Научная статья на тему 'О результатах скрининг-анкетирования подростков при проведении профилактических психиатрических осмотров для выявления пограничных психических расстройств'

О результатах скрининг-анкетирования подростков при проведении профилактических психиатрических осмотров для выявления пограничных психических расстройств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
343
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ОСМОТР / СКРИНИНГ-АНКЕТИРОВАНИЕ / ПОГРАНИЧНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / ADOLESCENTS / PREVENTIVE EXAMINATION / SCREENING QUESTIONNAIRE / BORDERLINE MENTAL DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семакина Надежда Витальевна, Злоказова Марина Владимировна

В исследовании представлены результаты скрининг-анкетирования пограничных психических расстройств у подростков при проведении психиатрических профилактических осмотров. Цель оценка результатов скрининг-анкетирования пограничных психических расстройств у подростков при проведении психиатрических профилактических осмотров. Материалы и методы. Обследовано 137 учащихся 7-10 классов общеобразовательных школ г. Кирова, средний возраст 14,23±0,87 лет. Для получения дополнительной информации в анкетировании принимали участие родители подростков и педагоги. В исследовании использовались: клинический метод; психодиагностическое анкетирование подростков, их родителей и педагогов с использованием авторских скрининг-анкет, направленных на выявление симптомов пограничных психических расстройств у подростков. Результаты. Исследование показало, что проведение скрининг-анкетирования при профилактических психиатрических осмотрах подростков повышает выявление донозологических проявлений пограничных психических расстройств (тревожности, агрессивности, депрессии, астении, невротических и психосоматических симптомов), что необходимо для проведения психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семакина Надежда Витальевна, Злоказова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the results of screening questioning adolescents during preventive psychiatric examinations to identify borderline mental disorders

The study presents the results of screening questionnaires of borderline mental disorders in adolescents during psychiatric preventive examinations. Purpose of the study was to evaluate the results of screening questionnaires of borderline mental disorders in adolescents during psychiatric preventive examinations. Materials and methods. 137 pupils of 7-10 classes of General education schools of Kirov, average age 14,23±0,87 years were surveyed. We used clinical method; psychodiagnostic questionnaires of adolescents, their parents and teachers using the author's screening questionnaires aimed at identifying symptoms of borderline mental disorders in adolescents. Results. The study showed that the screening survey in preventive psychiatric examinations of adolescents increases the detection of prenosological manifestations of borderline mental disorders (anxiety, aggressiveness, depression, asthenia, neurotic and psychosomatic symptoms), which is necessary for psychoprophylactic and psychocorrection activities.

Текст научной работы на тему «О результатах скрининг-анкетирования подростков при проведении профилактических психиатрических осмотров для выявления пограничных психических расстройств»

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

УДК: Б1Б.89-053.Б-07 Код специальности ВАК: 14.01.06

О РЕЗУЛЬТАТАХ СКРИНИНГ-АНКЕТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПСИХИАТРИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Семакина Надежда Витальевна - e-mail: nvsemakina@yandex.ru

В исследовании представлены результаты скрининг-анкетирования пограничных психических расстройств у подростков при проведении психиатрических профилактических осмотров. Цель: оценка результатов скрининг-анкетирования пограничных психических расстройств у подростков при проведении психиатрических профилактических осмотров. Материалы и методы. Обследовано 137 учащихся 7-10-х классов общеобразовательных школ г. Кирова, средний возраст - 14,23±0,87 года. Для получения дополнительной информации в анкетировании принимали участие родители подростков и педагоги. Для реализации поставленной цели использовались: клинический метод; психодиагностическое анкетирование подростков, их родителей и педагогов с использованием авторских скрининг-анкет, направленных на выявление симптомов пограничных психических расстройств у подростков. Результаты. Исследование показало, что проведение скрининг-анкетирования при профилактических психиатрических осмотрах подростков повышает выявление донозологических проявлений пограничных психических расстройств (тревожности, агрессивности, депрессии, астении, невротических и психосоматических симптомов), что необходимо для проведения психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий.

Ключевые слова: подростки, профилактический осмотр, скрининг-анкетирование,

пограничные психические расстройства.

The study presents the results of screening questionnaires of borderline mental disorders in adolescents during psychiatric preventive examinations. Purpose of the study was to evaluate the results of screening questionnaires of borderline mental disorders in adolescents during psychiatric preventive examinations. Materials and methods. 137 pupils of 7-10 classes of General education schools of Kirov, average age - 14,23±0,87 years were surveyed. We used clinical method; psychodiagnostic questionnaires of adolescents, their parents and teachers using the author's screening questionnaires aimed at identifying symptoms of borderline mental disorders in adolescents. Results. The study showed that the screening survey in preventive psychiatric examinations of adolescents increases the detection of prenosological manifestations of borderline mental disorders (anxiety, aggressiveness, depression, asthenia, neurotic and psychosomatic symptoms), which is necessary for psychoprophylactic and psychocorrection activities. Key words: adolescents, preventive examination, screening questionnaire, borderline mental disorders.

Н. В. Семакина, М. В. Злоказова,

ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет»

Дата поступления 17.07.2018

Введение

Сохранение психического здоровья молодого поколения является приоритетной задачей здравоохранения России, на решение которой направлена организация профилактической помощи детям и подросткам (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. № 514н).

По данным, представленным главным детским психиатром России Е. В. Макушкиным (2016), за последние 20 лет в РФ отмечается рост заболеваемости психическими расстройствами в подростковом возрасте на 29,1%, в структуре которой большая доля приходится на непсихотические пограничные психические расстройства (72, 6%) [1]. Раннее выявление их донозологических признаков является важным направлением превенции развития психических расстройств (аффективные, невротические, личностные расстройства) с серьезными социальными последствиями (суициды, аддикции, асоциальное поведение), которые представляют угрозу национальной безопасности страны. На высоком уровне сохраняются подростковые суициды -688 случаев в год (2015). Не снижается актуальность проблемы криминального поведения среди подростков, по статистике МВД России, четверть совершенных преступлений осуществляется несовершеннолетними или при их

участии (2017). Формирование аддиктивных форм поведения зачастую имеет высокую коморбидность с психическими расстройствами, в том числе пограничного (аффективные, личностные, невротические) спектра [2].

Однако именно ранняя диагностика донозологических проявлений пограничных психических расстройств является наиболее сложной задачей при проведении клинического психиатрического профилактического осмотра, что связано с ограниченным количеством отведенного на обследование времени, недостатком анамнестических сведений, формальностью проведения беседы, стремлением подростков скрыть имеющиеся проблемы и произвести благоприятное впечатление [3, 4].

С учетом вышесказанного, на наш взгляд, необходима разработка и внедрение в систему профилактических осмотров дополнительного скрининг-анкетирования, направленного на диагностику донозологических признаков пограничных психических расстройств (тревожность, агрессивность, депрессия, астения, невротические и психосоматические симптомы) [5-7]. С этой целью нами разработана скрининг-анкета и с ее помощью проведено исследование подростков, их родителей и педагогов,

А1

направленное на выявление донозологических проявлений пограничных психических расстройств при проведении профилактических психиатрических осмотров для дальнейшей разработки психопрофилактических и пси-хокоррекционных мероприятий [8].

Цель исследования: оценка результатов скрининг-анкетирования пограничных психических расстройств у подростков при проведении психиатрических профилактических осмотров.

Материалы и методы

Было обследовано 137 учащихся 7-10-х классов общеобразовательных школ г. Кирова, средний возраст -14,23±0,87 года. В исследование включались подростки при наличии информированного согласия их родителей и добровольного согласия самого подростка. Для получения дополнительной информации в анкетировании принимали участие родители подростков и педагоги (классные руководители).

Для реализации поставленной цели использовались: клинический метод, включающий психиатрическое обследование подростков, анализ анамнеза из медицинской документации и сведений из родительских анкет; психодиагностическое анкетирование подростков, их родителей и педагогов с использованием авторских скрининг-анкет, направленных на выявление симптомов пограничных психических расстройств у подростков, составленных на основе шкал тревожности Ч. Д. Спилберге-ра, агрессивности А. Басса и А. Дарки, депрессии М. Ковач, опросника акцентуаций характера Г. Шмишека и социальной дезадаптированности Л. Стотта [4, 8]. Обработка результатов проводилась с использованием методов описательной статистики.

Результаты и их обсуждение

В процессе клинического обследования подростков при профилактическом осмотре были выявлены признаки депрессии (преобладание пониженного фона настроения, безразличие к учебному процессу и общению со сверстниками) - 4 чел. (2,9%); тревожного расстройства (тревога и лабильность эмоций на фоне нарушенных взаимоотношений со сверстниками, страх и избегание новых контактов) -3 чел. (2,2%); астении (психическая утомляемость, эмоцио-

нальная лабильность, головные боли после волнения и умственных нагрузок на протяжении более 6 мес.) - 3 чел. (2,2%).

Соматические заболевания имели 29 чел. (21,2%), среди которых гастрит диагностирован у 10 чел. (34,48%), аллергический дерматит - у 8 чел. (27,6%), нарушения зрения - у 5 чел. (17,2%), бронхиальная астма - у 4 чел. (13,8%), эндокринные расстройства - у 2 чел. (6,9%).

Однако по результатам скрининг-анкетирования подростков отмечались признаки циклотимии (резкие беспричинные перепады грусти и радости в течение дня) -93 чел. (67,9%); тревожности (школьная тревожность, страх возможных неприятностей и неудач) - 75 чел. (54,7%), агрессии (злость, обида, раздражение, вербальная и физическая агрессия в ответ на оскорбления и несправедливость, отказ от выполнения просьб и споры при несогласии с мнением взрослого, борьба за свои права) -59 чел. (43,1%); депрессии (гипотимия, ангедония, негативная самооценка) - 51 чел. (37,2%), астении (быстрая утомляемость, цефалгии после нагрузок в школе, эмоциональная лабильность) - 51 чел. (37,2%).

При анкетировании родителей у подростков были выявлены проявления тревоги - 44 чел. (32,1%), астении -31 чел. (22,6%), агрессии - 13 чел. (9,5%), депрессии -11 чел. (8,0%). У 26 чел. (18,9%) отмечались признаки невротических расстройств, из которых патологическими были навязчивые действия - 18 чел. (69,2%), тики - 7 чел. (27,0%), заикание - 1 чел. (3,8%); психосоматические симптомы (головные боли и головокружения после эмоционального напряжения, диспепсические нарушения, не связанные с приемом пищи, приступы сердцебиения и потливости при волнении) - 40 чел. (29,2%).

Педагогами было отмечено наличие у подростов тревоги (страх неодобрения педагогом или непринятия сверстниками) - 37 чел. (27,0%), депрессии (гипотимия, апатия) - 18 чел. (13,1%), агрессии (конфликтное поведение) -21 чел. (15,3%).

Результаты оценки скрининг-анкетирования подростков при проведении психиатрического профилактического осмотра позволяет выявить донозологические проявления пограничных психических расстройств. Анкетирование родителей и педагогов дает возможность получить дополнительную информацию о психическом состоянии подростков, что необходимо для разработки и проведения психопрофилактических, психокоррекционных мероприятий (рис.).

Таким образом, скрининг-анкетирование при профилактических психиатрических осмотрах подростков повышает выявление донозологических проявлений пограничных психических расстройств (тревожности, агрессивности, депрессии, астении, невротических и психосоматических симптомов), что свидетельствует о необходимости проведения последующего, более углубленного психиатрического обследования подростков, с последующей разработкой психокоррекционных мероприятий.

Заключение

Для повышения эффективности выявления у подростков донозологических симптомов пограничных психических расстройств (тревожных, депрессивных, агрессивных астенических, психосоматических, невротических) начальных проявлений необходимо включить в психиатрические профилактические осмотры скриниг-анкетирование не только

П,| | ■V яр 1 11.«

глН 19,1 м 1*1 3 I ао

грееом мчкгснн депрессии ааимн

С ->НКЧН<(4 ОЪМАЖНЧ [НН«СГ№1

■•ИИХЕИШШ^ПЯ

РИС.

Сравнительный анализ диагностики пограничных психических расстройств у подростков по результатам профилактического осмотра, скрининг-анкетирования подростков, их родителей и педагогов.

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

подростков, но и их родителей, педагогов для получения наиболее полной информации о психическом здоровье несовершеннолетнего с дальнейшей разработкой психопрофилактических мероприятий и рекомендаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макушкин Е.В. Тенденции развития детской психиатрии в контексте задач превентивной медицины. Психическое здоровье детей страны - будущее здоровье нации: сборник материалов Всероссийской конференции по детской психиатрии и наркологии (Ярославль, 4-6 октября 2016 г.). М.: ФГБУ «ФМИЦПН им. В.Б. Сербского» Минздрава России. 2016. С. 255-258.

Makushkin E.V. Tendencziirazvitiya detskojpsixiatrii vkontekste zadachpre-ventivnoj medicziny'. Psixicheskoe zdorov'e detej strany'- budushhee zdorov'e naczii: sbornik materialov Vserossijskoj konferenczii po detskoj psixiatrii i nar-kologii (YAroslavl', 4-6 oktyabrya 2016 g.). M.: FGBU «FMICPN im. V.B. Serbsk-ogo» Minzdrava Rossii. 2016. S. 255-258.

2. Азимова Ю.Э. Тревожно-депрессивные нарушения при алкоголизме. Медицинский совет. 2014. № 10. С. 64-69.

Azimova YU.EH. Trevozhno-depressivny'e narusheniya pri alkogolizme. Medicinskij sovet. 2014. № 10. S. 64-69.

3. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп риска. СПб.: Питер. 2005. 336 с.

Kornilova T.V., Grigorenko E.L., SmirnovS.D. Podrostkigrupp riska. SPb.:Piter. 2005.336 s.

4. Семакина Н.В., Злоказова М.В. Скрининг диагностика доклинических форм депрессий у старших школьников. Клинико-биологические, психологические и социальные аспекты психических расстройств у детей и подростков: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 16 февраля 2018г.). М.: ФГБНУ НЦПЗ. 2018. С. 173-175.

Semakina N.V., Zlokazova M.V. Skrining diagnostika doklinicheskix form de-pressij u starshixshkol'nikov. Kliniko-biologicheskie, psixologicheskie i social'ny'e aspekty' psixicheskix rasstrojstv u detej i podrostkov: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferenczii s mezhdunarodny'm uchastiem (Moskva, 16 fevralya 2018g.). M.: FGBNU NCPZ. 2018. S. 173-175.

5. Коцюбинский А.П., Шейнина Н.С., Пенчул Н.А. Предвестники психического заболевания. Психопатологический диатез. Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2013. № 2. С. 3-9.

Koczyubinskij A.P., SHejnina N.S., Penchul N.A Predvestniki psixicheskogo zabolevaniya. Psixopatologicheskij diatez. Obozrenie psixiatrii i medicinskoj psixologii. 2013. № 2. S. 3-9.

6. Коцюбинский А.П., Шейнина Н.С., Пенчул Н.А. Предвестники психического заболевания. Психосоматический диатез. Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2013. № 2. С. 11-16.

Koczyubinskij A.P., SHejnina N.S., Penchul N.A. Predvestniki psixicheskogo zabolevaniya. Psixosomaticheskij diatez. Obozrenie psixiatrii i medicinskoj psixologii. 2013. № 2. S. 11-16.

7. Лебедев М.А., Палатов С.Ю. Предболезненные пограничные психические расстройства в подростковом и молодом возрасте. Журнал неврологии и психиатрии. 2013. № 10. С. 18-22.

Lebedev M.A., Palatov S.YU. Predboleznenny'e pogranichny'e psixicheskie rasstrojstva v podrostkovom i molodom vozraste. ZHurnal nevrologii i psixiatrii. 2013. № 10. S. 18-22.

8. Семакина Н.В, Злоказова М.В. О необходимости разработки скрининг-тестов для выявления донозологических форм психических и аддиктивных расстройств у подростков. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. № 2 (17). С. 216-217.

Semakina N.V, Zlokazova M.V. O neobxodimosti razrabotki skrining-testov dlya vy'yavleniya donozologicheskix form psixicheskix i addiktivnyx rasstrojstv u podrostkov. Voprosy' psixicheskogo zdorov'ya detej i podrostkov. 2017. № 2 (17). S. 216-217. \

УДК: 616.89-053.2-082

Код специальности ВАК: 14.01.06

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПОМОШИ ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

О. С. Белова, А. Г. Соловьев,

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет», г. Архангельск

Дата поступления 16.08.2018

Белова Ольга Сергеевна - e-mail: belovaos@yandex.ru

Введение. Внимание к проблеме детей с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации неуклонно растет. Раннее выявление дает возможность эффективного профессионального вмешательства, позволяет существенно минимизировать аутистиче-ские проявления в поведении ребенка. Цель исследования: систематизация региональных направлений работы по оказанию помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Архангельской области. Материалы и методы. Анализ системы оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Архангельской области. Результаты и обсуждение. В настоящее время в стране только начинается разработка отечественной модели по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройством аутистического спектра. Авторами представлен анализ региональной системы оказания помощи детям с расстройством аутистического спектра. Выводы. Медицинские профилактические осмотры врачей-педиатров, детских неврологов, детских психиатров играют важную роль в раннем выявлении расстройств аутистического спектра. Своевременная оценка нервно-психического развития ребенка, внимательное отношение врача к нарушениям в развитии и поведении ребенка, настороженность и информированность всех специалистов служат своевременной диагностике и началу ранней помощи детям и их семьям. Особенно актуальной для северного региона является задача повышения информированности и качественного обучения специалистов, участвующих в оказании помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Необходимо расширение и дальнейшее региональное развитие службы по оказанию ранней помощи детям. Семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра, необходима комплексная системная и мультидисциплинарная помощь и поддержка на психолого-педагогическом, медицинском, социально-нравственном и духовном уровнях.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, дети,

комплексная помощь, обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.