Научная статья на тему 'Региональные особенности оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра'

Региональные особенности оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
196
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ДЕТИ / КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ / ОБУЧЕНИЕ / AUTISM SPECTRUM DISORDERS / CHILDREN / COMPREHENSIVE CARE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белова Ольга Сергеевна, Соловьев Андрей Горгоньевич

Введение. Внимание к проблеме детей с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации неуклонно растет. Раннее выявление дает возможность эффективного профессионального вмешательства, позволяет существенно минимизировать аутистические проявления в поведении ребенка. Цель исследования: систематизация региональных направлений работы по оказанию помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Архангельской области. Материалы и методы. Анализ системы оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Архангельской области. Результаты и обсуждение. В настоящее время в стране только начинается разработка отечественной модели по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройством аутистического спектра. Авторами представлен анализ региональной системы оказания помощи детям с расстройством аутистического спектра. Выводы. Медицинские профилактические осмотры врачей-педиатров, детских неврологов, детских психиатров играют важную роль в раннем выявлении расстройств аутистического спектра. Своевременная оценка нервно-психического развития ребенка, внимательное отношение врача к нарушениям в развитии и поведении ребенка, настороженность и информированность всех специалистов служат своевременной диагностике и началу ранней помощи детям и их семьям. Особенно актуальной для северного региона является задача повышения информированности и качественного обучения специалистов, участвующих в оказании помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Необходимо расширение и дальнейшее региональное развитие службы по оказанию ранней помощи детям. Семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра, необходима комплексная системная и мультидисциплинарная помощь и поддержка на психолого-педагогическом, медицинском, социально-нравственном и духовном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белова Ольга Сергеевна, Соловьев Андрей Горгоньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional features of care for children with autism spectrum disorders

Introduction. Attention to the problem of children with autism spectrum disorders in the Russian Federation is steadily growing. Early detection enables effective professional intervention, can significantly minimize autistic manifestations in the child behavior. Purpose of the study: systematization of regional areas of work to assist children with autism spectrum disorders in the Arkhangelsk region. Materials and methods. Analysis of the system of assistance to children with autism spectrum disorders in the Arkhangelsk region. Results and discussion. Currently, the country is just beginning to develop a domestic model for the provision of comprehensive medical, social, psychological and pedagogical assistance to children with autism spectrum disorders. The authors present an analysis of the regional system of assistance to children with autism spectrum disorders. Сonclusions. Preventive medical examinations of pediatricians, pediatric neurologists, child psychiatrists play an important role in the early detection of autism spectrum disorders. Timely assessment of the child's neuropsychiatric development, the doctor's attention to developmental disorders, alertness and awareness of all specialists is obligatory for early diagnosing and care for children and their families. Particularly relevant for the Northern region is the task of raising awareness and quality training of professionals involved in helping children with autism spectrum disorders. It is necessary to expand further regional development service providing early help to children. Families raising children with autism spectrum disorders require comprehensive systemic and multidisciplinary care and support at the psychological, pedagogical, medical, social, moral and spiritual levels.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра»

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

подростков, но и их родителей, педагогов для получения наиболее полной информации о психическом здоровье несовершеннолетнего с дальнейшей разработкой психопрофилактических мероприятий и рекомендаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макушкин Е.В. Тенденции развития детской психиатрии в контексте задач превентивной медицины. Психическое здоровье детей страны - будущее здоровье нации: сборник материалов Всероссийской конференции по детской психиатрии и наркологии (Ярославль, 4-6 октября 2016 г.). М.: ФГБУ «ФМИЦПН им. В.Б. Сербского» Минздрава России. 2016. С. 255-258.

Makushkin E.V. Tendencziirazvitiya detskojpsixiatrii vkontekste zadachpre-ventivnoj medicziny'. Psixicheskoe zdorov'e detej strany'- budushhee zdorov'e naczii: sbornik materialov Vserossijskoj konferenczii po detskoj psixiatrii i nar-kologii (YAroslavl', 4-6 oktyabrya 2016 g.). M.: FGBU «FMICPN im. V.B. Serbsk-ogo» Minzdrava Rossii. 2016. S. 255-258.

2. Азимова Ю.Э. Тревожно-депрессивные нарушения при алкоголизме. Медицинский совет. 2014. № 10. С. 64-69.

Azimova YU.EH. Trevozhno-depressivny'e narusheniya pri alkogolizme. Medicinskij sovet. 2014. № 10. S. 64-69.

3. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп риска. СПб.: Питер. 2005. 336 с.

Kornilova T.V., Grigorenko E.L., SmirnovS.D. Podrostkigrupp riska. SPb.:Piter. 2005.336 s.

4. Семакина Н.В., Злоказова М.В. Скрининг диагностика доклинических форм депрессий у старших школьников. Клинико-биологические, психологические и социальные аспекты психических расстройств у детей и подростков: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 16 февраля 2018г.). М.: ФГБНУ НЦПЗ. 2018. С. 173-175.

Semakina N.V., Zlokazova M.V. Skrining diagnostika doklinicheskix form de-pressij u starshixshkol'nikov. Kliniko-biologicheskie, psixologicheskie i social'ny'e aspekty' psixicheskix rasstrojstv u detej i podrostkov: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferenczii s mezhdunarodny'm uchastiem (Moskva, 16 fevralya 2018g.). M.: FGBNU NCPZ. 2018. S. 173-175.

5. Коцюбинский А.П., Шейнина Н.С., Пенчул Н.А. Предвестники психического заболевания. Психопатологический диатез. Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2013. № 2. С. 3-9.

Koczyubinskij A.P., SHejnina N.S., Penchul N.A. Predvestniki psixicheskogo zabolevaniya. Psixopatologicheskij diatez. Obozrenie psixiatrii i medicinskoj psixologii. 2013. № 2. S. 3-9.

6. Коцюбинский А.П., Шейнина Н.С., Пенчул Н.А. Предвестники психического заболевания. Психосоматический диатез. Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2013. № 2. С. 11-16.

Koczyubinskij A.P., SHejnina N.S., Penchul N.A. Predvestniki psixicheskogo zabolevaniya. Psixosomaticheskij diatez. Obozrenie psixiatrii i medicinskoj psix-ologii. 2013. № 2. S. 11-16.

7. Лебедев М.А., Палатов С.Ю. Предболезненные пограничные психические расстройства в подростковом и молодом возрасте. Журнал неврологии и психиатрии. 2013. № 10. С. 18-22.

Lebedev M.A., Palatov S.YU. Predboleznenny'e pogranichny'e psixicheskie rasstrojstva v podrostkovom i molodom vozraste. ZHurnal nevrologii i psixiatrii. 2013. № 10. S. 18-22.

8. Семакина Н.В, Злоказова М.В. О необходимости разработки скрининг-тестов для выявления донозологических форм психических и аддиктивных расстройств у подростков. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. № 2 (17). С. 216-217.

Semakina N.V, Zlokazova M.V. O neobxodimosti razrabotki skrining-testov dlya vy'yavleniya donozologicheskix form psixicheskix i addiktivnyx rasstrojstv u podrostkov. Voprosy' psixicheskogo zdorov'ya detej i podrostkov. 2017. № 2 (17). S. 216-217. \

УДК: 616.89-053.2-082

Код специальности ВАК: 14.01.06

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПОМОШИ ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

О. С. Белова, А. Г. Соловьев,

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет», г. Архангельск

Дата поступления 16.08.2018

Белова Ольга Сергеевна - e-mail: belovaos@yandex.ru

Введение. Внимание к проблеме детей с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации неуклонно растет. Раннее выявление дает возможность эффективного профессионального вмешательства, позволяет существенно минимизировать аутистиче-ские проявления в поведении ребенка. Цель исследования: систематизация региональных направлений работы по оказанию помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Архангельской области. Материалы и методы. Анализ системы оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Архангельской области. Результаты и обсуждение. В настоящее время в стране только начинается разработка отечественной модели по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройством аутистического спектра. Авторами представлен анализ региональной системы оказания помощи детям с расстройством аутистического спектра. Выводы. Медицинские профилактические осмотры врачей-педиатров, детских неврологов, детских психиатров играют важную роль в раннем выявлении расстройств аутистического спектра. Своевременная оценка нервно-психического развития ребенка, внимательное отношение врача к нарушениям в развитии и поведении ребенка, настороженность и информированность всех специалистов служат своевременной диагностике и началу ранней помощи детям и их семьям. Особенно актуальной для северного региона является задача повышения информированности и качественного обучения специалистов, участвующих в оказании помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Необходимо расширение и дальнейшее региональное развитие службы по оказанию ранней помощи детям. Семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра, необходима комплексная системная и мультидисциплинарная помощь и поддержка на психолого-педагогическом, медицинском, социально-нравственном и духовном уровнях.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, дети,

комплексная помощь, обучение.

Al

ЭдУД

Introduction. Attention to the problem of children with autism spectrum disorders in the Russian Federation is steadily growing. Early detection enables effective professional intervention, can significantly minimize autistic manifestations in the child behavior. Purpose of the study: systematization of regional areas of work to assist children with autism spectrum disorders in the Arkhangelsk region. Materials and methods. Analysis of the system of assistance to children with autism spectrum disorders in the Arkhangelsk region. Results and discussion. Currently, the country is just beginning to develop a domestic model for the provision of comprehensive medical, social, psychological and pedagogical assistance to children with autism spectrum disorders. The authors present an analysis of the regional system of assistance to children with autism spectrum disorders. Conclusions. Preventive medical examinations of pediatricians, pediatric neurologists, child psychiatrists play an important role in the early detection of autism spectrum disorders. Timely assessment of the child's neuropsychiatric development, the doctor's attention to developmental disorders, alertness and awareness of all specialists is obligatory for early diagnosing and care for children and their families. Particularly relevant for the Northern region is the task of raising awareness and quality training of professionals involved in helping children with autism spectrum disorders. It is necessary to expand further regional development service providing early help to children. Families raising children with autism spectrum disorders require comprehensive systemic and multidisciplinary care and support at the psychological, pedagogical, medical, social, moral and spiritual levels.

Key words: autism spectrum disorders, children, comprehensive care, education.

Введение

Оказание помощи детям с расстройствами аутистиче-ского спектра (РАС) становится все более актуальным ввиду его возрастающей распространенности [1].

РАС - комплексное нарушение развития, которое характеризуется не только ограниченностью интересов и стереотипными повторяющимися действиями, но и нарушением социального взаимодействия и коммуникации. Из-за высокой распространенности, разнообразия клинической картины, а также существенного процента тяжелых и осложненных форм РАС является актуальной междисциплинарной проблемой, и раннее выявление детей с РАС невозможно без координации работы педиатров, детских неврологов, семейных врачей при ведущей роли детских врачей-психиатров. Несвоевременная диагностика утяжеляет течение РАС и увеличивает риск формирования коморбидных расстройств. В дальнейшем сопровождение ребенка потребует серьезных материальных, медицинских и социальных ресурсов, как семьи, так и государства.

В последнее десятилетие в России разрабатывается система ранней психологической диагностики, коррекции и оказания помощи лицам с отклонениями в развитии [2]. В Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации [3] конкретизируется система мер для оказания помощи семьям с детьми в возрасте от 0 до 3 лет, у которых имеются отставания в физическом или умственном развитии, нарушения здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержке развития.

До настоящего времени в нашей стране отсутствует институт ранней диагностики и раннего вмешательства применительно к детям с РАС, диагноз «детский аутизм» до возраста 3 лет не ставится. Между тем выявление группы риска в первые 18-24 месяца жизни - обычная практика в большинстве зарубежных стран. Раннее вмешательство на порядок повышает эффективность коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии [4]. Раннее выявление РАС дает возможность эффективного профессионального вмешательства, что позволит существенно минимизировать аутистические проявления в поведении [5]. Установлено, что около 20% детей с РАС, терапия которых была начата в возрасте 2-3 лет, в школьном возрасте могут заниматься по программе общеобразовательной школы, 60% -

коррекционной школы [6]. От 10 до 20% детей, имеющих РАС, могут во взрослом возрасте вести относительно самостоятельную жизнь [7]. Первостепенное значение в повышении эффективности реабилитационной помощи детям с РАС имеет учет регионального опыта, отражающий этапное развитие междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов.

Целью исследования явилась систематизация региональных направлений работы по оказанию помощи детям с РАС в Архангельской области.

Материалы и методы

Анализ системы оказания помощи детям с РАС в Архангельской области.

Результаты и их обсуждение

В Архангельской области активно происходит становление системы комплексной помощи детям с РАС. С 2016 г. утверждена региональная программа по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС [8]. Важную роль играют учреждения здравоохранения, основными задачами которых являются раннее выявление и своевременная диагностика расстройств, лечебные мероприятия и медицинская реабилитация, динамическое наблюдение и оценка эффективности проводимой работы. В настоящее время врачи общей практики, педиатры и неврологи редко принимают участие в раннем выявлении заболевания по причине недостаточности знаний о начальных симптомах РАС, хотя именно эти специалисты должны первоначально заметить отклонения в развитии ребенка, в связи с тем, что жалобы большинства родителей достаточно точно соответствуют диагностическим критериям.

Диагностика РАС - профессиональная компетенция врача-психиатра, который может официально поставить диагноз ребенку в возрасте трех лет. С целью ранней диагностики расстройств, согласно Приказу Минздрава России от 10.08.2017 № 514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних», с начала 2018 г. все дети впервые осматриваются детским психиатром психоневрологического диспансера в возрасте двух лет. Первичную медицинскую помощь детям с РАС оказывают детские психиатры Архангельского психоневрологического диспансера и Архангельской

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

клинической психиатрической больницы. С 2015 г. на базе Архангельского психоневрологического диспансера организован специализированный прием детского психиатра в кабинете для детей с РАС.

Для комплексного психолого-педагогического и кор-рекционного сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС, в 2017 г. в г. Архангельске начал работу коррек-ционный Центр «Азимут», специалисты которого активно взаимодействуют с представителями учреждений здравоохранения, координируют деятельность основных учреждений Архангельской области, оказывающих помощь детям с РАС, объединяют усилия общественных организаций и социальную активность родительских сообществ. Привлечение к консультативной работе детского психиатра, педагога, клинического психолога существенно облегчает для родителей понимание ситуации, способствует их сотрудничеству со специалистами.

Основная роль в раннем выявлении РАС традиционно отводится врачам-педиатрам, однако РАС часто возникает на фоне отягощенного перинатального анамнеза, резидуально-органического поражения головного мозга либо сочетается с неврологической симптоматикой вследствие нарушения развития головного мозга и нервной системы в целом. Поэтому важная роль в раннем выявлении и начале своевременной реабилитации детей с РАС также принадлежит детским неврологам. Важная задача детского невролога на амбулаторном приеме - своевременно распознать симптомы РАС, оценить нервно-психическое развитие ребенка, запланировать и проанализировать результаты инструментального обследования (ней-росонография, по показаниям электроэнцефалография, компьютерная томография и магнитно-резонансная томография), при необходимости назначить симптоматическую медикаментозную коррекцию. Первые признаки РАС немногочисленны и они неспецифичны, но их можно увидеть уже с возраста трех месяцев.

Врачам первичного звена здравоохранения важно мотивировать родителей обращаться за помощью к детскому психиатру, как можно раньше направить ребенка в центр раннего вмешательства для комплексного оказания ранней помощи специалистами: клиническим психологом, педагогом, логопедом, дефектологом и др. Родители часто недооценивают важность оказания ранней помощи, неадекватно воспринимают навыки и умения своего ребенка, оправдывают и находят объяснения необычному и дезадаптивному поведению (время сна, научился отличать своих от чужих, голоден и др.). Часть родителей категорически против направления к психиатру, могут потерять доверие к специалисту и уйти в поисках другого «хорошего врача». Все мероприятия врач опосредует отношениями с родителями и ориентируется на семейно-центрированные виды помощи.

Оптимальная форма работы с детьми с РАС в регионе -командная. Комплексная помощь детям с РАС традиционно включает в себя применение методик специального обучения и воспитания, психотерапию с ребенком, семейную психотерапию, психофармакотерапию. Объективные трудности, с которыми сталкиваются врачи, следующие: не раскрыты причины РАС, меняется терминология и существующие классификации, продолжается поиск эффективных

лекарственных препаратов. Одной из сложных задач является повышение мотивации родителей к активному сотрудничеству со специалистами. Роль любого специалиста - в положительной эмоциональной поддержке ребенка, расширении знаний об окружающем мире, освоении правил поведения в обществе, приобретении и умении применять практические навыки, формировании у окружающих позитивного отношения к ребёнку [9].

Региональный опыт практической психологической работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, а также с РАС, построен на естественных для человека нравственных ценностях. Активное сотрудничество Северного государственного медицинского университета (СГМУ) с Центром «Азимут» дает возможность дополнить комплексную помощь семьям, воспитывающим детей с РАС, программой, направленной на духовное и нравственное воспитание и обучение родителей особого ребенка. Разработанные рекомендации прошли апробацию и, по отзывам родителей, являются эффективными для психологической и нравственно-духовной поддержки семей [10, 11].

Вместе с тем, в Архангельской области оказание помощи детям с РАС все еще сопряжено с рядом трудностей: требуется улучшение межведомственного взаимодействия при оказании помощи детям с РАС, существенен недостаток компетентных специалистов в области оказания помощи детям с РАС, ограничено применение современного диагностического инструментария, а также медицинских, образовательных и реабилитационных технологий, отсутствие информационного поля, обеспечивающего раннее выявление и своевременность оказания помощи ребенку с РАС и его семье.

Сохраняющийся дефицит детских психиатров компенсируется взрослыми психиатрами, которые оказывают амбулаторную помощь детскому населению, нередко не имея достаточных знаний и навыков в области детской психиатрии. В связи с этим остро стоят вопросы внедрения новых форм обучения и формирования программ специализации и повышения квалификации специалистов, участвующих в оказании помощи детям с РАС, что обусловило необходимость углубленной подготовки кадров по вопросам оказания помощи детям с РАС в регионе.

Сотрудниками кафедры психиатрии и клинической психологии СГМУ предложен комплекс обучающих программ, направленный на совершенствование имеющихся и получение новых компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности специалистов, оказывающих помощь детям с РАС. Обучение проходят все специалисты на всех уровнях обучения в вузе: студенты педиатрического, лечебного и стоматологического факультетов, факультета клинической психологии, социальной работы и адаптивной физической культуры, факультета сестринского образования, клинические ординаторы, врачи-слушатели курсов повышения квалификации по специальностям «Психиатрия» и «Детская психиатрия», магистранты по программе «Психология здоровья».

Для обучения специалистов на базе СГМУ разработаны и реализуются следующие тематические модули: «Выявление, диагностика и ранняя помощь детям с РАС», «Психокоррекция детей с РАС», «Особенности оказания стомато-

AI

SSM

логической помощи детям с РАС». В целом программа обучения специалистов в вузе оказанию помощи детям с РАС и их семьям состоит из нескольких важнейших элементов: раннее выявление детей группы риска РАС и внедрение в практику эффективных диагностических методов; повышение эффективности медицинского и психологического сопровождения детей с РАС; принципы коррекцион-ной работы с детьми с РАС; социальная поддержка семей, воспитывающих ребенка с РАС. Важной составляющей образовательной программы является обучение всех специалистов навыкам взаимодействия с родителями ребенка.

Актуальным аспектом обучения также являются вопросы раннего выявления, диагностики, организации ранней помощи детям с РАС и их семьям и предоставление им профессиональных консультаций до официального диагноза. Получив раннюю поддержку, дети не будут нуждаться в специальной помощи и смогут легче адаптироваться в обществе. Обмен опытом и компетентное обсуждение актуальных вопросов всеми заинтересованными специалистами позволяют дополнить профессиональные знания, объединить усилия в оказании помощи детям, а также способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию системы охраны психического здоровья детей в регионе.

Выводы

1. Медицинские профилактические осмотры врачей-педиатров, детских неврологов, детских психиатров играют важную роль в раннем выявлении РАС. Своевременная оценка нервно-психического развития ребенка, внимательное отношение врача к нарушениям в развитии и поведении ребенка, настороженность и информированность всех специалистов служат своевременной диагностике РАС и началу ранней помощи детям и их семьям.

2. Особенно актуальной для северного региона является задача повышения информированности и качественного обучения специалистов, участвующих в оказании помощи детям с РАС.

3. Необходимо расширение и дальнейшее региональное развитие службы по оказанию ранней помощи детям с РАС.

4. Учитывая специфические потребности каждого ребенка с РАС, семьям, воспитывающим таких детей, необходимы комплексная системная и мультидисциплинарная помощь и поддержка на психолого-педагогическом, медицинском, социально-нравственном и духовном уровнях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Szalavitz M., What Genius and Autism Have in Common. TIME Health. 2012 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://healthland.time. com/2012/07/10/what-child-prodigies-and-autistic-people-have-in-common/ (Дата обращения: 03.08.2018).

2. Сидоров П.И., Бочарова Е.А., Соловьев А.Г. Проблемный ребенок: психосоциальная адаптация и качество жизни: монография. Архангельск: Издат. центр СГМУ, 2005. 216 с.

Sidorov P.I., Bocharova Е.А., Solov'ev A.G. Problemnyj rebenok: psikhosotsial'naya adaptatsiya i kachestvo zhizni: monografiya. Arkhangelsk: Izdat. tsentr SGMU, 2005.216 s

3. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 № 1839-р «Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 г.» URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 03.08.2018).

Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31.08.2016 № 1839-r «Kontseptsiya raz-vitiya rannejpomoshhi v Rossijskoj Federatsii na period do 2020 g.» URL: http:// www.consultant.ru (Data obrashheniya: 03.08.2018).

4. Бочарова Е.А., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Медико-социальные факторы риска в формировании отклонений в психическом и речевом развитии в детском возрасте. Материнство и детство. 2002. № 4. С. 39-42.

Bocharova E.A., Sidorov P.I., Solov'evAG. Mediko-sotsial'nye faktory riska v formirovanii otklonenij v psikhicheskom i rechevom razvitii v detskom vozraste. Materinstvo i detstvo. 2002. № 4. S. 39-42.

5. Хаустов А.В. Направления деятельности Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аути-стического спектра. Аутизм и нарушения развития. 2016. № 4. С. 14-18.

KHaustov A.V. Napravleniya deyatel'nosti Federal'nogo resursnogo tsentra po organizatsii kompleksnogo soprovozhdeniya detej s rasstrojstvami autis-ticheskogo spektra. Autizm i narusheniya razvitiya. 2016. № 4. S. 14-18.

6. Альбицкая Ж.В. Ранний детский аутизм - проблемы и трудности первичной диагностики при междисциплинарном взаимодействии. Медицинский альманах. 2016. № 2. С. 108-111.

Al'bitskaya ZH.V. Rannij detskij autizm - problem i trudnosti pervichnoj diag-nostiki pri mezhdistsiplinarnom vzaimodejstvii. Meditsinskij al'manakh. 2016. № 2. S. 108-111.

7. Howlin P., Magiati I., Charman T. Systematic review of early intensive behavioral interventions for children with autism. Am J IntellectDevDisabil. 2009;1: 114

8. Постановление Правительства Архангельской области от 20.12.2016 г. № 532-пп «Об утверждении региональной программы Архангельской области по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра, проживающим в Архангельской области».

Postanovlenie Pravitel'stva Arkhangel'skoj oblasti ot 20.12.2016 g. № 532-pp «Ob utverzhdenii regional'noj programmy Arkhangel'skoj oblasti po okazaniyu kompleksnoj mediko-sotsial'noj i psikhologo-pedagogicheskoj pomoshhi dety-am s rasstrojstvami autisticheskogo spektra, prozhivayushhim v Arkhangel'skoj oblasti».

9. Бочарова Е.А., Ипатова О.Н. Комплексная помощь ребенку с аутистическим расстройством. VI Апрельские чтения памяти профессора М.В. Пиккель: сб. науч. тр. межрегион. науч.-практ. конф. с межд. уч. Архангельск, 2016. С. 45-47.

Bocharova E.A., Ipatova O.N. Kompleksnaya pomoshh' rebenku s autistiches-kim rasstrojstvom. VIAprel'skie chteniyapamyatiprofessorM.V. Pikkel':sb. nauch. tr. mezhregion. nauch.-prakt. konf. s mezhd. uch. Arkhangelsk, 2016. S. 45-47.

10. Коваленко Н.П., Щукина Е.Г. Ресурсы и проблемы материнства. Издат. центр СГМУ, Архангельск, 2012. 145 с.

Kovalenko N.P., Shukina E.G. Resursy i problem materinstva. Izdat. Tsentr SGMU, Arkhangelsk, 2012. 145s.

11. Щукина Е.Г. Особенности психологического сопровождения современных матерей: монография. Архангельск: изд-во СГМУ, 2009. 196 с.

Shukina E.G. Osobennosti psikhologicheskogo soprovozhdeniya sovremen-nykh materej: monografiya. Arkhangelsk: izd-vo SGMU, 2009. 196 s. \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.