Мищенко Анна Ивановна
ОСОБЕННОСТИ МНОГОГОЛОСИЯ ПЕСЕН САРАТОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ФОЛЬКЛОРА СЕЛА ПАВЛОВКА И ПОСЕЛКА ДУХОВНИЦКОЕ)
В статье предпринята попытка рассмотреть особенности многоголосного изложения русского традиционного пения, выявить их семантику и некоторые черты музыкального стиля. Автор акцентирует внимание на уникальной форме многоголосной фактуры - "двухрегистровой алеаторике", которая встречается в свадебных песнях в сочетании с причетом невесты. Исследование проведено по материалам экспедиций автора по Саратовскому Поволжью.
Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИУ/Э/ЗЗ.^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 9(83) C. 127-130. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gram ota. net/ed itions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/9/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
13. ЦАНО. Ф. 933. Оп. 1963.
14. ЦАНО. Ф. 975. Оп. 1.
15. ЦАНО. Ф. 979. Оп. 1.
16. ЦАНО. Ф. 996. Оп. 1.
17. Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). Ф. 4. Оп. 2.
MATERIALS OF REGIONAL ARCHIVES AS A SOURCE ON HISTORY OF EVERYDAY LIFE OF THE RUSSIAN NOBILITY OF THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY
Mileshina Natal'ya Aleksandrovna, Doctor in History, Associate Professor Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev in Saransk
The article analyzes funds of regional archives of the Russian Federation reflecting the characteristic features and main components of daily routine of the provincial nobility of the Central European and Middle Volga provinces of the first half of the XIX century. A classification of the presented corpus of unpublished sources is proposed on the basis of typological peculiarities of each group of archival materials. Particular attention is paid to the methods of the critical analysis of various types of sources; distinctive features of their application in studies on history of the Russian nobility's everyday life are revealed.
Key words and phrases: provincial nobility; archives; region; source; everyday life.
УДК 78.07 Искусствоведение
В статье предпринята попытка рассмотреть особенности многоголосного изложения русского традиционного пения, выявить их семантику и некоторые черты музыкального стиля. Автор акцентирует внимание на уникальной форме многоголосной фактуры - «двухрегистровой алеаторике», которая встречается в свадебных песнях в сочетании с причетом невесты. Исследование проведено по материалам экспедиций автора по Саратовскому Поволжью.
Ключевые слова и фразы: лирические песни; свадебные песни; фактура; многоголосие; дишкант; гетерофония; импровизация; ладовые структуры; двухрегистровая алеаторика.
Мищенко Анна Ивановна
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова jareshko@mail. гы
ОСОБЕННОСТИ МНОГОГОЛОСИЯ ПЕСЕН САРАТОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ФОЛЬКЛОРА СЕЛА ПАВЛОВКА И ПОСЕЛКА ДУХОВНИЦКОЕ)
Проблема многоголосия русской песни была в центре внимания исследователей со второй половины XIX века. Об этом писал А. Н. Серов: «Народ... поет не все время в унисон..., но "подголоски", "припевы" в других голосах, кроме главного, ведущего мелодию, создаются только в виде мелодической прикрасы, в виде модификации, варианта, а никак не сплошь под каждую ноту данного напева» [6, с. 134]. Эти первые наблюдения ученого были развиты впоследствии. Работы Ю. Н. Мельгунова, Н. Е. Пальчикова, В. П. Прокунина положили начало систематическому исследованию данной проблемы. В труде Е. А. Линевой «Великорусские песни в народной гармонизации» дано первое определение подголоска: «Подголоски составляют отклонения от основной мелодии или, вернее, ее разработку. он есть вариант ее.» [1, с. 260]. Весомый вклад в изучение многоголосия внес А. М. Листопадов, обосновавший понятие «дишканта» как важнейшей составляющей многоголосной фактуры казачьего пения [4, с. 331-332].
Исследователи XX столетия, опираясь на накопленный фактологический материал, значительно развили представление об особенностях многоголосия русского традиционного пения. Одна из последних статей -М. А. Енговатовой, Б. Б. Ефименковой - продолжает развивать эту тему, опираясь на систему, предложенную Е. В. Гиппиусом. Как известно, Е. В. Гиппиус выделил четыре типа многоголосия:
1) гетерофонию, или функциональное одноголосие, представляющее собой одновременное варьирование напева функционально однородными хоровыми голосами;
2) бурдонную диафонию;
3) функциональное двухголосие, также имеющее большое количество видов;
4) функциональное трехголосие [2].
М. Е. Енговатова и Б. Б. Ефименкова выделили критерии принадлежности голосовых линий в певческом коллективе [3].
Саратовское Поволжье - регион «вторичного» заселения. Переселенцы, освоив волжские степные просторы, принесли с собой традиционный фольклор, который обрел свою «вторую» родину в новых местах.
На берегах Волги зазвучали календарные, свадебные, лирические любовные, исторические, семейно-бытовые песни и, конечно же, романсовая лирика, частушки под саратовскую гармонь, которая «в настоящее время занимает преимущественное положение в разных национальных культурах Поволжья» [5, с. 6], и ряд других жанров, составляющих в своей совокупности духовное наследие народа.
Стилистика народного многоголосия, ярко и многопланово проявившаяся в лирических песнях, является одной из наименее изученных областей фольклора. Е. В. Гиппиус указал на два вида гетерофонии: моно-дийную (где в мелодическом развитии проходит незначительное, эпизодическое накопление созвучиями) и вариантную (при более весомом вертикальном компоненте ладообразования). В наших записях монодий-ный тип гетерофонии практически не встречается. Вариантная гетерофония, напротив, проявляется в виде расслоения «пучка» голосов на внутреннюю дифференциацию, с противопоставлением диапазонов [2]. Такова, например, песня села Павловки Саратовской области:
Пример № 1.
«Эх, довелось ли мне...»
Можно предположить, что подобные формы многоголосия составляют своеобразную переходную форму к более сложным типам фактуры.
Одна из уникальных форм многоголосной фактуры - так называемая фактурная бифункциональность («двухрегистровая алеаторика» - термин В. М. Щурова) [7, с. 239] - встречается в свадебных песнях, сочетающихся с причитанием невесты. На фоне звучания девичьего хора невеста причитает в голос, выводя мелодию плача в свободном импровизированном темпе и ритме. Обнаруживаются признаки полиритмии и полиметрии, а также политональности, когда сочетаются голосовые линии в далеких ладообразованиях. Такова, например, песня подружек и плач невесты, записанный в Духовницком районе Саратовской области:
Пример № 2.
|Шя
(невеста)
«Уж ты, яблонь моя»
I [Л [Л-^ Г* У^-р" ¡У* ■■
у - ух - ух - ух
у - у - у . ух
" i—* ух bWr N Ь Ъ 1ч—К-~ f $ * i's^MM у - ух у - (у) ух —к:---\-- .---\— Ч-
т j ji j-j-j j1 j ^ j \ 10, От - да - вать - та бу - ду я, »--- J. J.. J.-J.. ...J' ^—l-. 4—* <„» всё на - ка - зы - ва - ти.
iTJPMi . , . s » ■ J ; ,
вы жа - лей - ти - ка е - ё, mfc г г—г^^—— как я е ... ^ . - ё ^ f ка - ле - ла.
«г j «м J j ' Вы жа - лей - ти - ка е - ё, М ■т как я с - ё жа - ле - ла.
Г J f f fp t j ■ф 3 »
Данный пример уникален, так как в девятой строфе происходит свободное импровизированное сочетание двух независимых ладомелодических пластов: мелодизированной линии пения и речитативных возгласов без точного интонирования (экмелика), но в последующей строфе исполнительница плача органично внедряется в ладомелодическую канву собственно песни, расширяя диапазон интонирования.
К ярким типам многоголосия относятся контрастные двухголосие и трехголосие. Так, в песне «Не светел месяц» прослеживается отчетливое реальное противопоставление нижнему - основному голосу, составляющему мелодический стержень напева, - верхнего, называемого подголоском. Именно верхняя мелодическая линия своеобразно разукрашивает напев, сообщая ему яркий колорит:
Пример № 3.
«Не светел месяц»
Особой сложностью импровизации голосов отличается историческая песня «Эх, в Русе-то был». Здесь каждый голос ведет свою независимую мелодико-ритмическую линию, свободно импровизируя в общем ладовом контексте, опираясь на устои, подводя все развитие к завершающей тонике:
Пример № 4.
«Эх, в Русе-то был»
Таким образом, анализ некоторых образцов фольклора Саратовского Поволжья свидетельствует о богатстве и разнообразии форм многоголосия данного региона. Традиционный фольклор переселенцев не потерял своих стилистических свойств, а продолжал функционировать в коллективном исполнении ярко и многопланово.
Такие разновидности многоголосия, как вариантная гетерофония, контрастные двухголосия и трехголо-сие, являются убедительными формами бытования фольклорной традиции. В свадебных песнях региона зафиксирован уникальный вид многоголосной фактуры - двухрегистровая алеаторика, - не потерявшая своих функциональных свойств. Все это - свидетельство важности изучения фольклорного материала региона для глубокого понимания данной проблемы.
Список источников
1. Великорусские песни в народной гармонизации / записаны Е. Линевой // Русская мысль о музыкальном фольклоре: материалы и документы / вступ. статья, сост., коммент. П. А. Вульфиуса; предисл. Е. М. Орловой; общ. ред. О. И. Соколовой. М.: Музыка, 1979. С. 257-263.
2. Гиппиус Е. В. О русской народной подголосочной полифонии в конце XVIII - начале XIX века // Советская этнография. 1948. № 2. С. 86-104.
3. Енговатова М. А., Ефименкова Б. Б. К вопросу типологии русского песенного многоголосия // Мир традиционной музыкальной культуры: сб. трудов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. Вып. 174. С. 44-62.
4. Листопадов А. М. Народная казачья песня на Дону // Русская мысль о музыкальном фольклоре: материалы и документы / вступ. статья, сост., коммент. П. А. Вульфиуса; предисл. Е. М. Орловой; общ. ред. О. И. Соколовой. М.: Музыка, 1979. С. 326-338.
5. Михайлова А. А. Саратовская гармоника в социокультурном пространстве полиэтнического региона Поволжья: монография. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2014. 408 с.
6. Серов А. Н. Русская народная песня как предмет науки // Русская мысль о музыкальном фольклоре: материалы и документы / вступ. статья, сост., коммент. П. А. Вульфиуса; предисл. Е. М. Орловой; общ. ред. О. И. Соколовой. М.: Музыка, 1979. С. 127-139.
7. Щуров В. М. Стилевые основы русской народной музыки. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1998. 446 с.
SPECIFICITY OF POLYPHONY OF SARATOV VOLGA REGION SONGS (BY THE EXAMPLE OF PAVLOVKA VILLAGE AND DUKHOVNITSKOYE SETTLEMENT FOLKLORE)
Mishchenko Anna Ivanovna
Saratov State Conservatoire jareshko@mail. ru
The article examines peculiarities of the polyphonic version of Russian traditional songs, identifies their semantics and some features of the musical style. Special attention is paid to a unique form of polyphonic texture - two-register aleatory composition -which is used in wedding songs in combination with the bride's lamentation. The study is based on materials gathered during the author's expeditions to Saratov Volga region.
Key words and phrases: lyrical songs; wedding songs; texture; polyphony; descant; heterophony; improvisation; tonal structures; two-register aleatory composition.