«ш^шетим-^шгмаьотжш©^ / art HISTORY
11
но и поставить полноценный спектакль, основанный на логике поступков и поведении персонажей, на пространственно-композиционном решении спектакля. Автора нужно уважать. Главное никогда не потерять его лица и духа в произведении.
Список использованной литературы:
1. Цилевич Л.М. Сюжет чеховского рассказа. Рига. Изд. «Звайгзне», 1976
2. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Т.7. М.: Наука, 1985. С. 236239
Свешникова Ю.В.
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», г. Москва
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА ФОРТЕПИАННОГО ЦИКЛА В. В. СИЛЬВЕСТРОВА «ТРИ БАГАТЕЛИ» ОР. 1 (2005 Г.):
Sveshnikovа, J. V.
Russian state University. A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow
FEATURES OF THE MUSICAL LANGUAGE OF THE PIANO CYCLE V. V. SILVESTROV "THREE
BAGATELLES" OP. 1 (2005).):
Аннотация:
В статье автор на основе художественно-эстетического анализа выявляет особенности музыкального языка Цикла миниатюр «Три багатели ор. 1» современного украинского композитора Валентина Васильевича Сильвестрова Abstract:
In the article the author on the basis of artistic and aesthetic analysis reveals the features of the musical language of the modern Ukrainian composer Valentin Vasilyevich Silvestrov
Ключевые слова: багатели, фортепианная миниатюра, Валентин Васильевич Сильвестров. Keywords: bagatelles, Valentin Vasilyevich Silvestrov
Цикл фортепианных миниатюр современного украинского композитора Валентина Васильевича Сильвестрова Три багатели ор. 1 был написан в 2005 году.
Багатель — один из излюбленных жанров фортепианной миниатюры Валентина Сильвестрова. Первые опыты сочинения фортепианных композиций в данном жанре он предпринял в 2004 году. На сегодняшний день «багательная музыка» композитора представлена уже более чем двумя сотнями опусов, состоящих из трех-четырех пьес — вальсов, серенад, постлюдий и других миниатюр. Учитывая этимологию термина, Сильвестров дает свое определение, называя Багатель «возвышенной незначительностью», для которой, согласно дзенов-ской идее, преодолевается дуализм «высокое-низкое» [1, с. 154].
Эмоциональный строй данного цикла включает в себя различные метаморфозы внутреннего состояния человека: от состояния умиротворенности, спокойствия (первая багатель) до щемящего оттенка печали (вторая багатель) и прозрачной нежности (третья багатель). Пьесы следуют без перерыва, attacca, что еще больше усиливает ощущение драматургического единства цикла.
Основан он на единстве образно -эмоциональной сферы, при котором развитие образов основывается на принципе развития: «прорастание». Неслучайно в своих комментариях композитор вместо понятия «развитие» употребляет термин «прорастание» как синоним
«развертывания», присущего именно аффектам [5, с. 5]. Фортепианная миниатюра позволяет сосредоточить внимание на отдельной интонации, организовать форму на принципе ее постепенного развития, органического «прорастания». В результате такого развития интонация становится метамелодией формы.
Драматургия цикла построена на принципе «просветления» образно-эмоционального содержания багателей. Единство цикла обеспечено также и общим решением тонального плана: тональность первой багатели — C-dur, второй — e-moll, третьей
— G-dur. Это романтическая терцовая логика, а не кварто-квинтовая как у классицистов. Композитор возвращается в конце первой и третьей багателей к исходной тональности, что позволяет создать эффект завершенности формы. Тональная разомкну-тость пьес, обилие модуляционных процессов, ме-дитативность состояния, передающаяся в инертности развития формы и приглушенности динамики,
— все это составляет волшебную «ауру» произведений, в которых автор предлагает по-новому взглянуть на «известную всем» красоту интонаций [5, с. 149].
Форма миниатюр цикла отличается классицистской простотой и ясностью:
Пьеса № 1 — простая двухчастная репризная форма, где первая часть написана в форме симметричного периода из двух предложений.
Пьесы № 2 — рондо, состоящее из рефрена и двух эпизодов.
Пьеса № 3 — трех-пятичастная форма.
ART HISTORY / «ШУШ(Ш1УМ-ШУГМА1>#3(Ш7)),2©1]9
12_
Большое значения в багателях играет импрови-зационность в процессе изложения музыкального материала [5, с. 92]. Прозрачность фактуры, «предсказуемость» построения и «угадываемость» слушателем мелодических оборотов сильвестровских сочинений способствуют выявлению глубокой семантической наполненности элементов музыкального языка, создающей некую новую эстетическую модель, существование которой возможно только при условии напряженного «диалога» слушательского восприятия с уходящим временем и вмещающим в себя многоголосное стилевое «эхо» метапро-странством [5, с. 96]. Багатели В. Сильвестрова, как и «Мимолетности» С. Прокофьева являются как бы дневником, отражающим впечатления и эмоции композитора, это «краткий словарь» стиля композитора [3, с. 26].
Ведущим типом тематизма у В. Сильвестрова является фигурация, которая не обладает яркой образной определенностью, структурной законченностью, а также необходимым балансом «означающих» и семантически нейтральных элементов. Она частично сохраняет семантику «фигуры сопровождения» [4, с. 6]. Повтор фигураций является стати-зирующим фактором. Сильвестров высвобождает ее первичную красоту, ее изначальный смысл, уходящий корнями в акустическую благозвучность и совершенство трезвучия [4, с. 7].
Мелодия в Трех багателях является основой композиции. Наполняемая паузами, она трансформирует свой облик и семантическое содержание, обращенное в сферу невыразимого» [7, с. 319]. Интонационную «профильность» Сильвестров считает главным свойством «багательного стиля» [2, с. 149].
Построения фраз в пьесах имеют форму «волны»: на интонационном уровне — волновые строения «подъем-спад»; на уровне динамики и темпа — нотный текст изобилует многочисленными авторскими указаниями смены темпа, изменений динамики в пределах одного такта, указывающие на словно естественное «излучение» звука — его появление в пространстве (импульс) и исчезновения (спад, «эхо») [2, с. 143].
Единство цикла обеспечено общим решением динамического плана. Одним из главных моментов
музыкальной поэтики багателей является особо выразительная динамика сочинений, которая воплощает очень тонкие психологические состояния и интенции. Ткань музыкальной композиции насыщена эмоционально-энергетическими процессами.
В партитуре багателей обращает на себя внимание многообразие артикуляционных и динамических указаний, их детализированность и точность, прежде всего это касается динамического диапазона mp — pp. В системе музыкального языка композитора «такое обилие тихих звучаний свидетельствует о совершенно особой, доминирующей их роли» [6, с. 137].
Список литературы
1. Говар, Н. А. Фортепианная миниатюра в творчестве отечественных композиторов второй половины XX — начала XXI веков. : проблемы стиля и интерпретации : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Н. А. Говар ; науч. рук. Т. И. Науменко. — М., 2013. — 28 с.
2. Жалейко, Д. Н. Китч и его трансформация в творчестве Валентина Сильвестрова : дис. ... канд. искусствоведения / Д. Н. Жалейко ; науч. рук Л. В. Шаповалова. — Харьков, 2016. — 205 с.
3. Зайцева, М. Л., Воробьев В. А. Специфика восприятия художественного времени в фортепианном цикле «Мимолетности» С. С. Прокофьева // Colloquium-journal. — 2019. — № 93 (20). — С. 26-28.
4. Кузнецова, М. В. Постлюдии
B. Сильвестрова: поэтика и семантика жанра / М. В. Кузнецова // Музыкальная академия. — 2010. — № 4. — С. 129-135.
5. Нестьева, М. Автопортрет композитора в интерьере его музыки / М. Нестьева // Музыкальная академия. — 2012. — № 2. — С. 3-7.
6. Сальм, А. Интонационная динамика в сонатах Валентина Сильвестрова / А. Сальм // Вестник РАМ им. Гнесиных. — 2007. — № 2. —
C. 135-143.
7. Сильвестров, В. В. Дождаться музыки. Лекции-беседы : По материалам встреч, организованных Сергеем Пилютиковым. — Киев : Дух i лггера, 2010. — 367 с.