УДК 37.01
Гаджиева Х.Н. (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) Тел.:8-930-074-26-66, e-mail: kh. [email protected] Шалагинова К.С. (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) Тел.:(4872) 35-56-68, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ
В статье представлен опыт работы со студентами -старшекурсниками по формированию профессиональной мотивации. На основе анализа исследований последних лет, а также собственного опыта работы доказано, что высокий уровень профессиональной мотивации студентов является одним из основных условий эффективного обучения в вузе и последующей профессиональной деятельности. Результаты эмпирического исследования карьерной направленности личности выпускников позволили выделить и обосновать основные направления работы по формированию целостного отношения будущих специалистов к своей карьере.
Ключевые слова: мотивация, профессиональная деятельность, студенческий возраст, профессиональная мотивация.
Проблема мотивации вообще является одной из центральных в психологии, о чем свидетельствует пристальное внимание к ней внимание ученых и практиков всего мира. В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Адсен); Ж. Годфруа), в другом случае - как совокупность мотивов (К.К. Платонов), в третьем- как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В .К. Вилюнас).
В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений в поведении человека и животных. Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы, для которой объединенное или значащее целое, должно было быть центром психологического исследования. К. Левин разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями гештальтпсихологии понималась категория образа, так К. Левиным в "теории поля" понималась категория мотива. В теории Д.К. Маккеланда говорится о том, что все без
исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь "стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний", видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения. Г. Олпорт в своей книге "Личность" как представитель "персоналистического" направления выдвинул идею личностного подхода к мотивации человека. В его теории самореализации личность рассматривается как первопричина человеческого поведения. В теории мотивации Э. Даффи поведение описывается через его направленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее возбуждение и активность). При определении мотивации необходимо определить активацию и её направление. Д. Берлайн разработал сложную систему мотивации, согласно которой потребность определяет ответы организма.
Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с использованием множества методов и подходов.
В сфере управления и образовании проблема мотивации также занимает одно из лидирующих положений. Высокий уровень профессиональной мотивации субъекта в настоящее время рассматривается одно из главных условий эффективной профессиональной деятельности. Высокоразвитая профессиональная мотивация является источником профессионального саморазвития личности, она направляет в будущее, обеспечивая продуктивное целеполагание, активность и настойчивость в достижении поставленных целей.
Анализ вышесказанного позволяет утверждать, что развитие профессиональной мотивации является равноценной с другими задачей в процессе становления специалиста. О развитии профессиональной мотивации, на наш взгляд, целесообразно говорить в период профессиональной подготовки специалиста, т. е. в период обучения в вузе.
Студенческий возраст представляет особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В. А. Сластенина, В. А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Одними из важнейших компонентов педагогической деятельности является мотивационный комплекс личности: мотивация учебной и профессиональной деятельности, мотивация успеха и боязнь неудачи, факторы привлекательности профессии для студентов. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения.
Детальный и глубокий анализ научных исследований по формированию профессиональной мотивации студентов представлен в учебном пособии Н.А. Бакшаевой и А.А. Вербицкого «Психология мотивации студентов» [1]. Авторами выделены мотивы учебной, познавательной и профессиональной деятельности субъекта, рассмотрен процесс трансформации учебной мотивации в профессиональную в процессе обучения в вузе.
В книге Е.П. Ильина Мотив и мотивация" говорится, что ведущими учебными мотивами у студентов являются "профессиональные" и "личного престижа", менее значимы "прагматические" (получить диплом о высшем образовании) и "познавательные" (А.Н. Печников, Г.А. Мухина, 1996). Правда, на разных курсах роль доминирующих мотивов меняется. На первом курсе ведущий мотив - "профессиональный", на втором - "личного престижа", на третьем и четвертом курсах - оба этих мотива, на четвертом - ещё и "прагматический". На успешность в обучении в большей степени влияли "профессиональный" и "познавательный" мотивы. "Прагматические" мотивы были в основном характерны для слабоуспевающих студентов [4].
А.И. Гебос выделил факторы (условия), способствующие формированию у студентов положительного мотива к учению:
• осознание ближайших и конечных целей обучения;
• осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;
• эмоциональная форма изложения учебного материала;
• показ "перспективных линий" в развитии научных понятий;
• профессиональная направленность учебной деятельности;
• выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;
• наличие любознательности и "познавательного психологического климата" в учебной группе.
Выбор профессии - довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности. Если главным для абитуриента является общественный престиж, то профессия выбирается исходя из существующей моды, престижности профессии в обществе. Многие выбирают профессию в зависимости от того, в какой степени она может обеспечить их материальное благополучие.
Ряд людей выбирают профессию из-за интереса к ней, и нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей. Бывает что такой выбор основанный на поверхностном, чисто внешнем впечатлении или подкрепленной советами родителей, друзей, оказывается удачным. Но часто романтика профессии быстро улетучивается и остается "суровые будни", к которым человек не готов ни морально, ни физически, ни по своему психическому складу. Таким образом, профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств,
но важно прежде всего принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека. На силу мотива могут влиять похвала или порицание, соревнования с другими, задетое самолюбие, проблемность и загадочность стоящей перед человеком задачи, привлекательность объекта [4].
В русле контекстного обучения переход студентов вуза от учения к труду «осуществляется прежде всего по линии трансформации мотивов». В профессиональную мотивацию включают интерес к профессиональной деятельности и стремление к ее теоретическому осмыслению, стремление к профессиональному самосовершенствованию и развитию профессионально важных качеств, ответственность за результаты профессиональной деятельности, потребность в профессиональном общении и сотрудничестве и другие мотивы [1].
В настоящее время стало традиционной процедура отбора, имеющая место среди абитуриентов, поступающих в высшее учебное заведение. Однако следует отметить, что проведение данного отбора отнюдь не предполагает учет требований, предъявляемых к профессии, к профессионально важным качествам личности, а сводится лишь к оценке академической успеваемости. Не рассматривается интерес к человеку и его развитию, не изучается структура мотивации. И даже в том случае, если бы такой отбор осуществлялся, при переходе абитуриента в статус студента, а студента - в статус специалиста, необходимо внимание преподавателей вуза к состоянию и развитию профессиональной мотивации студентов.
Исследования, проведенное в вузе, беседа с преподавателями позволяет говорить о том, что сильные и слабые студенты достаточно часто отличаются не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Мы, не в коей мере, в своем исследовании не призываем рассматривать способности как незначимый фактор учебной деятельности. Между тем, существующая система конкурсного отбора в вузы, так или иначе, проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Выдерживают отбор и попадают в число первокурсников, в целом юноши и девушки, обладающие приблизительно одинаковыми способностями. Однако, уже после первой сессии появляются «отличники» и слабые «троечники. Почему подобное расслоение становится возможным в общем-то практически среди равных. Мы соглашаемся с отечественными исследователями и разделяем положение о том, что в этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе.
Применительно к учебной деятельности студентов в системе вузовского образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор
развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности. При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение высшего образования, саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности [1].
Учитывая актуальность обозначенной проблемы, а также принимая во внимание тенденции последних лет (необходимость формирование карьерной мотивации не у молодых специалистов, а выпускников учебных заведений) нами было проведено эмпирическое исследование карьерной направленности личности, в котором приняли участие 30 студентов (3-4 курс), обучающихся по направлению подготовки 030300 «Педагогика» Профиль "Практическая психология в образовании" ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого». Исследование проводилось в феврале 2014 г. В качестве диагностического инструментария при проведении пилотажного исследования мы использовали опросник «Якоря карьеры» (Э. Шейн) и методику диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности [3].
Результаты исследования по опроснику «Якоря карьеры» Э. Шейна позволил нам выявить ведущие ценностные ориентации построения карьеры у студентов-старшекурсников. У 12% респондентов ведущей карьерной ориентацией выступает «служение». Данная ценностная ориентация характерна для людей, занимающихся делом по причине желания реализовать в своей работе главные ценности. Основной тезис построения карьеры - получить возможность максимально эффективно использовать талант и опыт для реализации общественно важной цели.
У 10% выборки выявлена «автономия (независимость)», которая свидетельствует о желании освободиться от организационных правил, предписаний и ограничений; потребности все делать по-своему; самому решать, когда, над чем и сколько работать.
Карьерная ориентация «менеджмент» присуща 20 % старшекурсников -первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат.
«Профессиональная компетентность», свидетельствующая о наличии способностей и талантов в определенной области (научные исследования, спортивные достижения и т.д.), выявлена лишь у 10 % опрошенных.
Для 7% респондентов ведущей карьерной ориентацией выступает «предпринимательство» - стремление создавать что-то новое, преодолевать препятствия, готовность к риску, стремление иметь собственное дело.
Анализ результатов диагностики по методике "Диагностика мотиваторов социально - психологической активности личности" позволил выделить следующие ведущие потребности - мотиваторы личности студентов. В целом в выборке преобладает средний уровень достижения успеха (43,3%). Высокий и средний уровни стремления к власти выявлены соответственно у
20% и 7% опрошенных. Высокий и средний уровень тенденции к аффиляции характерен соответственно для 30% и 4% испытуемых.
Таким образом, без специальной работы у студентов - старшекурсников вуза не складывается целостное отношение к своей карьере, несформирована система представлений о ней, возможностях и путях карьерного роста; отсутствует карьерная готовность. Поэтому следует отметить, что стихийному во многих своих частях процессу развития и формирования конкурентоспособного специалиста необходимо противопоставить целенаправленное, согласованное во всех звеньях обучение и воспитание будущего профессионала.
При организации работы со старшекурсников считаем важным донести для будущих специалистов положение о том, что все-таки основной целью и ценностью карьеры является, прежде всего, профессионализм, а потом уже управление, преданность организации и стремление к ее упрочению и собственной стабильности. Мы уже говорили в своих исследованиях о необходимости в работе с выпускниками при проведении циклов дискуссий, мини-лекций, тренингов, встреч выпускниками, работодателями, стажерами формировать у студентов готовность начинать профессиональную карьеру, не бояться делать это с низовых ступеней, поскольку излишние амбиции выпускников, нереалистично завышенные ожидания и желание сразу занять высшую должность в организации являются, по мнению работодателей, одним из центральных барьеров в развитии карьеры молодых специалистов [2].
Следовательно, у части студентов уровень профессиональной мотивации надо «подхватить» и развивать дальше, у части - начинать ее развитие с самого начала, опираясь на потребность личностного саморазвития. Необходима работа по созданию системы формирования устойчивой профессиональной мотивации у студентов. Цели этой системы - понимание студентами смысла профессии и своей миссии в этой профессии, теоретическое осмысление профессиональной деятельности, освоение практической деятельности психолога, целенаправленное профессиональное и личностное саморазвитие студентов в творческом взаимодействии с профессионалами-психологами в контексте будущей профессиональной деятельности.
Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем.
Литература
1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов: учебное пособие. М.: Логос, 2006. 184 с.
2. Гаджиева Х.Н., Шалагинова К.С Развитие профессиональной карьерной мотивации у студентов педагогического вуза // Вестник магистратуры. 2014. № 3-1(30). С.80-82.
3. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. № 2. С. 82-86.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 265 с. (Мастера психологии).
5. Фетискин Н.П., Миронова Т.И. Социально-психологическая диагностика личности и группы. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 337 с.
Gadzhieva Kh.N., Shalaginova K.S.
FORMA TIONPROFESSIAL MOTIVA TION OF STUDENTS
The article presents the experience of working with students in developing the professional - students motivation. Based on the analysis of studies in recent years, as well as their own experience proved that a high level of professional motivation of students is one of the main conditions for effective training in high school and subsequent career. Results of empirical research career orientation of the person graduates allowed to allocate and justify the main areas of work for the formation of future professionals a holistic attitude to his career.
Keywords: motivation, professional activity, student age, professional motivation.