Научная статья на тему 'Клинические проявления депрессий у подростков старшего пубертатного возраста'

Клинические проявления депрессий у подростков старшего пубертатного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
711
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
депрессия / старший подростковый возраст / смешанные расстройства поведения и эмоций / эмоциональное расстройство. / depression / adolescents of advanced puberty / mixed disorders of behaviour and emotions / emo-tional disorder.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Большакова Валентина Андреевна

В статье представлены клинические проявления депрессии у подростков старшего пубертатного возраста. Клинические проявления зависят от личных особенностей подростка и факторов, которые влияют на развитие личности. Изучена статистика депрессивного состояния подростков. Проблема де-прессивных расстройств в подростковом возрасте, определяется, прежде всего, широкой распростра-нённостью этих расстройств, трудностью распознания данной аномалии на ранних стадиях заболевания и высоким суицидальным риском. Также в статье представлены формы оказания помощи на разных ста-диях депрессивного расстройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Большакова Валентина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL MANIFESTATIONS OF DEPRESSION IN OLDER PUBERTY ADOLESCENTS

You can see clinical manifestations of depression in adolescents of advanced puberty. Clinical manifestations depend on individual characteristics of adolescents and factors, which influence on personal development. Statis-tics of depression of adolescents has been researched. The problem of depression diseases in adolescences is determined by, first of all, the complexity of recognising this anomalies in the early stages of the disease and by high suicide risks. There are also ways to help at different stages of depression disease in the article.

Текст научной работы на тему «Клинические проявления депрессий у подростков старшего пубертатного возраста»

_PSYCHOLOGICAL SCIENCES /

Большакова Валентина Андреевна

Российская федерация, г. Калуга Калужский Государственный университет Им. К.Э. Циолковского, студентка 2 курса

Научный руководитель: Дувалина Ольга Николаевна Российская федерация, г. Калуга, Калужский Государственный университет Им. К.Э. Циолковского, к.псих.н., доцент

DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11813 КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИЙ У ПОДРОСТКОВ СТАРШЕГО

ПУБЕРТАТНОГО ВОЗРАСТА

Bolshakova Valentina Andreevna

Kaluga, Russian Federation Kaluga state University Named after K. E. Tsiolkovsky, 2nd year student Scientific adviser: Duvalina Olga Nikolaevna Kaluga, Russian Federation

Kaluga state University Named after K. E. Tsiolkovsky, candidate of psychological sciences, associate professor.

CLINICAL MANIFESTATIONS OF DEPRESSION IN OLDER PUBERTY ADOLESCENTS

Аннотация.

В статье представлены клинические проявления депрессии у подростков старшего пубертатного возраста. Клинические проявления зависят от личных особенностей подростка и факторов, которые влияют на развитие личности. Изучена статистика депрессивного состояния подростков. Проблема депрессивных расстройств в подростковом возрасте, определяется, прежде всего, широкой распространённостью этих расстройств, трудностью распознания данной аномалии на ранних стадиях заболевания и высоким суицидальным риском. Также в статье представлены формы оказания помощи на разных стадиях депрессивного расстройства.

Abstract.

You can see clinical manifestations of depression in adolescents of advanced puberty. Clinical manifestations depend on individual characteristics of adolescents andfactors, which influence on personal development. Statistics of depression of adolescents has been researched. The problem of depression diseases in adolescences is determined by, first of all, the complexity of recognising this anomalies in the early stages of the disease and by high suicide risks. There are also ways to help at different stages of depression disease in the article.

Ключевые слова: депрессия, старший подростковый возраст смешанные расстройства поведения и эмоций, эмоциональное расстройство.

Keywords: depression, adolescents of advanced puberty, mixed disorders of behaviour and emotions, emotional disorder.

Подростковый возраст-это трудный период По данным МЗ РФ депрессия - наиболее рас-

взросления и формирования личности ребёнка. Он пространенная психопатология. Депрессивным со-

является эмоциональным, сложным, противоречи- стояниям подвержено около 5% детей и подростков

вым, порой даже опасным этапом взросления чело- в возрасте от 12 до 18 лет.

века. И причиной этому могут стать различные со- В зависимости от возраста клиническая кар-

бытия, явления, процессы, которые способны тина депрессий проявляется по-разному, ее опреде-

сильно повлиять на его психическое состояние, ляют психопатологические возрастные особенно-

также отношение к жизни и окружающим. Поэтому сти с преобладанием соматовегетативных, поведен-

необходимо вовремя уберечь подростка от невер- ческих нарушений, маскирующих аффективную

ных целей и направить на путь, позволяющий ему симптоматику. В старшем подростковом возрасте

развиваться в правильном направлении. появляются собственно эмоциональные расстрой-

По мнению доктора Александра Лоуэна, более ства, в основном тоскливые или тревожные, кото-

подходящим термином для описания расстройства рые схожи с депрессиями у взрослых.

личности является «эмоциональное заболевание». Депрессия в этом возрасте проявляется в нега-

Слово «эмоция» имеет дополнительное значение тивном отношении к окружающим, раздражитель-

«движения» и поэтому может обозначать как физи- ностью, вспышками гнева. Депрессивное состояние

ческое, так и психическое. Движение происходит проявляется в отсутствии положительных эмоций,

на физическом уровне, на восприятие и осознание ненавистью к себе и окружающим. Развитие низкой

его на психическом. Эмоциональное расстройство самооценки, потеря интереса. Преобладает посто-

охватывает два уровня личности. А так как душа янное чувство печали, усталости, неудовлетворен-

побуждает человека к действию, она также вовле- ности. При расспросах подростки часто употреб-

чена в каждый эмоциональный конфликт. Человек ляют фразы: «Мне грустно, одиноко», «Я никому

угнетенный депрессией, страдает и от депрессии не нужен». Могут случаться попытки суицида. своей души[1].

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Щ64)),2©2© / РБУСИОШСТСЛЬ 8С1Б1ЧСБ8

Нарушается трудоспособность, ухудшается концентрация внимания, появляются проблемы в учебной деятельности.

Проявления депрессии различны, встречаются варианты проявления депрессии, такие как:

1.Делинквентный вариант проявления депрессии. Данный вариант труден для исследования, так как на первый план выступают поведенческие нарушения.

Психопатические проявления делинкветного варианта депрессии:

-Агрессивное поведение по отношению к близким;

-Пребывание в одиночестве;

-Угрюмое выражение лица;

2.Меланхолический вариант проявления депрессии.

Клинические проявления такой депрессии: возникновение мыслей о совершении суицида.

Выраженность негативных проявлений: головные боли, чувство усталости, учащенный пульс.

3.Ипохондрический вариант характеризуется: разнообразными жалобами на плохое состояние внутренних органов. Такая депрессия характеризуется низким уровнем интеллекта.

4.Астеноапатический вариант

Клинические проявления астеноапатического

варианта депрессии:

-Ослабление внимания;

-Трудное сосредоточение;

Однако, кроме перечисленных в подростковом возрасте встречаются другие виды депрессии:

1. Анестетическая: происходит утрата любви к близким, отсутствует сострадание, печаль, радость.

2. Адинамическая: уход из дома, участие в антиобщественных компаниях.

3. Дисфорическая: постоянное недовольство собой, плохое настроение, потеря интересов, раздражительность.

4. Тревожная: угнетенное настроение и постоянная тоска, присутствует самообвинение.

Причинами депрессии у подростка могут стать такие «сильнодействующие» факторы, как:

1. Предрасположенность к психическим патологиям на генетическом уровне (подросток будет подвергнут депрессивному состоянию в тех случаях, если один из родителей страдает от этого недуга и периодически проходит психотерапевтическое лечение)

2. Негативные отношения в семье, воздействующие на психику ребёнка, могут привести к возникновению депрессии.

3. В период полового созревания происходят гормональные перестройки организма. Гормоны, отвечающие за состояние эмоциональной сферы дают сбой, в последствии чего возникает депрессия.

4. Также важную роль играют различные подростковые черты характера, которые сопутствуют возникновению депрессии. Например, сверхчувствительность к мнению окружающих, демонстрация в поведении и свободолюбие, максимализм. [2].

Смешанные расстройства поведения и эмоций - группа расстройств, которые характеризуются сочетанием агрессивного, вызывающего поведения с симптомами депрессии, тревоги и другими эмоциональными нарушениями.

Диагностическими критериям являются:

1. Диссоциальное поведение в сочетании с заметными симптомами депрессии, беспокойства или другими эмоциональными нарушениями;

2. Тяжелое состояние должно быть весомой причиной для того, чтобы одновременно выполнялись критерии такие, как расстройство поведения подросткового возраста, так и эмоциональные, невротические или расстройства настроения.

Такие расстройства встречаются при различных психических заболеваниях у подростков - при эмоциональных расстройствах, шизофрении, эпилепсии, некоторых формах поражения ЦНС, раннем детском аутизме, патологически проходящем пубертатном кризе, различных невротических реакциях.

Клинические проявления депрессии начинаются постепенно. Пониженное настроение у подростков остается незамеченным, в течение нескольких месяцев наблюдается резкое снижение успеваемости, отказ от посещения школы и нарушения поведения[3].

Депрессия очень разрушительна, если ее не лечить, поэтому не стоит ждать и надеяться, что симптомы исчезнут.

Стоит отметить, что способы лечения депрессии у подростков на сегодняшний день разработаны в достаточной степени. Они включают в себя использование фармакологических препаратов вместе с проведением психотерапевтических сеансов. Из медикаментов обычно выписывают успокоительные средства, которые губительно не влияют на организм ребенка, не вызывают сонливости и привыкания.

Какими бы мелкими и незначительными не казались взрослым причины, вызывающие страдания у подростков, они провоцируют серьезные изменения в психике ребенка. Это может привести к трагедии или серьезной инвалидности. Пытаться решить проблему и лечить депрессию самостоятельно, увы, не стоит. Особенно в тех случаях, когда она носит прогрессирующий характер. Неумелыми действиями скорее можно навредить, чем оказать какую-либо помощь.

Когда депрессивное расстройство протекает в простой форме, отсутствуют мысли о суициде и попытки покончить с собой, в качестве способа лечения используется когнитивно-поведенческая терапия. В тех случаях, когда очевидной причиной сформировавшегося недуга является неблагоприятная обстановка в семье, то проводится сеанс семейной психотерапии.

В тех случаях, когда у подростка наблюдается острое и затяжное проявление депрессии, чаще всего лечение проводится в условиях стационара. Несмотря на присмотр врачей, усиленное лечение антидепрессантами, подростку необходимо помнить, что важно не только строго соблюдать все

PSYCHOLOGICAL SCIENCES / <<Ш1Ш(ШШМ~^©и®Ма1>#Щ64)),2©2©

назначения врача, но и пытаться справиться с депрессией самому. Также важная роль отводиться и родителям.

Они должны проводить с ребенком больше времени, поддерживать в новых начинаниях, чаще говорить приятные слова, и поучать собственным примером, выражающимся в конкретных действиях. Прежде всего родителя должны разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью. Действительно слушать, даже если его проблемы кажутся незначительными. Если ребенок о чем-то говорит, то для него это важно и волнующе. Наблюдать за поведением, голосом, интонациями. Интересоваться планами ребенка на жизнь и завтрашний день, обмениваться взглядами на мир. Знать окружение ребенка, веяния его среды.

Обращать внимание на увлечения ребенка, замечать приступы лени, совместно преодолевать их. Важно видеть в ребенке самостоятельную личность и равноправного партнера, знать возрастные особенности, ведущие потребности и ведущую деятельность возраста, специфику возрастных кризисов

Таким образом, депрессивное состояние у подростков - часто встречающееся явление, которое

тесно связано с внутренними и внешними количественными и качественными изменениями. В период переходного возраста дети не готовы принимать правила, которые диктуются взрослой жизнью, до конца не понимают сути отношений между людьми и не всегда могут найти свое место в обществе. Однако не стоит недооценивать или переоценивать происходящее вокруг. Развитие депрессии опасно, прежде всего, для физического и психического здоровья подростка, так как вовремя не принятые меры и не оказанная родительская или медицинская помощь может повлечь за собой суицид как наиболее эффективный выход их сложившейся ситуации.

Список литературы:

1. Лоуэн Александр Депрессия и тело; Психотерапия - Москва, 2010

2. Иовчук Н.М., Северный А.А. Депрессия у детей и подростков. Москва, Школа-прес, 1999 г.

3. И.В. Забозлаева, Е.В. Малинина, В.В. Колмогорова «Депрессии у детей и подростков: диагностика, клиника, терапия». Учебное пособие. Челябинск 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.