Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаренко О.Н., Краснолобова Е.П.

В статье изучаются вопросы, связанные с изучением отношения студентов к научной работе в высших учебных заведениях, а также оценка мотивирования к научной деятельности. Было опрошено 238 респондентов с разных курсов обучения в виде анкетирования (анкета «Удовлетворенность студентов ГАУ Северного Зауралья организацией НИР»), а также применен метод включенного наблюдения за период 2020-2023 гг. Проведенное исследование позволило выявить, что привлечение студентов к участию в научных конференциях, студенческих олимпиадах, конкурсах с публикацией результатов научного труда оказывает положительное влияние на мотивы научной деятельности студентов. Мотивации к занятию научной деятельностью способствуют преподаватели профессиональных кафедр. Студенты в 84,8% не мотивированы или же слабо мотивированы на научно-исследовательскую деятельность в вузе. Считают творческое мышление важной основой профессиональной деятельности 97% молодых исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MOTIVATION OF SCIENTIFIC ACTIVITY OF STUDENTS OF AGRARIAN UNIVERSITY

The article examines issues related to the study of the attitude of students to scientific work in higher educational institutions, as well as the assessment of motivation for scientific activity. 238 respondents from different courses of study were interviewed in the form of a questionnaire (questionnaire "Satisfaction of students of the Northern Trans-Urals with the organization of research"), and the method of participant observation for the period 2020-2023 was also applied. The study made it possible to reveal that attracting students to participate in scientific conferences, student olympiads, competitions with the publication of the results of scientific work has a positive effect on the motives of students' scientific activity. Motivation to engage in scientific activities is promoted by teachers of professional departments. Students in 84.8% are not motivated or are poorly motivated for research activities at the university. Creative thinking is considered an important basis for professional activity by 97% of young researchers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА»

4. Илакавичус М.Р. Гуманитарно-антропологический подход в современных исследованиях профессионального образования / М.Р. Илакавичус // Образование и право. - 2023. - № 2. - С. 291295.

5. Мальцева О.А. Педагогические условия профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в Учебных центрах МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мальцева Ольга Алексеевна. - Орел, 2008. -19 с.

6. Николаев В.В. Интенсификация первоначальной профессиональной подготовки сотрудников ОВД в учебных центрах МВД России: дис. ... канд. пед. наук / Николаев Владимир Владимирович. - Санкт-Петербург, 2006. - 160 с.

7. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации в 2022 году : сборник аналитических и информационных материалов. - Москва : Главное управление по работе с личным составом МВД России, 2023. - 78 с.

8. Сухарева Е.В. Педагогическая организация учебно-профессионального самоопределения сотрудников органов внутренних дел в процессе их первоначальной профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сухарева Елена Викторовна. - Великий Новгород, 2019. - 24 с.

REFERENCES

1. Andrianov, A.S. (2020), Development ofpersonal and professional qualities of internal affairs officers in the process of initial training at universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, dissertation, Krasnoyarsk.

2. Bosomykin, A.F. (2018), Optimization ofprofessional training of territorial affairs officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Moscow.

3. Vershlovsky, S.G. (2013), "Adulthood as a category of andragogy", Education issues, No. 2, pp. 285-297.

4. Ilakavicius, M.R. (2023), "Humanitarian-anthropological approach in modern studies of professional education", Education and law, No. 2, pp. 291-295.

5. Maltseva, O.A. (2008), Pedagogical conditions ofprofessional training of internal affairs officers in the Training centres of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Orel.

6. Nikolaev, V. V. (2006), Intensification of the initial professional training ofpolice officers in the training centres of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, St. Petersburg.

7. Main Directorate for Work with Personnel of the Ministry of Internal Affairs of Russia (2023), Information on the state ofpersonnel administration of the internal affairs bodies of the Russian Federation in 2022, collection of analytical and informational materials, Moscow.

8. Sukhareva, E.V. (2019), Pedagogical organization of educational and professional self-determination of internal affairs officers in the process of their initial professional training, dissertation, Veliky Novgorod.

Контактная информация: g_robert_g@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.07.2023

УДК 378.184

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

АГРАРНОГО ВУЗА

Ольга Николаевна Гончаренко, кандидат исторических наук, доцент, Екатерина Павловна Краснолобова, кандидат ветеринарных наук, доцент, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, Тюмень

Аннотация

В статье изучаются вопросы, связанные с изучением отношения студентов к научной работе в высших учебных заведениях, а также оценка мотивирования к научной деятельности. Было опрошено 238 респондентов с разных курсов обучения в виде анкетирования (анкета «Удовлетворенность студентов ГАУ Северного Зауралья организацией НИР»), а также применен метод включенного наблюдения за период 2020-2023 гг. Проведенное исследование позволило выявить, что привлечение студентов к участию в научных конференциях, студенческих олимпиадах, конкурсах с публикацией

результатов научного труда оказывает положительное влияние на мотивы научной деятельности студентов. Мотивации к занятию научной деятельностью способствуют преподаватели профессиональных кафедр. Студенты в 84,8% не мотивированы или же слабо мотивированы на научно-исследовательскую деятельность в вузе. Считают творческое мышление важной основой профессиональной деятельности 97% молодых исследователей.

Ключевые слова: студенты, мотивация, научная деятельность, высшее образование, университет, обучение

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.07.p83-88

FEATURES OF MOTIVATION OF SCIENTIFIC ACTIVITY OF STUDENTS OF

AGRARIAN UNIVERSITY

Olga Nikolaevna Goncharenko, candidate of historical sciences, docent, Ekaterina Pavlovna

Krasnolobova, candidate of veterinary sciences, docent, Northerm Trans-Ural State Agricultural university, Tyumen

Abstract

The article examines issues related to the study of the attitude of students to scientific work in higher educational institutions, as well as the assessment of motivation for scientific activity. 238 respondents from different courses of study were interviewed in the form of a questionnaire (questionnaire "Satisfaction of students of the Northern Trans-Urals with the organization of research"), and the method of participant observation for the period 2020-2023 was also applied. The study made it possible to reveal that attracting students to participate in scientific conferences, student olympiads, competitions with the publication of the results of scientific work has a positive effect on the motives of students' scientific activity. Motivation to engage in scientific activities is promoted by teachers of professional departments. Students in 84.8% are not motivated or are poorly motivated for research activities at the university. Creative thinking is considered an important basis for professional activity by 97% of young researchers.

Keywords: students, motivation, scientific activity, higher education, university, education

ВВЕДЕНИЕ

В рамках освоения программы специалитета по направлению «Ветеринария», согласно ФГОС ВО 3++ [7], студенты могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности не только по врачебному и экспертно-контрольному типу, но и научно-образовательному, что является важным и значимым в современных условиях как для развития ветеринарной науки в целом, так и для пополнения и, что не менее важно, для омоложения профессорско-преподавательского состава аграрных вузов. Вместе с тем, на протяжении нескольких последних десятилетий наблюдается снижение мотивации студентов к научной деятельности и к возможности реализации себя как ученого, что создает кадровые проблемы в конкретном вузе, ставит под вопрос функционирование и развитие научной сферы в высших учебных заведениях, несмотря на то, что научное направление деятельности высшего учебного заведения всегда рассматривалось в качестве стратегического направления. На актуальность темы указывает большое количество научных статей, посвященных теме мотивации студентов и в том числе мотивации к научно-исследовательской деятельности [1, 2]. Вместе с тем, каждая отрасль науки и каждое направление подготовки обладает особенностями, что подвигает ученых изучать мотивацию современной молодежи с разных ракурсов.

Цель статьи - изучение мотивационных предпочтений в деятельности студенческой молодежи обучающихся на специальности «Ветеринария».

МЕТОДИКА

Изучение мотивации молодежи выполнялось в русле ценностно-деятельностного подхода, который позволил не только диагностировать мотивационные предпочтения студентов, но и определить их ценностные ориентации. Нами применялись: во-первых, метод

опроса в виде анкетирования студентов специальности «Ветеринария» всех курсов обучения Государственного аграрного университета Северного Зауралья г. Тюмень (анкета «Удовлетворенность студентов ГАУ Северного Зауралья организацией НИР», п-238). Во-вторых, метод включенного наблюдения за период 2020-2023 гг. Авторы статьи являются научными руководителями при подготовке студентов к конференциям, олимпиадам, круглым столам и иным научным мероприятиям, поэтому метод беседы также дал информацию и мотивационных предпочтениях и путях развития научно-исследовательской работы со студенчеством.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В период обучения в вузе перед студентами ставится задача достижения необходимого уровня в развитии большинства интеллектуальных, социальных и физических возможностей, способствующих профессиональному становлению. В этом возрасте происходит интенсивное формирование профессиональных компетенций, специальных способностей, а также становление характера и интеллекта. Это благоприятный период для начала научных изысканий. Оптимальная организация научно-исследовательской деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки обеспечит повышение конкурентоспособности выпускников вуза, поможет студенту реализовать себя как творческую личность, позволит накопить опыт участия в научно-практических конференциях, публикации статей, издания учебно-методических пособий, создаст фундамент успешной социализации в современное социокультурное пространство. Известно, что непосредственное участие студентов в научно-исследовательской работе, научных конференциях, проводимых на базе научных, учебных и других организаций, способствует развитию творческого интереса, обращает внимание молодежи на приоритетные направления науки [3].

Мотивы научной деятельности могут быть самыми различными: потребность в творческой деятельности, стремление к самореализации, стремление к познанию и созиданию нового, достижение определенного социального статуса (получение ученого звания, степени), известности, честолюбивое желание выделиться из общего ряда в глазах общества. Не исключается карьерная роль и возможность получить высокую должность, различные материальные блага. Учеными выявлено, что познавательная потребность, которая создает готовность исследователя к проявлению интеллектуальной активности при возникновении проблемной ситуации [6].

Мотивация растет по мере успешного удовлетворения познавательных потребностей и интересов. Стимуляцией познавательного интереса могут выступать: новизна, неожиданность, необычность [4].

В качестве ведущих мотивов некоторые авторы выделяют - мотивы ценностных ориентаций в оптимизации учебно-познавательной деятельности [4, 5, 6]. Следует заметить, что процесс исследования индивидуален и является ценностью в образовательном и личностном смысле. Мотивы научной деятельности обеспечиваются совокупностью моти-вационных факторов, среди которых ведущее место занимает внутренний мотив исследовательской деятельности. Если исследовательская деятельность не имеет смысла ценности, т. е. участие в ней не воспринимается человеком как значимое (впрочем, это касается любой другой деятельности), то данная деятельность не принесет результата.

Наблюдая за деятельностью студентов-ветеринаров более двадцати лет можно констатировать, что желание заниматься научной работой формируется, во-первых, у тех студентов, которые первые шаги в науку сделали еще в школе и продолжали заниматься в вузе и во-вторых, зависит от личности преподавателя, способного заинтересовать своим предметом как на первых курсах, так и на всех этапах обучения. Количественно таких студентов всегда было мало, не более 5-6%. В личных беседах молодые люди утверждали, что занятие наукой, является очень важной частью как на общественном, так и на индивидуальном уровне, но личностные обстоятельства складываются таким образом, что «не хватает

времени из-за большой учебной нагрузки», «есть дела поважнее», «мешают финансовые проблемы, вынуждающие работать в свободное от учебы время».

Для диагностики мотивации студенческой молодежи авторами была разработана анкета «Удовлетворенность студентов ГАУ Северного Зауралья организацией НИР». В анкетировании 2023 г приняли участие 238 человек, основная часть из которых девушки -83,1%. Большая часть опрошенных 54,8% учатся на хорошо и отлично, а 17,3% респондентов являются отличниками; 77,8% считают занятия наукой престижными как в вузе, так и в современном мире. Понимание значимости научной деятельности, уровень подготовленности и современное интеллектуальное развитие будущих ветеринарных врачей в большинстве своем дает основание к тому, что потенциально все они могут заниматься научной деятельностью. При этом 61,2% принявших участие в анкетировании, подтвердили свое участие в школьных научных мероприятиях: в предметных олимпиадах (59,1%), защите проектов (32,9%), в конференции с докладом (27,8%), в конкурсах НИР школьников (6,8%). 94% опрошенных студентов знают о возможности занятий научно-исследовательской работой в университете в основном преподавателей профессиональных и общин дисциплин и 56% удовлетворяет уровень организации научно-исследовательской работы студентов на ветеринарном факультете, на котором по мнению 65,8% участников анкетирования созданы условия для занятия студенческой наукой. Но, несмотря на все созданные условия, занимаются научной деятельностью в рамках выбранной специальности только 15,2% молодежи, планируют заниматься 38,4%, не знают с чего начать - 16,9%, не интересно занятие наукой - 29,5%.

Почему при стартовом начинании в науку в 61%, в вузе продолжают заниматься научной деятельностью только 15,2%, а эффективно реализуют свои научные потребности лишь 13%. Это при том, что в учебном заведении создано хорошее информационно-методическое сопровождение - так считают 63,7%, ведущие ученые доступны студентам (65,4%), на кафедрах составлено расписание консультаций по научной работе со студентами (42,6%), согласно которому можно получить консультацию, а преподаватели проводят индивидуальные встречи по договоренности, общие собрания по проектной деятельности. Затруднились ответить на вопрос о том, что мешает осуществлению научной деятельности 51,5%, то есть половина студентов, личностно аморфна и не предпринимает никаких попыток для развития своей личности в научном плане, несмотря на то что средства массовой информации, администрация вуза и преподаватели сообщают о роли естественных наук, биотехнологий в современном обществе.

Те же студенты, которые регулярно принимают участие в НИР ГАУ Северного Зауралья дают положительную оценку мероприятиям и хотят быть задействованы в Олимпиадах, конференциях, грантовой деятельности, круглых столах, входить в состав студенческой научной лаборатории, писать проекты, научной статьи, создавать макеты и экспонаты. Мешают студенту участвовать в перечисленных выше научных мероприятиях личный недостаточный уровень подготовки (46,2%), отсутствие времени для занятий НИР (62,5%), отсутствие желания и интереса для участия в НИР (66,3%).

Ответы на вопрос «Каковы ваши мотивы к занятию НИР студента?» дают понимание почему одни выбирают научную деятельность, а другие нет: стремление к познанию и созиданию нового, неизвестного (познавательные и творческие потребности или, как говорил Анри Пьерон, - потребность в творческой деятельности) - 19%; желание понять данное явление самому и раскрыть глаза на его сущность другим - 10,5%; интерес к определенной науке или к какому-то конкретному вопросу - 30,4%; желание принести пользу своим открытием человечеству или по крайней мере решить какую-либо народнохозяйственную, пусть и узковедомственную, задачу - 16,9%; желание «оставить след в истории» публикацией своей работы - 5,8%; достижение определенного социального статуса (получение ученых степеней, званий) - 5,8%; стремление к самореализации, к славе, известности, честолюбивое желание выделиться из общего ряда в связи с престижностью научной

работы в глазах общества - 5,8%; возможность получения, благодаря научной деятельности, высокой должности, различные материальные блага - 5,8%.

Итак, большая часть респондентов (30,4%) выбрала вариант «Интерес к определенной науке или к какому-то конкретному вопросу», что указывает на то, что в большинстве своем ветеринарами не становятся случайные люди, изначально ориентированные на получение определенной профессии. Это подтверждается и тем, что интерес к науке у обучающихся на ветеринарном факультете проявляется с первого курса и основными дисциплинами становятся анатомия и физиология.

Почему студенты занимаются НИР?: поступлению в магустратуру/аспирантуру -5,1%; защита выпускной квалификационной работы/ диссертации - 14,3%; самосовершенствование - 27%; получение повышенной стипендии - 24,9%; престижность занятия НИР студента - 2,1%; нет перспективной цели - 26,6%.

Считают творческое мышление важной основой профессиональной деятельности 97% опрошенных.

Нравится принимать активное участие в дискуссии и выступать с критикой 57%; нет - 23%; нравится принимать участие в дискуссии, но не выступать с критикой - 19%.

На вопрос: «Кто способствовал мотивации к занятию научной деятельностью?» анкетируемые ответили следующим образом: преподаватель кафедры - 61%; сам(а) заинтересовался - 35%; родители - 1%; не знают - 3%.

Перспективной целью занятия научным исследованием участники конференции считают: защита диссертации - 53%; самосовершенствование - 45%; нет перспективной цели - 2%.

ВЫВОДЫ

1. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что большое количество привлеченных к участию в научной деятельности пришли в вуз мотивированными.

2. Привлечение студентов к участию в научных конференциях, студенческих олимпиадах, конкурсах с публикацией результатов научного труда оказывает положительное влияние на мотивы научной деятельности студентов.

3. В ходе исследования было выявлено, что в основном мотивации к занятию научной деятельностью способствуют преподаватели профессиональных кафедр.

4. Выявлено, что студенты в 84,8% случаев не мотивированы или же слабо мотивированы на научно-исследовательскую деятельность в вузе. Данная категория студентов пока не проявляет интереса к исследовательским задачам, не стремится выступать на научных конференциях и не имеет перспективной цели для занятия научным исследованием.

5. Считают творческое мышление важной основой профессиональной деятельности 97% молодых исследователей. Следовательно, организация образовательно-научного процесса в среде, стимулирующей творчество, будет способствовать мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности. Известно, что условия креативной среды способствуют созданию возможности для проявления креативности и раскрывают способности к выполнению данной деятельности.

Предложения по совершенствованию мотивации студентов:

• развитие и популяризация кружкового и олимпиадного движения, включение в кружки школьников;

• пересмотр формата научной деятельности на кафедрах (студенческий научно-производственный отряд, научное наставничество преподавателей-лидеров и руководителей научных школ);

• привлечение к проводимым мероприятиям студентов и молодых ученых других ВУЗов и организаций;

• переформатирование работы СНО (кураторы-студенты, организация малых научных групп для выполнения НИР, мероприятия объединяющих в научном плане (квизы,

science slam и др.));

• увеличение медиа активности научной жизни института;

• рост уровня вовлеченности ППС в научно-исследовательскую деятельность;

• усиление роли куратора как агента управленческого воздействия в студенческой группе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гончаренко О.Н. Условия формирования адаптивных способностей студентов аграрного вуза / О.Н. Гончаренко // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 10. - С. 48-52.

2. Оценка влияния формата обучения на работоспособность студента / О.А. Драгич, К.А. Сидорова, А.Н. Созонова, С.А. Утусиков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022.

- № 5 (207). - С. 133-138.

3. Закревская Н. Г. Развитие научно-педагогического потенциала в университетах физической культуры современной России : автореф. дис. ... д-ра пед наук / Закревская Наталья Григорьевна.

- Санкт-Петербург, 2010. - 39 с.

4. Коваленко И.А. Педагогические условия развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Коваленко Ирина Александровна. - Иркутск, 2005. - 22 с.

5. Коноваленко А.В. Мотивация будущих специалистов на начальном этапе профессионального образования : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Коноваленко Андрей Валерьевич - Москва, 2010. - 22 с.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 512 с.

7. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария» : Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2017 г № 974 // Гарант : [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/71787562/ (дата обращения 11.06.2023).

REFERENCES

1. Goncharenko, O.N. (2019), "Conditions for the formation of adaptive abilities of students of an agricultural university", Contemporary Teacher Education, No. 10, pp. 48-52.

2. Dragic, O.A., Sidorova, K.A., Sozonova, A.N., and Utusikov, S.A. (2022), "Evaluation of the influence of the training format on the student's performance", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (207), pp. 133-138.

3. Zakrevskaya, N.G. (2010), Development of scientific and pedagogical potential in the universities ofphysical culture of modern Russia, dissertation, St. Petersburg.

4. Kovalenko, I.A. (2015), Pedagogical conditions for maintaining the health of students of a pedagogical college in the process of professional training, dissertation, Irkutsk.

5. Konovalenko, A.V. (2010), Motivation of future specialists at the initial stage of professional education, dissertation, Moscow.

6. Ilyin, E.P. (2013), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.

7. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2017), "On approval of the federal state educational standard of higher education - specialist in the specialty 36.05.01 Veterinary Medicine", order No. 974 of September 22, 2017, available at: https://base.garant.ru/71787562/ (accessed 11 June 2023).

Контактная информация: krasnolobovaep@gausz.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2023

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ РАДЖА-ЙОГОЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОК

Валерий Иванович Григорьев, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург; Александра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.