Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КРУПНЕЙШИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КРУПНЕЙШИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
710
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAX ADMINISTRATION / TAX SYSTEM / FINANCIAL SYSTEM / НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / КРУПНЕЙШИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / TAX ACCOUNTING / MAJOR TAXPAYERS / TAX DECLARATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дарькина Юлия Александровна

Актуальность данной статьи обусловлена не совершенствованием налогового законодательства по учету крупнейших налогоплательщиков, несмотря на то, что налоговые поступления составляют больше половины всех поступлений в бюджет. Система налогового администрирования на современном этапе должна одновременно обеспечивать: повышения уровня собираемости налогов, сокращение издержек налогоплательщиков, создание удобных условий при исполнении обязанностей по уплате налогов, соблюдение принципа справедливости. В статье рассматривается сравнение критериев отбора для крупнейших налогоплательщиков на федеральном и региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TAX ADMINISTRATION OF THE LARGEST TAXPAYERS

The relevance of this article is due to the lack of improvement in tax legislation to account for the largest taxpayers, despite the fact that tax revenues account for more than half of all revenues to the budget. At the present stage, the tax administration system should simultaneously ensure: an increase in the level of tax collection, a reduction in the costs of taxpayers, the creation of convenient conditions for the performance of tax payment duties, and observance of the principle of equity. The article discusses the comparison of selection criteria for the largest taxpayers at the federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КРУПНЕЙШИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ»

Economics

УДК 33

DOI 10.21661/r-486163 Дарькина Ю.А.

Особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков

Аннотация

Актуальность данной статьи обусловлена не совершенствованием налогового законодательства по учету крупнейших налогоплательщиков, несмотря на то, что налоговые поступления составляют больше половины всех поступлений в бюджет. Система налогового администрирования на современном этапе должна одновременно обеспечивать: повышения уровня собираемости налогов, сокращение издержек налогоплательщиков, создание удобных условий при исполнении обязанностей по уплате налогов, соблюдение принципа справедливости. В статье рассматривается сравнение критериев отбора для крупнейших налогоплательщиков на федеральном и региональном уровне.

I Ключевые слова: финансовая система, налоговый учет, налоговое администрирование, налоговая система, налоговая декларация, крупнейшие налогоплательщики.

Darkina Y.A.

Features of tax administration of the largest taxpayers

Abstract

The relevance of this article is due to the lack of improvement in tax legislation to account for the largest taxpayers, despite the fact that tax revenues account for more than half of all revenues to the budget. At the present stage, the tax administration system should simultaneously ensure: an increase in the level of tax collection, a reduction in the costs of taxpayers, the creation of convenient conditions for the performance of tax payment duties, and observance of the principle of equity. The article discusses the comparison of selection criteria for the largest taxpayers at the federal and regional levels.

■ Keywords: tax administration, tax system, financial system, tax accounting, major taxpayers, tax declaration.

Стабильность финансовой системы государства обеспечивается полным, эффективным и своевременным сбором налогов и обязательных платежей. В настоящее время повышение уровня налогового администрирования - это одно из главных направлений налоговой политики, обеспечивающее снижение налогового бремени, снижения издержек функционирования налоговой системы, поддержание «здоровой» конкуренции для добросовестных налогоплательщиков.

Улучшение налоговой системы складывается из формирования положительных отношений между государством и бизнесом, что влечет за собой и улучшения качества налогового администрирования налогоплательщиков. В особенности это затрагивает крупнейших налогоплательщиков, которые отчисляют бюджет больше половины всех поступлений.

Работа налоговых органов с крупнейшими налогоплательщиками строится с учетом практики мирового

опыта. Особенный подход к администрированию крупнейших налогоплательщиков начал формироваться с 1999 года [6]. Было выпущено решение МНС РФ о постановки крупнейших налогоплательщиков на учет в специально созданные или выделенные на территории субъекта федерации налоговые органы. В 2001 году такая работа на федеральном уровне была начата с создания трех межрегиональных инспекций по работе с крупнейшими налогоплательщиками на федеральном уровне [3].

Важный шаг уже был сделан в качестве выделения группы крупнейших налогоплательщиков как самостоятельного объекта налогового администрирования. На данном этапе администрирование крупнейших налогоплательщиков ведется на основе общих положений Налогового Кодекса Российской Федерации, но без отражения специфических особенностей.

Крупнейшие налогоплательщики - крупные организации, показатели финансово-экономической дея-

Экономика

Таблица 1

Сравнение критериев для крупнейших налогоплательщиков на федеральном и региональном уровне

Критерий На региональном уровне На федеральном уровне

1 2 3

1 Объем начисленных федеральных налогов:

Услуги связи от 75 до 300 млн руб. свыше 300 млн руб.

Транспортные услуги от 30 до 50 млн руб. свыше 50 млн руб.

Другие виды деятельности от 300 млн руб. до 1 млрд руб. свыше 1 млрд руб.

2 Суммарный объем выручки от продаж от 1 до 20 млрд руб. свыше 20 млрд руб.

3 Активы от 1 до 20 млрд руб. свыше 20 млрд руб.

тельности которых относятся к категории крупнейших. Критерии отнесения прописаны в приказе ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@.

Для крупнейших налогоплательщиков характерны следующие особенности: большой поток денежных средств, масштабный документооборот, использование интеграции различных структурных подразделений, подлежащих налогообложению по упрощенной системе, наличие партнерских отношений с различными фирмами как внутри страны, так и за ее пределами. Для контроля над крупнейшими налогоплательщиками созданы на федеральном уровне межрегиональные инспекции, на региональном уровне межрайонные инспекции [4]. Цель таких инспекций: качественное и своевременное обслуживание налогоплательщиков, эффективный налоговый контроль и, соответственно, рост доходов государства. Основная задача при администрировании крупнейших налогоплательщиков - совершенствование предпроверочной подготовки и аналитической работы по мониторингу финансово-хозяйственных связей и взаимозависимых структур [5].

Каждый год контрольным управлением ФНС России формируется список крупнейших налогоплательщиков. Если крупная организация, перестала соответствовать критериям, она исключается из списка, но на протяжении трех лет все равно считается крупнейшим налогоплательщиком.

При постановке на учет в отношении крупнейших налогоплательщиков выполняются следующие действия:

1) присваивается новый код причины постановки на учет;

2) вносятся данные в ЕГРН;

3) выдается организации «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика» [6].

При постановке крупнейшего налогоплательщика на учет в Межрегиональной или Межрайонной инспекции он не снимается с учета в налоговом органе по месту нахождения [2].

Одной из обязанностей крупнейших налогоплательщиков является предоставление налоговых деклараций в электронном виде при проведении камеральной проверки налоговыми органами.

Срок проведения выездных проверок крупнейших налогоплательщиков - два месяца, но может быть продлен до четырех и шести месяцев. Выездные проверки крупнейших налогоплательщиков федерального уровня должны проводиться раз в два года, а регионального уровня - раз в три года. Проверка охватывает три календарных года деятельности [1].

Одним из существенных недостатков Межрегиональных инспекций является то, что они создаются на основе субъективного отраслевого принципа, т.е. они контролируют налогоплательщиков занятых в определенной отрасли производства [6]. Данную ситуацию можно решить созданием возможности администрирования всех крупнейших налогоплательщиков Межрайонными инспекциями с возможностью при необходимости увеличения их количества и деления по отраслям.

На сегодняшний момент, нет точного регламентирования в налоговом законодательстве: в налоговом кодексе не закреплено понятия крупнейшего налогоплательщика, весь процесс администрирования закреплен исключительно в подзаконных актах Министерства финансов РФ и ФНС России, которые постоянно изменяются. В Налоговом Кодексе Российской Федерации эти особенности не отражены.

В заключение хочется отметить, что правильная работа системы налогового администрирования, на сегодняшний момент, должна одновременно обеспечивать: повышение уровня собираемости налогов в целях своевременного финансирования расходов всех уровней; создание комфортных условий для налогоплательщиков при исполнении обязанностей по уплате налогов; соблюдение принципа справедливости для всех экономических агентов; снижение затрат государства на осуществление налогового контроля.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая. - М.: Проспект, 2018. - 1136 с.

2. Приказ МНС России от 16.04.2004 №САЭ-3-30/290@ (ред. от 28.09.2018) «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения россий-

80

Интерактивная наука | 3 (37) • 2019

Economics

ских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам».

3. Крохина Ю.А. Налоговое право. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 464 с.

4. Проблемы определения правового статуса налогоплательщиков. Каширина Ю.П., Лободенко Ю.В. // Территория науки. - 2015. - №4. - С. 172-176.

5. Проблемы перехода российского аудита на международные стандарты аудита / Н.А. Колесникова // Экономика и предпринимательство. - 2017. - №6 (83). - С. 795-798.

6. Проблемы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков / А.Х. Евстафьева // Инновационное развитие экономики. - 2015. - №6 (30). - С. 49-52.

References

1. (2018). Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii. Chast' pervaia, vtoraia., 1136. M.: Prospekt.

2. Prikaz MNS Rossii ot 16.04.2004 SAE-3-30 "Ob organizatsii raboty po nalogovomu administrirovaniiu krupneishikh nalogoplatel'shchikov i utverzhdenii kriteriev otneseniia rossiiskikh organizatsii - iuridicheskikh lits k krupneishim nalogoplatel'shchikam".

3. Krokhina, Iu. A. (2014). Nalogovoe pravo. M.: Iuniti-Dana.

4. Lobodenko, Iu. V. (2015). Problemy opredeleniia pravovogo statusa nalogoplatel'shchikov. Kashirina Iu.P.,. Territoriia nauki, 4., 172-176.

5. Kolesnikova, N. A. (2017). Problemy perekhoda rossiiskogo audita na mezhdunarodnye standarty audita. Ekonomika i predprinimatel'stvo, 6 (83), 795-798.

6. Evstafeva, A. Kh. (2015). Problemy nalogovogo administrirovaniia krupneishikh nalogoplatel'shchikov. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki, 6 (30), 49-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.