Научная статья на тему 'Особенности мотивационно-ценностного компонента личностной готовности к профессиональной деятельности студентов с учетом успешности обучения в вузе'

Особенности мотивационно-ценностного компонента личностной готовности к профессиональной деятельности студентов с учетом успешности обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / СКЛОННОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багина В. А., Боровкова О. А.

В статье представлен способ оценки мотивационно-ценностного компонента личностной готовности к профессиональной деятельности и рассматривается его проявление с учетом успешности обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивационно-ценностного компонента личностной готовности к профессиональной деятельности студентов с учетом успешности обучения в вузе»

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© Вагина В.А.*, Боровкова О.А.

Великолукская государственная академия физической культуры и спорта,

г. Великие Луки

В статье представлен способ оценки мотивационно-ценностного компонента личностной готовности к профессиональной деятельности и рассматривается его проявление с учетом успешности обучения в вузе.

Ключевые слова личностная готовность, мотивационно-ценност-ный компонент, профессиональный интерес, склонность к профессиональной деятельности, диагностика социальных ценностей личности.

Успех работы ВУЗа по подготовке высококвалифицированных специалистов во многом зависит от качественного набора пополнения студентов. Однако следует учитывать, что у принятого в ВУЗ молодого человека многие разочарования возникают в результате его недостаточной осведомленности о будущей специальности, характере деятельности, необходимых способностях и умениях, социальных и психологических требованиях, предъявляемых специалисту [2].

Для студентов годы обучения - один из важнейших периодов их жизни. Это время получения образования, приобретения профессиональной квалификации, этап согласования своих желаний, возможностей, ориентаций с условиями и требованиями со стороны общества. Они, в частности, выражаются в наборе профессий, специальностей и должностей, которые не всегда достаточно хорошо известны выпускнику школы, абитуриенту, студенту [1].

Выбор будущей профессии всегда индивидуален, поскольку он представляет собой часть личностного самоопределения, нахождения будущим специалистом своего призвания. Критерием его эффективности оказывается удовлетворенность своим делом и положением в обществе, а также местом, занимаемом в профессиональном мире [2].

В настоящее время наметилась тенденция, связанная со стремлением определенной части студентов после поступления в вуз изменить специализацию, перейти в другой вуз; с нежеланием работать по полученной в вузе специальности. Это свидетельствует о необходимости изучения мотивов выбора профессии и специальности, о необходимости мотивационного от-

* Профессор кафедры «Теория и методика физической культуры и педагогики», к.п.н.

бора при поступлении в вуз. Отсутствие такого отбора наносит ущерб в первую очередь самому человеку. Неудовлетворенность работой, разочарование в профессии сказывается на всех аспектах жизнедеятельности отдельного человека, а тем самым образуются негативные связи человека и общества [4].

Мотивация при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформировать и какие ценности в его жизни играют главную роль [1].

Положительные эмоции в отношении к профессии служат источником возникновения мотивов выбора профессии (мотивационный компонент), происходит обоснование своего профессионального выбора. В структуре мотивационного компонента проявляется широкий спектр мотивов. Далеко не все студенты руководствуются профессионально значимыми мотивами, что указывает на необходимость управления процессом формирования профессиональной мотивации у школьников, так как на следующем этапе формирования личности специалиста (вузовском) перестроить сформировавшуюся мотивацию не всегда удается. Игнорирование мотивов поступления при приеме в вуз, равно как и ориентация, только на «интерес к профессии», негативно сказывается на общей картине положения дел в высшей школе [2].

Поэтому перед системой высшего профессионального образования стоит задача подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться к постоянно меняющимся современным требованиям производственного процесса, устойчиво ориентированных на компетентное решение профессиональных задач, а также способных осуществлять в рамках данной профессиональной деятельности саморегуляцию и саморазвитие [4].

Изучение и анализ различных точек зрения на феномен «готовность к профессиональной деятельности» показал, что он включает в себя: мотива-ционно-ценностный, теоретический, операционально-деятельностный компоненты. Содержанием данных компонентов является: знания о специфике профессиональной деятельности, требованиях, которые предъявляются к личности специалиста (теоретический); сознательное положительное отношение к профессиональной деятельности, интерес к ней; стремление личности реализовать знания, умения и навыки в будущей профессиональной деятельности, руководствуясь гуманистическими ценностями профессии сфор-мированность профессионально важных качеств (мотивационно-ценност-ный); сформированность практических умений и навыков, необходимых специалисту для успешного выполнения профессиональных функций [3].

С целью диагностики мотивационно-ценностного компонента личностной готовности к профессиональной деятельности мы использовали сле-

дующие методы исследования: методика профессиональной мотивации студентов; опросник для выявления склонности педагогической деятельности (Г.Д. Бабушкин); опросник для оценки профессионального интереса к деятельности у студентов (Г.Д. Бабушкин); диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова).

В эксперименте приняли участие студенты Великолукской государственной академии физической культуры в количестве 339 человек, из них на 1 курсе - 91 чел.; на 2 курсе - 69 чел.; на 3 курсе - 67 чел.; на 4 курсе - 63 чел.; на 5 курсе - 49 чел.

С целью выявления особенностей мотивационно-ценностного компонента личностной готовности студенты были разделены на три группы с учетом успешности обучения в вузе.

Наибольший процент слабоуспевающих студентов выявлен на первом курсе (59,4 %). Невысокая успеваемость студентов первого курса объясняется тем, что первокурсники находятся на этапе адаптации к условиям обучения, не владеют навыками обучения в вузе. Повышение успеваемости от курса к курсу (24,15 % на первом курсе и до 38,8 % на 5 курсе) закономерно, поскольку в процессе обучения студенты овладевают способами учения и уже со второго курса концентрируют свое внимание на изучаемом материале. В то же время во время обучения у студентов накапливаются знания о будущей профессии, начинаются формироваться профессиональные компетенции, что обеспечивает положительное отношение и осознанность на старших курсах.

Далее мы проанализировали составляющие мотивационно-ценностного компонента студентов с разной степенью успешности обучения в вузе, а именно профессиональную мотивацию, склонность к педагогической деятельности, профессиональный интерес и ценностные ориентации личности.

В нашем исследовании профессиональный мотив рассматривается в качестве сущностной характеристики образовательного процесса в вузе и как условие формирование потребностно-мотивационной сферы личности студента.

Из четырёх мотивов профессиональной мотивации у слабоуспевающих студентов на 1 -3 курсе преобладающим является - мотив собственного выбора, результаты составили, соответственно: 12,2; 12,0; 12,5 балла. У студентов 4 и 5 курса 18 и 16 баллов. У хорошоуспевающих студентов на 1 курсе (13,8 балла) и 3 курсе (16,5 балла) преобладает мотив самоутверждения в труде, а на 2,4 и 5 курсах преобладающим является мотив социальной значимости труда, результаты колеблются от 15,0 до 16,5 баллов. У отличноус-певающих студентов на 1 и 2 курсе преобладает мотив собственного выбора (14 баллов). А на остальных курсах - мотив самоутверждения в труде (3 курс - 18 баллов; 4 курс - 19,5 баллов; 5 курс - 23 балла).

Низкие знания выявлены по мотиву профессионального мастерства, результаты составили от 3 баллов у слабоуспевающих студентов до 9 баллов у отличноуспевающих.

Вторым показателем, входящим в структуру мотивационного компонента личностной готовности, является склонность к педагогической деятельности. Склонность к педагогической деятельности понимается как предрасположенность личности, сформировавшаяся в процессе социального опыта к профессиональной деятельности типа «человек - человек». Анализ литературы позволил определить содержание склонности к данной деятельности, включающие следующие основные элементы: направленность мотивов; стремление к работе с людьми; стремление оказании помощи людям; быстрота и лёгкость установления контактов во взаимоотношениях с людьми; общительность и отзывчивость; понимание психологического состояния собеседника и сопереживание ему.

В большой мере у студентов преобладает средний уровень склонности, результаты составили 102 балла. Анализ профессионального интереса с учетом успеваемости студентов показал следующее: у всех студентов, независимо от успешности обучения на всех курсах преобладает недостаточно устойчивый интерес, у слабоуспевающих результаты составили 27,5 баллов; у хорошоуспевающих - 28,2 баллов; у отличноуспевающих - 29,8 баллов. Анализ профессионального интереса у студентов, выбравших профессию педагога, выявил три группы студентов с разной степенью его устойчивости. Первая группа составили студенты, имеющие устойчивый профессиональный интерес (67 %). Данный уровень характеризуется: удовлетворённостью выбранной профессией, убеждённостью в правильном её выборе, положительным эмоциональным отношением к профессии, постоянством проявления профессионального интереса, желанием работать с детьми, интересом к спорту, адекватным представлением профессии, желанием достичь высоких результатов в будущей работе, осознание соответствия своих способностей выбранной профессии, проявлением активности познавательной деятельности в отношении к профессии.

Вторую группу составили студенты, имеющие недостаточно устойчивый интерес (27,2 %), характеризующийся следующим: неопределённым отношением к профессии, недостаточной удовлетворённостью ею, возможностью проявления желания сменить выбранную профессию, наличие в структуре интереса мотивов, не отражающих профессиональную направленность личности, неопределённостью перспектив в будущей работе, недостаточно адекватным представлением выбранной профессии, недостаточным проявлением познавательной деятельности в отношении к профессии, недостаточной волевой активностью личности в познании профессии.

Третья группа студентов имеет неустойчивый профессиональный интерес (15,8 %), он характеризуется: неудовлетворённостью выбранной профессией, наличием желания сменить её, преобладанием непрофессионально значимых мотивов при выборе профессии, отсутствие перспектив в будущей работе, направленностью личности на обстоятельства связанные с про-

фессией отсутствием представление о ней, низкой познавательной и волевой активности.

Ценностное отношение к педагогической деятельности, будущего педагога проявляется через изменение его внутренней позиции как основы регуляции направленности личности. Понятие ценностного отношения к педагогической деятельности - это процесс приобщения будущего педагога к совокупности ценностных, социально значимых смыслообразующих социальных связей педагогической деятельности, определяющих профессиональные взгляды, позиции и убеждения. Неопределённость ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии ценностно-смысловое определение и личностное принятие ценностей даст возможность личности принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон педагогического труда [4].

В нашем исследовании студентам было предложено 11 личностных ори-ентаций. У слабоуспевающих студентов преобладающими на 1 курсе являются следующие ориентации: признание и уважение людей, и влияние на окружающих (4,9 балла); 2 курсе - помощь и милосердие к другим людям (4,5 балла); 3-4 курсе - познание нового в мире и человеке (по 4,5 балла); 5 курсе - высокий социальный статус и управление людьми (4,9 балла). У хорошоуспевающих студентов на 1-2 курсе преобладает помощь и милосердие к другим людям (по 4,4 балла); 3-5 курсе - признание и уважение людей, и влияние на окружающих (4,5 балла). У отличноуспевающих на 1 курсе преобладает - социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе (3,6 балла); 2 курсе - преобладает помощь и милосердие к другим людям (по 4,7 балла); 3-5 курсе - высокий социальный статус и управление людьми (4,2; 4,6; 4,8 балла).

Таким образом, можно сделать вывод, что успеваемость обучения автоматически не обеспечивает полноценной личностной готовности к профессиональной деятельности. Имеет место несформированность мотивацион-но-ценностного компонента личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов. Обозначенная проблематика показала необходимость целенаправленного формирования личностной готовности к профессиональной деятельности в период обучения в вузе.

Список литературы:

1. Медведева И.А. Мотивы поступления в учебное заведение // Личность и общество: в поисках гармонии. - 2001. - № 1. - С. 97-100.

2. Нежиховская Е.М. К вопросу о формировании мотивов выбора вуза и факультета // Мотивация жизнедеятельности студента. - Каунас, 2001. -С. 145-159.

3. Рекешева Ф.М. Проблемы психологической готовности студентов высших учебных заведений к учебной и профессиональной деятельности /

Ф.М. Рекешева // Человек в поиске духовности: ориентиры и установки: труды и материалы Всероссийской научно-практической конференции. 15-16 декабря 2005 г. - Астрахань. - С. 128-132.

4. Пименова Е.В. Влияние ценностных ориентаций на профессиональное становление студентов-психологов [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. - 2012. - N 3. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ

© Даниленкова В.А.*

Калининградский государственный технический университет, г. Калининград

Структура экологической образовательной среды вуза выступает важнейшим инструментом формирования у студентов экологоориентиро-ванных интересов и способностей, развития экологического сознания субъектов в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Ключевые слова: экологическая образовательная среда, социальный предметный, естественнонаучный, технологический компоненты, организационные и управленческие функции.

Осознание ответственности человека за своё будущее предполагает воспитание у студентов экологическое мировоззрение, ответственности за качество своей профессиональной подготовки, своей гражданской зрелости. «Сегодня в 21 веке в связи с экологическим кризисом во всех сферах жизни человека необходимо наличие осознания, что человечество стоит перед выбором: сохранение существующего взаимоотношения человека и природы или радикальное его изменение» [1].

В настоящее время состояние экологического образования в России не отвергает остроту экологических проблем, стоящих перед обществом. В технических вузах экологическим вопросам уделяется недостаточное внимание, низкая осведомлённость студентов о состоянии окружающей образовательной среды, низкая экологическая культура не только у студентов, но и у преподавателей, не определено понятие «экологическая образовательная среда» и её влияние на систему технического образования, обучения и воспитания. В современных условиях технические вузы не способны в полной мере обеспечить экологическую образовательную среду и сформировать у студентов уровень экологической грамотности, необходимой в профессиональной деятельности.

* Доцент кафедры Защиты в чрезвычайных ситуациях, к.п.н., доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.