токарев, Р.И. Лалаева, А.Н. Корнев, Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова, А.Л. Сиротюк.

Изучив специальную литературу, становится понятно, что понимание характера и причин нарушений письма у учащихся с ЗПР неоднозначно. Дисграфию связывают как с нарушениями устной речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, фонематическая система), так и с недостаточностью познавательной сферы детей с задержкой психического развития. Нарушения выражаются в виде сниженной продуктивности различных видов психической деятельности: процессы восприятия, внимания и мышления.

Для исследования проблемы нарушения письменной речи у младших школьников обратимся к работам авторов В.А. Ковшиковой, И.А. Смирновой, Е.А. Логиновой, Р.Д. Триггер, в которых говорится, что нарушения письма у данной категории детей могут быть обусловлены замедленным установлением межанализаторных связей, сниженным темпом протекания мыслительных операций, нарушениями устной речи, специфичностью слухозрительных связей.

В своих исследованиях Т.А. Власова указала на специфические ошибки письма у школьников - пропуски, вставки, замены букв, искажение

структуры слова. Автор высказывала предположения о механизме нарушения, но не подтвердила свое мнение экспериментальными данными.

Далее, проблему нарушения письма у младших школьников с ЗПР осветили И.Ф. Марковская, Е.В. Мальцева, Р.Е. Левина. Авторы также выделяют наиболее частотную группу ошибок, таких как замена букв, пропуски, перестановки, добавления букв и слогов. Основной причиной, по их мнению, является отставание в речевом развитии, а как следствие нарушение письма и его компонентов. Наибольшую трудность у детей с задержкой психического развития представляет звуковой анализ и выделением фонем, данный раздел действительно считается одной из сложнейших операций процесса письма.

Для того, чтобы графически изобразить слово правильно, ребенку необходимо проанализировать его звуковую структуру, определить последовательность звуков, но так как у детей с данным нарушением затруднен фонематический анализ, процесс письма для них также затруднен.

У детей с ЗПР отмечается позднее развитие словообразовательных процессов, отмечается так же затруднения в образовании новых слов с помощью суффиксов и приставок. Это происходит из-за слаборазвитого усвоения словообразовательных моделей и значений словообразовательных морфем. Вследствие вышеперечисленных нарушений возникает трудность в дифференциации существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, в понимании значений глаголов, образованных префиксальным способом. Согласно данным исследователей, дети с задержкой психического развития демонстрируют низкий уровень понимания морфемы, это обусловлено нарушением соотношения значения корневой морфемы и словообразующих аффиксов.

Еще одной особенностью детей с ЗПР является специфичность их связной речи. Для них характерна неосознанность и непроизвольность в построении, как фразы, так и высказывания в целом. Такие дети не могут сформулировать ответ на вопрос, довольно часто их основная мысль прерывается сторонними мыслями.

Исследования Н.Ю. Боряковой показали, что недостаточность речевой деятельности школьников с ЗПР связана со слабой сформированностью основных этапов порождения речевого высказывания, то есть замысла, внутреннего программирования.

И, действительно, как отмечал В.И. Лубовский, у детей данной группы выраженная слабость регулирующей и планирующей функции речи, что создает определенные трудности последовательного речеобразования.

Использованные источники: 1. Азова, О.И. Диагностический комплект «Логопедическое обследование младших школьников»/ О.И.Азова -. М., М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 с.

2. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Чтение и письмо: трудности обучения и коррекция: Учеб. пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. - М.,2011. - С. 7-20.

3. Белякова, Л.И., Иншакова О.Б., Немцова Н.Л. Проблемы зеркального письма у детей // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого -педагогические науки. - М., 2013. - С. 451-456.

4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие/Л.Н.Блинова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2009. - 136 с.

5. Бурина, Е.Д. Преодоление нарушений письма у школьников (1 -5классы): Традиционные подходы и нестандартные приемы/ Е.Д. Бурина. -Санкт-Петербург: КАРО, 2013. - 192 с.

6. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования/ Л.С.Выготский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2011. - 519с.

7. Волоскова, Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов//Чтение и письмо: трудности обучения и коррекция: Учеб. пособие/Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. - М., 2009. - С. 193-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.