Проблемы экономики и менеджмента
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СТАТИСТИКА
УДК 334
К.Э. Вакуленко
студент,
кафедра «Налоги и налогообложение», ФГАОУВПО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток
КРУПНЕЙШИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ КАК ВИД УСИЛЕННОГО КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Аннотация. В статье раскрыто понятие «крупнейший налогоплательщик», описаны критерии отнесения к данной категории лиц. Рассмотрены межрегиональные и межрайонные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Ключевые слова: крупнейшие налогоплательщики, межрегиональные инспекции, крупные налогоплательщики, межрайонные инспекции, финансово-экономическая деятельность,
взаимозависимость организаций.
K.E. Vakulenko, Far Eastern Federal University, Vladivostok
LARGEST TAXPAYERS IS THE KIND OF ENHANCED CONTROL TAX SERVICE
Abstract. Article reveals the concept of «the largest taxpayer», describes the criteria for this category of persons. It examines interregional and interdistrict tax inspectorates of the Federal Tax Service of Russia for the largest taxpayers.
Keywords: largest taxpayers, interregional tax inspectorates, large taxpayers, interdistrict tax inspectorates, financial and economic activity, interdependence of organizations.
Крупнейшие налогоплательщики - крупные организации-налогоплательщики, которые по определенным критериям относятся к категории крупнейших. Именно за счет их деятельности бюджет получает большую часть налоговых поступлений. Но сложная структура, колоссальные потоки денежных средств, осуществление огромного количества хозяйственных операций делают для них возможным использование различных налоговых схем, снижающих налоговое бремя. Чтобы полностью проконтролировать «самых прибыльных» налогоплательщиков в Российской
Федерации создаются специальные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.
Критерии отнесения налогоплательщика к категории крупнейших были сформированы в 2001 году, когда было принято решение о налоговом администрировании данных организаций. В 2007 году они были удвоены, так как круг крупнейших налогоплательщиков с каждым годом расширялся, и эффективно контролировать их становилось все труднее. Последние изменения были внесены в 2012 году.
Критерии отнесения налогоплательщика к категории крупнейших:
1. Показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации.
32
№ 9 (37) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
Таблица 1 - Критерии разграничения налогоплательщиков и администрирования их разными инспекциями ФНС России
Критерий Крупнейший налогоплательщик Крупный налогоплательщик Т радиционный налогоплательщик
1. Суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов: - для организаций связи - для организаций транспорта - для прочих организаций свыше 300 млн руб. свыше 300 млн руб. свыше 1 млрд руб. от 75 до 1 млрд руб. до 75 млн руб.
2. Суммарный объем полученных доходов свыше 20 млрд руб. от 1 до 20 млрд руб. до 1 млрд руб.
3. Активы свыше 20 млрд руб. от 1 до 20 млрд руб. до 1 млрд руб.
Уровень администрирования федеральный уровень (межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам) региональный уровень (межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам) уровень района (инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления)
Источник: [4, с. 102].
Также к крупнейшим налогоплательщикам относятся следующие организации:
1) организации оборонно-промышленного комплекса:
- сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции более 20% от общей суммы выручки;
- сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции более 27 млн руб. в год;
- доля вклада учредителя (государство) свыше 50%.
- среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;
2) кредитные и страховые организации:
- объем чистых активов на конец года не менее 25 млрд руб.;
- суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов свыше 300 млн руб.;
- сумма страховых премий за отчетный период не менее 2 млрд руб.
2. Взаимозависимость между организациями. Организации, отношения с которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты деятельности крупнейшего налогоплательщика могут быть так же отнесены к данной категории налогоплательщиков [3].
Для налогового администрирования «самых прибыльных» налогоплательщиков создаются межрегиональные и межрайонные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Они являются территориальными органами, осуществляющими контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах крупнейшими налогоплательщиками [1].
Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим
№ 9 (37) - 2014
33
Проблемы экономики и менеджмента
налогоплательщикам начали создаваться в 2001 году для осуществления налогового администрирования на федеральном уровне по отраслевому принципу (рис. 1).
Рисунок 1 - Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Источник: [2]
Межрайонные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам начали создаваться в 2002 году для осуществления налогового администрирования на региональном уровне. Они включены в структуру управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации. На данный момент такие инспекции работают в 44 субъектах Российской Федерации [2].
Отнесение организации к категории крупнейших налогоплательщиков приводит к углубленному контролю за ней со стороны межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. В результате этого увеличивается объем налоговых поступлений во все уровни бюджетов. Например, за 2013 год от налогоплательщиков, состоящих на учете в Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам № 8, в консолидированный бюджет РФ мобилизовано 100,5 млрд руб., что на 4,6% превышает поступления прошлого года [5].
Опыт многих государств показывает, что создание специальных инструментов контроля за деятельностью крупнейших налогоплательщиков привело к более эффективной работе налоговых органов и строгому соблюдению налогового законодательства организациями. Эти механизмы позволяют налоговым органам сосредоточить усилия на небольшой группе налогоплательщиков, которая занимает лидирующее положение по налоговым поступлениям в бюджет страны.
Список литературы:
1. Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы: [приказ Минфина России № 101н: принят 9 августа 2005]. -КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
2. Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций -
34
№ 9 (37) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях: [приказ МНС России № САЭ-3-30/290@: принят 16 апреля 2004]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
3. О внесении изменений в приказ МНС России № САЭ-3-30/290@ от 16.04.2004: [приказ ФНС России № ММ-3-06/308@: принят 16 мая 2007]. -КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
4. Майбуров, И. А. Налоги и налогообложение : учебник / И. А. Майбуров. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 591 с.
5. Подведены итоги работы МИ ФНС России по КН № 8 в 2013 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/
№ 9 (37) - 2014
35