Научная статья на тему 'Особенности монетарной политики и ее трансграничных эффектов на современном этапе'

Особенности монетарной политики и ее трансграничных эффектов на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2490
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА / ФРС / ПРОГРАММА КОЛИЧЕСТВЕННОГО СМЯГЧЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетова Алёна Викторовна

В статье рассмотрены тенденции денежно-кредитной политики ФРС и ее влияния на мировые финансовые рынки ввиду наличия трансграничного эффекта. Проанализирована динамика основных финансовых инструментов, влияния на них процентных ставок и выявлена взаимосвязь с российским рынком ценных бумаг. Рассмотрена взаимосвязь монетарной политики Банка России с трансмиссионным механизмом ФРС. Отдельное внимание уделено вопросу «кэрри-трейда» как последствию трансграничного эффекта и его влиянию на курс российского рубля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности монетарной политики и ее трансграничных эффектов на современном этапе»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ЭФФЕКТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Решетова А.В.

Решетова Алёна Викторовна - аспирант, кафедра мировой экономики и международных экономических отношений, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассмотрены тенденции денежно-кредитной политики ФРС и ее влияния на мировые финансовые рынки ввиду наличия трансграничного эффекта. Проанализирована динамика основных финансовых инструментов, влияния на них процентных ставок и выявлена взаимосвязь с российским рынком ценных бумаг. Рассмотрена взаимосвязь монетарной политики Банка России с трансмиссионным механизмом ФРС. Отдельное внимание уделено вопросу «кэрри-трейда» как последствию трансграничного эффекта и его влиянию на курс российского рубля. Ключевые слова: денежно-кредитная политика, монетарная политика, ФРС, программа количественного смягчения, финансовые рынки, ценные бумаги, процентные ставки.

Усложнение архитектуры глобального финансового рынка приводит к росту его нестабильности и, следовательно, повышению вероятности наступления глобальных финансовых кризисов. Для управления этими процессами и минимизации их негативного влияния на динамику экономического развития необходимо формирование целостной стратегии монетарной политики как наиболее действенного инструмента государственного воздействия на ход экономических процессов. Одним из последствий финансовой глобализации стало уменьшение возможностей государства контролировать экономические и финансовые операции. И именно инструменты монетарной политики при условии избрания правильных стратегических ориентиров способны оказать действенное влияние на национальное хозяйство в контексте его интегрированности в мировую экономику.

В современном мире главным критерием эффективности денежно-кредитной политики является надежное функционирование монетарного трансмиссионного механизма, который представляет собой процесс, благодаря которому решение центрального банка в сфере денежно-кредитной политики передается на финансовый сектор и экономику в целом и, прежде всего, на состояние денежного рынка, динамику цен и экономический рост. Он способствует реализации основных целей центрального банка [7, с. 3-10], дает возможность поддержать стабильность банковской системы и обеспечивает передачу монетарных импульсов к субъектам хозяйствования. Поэтому центральные банки ведущих стран мира уделяют значительное внимание принятию решений по денежно-кредитной политике и функционированию монетарного трансмиссионного механизма. Для обеспечения экономического роста необходима низкая и стабильная инфляция. Поэтому активизация монетарного трансмиссионного механизма с целью обеспечение ценовой стабильности является одной из ключевых задач деятельности центрального банка.

Более практичным и приближенным к деятельности центрального банка можно считать определение такого механизма, как системы взаимосвязей, что отражает, каким образом действия монетарных властей влияют на достижение операционных, промежуточных и стратегических целей монетарной политики [24]. Упор делается на ключевых задачах и непосредственных функциях деятельности центрального банка. То есть монетарный трансмиссионный механизм не является самоцелью, он функционирует в рамках монетарного режима, для которого характерны

определенные правила и операционные процедуры, а конечной целью является обеспечение центральным банком ценовой стабильности. Немалый положительный опыт практического применения закономерностей и преимуществ монетарного трансмиссионного механизма накоплен в Великобритании, Польше, Словакии, Чехии, Японии и многих других странах.

В практике деятельности ведущих центральных банков вопросам функционирования монетарного трансмиссионного механизма уделяется чрезвычайно большое внимание. Так, специалисты ЕЦБ рассматривают этот механизм в контексте реализации монетарной стратегии, под которой понимают общий подход проведения центральным банком денежно-кредитной политики. В соответствии с таким подходом монетарная стратегия ЕЦБ включает количественное определение главной цели ценовой стабильности и аналитическую структуру, которая основывается на двух фундаментальных принципах (столбах) — экономическом и монетарном анализе. На этих двух видах анализа основываются разработка и реализация Центральным банком решений относительно общей оценки рисков для ценовой стабильности и монетарной политики.

Считается, что впервые термин «трансмиссионный механизм» относительно денежно-кредитной сферы предложил Дж.М. Кейнс. Под трансмиссионным механизмом он понимал совокупность переменных, с помощью которых предложение денег путем воздействия изменения нормы процента и объемов инвестиций в основной капитал влияет на величину совокупного выпуска и активность экономических агентов. Исследование вопросов монетарного трансмиссионного механизма особенно активизировались в 1980-1990-х годах. За это время построено много теоретических моделей трансмиссионного механизма, однако практика показывает, что это понятие является многогранным и комплексным, а его смысл и внутренние взаимосвязи постоянно меняются и обновляются в зависимости от конкретных экономических условий каждой страны.

Ключевым элементом трансмиссионного механизма являются официальные процентные ставки, которые на первом этапе влияют на ставки денежного рынка и формируют рыночные ожидания, на втором - сказываются на денежной массе, ценах активов и валютном курсе, на третьем — обусловливают изменение спроса и предложения на рынках товаров и труда, внешних и внутренних цен, а также уровня заработной платы. На заключительном этапе происходит изменение цен в экономике и реализуются механизмы обеспечения ценовой стабильности.

Использование центральными банками монетарного трансмиссионного механизма с целью обеспечения ценовой стабильности зависит от конкретных условий страны. Если в 2000-х годах для многих стран было актуальным сдерживания инфляции, то для Японии — преодоление дефляции. Сегодня отдельные страны также вынуждены проводить политику количественного и кредитного смягчения с целью преодоление дефляции и стимулирования экономического роста.

В отличие от ЕЦБ основными каналами действия нестандартных мер ФРС США, Банка Англии и Банка Японии стал канал цен активов (приобретение значительных объемов проблемных ценных бумаг, преимущественно ипотечных) и канал ожиданий. Поэтому, по мнению Ф. Кора-Тиманна, вышеуказанные центральные банки основное внимание уделяют стабилизации работы финансового рынка, а ЕЦБ — улучшению условий финансирования и кредитования нефинансовых корпораций и населения, что обусловлено необходимостью обеспечения со стороны ЕЦБ равного подхода к применению нетрадиционных мер в разных странах еврозоны [28]. На наш взгляд, такие различия в подходах крупнейших центральных банков мира отражают расхождения в циклах их монетарной политики и действия монетарного трансмиссионного механизма, что связано с различным характером посткризисного восстановления их финансовых систем.

Более поздние исследования, осуществленные И. Кикуо, позволили разработать схему реализации трансмиссионного механизма монетарной политики в условиях

12

количественного смягчения. Эта схема представляет практический интерес, поскольку наглядно демонстрирует взаимосвязь и зависимость главной цели монетарной политики с ожидаемым уровнем инфляции, динамикой монетарной базы, реальной процентною ставкой и ценами активов. Кроме того, в схеме приведено влияние изменений отдельных монетарных параметров на основные макроэкономические показатели и, прежде всего, на объемы производства, экспорта, инвестиций, уровне занятости и заработной платы путем активизации передачи импульсов изменения процентной ставки в реальный сектор экономики. Установлено, что количественное и кредитное смягчение является одним из методов преодоление последствий так называемой ловушки ликвидности — ситуации, когда процентная ставка фактически равна нулю и уже не может быть снижена [13]. При наличии ловушки ликвидности действие процентного канала монетарной трансмиссии нарушается, а использование традиционных инструментов и методов денежно-кредитной политики становится неэффективным [11; 14].

С целью повышения эффективности кредитного канала целесообразно реализовать систему мер по:

— улучшению кредитного и инвестиционного климата в государстве;

— финансовому оздоровлению банковской системы, повышению ее стойкости к внутренним и внешним шокам, снижению доли проблемных кредитов в активах банков и повышению уровня капитализации банковской системы;

— организации мониторинга и проведения анализа ЦБ ценовых и неценовых условий кредитования;

— унификации правил и процедур рефинансирования банков и регулирования их ликвидности;

— улучшению условий банковского кредитования и усиления механизмов защиты прав кредиторов и вкладчиков.

Первоочередными мерами по активизации действия каналов монетарного трансмиссионного механизма должны быть: повышение макроэкономической стабильности; разработка стратегии монетарной политики и улучшения операционной системы регулирования ликвидности банков; финансовое оздоровление банковской системы и повышения ее устойчивости к внутренним и внешним шокам; совершенствования механизмов защиты прав кредиторов и вкладчиков, коммуникационной политики центрального банка, а также закрепление инфляционных ожиданий субъектов рынка, согласно определенному целевому уровню инфляции [11]. На примере политики США, стран ЕС и РФ проведем оценку трансмиссионных эффектов монетарной политики, так традиционной, так и нестандартной.

Проанализируем динамику изменения уровня процентных ставок в некоторых странах мира, выделив для анализа страны с наиболее показательным и таким, что отличает их от других, опытом монетарной политики, или - высоким уровнем экономического развития. Так:

- США являются лидером мировой экономики с мощной финансовой системой и денежным рынком;

- Великобритания, страны Еврозоны - лидеры экономики, страны, на деятельность которых, в том числе в финансовой сфере, ориентируется Россия;

- Япония является не только одним из экономических лидеров мира, но интересна тем, что практикует нулевую процентную ставку денежного рынка в течение долгого периода (с 2010 года);

- Швейцария - экономически развитая страна Европы, что применяет отрицательную ставку денежного рынка;

- Китай - один из лидеров мировой экономики и лидер за экономическим ростом среди ведущих стран мира по численности населения и по уровню развития экономики (в то же время уровень ВВП на человека в Китае значительно уступает уровню ведущих экономически развитых стран мира);

13

- Польша - интересна также тем, что, находясь в ЕС, оставила свою валюту -злотый и практикует собственную монетарную политику (хотя и согласованную с ЕС);

- Беларусь, Украина, Грузия, а также собственно Россия (в контексте динамики показателя учетной ставки ЦБ РФ с показателями этих стран) - страны - близкие к России не только географически, но и тем, что имеют общую историю пребывания в составе СССР, где наблюдаются структурные проблемы неразвитости денежно-кредитной системы, инерционный характер развития, ресурсная ориентация экономики и/или ориентация на использование морально и физически устаревшей производственной базы экономики.

Итак, анализ динамики уровней процентных ставок в контексте конкретного охарактеризованного выше практики установления и регулирования этих ставок в отдельных странах, регионах, предлагается представить в двух блоках:

Блок 1 - страны - экономические лидеры с определенными типичными особенностями монетарного регулирования (США, Великобритания, Япония, Китай, Швейцария).

Блок 2 - страны, которые близки к России относительно уровня развития финансовой системы, или, в случае Польши могут служить образцом для подражания в процессе евроинтеграции, для которых характерны типичные проблемы и существует потенциал выявления конкретных способов их решения на примере отдельных стран.

Блок 1. Так, в результате реализации антикризисной политики как реакции на мировой экономический кризис 2008 года в ведущих странах мира произошло снижение ставки рефинансирования до рекордных значений, близких к нулю (в США - 0,25% с декабря 2008 г. и до сентября 2015 г., однако это не привело к быстрому выходу экономики в фазу устойчивого роста [22, с. 3-26]. В то же время, в стандартной ситуации реальный эффект в экономике от снижения процентной ставки начинал сказываться в предыдущие периоды примерно через 9 месяцев. ФРС через политику регулирования по отношению к банковским институтам, а также платежной системы укрепляет устойчивость финансовой системы к системному риску таким образом, что в ситуации, когда фиксируются опасные для стабильности рынка явления, ФРС может смягчать их влияние на финансовые рынки и экономику через агрессивную и открытую политику регулирования процентной ставки [3].

Обратим внимание на то, что даже критикуя американскую экономическую и процентную политику, ведущие ученые отмечают отличие ее проведения относительно подобной политики в ЕС [1], связанную с тем, что стандартная версия монетаристской стабилизации в США, так же как и в Великобритании, реализуется в расширенной версии, путем включения нормы безработицы как дополнительного целевого ориентира. Банк Англии как дополняющий целевой ориентир, установил норму безработицы 7%, исходя из того, что главной целью денежной политики Банка Англии является обеспечение стабильности валюты одинаково в государственном контексте, как и в соотношении к иностранным валютам. Это позволяет обеспечить условия для неинфляционного роста экономики [8, с. 30-35].

ЕЦБ систематически контролирует циклические и структурные изменения, происходящие в банковском секторе и других финансовых секторах зоны евро, а также всего ЕС с целью идентификации нарушений, а также оценки выносливости финансовой системы. Следовательно, система единого регулятора финансового сектора в странах ЕС стала преобладающей. При этом наблюдается тенденция к усилению роли ЦБ и создания единого регулятора именно на их основе, что будет способствовать обеспечению стабильности денежного рынка [12].

Пример Японии вполне может стать для стран развитого капитализма примером недостаточно эффективного воздействия на реальный сектор экономики через инструментарий монетарного регулирования процентной ставки. Кризис японской

14

экономики в 90-х годах прошлого века связывают с несовершенством монетарной политики, которая была направлена на поддержку государственной промышленной политики. Опыт Японии, где с начала 1990-х годов введена нулевая номинальная процентная ставка, показал, что процентные ставки ЦБ не могут снизиться ниже определенного уровня, который равен нулю. И делается вывод, что процентная политика должна стимулировать рост экономики в целом, способствуя усилению общей конкуренции без предоставления преимуществ каким-либо субъектам предпринимательской деятельности, в том числе государственным [5, с. 76-80].

Проблема низких процентных ставок тесно связана с вопросом ликвидности в виде барьера для достижения эффективности регулирования процентных ставок денежного рынка в борьбе с дефляцией. Внимание к этому инструменту в последние годы привело к рекордно низким процентным ставкам до недавнего времени в большинстве промышленно развитых стран.

После достижения предела нулевой процентной ставки банковский регулятор имеет мало возможностей в использовании традиционных инструментов денежно-кредитной политики, чтобы противостоять давлению дефляции, с целью стабилизации экономики.

Ключевую роль в текущем уровне инфляции играет характер инфляционных ожиданий. Так, реальная процентная ставка есть разница между номинальной процентной ставкой и уровнем инфляции, то есть с падением номинальных процентных ставок и снижением инфляции уменьшается возможность для снижения реальных процентных ставок.

При достижении нулевой предельной номинальной ставки или стабильности цен достижения отрицательных реальных процентных ставок нереально. Поэтому, когда существуют дефляционные шоки, традиционный канал процентных ставок как механизм действия денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики перестает функционировать.

Кроме того, снижение инфляции и, следовательно, увеличение реальной процентной ставки, может спровоцировать дефляционный цикл, самоусиливается. Поэтому в каждом отдельном случае целесообразно анализировать оперативные цели, которые в практике ЦБ и рассматривать другие, чем процентный канал, инструменты денежно-кредитной политики как взаимосвязаны с регулированием процентных ставок денежного рынка.

Швейцарский национальный банк (далее - ШНБ) обязан проводить монетарную политику от имени Швейцарской конфедерации. Ориентиром денежной политики ШНБ является обеспечение ценовой стабильности, а также экономический рост, при этом в случае конфликта между этими двумя целями стабильность цен имеет приоритет по отношению к экономическому росту. Непосредственной целью политики ШНБ является обеспечение стабильности цен в средне-и долгосрочной перспективе, что понимается как содержание темпа инфляции на уровне 2%, для чего банк с 2000 года использует инструментарий инфляционного таргетирования при регулировании процентной ставки денежного рынка. Пример Швейцарии ценный тем, что в стране ставка процента, установленного ШНБ, на сегодня является отрицательной. Это стало следствием снижения процентной ставки в период кризиса 2008 года (март 2009 года) до уровня 0,25% (на тот момент ставка процента в Еврозоне была даже на меньшем уровне - 0,1%) и впоследствии, в августе 2011 года, данную ставку установили на уровне 0%, и с января 2015 года до настоящего времени (сентябрь 2016 г.) - на текущем уровне - 0,75% (в странах Еврозоны на 2015 г. -0,05%, с 2016 г. - 0,00%).

Указанную тенденцию можно объяснить желанием ШНБ контролировать курс местной валюты и бизнеса относительно евро и европейской экономики, которая существенно влияет на швейцарскую, сделать их более привлекательными, конкурентоспособными (доступными для этого в распоряжении ШНБ методами).

15

Стоит заметить, что подобную практику отрицательной процентной ставки ЦБ на данный момент (2016 г) используют также Швеция (-0,50%) и Дания (-0,65%), которые также взаимосвязаны с Еврозоной с ее «дешевыми деньгами» и вынуждены реагировать на политику ЕЦБ именно таким образом.

Отрицательная процентная ставка в экономически развитых странах используется как инструмент борьбы с дефляцией, она влияет на проценты, которые банки платят за займы друг в друга, в направлении стимулирования их снижения. Отрицательное значение процентной ставки может привести к тому, что предприятиям удастся брать займы под более низкие проценты. Это, в свою очередь, может привести к росту инвестиций, то есть к стимулированию внутренней экономики. Зато рост производства обычно запускает механизм увеличения инфляции, что корректирует дефляционные процессы.

Интересным является опыт регулирования процентной ставки Народным банком Китая (НБК). Как и в экономически развитых странах Запада, с целью поддержки роста и конкурентоспособности экономики страны (а на оперативном уровне - с целью удержания роста цен путем применения политики «дешевых денег») в 2008-2009 году НБК снизил ставку с около 7,5 до почти 5%. Однако реагируя на постоянный рост цен на товары в 2011 году НБК изменил свою политику и перешел к увеличению процентной ставки.

Наряду с последовательным повышением процентных ставок, НБК чаще повышал норму резервирования депозитов финансовых структур. Таким образом, Китай в условиях значительной международной ликвидности в странах с развитой экономикой поощрял приток «горячих денег» («горячие деньги» - денежные средства, крупные массы спекулятивных краткосрочных капиталов, владельцы которых срочно перемещают их из одной области применения или из одной страны в другую с целью избежать последствий инфляции или получения более высокой прибыли, вследствие чего происходит миграция капиталов, возникает блуждающий капитал [2]). Основным генератором «горячих денег» является экономическая и политическая нестабильность, инфляция, валютный кризис [16].

Блок 2. Основной целью Народного банка Польши (далее - НБП) является стабильность польской денежной единицы. Задачей деятельности НБП является удержание стабильного уровня цен при одновременной поддержке экономической политики правительства, если это не противоречит основной цели. Относительно стран, которые развиваются, монетарная политика макроэкономической стабилизации, нацелена на снижение инфляции, продолжается уже более 20 лет и, в отличие от экономически развитых стран, основывается на содержании в них очень высоких значений процентной ставки наблюдаются структурные проблемы неразвитости денежно-кредитной системы, инерционный характер развития, ресурсная ориентация экономики и/или ориентация на использование морально и физически устаревшей производственной базы экономики). Для этих стран характерны относительно высокие уровни процентных ставок, что в последние два года существенно выросли, через углубление системных кризисов в экономике. Также постсоветской страной, которая имеет значительно ниже, чем в России, уровень процентной ставки ЦБ, является Грузия. В этой стране в течение анализируемого периода уровень процентной ставки оставался в пределах 3,7512%, изменение данного уровня в целом была постепенной, без резких колебаний.

Опыт Японии и Франции подтверждает эффективность использования механизма процентной политики для льготных кредитов и преференций (предоставляется возможность в более короткий срок достичь определенных целей). В то же время адепты такого подхода утверждают, что часто льготные условия снижают ответственность субъектов за обязательства и приводят к неэффективному использованию средств (например, в Японии) [4].

За 2008-2010 гг. произошли изменения в системах регулирования денежных рынков европейских стран: Бельгии, Великобритании, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Литвы, Португалии, Франции, Швейцарии и др. Изменения в основном проявляются из-за усиления в процессах регулирования и надзора роли ЦБ. В частности, ЦБ 19 из 27 стран ЕС принимают непосредственное участие в регулировании и надзоре; в 8 странах существует единый регулятор, созданный на базе ЦБ (Ирландия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Словакия, Франция, Чехия) [26].

Анализируя развитие мирового финансового рынка, необходимо проанализировать также стратегии, которые позволяют участникам рынка функционировать. Стратегия «керри -трейда» заключается в следующем: по сути это спекулятивная стратегия, которую еще называют игрой на разнице процентных ставок. Для того чтобы наилучше была понята суть ее работы, рассмотрим практический пример того, как работает этот «керри-трейд» и как это влияет на денежно-кредитную политику Банка России и курс российского рубля.

Допустим, существует инвестор, который проживает в Австрии. Он имеет капитал в размере 100 000 евро. С помощью этой суммы капитала, он желает сыграть в «керри-трейде» и использовать для этого российский фондовый рынок. Он выясняет, что с помощью данной операции способен заработать неплохие деньги и идет к своему брокеру с просьбой выдать ему финансовый левередж (кредитное плечо) для покупки российских ОФЗ на сумму 1 миллион евро. Брокер соглашается, и выдает ему свои деньги под стандартную ставку в Евросоюзе - 1 -1,5%. Далее, инвестор из Австрии выдвигается к России. На российском рынке существуют ОФЗ - это государственные казначейские ценные бумаги, облигации, которые имеют стандартную доходность в районе 8%, при этом, несут минимальные инвестиционные риски, ведь их гарантом выступает государство. Доходность ОФЗ зависит от деятельности Банка России через процентный канал, что и становится проблемой современной российской экономики. Для того чтобы инвестировать, нашему инвестору из Австрии необходимо сначала 1 000 000 евро поменять на российские рубли. То есть, он совершает покупку рубля за иностранную валюту, что повышает курс российской валюты. В сумме, разница процентных ставок принесет ему: 8 - 1,5 = 6,5% годового дохода. Отличное вложение с минимальными рисками.

На рынке, таких инвесторов очень много, доказательством того является статистика по доли иностранных инвестиций в российских ОФЗ за последние годы. Важно понимать, наступит момент, когда «керри-трейд» дойдет до завершающего этапа, название которого фиксация прибыли. При этом инвесторы из-за рубежа начнут сначала продажу своих облигаций, а затем, обмен рубля на родную валюту. Данный сценарий однозначно будет, ведь уже сегодня трансграничный эффект со стороны денежно-кредитной политики ФРС уменьшается, в виду увеличения уровня процентной ставки (с 0,25% до 1,75%). В результате создаются риски, связанные с возможной девальвацией российского рубля и падением реальной (рыночной) стоимости ОФЗ.

Вернемся к более глобальным аспектам денежно-кредитной политики -«валютным войнам». Это также фактор трансграничного эффекта, который возникает не через процентный канал, а через торговый канал, где экспорт товаров одной страны преобладают над экспортом товаров в связи с монетарной политикой, проводимой центральными банками.

На сегодняшний день суть подобного противостояния сводится к тому, что девальвация собственной валюты любыми методами делает отечественные товары и услуги более конкурентоспособными по сравнению с зарубежными. Среди задач денежно-кредитного регулирования центрального банка не только монетарная политика, но и контроль над валютным курсом. Именно в этом вопросе

17

преуспевают страны мирового масштаба, курс валюты которых ослабляется. Помимо выгодных позиций японской иены, можно выделить и британский фунт. В 2016 году стало известно, что Великобритания осуществляет активные действия по выходу из состава Евросоюза. Это привело к обвалу британского фунта по отношению к другим валютам мира. Но, благодаря такой девальвации, именно британский фунт стал временным лидером в гонке под названием «валютные войны» [19]. По мнению, некоторых исследователей, они заставляют многих банковских регуляторов вспоминать не только о монетарных и экономических вопросах, но и все чаще и чаще говорить о политике. Поэтому, сегодня очередной особенностью, и одновременно проблемой денежно -кредитной политики выступают «валютные войны», как политическое сопротивления ради экономической целесообразности и выгоды. Игроками в этой борьбе выступают центральные банки, а инструментами - их денежно-кредитная политика, включая трансмиссионные механизм и его каналы. Основным инструментом центрального банка по регулированию операционной деятельности коммерческих банков служит ключевая ставка.

Пока на российском рынке ставка рефинансирования была очень высокой, в развитых странах (США, странах ЕС) ставки находились в пределах 1%, что вызвало приток спекулятивного капитала в Россию по операциям типа «carry trade». Причем данные зарубежных изданий свидетельствуют о том, что российский рубль в конце 2016 года в течение трех месяцев лидировал среди всех остальных валют по объемам операций «carry trade» [31]. ММВБ приводит статистику по операциям фондового и валютного рынков (Таблица 1).

Таблица 1. Динамика фондового и валютного рынков России в 2013-2016 гг., млрд руб. [23]

Рынки 2013 2014 2015 2016

Рынок акций, ДР и паев 8 707 10 283 9 398 9 277

Рынок облигаций 15 319 10 605 11 159 14 616

Валютный рынок 156 016 228 546 310 837 329 954

Примечательно, что динамика объемов валютного рынка существенно отличается от динамики объемов торгов акциями и облигациями. При этом на валютном рынке наибольший объем приходится на операций с долларом США (Таблица 2). Дополнительный спрос на рубли препятствует ослаблению национальной валюты. В ответ на меры Банка России рубль начал укрепляться по отношению к курсам основных валют. Эксперты считают, что «carry trade» касаемо конкретно рубля базируется на следующих положениях:

- умеренно позитивный взгляд на нефть (риск ослабления рубля низок);

- высокая ключевая ставка Банка России в соотношении с умеренным уровнем риска способствует привлечению иностранного капитала в российские долговые бумаги (как ОФЗ, так и корпоративные);

- неопределенность в перспективах повышения ставки ФРС США [6].

Показатели 2013 2014 2015 2016

Валютный рынок, всего 156 016 228 546 310 837 329 954

Сделки спот 57 297 77 798 103 335 107 169

доллар/рубль 49 327 67 267 92 383 95 530

евро/рубль 6 446 8 954 9 159 10 058

юань/рубль 20 252 697 285

Сделки своп 98 720 150 748 207 502 222 785

доллар/рубль 77 899 121 555 165 600 182 804

евро/рубль 19 644 25 758 34 241 33 007

юань/рубль 16 53 161 491

Необходимо отметить, что ЦБ РФ намеривается продолжить снижение ключевой ставки, а ФРС США наоборот, продолжит поднимать ставку. Ввиду этого существует высокая вероятность, что в среднесрочной перспективе, даже при сохранении нынешних цен на нефть, рубль перестанет быть привлекательным для carry trade, что приведет к выводу средств иностранных портфельных инвесторов из российских активов и неизбежному ослаблению рубля. Анализируя процесс развития финансовой политики РФ, можно отметить, что тогда, когда в России ставки были высокими (с 2016 г.), а в США очень низкими, международные инвесторы кредитовались в США (по низким процентным ставкам) и покупали облигации РФ (с высокой доходностью). В настоящее время, когда в РФ ставки активно снижаются, а в США наоборот повышаются, происходит выход инвесторов из российских облигаций.

В результате, можно подвести итоги. В первую очередь, современная денежно -кредитная политика играет ключевую роль в формирование развития каждой экономики страны. Рассматривая ситуацию с международным рынком, мы можем отметить два момента:

1. Многие ведущие банковские регуляторы проводят стимулирующую и ультрамягкую денежно-кредитную политику.

2. Между ведущими центральными банками происходит «валютная война».

Поэтому, современные особенности денежно-кредитной политики не столь

радужные и включают в себя различные проблемы, конфликты, конкуренцию и негативные последствия для реального сектора экономики. По этой причине, Банку России необходимо принять следующие меры по усовершенствованию своей денежно-кредитной политики на период 2018 - 2019 годов:

- продолжить политику снижения уровня учетной ставки до диапазона 6,5 - 7%;

- увеличить ликвидность банковского сектора, для активизации их кредитования сектора бизнеса и потребительского рынка;

- также рекомендуется проводить малообъемные операции интервенции по покупке иностранной валюты для возобновления международных резервов страны;

- продолжить программу сокращения баланса, путем продажи облигационного портфеля.

В целом же, руководство Банка России предполагает два сценария развития экономики страны, каждый из которых предполагает более медленное и более быстрое развитие экономики России (таблица 3).

Таблица 3. Основные параметры прогноза экономики России со стороны ЦБ РФ по 2 основным сценариям (1-й, 2-й) (в % по отношению к предыдущему периоду) [15]

2018 2018 2019 2019 2020 2020

(1-й) (2-й) (1-й) (2-й) (1-й) (2-й)

Цены на нефть марки Юралс ($) 44 56 42 59 42 60

ВВП 1,0-1,5 1,5-2,0 1,5-2,0 1,5-2,0 1,5-2,0 1,5-2,0

Инфляция 4 4 4 4 4 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на это, в будущие периоды российскую экономику ждут новые потрясения и риски, проблемы из-за которых могут навредить, как текущим, так и следующим макроэкономическим результатам. С учетом текущего внутреннего и внешнего фона, стоит учитывать бесчисленное число фундаментальных факторов, влияющих на вектор денежно-кредитной политика Банка России. В нашем случае, рациональным выглядит сценарий дальнейшего снижения учетной процентной ставки ЦБ РФ с текущего уровня до 6,0 - 7,0%. В первую очередь, это положительно скажется на кредитном рынке, где ставки на ипотечное, потребительское и корпоративное кредитование будут снижаться и способствовать росту объема, как рынка спроса, так и рынка предложения. С другой же стороны, дальнейшее снижение ставок может привести к ослаблению курса российского рубля. Но, учитывая валютную динамику национальной валюты за 2016 и 2017 года, это стало основной причиной снижения положительного сальдо торгового баланса РФ. Снижение же курса рубля с текущего диапазона до 60 - 65 может выступить, наоборот, позитивным фактором для восстановления национальной экономики России.

Стоит обратить внимание, что, анализируя динамику статистики между 2018 и 2019 - 2020 годами, мы видим не слишком большое отклонение результатов. Особенно это касается ВВП и инфляции. Кроме того, по всем сценариям развития, инфляция между 2018 и 2020 годами будет в районе 4 процентов, что выглядит крайне оптимистичной оценкой. Вполне возможно, что, учитывая это, макропрогнозирование Банка России является стандартным и не учитывает иных иррациональных факторов. С другой стороны, последние результаты демонстрируют уверенность в таких прогнозах, а заслугой такого однозначно стоит считать текущую денежно-кредитную политику ЦБ РФ. С другой стороны, на сегодняшний день происходит сворачивание трансграничного эффекта монетарной политики ФРС, что в конечном итоге, может стать причиной не только локального экономического застоя России, но и нового мирового финансового кризиса (поскольку при повышении процентных ставок в США идет возврат американского капитала из развивающихся стран). Таким образом, трансграничные эффекты монетарной политики являются энтропийными и в случае влияния способны вызывать негативные последствия на мировом финансовом рынке.

Список литературы

1. Бобыль В.В. Процентный риск банка: методы оценки и управления / Бобыль В.В. // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2015. № 11 (245).

2. Борисов А.Б. Большой юридический словарь. М.: Книжный мир, 2010. 848 с.

3. Вахрушев Д.С., Синдеева И.С. Процентные риски банков: современные тенденции и влияющие факторы // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Том 9. № 1 (2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/28EVN117.pdf/ (дата обращения: 18.09.2018).

4. Долан Эдвин Дж., Кэмпбелл Колин Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Долан Эдвин Дж; Кэмпбелл Колин Д., Кэмпбелл, Розмари Дж. М.: М.-СПб: Автокомп; Профико, 2015. 448 с.

5. Зиновьева Н.М., Юрина Е.В. Банковские инновации в России на современном этапе развития // Территория науки, 2016. № 3. С. 76-80.

6. Каминский А. Керри-трейд и факторы, влияющие на курс рубля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/82933/ (дата обращения: 18.09.2018).

7. Красавина Л.Н. Снижение инфляционных рисков как фактор достижения прогнозируемых показателей инфляции и ценовой стабильности // Деньги и кредит, 2012. № 12. С. 3-10.

8. Матовников М.Ю. Ставка уже сыграла? / М.Ю. Матовников // Деньги и кредит, 2016. № 3. С. 30-35.

9. Мировая экономика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ereport.ru/graph/usdeur.htm/ (дата обращения: 18.09.2018).

10.Мищенко В.И. Роль и функции монетарного трансмиссионного механизма в обеспечении ценовой стабильности. Монетарная политика, Финансы, 2016. С. 29 -46.

11.Мищенко С.В. Проблемы устойчивости денежного обращения / С.В. Мищенко. М.: Нов. знание, 2014. 399 с.

12. Мищенко С.В. Современные подходы к реализации монетарной политики и регулированию финансовых систем // Известия СПбГЭУ, 2011. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/sovremennye-podhody-k-realizatsii-monetarnoy-politiki-i-regulirovaniyu-finansovyh-sistem/ (дата обращения: 18.09.2018).

13. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособ. / С.Р. Моисеев. Моск. фин.-пром. акад. М., 2011. 784 с.

14. Науменкова С.В., Мищенко В.И. Финансово-кредитная система, бюджетное, валютное и кредитное регулирование экономики, инвестиционные ресурсы. Евразийский международный научно-аналитический журнал. Проблемы современной экономики. № 2 (54), 2015.

15. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2018(2019-2020).pdf/ (дата обращения: 18.09.2018).

16. Основы банковского дела. Бобылева А.С. Учебно-методический комплекс / А.С. Бобылева, И.Г. Нуретдинов, Ульяновск, 2010.

17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 18.09.2018).

18. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 18.09.2018).

19. Падение британского фунта вскоре будет не из-за Брексит. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tsiamlytics.com/digest/padenie-britanskogo-funta-vskore-budet-ne-iz-za-brexit/ (дата обращения: 18.09.2018).

20. Процентная ставка Федеральной резервной системы (ФРС). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.teletrade.com.ua/analytics/currency/stages/fed/ (дата обращения 25.05.2018).

21. Процентные ставки и структура кредитов и депозитов по срочности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=int_rat/ (дата обращения: 18.09.2018).

22. Рязанов В.Т. Кейнсианская экономическая теория и политика: возможности и ограничения на современном этапе. Вестник Санкт-Петербургского университета, Серия 5 выпуск 2, 2016г., с. 3-26.

23. Статистика объемов торгов Московская Биржа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://moex.com/ru/ir/interactive-analysis.aspx/ (дата обращения: 18.09.2018).

24. Тулеуов О.А. Трансмиссионный механизм воздействия нетрадиционного (нестандартного) инструмента денежно-кредитной политики — количественного смягчения на экономическую активность / О.А. Тулеуов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cipe.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=1930/o3a2014-07-23-05-41-51&catid=37%3a2013-04-24-08-33-19&itemid=53&lang=kz/ (дата обращения: 18.09.2018).

25. УНИАН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://economics.unian.net/finance/2344038-evro-rekordno-ukreplyaetsya-na-fone-ojidaniya-izmeneniy-politiki-etsb.html/ (дата обращения: 18.09.2018).

26. Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации. Национальный и региональные аспекты / Г.Г. Фетисов. М.: Экономика, 2015. 512 c.

27. Board of Governors of the Federal Reserve System. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.federalreserve.gov/ (дата обращения: 18.09.2018).

28. Cour-Thimann Ph. The ECB's non-standard monetary policy measures the role of institutional factors and financial structure / Ph. Cour-Thimann, B. Winkler // Working Paper, 2013. № 1528. April. 44 p. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.thehawktrader.com/ita/paper/ECB_nonstandardMonetaryPolicy.pdf/ (дата обращения: 18.09.2018).

29. iFinance. ФРС США и программа QE. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://global-finances.ru/frs-ssha-kolichestvennoe-smyagchenie-e/ (дата обращения: 18.09.2018).

30. Micossi S., 2015. The monetary policy of European Central Bank (2002-2015) // CEPS Special Report, № 109. May.

31. Super-Carry Goes Ballistic as Ruble's Not Atrocious. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bloomberg.com/news/articles/2016-11-03/super-carry-returns-seen-boosting-ruble-s-appeal-through-2017/ (дата обращения: 18.09.2018).

32. The Monetary Policy of the ECB. Frankfurt am Main: ECB, 2011. Р. 59. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/monetarypolicy2011en.pdf/ (дата обращения: 18.09.2018).

33. Tradingeconomics. USDGB 10Y. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tradingeconomics.com/united-states/government-bond-yield/ (дата обращения: 18.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.