Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ В ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ПОДРОСТКОВ'

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ В ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
274
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ДЕПРЕССИЯ / ДЕПРЕССИВНОЕ СОСТОЯНИЕ / СИМПТОМЫ / ЗАБОЛЕВАНИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО / ADOLESCENT / DEPRESSION / SYMPTOMS / DISEASE / MENTAL DISORDER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Косицына Д.С.

В статье речь идет о различных видах депрессий, возникающих у подростков в процессе социализации. Рассматриваются причины, способствующие появлению того или иного вида депрессии. Рассматривается представление подростков о депрессии и пути ее преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VIOLATIONS IN THE BEHAVIORAL AND EMOTIONAL SPHERE OF TEENAGERS

The article deals with various types of depressions that occur in adolescents in the process of socialization. The reasons for the occurrence of a particular type of depression are considered. Consideration of adolescents about depression and ways to overcome it.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ В ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.942

Косицына Д.С. студент 4 курс факультет «Социальных наук» Научный руководитель: Кора Н.А., канд. псх. наук доцент кафедры «Психология и педагогика» ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет»

Россия, г. Благовещенск ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ В ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ПОДРОСТКОВ Аннотация: В статье речь идет о различных видах депрессий, возникающих у подростков в процессе социализации. Рассматриваются причины, способствующие появлению того или иного вида депрессии. Рассматривается представление подростков о депрессии и пути ее преодоления.

Ключевые слова: подросток, депрессия, депрессивное состояние, симптомы, заболевание, психическое расстройство.

Kositsyna D.S. student 4 course, faculty of "Social Sciences " Scientific adviser: Kora N. А., cand. psh. of science Associate Professor of the Department "Psychology and Pedagogy"

FSBEI of HE "Amur State University" Russia, Blagoveshchensk FEATURES OF VIOLATIONS IN THE BEHAVIORAL AND EMOTIONAL SPHERE OF TEENAGERS Annotation:The article deals with various types of depressions that occur in adolescents in the process of socialization. The reasons for the occurrence of a particular type of depression are considered. Consideration of adolescents about depression and ways to overcome it.

Key words: adolescent, depression, depression, symptoms, disease, mental disorder.

Поведение в подростковом возрасте в основном адекватно ситуации и лишено каких-либо чересчур выраженных реакций (например, протеста) в ответ на провоцирующий фактор (замечание со стороны взрослого). Социальное развитие предполагает адекватный баланс между зависимостью и автономией, довольно гибкие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, умение применить предыдущий опыт в формировании новых, необходимых личности отношений, достаточно быструю адаптацию к новым условиям. Развитие эмоциональных и поведенческих проблем у подростков может начинаться с единичных реакций и со временем перейти в формирование стойкого патологического процесса. Исследователи доказали взаимосвязь поведенческих и эмоциональных проблем. Как правило, на

первый план часто выступают поведенческие и скрывают, сопровождающие их эмоциональные проблемы. В подростковом возрасте эмоциональные проблемы проявляются в форме реакций агрессии, тревоги, страха, депрессии.

Согласно данным организации ВОЗ: депрессия — это распространенное психическое расстройство, для которого характерны уныние, потеря интереса или радости, чувство вины и низкая самооценка, нарушения сна или аппетита, вялость и плохая концентрация внимания [3].

Депрессия - психологическое состояние, характеризуемое недостатком энергии. К. Г. Юнг рассматривал депрессию как сдерживание психической энергии, ее перехватывание и отвод в сторону. Эта энергия оказывалась, в так называемой, ловушке, из-за невротических или психотических проблем, которые она и должна разрешить при высвобождении. Выходящая из подчинения сознанию энергия регрессирует и возбуждает бессознательные содержания, которые необходимо осознать ради психического здоровья личности [2].

Необязательно иметь хроническое психическое заболевание, чтобы быть в так называемой «зоне риска» этого расстройства. Депрессия может быть ответной реакцией на тяжелые жизненные ситуации, такие как смерть близкого или родного человека, семейные неурядицы, проблемы на работе и др. Кроме того, депрессия может быть вызвана какой-нибудь серьезной болезнью, например, болезнью Паркинсона, сердечнососудистым заболеванием, онкологическими болезнями, туберкулезом и другими тяжелыми заболеваниями. Еще одной причиной возникновения депрессии может быть дисбаланс биологически активных веществ в головном мозге. Прием некоторых лекарственных препаратов так же может вызвать депрессивное состояние.

В психиатрии выделяют следующие виды депрессии. Эндогенная, или другими словами, глубокая депрессия. Появление данного вида депрессии обусловлено наличием различных нарушений в функционировании нервной системы. Человек, страдающий этим видом депрессии, апатичен, не идёт на контакт с окружающими и не видит смысла в дальнейшей жизни.

Маскированная депрессия не сопровождается типичными симптомами вроде подавленности, печали и так далее. Причиной возникновения такого вида депрессии является наличие соматических болезней, как то: хронические боли, сексуальное расстройство, возникновение проблем со сном и так далее. После приёма антидепрессантов все вышеописанные симптомы очень быстро исчезают.

Тревожная психотическая депрессия в подростковом возрасте характеризуется появлением страха, паники и беспокойства. Подростки, страдающие этим видом заболевания, очень агрессивны, так как им нужно снять внутреннее напряжение. Как показывает статистика, больные подростки тревожной депрессией больше других склонны к суициду [1].

В результате сильных психологических потрясений у подростков может возникнуть реактивная депрессия. К таким потрясениям можно отнести, к примеру, смерть одного из членов семьи (отца или матери), изнасилование, разрыв отношений с близким другом и др. Такой вид депрессии очень прост в диагностике, в особенности, если психотерапевту известна причина её возникновения от самого подростка или его родителей.

Сезонная депрессия у подростков чаще всего встречается осенью либо зимой, когда в организме происходит нехватка витаминов, несколько изменяется образ жизни подростка: после активных, насыщенных впечатлениями и событиями летних дней, приходится перестраиваться на длинные, темные вечера. От этого происходит снижение настроения, сонливость, раздражительность, отсутствие интересов к деятельности, которая раньше привлекала подростков, вызывала у них познавательный интерес.

Один их тяжелых форм депрессии - депрессивный ступор. Во время него подросток остаётся всё время в одном положении, ничего не ест, совершенно не контактирует с окружающими, часто сидит без движения, смотрит в одно направление. Как правило, депрессивный ступор появляется в качестве реакции после пройденного эпизода шизофрении.

Клиническая депрессия - «классическая» форма депрессии. Этот диагноз ставят в тех случаях, когда симптомы заболевания налицо, но нет необходимости или возможности более детально изучать анамнез или клиническую картину болезни и точно диагностировать вид болезни.

Хроническая депрессия отличается от клинической длительностью и тяжестью течения. При этом заболевании симптомы депрессии менее выражены, но наблюдаются у больного подростка на протяжении 2-х лет и более. Нездоровый подросток продолжает вести обыкновенный образ жизни, может осуществлять личные обязанности, взаимодействовать с родными и друзьями, но его настроение большую часть дня остается сниженным, он не проявляет интереса к любимым раньше занятиям и избегает общества других людей.

Биполярная или маниакальная депрессия - один из самых тяжелых видов депрессии. При этой форме болезни возникают психические отклонения, заболевание развивается при наследственной предрасположенности или других психических отклонениях.

Невротическая депрессия совмещает в себе признаки депрессивного состояния и невроза. Она присуща для тех подростков, которые отличаются слабостью или повышенной лабильностью нервной системы и определенным складом характера. Невротическая депрессия вырабатывается у подростков мнительных, неуверенных в себе, нерешительных, склонных к самообвинению и при этом педантичных, прямолинейных и аккуратных [2].

В настоящее время специалистами в данной области установлено, что подростковая депрессия развивается в возрасте от 12-1З до 16-18 лет. Основная причина подростковой депрессии - гормональный сбой

ети.

переосмысление себя и происходящего [1]. Подростковые годы - одни из самых эмоциональных, когда школьник выходит из детского возраста, но не всегда знает, что значит быть взрослым. Именно в это время, он подвержен различным влияниям, противоречиям, часто разочаровывается в жизненных ситуациях, друзьях, людях. Если дела в школе идут плохо, дома нет поддержки, то может возникнуть развитие депрессия у подростка.

Депрессивное состояние возникает обычно не на пустом месте, оно может иметь как объективные, так и субъективные факторы. Основные причины депрессии у подростков следующие:

гормональная перестройка в организме детей. В этот период они достаточно сильно меняются физически, происходящие химические процессы могут вызывать перепады настроения, беспокойство, тревогу;

неудачи в школьной жизни. Неуспеваемость, отверженность одноклассниками, «нападки» учителей, повышают эмоциональную нестабильность, делают подростка несчастным;

социальный статус. Если ребенок не пользуется уважением среди сверстников, друзья постоянно подшучивают над ним, не ценят его мнения, то такое отношение подавляет школьника, делает его одиноким;

несчастная первая любовь. Подростки очень остро реагируют на возникшие чувства, которые чаще всего остаются без ответа, поэтому у детей возникает критическое отношение к своей внешности, телу. Они перестают себя уважать, считают, что их не за что любить, в итоге такое отношение приводит к отчаянию и депрессии;

высокие требования родителей. Завышенная планка, непосильная для школьника, вызывает у него чувство неуверенности, страх наказания за недостигнутый результат, боязнь еще больших требований;

семейное неблагополучие. Отношения в семье играют важную роль в эмоциональном состоянии ребенка. Развитие депрессии у подростков может быть связано с равнодушным отношением родителей, не интересующихся жизнью школьника, не поддерживающих его, не радующихся достижениям ребенка [4].

Взрослея, подростки меняются не только внешне, но и внутренне, они по-другому смотрят на мир, видят и понимают новые для себя взаимосвязи, отношения между людьми. Поэтому именно в это время они подвержены депрессивному состоянию.

Наиболее пиковым периодом возникновения депрессии у подрастающего поколения считается возраст от 13 до 19 лет [4]. В это время школьники подвержены стрессам, у них нестабильная и повышенная эмоциональность, окружающий мир воспринимается через увеличительное стекло, все проблемы кажутся неразрешимыми.

В возрасте до 15 лет редко встречаются тяжелые и средние формы заболевания, однако это не значит, что не нужно обращать внимание на подавленность ребенка, так как легкая стадия достаточно быстро может перейти в более тяжелую.

Младшие подростки 10-12 лет в основном проявляют такие симптомы, как общее ухудшение здоровья, нарушается пищеварение и питание. Кроме того, меняется поведение школьников, они становятся более замкнутыми, одинокими, могут жаловаться на скуку, теряют интерес к прежним занятиям.

Подростки 12-14 лет прячут свое депрессивное состояние, однако оно проявляется через мыслительную и двигательную заторможенность. Дети не могут четко сформулировать свои мысли, возникают трудности в коммуникативном процессе. Также проявляются такие симптомы депрессии у подростков, как неуспеваемость, нарушение дисциплины, злоба, проведение большего времени на улице. Школьники находятся в постоянном напряжении и страхе, что их будут ругать, читать им нотации, унижать.

Самые проблематичные депрессивные состояния приходятся на 14-19 лет, - возраст, когда перед школьниками возникают трудности выбора дальнейшего пути, прохождение экзаменов [3]. Кроме того, они склонны задумываться о смысле жизни, который не могут еще понять и найти, такие мысли приобретают самодовлеющий характер. В этот период наиболее остро могут проявляться такие симптомы депрессии у подростков, как бессонница, нарушение аппетита, раздражительность, боязнь принятия решений, тревога и другие.

В октябре 2018 года был проведен опрос среди учащихся 6-8 классов с целью выявления их представлений о депрессии и путях ее преодоления. Общая выборка составила 46 человек (средний возраст 14 лет). Все опрошенные учащиеся из полных семей, не стоят на учете у социального педагога; по словам классных руководителей, являются «благополучными детьми». Анализ ответов учащихся показал, что все опрошенные подростки знают, что депрессия - это болезнь. В частности, 45 % опрошенных полагают, что основная причина данного заболевания - наследственность, а 32 % подростков правильно указали причины данного заболевания («частые ссоры», «неблагополучные отношение с родителями, друзьями», «завышенные и несправедливые требования взрослых к ребенку», «непонимание близких», «отсутствие друзей» и др.). Следует обратить внимание на тот факт, что многие из опрошенных (82 %) отметили, что при возникновении депрессии «можно не обращаться к врачу» («депрессия со временем может сама пройти», «могут измениться обстоятельства и все само пройдет» и др.). В ответах больше половины учащихся (64 %) также не было отмечено, что действенную помощь может оказать психолог. К сожалению, 74 % подростков не смогли указать типичные симптомы депрессии, лишь указали одну причину - мысли о смерти и даже самоубийство. Возможно это связано с тем, что никто из опрошенных подростков не испытывал состояние депрессии.

Таким образом, можно предположить, что данная выборка опрошенных подростков имеет недостаточно высокий уровень знаний о депрессии. Поэтому было решено составить программу тренинговых занятий для подростков с целью повышения их осведомленности о данном

ий ом

заболевании и путях его предупреждения. Кроме того, классным руководителям было предложено включить в тематику родительского лектория занятие, которое позволило бы родителям подробнее узнать о тревожно-депрессивном кризисе в подростковом возрасте и у взрослых.

Использованные источники:

1. Антропов, Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков / Ю.Ф. Антропов. - М.: Изд-во Медпрактика, 2000. - 224 с.

2. Депрессия // Под ред. Пери А., Руксталис М. и др. Пер. с англ. - М., 2000. - 215 с.

3. Марселли Д. Депрессии у подростков // Обзор современной психиатрии. 2000. - Вып. 7. [Электронный вариант] http://www.psyobsor.Org/1998/7/5-b 1^р

4. Уманская Е.Г. Психологические особенности переживания одиночества подростками в условиях депривации // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. - № 3. - С. 163-165. [Электронный вариант] https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskie-osobennosti-perezhivaniya-odinochestva-podrostkami-v-usloviyah-deprivatsii

УДК 550.3

Кочетов Т.В. аспирант 3-го года обучения кафедра чрезвычайных ситуаций Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова

Россия, КБР, г.Нальчик ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В РАЙОНЕ

ЭЛЬБРУСА

Аннотация: Объектом исследования в статье являются геофизические процессы, протекающие в районе Эльбрусского вулканического центра и в прилегающих регионах. Проведен анализ современной вулканической активности Эльбруса и рассмотрены поверхностные тепловые аномалии в районе вулканической активности.

Ключевые слова: геофизические процессы, вулканическая активность, магматическая камера, сейсмичность, очаг.

Kochetov T. V.

Graduate student of the 3rd year of study faculty of emergency situations Kabardino-Balkarian State University H.M. Berbekova

Russia, KBR, Nalchik GEOPHYSICAL PROCESSES OCCURRING IN THE AREA OF

ELBRUS

Annotation: The object of research in the article are geophysical processes occurring in the area of the Elbrus volcanic center and in the adjacent regions. The analysis of modern volcanic activity of Elbrus has been carried out and surface thermal anomalies in the area of volcanic activity have been considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.