Научная статья на тему 'Особенности муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством'

Особенности муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1374
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов И. А.

The purpose of the article is forming the peculiarities of municipal housing and communal services management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of municipal housing and communal services management

The purpose of the article is forming the peculiarities of municipal housing and communal services management.

Текст научной работы на тему «Особенности муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством»

ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

И.А. Кузнецов

Kuznetsov I.A. The peculiarities of municipal housing and communal services management. The purpose of the article is forming the peculiarities of municipal housing and communal services management.

Процессы реформирования жилищнокоммунального хозяйства (ЖКХ) сегодня являются наиболее значимыми для населения страны. Трудно выявить сферу человеческой деятельности, где преобразования были бы столь насущными и где так тесно находились во взаимосвязи и взаимозависимости технические, экономические, социальные, политические и многие другие аспекты, непосредственно затрагивающие потребности и интересы каждого человека.

Функционирование отрасли ЖКХ, создание жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) относится к ряду важнейших задач в жизнеобеспечении населения страны. Это подтверждается тем, что вопросы жилищной политики выдвинуты в нашем государстве на уровень крупномасштабного национального проекта. Граждане России нуждаются в новой стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства, которая обеспечивала бы наиболее полное удовлетворение человеческих потребностей и интересов.

Наряду с общеизвестными трудностями и проблемами, связанными с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной проработанностью нормативно-правовых аспектов, отсутствием продуманной и конкретизированной жилищной политики, сегодня на первый план выходит проблема управления сферой ЖКХ и недостаточная квалификация управленческих кадров. Анализ остроты широкого круга вопросов управления сферой ЖКХ подтверждает, что эта задача управления приобретает необходимость коренного реформирования, а сама система управления ЖКХ требует глубоких преобразований. Особенно эта проблема заслуживает внимания на муниципальном уровне как наиболее значимом в непосредственном приближении в экономических отношениях между людьми на первичном уровне управленческого воз-

действия экономической власти государства. Все вышеназванное в совокупности с недостаточностью комплексного анализа проблем управления ЖКХ в научной и учебной литературе и обусловило актуальность рассмотрения этого вопроса.

С точки зрения управления процессами реформирования ЖКХ эти проблемы исследовались в работах ученых Э.Б. Росщупкина, Е. Стирнова, Г.А. Устинова, В.П. Дыневской, Л.К. Черемецкого, Л.И. Чернышова,

К.Н. Савина, А.И. Пебранова.

Целью исследования данной статьи является формирование особенностей муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе муниципального управления ЖКХ.

Объектом исследования выступает сфера жилищно-коммунального хозяйства муниципальной территории.

Жилищно-коммунальное хозяйство -крупнейшая отрасль, призванная создавать отвечающие современным требованиям условия проживания и работы граждан в жилых и нежилых помещениях, расположенных на муниципальной территории, путем обеспечения бесперебойной работы предприятий и организаций, входящих в нее.

Диалектические процессы трансформации, происходящие в ЖКХ, традиционно оцениваются по двум главным параметрам: количественным и качественным.

Формировать адекватную рыночным отношениям структуру ЖКХ сегодня требуется в условиях специфики местного самоуправления. В соответствии с этим количественные показатели позволяют оценивать уровень развития предприятий и организаций ЖКХ в отдельных муниципальных образованиях. Количественные показатели определяют число предприятий и организаций ЖКХ,

количество занятого в этой сфере населения, мощность и размеры коммунальных предприятий, объем и количественную дифференциацию услуг и продукции, предоставляемых населению, уровень потребления коммунальных услуг муниципальным образованием и отдельной семьей, человеком.

Качественные показатели подразделяются на четыре группы:

- качество предоставляемых жилищнокоммунальных услуг различными предприятиями ЖКХ;

- совокупность технико-экономических показателей развития предприятий ЖКХ;

- инновационные критерии внедрения новой техники и технологии, определяющие качество труда, уровень квалификации;

- внедрение информационной культуры экономических взаимоотношений с потребителями ЖКХ и муниципалитетами.

Формирование этих показателей и своеобразие производственно-эксплуатационной деятельности предприятий и организаций ЖКХ в своей основе определяется особенностями муниципального управления, которое, в свою очередь, находится под воздействием объективного занимаемого статуса муниципального образования. Рассматривая особенности муниципального управления сферой ЖКХ, хотелось бы отметить, что они формируются под воздействием факторов как эндогенного, так и экзогенного характера, которые, в свою очередь, порождают проблемы управления.

С нашей точки зрения, эндогенные факторы будут включать в себя:

- Особые свойства товаров и услуг, предоставляемых ЖКХ населению (здесь возникает проблема управления качеством жилищно-коммунальных услуг, т. к. дифференцированы потребности людей в зависимости от социально-культурного уровня, сформировавшегося в данном муниципальном образовании).

- Условия и способы производства товара или услуги ЖКХ. Проблема управления и координации производственными объектами и субъектами. К примеру, в городском муниципальном поселении независимая частная структура «Водоканал», а в сельском муниципальном поселении водонапорная башня, находящаяся в ведении и управлении самоуправления.

- Рыночное сегментирование. Проблема управления жилым и нежилым фондом. К примеру, в сельском муниципальном образовании большинство частных домовладений, а в городском муниципальном поселении представлен широкий диапазон форм собственности.

- Движение товаров и услуг ЖКХ от производителя к потребителю. Проблема управления каналами и сетевыми системами поставки товаров и услуг ЖКХ в зависимости от их форм собственности, материальнотехнической составляющей, наличия как таковых. С нашей точки зрения, определяющим моментом развития конкуренции на рынке ЖКХ будет являться муниципальная собственность на каналы и сети движения товаров и услуг ЖКХ, а не передача их в долгосрочную аренду или собственность частных структур ЖКХ, как это делается сейчас.

- Затратный механизм финансового обеспечения благоустройства. Проблема управления финансовыми потоками в зависимости от количественной дифференциации и качественной степени объектов благоустройства. В разных муниципальных образованиях эти показатели могут отличаться по множественным качественным и количественным параметрам. Здесь нам представляется несколько путей решения. Определение затрат на благоустройство в расчете на одного проживающего (по средним доходам), по необходимой фондовой емкости муниципального имущества, или среднесуммарное значение этих двух показателей. Также можно согласиться с мнением С.П. Сазонова и Д.Ю. Завьялова, что нужно «...построение на субрегиональном уровне системы межбюд-жетных отношений, стимулирующей органы местного самоуправления к повышению эффективности деятельности предприятий ЖКХ» [1].

- Авторитет как составляющая власти местного самоуправления. Управленческая проблема кадрового потенциала, квалификации административного аппарата. К примеру, сегодня многие квалифицированные, опытные, с большим стажем работы сотрудники аппарата управления ЖКХ различных администраций перешли на работу в управленческие структуры частных предприятий ЖКХ (из-за большей ставки заработной платы, чем в муниципалитетах). На их место

приходят либо молодые управленцы, не имеющие опыта работы, либо управленцы из других структур, не знакомые со спецификой управления ЖКХ.

- Материально-техническое обеспечение управленческой работы. Техническое сопровождение управленческой работы -сегодня самая актуальная проблема муниципального управления. Недостаток офисной техники, техники для передачи информации и др. негативным образом сказывается на технологии управленческой деятельности. Невозможно модернизировать управленческие процессы на базе старых методов работы.

- Информационная культура управленческой работы. Самая острейшая проблема в муниципальном управлении, порождающая множество социально-экономических конфликтов. Слабое управленческое воздействие на коммуникационный процесс - «болевая точка» российского менеджмента вообще. Здесь надо четко определять коммуникационную линию до каждого потребительского сегмента. Установить, с помощью каких информационных объектов или субъектов нужно передавать информацию. И самое главное, внимательно изучать и реализовывать ответную информационную потребительскую реакцию.

- Инновационные аспекты управления. Нельзя не согласиться с мнением М. Пономарева, что: «. человек является субъектом инноваций. Он всегда находится между стремлением формировать инновации, изменять, совершенствовать свою деятельность, свои отношения и страхом перед инновациями, их деструктивными последствиями» [2]. Исходя из этого, одной из проблем муниципального управления является обеспечение управления внедрением в систему экономических отношений между производителями товаров и услуг ЖКХ и потребителями инновационных аспектов деятельности.

Под экзогенными факторами понимается независимое от субъекта и объекта управления внешнее воздействие, оказываемое на управление. К таким факторам можно отнести:

- Политическое воздействие. Сегодня

любые общественно-значимые процессы

подвержены политическому опосредованию. Входит в традицию тенденция ставить под политический контроль различные общественные процессы и экономические отноше-

ния государственных структур и населения. Развитие этих отношений во многом зависит от степени воздействия той или иной политической партии. В управленческом воздействии в сфере ЖКХ необходимо учитывать этот фактор как определяющий стратегию управленческого развития. В то же время политическая ситуация, связанная с чередой выборов в органы власти разных уровней, включая выборы руководителей местного самоуправления, не располагает к принятию серьезных стратегических решений. Большинство руководителей органов местного самоуправления ставят перед собой краткосрочные политические цели, которые не всегда согласуются с целями долгосрочной политики в сфере ЖКХ.

- Рыночная среда. Воздействие основных рыночных принципов и механизмов на управление очень важно, т. к. определяет сбалансированность экономических отношений между производителями товаров и услуг ЖКХ и потребителями. В некоторой степени можно согласиться с высказыванием А. Трушина, что «. в секторе ЖКХ сегодня нет рынка, а есть традиционные отношения местной власти и конечных потребителей, при которых потребитель всегда неправ» [3].

Одним из основных этапов создания конкурентной среды на жилищном рынке стало акционирование и приватизация, т. е. передача в частную собственность субъектов предложения ЖКУ. Особенность системы жилищно-коммунального обслуживания означает, что введение института предпринимательства приводит к созданию конкурентной среды, активизирующей рациональные и эффективные методы управления. Рассмотрение различных вариантов решения предпринимательских проблем в целях выбора наиболее рационального способа действий возможно только в условиях альтернативы. Понимание организационных процессов конкурентной среды в сфере отношений предложения и спроса на ЖКУ представлено на рис. 1.

- Государственное регулирование на федеральном уровне. Нужно согласиться с мнением Д.М. Жукова, что: «. государство заведомо сильнее, чем местное самоуправление, поскольку оно: распоряжается значительной частью национальных ресурсов; способно обеспечить универсальную защиту

Субъекты предложения ЖКУ (различные организации тепло-, водо-, электро-, газоснабжения, спецавтохозяйства)

Покупатели услуг

ТСЖ и частные домовладения Иные формы собственности и найма

Рис. 1. Взаимосвязь участников жилищного рынка на основе ЖКУ

для всех; выступает посредником в многочисленных спорах субъектов деятельности между собой» [4].

- Процессы глобализации и интеграции в мировое сообщество. Данные процессы очень важны, т. к. позволяют сравнить и оценить состояние, тенденции и перспективы развития одного из основных секторов отечественной экономики и наметить пути его более эффективного реформирования, используя опыт управленческой работы в сфере ЖКХ в наиболее развитых странах. Также это большая возможность привлечения зарубежных инвестиций в отрасль ЖКХ. Проведение с целью обогащения информацией и опытом различных международных конференций и семинаров. Возможность обучения и стажировок, повышения квалификации сотрудников управленческого аппарата.

- Бюджетно-налоговая политика государства. Формирование финансовой базы муниципалитета сегодня подчинено зависимости вышестоящих структур. Государство ставило своей задачей на основе признаков, зафиксированных в статье 9 Европейской хартии местного самоуправления, сформировать самостоятельную бюджетную основу муниципальных образований, но ситуация далека от идеальной. Региональные управленческие структуры ориентируются на централизацию налоговых доходов на региональном уровне, а слабая финансовая база муниципальных образований - глобальная проблема управления на этом уровне.

- Обеспеченность муниципального образования основными ресурсами. Слабая составляющая наличия факторов производства дает дополнительную нагрузку на управляющий аспект. Это приводит к усилению роли кадровой составляющей в аспекте творческой и креативной модификации.

Очевидно, что в ближайшее время в большинстве субъектов РФ жилищнокоммунальный комплекс не сможет развиваться без кардинального изменения имеющихся подходов, учитывая, что основной объем полномочий по управлению этим сектором экономики передан на муниципальный уровень. Органы местного самоуправления, определяя стратегию функционирования ЖКХ, должны ставить своей основной задачей достижение наивысшего уровня благоустройства муниципального образования и социального благосостояния населения при минимальных затратах.

1. Сазонов С.П., Завьялов Д.Ю. // Финансы. 2006. № 1. С. 20.

2. Пономарев М. // Консультант директора. 2006. № 2. С. 29.

3. Трушин А. // Прямые инвестиции. 2006. № 7 (51). С. 2.

4. Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города. М., 2003. С. 34.

Поступила в редакцию 25.10.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.