УДК 378
ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
А.Р. Шайдуллина
Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «корпоративно-профессиональная компетенция будущего педагога». Отмечается, что формирование корпоративно-профессиональной компетенции студентов -будущих педагогов является сложным процессом, требующим адресного подхода к каждому студенту с учетом особенностей данного процесса в условиях учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении. К особенностям данного процесса автор относит: умение работать в команде; формирование общей корпоративной культуры и системы общих ценностей педагогического коллектива; понимание коллективных целей. На основе выявленных особенностей формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущего педагога начальной школы автором статьи предложена модель данного процесса.
Ключевые слова: процесс формирования, корпоративно-профессиональная компетенция, будущий педагог, особенности моделирования.
MODELING PECULIARITIES OF FUTURE PRIMARY EDUCATION
TEACHER'S CORPORATE-PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION
A. Shaidullina
Abstract. The paper reveals the essence of the concept "corporate-professional competence of the future teacher". It is noted that the formation of corporate-professional competence among the students - future teachers is a labor-intensive process that requires an address-based approach to each student, taking into account the specifics of this process in the conditions of the training and educational process in the university. Among the features of this process, the author identified the following ones: ability to work in a team; creation of a common corporate culture and a system of common values of the teaching staff; understanding of collective goals. Based on the revealed features of corporate-professional competence formation of the future primary school teacher, the author of the paper proposed a model for this process.
Keywords: process of formation, corporate-professional competence, future teacher, simulation features.
Увеличение конкуренции как высших учебных заведений, так средних и начальных образовательных учреждений ведет к необходимости консолидации усилий профессорско-преподавательского состава
образовательных организаций для решения задач на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях, так как выработка более продуманных решений и представление продуктивных результатов зависят от совместных усилий коллектива педагогов и учителей, что отражается в общей корпоративной конкуренции.
Феномен корпоративной конкуренции состоит в превосходстве результата от совместной деятельности субъектов
педагогического коллектива, которые отдельно и самостоятельно не могут обеспечить должного уровня решения организационно-педагогических, методических и научно-исследовательских задач конкретного образовательного учреждения.
В современных условиях к проблеме формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущего учителя и корпоративных отношений педагогических работников приковано самое пристальное внимание
педагогического сообщества. К примеру, практическая деятельность педагогов обнажает необходимость осуществления идей
профессиональной корпоративности, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении, сплочению и мобилизации коллектива в достижении первостепенных целей, снижению конфликтности его членов.
Анализ обозначенной проблемы
недостаточно нашел свое отражение в современных психолого-педагогических работах. Исследователи изучают лишь фрагментарно компоненты указанной компетенции:
корпоративную и профессиональную: Г.Г. Ахметова, В.А. Болотов, Ю.А. Дьячков [7], Е.А. Жукова [6], Э.Ф. Зеер, А.Р. Масалимова [8], М. Мазниченко [9], А.М. Павлова, В.В. Сериков [1], Э.Э. Сыманюк [2], Е.А. Самойлов [3], Ю.Г. Татур [4], А.В. Хуторской [5], Ю. Тюников, и др.
В ходе теоретического анализа вышеназванной проблемы и практической деятельности нами выявлены следующие особенности моделирования процесса формирования корпоративно-профессиональной
компетенции студентов - будущих учителей начальной школы:
- первой особенностью формирования корпоративно-профессиональной компетенции студентов является развитие их творческого мышления [10], которое бывает более продуктивным на стыке обсуждения разных идей. В связи с этим достаточно важным представляется отведение как можно большего времени на обмен разными идеями. Изложение личных идей перед своими коллегами ведет к их утверждению и реализации. Данный фактор позволяет избежать дальнейших ошибок и способствует преодолению трудностей.
Одним из хорошо зарекомендовавших себя методов является метод «мозгового штурма». Он состоит в активном поиске различных возможных идей по указанной проблеме. Причем, принимаются любые идеи без исключения, без каких-либо ограничений. Можно предлагать даже самые неординарные решения, что, безусловно, сопровождается чувством командного удовлетворения. Все предложенные идеи свободно фиксируются. Представление свободы воображения сопровождается обсуждением всех идей одной за другой и задаванием вопросом об их актуальности и значимости по отношению к указанной проблематике, их реальной осуществимости. Поэтому необходимо разграничивать идеи по их ценности и значимости, и затем переходить к окончательному анализу для группирования всех вопросов, выдвинутых коллективом по заданной тематике.
Группа предварительно может запланировать главную тематику и определить время активизации «мозгового штурма». К нему можно вернуться в тот момент, когда того затребует какая-нибудь актуальная ситуация или острый вопрос. Далеко немаловажно для группы постоянное применение творческого подхода и предложение своих идей для поиска консолидированных решений задач. При игнорировании данных обстоятельств, психологический климат в коллективе ухудшается, а все обсуждения команды дают негативный эффект [11];
- второй особенностью выступает развитие общей культуры и системы общих ценностей будущего педагога. Термин «культура» означает проникновение команды в историю того или иного учреждения и приобщение ее членов к общим корпоративным ценностям. Члены группы могут действовать в полном согласовании лишь тогда, когда они определяют между собой, что заслуживает особого внимания, что служит оправданием их действий и консолидированных
усилий. Ценности являются скрытыми ориентирами деятельности и требуют предварительного разъяснения и согласования, что объединяет всех членов коллектива и служит связующим звеном для всех участников процесса.
Внутренняя жизнь коллектива развивается положительно, когда устанавливается свободное общение между всеми членами команды. В связи с этим, необходимо избегать безмолвного участия, которое, к сожалению, предпочитается некоторыми из них. Это может вызвать у других участников группы нежелание брать на себя инициативу выражать свое мнение первыми. В этом случае надо помочь в самовыражении, побудить остальных высказаться. Через какое-то время любой участник с желанием присоединяется к процессу обсуждения проблемы. Одни члены группы убежденно ведут команду к достижению целей, в то время как кто-то демонстрирует ироничный или скептический взгляд на вещи. Такое гибкое разнообразие как раз представляет собой многообразие и богатство, которое должно признаваться и использоваться группой в своей деятельности. Построение системы взаимодействий заключается в «правильной расстановке музыкантов и их партитур, чтобы сыграть слаженно симфонию» [12];
- третьей особенностью является понимание коллективных задач [12]. В ходе обсуждения одни могут сообщать, что не понимают того, чем все занимаются. При таких обстоятельствах речь идет о столкновении с важной проблемой. Если не все члены группы участвуют в разработке проекта, то вошедшие по ходу в курс «начинающие» по-своему истолковывают цели в зависимости от своего личного опыта. Во время представления проекта «опытные» не беспокоятся при описании главных направлений деятельности, а «начинающие», в свою очередь, из лишней скромности не задают конкретизирующих вопросов.
Поэтому следует удостовериться, что каждый член группы придает одинаковое значение одним и тем же идеям и мыслям, а также уточнить, есть ли согласование между задачами и их применением через дискуссию по каждой цели проекта. Уклонение от конфликтных ситуаций по анализу идей не является лучшим способом сохранения сплоченности в группе.
Например, если сформирована команда для методической разработки отдельных тем курса, то становится понятнее, какие
междисциплинарные связи могут быть осуществлены, и как, какая литература необходима для использования при подготовке содержания. Разработка может включать тезисное
изложение материала, возможные вопросы для активизации познавательной деятельности студентов, перечень наглядных пособий и технических средств обучения, которые могут быть применены на занятиях, методику их использования. В методической разработке необходимо также предусмотреть методы проверки знаний, самостоятельные и творческие работы, содержание и методику проведения практических занятий, содержание домашней работы. Разрабатывая методику изучения темы, преподаватель должен предвидеть разные варианты занятий, дифференцированное обучение студентов в группах очного и заочного обучения, проследить связь изучаемой темы и производственной практики.
Для молодого учителя, работающего в составе группы, целесообразнее рекомендовать разработку отдельных тем курсов: углубленная работа над темой позволяет начинающему педагогу более фундаментально освоить содержание курса, продумать всевозможные варианты проведения учебных занятий по теме, разработать различные формы заданий.
Выявленные особенности позволили определить логику построения организационно-педагогической модели формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущего учителя начальной школы, включающей в себя следующие блоки:
1) Теоретический блок модели. В основе моделирования процесса формирования корпоративно-профессиональной компетенции у будущих учителей начальной школы заложен интегративный подход. В качестве основных принципов нами были сформулированы следующие: принцип диалогичности,
предполагающий рефлексивный диалог студентов - будущих учителей начальной школы с целью эффективного взаимообмена имеющегося потенциала; принцип
транспарентности, предполагающий открытость и доступность достижений каждого студента, для поддержания конкурентной среды; принцип интеграции, предполагающий интеграцию корпоративной и профессиональной компетенций будущего педагога начальной школы, обеспечивающую их умение работать в команде, выполнять групповые виды научно-методических разработок для достижения стратегических и тактических целей образовательной организации, и достижения более глобальных эффектов, полученных именно от совместных усилий педагогической команды.
2) Целевой блок модели. Целью предлагаемой нами модели является - формирование корпоративно-профессиональной компетенции у будущих учителей начальных классов. В качестве задач данного процесса нами были обозначены следующие: формирование общей корпоративной культуры и системы общих ценностей педагогического коллектива; формирование умений работать в команде и принимать соответствующие решения; соответствие индивидуального имиджа учителя начальной школы корпоративному.
3) Содержательный блок модели. Данный блок модели представлен компонентами формирования корпоративно-профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: мотивационно-ценностный, когнитивный, процессуально-деятельностный, методолого-рефлексивный.
4) Технологический блок модели. Данный блок представлен традиционными (различные виды учебной, практической и внеучебной деятельности студентов (семинары, тренингы, деловые игры, кинодемонстрации, экскурсии и т.д.) и инновационными формами и методами (командные формы работы, горизонтальная и вертикальная ротация, день самоуправления).
5) Методический блок модели включает в себя программу спецкурса «Формирование корпоративно-профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов».
6) Критериально-оценочный блок модели. Данный блок включает в себя предлагаемый нами диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровни сформированности корпоративно-профессиональной компетенции у будущих учителей начальной школы, а также критерии (мотивационно-ценностный, когнитивный, процессуально-деятельностный, и методолого-рефлексивный) и их показатели.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно констатировать, что формирование корпоративно-профессиональной компетенции студентов - будущих педагогов представляет собой сложный процесс, нуждающийся в адресном подходе к каждому студенту с учетом особенностей данного процесса в условиях учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении. В качестве особенностей данного процесса автором были выделены: умение работать в команде; формирование общей корпоративной культуры и системы общих ценностей педагогического коллектива; понимание коллективных целей.
Литература:
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.
2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, 2005. - 216 с.
3. Самойлов Е.А. Компетентностно ориентированное образование: социально-экономические, философские и психологические основания: монография / Е.А. Самойлов. - Самара: Изд-во СГПУ, 2006. - 160 с.
4. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-22.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. / А.В. Хуторской. - М.: Центр «Эйдос», 2002.
6. Ахметова Г.Г., Жукова Е.А. Корпоративное профессиональное образование как средство подготовки квалифицированного специалиста в системе образования / Г.Г. Ахметова, Е.А. Жукова //
Корпоративное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. -Казань: КГАСУ, 2011. - С. 38-40.
7. Дьячков, Ю.А. Корпоративная профессиональная подготовка студентов ссуз в условиях предприятия: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2010. - 20 с.
8. Масалимова А.Р. Зарубежные технологии корпоративного обучения: сущность и их значение для отечественной практики наставнической деятельности / А.Р. Масалимова // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 4(94). - С. 171-178.
9. Тюников Ю., Мазниченко М. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности вуза / Ю. Тюников, М. Мазниченко // Высшее образование в России. - 2005. - № 10. - С. 69-77.
10. Тихонов И.И. Программирование и технические средства в учебном процессе / И.И. Тихонов. - М.: Сов. радио, 1970. - 198 с.
11. Кузьмина Н.В. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе / Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд. ЛГУ, 1973. - 103 с.
12. Жамин В.А., Егиазарян Г.А. Эффективность квалифицированного труда / В.А. Жамин, Г.А. Егиазарян. - М.: Экономика, 1968. - 234 с.
Сведения об авторе:
Шайдуллина Альмира Рубисовна (г. Казань, Россия), магистрант, Институт психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет», е-mail: [email protected]
Data about the author:
A. Shaidullina (Kazan, Russia), undergraduate at the Institute of Psychology and Education of Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: [email protected]