Научная статья на тему 'Особенности музыкального языка фортепианного цикла В. В. Сильвестрова «Три багатели» ор. 1 (2005 г. ):'

Особенности музыкального языка фортепианного цикла В. В. Сильвестрова «Три багатели» ор. 1 (2005 г. ): Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
499
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
багатели / фортепианная миниатюра / Валентин Васильевич Сильвестров. / bagatelles / Valentin Vasilyevich Silvestrov

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Свешникова Ю. В.

В статье автор на основе художественно-эстетического анализа выявляет особенности музыкального языка Цикла миниатюр «Три багатели ор. 1» современного украинского композитора Валентина Васильевича Сильвестрова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MUSICAL LANGUAGE OF THE PIANO CYCLE V. V. SILVESTROV "THREE BAGATELLES" OP. 1 (2005).):

In the article the author on the basis of artistic and aesthetic analysis reveals the features of the musical language of the modern Ukrainian composer Valentin Vasilyevich Silvestrov

Текст научной работы на тему «Особенности музыкального языка фортепианного цикла В. В. Сильвестрова «Три багатели» ор. 1 (2005 г. ):»

«ш^шетим-^шгмаьотжш©^ / art HISTORY

11

но и поставить полноценный спектакль, основанный на логике поступков и поведении персонажей, на пространственно-композиционном решении спектакля. Автора нужно уважать. Главное никогда не потерять его лица и духа в произведении.

Список использованной литературы:

1. Цилевич Л.М. Сюжет чеховского рассказа. Рига. Изд. «Звайгзне», 1976

2. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Т.7. М.: Наука, 1985. С. 236239

Свешникова Ю.В.

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина

(Технологии. Дизайн. Искусство)», г. Москва

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА ФОРТЕПИАННОГО ЦИКЛА В. В. СИЛЬВЕСТРОВА «ТРИ БАГАТЕЛИ» ОР. 1 (2005 Г.):

Sveshnikovа, J. V.

Russian state University. A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow

FEATURES OF THE MUSICAL LANGUAGE OF THE PIANO CYCLE V. V. SILVESTROV "THREE

BAGATELLES" OP. 1 (2005).):

Аннотация:

В статье автор на основе художественно-эстетического анализа выявляет особенности музыкального языка Цикла миниатюр «Три багатели ор. 1» современного украинского композитора Валентина Васильевича Сильвестрова Abstract:

In the article the author on the basis of artistic and aesthetic analysis reveals the features of the musical language of the modern Ukrainian composer Valentin Vasilyevich Silvestrov

Ключевые слова: багатели, фортепианная миниатюра, Валентин Васильевич Сильвестров. Keywords: bagatelles, Valentin Vasilyevich Silvestrov

Цикл фортепианных миниатюр современного украинского композитора Валентина Васильевича Сильвестрова Три багатели ор. 1 был написан в 2005 году.

Багатель — один из излюбленных жанров фортепианной миниатюры Валентина Сильвестрова. Первые опыты сочинения фортепианных композиций в данном жанре он предпринял в 2004 году. На сегодняшний день «багательная музыка» композитора представлена уже более чем двумя сотнями опусов, состоящих из трех-четырех пьес — вальсов, серенад, постлюдий и других миниатюр. Учитывая этимологию термина, Сильвестров дает свое определение, называя Багатель «возвышенной незначительностью», для которой, согласно дзенов-ской идее, преодолевается дуализм «высокое-низкое» [1, с. 154].

Эмоциональный строй данного цикла включает в себя различные метаморфозы внутреннего состояния человека: от состояния умиротворенности, спокойствия (первая багатель) до щемящего оттенка печали (вторая багатель) и прозрачной нежности (третья багатель). Пьесы следуют без перерыва, attacca, что еще больше усиливает ощущение драматургического единства цикла.

Основан он на единстве образно -эмоциональной сферы, при котором развитие образов основывается на принципе развития: «прорастание». Неслучайно в своих комментариях композитор вместо понятия «развитие» употребляет термин «прорастание» как синоним

«развертывания», присущего именно аффектам [5, с. 5]. Фортепианная миниатюра позволяет сосредоточить внимание на отдельной интонации, организовать форму на принципе ее постепенного развития, органического «прорастания». В результате такого развития интонация становится метамелодией формы.

Драматургия цикла построена на принципе «просветления» образно-эмоционального содержания багателей. Единство цикла обеспечено также и общим решением тонального плана: тональность первой багатели — C-dur, второй — e-moll, третьей

— G-dur. Это романтическая терцовая логика, а не кварто-квинтовая как у классицистов. Композитор возвращается в конце первой и третьей багателей к исходной тональности, что позволяет создать эффект завершенности формы. Тональная разомкну-тость пьес, обилие модуляционных процессов, ме-дитативность состояния, передающаяся в инертности развития формы и приглушенности динамики,

— все это составляет волшебную «ауру» произведений, в которых автор предлагает по-новому взглянуть на «известную всем» красоту интонаций [5, с. 149].

Форма миниатюр цикла отличается классицистской простотой и ясностью:

Пьеса № 1 — простая двухчастная репризная форма, где первая часть написана в форме симметричного периода из двух предложений.

Пьесы № 2 — рондо, состоящее из рефрена и двух эпизодов.

Пьеса № 3 — трех-пятичастная форма.

ART HISTORY / «ШУШ(Ш1УМ-ШУГМА1>#3(Ш7)),2©1]9

12_

Большое значения в багателях играет импрови-зационность в процессе изложения музыкального материала [5, с. 92]. Прозрачность фактуры, «предсказуемость» построения и «угадываемость» слушателем мелодических оборотов сильвестровских сочинений способствуют выявлению глубокой семантической наполненности элементов музыкального языка, создающей некую новую эстетическую модель, существование которой возможно только при условии напряженного «диалога» слушательского восприятия с уходящим временем и вмещающим в себя многоголосное стилевое «эхо» метапро-странством [5, с. 96]. Багатели В. Сильвестрова, как и «Мимолетности» С. Прокофьева являются как бы дневником, отражающим впечатления и эмоции композитора, это «краткий словарь» стиля композитора [3, с. 26].

Ведущим типом тематизма у В. Сильвестрова является фигурация, которая не обладает яркой образной определенностью, структурной законченностью, а также необходимым балансом «означающих» и семантически нейтральных элементов. Она частично сохраняет семантику «фигуры сопровождения» [4, с. 6]. Повтор фигураций является стати-зирующим фактором. Сильвестров высвобождает ее первичную красоту, ее изначальный смысл, уходящий корнями в акустическую благозвучность и совершенство трезвучия [4, с. 7].

Мелодия в Трех багателях является основой композиции. Наполняемая паузами, она трансформирует свой облик и семантическое содержание, обращенное в сферу невыразимого» [7, с. 319]. Интонационную «профильность» Сильвестров считает главным свойством «багательного стиля» [2, с. 149].

Построения фраз в пьесах имеют форму «волны»: на интонационном уровне — волновые строения «подъем-спад»; на уровне динамики и темпа — нотный текст изобилует многочисленными авторскими указаниями смены темпа, изменений динамики в пределах одного такта, указывающие на словно естественное «излучение» звука — его появление в пространстве (импульс) и исчезновения (спад, «эхо») [2, с. 143].

Единство цикла обеспечено общим решением динамического плана. Одним из главных моментов

музыкальной поэтики багателей является особо выразительная динамика сочинений, которая воплощает очень тонкие психологические состояния и интенции. Ткань музыкальной композиции насыщена эмоционально-энергетическими процессами.

В партитуре багателей обращает на себя внимание многообразие артикуляционных и динамических указаний, их детализированность и точность, прежде всего это касается динамического диапазона mp — pp. В системе музыкального языка композитора «такое обилие тихих звучаний свидетельствует о совершенно особой, доминирующей их роли» [6, с. 137].

Список литературы

1. Говар, Н. А. Фортепианная миниатюра в творчестве отечественных композиторов второй половины XX — начала XXI веков. : проблемы стиля и интерпретации : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Н. А. Говар ; науч. рук. Т. И. Науменко. — М., 2013. — 28 с.

2. Жалейко, Д. Н. Китч и его трансформация в творчестве Валентина Сильвестрова : дис. ... канд. искусствоведения / Д. Н. Жалейко ; науч. рук Л. В. Шаповалова. — Харьков, 2016. — 205 с.

3. Зайцева, М. Л., Воробьев В. А. Специфика восприятия художественного времени в фортепианном цикле «Мимолетности» С. С. Прокофьева // Colloquium-journal. — 2019. — № 93 (20). — С. 26-28.

4. Кузнецова, М. В. Постлюдии

B. Сильвестрова: поэтика и семантика жанра / М. В. Кузнецова // Музыкальная академия. — 2010. — № 4. — С. 129-135.

5. Нестьева, М. Автопортрет композитора в интерьере его музыки / М. Нестьева // Музыкальная академия. — 2012. — № 2. — С. 3-7.

6. Сальм, А. Интонационная динамика в сонатах Валентина Сильвестрова / А. Сальм // Вестник РАМ им. Гнесиных. — 2007. — № 2. —

C. 135-143.

7. Сильвестров, В. В. Дождаться музыки. Лекции-беседы : По материалам встреч, организованных Сергеем Пилютиковым. — Киев : Дух i лггера, 2010. — 367 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.