Научная статья на тему 'Особенности мотивации одаренных детей с дисгармоничным развитием вне сферы интересов школьных предметов'

Особенности мотивации одаренных детей с дисгармоничным развитием вне сферы интересов школьных предметов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
469
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ДИСГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ / ДИССИНХРОНИЯ / GIFTEDNESS / MOTIVATION / DISHARMONIOUS DEVELOPMENT / DYSSYNCHRONY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шакирова Г.Ф.

В данной статье рассматриваются особенности мотивации одаренных детей с дисгармоничным развитием вне сферы интересов школьных предметов с учетом их психологических особенностей. Определены общие закономерности психического развития данной категории детей. Согласно исследованиям зарубежных и отечественных коллег выявлены потенциальные препятствия на пути к успешному обучению. В результате эмпирического исследования установлено, что одаренные дети с дисгармоничным развитием четко знают свои цели, они не ориентированы на получение одобрения окружающих и в то же время отсутствием ярко выраженной оригинальности при выстроенной логики и стройности творческого мышления. Они отличаются общественно направленной мотивацией наравне со стремлением к новым знаниям с целью подготовиться к будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Examining motivation of gifted children with disharmonious development outside the sphere of interests of school subjects

Motivation of gifted children with disharmonious development outside the sphere of interests of school subjects, taking into account their psychological characteristics is studied in this paper. General positions of mental development of this category of children are determined. According to studies of foreign and domestic colleagues potential obstacles to successful learning is identified. As a result of empirical research, it has been established that gifted children with disharmonious development clearly know their goals, they are not focused on getting approval from others and at the same time lacking pronounced originality with a built-in logic and harmony of creative thinking. They are distinguished by socially oriented motivation on a par with the desire for new knowledge in order to prepare for a future profession.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации одаренных детей с дисгармоничным развитием вне сферы интересов школьных предметов»

УДК 159.9.072.432

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ОДАРЕННЫХ

ДЕТЕЙ С ДИСГАРМОНИЧНЫМ РАЗВИТИЕМ

ВНЕ СФЕРЫ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Г.Ф. Шакирова

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности мотивации одаренных детей с дисгармоничным развитием вне сферы интересов школьных предметов с учетом их психологических особенностей. Определены общие закономерности психического развития данной категории детей. Согласно исследованиям зарубежных и отечественных коллег выявлены потенциальные препятствия на пути к успешному обучению. В результате эмпирического исследования установлено, что одаренные дети с дисгармоничным развитием четко знают свои цели, они не ориентированы на получение одобрения окружающих и в то же время отсутствием ярко выраженной оригинальности при выстроенной логики и стройности творческого мышления. Они отличаются общественно направленной мотивацией наравне со стремлением к новым знаниям с целью подготовиться к будущей профессии.

Ключевые слова: одаренность, мотивация, дисгармоничное развитие, диссинхрония.

EXAMINING MOTIVATION OF GIFTED CHILDREN WITH

DISHARMONIOUS DEVELOPMENT OUTSIDE THE

SPHERE OF INTERESTS OF SCHOOL SUBJECTS

G. Shakirova

Abstract. Motivation of gifted children with disharmonious development outside the sphere of interests of school subjects, taking into account their psychological characteristics is studied in this paper. General positions of mental development of this category of children are determined. According to studies of foreign and domestic colleagues potential obstacles to successful learning is identified. As a result of empirical research, it has been established that gifted children with disharmonious development clearly know their goals, they are not focused on getting approval from others and at the same time lacking pronounced originality with a built-in logic and harmony of creative thinking. They are distinguished by socially oriented motivation on a par with the desire for new knowledge in order to prepare for a future profession.

Keywords: giftedness, motivation, disharmonious development, dyssynchrony.

В психологии широкое распространение получили представления относительно того, что дети, у которых сильно проявлены признаки одаренности в сфере специальных способностей, обгоняют сверстников в умственном развитии или характеризуются развитием какой-то одной психической функции (чаще всего это восприятие или память) [1-3]. Они выделяются проблемами в обучении и/или в дезадаптации в коллективе, и/или дефицитом в эмоциональной насыщенности развития и личностной инфантильностью. Такие дети тяжело выдерживают любую деятельность, с включением физических или когнитивных усилий; обнаруживая высокие баллы в какой-либо отдельной области, в других часто резко отстают от возрастной нормы.

Показатели, которые врачи-психиатры, врачи-неврологи и нейропсихологи часто относят к проявлениям нарушений развития или дизонтогенеза (например, нарушение речевого развития, дефицитарность внимания, характерное

сенсомоторное недоразвитие, эмоциональная лабильность), объясняются явлением

одаренности как «другой стороны» ярких способностей, как его особая черта. Нарушения в развитии создают как высокие способности, так и проблемы социализации ребенка. Д. Элкинд описал это как рассогласованность, в подходе Ж-Ш. Террасье и его исследовании детей с ранним интеллектуальным развитием, автор утверждает, что интеллектуально одаренным детям присущ синдром диссинхронии и выделили:

- внешнюю диссинхронию как совокупность особых трудностей адаптации к социокультурной среде, прежде всего образовательной;

- внутреннюю диссинхронию - явное несоответствие и рассогласованность в развитии отдельных психических функций ребенка [10].

В эмпирических исследованиях доказывается, что многие отягощения в поведении и учебе детей, имеющих высокие достижения и способности, детерминированы диссинхронией, недостаточностью в равномерности развития

высших психических функций, когда на личностную нормированную линию развития накладываются индивидуальные особенности: одни функции развиты у ребенка совершеннее, чем у сверстников, другие - хуже. При этом неравномерность в психическом развитии усиливает появление сложных эмоционально-личностных трудностей у одаренных детей [4].

При этом, опираясь на свои исследования, М.Е. Богоявленская пишет о том, что дисгармоничный тип развития сам по себе вызывает серьезные нарушения не только эмоционально-индивидуального плана, но и в учебе ребенка, обладающего высокими способностями [6]. Возникновение таких проблем, объединенных в основном со срывами в функциональной организации психических процессов с разными основаниями, не является специфическим для явления одаренности и нуждается для их решения сознательно организованного коррекционного влияния [5].

В данном аспекте важна роль семьи ребенка. Родители «выдающихся» детей очень часто опасаются адресовать проблему специалистам, так как порой не замечают проблем у ребенка или считают, что они исчезнут сами собой, что проблемы ребенка станут ведомы в школе или детском саду, но главное из-за опасения, что с решением проблем пропадут и значительные способности у их детей [4].

Т.В. Якимова, сравнивая типы развития одаренных детей в основе исследования, выдвинула предположение, что тип развития одаренного ребенка будет зависеть от особенностей семейных отношений, и исследовала подростков [12]. Оказалось, что в семьях одаренных детей с приметами успешного личностного развития отмечается оптимальное совмещение семейной поддержки и эмоциональной близости с самостоятельностью и свободой для ребенка, которая необходима для его разностороннего формирования и достижения автономности. Дети с нормальным развитием в сочетании с одаренностью растут в полных семьях с общими интересами и ценностями.

Для семей подростков, с «высокой нормой» и невротической направленностью в развитии, присуща обстановка конфликтности, контроля и строгих ожиданий от ребенка матери в соединении с сравнительно низким уровнем эмоциональной поддержки. Эмоциональная близость у одаренного ребенка переживается как тревога и невроз, ребенок демонстрирует чувства с помощью учебных и умственных достижений, или ребенок с одаренностью убегает в

компенсаторную интеллектуальную

деятельность.

Противоречивость в развитии одаренных подростков выявлена в исследовании Т.А. Климонтовой [8]. С одной стороны, у интеллектуально одаренных учеников старшего звена система внутренней среды определяется большей открытостью, что обнаруживается в открытости когнитивной позиции, сложности и семантической состоятельности представления о мире, положительном видении другого человека, преобладающем применении оптимальных копинг-стратегий и минимуме применения психологических защит. С другой стороны, саморегуляция внутренней среды

интеллектуально одаренных обучающихся имеет различия и выявляет конфликтное самоотношение, сложностью проявления внутреннего мира, а также превалированием неравновесных психических состояний.

Основная особенность семейной ситуации особо одаренных подростков с показателями диссинхронии связана с наличием серьезных проблем в их психическом статусе на первом году жизни. Тревога за ребенка, родительская неуверенность, стремление предугадать и немедленно предотвратить любой дискомфорт в состоянии ребенка, характерные для родителей в ранний период, со временем не компенсируются, а начинают связываться со сверхценностью интеллектуального развития ребенка, что формирует ситуацию симбиотической зависимости. Это создает парадоксальную ситуацию, в которой все известные патологические аспекты симбиотических отношений сочетаются с явным развивающим вкладом. В системе таких отношений не решаются (или искажаются) задачи возрастного развития, не преодолевается своеобразный эмоциональный эгоцентризм, закрепляются черты инфантильности и социальной инвалидности, что делает самореализацию такого ребенка в дальнейшем проблематичной, а сам ребенок попадает в группу риска по эмоциональным показателям [12].

Дисгармоничность развития определяет уровень самооценки ребенка. Дети не всегда могут правильно оценить свои ресурсы и часто ставят цели, не соответствующие их реальным возможностям, что может быть предпосылкой напряжения и стресса. Эмоциональная сфера одаренного ребенка зачастую обнаруживает незаурядность - основу неистовых аффективных реакций. Поэтому одаренные дети могут казаться истеричными, нервными. Большая

эмоциональная отзывчивость при одаренности

ребенка может стать основой для слезливости и отчаяния в условиях критики и замечаний взрослого. Спрятанной формой данного отчаяния могут стать увеличенная застенчивость, нелегкость общения, психосоматические расстройства. «Особенности характера» одаренного ребенка вызывают у сверстников непонимание и насмешки, иногда получающих критические формы (травля, физическая агрессия, сверстники придумывают оскорбления и прозвище и др.), еще по большей части умножает проблемы в общении одаренного ребенка.

Подобные особенности личности одаренных детей могут вызвать и у учителя недовольство и неоднозначность отношения к особо одаренным детям [4].

Проблема взаимосвязи одаренности и дисгармонии Е.В. Макушкин рассматривает как вариант особого типа интеллектуального развития одаренных детей и подростков, как тип дизонтогенеза, с возможным формированием психических расстройств [9] на основе изучения одаренности выделяются и риски для самореализации одаренного ребенка, видящего смысл жизни, основной мотив в своей активности и деятельности именно в той сфере, в которой одарен [11].

В результате выявляется необходимость исследования феномена мотивация одаренных детей с дисгармоничным развитием, так как внутренние препятствия на линии саморазвития одаренной личности ребенка, достижения ею высоких результатов объединены с особенностями мотивации и ее увлечением избранным делом и способностями, позволяющими овладевать деятельностью, обучаться, что будет влиять как на социальное, так и на психологическое благополучие.

Эмпирическая база исследования состоит из 35 одаренных детей 7-8 классов лицея-интерната для одаренных детей г. Казани Республики Татарстан.

Психодиагностический инструментарий включает модифицированный тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда (субтест 1); тест 16PF Р.Б. Кеттела (форма А); тест «Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» И.С. Домбровской; тест «Значимость предмета».

Для математической и статистической обработки данных использовались меры описательной статистики, ранговый коэффициент корреляции Спирмена.

По 4 факторам по тесту «Социальный интеллект» были установлены высокие значения по показателям «точность решения заданий» (ххрЗ = 31,8) и низкие значения по показателю

«оригинальность» (х<э = 0,5). Одаренные дети с дисгармоничным развитием характеризуются стройностью, логичностью творческого мышления, выбором адекватного решения, соответствующего поставленной цели, с одной стороны, и, шаблонностью мышления, стандартными подходами к решению проблем, типичным употреблением элементов,

отсутствием оригинальности структуры ответа, с другой стороны.

Согласно анализу профилей личностных характеристик по тесту Кеттела 16PF (форма А) низкие значения выражены по фактору I ^ = 2,78) и высокие значения - по фактору С (хс = 8,22) и указывают на то, что несмотря на скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость, критичность, склонность одаренных детей с дисгармоничным развитием к объективности, ригидности, к излишней строгости в оценке людей, а также трудностях в установлении межличностных контактов, они проявляют эмоциональную устойчивость, выдержанность, характеризуются эмоциональной зрелостью, спокойствием, устойчивостью интересов и работоспособностью.

Результаты по тесту «Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» одаренных детей с дисгармоничным развитием выражены широкие социальные мотивы и мотив обязывающего учения (х = 3,5) и широкие познавательные мотивы (х = 3,1) и не выражены узкосоциальные мотивы (х = 1,1). Возможно, эта категория детей стремится получать знания, чтобы быть полезным обществу, у них выражено желание выполнить свой долг, и понимание необходимости получения образования. У них развито чувство ответственности, социальной необходимости и желание хорошо подготовиться к избранной профессии. В то же время они ориентированы на овладение новыми знаниями. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д. При этом одаренные дети с дисгармоничным развитием отличаются низким стремлением занять определенную позицию, не нацелены на одобрение окружающих, чтобы, например, заслужить у них авторитет.

Результаты изучения мотивов учебной деятельности по тесту «Значимость предмета» указывают на статистически значимом уровне на то, что для одаренных детей с дисгармоничным

типом развития на первом уровне интереса и важности школьных предметов - биология, история, физика, информатика, музыка, изобразительное искусство; на втором уровне -информатика, алгебра, технология, татарский язык; на третьем уровне - английский язык, литература, русский язык, физическая культура.

Согласно результатам корреляционного анализа по ранговому критерию Спирмена выявлена прямая взаимосвязь между показателем высокого интеллекта (фактор B) и развитостью воображения (фактором M) (г = 0,46 прир < 0,01). Узко социальные мотивы одаренных детей с дисгармоничным развитием напрямую связаны с напряженностью (фактор Q4) (г = 0,47 при р < 0,01). При этом узко социальные мотивы и их усиление могут помочь развить мотивы сотрудничества (г = 0,51 при р < 0,01). Обратные взаимосвязи выявлены между показателем самоконтроля (фактор Q3), узко социальными мотивами и уровнем сотрудничества (г = - 0,49; г = - 0,51 прир < 0,01).

Таким образом, результаты эмпирического исследования подтверждают, что дети с дисгармоничным развитием четко знают свои цели, они не ориентированы на получение одобрения окружающих и в то же время отсутствием ярко выраженной оригинальности при выстроенной логики и стройности творческого мышления. Они отличаются общественно направленной мотивацией наравне со стремлением к новым знаниям с целью подготовиться к будущей профессии.

Отношение в психологии к одаренности детей с точки зрения типа развития - неоднозначное. С одной стороны, выявлена склонность одаренных детей к дисгармонии, а с другой - ученые [4;8;12] сходятся во мнении, что понятие «дисгармоничный тип развития» не равнозначно понятию «одаренность». В любом случае, одаренность подростков связана с успешностью в учении [7], которая входит в структуру мотивации и дает потенциал для активизации способностей и превращения их в достижения.

Проведенное эмпирическое исследование подтвердило исследовательскую гипотезу с некоторыми уточнениями:

1. Одаренные дети с дисгармоничным развитием характеризуется структурированностью творческого мышления и низкой оригинальностью, предпочитают оптимальное решение, отвечающее определенной задаче.

2. Одаренные дети с дисгармоничным развитием характеризуются замкнутостью, большей подчиняемостью, робостью, чувствительностью, спокойствием и консерватизмом.

3. Дети с дисгармоничным развитием проявляют широкие социальные и познавательные мотивы, которые позволяют им быть успешными в учебной деятельности и отвечать требованиям общества.

4. Для одаренных детей с дисгармоничным развитием свойственно соединение естественнонаучного, гуманитарного и творческого блоков в предпочтениях. Они нечетко представляют, в какой области заключаются их интересы и предпочтения. Поэтому подростки данной группы считают важными все предметы в обучении.

5. У одаренных детей с дисгармоничным развитием проявляются проблемы в показателях мотивации и мотивах к учению:

- развитие умственных способностей связано с развитием творческого мышления;

- развитие интереса к самостоятельному получению знаний усиливает напряжение и тревогу.

Таким образом, в данном исследовании было установлено, что дисгармоничное развитие - это особая и противоречивая по своему содержанию форма одаренности, при которой проявляется проблемность в развитии личностных особенностей одаренных детей данной категории. Им сложнее общаться с другими, они замкнуты, слишком мечтательны, в то же время сконцентрированы на целях обучения при большом разбросе в предметных предпочтениях.

Литература:

1. Gottfried A.E., Gottfried A.W. A longitudinal study of academic intrinsic motivation in intellectually gifted children: Childhood through early adolescence // Gifted Child Quarterly. - 1996. - № 4 (40). - Pp. 179-183.

2. Mayer R.E. The scientific study of giftedness. In R.J. Sternberg & J.E. Davidson (Eds.), Conceptions of giftedness. - New York: Cambridge University Press, 2005. - Pp. 437-449.

3. Sternberg R.J., Janet E.D., eds. Conceptions of giftedness. - Cambridge University Press, 2005. - Pp. 437447.

4. Блинова В.Л. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие / В.Л. Блинова, Л.Ф. Блинова. - Казань: ТИПУ, 2010. - 56 с.

5. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н.

Дружинин, И.И. Ильясов, И.В. Калиш, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. МеликПашаев, В.И. Панов, В.Д. Ушаков, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич. - 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003. - 94 с.

6. Богоявленская М.Е. Дисгармоничность одаренности: миф или реальность? / М.Е. Богоявленская // Вестник московского университета. -2018. - Т. 16. - С. 38.

7. Габдулхаков В.Ф. Одаренность и ее развитие в условиях взаимодействия общеобразовательной школы и университета: учебно-методическое пособие / В.Ф. Габдулхаков. - Казань: РИЦ «Школа», 2012. - 174 с.

8. Климонтова Т.А. Самоорганизация внутреннего мира интеллектуально одаренных старшеклассников: структура и функционирование / Т.А. Климонтова. - Ярославль. - 2015. - С. 58-63.

9. Макушкин Е.В. Агрессивное криминальное поведение у детей и подростков с нарушенным

развитием / Е.В. Макушкин. - М.: «Медицинское информационное агентство», 2009. - 240 с.

10. Сибгатуллина И.Ф. Диссинхрония психического развития интеллектуально одаренных детей и подростков: автореферат дис. ... д-ра психол. наук / И.Ф. Сибгатуллина. - Сочи, 2002. - 20 с.

11. Творогова Н.Д. Психологические риски для одаренности с позиций психологии. Одаренность: методы выявления и пути развития: сборник / Н.Д. Творогова // Материалы Всероссийской конференции. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2018. - 302 с. - Часть I. -С. 127-130.

12. Якимова Т.В. Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одаренных детей / Т.В. Якимова // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 3. -С. 87-96.

Сведения об авторе:

Шакирова Гульшат Фиразовна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии, руководитель магистерской программы «Психология инновационного образования и развития детской одаренности», Институт психологии и образования, Казанский Федеральный Университет, e-mail: gkharis@gmail.com

Data about the author:

G. Shakirova (Kazan, Russia), Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor of Educational Psychology Department, Director of Master's Degree program «Psychology of innovative education and development of gifted children», e-mail: gkharis@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.