УДК 159.9 ББК Ч 420.02
ГСНТИ 15.31.31, 15.41.59
Код ВАК 19.00.01, 19.00.05
Положай Мария Николаевна,
аспирант кафедры акмеологии и психологии управления, Институт кадрового развития и менеджмента, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
ФЕНОМЕН ДВОЙНОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: двойная исключительность; одаренность; гиперактивность; дефицит внимания; дисгармоничный тип развития; дислексия; импульсивность.
АННОТАЦИЯ. Поднимается проблема сочетания одаренности с проблемами поведения и здоровья, а именно - с синдромом дефицита внимания и гиперактивности у детей. Анализируются различные подходы в истории изучения проблемы одаренности, в результате выявляется малоизученная сфера - трудности одаренных детей. Описывается система работы с одаренными детьми в России, выделяются приоритетные вопросы согласно рабочей концепции одаренности.
Polozhai Maria Nikolaevna,
Post-graduate Student of the Chair of Acmeology and Psychology of Management, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
THE PHENOMENON OF DOUBLE EXCLUSSIVENESS OF CHILDREN AS AN IMPORTANT PROBLEM OF PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
KEY WORDS: double exclusiveness; talent; hyperactivity; attention deficit; disharmonious type of development; dyslexia; impulsiveness.
ABSTRACT. The paper studies the problem of combination of giftedness with behavioral and health problems, namely, with attention deficit disorder and hyperactivity of children. Various approaches to the study of talent in the history have been analyzed, as a result a lost link was featured: problems of gifted children. The system of work with gifted children in Russia has been described and priority issues according to the working concept of giftedness have been identified.
О
днои из самых актуальных проблем образования, психологии и философии начиная с античных времен и заканчивая современным этапом развития науки была и остается проблема одаренности, нестандартности, дифференциации личности по степени выраженности различных способностей. Так, учение о божественном происхождении гения зародилось в философии и богословии. Биология и медицина, исследуя материальный субстрат психики - мозг - искали собственные объяснения факту индивидуальных различий в способностях. Социальная практика, вынужденная решать задачи образования и кадрового отбора, также стимулировала изучение этих вопросов и поставляла большой эмпирический материал для их осмысления. Эти три линии и составили в конечном итоге относительно единый блок знаний, постепенно открывающий дверь в непознанное.
В разные времена в науке и обыденном сознании доминировала то одна, то другая линия. Так, долгое время преимущественное право объяснять существо гениальности и одаренности принадлежало философии и богословию. Только к середине XIX века начинает доминировать подход, строящийся на приоритете генетически наследуемых различий. Все это время в социально-
педагогической практике утверждалась мысль о том, что не столько образование зависит от индивидуальных различий, сколько эти различия есть плод образования. Однако основными вопросами для изучения на протяжении всей истории исследования явления одаренности оставались: признаки одаренности (Н. С. Лейтес), виды одаренности, факторы одаренности (Дж. Рензулли), компоненты одаренности (С. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. М. Матю-шкин), диагностика одаренности (А. Бине, Г. И. Россолимо, Г. Айзенк), источники одаренности (Дж. Локк, Р. Декарт). Лишь недавно стал все чаще подниматься вопрос о сопутствующих таланту трудностях в поведении, обучении ребенка, особенностях его психического состояния.
В нашей стране в рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. Концепции, которая выражала бы теоретическую модель, вбирающую в себя все лучшие достижения современной зарубежной и отечественной психологии. Это позволило бы ей сыграть роль своего рода государственной директивы, служить точкой отсчета, от которой берут начало прикладные исследования и пе-
© Положай М. Н., 2013
дагогическая практика. С этой целью к работе была привлечена большая группа авторитетных ученых. Созданную ими концепцию, видимо, следует рассматривать как первичную, подлежащую дальнейшей разработке, на что указывает само название «Рабочая концепция одаренности». В частности в данной федеральной программе есть раздел «Качества личности одаренного ребенка», обратимся к выдержке из данного раздела: «...Другое дело - одаренные дети с дисгармоничным типом развития. Различия заключаются не только в очень высоком уровне отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели ^ от 130 до 180). В основе этого варианта одаренности, возможно, лежат другой генетический ресурс, также другие механизмы возрастного развития, характеризующегося чаще всего ускоренным, но иногда и замедленным темпом. Кроме того, его основу может представлять другая структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности, как таковой. Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в группу риска» (5, с. 31).
Обращение к проблемам и трудностям, связанным с одаренностью, является важным прорывом в образовании, однако пока разработок, направленных на преодоление этих трудностей, крайне мало и они не имеют широкой общественной огласки в нашей стране.
В своем исследовании данной проблемы мы сконцентрировались на сравнительно новом в психологии понятии «двойной исключительности», которое предполагает сочетание одаренности у детей с различного рода отклонениями в поведении, здоровье и психике, в частности, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также с расстройствами в учебных навыках. «По самым скромным подсчетам американских исследователей, «двойной исключительностью» обладают 10-15% всех одаренных детей. Как правило, их особые образовательные потребности обусловлены наличием определенных заболеваний или таких расстройств, как проблемы сенсорной интеграции, обработки слуховой или зрительной информации, дислексия, пространственная дезориентация и часто синдром дефицита внимания и гиперактивности» (6).
Целью нашего исследования явилось определение числа одаренных детей среди
учащихся, проявляющих признаки гиперактивности и дефицита внимания. Проанализировав основные методы выявления одаренности, мы пришли к выводу, что наиболее валидной формой диагностики у нашей специфической категории детей является опросник. Учитывая все преимущества и недостатки популярных опросников одаренности, мы разработали опросник на основе методики А. И. Савенкова и А. А. Лосевой, который позволяет выявить вид и степень одаренности младшего школьника. Методика А. И. Савенкова позволяет охватить внушительное число характеристик, типичных для разных видов одаренности. Простые и точные формулировки (описания) данных характеристик отражают реальную деятельность ребенка, живые эмоции, а не обобщенные понятия, типа «склонен к перфекционизму», благодаря чему доступны не только специалистам, но и родителям и другим экспертам. Само содержание признаков одаренности достаточно гибкое и может отражать признаки одаренности у детей как с гармоничным, так и дисгармоничным типом развития личности, что отвечает целесообразности нашего исследования. Таким образом, мы взяли перечень характеристик одаренности из методики «Карта одаренности» А. И. Савенкова и разбили этот перечень по соответствующим сферам деятельности, как предлагается в методике А. А. Лосевой, объединив литературную и артистическую сферы по причине схожести признаков и в целях лаконичности, опустив сферу академических достижений, так как частично ее характеристики отражены в интеллектуальной сфере, а уровень академической успеваемости в нашей диагностике фиксируется в отдельной графе анкеты на выявление синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Творческую сферу мы заменили сферой креативности: несмотря на схожесть данных понятий в нашем случае креативность является более широкой характеристикой, предполагающей порой неспособность дважды исключительных детей закончить творческое начинание, повторять попытки и рисковать ради конечной цели, ввиду нарушений устойчивости, переключаемости и концентрации внимания или избыточной физической активности, но при этом не исключающей высокий творческий потенциал данных детей, отражающийся в богатстве фантазии, оригинальности идей, необычности взглядов. Количество признаков одаренности в каждой сфере деятельности равно шести, что делает подсчет результатов по видам одаренности корректным, то есть в каждой сфере одинаковое количество критериев для оценки одаренности. В целях
определения степени выраженности каждого признака одаренности мы использовали трехбалльную систему и, следовательно, можем заключить, имеет ли ребенок одаренность, склонность к конкретной сфере (сферам) или не проявляет признаков актуальной или потенциальной одаренности в данном виде деятельности. Результаты подсчетов заносятся в таблицу и согласно количеству баллов в каждой сфере одаренности делается вывод:
6-10 баллов - низкий уровень;
11-14 баллов - средний уровень (имеет склонность к данной сфере);
15-18 баллов - высокий уровень (одарен в данной сфере).
Мы также дополнили свой опросник перечнем признаков одаренности при дисгармоничном типе ее развития, что и наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Как утверждается в Рабочей концепции одаренности, «в случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности, понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно. Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей». Вот почему мы считаем необходимым при первичной диагностике выявление не только наличия одаренности и ее вида, но и изучение личности ребенка. «Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая» (5).
Наша диагностика рассчитана на детей младшего школьного возраста (1 - 3 классы), так как именно в этот период синдром дефицита внимания и гиперактивности выражен наиболее характерно, а скрытая за синдромом дефицита внимания и гиперактивности одаренность нуждается в как можно более раннем выявлении для выбора наиболее адекватной тактики обучения, воспитания дважды исключительных детей и коррекции их поведенческих и психологических нарушений.
В целях объективности диагностика выполняется минимум двумя взрослыми: педагогом и родителем. При недостаточности сведений или при известных достижениях ребенка в конкретной сфере (например, в художественной) педагог обращается к эксперту соответствующей квалификации, который также проводит диагностику. Далее высчитывается средний арифметический балл по каждому критерию.
При помощи разработанной нами первичной диагностики одаренности у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности выяснилось, что процент детей с различными видами одаренности в данной категории учащихся достигает 14,5%!
Таким образом, наша гипотеза о том, что среди детей с нарушениями внимания и гиперактивностью есть одаренные дети, чьи исключительные способности скрыты за проблемами поведения и здоровья, а также дети, чьи интересы и, следовательно, реализация одаренности лежат вне сферы школы, что влечет за собой отсутствие стойкой мотивации к учению и проблемы с поведением, нашла свое подтверждение. Решением проблемы раскрытия и реализации одаренности детей с нарушениями внимания и гиперактивностью является создание программы психологического сопровождения данной категории детей, построенной на принципах опоры на сильные стороны учащихся и учета их психологических проблем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л. С. Проблема возраста // Л. С. Выготский. Собр. соч. : В 6 т. Т. 5. М. : Педагогика, 1983.
2. Арламов А. А. Проблемы современной педагогической науки и философия (заметки педагога-методолога) // Вопросы философии. 2008. № 1.
3. Асмолов А. Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. 2008. № 5.
4. Афанасьев Ю. Н. Может ли образование быть негуманитарным? // Вопросы философии. 2000. № 7.
5. Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д. Рабочая концепция одаренности. М., 2003.
6. Одаренные дети. Проблема одаренных детей. Детская психология. URL: http://dp.17ya.ru/
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Э. Э. Сыманюк.