Научная статья на тему 'Компетентностный подход как условие повышения качества образования в вузе'

Компетентностный подход как условие повышения качества образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлызова Ирина Валерьевна

Повышение качества образования в вузе является актуальной проблемой в современной образовательной системе. Это связано с инновационными процессами, происходящими в социуме. Автор статьи акцентирует внимание на проблеме освоения профессиональных компетенций студентами в рамках компетентностного подхода. Раскрыты педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях образовательного процесса в вузе в рамках компетентностного подхода. Сделаны выводы, свидетельствующие о том, что внедрение данных педагогических условий способствуют более эффективному освоению студентами профессиональных компетенций и, следовательно, повышению качества образования в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хлызова Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH AS A PREREQUISITE FOR INCREASING QUALITY OF EDUCATION AT AN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Inceasing the quality of education at a higher educational institution is a current problem in modern educational system. It is connected with the innovative processes taking place in the society. The author of the article focuses attention on the problem of developing students’ professional competences within the competence-based approach. Pedagogical conditions for forming professional competences of future teachers in the conditions of educational process at a higher educational institution within the competence-based approach are disclosed. The conclusions demonstrating that the introduction of these pedagogical conditions promotes more effective development of students’ professional competences are drawn. This will promote the quality of education at a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход как условие повышения качества образования в вузе»

УДК 378

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-70-77

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Хлызова ИВ.

Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация

Аннотация. Повышение качества образования в вузе является актуальной проблемой в современной образовательной системе. Это связано с инновационными процессами, происходящими в социуме. Автор статьи акцентирует внимание на проблеме освоения профессиональных компетенций студентами в рамках компетентностного подхода. Раскрыты педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях образовательного процесса в вузе в рамках компетентностного подхода. Сделаны выводы, свидетельствующие о том, что внедрение данных педагогических условий способствуют более эффективному освоению студентами профессиональных компетенций и, следовательно, повышению качества образования в вузе.

Ключевые слова: образование, качество образования, компетентностный подход, компетенция, компетентность.

COMPETENCE-BASED APPROACH AS A PREREQUISITE FOR INCREASING QUALITY OF EDUCATION AT AN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

I. Khlyzova

Moscow Region State University

10A, Radio Street, Moscow, 105005, the Russian Federation

Abstract. Inceasing the quality of education at a higher educational institution is a current problem in modern educational system. It is connected with the innovative processes taking place in the society. The author of the article focuses attention on the problem of developing students' professional competences within the competence-based approach. Pedagogical conditions for forming professional competences of future teachers in the conditions of educational process at a higher educational institution within the competence-based approach are disclosed. The conclusions demonstrating that the introduction of these pedagogical conditions promotes more effective development of students' professional competences are drawn. This will promote the quality of education at a higher educational institution.

Key words: education, quality of education, competence-based approach, competence, competence.

© CC BY Хлызова И.В., 2018.

В настоящее время огромное внимание уделяется повышению качества образования в вузе, и это является основной идеей современной государственной политики. От вопросов качества образования зависит будущее нашей страны.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. [3] и распоряжение Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы» [2] нацеливает современную образовательную систему на поиск путей повышения качества образования студентов вуза.

Несомненно, что компетентност-ный подход является условием повышения качества образования студентов в вузе, так как определяет направление образовательного процесса. Компе-тентностный подход позволяет целенаправленно готовить обучающихся к успешной самореализации в обществе, к практическому применению знаний в различных жизненных ситуациях. При компетентностном подходе меняется содержание обучения, формы, методы и средства, при этом педагог направляет студентов на самостоятельный поиск решения дидактических задач.

В.А. Сластенин [4] в состав компетентности включает такие компоненты, как мотивационный компонент, проявляющийся в мобилизации; когнитивный компонент, включающий в себя содержание компетентности; поведенческий компонент, включающий в себя проявление компетентности в ситуациях; ценностный компонент, включающий в себя отношение к содержанию компетентности; эмоцио-

нально-волевой компонент, включающий в себя некоторые аспекты её проявления.

С нашей точки зрения, компетентность - это овладение соответствующими данному виду деятельности компетенциями, личностное отношение к данной деятельности и минимальный опыт деятельности в данной сфере, поэтому компетентность в определённой деятельности включает в себя следующие компоненты: моти-вационный компонент как мотивы и потребности к данной деятельности, позитивное отношение к деятельности, мотив к повышению собственного уровня готовности к ней; когнитивный компонент (система знаний, умений, навыков); эмоционально-волевой компонент (включает применение знаний, умений на практике); рефлексивный компонент (включает в себя способность реально оценивать собственную готовность к деятельности).

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» профиля подготовки «Русский язык и литература» уровня подготовки «бакалавриат» ориентирует преподавателя на формирование личности студента, готовой к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6), обладающей способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7), способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9), личности, готовой использовать систематизированные теоретиче-

K4J

ские и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11), способной руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) [5].

Работа по формированию вышеназванных профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях образовательного процесса в вузе проводится со студентами 1 курса по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» профиля подготовки «Русский язык и литература» уровня подготовки «бакалавриат» очного отделения на основании федерального образовательного стандарта высшего образования данного направления подготовки, в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине «Педагогика». Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов осуществляется при обеспечении следующих педагогических условий:

- построения учебного процесса, основанного на субъект-субъектном взаимодействии между преподавателем и студентами;

- реализации личностно-деятель-ностного подхода в обучении;

- развитии рефлексивности будущих педагогов как значимой формы самооценки.

Рассмотрим кратко реализацию каждого из педагогических условий формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в условиях образовательного процесса вуза.

Первое педагогическое условие -построение учебного процесса, основанного на субъект-субъектном взаимодействии между преподавателем и

студентами - предполагает сохранение субъектности каждого участника студенческой группы, включает в себя субъект-субъектное взаимодействие студентов и преподавателей, признание самоценности каждого студента, осознания его активной позиции в профессиональной деятельности, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Способы общения преподавателя со студентами - понимание, признание и принятие личности студента, основанное на способности преподавателя исходить из интересов студента и его дальнейшего развития.

Паритетность во взаимоотношениях, субъект-субъектное, равнопар-тнёрское учебное сотрудничество преподавателя и студентов проявляется в решении учебных, познавательных задач. Организация учебного процесса осуществляется посредством субъект-субъектных отношений между преподавателями и студентами. Это происходит в процессе обмена мнениями, высказывания своей точки зрения по различным проблемам на лекционных занятиях, которые организуются в диалоговом режиме. Данный процесс вызывает познавательную активность, развивает мышление будущих педагогов и способствует формированию профессиональных компетенций. К таким видам лекций относятся лекции-беседы, проблемные лекции, бинарные лекции - вдвоём, лекции с разбором конкретных ситуаций, мультимедиа-лекции. Именно такие виды лекций представляют собой форму учебного взаимодействия преподавателя и студента.

Второе условие формирования профессиональных компетенций у

будущих педагогов - реализация лич-ностно-деятельностного подхода в обучении.

Данное условие включает в себя работу со студентами, основанную на использовании активных и интерактивных методов обучения, таких как метод проектов и метод кейса, направленных на саморазвитие студентов и создание условий для формирования у обучающихся собственного опыта, с тем чтобы они могли самостоятельно решать проблемы в будущей профессиональной деятельности.

В работе со студентами используются различные практические кейсы, отражающие реальные ситуации в школе, например: «Ситуация на уроке»; «Поощрение и наказание»; «Патриотическое воспитание»; «Семейное воспитание»; «Воспитание коллективом»; «Педагогические конфликты»; «Нравственно-этическое воспитание»; «Трудные дети»; «Мотивация к деятельности»; «Межнациональная напряженность»; «Профессиональный рост учителя»; «Травля в детских коллективах»; «Развитие ученика» и др.

Анализ кейса [1] включает в себя: предварительный анализ проблемной ситуации; вычленение задач из проблемной ситуации; выявление форм, методов и средств для её решения; обсуждение в команде различных вариантов решения ситуации и формулировка предполагаемого решения; выход на конкретное решение и рефлексия.

При этом студенты выявляют педагогическую проблему данного кейса, формулируют её, предлагают возможные причины возникновения данной проблемы, оценивают её актуальность и предлагают варианты решения проблемы.

Кейсы должны быть максимально реалистичными. Реализуя метод кейса, преподаватель предлагает будущим педагогам конкретную ситуацию из школьной жизни, активно вовлекая учащихся в его обсуждение, а затем проводит анализ результатов работы с кейсом. Наиболее эффективна работа подгруппами. Студенты, работая в командах, анализируют кейсы, предлагают решения и затем методом мозгового штурма приходят к общему решению проблемы.

Преподаватель организует активную самостоятельную деятельность студентов, нацеленную на реализацию индивидуальных потребностей и способностей. Выстраивая индивидуальные образовательные траектории каждого участника образовательного процесса, преподаватель планирует способы решения дидактических задач через использование метода кейса. При этом у студентов формируется профессиональная компетентность. В этом случае качество образования обеспечивается усилением личностно-деятельностного аспекта в обучении и его практической направленностью, усиливается рост личностного опыта в деятельности субъекта обучения и осуществляется ориентация на вариативность при построении индивидуальной образовательной траектории с учётом индивидуального темпа обучения и в результате формируется профессиональная компетентность.

В работе со студентами в ходе реализации данного педагогического условия используется также метод проектов.

На первом курсе после изучения некоторых теоретических разделов дисциплины «Педагогика» студенты

K4J

разрабатывают проект «Модель профессиональной деятельности учителя». Для работы над данным проектом студенты объединяются по подгруппам, выбирают капитана группы, распределяют задачи по достижению цели проекта.

Разработка и реализация студентами проекта предполагает предоставление будущим педагогам возможности проявления активного участия в данной деятельности, проявления самостоятельности, способности решать проблему как автономно, так и в группе. Использование студентами проектов даёт возможность им самостоятельно приобретать знания по дисциплине.

В процессе подготовки и защиты проекта студенты показывают свой уровень знаний, умений по дисциплине, свою мотивацию к педагогической деятельности, уровень сформирован-ности личностных качеств (коммуникабельность, терпение, ответственность, активность).

Проект студенты разрабатывают в три этапа. Первоначально студенты включаются в разработку эскизного проекта, целью которого является определить идею проекта и представить проект в целом, не фиксируя внимания на тонкостях и деталях (подготовительная фаза). На втором этапе разрабатывается технический проект (технологическая фаза развития проекта), включающий более подробную разработку проекта, в зависимости от его содержания. Данная фаза реализации проекта включает в себя более глубокое продумывание, осмысление проекта, составляющих этапов проекта, происходит уточнение некоторых деталей проекта. И на третьем этапе

(рабочая фаза развития проекта) студенты дорабатывают проект и защищают его в виде презентации.

Третье педагогическое условие формирования профессиональных компетенций будущих педагогов - развитие рефлексивности как значимой формы самооценки [6].

Рефлексивная деятельность будущих педагогов включает в себя: самоанализ личностного образа; самооценку собственной деятельности на практических занятиях во время реализации проектов, кейсов, способность оценить уровень своих достижений в усвоении опыта. В течение теоретических занятий рефлексивная способность у будущих педагогов реализуется путём включения студентов в процесс самооценки, оценки уровня овладения знаниями, умениями и навыками по дисциплине «Педагогика» путём тестирования по каждому из теоретических разделов дисциплины. Студенты также проводят самооценку собственной работы и оценку работы товарища с последующим обсуждением результатов оценки и самооценки (обмен между собой тестами и обсуждение результатов). Критерии оценки тестирования обсуждаются со студентами заранее.

Для развития рефлексивности будущих педагогов предполагалось написание эссе на темы, касающиеся их самооценки, самоанализа, а также выявления направленности на педагогическую деятельность:

- «План профессионального и личностного развития»;

- «План самообразования».

В целом по итогам учебно-практической деятельности проводилась рефлексия, и студентам задавались во-

просы с последующим обсуждением их ответов: Какие проблемы я решил? Как я могу использовать полученные умения в профессиональной деятельности?

При этом рефлексивно-оценочная деятельность будущих педагогов направлена на осмысление разделов дисциплины «Педагогики», анализ практических занятий по дисциплине и их результатов.

Таким образом, при реализации соответствующих педагогических условий активизируется личностно-деятельностный аспект в обучении, обеспечивается рост личностного опыта студентов, что способствует формированию профессиональных компетенций будущих педагогов и в целом содействует повышению качества образования в вузе. В ходе теоретических и практических занятий по дисциплине «Педагогика» по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Русский язык и литература» при реализации педагогических условий формирования профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях образовательного процесса вуза активное использование методов проектов и кейса как имитационного моделирования поведения элементов системы позволяет реализовать потенциал групповой работы, приобрести навыки кооперативного мышления, развить элементы сотрудничества в коллективе и способствует формиро-

ванию профессиональных компетенций.

Реализация данных педагогических условий формирования профессиональных компетенций будущих педагогов в рамках компетентностного подхода позволяет повысить качество образования студентов в вузе. Студенты, приобретая собственный жизненный опыт, в процессе командной работы с проектами и кейсами повышают свою профессиональную компетентность. При этом взаимодействие субъектов образовательного процесса строится на субъект-субъектной основе. Самоанализ, самооценка студентов собственной деятельности по работе с проектами и кейсами помогает им понять собственные недочеты и исправить их. При таком подходе каждый студент вносит свой особый индивидуальный вклад в общую работу, идёт интенсивный обмен идеями, создаётся продуктивная среда коллективного мышления, характеризующаяся открытостью, партнёрством, а преподаватель ведет студентов к самостоятельному поиску знаний, умений, приобретению социального опыта и к формированию профессиональной компетентности. Основной задачей преподавателя при такой организации образовательного процесса является создание активной, творческой атмосферы в группе, способствующей проявлению инициативы студентов.

Статья поступила в редакцию 22.01.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Бейзеров В.А. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации [Электронный ресурс]. URL: http://iknigi.net (дата обращения: 20.04.2018).

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р) [Электрон-

ный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 08.02.2018).

3. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70643472 (дата обращения:

20.11.2017).

4. Сластенин В.А. Стратегии модернизации содержания высшего образования [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. Серия: Народное образование. Педагогика. 2005. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-modernizatsii-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 08.02.2018).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71245782 (дата обращения: 13.03.2018).

6. Хлызова И.В. Педагогические условия формирования готовности будущих менеджеров к сплочению персонала: дис. ...канд. пед. наук. М., 2015. 167 с.

REFERENCES

1. Beizerov V.A. 105 keisov po pedagogike. Pedagogicheskie zadachi i situatsii [105 case studies on pedagogy.Pedagogical tasks and situations]. Available at: http://iknigi.net (accessed:

20.04.2018).

2. Kontseptsiya Federal'noi tselevoi programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody (utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 29.12.2014 № 2765-r) [The concept of the Federal target program on education development for 2016-2020 (approved by the decree of the RF Government dated 29.12.2014 No. 2765-R)]. Available at: http://static.government. ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (accessed: 08.02.2018).

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 22.11.2012 N 2148-r «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii "Razvitie obrazovaniya" na 2013-2020 gody» [The order of the Government of the Russian Federation from 22.11.2012 N 2148-R "On approval of the State Program of the Russian Federation "Development of education for 2013-2020" [Electronic source].] Available at: http://base.garant.ru/70643472 (accessed: 20.11.2017).

4. Slastenin V.A. [The strategy of modernization of the content of higher education]. In: Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. Seriya: Narodnoe obrazovanie. Pedagogika. 2005 [Siberian pedagogical journal. Series: public education. Pedagogy. 2005]. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/strategiya-modernizatsii-vysshego-obrazovaniya (accessed: 08.02.2018).

5. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumyaprofilyamipodgotovki). Utverzh-den prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 09.02.2016 [Federal State Educational Standard of higher education in the direction of training 44.03.05 Pedagogical education (with two provisioning profiles). Approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation from 09.02.2016]. Available at: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71245782/ (accessed: 13.03.2018).

6. Khlyzova I.V. Pedagogicheskie usloviyaformirovaniya gotovnosti budushchikh menedzherov k splocheniyu personala: dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical prerequisites for forming future managers' readiness to unite the staff: D. thesis inPedagogic sciences]. Moscow, 2015. 167 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Хлызова Ирина Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Irina К Khlyzova - PhD in Pedagogic sciences, associate professor of the Department of pedagogics MRSU; Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Хлызова И.В. Компетентностный подход как условие повышения качества образования в вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 2. С. 70-77. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-70-77

FOR CITATION

Khlyzova I.V. Competence-based approach as a prerequisite for increasing the quality of education at an institution of higher education. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2018. no. 2, рр. 70-77. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-70-77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.