Научная статья на тему 'Особенности мотивации обучения студентов с разной успеваемостью'

Особенности мотивации обучения студентов с разной успеваемостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
737
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никулина Д. С., Хруль Е. И.

В статье рассматривается проблема мотивации обучения студентов в вузе. Описаны результаты эмпирического исследования особенностей мотивации обучения студентов вуза с разной успеваемостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации обучения студентов с разной успеваемостью»

миру, начинают верить в силу добра и справедливости. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.

Список литературы:

1. Методическое пособие для специалистов, работающих с детьми-сиротами интернатных учреждений «Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении» - М., 2002.

2. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к Волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ

© Никулина Д.С.*, Хруль Е.И.*

Технологический институт Южного федерального университета,

г. Таганрог

В статье рассматривается проблема мотивации обучения студентов в вузе. Описаны результаты эмпирического исследования особенностей мотивации обучения студентов вуза с разной успеваемостью.

В последние годы особую важность в России приобретают вопросы становления высококвалифицированных специалистов. Общество предъявляет выпускникам вузов особые требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм, активность и творчество. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Одним из таких факторов является степень адекватности мотива-ционных установок поступления в вуз и получаемой профессии.

Характер и структура учебной мотивации являются важнейшими факторами успешного обучения в вузе. Некоторые авторы делят мотивацию учебной деятельности на недостаточную и положительную, относя к последней познавательные, профессиональные и даже моральные мотивы. В такой интерпретации получается прямолинейная и почти однозначная связь положительной мотивации с успешностью обучения (М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович).

♦ Доцент кафедры Психологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат психологических наук, практикующий психолог " Студентка 5 курса, специальность «Психология»

Однако, несмотря на интерес к проблеме учебной мотивации, мотивация обучения студентов с разной успеваемостью изучена недостаточно.

В силу этого нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого являлось изучение особенностей мотивации обучения студентов с разной успеваемостью.

В исследовании приняли участие 115 человек, все они являются студентами 1-4 курсов ТТИ ЮФУ в г. Таганроге, по специальностям «Психология» и «Прикладная информатика в психологии». Для проведения исследования были использованы следующие методы и методики:

1. Вычисление успеваемости студентов, используя среднее арифметическое (средний балл) итоговых оценок по всем предметам, за все семестры. Критерии разделения следующие:

- 3-3,4 - низкая успеваемость;

- 3,5-4,4 - средняя успеваемость;

- 4,5-5 - высокая успеваемость.

2. Методика Т.И. Ильиной «Изучение мотивации обучения в вузе» [1].

3. Методика А.А. Реана и В.А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» [1].

4. Тест-опросник направленности учебной мотивации (ОНУМ) [2]. Автор методики - Т.Д. Дубовицкая. Целью данного варианта методики является исследование направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся.

5. Проективная методика «Мандала «Моя учеба» [4]. Процедура проведения методики «Мандала» была следующей. Испытуемым в специально созданных заготовках - мандалах (сделанных из бумаги кругов) предлагается нарисовать рисунок, который бы отобразил их восприятие своей учебы. В работе используются цветные карандаши. По окончании рисования испытуемым предлагается написать на другой стороне мандалы те ассоциации и эмоции, которые у них вызывает в настоящий момент тот или иной цвет, который использовался при изготовлении их индивидуальной мандалы. Также экспериментатор предлагал ответить испытуемым на вопрос: «Где вы на этой мандале?», если прямого указания на его ответ в рисунке не было.

6. Методы статистической обработки и анализа данных [5].

Распределение исследуемой выборки по уровню успеваемости получилось следующим: 30 студентов (29 %) - с низкой успеваемостью; 52 студента (45 %) - со средней успеваемостью; 33 студента (26 %) - с высокой успеваемостью.

По результатам проведения методики Т.И. Ильиной «Изучение мотивации обучения в вузе» получилось, что для студентов с разным уровнем успеваемости характерно преобладание неадекватной мотивации обучения (у 43 % испытуемых с высокой, у 50 % со средней и 40 % с низкой успе-

ваемостью), в частности, мотивации, направленной на получение диплома. Студенты, неадекватно выбравшие профессию и не удовлетворенные ею, характеризуются стремлением приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремлением к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов. Они в большей части не заинтересованы содержательной стороной своей будущей профессии, мотивы познания для них не являются доминирующими. Можно предположить, что основными причинами поступления в вуз для таких студентов являются: стремление занять желаемое положение в обществе; избежать службы в армии (для юношей); необходимость получения диплома как средства для продвижения по службе. Также одной из причин неадекватного выбора профессии и, соответственно, неадекватной мотивации обучения для таких студентов может являться то, что это был не их сознательный выбор, а выбор их родителей, которые настояли на поступлении именно в этот вуз и на эту специальность.

Студентов с адекватной мотивацией - а это те испытуемые, у которых преобладают такие мотивы, как «приобретение знаний» (у 21 % испытуемых с высокой, у 19 % со средней и 33 % с низкой успеваемостью) и «овладение профессией» (у 36 % испытуемых с высокой, у 31 % со средней и 27 % с низкой успеваемостью), - можно охарактеризовать как адекватно выбравших профессию и удовлетворенных ею. Им свойственна любознательность, стремление к приобретению знаний, интерес к содержательной стороне профессии. Можно предположить, что для них мотив познания является одним из ведущих. Эти студенты самостоятельно без чьей-либо помощи учатся и сдают экзамены, пытаются как можно глубже изучить предлагаемые им учебные дисциплины, а также самостоятельно освоить не предусмотренные учебной программой аспекты, необходимые для будущей профессии.

Также нами была выделена смешанная группа, которую можно назвать «переходным звеном» между студентами, адекватно выбравшими профессию и удовлетворенными ею, и студентами, неадекватно выбравшими профессию. Наряду со стремлением быстрее получить диплом и желанием занять хорошее положение в обществе, эти студенты любознательны, имеют тягу к знаниям и овладению профессионально важными качествами. Познавательные мотивы у этих студентов стоят не на последнем месте, но и не являются доминирующими.

По результатам проведения методики А.А. Реана и В.А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» получилось, что набор доминирующих мотивов учебной деятельности у групп студентов с высокой, средней и низкой успеваемостью не совпадает (разница в полученных результатах является статистически достоверной при р < 0,05 согласно критерию х2). Для студентов с высокой успеваемостью доминирующими

мотивами являются мотивы стать высококвалифицированным специалистом и успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». У студентов со средней успеваемостью первые места занимают такие мотивы, как получить диплом и постоянно получать стипендию. Для студентов с низкой успеваемостью доминирующими мотивами являются мотивы получить интеллектуальное удовлетворение и стать высококвалифицированным специалистом.

При выявлении внешней и внутренней мотивации студентов с помощью методики ОНУМ с высокой, средней и низкой успеваемостью было выявлено, что у испытуемых всех групп преобладает внутренняя мотивация, но она имеет низкий уровень. Это может указывать на то, что у всех испытуемых, пусть и незначительно, присутствует познавательная активность.

Согласно качественному анализу методики «Мандала «Моя учеба» были получены следующие результаты.

Для студентов с высоким уровнем успеваемости характерно:

1. преобладание изображений, связанных с учебной тематикой (книги, библиотека, компьютеры) (часто встречались изображения, носящие «формальный характер»);

2. отсутствие выраженных цветных изображений (в основном все их рисунки были выполнены простым карандашом), также они отметили что «не испытывают каких-либо выраженных эмоций ни в связи с цветом рисунка (примеч. т.к. его почти не было), ни в связи с самим рисунком»;

3. отсутствие выраженной личностной позиции в рисунке - испытуемые не изображали себя на мандале и зачастую затруднялись ответить, где они видят себя на рисунке или встречались ответы по типу «я везде на этом рисунке».

Возможно, испытуемые с высоким уровнем успеваемости воспринимают свою учебу, прежде всего как свою обязанность, как долг, как то, что «надо», не всегда осознавая дальнейшие перспективы своей учебы.

Для студентов со средним уровнем успеваемости характерно:

1. большой процент изображений, связанных с учебной тематикой (книги, библиотека, компьютеры), однако встречаются и абстрактные рисунки, имеющие выраженный эмоциональный характер;

2. наличие цветных изображений (которые сопровождались такими эмоциями как радость, интерес, волнение, тревога, раздражение и скука, т.е. довольно обширным спектром эмоций);

3. частичное присутствие личностной позиции в рисунках.

Испытуемые со средним уровнем успеваемости более разнородно, чем

испытуемые с высоким уровнем успеваемости воспринимают свою учебу, которая вызывает у них целый спектр эмоций. Однако испытуемые в этой

группе испытуемых не всегда осознают смысл своей учебы, что может отражаться либо в отказе от выполнения этой методики, либо в уход в абстрактные, бессмысленные изображения.

Для студентов с низким уровнем успеваемости характерно:

1. сравнительно маленький процент изображений, связанных с учебной тематикой и присутствие внеучебной тематики (изображения кинотеатров, друзей, забав и т.д.);

2. присутствуют как цветные (эмоционально-наполненные, зачастую носящий открытый или скрытый негативный характер - раздражение, гнев, волнение, скука, вина), так и нецветные (эмоционально-безликие) изображения;

3. частичное присутствие личностной позиции в рисунке.

Студенты с низкой успеваемостью воспринимают свою учебу достаточно эмоционально, при этом они осознают у себя наличие отвлекающих их неучебных тенденций. В ряде рисунков учеба ассоциируется с дисциплинарными взысканиями, встречами с деканатом, что также имеет выраженную эмоциональную окрашенность.

В полученных результатах можно отметить как наличие сходных, так и различных тенденций в изображениях испытуемых с разной успеваемостью.

По итогам анализа результатов проведенных методик были выявлены общие черты в мотивации обучения студентов с разной успеваемостью:

1. преобладание неадекватной мотивации обучения по методике Т. И. Ильиной;

2. преобладание низкого уровня внутренней по характеру мотивации обучения.

Также были выявлены значимые различия в мотивации обучения у рассматриваемых групп - а именно в содержании доминирующих мотивов учебной деятельности:

- для студентов с высокой успеваемостью доминирующими мотивами являются мотивы стать высококвалифицированным специалистом и успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»;

- у студентов со средней успеваемостью первые места занимают такие мотивы, как получить диплом и постоянно получать стипендию;

- для студентов с низкой успеваемостью доминирующими мотивами являются мотивы получить интеллектуальное удовлетворение и стать высококвалифицированным специалистом.

В ходе исследования было установлено, что существуют общие черты и различия в мотивации обучения у студентов с разной успеваемостью. На основании исследования особенностей мотивации обучения у студентов с разной успеваемостью возможно создание комплекса коррекционно-

психологических мероприятий, направленных на повышение мотивации обучения студентов.

Список литературы:

1. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. -СПб.: Речь, 2000. - 688 с.

2. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации. // Вопросы психологии. - 2005. - № 1.

3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. -Минск, 1993.

4. Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». -СПб.: Речь, 2002. - 80 с.

5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2000. - 350 с.

ФЕНОМЕН «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

© Шилова О.В.*

Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород

В статье представлен анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме изучения социального интеллекта и особенностей его развития.

В начале ХХ века в психологической науке сформировались новые направления в исследовании межличностного общения. Понятие «социальный интеллект» впервые употребил в 1920 году Э.Торндайк, обозначив им дальновидность в межличностных отношениях и приравняв его к способности мудро поступать в человеческих отношениях. По Торндайку существует три вида интеллекта: абстрактный интеллект как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и производить с ними какие-либо действия; конкретный интеллект как способность понимать вещи и предметы материального мира и производить с ними какие-либо действия; социальный интеллект как способность понимать людей и взаимодействовать с ними.

♦ Старший преподаватель кафедры Психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.