Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МНЕМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ'

ОСОБЕННОСТИ МНЕМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
309
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ПАМЯТЬ / ПОДРОСТКИ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ПОКОЛЕНИЕ Z

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дутко Наталья Петровна

В связи с реализацией актуальных нововведений в образовании Российской Федерации, например, внедрения цифровых образовательных технологий, в статье рассмотрена проблема влияния цифровых коммуникаций на формирование и развитие познавательных процессов в целом и мнемических процессов в частности у подростков поколения Z в условиях информационного общества. Проанализированы изменения в структуре мнемонических процессов у подростков 12-13 лет. Описаны диагностические методики для проведения исследования внимания, кратковременной и долговременной памяти подростков и обоснован их выбор. Представлено эмпирическое исследование особенностей формирования мнемических процессов личности в цифровой среде на примере подростков 12-13 лет поколения Z. Рассмотрены понятия «мнемические процессы», описаны психологические особенности данных процессов личности подростка поколения Z в условиях цифровой среды, проведен сравнительный анализ особенностей кратковременной и долговременной памяти подростков двух культурологических периодов с использованием методов математической статистики U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Стьюдента. Проведен количественный анализ изучения особенностей мнемических процессов у подростков цифрового поколения. Данная работа позволит отразить специфику формирования мнемических процессов у подростков цифрового поколения для развития психолого-педагогической и педагогической науки и практики, в том числе в области методик обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дутко Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MNEMONIC PROCESSES OF THE INDIVIDUAL IN A DIGITAL ENVIRONMENT

In connection with the implementation of current innovations in the education of the Russian Federation - the introduction of digital educational technologies, the article considers the problem of the influence of digital communications on the formation and development of cognitive processes in general and mnemonic processes in particular among adolescents of generation Z in the information society. Changes in the structure of mnemonic processes in adolescents 12-13 years old have been analyzed. Diagnostic methods for studying attention, short-term and long-term memory of adolescents are described and their choice is substantiated. An empirical study of the features of the formation of personality mnemonic processes in the digital environment is presented on the example of 12-13 years old adolescents of generation Z. The concepts of “mnemonic processes” are considered, the psychological characteristics of these personality processes of a generation Z adolescent in the digital environment are described, a comparative analysis of the features of short-term and long-term memory is carried out adolescents of two cultural periods using the methods of mathematical statistics Mann-Whitney U-test, Student’s t-test. A quantitative analysis of the study of the features of mnemonic processes in adolescents of the digital generation has been carried out. This work will reflect the specifics of the formation of mnemonic processes in adolescents of the digital generation for the development of psychological, pedagogical and pedagogical science and practice, including in the field of teaching and upbringing methods.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МНЕМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ»

- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

УДК 159.953.4

Н. П. Дутко

Особенности мнемических процессов личности в цифровой среде

Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия

Аннотация. В связи с реализацией актуальных нововведений в образовании Российской Федерации, например, внедрения цифровых образовательных технологий, в статье рассмотрена проблема влияния цифровых коммуникаций на формирование и развитие познавательных процессов в целом и мнемических процессов в частности у подростков поколения Z в условиях информационного общества. Проанализированы изменения в структуре мнемонических процессов у подростков 12-13 лет. Описаны диагностические методики для проведения исследования внимания, кратковременной и долговременной памяти подростков и обоснован их выбор. Представлено эмпирическое исследование особенностей формирования мнемических процессов личности в цифровой среде на примере подростков 12-13 лет поколения Z. Рассмотрены понятия «мнемические процессы», описаны психологические особенности данных процессов личности подростка поколения Z в условиях цифровой среды, проведен сравнительный анализ особенностей кратковременной и долговременной памяти подростков двух культурологических периодов с использованием методов математической статистики U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Стьюдента. Проведен количественный анализ изучения особенностей мнемических процессов у подростков цифрового поколения. Данная работа позволит отразить специфику формирования мнемиче-ских процессов у подростков цифрового поколения для развития психолого-педагогической и педагогической науки и практики, в том числе в области методик обучения и воспитания.

Ключевые слова: мнемические процессы, память, подростки, цифровая среда, поколение Z.

N. P. Dutko

Features of the Mnemonic Processes of the Individual in a Digital Environment

Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia

Abstract. In connection with the implementation of current innovations in the education of the Russian Federation - the introduction of digital educational technologies, the article considers the problem of the influence of digital communications on the formation and development of cognitive processes in general and mnemonic processes in particular among adolescents of generation Z in the information society. Changes in the structure of mnemonic processes in adolescents 12-13 years old have been analyzed. Diagnostic methods for studying attention, short-term and long-term memory of adolescents are described and their choice is substantiated. An empirical study of the features of the formation of personality mnemonic processes in the

ДУТКО Наталья Петровна - к. психол. н., доцент кафедры методики преподавания литературы, Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия. E-mail: natadu@mail.ru

DUTKO Natalia Petrovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Literature teaching Methods, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia.

digital environment is presented on the example of 12-13 years old adolescents of generation Z. The concepts of "mnemonic processes" are considered, the psychological characteristics of these personality processes of a generation Z adolescent in the digital environment are described, a comparative analysis of the features of short-term and long-term memory is carried out adolescents of two cultural periods using the methods of mathematical statistics Mann-Whitney U-test, Student's t-test. A quantitative analysis of the study of the features of mnemonic processes in adolescents of the digital generation has been carried out. This work will reflect the specifics of the formation of mnemonic processes in adolescents of the digital generation for the development of psychological, pedagogical and pedagogical science and practice, including in the field of teaching and upbringing methods.

Keywords: mnemonic processes, memory, teenagers, digital environment, generation Z.

Введение

В условиях цифровой среды, развития и глобализации цифровых технологий изменяются окружающий мир, образовательная среда, деятельность людей, вследствие этого происходит трансформация познавательных процессов, мнемических процессов. Познавательные процессы представляют огромное значение, поскольку с их участием человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ, внося свой особый вклад в формирование целостной картины мира. Также они влияют на формирование личности, поскольку обеспечивают выработку собственной мировоззренческой позиции, определяют успешность в дальнейшей деятельности как учебной, так и профессиональной.

Учение, понимаемое как усвоение социального опыта, в значительной степени основывается на мнемических процессах, которые согласно культурно-исторической теории деятельности в эпоху технологического прогресса трансформируются, приобретая новые механизмы и формы запоминания.

Информация передается из кратковременной памяти в долговременную память в том случае, если мы решаем, что имеет смысл ее хранить. Современному ребенку, имеющему возможность в любое время найти нужную информацию, нет смысла хранить ее в своей памяти, что находит свое отражение в структуре мнемических процессов.

На сегодняшний день, несмотря на то, что значительная часть психологических исследований посвящена изучению мнемических процессов, культурно-исторический аспект развития мнемических процессов категорий людей, относящихся к разным культурологическим периодам, остается малоизученной и дискуссионной проблемой, чем обусловлена актуальность данного исследования.

В связи с этим представляется важным сравнительное исследование особенностей мнемических процессов подростков, относящихся к поколению Z и подростков предыдущего поколения, возрастные границы которых 12-13 лет, так как именно в этом возрасте происходит вращивание социокультурной среды в человека, и подростки этого возрастного периода относятся по теории поколений к цифровому поколению.

Многие исследователи говорят о том, что в процессе обучения особенно необходима память. Ученикам требуется запоминать большое количество школьного материала. «Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал» [1]. Память всегда содержит в себе такие процессы, как: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание. Эти характеристики памяти являются неотъемлемыми частями учебного процесса в целом. Но и в этой сфере существуют возрастные различия. У младших школьников память отличается больше склонностью к механическому запоминанию, но уже развивается «умение управлять своей памятью» [2]. Подростки уже отличаются тем, что «память становиться более произвольной». Процессы памяти контролируются и организуются самим ребенком - подростком. Что более всего характерно для этого возраста: «увеличиваются быстрота запоминания и объем материала, хранящегося в памяти» [3]. Также у детей переходного подросткового возраста заметны улучшение продуктивности памяти и установление сложных ассоциаций. Старшеклассники обладают уже более устойчивым кон-

тролем над процессами памяти. Они могут свободнее запоминать, сохранять и воспроизводить в памяти выученный школьный материал.

У детей цифрового поколения будет больше развита кратковременная память, чем долговременная. Кратковременная память является хранилищем небольшого количества информации. Если человек не считает ее важной, то память быстро избавляется от нее [4]. Долговременная память надежно сохраняет информацию в течение длительного времени. Если мы решаем, что полученную информацию имеет смысл хранить, то она передается из кратковременной памяти в долговременную память.

Но человеку, имеющему возможность в любое время найти нужную информацию в сети интернета, нет смысла хранить ее в своей памяти. Изменяется и структура мнемонических процессов. Современные подростки совершенно точно запоминают не содержание, а место, где находится какая-либо информация. Меняется интенсивность мнемонических процессов. Если раньше мы все помнили большое количество телефонов, адресов и т. д., то теперь все у нас записано и нет смысла это запоминать [5]. И если у поколения Х и Y эти изменения наслаиваются на то, что было, то у наших детей в принципе формируется другая память, другие процессы запоминания.

Изучение особенностей мнемических процессов у подростков 12-13 лет поколения Z

Целью нашего исследования стало изучение особенностей мнемических процессов у подростков 12-13 лет поколения Z. Для исследования мнемических процессов подростков использовались методики: методика Д. Векслера; методика для изучения памяти - «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия; для количественного анализа использовались методы математической статистики U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Стьюдента.

В исследовании приняли участии 80 детей, из которых 40 детей - подростки поколения Z и 40 детей - других поколений. Соотношение по полу составило: 40 мальчиков и 40 девочек. Количество исследуемых групп соответствует рекомендованному [6] для формирования репрезентативных выборок. Исследование проводилось в 7-х и 8-х классах образовательной школы № 2044 г. Москвы.

Для диагностики долговременной и кратковременной памяти была применена методика «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия [7]. Данная методика может применяться как для детей (с пяти лет), так и для взрослых, что соответствует возрасту наших испытуемых. Никакого специального оборудования не требуется. Методика направлена на изучение динамических процессов: объема кратковременной и долговременной памяти, запоминания, сохранения, воспроизведения, а также слуховой памяти, произвольного внимания и утомляемости. Инструкция заключалась в том, чтобы, прослушав 10 слов (не имеющих между собой никакой связи, коротких и простых), запомнить их и по команде экспериментатора записать запомнившиеся слова на бланк ответов несколько раз в течение одного промежутка времени, а далее спустя час.

Слова, предъявляемые школьникам в период исследования: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед, огонь [7].

Все результаты записывались в протокол, по которому составлялся график - кривая запоминания. По форме кривой можно сделать вывод относительно особенностей памяти.

В норме считается, что с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается (к третьему повторению респондент воспроизводит 9-10 слов), в случае если воспроизводится меньшее количество слов, то можно говорить о расторможенности и отклонениях от нормы в кратковременной памяти

В ходе проведения диагностики удалось выявить, что подростки и поколения Z и поколения Y выполнили задание правильно (высокий и средний уровень). Испытуемые, выполнившие задание верно, обладают надлежащим объемом кратковременной и долговременной памяти, уровнем запоминания, сохранения и воспроизведения.

Анализ результатов исследования, полученных при диагностике внимания, проведенной среди подростков поколения Ъ, показал следующие результаты: у 90% подростков преобладает высокий уровень объема кратковременной памяти, 10% детей относятся к среднему уровню. По уровню объема долговременной памяти были выявлены следующие данные: у 80% подростков преобладает высокий уровень, 20% детей относятся к среднему уровню (рис. 1).

Рис. 1. Результаты диагностики объема долговременной и кратковременной памяти в группе подростков

поколения Ъ

Из полученных данных видно, что у подростков поколения Ъ преобладает кратковременная память над долговременной памятью, однако объем как кратковременной, так и долговременной памяти у подростков находится на надлежащем уровне, т. е. испытуемые обладают высоким уровнем запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Анализ результатов исследования показал, что объем кратковременной памяти у подростков поколения Ъ выше, а долговременной памяти ниже, чем у подростков поколения У. Средние значения у подростков поколения Ъ по объему кратковременной памяти - 7,47, по объему долговременной памяти - 5,95 (рис. 2), в то время как у подростков поколения У по объему кратковременной памяти - 7,36, по объему долговременной памяти - 8,69 (рис. 3)

Рис. 2. Средние значения показателей объема кратковременной памяти на выборке подростков

поколения Ъ и поколения У

Из представленных данных мы видим, что объем кратковременной памяти выше у подростков поколения Ъ как у мальчиков, так и у девочек, также у мальчиков обеих групп показатели по исследуемому процессу выше, чем у девочек.

Мы объясняем это тем, что современный подросток, используя цифровые технологии, активно пользуется кратковременной памятью с целью запоминания месторасположения того или иного файла, материала в цифровом устройстве. Такой подросток с легкостью запоминает

информацию, поступившую из сенсорной памяти, являющейся для него актуальной, в течение небольшого количества воемени.

I Среднее значение {общее)

Среднее значение (мальчики) Среднее значение {девочки)

Подростки поколения Ъ Подростки поколения У

Рис. 3. Средние значения показателей объема долговременной памяти на выборке подростков

поколения Z и поколения У.

Из представленных данных мы видим, что объем кратковременной памяти выше у подростков поколения У как у мальчиков, так и у девочек, также у девочек обеих групп показатели по исследуемому процессу выше, чем у мальчиков.

Это связано с тем, что подростки цифрового поколения перегружены массивом информации, предоставленной им в сети интернет, такие дети не в состоянии запомнить большое количество информации. В век цифровых технологий подросток в любое время может, обратившись к телефону, найти интересующую его информацию, вследствие чего у цифрового поколения наблюдается ограниченный объем памяти, что говорит о неспособности пользоваться приемами долгосрочного запоминания и воспроизведения.

Также, было установлено, что различий не обнаружено между результатами обеих групп испытуемых по объему кратковременной памяти (табл. 1), по объему долговременной памяти различия имеются, у подростков поколения Ъ уровень ниже (табл. 2).

Таблица 1

Результаты сравнение выборок (Г-критерий Стьюдента) по диагностике кратковременной памяти

Показатели кратковременной памяти у испытуемых Средний показатель итоговой оценки Z Уровень статистической значимости (р)

Показатель кратковременной памяти у подростков поколения Ъ Мальчики 7,52 7,47 2,046 1,995 0,942а 0,929а

Девочки 7,43

Показатель кратковременной памяти у подростков поколения У Мальчики 7,4 7,36 2,024 0,955а

Девочки 7,33

Согласно результатам проведенного исследования, между группой подростков цифрового поколения и подростков другого культурологического периода в объеме кратковременной памяти статистически значимых различий не выявлено как между группами в целом, так и по половому признаку.

Это связано с тем, что подростки поколения Ъ и подростки поколения У имеют соответствующий возрастной норме уровень запоминания, т. е. могут быстро запомнить и воспроизвести полученную ими информацию, так как особой специфики в изменившихся условиях не наблюдается. Стоит отметить, что лучше ими запоминается материал, который был многократно повторен, связанный уже с имеющимися на данный момент знаниями и представленный визуально.

Таблица 2

Результаты сравнение выборок (^критерий Стьюдента) по диагностике долговременной памяти

Испытуемые Средний показатель итоговой оценки Z Уровень статистической значимости ф)

Подростки поколения Ъ Мальчики 5,89 5,95 2,048 1,995 0,925а 0,035а

Девочки 6,01

Подростки поколения У Мальчики 8,92 8,69 2,468 0,725а

Девочки 8,47

Согласно результатам сравнения выборок (Т-критерий Стьюдента) по диагностике долговременной памяти, между группой подростков цифрового поколения и подростков другого культурологического периода в объеме долговременной памяти выявлены статистически значимые различия между группами в целом выше.

Мы полагаем, что различия в долговременной памяти обусловлены тем, что у подростков поколения Ъ наблюдается тенденция низкой сформированности мнемических процессов, так как современному подростку нет необходимости хранить информацию, которую он в любой момент может найти в интернете, что также отражено в авторском опросе, в котором подростки поколения Ъ говорят о том, что нужная им информация хранится в цифровых устройствах, и им нет нужды запоминать номер телефона или параграф из книги.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что подростки 12-13 лет (мальчики и девочки) поколения Ъ имеют более низкие показатели по диагностике объема долговременной памяти, чем подростки другого культурологического периода. Это обусловлено тем, что подростки поколения Ъ перегружены массивом информаций, преподнесенных им в сети интернет, такие дети не в состоянии запомнить предоставленный им массив информации. В век цифровых технологий подросток в любое время может зайти в телефон и найти интересующую его тему, в результате у представителей цифрового поколения наблюдается ограниченный объем долговременной памяти, что говорит о неспособности пользоваться приемами долгосрочного запоминания и воспроизведения.

В ходе проведения исследования по методике Д. Векслера не выявлено статистически значимых различий в субтестах «Повторение цифр», «Недостающие детали», направленных на изучение кратковременной и зрительно-перцептивной памяти. Это объясняется тем, что объем кратковременной памяти и зрительно-перцептивная память у подростков двух культурологических периодов как у мальчиков, так и у девочек находится на одном уровне, так как специфики в изменившихся условиях не наблюдается, данные виды памяти не опосредуются цифровыми технологиями.

Также мы можем сделать вывод о том, что объем кратковременной памяти у подростков двух культурологических периодов как у мальчиков, так и у девочек находится на одном уровне, так как особой специфики в изменившихся условиях не наблюдается. Стоит отметить, что лучше запоминается ими материал, который многократно был повторен и связан уже с имеющимися на данный момент знаниями.

Подводя итог эмпирической части нашего исследования, мы можем сделать следующий вывод, что кратковременная память у обеих групп испытуемых находится на одинаковом уровне. Мы объясняем это особенностями протекания подросткового возраста и его специфическими проявлениями в познавательной сфере, которые выражаются независимо от поколения.

Также нами были выявлены достоверно значимые различия в исследовании долговременной памяти: у подростков поколения Ъ данный вид памяти ниже, чем у второй группы испытуемых. Это обусловлено тем, что у подростков цифрового поколения наблюдается тенденция низкой сформированности мнемических процессов, что говорит о неспособности пользоваться долгосрочными приемами запоминания и воспроизведения. Лучше запоминается ими ма-

териал, который многократно был повторен и связан уже с имеющимися на данный момент знаниями.

В предпринятом исследовании проведен генезис понятия «мнемические процессы», описаны психологические особенности мнемических процессов личности подростка поколения Z. Проведенное исследование убедительно показало, что у подростков цифрового поколения основные отличия связаны с многозадачностью и невербальными механизмами мнемических процессов.

Так особенности мнемических процессов подростков поколения Z заключаются в снижении уровня долговременной памяти. Показатели кратковременной памяти у двух групп испытуемых не имеют статистически значимых различий. По гендерным различиям в мнемиче-ских процессах подростков выявлено, что мальчики поколения Z в целом опережают девочек своего поколения и подростков поколения Y. Заключение

Таким образом, мы делаем вывод, что глобализация цифровых технологий оказала серьезное влияние на познавательные процессы подростка, что отражается в особой специфике формирования мнемических процессов. Данный феномен, несомненно, вызывает интерес и требует дальнейшего исследования.

Литература

1. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - Москва,

2003. - 811 с.

2. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. - Санкт-Петербург, 2001. - 357 с.

3. Авдулова, Т. П. Подростки в информационном пространстве / Т. П. Авдулова // Психология обучения. - Москва, 2010. - № 4. - С. 28-38.

4. Schulmeister, R. Students, internet, elearning and web 2.0 / R. Schulmeister // Looking Toward the Future of Technology-Enhanced Education: Ubiquitous Learning and the Digital Native. - 2009. - №3. - P. 45-49.

5. Нечаев, Н. Н. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы / Н. Н. Нечаева, Е. Е. Дурнева // Педагогика. - Москва, 2016. - № 1. - С. 36-45.

6. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов : учебник / О. Ю. Ермолаев. - Москва,

2004. - 335 с.

7. Римский, Р. Р. Альманах психологических тестов / Р. Р. Римский. - Москва, 1995. - 320 с.

References

1. Zinchenko, V. P. Bol'shoj psihologicheskij slovar' / V. P. Zinchenko, B. G. Meshherjakova. - Moskva,

2003. - 811 s.

2. Blonskij, P. P. Pamjat' i myshlenie / P. P. Blonskij. - Sankt-Peterburg, 2001. - 357 s.

3. Avdulova, T. P. Podrostki v informacionnom prostranstve / T. P. Avdulova // Psihologija obuchenija. -Moskva, 2010. - № 4. - S. 28-38.

4. Schulmeister, R. Students, internet, elearning and web 2.0 / R. Schulmeister // Looking Toward the Future of Technology-Enhanced Education: Ubiquitous Learning and the Digital Native. - 2009. - №3. - P. 45-49.

5. Nechaev, N. N. Cifrovoe pokolenie: psihologo-pedagogicheskoe issledovanie problemy / N. N. Nechaeva, E. E. Durneva // Pedagogika. - Moskva, 2016. - № 1. - S. 36-45.

6. Ermolaev, O. Ju. Matematicheskaja statistika dlja psihologov : uchebnik / O. Ju. Ermolaev. - Moskva,

2004. - 335 s.

7. Rimskij, R. R. Al'manah psihologicheskih testov / R. R. Rimskij. - Moskva, 1995. - 320 s.

^SMir^r

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.