Научная статья на тему 'Особенности музейной работы со слепоглухими'

Особенности музейной работы со слепоглухими Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
151
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕПОГЛУХИЕ / ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ / МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ / ЭКСКУРСОВОД / DEAFBLIND / FEATURES OF PERCEPTION / MUSEUM EXHIBITS / TOUR GUIDE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Логинова Полина Сергеевна

Отражена проблема адаптации музейных экспонатов для слепоглухих, а также особенности проведения экскурсии для людей, имеющих инвалидность по слуху и зрению. Экскурсоводу нужно учитывать многие факторы, которые могут повлиять на успешное проведение экскурсии, а также подобрать музейные экспонаты в соответствии с особенностями здоровья слепоглухих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Логинова Полина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MUSEUM WORK WITH DEAFBLIND

The article reflects the problem of adaptation of museum exhibits for the deafblind, as well as the peculiarities of the excursion for people with a hearing and vision impairment. The guide should take into account many factors that can affect the successful conduct of the excursion, as well as pick up museum exhibits in accordance with the health features of deafblind.

Текст научной работы на тему «Особенности музейной работы со слепоглухими»

УДК 364.042

Логинова Полина Сергеевна

студентка I курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,

Россия, e-mail:[email protected]

ОСОБЕННОСТИ МУЗЕЙНОЙ РАБОТЫ СО СЛЕПОГЛУХИМИ

Polina S. Loginova

Student of the 1 year of Historical Faculty

Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail:[email protected]

FEATURES OF MUSEUM WORK WITH DEAFBLIND

Аннотация. Отражена проблема адаптации музейных экспонатов для слепоглухих, а также особенности проведения экскурсии для людей, имеющих инвалидность по слуху и зрению. Экскурсоводу нужно учитывать многие факторы, которые могут повлиять на успешное проведение экскурсии, а также подобрать музейные экспонаты в соответствии с особенностями здоровья слепоглухих.

Ключевые слова: слепоглухие, особенности восприятия, музейные экспонаты, экскурсовод.

Abstract. The article reflects the problem of adaptation of museum exhibits for the deafblind, as well as the peculiarities of the excursion for people with a hearing and vision impairment. The guide should take into account many factors that can affect the successful conduct of the excursion, as well as pick up museum exhibits in accordance with the health features of deafblind.

Key words: deafblind, features of perception, museum exhibits, tour guide.

Существует пять органов чувств, которые позволяют нам познавать окружающий мир и реагировать на внешние факторы. Ученые, как правило, выделяют два самых используемых — это зрение и слух, так как благодаря им мы получаем наибольшее количество информации об окружающей нас действительности. Потеря этих органов чувств кардинально меняет жизнь и быт человека.

Нужно понимать, что слепоглухой человек — это от рождения белый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно. Воспитатель буквально «конструирует» человека [2].

© Логинова П.С., 2018

Если мы с вами становимся личностями в процессе социализации, то личность таких людей создают их родители и воспитатели, которые находятся со слепоглухим ребенком 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Сложность возникает во всем, начиная от воспитания и заканчивая приспособлением их к этому миру. На то, чтобы такой ребенок научился самостоятельно держать ложку, может уйти огромное количество времени. Ольга Николаевна Скороходова отмечает: «Интересно то, что слепоглухонемых приходится обучать не только речи и трудовым навыкам, но и мимике» [1].

Однако, несмотря на все особенности и трудности, люди, имеющие инвалидность по слуху и зрению, очень любознательны и открыты для общения. Исходя из личного небольшого опыта, можно сказать, что во многих случаях именно для данной категории людей музей и музейные экспонаты представляют больший интерес, нежели для абсолютно здорового человека.

К сожалению, на сегодняшний день в России очень мало музеев, которые были бы адаптированы под слепоглухих людей. А в ведущих музеях, которые открыты для посетителей данной категории, не все экспонаты доступны по разным причинам.

Все вышеизложенное показывает, насколько актуальными являются исследования, посвященные работе со слепоглухими людьми. Это огромная область, которая в современном обществе требует особого внимания. Лица с инвалидностью по зрению и слуху являются такими же членами нашего общества, в связи с чем им должны быть доступны все те учреждения культуры (в том числе и музеи), которые посещают здоровые люди.

Конечно же, для того чтобы добиться наибольших результатов в проведении экскурсии со слепоглухими людьми, необходимо учитывать особенности их восприятия и уже из этого составлять маршрут экскурсии, выбирать наиболее доступные и интересные для восприятия экспонаты. По нашему мнению, главная задача экскурсовода — это до разумных пределов сжатая, но в то же время и очень интересная (познавательная) экскурсия. Не нужно углубляться в какие-то мелкие детали, намного важнее воссоздать

254

картину того времени, о котором идет речь, чтобы человек получил, в первую очередь, положительные эмоции.

Итак, давайте обратим внимание на особенности восприятия, которые нам необходимо учитывать.

Здоровый человек может слушать музыку, смотреть фильмы, наслаждаться чудесными картинами или экспонатами. Но каково людям, которые лишены слуха и зрения? Закрыв глаза и заткнув уши, здоровый человек лишь в малой степени ощущает то, что каждодневно ощущают слепоглухие.

Основной источник информации для слепоглухих — это осязание и обоняние. Исходя из этого, возрастает роль рельефно-точечного шрифта Брайля и тифлосурдопереводчика (желательно по одному на каждого слепоглухого), а также копий экспонатов, которые должны изготавливаться из разных материалов, например: пластик, дерево, ткани, глина, кожа, металл и т.д. Поскольку они обладают разными свойствами, отличаются фактурой и запахом, это поможет слепоглухому лучше распознать экспонаты, которые предоставлены для тактильного осмотра [3].

Также посетителям могут быть интересны экспонаты, которые издают звуки. Если слепоглухие посетители получат возможность положить руку на корпус или фрагмент экспоната, передающий звуковую волну, они ощутят вибрацию.

Также стоит понимать, что время проведения экскурсии будет зависеть от состояния здоровья экскурсантов и от их возраста. Зависимость прямо пропорциональна: чем меньше возраст, тем меньше времени должна занимать экскурсия, так как слепоглухой ребенок, как в принципе и здоровый, не сможет, например, два часа воспринимать информацию. Он устанет, и его интерес постепенно исчезнет. Поэтому необходимо так рассчитать время, чтобы человек любого возраста чувствовал себя комфортно и не уставал от длительности экскурсии.

Помимо слепоты и глухоты бывают также другие ограничения по здоровью, усугубляющие слепоглухоту. Например, экскурсанты с проблемами ментального развития и эмоционального расстройства. Тогда, конечно же, во внимание принимается и третья особенность здоровья посетителей.

Зачастую такие люди имеют особое восприятие мира. Необходимо разговаривать с такими экскурсантами не как с больными людьми, а спокойно и с уважением, не высказываться резко и не вступать с ними в спор.

Желательно на экскурсии с такими посетителями выбрать форму диалога, поощряя общение.

Возможно, люди с такими особенностями могут испытать эмоциональный срыв и вести себя неуравновешенно. В таком случае экскурсоводу нужно попытаться их успокоить и спросить о том, чем можно им помочь. Самое главное — всегда вести себя дружелюбно и уважительно по отношению к данной категории посетителей. Не последнее в создании дружелюбной и спокойной обстановки в данном случае будут занимать лица, сопровождающие эту категорию посетителей.

Стоит понимать: чем сложнее особенности развития таких экскурсантов, тем меньше группа. Хорошо, когда информацию о здоровье экскурсанта можно получить заранее. В таком случае музейному работнику будет легче составить группу, маршрут проведения экскурсии и выбрать подходящие экспонаты.

Следующий очень важный шаг — это выбор экспонатов и сам материал экскурсии. Для слепоглухих посетителей может быть подготовлен специальный маршрут по основной экспозиции, с расположением экспонатов, доступных им для ознакомления. Некоторые экспонаты можно заменить муляжами и макетами. Цель подборки — дать с помощью таких экспонатов слепоглухим представление о той части экспозиции музея, которая закрыта в витринах. Так как группа небольшая, 3-4 человека, можно предоставить такую подборку в специальной комнате (например, методическом кабинете). Экскурсовод может также иметь с собой во время экскурсии мелкие экспонаты и выдавать их экскурсантам.

Перейдем к подборке материала экскурсии. Здесь существует, на наш взгляд, несколько правил:

— первое — необходимо создать психологически комфортную атмосферу, так как слепоглухие люди тонко чувствуют фальшь, необходимо быть искренними и открытыми для общения;

— второе — это соблюдение баланса между информационной насыщенностью и эмоциональным удовлетворением, последнее важнее;

— третье — в материале должно быть меньше абстрактного и больше музейных предметов.

В заключение хотелось бы сказать, что на результат проведения экскурсии для данной категории посетителей влияют многие факторы, начиная от профессионализма экскурсовода и заканчивая индивидуальным учетом состояния экскурсанта. Предметы из музейных коллекций — это история, а история — это, в свою очередь, наш лучший учитель. Познавать искусство, — значит узнавать историю, это очень важно. Мы ходим в музеи и галереи, получаем необъятный, уникальный объем знаний предыдущих поколений. Так почему бы не задуматься о том, как важно, чтобы и люди с ограниченными возможностями смогли все это узнать?

Список литературы

1. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/bd/?b=189096 (дата обращения: 10.02.2018).

2. Мещеряков А.И. Познание мира без слуха и зрения [Электронный ресурс]. URL: https://scepsis.net/library/id_960.html (дата обращения: 13.02.2018).

3. Ваньшин С.Н., Ваньшина О.П. Слепоглухие в музее: методическое пособие / под общ. ред. С.А. Сироткина. М.: ГДМ, 2015. 64 с.

УДК 347.92

Волкова Мария Владимировна

студентка IV курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,

Россия, e-mail: [email protected]

© Волкова М.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.