Н. Г. Протасова
преподаватель кафедры оркестрового и инструментального исполнительства Кемеровский государственный университет культуры и искусств
ВАЛЕНТИН СИЛЬВЕСТРОВ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ КОМПОЗИТОРА
В своем собственном деле я сделал выбор -выбор лирического поэта.
В. Сильвестров
Творчество Валентина Сильвестрова, всемирно известного украинского композитора, наиболее прочно связано с неоромантическим направлением в музыке последней трети XX века. Простота изложения, тихое звучание его сочинений кажутся подчас несколько наивными и напоминают давно ушедшую эпоху Шуберта и Мендельсона. Музыка Сильвестрова необычна в общем контексте современного композиторского творчества. В окружении эпатирующих публику опусов, соревнующихся в оригинальности авангардистов, высвечивается истинное ее назначение - обратиться к самым безыскусным и незамысловатым сторонам человеческой натуры, к лирико-созерцательному состоянию души, к просветленному и спокойному строю мыслей. Такая «новая простота» и производит незабываемое впечатление на слушателя, утомленного суперсложными техниками письма второго авангарда. В данной статье обратимся ко времени формирования творческих взглядов Сильвестрова, к фактам его биографии.
Валентин Васильевич Сильвестров родился в Киеве 30 сентября 1937 года. Отец -Василий Степанович - был инженером, мать - Екатерина Михайловна - учителем немецкого языка. Несмотря на немузыкальные профессии родителей, атмосфера в семье была творческой. Отец, имеющий превосходный слух, играл на разных инструментах: фортепиано, балалайке и др. Мать, без специального музыкального образования, знала нотную грамоту и пела в хоре. Екатерина Михайловна нередко брала сына на выступления, где он приобретал некоторый музыкальный опыт, слушая и запоминая мелодии звучащих песен. Сам Валентин обладал хорошим голосом, пел в школьном хоре сольные партии. Кроме занятий пением он танцевал, играл на мандолине. Играть на гитаре мальчику не понравилось - «.. .было больно, резало пальцы» [1, с. 68]. Увлечение рисованием привело Валентина к неудачному поступлению в художественную школу, о чем он печалился недолго, гоняя с утра до вечера футбольный мяч, как всякий мальчишка советского времени.
Дома часто бывали музыкальные вечера, на которых мать пела под аккомпанемент сына романсы Глинки и Даргомыжского. Прослушивание на пластинках различных музыкальных произведений также формировало художественный вкус будущего композитора. Своего рода предвосхищением будущих музыкальных приоритетов для Сильвестрова становятся особенно полюбившиеся ему сочинения. Среди них - Пятая симфония Л. Бетховена1, Десятая симфония Шостаковича, Концерт для 9 инструментов Веберна и др. [1]. Музыкальные пристрастия молодого композитора реально воплотились в «Фантазии» для фортепиано, вальсах из фортепианного цикла «Наивная музыка» с легким налетом салонности, восходящей к образам раннего Шопена. Сочиненная во время Первого всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957) «Фестивальная сона-
1 Может быть, неслучайна «похожесть» звучания репетиций одного звука в сочинениях Сильвестрова «Постлюдия» (1984), «Мета-музыка» (1992), «Реквием для Ларисы» (1999) и др. на «стук судьбы» I ч. Пятой симфонии Бетховена. Это реально воплотилось в настоящий стук по крышке рояля как прием игры в Сонате № 2 для фортепиано.
та» написана в духе Прокофьева. Это «.. .довольно развернутая концертная композиция с маршем в середине», - поясняет Сильвестров [1, с. 68]. Восхищение музыкальными творениями Шуберта позднее целиком захватит образную сферу сочинений молодого советского композитора. Фортепианные миниатюры, вокальные циклы, камерные ансамбли в духе Шуберта и Шумана появятся в его творчестве в 70-е годы.
Обучение игре на фортепиано началось у Сильвестрова довольно поздно - в пятнадцатилетнем возрасте. «В то время пятнадцать лет по развитию можно было приравнять к теперешним семи», - отмечает композитор [1, с. 67]. Желание иметь фортепиано сформировало у подростка уверенность в способности моментально «заиграть» на инструменте, «.как только я сяду за пианино» [1, с. 66]. Но, к его удивлению, этого не произошло, вследствие чего возникла необходимость заниматься частным образом у Софьи Зиновьевны Рыбинской - ученицы известного педагога в Киеве Г. Н. Беклемишева. Обучение шло достаточно интенсивно, что привело в конце года к умению исполнять довольно сложные произведения. позднее музыкальное образование привело к «особому пианизму»: отсутствие достаточной виртуозности и выносливости исполнения. Поэтому пьесы звучали в два раза медленнее положенного темпа. Осмелимся предположить, что подобная лирическая трактовка произведений - своеобразный намек на «слабый стиль», проявившийся в творчестве композитора позднее. Но было и преимущество в таком обучении: исполнительский репертуар ученика состоял только из нравящихся ему сочинений.
После нескольких месяцев от начала занятий, в 1952 году, Валентин стал сочинять. Первыми опытами явились небольшие пьесы для фортепиано, которые через 40 лет вошли в фортепианный цикл «Наивная музыка» (1954-1993). Учительница музыки в школе, сыгравшая большую роль в судьбе Сильвестрова, убедила его принять участие в молодежном самодеятельном конкурсе. Вальс юного композитора (последний в названном цикле), представленный на этот конкурс, был отмечен премией.
После окончания школы с золотой медалью Сильвестров в 1957 году параллельно обучается в Строительном институте и вечерней музыкальной школе. Про сочинение музыки Валентин в школе не говорил. Об этом знали только родители. Особое впечатление в музыкальной школе произвела на Сильвестрова его учительница Ноэми Ароновна Дейч. «Она была определенно лучше многих моих будущих преподавателей в консерватории, умела увлечь, необычайно заинтересовать, внушить любовь к той музыке, которую показывала. Именно она привила мне любовь к Глинке», - вспоминает композитор [1, с. 70].
Но в следующем, 1958, году Сильвестров начинает обучение в Киевской консерватории. Этому способствовало одно немаловажное событие. Виталий Годзяцкий, молодой композитор и друг Валентина, предложил показать его сочинения в Научном студенческом обществе консерватории. После исполнения фантазии для фортепиано на него обратили внимание. Несколько человек, заинтересованных талантом юного композитора, добились в Министерстве культуры Украины его перевода с третьего курса института на второй семестр первого курса консерватории без экзаменов. «Меня приняли только за те сочинения, которые слушали Ревуцкий и Лятошинский», - вспоминает Сильвестров [1, с. 72].
В класс композиции Бориса Николаевича Лятошинского Сильвестров попросился сам. Тот, прослушав произведения Сильвестрова, согласился его принять. Один из крупнейших украинских композиторов, Б. Н. Лятошинский «обладал настоящей харизмой, был лидером, поэтому для меня была важна любая его реакция», - отмечает Валентин Васильевич [1, с. 74]. Учитель никогда не «наседал» на Сильвестрова-ученика. В классе Лятошинского он учился до окончания консерватории (1964). Позже, после смерти учителя, Сильвестров посвятил его памяти «Поэму для ударных, духовых и струнных» (1968).
Жизненная ситуация сложилась для композитора так, что написание музыки по какому-либо заданию было только в консерватории. В дальнейшем какое-либо давление со стороны органов власти не повлияло на творчество композитора. «Диктат среды над ним абсолютно не властен, и какой бы то ни было догматизм ему чужд», - пишет С. И. Савенко [2, с. 308].
Но гораздо ценнее для Сильвестрова общение с интересными и значимыми для него людьми. Самую большую роль в жизни композитора играла Лариса Яковлевна Бондарен-ко1 - жена, первый слушатель и критик его сочинений. Она, также как и Валентин Васильевич, училась в Киевской консерватории несколькими курсами младше его. Музыковед по образованию, «она ... как бы предвосхитила мою эволюцию», защитив на осуждающем собрании в консерватории сочинения молодого композитора [1, с. 80].
В беседах с Мариной Израилевной Нестьевой композитор называет множество имен, кто, по его мнению, повлиял на его судьбу и творчество. Среди них сокурсники
B. Годзяцкий, В. Губа, А. Винокур, В. Пацера; композитор Л. Грабовский, учившийся в классе Лятошинского несколькими курсами старше; дирижер И. Блажков и музыковед Г. Мокреева, поэт и музыкант С. Вакуленко, художник Г. Гавриленко и поэт Г. Айги. В Москве у Сильвестрова возникли дружеские отношения со многими композиторами и музыковедами. Среди них - А. Волконский, Э. Денисов, А. Шнитке, С. Губайдуллина,
C. Савенко, М. Нестьева, Т. Фрумкис, И. Барсова. Композитор часто показывал им свою музыку, выслушивал мнения и рекомендации, поощряемый пониманием и поддержкой со стороны единомышленников. «Когда написано «музыка Сильвестрова», то на самом деле в ее создании принимала участие масса людей, всех не перечислишь», - замечает Сильвестров [1, с. 82].
В семейном кругу композитор с женой слушали джазовых исполнителей - Эллу Фицджеральд, Луи Армстронга, песни группы «Битлз», подражали пению цыган. под влиянием этой музыки Сильвестровым написана первая песня «Ств Афрод^и» («Пение Афродиты»). Первоначально презрительное отношение композитора к эстраде и джазу через несколько лет переросло в особое тяготение к вокальной музыке, а именно -к жанру песни. Таким образом, возник «слабый», или «китч-стиль» (термины Сильвестрова). Его суть состоит в идее создания мелодии из кажущихся банальными интонаций. Причем природа банальности музыки Сильвестрова чисто внешнего плана. Семантическое же начало его сочинений вбирает в себя значимые философские категории, среди которых - особая ценность несуетного течения жизни, любование каждым мгновением, сосредоточенные размышления о своем месте в этом. Глубина внутреннего подтекста парадоксально реализуется у Сильвестрова в кажущейся примитивности: бесхитростные мелодии, ясные гармонии, простота фактурных приемов. Ему чужда эффектная подача материала в нарядной «упаковке»; в его произведениях отсутствует броская отделка текста. «Соприкоснувшись с новым для себя звуковым миром, я вывел идею мелодии, которая делается незаметным, словно инерционным способом», - говорит композитор [1, с. 114].
Подобную зашифрованность несла эстетика эпохи романтизма (ярче всего - западноевропейского) с ее сказочностью, таинственностью, повышенной символичностью. Многие сочинения Сильвестрова наполнены подобным смыслом. В фортепианном цикле «Китч-музыка», как это ни противоречит названию, отсутствует халтура, безвкусица. Наоборот, словом «китч» композитор подчеркивает образец совершенного, непреходящего, настоящего, хотя и до наивности простого. Здесь виден «.слабый стиль, который выполняет возвышенную функцию», - указывает Сильвестров [1, с. 201].
Отметим, что композиторская работа Валентина Васильевича имеет «прерывистый режим». Во время творческих пауз был определенный анализ созданного, внутреннее ожидание, где композитор превращался в слушателя. Сильвестров отмечает, что после
1 Прекратила земной путь в 1996 году.
подобного осмысления «.. .единство получается от включения особенностей лирического сознания, не заданного, а спонтанного, с какими-то провалами, оживлениями. Лирическое сознание не может работать по плану» [1, с. 213].
Стиль своей музыки Сильвестров называет то «устной», то «наивной» и «детской», то «отдаленной» (может быть, намекая на ее несовременное звучание). Термин «устная музыка», как правило, характеризует импровизационный феномен, незафиксированный на бумаге. Это своеобразный «фольклор» композитора. Главная проблема при записи на бумагу - в адекватной передаче всех тончайших нюансов. «В момент записи. некомпозитор оборачивается композитором. .это свойство лирического сознания», - поясняет Сильвестров [1, с. 103]. Многие свои сочинения до фиксации нотного текста на бумаге композитор играл своим друзьям на фортепиано (как фортепианные, так и симфонические, вернее, впоследствии ставшие таковыми). В подобном докомпозиционном виде существовали почти все опусы композитора, в частности, Пятая симфония, фортепианные циклы «Китч-музыка», «Устная музыка».
Важным свойством романтического направления в музыке Сильвестров считает встречу поэзии и музыки. Поэтика художника-лирика проявляется на основе интуитивных вслушиваний. В том числе это касается и самого исполнения современной музыки. По словам композитора, фортепианная музыка XX века стала бездомной. В музыкальном исполнительстве существуют два вида пьес: пьесы концертного плана и пьесы, которые возможно играть, петь, слушать в домашнем кругу (даже если их содержание концептуально-философское). Распространенное в XIX веке домашнее музицирование сейчас почти забыто. В связи с этим после 80-х годов в творчестве Сильвестрова появились маленькие фортепианные сочинения, возвращающие «.музыку, изгнанную из «дома», обратно». Элегии, багатели, песни без слов, ноктюрны, элегии, серенады, различные посвящения - это «романтические» жанры, пришедшие из творчества западноевропейских композиторов первой половины XIX века. Лирическая атмосфера миниатюр украинского композитора отражена в традиционных для романтизма камерных жанрах - вокальных и инструментальных (преимущественно фортепианных).
В творчестве Сильвестрова существует тенденция обращения к своим сочинениям, написанным ранее. В связи с этим возник так называемый «метафорический стиль» (термин Сильвестрова), когда ранее сочиненный текст обновляется исполнительскими признаками (агоническими, динамическими). Метафоричность в его музыке заключается в том, «чтобы с помощью тех или иных исполнительских, композиционных приемов избежать стилизации», - отмечает композитор [1, с. 117]. Это своего рода редакция произведения, или «иносказание», функционирующее на несовершенном, «слабом» материале. Отсюда и тщательная детализация нотного текста его сочинений (нюансы, агогика и др.), многообразие градаций piano, crechendo, diminuendo и др. Разорванность, скрупулезная проработанность текста - это внешнее восприятие визуального порядка. Сама же музыка Сильвестрова потрясающе «едина», наполненная так называемыми «божественными длиннотами».
В 1995 году Валентин Васильевич Сильвестров стал лауреатом Национальной премии им. Т. Шевченко, кавалером орденов «За заслуги» (1997), «За интеллектуальную отвагу» (2004), князя Ярослава Мудрого V степени (2007). В 1967 году композитор был удостоен Международной премии имени С. Кусевицкого (США), а в 1970 - стал победителем Международного композиторского конкурса «Гаудеамус» (Нидерланды). Несмотря на вышеперечисленные регалии, мировую известность, сочинения композитора еще недостаточно прочно вошли в репертуар музыкантов-исполнителей.
После долгого отрицания чувственности, романтичности авангардным стилем, обращение в музыке к сфере лирики несет необходимый многим отдых, покой от суеты внешнего мира. Е. Г. Шевляков в статье «Неоромантизм в музыке XX века: пределы или беспредельность?» выявляет три закономерности возникновения неоромантического направления в музыке [3]. Во-первых, это своеобразный отклик на романтическую музыку,