№ 4 (13).
4. Лапшина, Г.В. О направлениях государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе /Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П.Горячкина». -2012. - №1 (52). - С. 111112.
5. Лапшина, Г.В. Программно-целевой подход к социальному развитию села Ульяновской области / Г.В. Лапшина, Н.Р.Александрова, А.В. Жирнов // Международный технико-экономический журнал. -2013. - №1. - С. 61-66.
6. Проект «Стратегия развития науки и инноваций Калужской области на период до 2015 года», Калуга, 2010 г;
7. http: //www.mcx. ru/news/news/v7_show/29908.285. htm;
8. http://www.innovbusiness.ru/;
9. http://apkko.ru/.
Курбанаева Л.Х.,
доцент
кафедра «Финансы и кредит»
Меляев Б.Б. студент Э-407(нн) Башкирский Государственный Аграрный университет
Российская Федерация, г. Уфа ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В
РОССИИ
Аннотация: В статье говорится о проблемах в сфере налогообложения малого бизнеса и о проблемах в этой сфере.
Ключевые слова: налог, система налогообложения, налоговые льготы структурообразующий сектор, налоговое бремемя.
Мировая практика свидетельствует о том, что малый бизнес является важнейшим структурообразующим сектором развитой экономики, деятельность которого напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала, решение проблем занятости и повышения уровня реальных доходов населения. [2]
Малый бизнес в России уже сегодня является наиболее массовым сегментом частного сектора экономики, оставаясь подчас единственной возможностью для большей части населения реализовать свой предпринимательский потенциал. [3]
Основной целью современной налоговой системы Российской Федерации, по мнению Торгово-Промышленной Палаты России, должны быть формирование налоговых стимулов для дальнейшего развития
механизмов хозяйствования и рыночных институтов, создание условий для роста эффективности производства, а также обновления основных фондов предприятий, снижение доли налоговой нагрузки в целом на Российскую экономику и малый бизнес.
При этом снижение налогового бремени должно сопровождаться снижением затрат на функционирование административной налоговой системы, а также развитием "социальной" и "регулирующей" функций налогов. [2]
В целях преодоления последствий мирового финансового кризиса все чаще на государственном уровне, в предпринимательской и профессиональной среде говорится о необходимости выбора эффективных инструментов налогового регулирования, снижении налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Однако на поверку оказывается, что принимаемые законодательные решения ведут скорее к противоположному результату, определенным образом ухудшая налоговое положение малого и среднего бизнеса.
Справедливости ради стоит отметить, что за последнее время был сделан ряд важных положительных шагов в части смягчения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. В частности, Федеральным законом от
26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъектам Российской Федерации было предоставлено право устанавливать дифференцированные ставки единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения по объекту налогообложения "доходы, уменьшенные на расходы" в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. [2]
Отметим, что действующими редакциями ст. ст.56, 61.1, 61.2 и 146 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что 10% поступлений от УСН и ЕНВД подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а 90% - в региональные и местные бюджеты. Иными словами, в размер ставки единого налога по УСН и ЕНВД заложена доля, подлежащая перечислению в указанные фонды. [4]
Многие из предусмотренных основными направлениями налоговой политики, в этой части предложений уже приняты Федеральным Собранием РФ и подписаны Президентом РФ.
Имеются в виду Федеральные законы от 17.07.2009 N 165-ФЗ и от
19.07.2009 N 201-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и от 19.07.2009 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации".
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления,
акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислении налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.
Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и очень скоро отменяются.
Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению нашей экономики и еще больше усугубляет экономический кризис.
Но в любой ситуации необходимо рассматривать пути оптимизации налогообложения.
Говоря о предприятиях малого бизнеса, то тут возможно получение максимальной выгоды из использования специальных режимов в таком вопросе, как оптимизация налогов - например, упрощенная система налогообложения. [3]
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход является не всегда экономически выгодной предпринимателю по причине частого несовпадения фактически полученного дохода с фактической суммы уплаченного ЕНВД. Стоит отметить, что наряду с недостатками, налог обладает и неоспоримым преимуществом - снижением себестоимости продукции (работ, услуг). [1]
Также хотелось бы обратить внимание на то, что п.4 ст.346.12 НК РФ дает право организациям применять УСН и систему налогообложения в виде ЕНВД одновременно.
Налогообложение малого бизнеса в нашем государстве несовершенно, но это не повод, чтобы не платить налоги совсем. Гораздо более разумным и законным выходом из положения является подбор оптимальной системы налогообложения малого бизнеса. Многие индивидуальные предприниматели выбирают упрощенную систему налогообложения, но она порождает много вопросов и сложностей. Отчетность меняется слишком часто даже в сфере малого бизнеса, а общение с налоговой инспекцией большинство предпринимателей желает свести к минимуму.
Серьезная проблема для малого бизнеса - ограниченная возможность получения кредитов в случае отсутствия залогового имущества.
Основные проблемы налоговой системы по отношению к малому бизнесу:
- неразвитые механизмы налогообложения и перераспределения налогов;
- постоянно изменяющееся налоговое законодательство;
- сложность и нечеткость принимаемых законов в области налогообложения;
- большие размеры взимаемых налогов;
- неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств.
Что касается положительных качеств налогообложения малых
предприятий, то малый бизнес в отдельных видах деятельности (инновационные технологии, наукоемкие и высокотехнологичные отрасли) имеет некоторые льготы по налогам. [4]
В настоящее время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий.
Малый бизнес испытывает большее давление "налогового пресса", нежели крупный и средний - помимо высоких налогов это и повышенные удельные издержки на ведение налогового учета. Сюда же следует прибавить и издержки на различного рода государственных контроллеров, неформальные "крыши" и др. Вполне естественно, что малый бизнес пытается скрыть от государства часть своих доходов. [1]
Можно сказать что в последнее время предпринимаются попытки со стороны государства облегчить ведение малого бизнеса. В частности, подача деклараций по УСН переведена на срок одного раза в год.
Не подлежит сомнению, что действующее налоговое законодательство нуждается в скорейшей гармонизации с законами, касающимися малого бизнеса.
Использованные источники:
1. Араева А.Н. Что делать с малым бизнесом [Текст] / А.Н. Араева // приложение к газете «Экономика и жизнь». - 2014. № 2. - С.11 -14.
2.Перов, А.В. Налоги и налогообложение [Текст] : учебник / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. - М. : Юрайт, 2011.
3.Федосимов Б.А. Оценка налоговой нагрузки предприятий [Текст] Б.А. Федосимов // Налоги. - 2012. - № 3.
4.Сидельников, С.О. Пути совершенствования налоговой системы [Текст] / С.О. Сидельников // Проблемы теории и практики управления. - 2013.-№ 5.- С.3-7.
Курманова Л. Р., д. э. н.
профессор Башкирский государственный Ахтямова Л.Р. студент 3го курса Институт Экономики Финансов и Бизнес
Россия, г. Уфа
ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОБОБЩАЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
УРОВНЯ ЖИЗНИ В СТРАНЕ
Аннотация: в статье ВВП на душу населения рассматривается как обобщающий показатель уровня жизни в России. Проводится анализ динамики ВВП в период с 2012 по 2013 год.
Ключевые слова: уровень жизни, ВВП, экономический рост, динамика