Научная статья на тему 'Особенности слухо-речевой памяти у подростков с дебютом эпилепсии: клинико-нейрофизиологические корреляции'

Особенности слухо-речевой памяти у подростков с дебютом эпилепсии: клинико-нейрофизиологические корреляции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
399
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭПИЛЕПСИЯ / ПОДРОСТКИ / ПАМЯТЬ / ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ / EPILEPSY / TEENS / MEMORY / ELECTROENCEPHALOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чабан Оксана Дмитриевна, Карпович Екатерина Ильинична, Густов Александр Васильевич, Емельянова Валерия Владимировна

Наиболее уязвимыми в дебюте эпилепсии в подростковом возрасте являются функции памяти. Своевременная оценка мнестических нарушений, соотнесение их с нейрофизиологическими показателями поможет избежать проблем в учебе. В работе проведена оценка кратковременной и долговременной памяти у подростков с дебютом эпилепсии и проанализированы клинико нейрофизиологические корреляции показателей памяти и результатов ЭЭГ. В ходе исследования показано, что после первого и второго судорожных приступов страдает функция долговременной памяти, в то время как кратковременная память является более устойчивой. Генерализованная эпилептиформная активность на ЭЭГ ухудшает показатели кратковременной и долговременной памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чабан Оксана Дмитриевна, Карпович Екатерина Ильинична, Густов Александр Васильевич, Емельянова Валерия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of oral-aural memory of adolescents with primary case of epilepsy: clinical and neurophysiological correlations

The most vulnerable in the onset of epilepsy in adolescence are memory function. Timely assessments of mnemonic disorders, their correlation with neurophysiologic indicators help to avoid problems in school. In this research work have been carried out assessment of short-term and long-term memory in adolescents with epilepsy debut and analyzed clinical neurophysiologic correlations of memory and EEG results. Study showed that after the first and second seizures suffer long-term memory function, while short-term memory is more stable. A generalized epileptiform activity on EEG impairs indicators of short-term and long-term memory.

Текст научной работы на тему «Особенности слухо-речевой памяти у подростков с дебютом эпилепсии: клинико-нейрофизиологические корреляции»

IVh

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

УДК Б1Б.89-008.4Б-053.4/.5+Б1Б.853

ОСОБЕННОСТИ СЛУХО-РЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕБЮТОМ ЭПИЛЕПСИИ: КЛИНИКО-НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ

О.Д. Чабан1-2, Е.И. Карпович1, А.В. Густов1, В.В. Емельянова3,

1ВПКВ ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»,

2ГБУЗ НО «Нижегородская областная детская клиническая больница»,

3ГБУЗ НО «Городская поликлиника № 7 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода»

Чабан Оксана Дмитриевна - e-mail: o_chaban@bk.ru

Наиболее уязвимыми в дебюте эпилепсии в подростковом возрасте являются функции памяти. Своевременная оценка мнестических нарушений, соотнесение их с нейрофизиологическими показателями поможет избежать проблем в учебе. В работе проведена оценка кратковременной и долговременной памяти у подростков с дебютом эпилепсии и проанализированы клиниконейрофизиологические корреляции показателей памяти и результатов ЭЭГ. В ходе исследования показано, что после первого и второго судорожных приступов страдает функция долговременной памяти, в то время как кратковременная память является более устойчивой. Генерализованная эпилептиформная активность на ЭЭГ ухудшает показатели кратковременной и долговременной памяти.

Ключевые слова: эпилепсия, подростки, память, электроэнцефалография.

The most vulnerable in the onset of epilepsy in adolescence are memory function. Timely assessments of mnemonic disorders, their correlation with neurophysiologic indicators help to avoid problems in school. In this research work have been carried out assessment of short-term and long-term memory in adolescents with epilepsy debut and analyzed clinical - neurophysiologic correlations of memory and EEG results. Study showed that after the first and second seizures suffer long-term memory function, while short-term memory is more stable. A generalized epileptiform activity on EEG impairs indicators of short-term and long-term memory.

Key words: epilepsy, teens, memory, electroencephalography.

Эпилепсия - заболевание нервной системы, манифестация которого в значительном проценте случаев (13-50%) связана с подростковым периодом [1]. Эпилепсия, начавшаяся в подростковом возрасте, является дополнительным негативным фактором, повреждающим развивающиеся нейроны, локализующиеся в когнитивных зонах мозга, еще не достигших достаточной степени зрелости [2]. Наиболее уязвимыми в дебюте данного заболевания являются функции памяти, что связано с частым вовлечением в патологический процесс структур гиппокампа [3].

Нарушения памяти у подростков с эпилепсией приводят к трудностям в обучении, что особенно нежелательно в выпускных классах, заниженной самооценке, делинквентному поведению и снижению комплаентности, что связано с забыванием приема противосудорожных препаратов [4]. Ранняя диагностика мнестического дефицита и адекватная медико-психологическая поддержка помогут снизить процент описанных осложнений.

Цель исследования: изучить состояние слухоречевой памяти и провести анализ корреляционных взаимодействий между степенью изменения функций запоминания и клинико-нейрофизиологическими характеристиками у подростков с дебютом эпилепсии.

Материал и методы

Исследованы 34 подростка, учащиеся общеобразовательных школ, с дебютом эпилепсии, в возрасте 11-18 лет, из них 14 мальчиков и 20 девочек. Контрольную группу составили 30 здоровых подростков. Пациенты проходили

исследование после однократного (или двукратного) впервые возникшего генерализованного судорожного приступа.

В исследование не включались дети со стажем заболевания более 6 месяцев, с фармакорезистентными формами эпилепсии, грубым неврологическим дефицитом и умственной отсталостью.

Оценка состояния слухоречевой памяти проводилась по методике «10 слов», предложенной А.Р. Лурия [5].

С помощью данной методики оценивались: состояние слухоречевой памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение; устойчивость и концентрация внимания.

Анализируемые показатели: объем кратковременной памяти, темп запоминания - номер попытки, при которой воспроизведены все 10 слов; динамика запоминания - по данным анализа кривых запоминания объем долговременной памяти - число слов, воспроизведенных через час после предъявления последней серии.

Коэффициент потери информации рассчитывался по формуле:

Х= 100 - ^ X100/V6,

где Х - коэффициент потери информации в %, Уд -количество слов, воспроизведенных через 1 час; V6 - число слов, воспроизведенных в 6-ой серии.

Нейрофизиологические данные получены по результатам видео-ЭЭГ-мониторинга длительностью 4 часа и более, с использованием спектрального анализа ЭЭГ (Мицар-ЭЭГ, Россия; Nihon Kohden, Япония).

Исследованы группы с наличием на ЭЭГ генерализованной билатерально-синхронной эпилептиформной

активности (комплексов пик - медленная волна, острая -медленная волна) и группа подростков, у которых эпилеп-тиформная активность не была зарегистрирована.

При обработке результатов ЭЭГ оценивались: спектральная мощность ритмов ЭЭГ, коэффициент асимметрии, тип и индекс представленности эпилептиформной активности [6, 7].

Оценивались корреляционные взаимоотношения между показателями ЭЭГ, наличием эпилептиформной активности и нарушениями слухо-речевой памяти.

Исследование выполнено на базе ГБУЗ НО «Нижегородская областная детская клиническая больница», Лечебно-диагностического центра Международного института биологических систем (ЛДЦ МИБС).

Результаты исследования

У подростков после первого и второго судорожных приступов отмечалось снижение объема кратковременной памяти по сравнению с контролем, хотя различия не были достоверными. После первого приступа отмечалось достоверное снижение максимального числа запоминаемых слов.

После впервые возникшего судорожного приступа самым низким был показатель долговременной памяти -количество слов, названных через час после последней попытки, а также отмечался высокий коэффициент потери информации (таблица 1). У детей с впервые возникшими генерализованными судорожными приступами наблюдалось воспроизведение «лишних слов» и застревание на них при каждой попытке. Данные феномены свидетельствовали о расторможенности или об изменении сознания, являющимся следствием постоянной генерации эпилептической активности в головном мозге.

ТАБЛИЦА 1.

Средние значения показателей слухоречевой памяти у подростков с эпилепсией (М±и)

Показатели слухо-речевой памяти Исследуемая группа Контроль

Объем кратковременной памяти 4,66±1, 75 6,8±1,09

Максимальное число названных слов 8,66±1,21* 9,8±0,44

Показатель долговременной памяти 4,12±0,35* 8,3±0, 54

Коэффициент потери информации (%) 43,4±3,12* 24,1±2,68

Примечания: * - различия с контролем достоверны (р<0,05 по критерию Стьюдента).

се

С

1

О -I-----.----.------1-----.-----.-----<

0 1 2 3 4 5 6

__Номер попытки____

РИС. 1.

Усредненные кривые запоминания в группах подростков с дебютом эпилепсии.

Анализ кривых запоминания у подростков с первым эпилептическим приступом выявил значительное преоб-

ладание кривых, имеющих форму «плато», что свидетельствовало об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Высоким был процент кривых зигзагообразной формы, что характеризовало неустойчивость и истощаемость внимания.

В группе контроля преобладали подростки, у которых с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивалось, то есть кривые имели линейную возрастающую форму.

Анализ усредненных кривых запоминания выявил у детей с первым приступом самый низкий тип кривой, имеющий платообразную форму со снижением темпов запоминания от 3-ей к 4-ой попытке, чего не наблюдалось в контроле (рис. 1).

Сравнительный анализ показателей теста Лурия у старших и младших подростков выявил, что у подростков старше 15 лет (в позитивную фазу подросткового кризиса) объем кратковременной и долговременной памяти был ниже, чем в группе пациентов младшего подросткового возраста (рис. 2). Более высоким в старшей подростковой группе был и коэффициент потери информации, который составил 42,6±7,9%, в то время как в младшей подростковой группе данный показатель был 30,4±6,1% (р<0,05). Усредненные кривые запоминания в старшем подростковом возрасте также находились на более низком уровне по сравнению с младшей группой.

■ Младшие подростки

■ Старшие подростки

=7"

Объем Объем

кратковременной долговременной памяти

Примечание:* - различия достоверны Т=3.009____________________

РИС. 2.

Показатели памяти у младших и старших подростков с дебютом эпилепсии.

Данный феномен можно объяснить протекающими физиологическими процессами в головном мозге - изменением числа нервных клеток с нарастанием к началу пубертата с последующим падением к юношескому возрасту [8, 9].

К 15-летнему возрасту количество нейронов в сером веществе мозга меньше, чем в начале пубертата, образуются новые стойкие нейрональные контакты, являющиеся более локальными с преимущественным расположением в лобных долях мозга. Старые нейрональные синапсы не работают, поэтому патологический эпилептический разряд в старшем подростковом возрасте воздействует особенно негативно. В младшем возрасте количество нейронов больше, чем в старшем подростковом периоде, не уничтожены старые когнитивные контакты, обладающие более широкой топографической представленностью в мозге. Данные анатомические и функциональные особенности обеспечивают более высокие адаптационные возможности для сохранения поврежденных в результате эпилептического приступа когнитивных функций [10, 11].

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

В группе подростков с наличием генерализованной судорожной активности на ЭЭГ отмечено выраженное достоверное снижение объема кратковременной слухоречевой памяти, которая составила 3,6±1,21 слова. У детей с отсутствием судорожной активности данный показатель составил 5,37±1,39 слова (р<0,05). В группе больных, у которых на ЭЭГ регистрировались генерализованные комплексы «пик - медленная волна», зафиксирован высокий по сравнению с детьми с нормальной ЭЭГ коэффициент потери информации через час. Данный коэффициент составил соответственно 53,4% и 32,1% (р<0,05). В данной группе 60% подростков называли лишние слова, в то время как во второй группе данный показатель составил 25%. Данный феномен отражал наличие расторможенно-сти и снижение внимания [12] .

Кривые запоминания имели возрастающую форму с переходом в плато или зигзагообразную форму.

У подростков с эпиприступами, но с отсутствием судорожных проявлений на ЭЭГ, динамика процесса запоминания в первые три попытки превышала даже таковые показатели в группе здоровых детей (рис. 3).

РИС. 3.

Усредненные кривые запоминания у подростков с эпилепсией с наличием и отсутствием на электроэнцефалограмме эпилептиформной активности.

Корреляционный анализ между индексом эпилептиформной активности (ИЭА) и показателями памяти показал высокую положительную связь с коэффициентом потери информации (г=0,81) и умеренную обратную связь -с показателями кратковременной и долговременной памяти (г=-0,64 и -0,41).

Корреляционный анализ между спектральной мощностью альфа-ритма и показателями кратковременной и долговременной памяти, КПИ не показал достоверной связи (г=0,32, г=0,22, г=-0,2 соответственно), как и анализ между выше указанными показателями слухоречевой памяти и коэффициентом асимметрии альфа-ритма. Корреляционный анализ мощности тета-ритма и показателей памяти продемонстрировал умеренную обратную связь с показателями кратковременной памяти (г=-0,64), высокую отрицательную связь - с показателями долговременной памяти (г=-0,76) и положительную связь - с КПИ (г=0,56). Корреляционный анализ коэффициента асимметрии тета-ритма и показателей памяти продемонстрировал умеренную обратную взаимосвязь с показателями кратковременной памяти (г=-0,4) .

Сравнительный анализ спектральной мощности ритмов ЭЭГ фоновой активности выявил, что в группе с впервые

возникшими судорожными приступами и в группе контроля доминирует ритм альфа-диапазона. Однако его мощность в группе контроля превышает таковую в группе детей с эпилепсией. Напротив, представленность тета-ритма была выше в группе больных с дебютом эпилепсии (таблица 2).

ТАБЛИЦА 2.

Показатели спектральной мощности и коэффициента асимметрии ритмов ЭЭГ у подростков с дебютом эпилепсии (М±и)

Альфа-ритм Бета-ритм Тета-ритм

Мощность ритма (мкВ2) Коэффициент асимметрии (%) Мощность ритма (мкВ2) Коэффициент асимметрии (%) і 5 6 л о = £ Коэффициент асимметрии (%)

Исследуемая группа 45,35+0,9 * 40,17+0,6* 2,18+0,8 35,325+0,72 9,18+0,7 * 17,126+0,9 *

Контроль 50,9+1,07 24,85+0,76 3,05+0,6 30,42+0,6 5,32+0,73 30,09+0,4

Примечания: * - различия с контролем достоверны (р<0,05).

Сравнительный анализ коэффициента асимметрии (%) фонового ритма показал достоверные различия коэффициента асимметрии тета-ритма, который преобладает в исследуемой группе подростков (р<0,001). Коэффициент асимметрии альфа активности преобладал в контрольной группе. Это указывает, с одной стороны, на нарастание синхронизации в работе полушарий, с другой - на преобладание медленно-волновых колебаний и общемозговых изменений в ЭЭГ у подростков с дебютом эпилепсии.

Заключение

Таким образом, в дебюте эпилепсии у подростков отмечены изменения мнестических функций. В результате исследования выявлено достоверное отрицательное воздействие впервые возникших генерализованных судорожных приступов на функции долговременной памяти, что проявлялось снижением её объёма и увеличением коэффициента потери информации. Функции кратковременной памяти нарушались в меньшей степени. Преимущественное страдание долговременной памяти может быть объяснено большей физиологической значимостью кратковременной памяти, а также тем, что при эпилепсии поражаются структуры гиппокампа, контролирующие процессы долговременной памяти. Кроме того, подростки называли значительное число лишних слов, не входящих в стимульный материал, что свидетельствовало о нарушении процессов внимания.

Анализ кривых запоминания у подростков с впервые возникшими эпилептическими приступами выявил, что кривые запоминания находятся в диапазоне более низких значений, значительно преобладают кривые, имеющие форму «плато», что свидетельствовало об эмоциональной вялости ребенка. Высоким был и процент кривых зигзагообразной формы, характеризующих неустойчивость и истощаемость внимания.

Сравнительный анализ когнитивных функций у младших и старших подростков с дебютом эпилепсии выявил, что эпилептические припадки оказывали более выраженный отрицательный эффект в группе детей, у которых эпилепсия началась в старшем подростковом возрасте. Особенно нарушенными у старших подростков по сравнению

с младшими подростками были показатели долговременной памяти.

В исследовании было выявлено, что выраженный тормозящий эффект на слухоречевую память оказывает эпи-лептиформная активность, регистрируемая на ЭЭГ. Генерализованная пик-волновая активность является следствием резкой гиперсинхронизации и возбуждения нейронов головного мозга, приводящая к нарушению целостности оболочки нервной клетки, что в определенных случаях приводит к ее гибели.

У подростков с эпиприступами, но с отсутствием эпилеп-тиформной активности на ЭЭГ, динамика процесса запоминания превышала даже таковые показатели в группе здоровых детей.

ЭЭГ подростков с дебютом эпилепсии характеризуется преобладанием спектральной мощности тета активности. Спектры альфа-ритма достоверно не отличались от таковых показателей в группе контроля. Высокий индекс представленности эпилептиформной активности приводит к нарушениям кратковременной и долговременной памяти. Преимущественное влияние на изменения слухоречевой памяти имеют показатели спектральной мощности и коэффициент асимметрии тета-ритма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карлов В.А., Петрухин А.С. Эпилепсия у подростков. Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2002. № 9. С. 9-13.

Karlov V.A., Petruchin A.S. Epilepsia u podrostkov. Zhurnal nevrologii I psichiatrii im. S.S. Korsakova. 2002. № 9. S. 9-13.

2.Петрухин А.С. Эпилептология детского возраста. М.: Медицина. 2000. С. 344-457.

Petruchin A.S. Epileptologiya detskogo vozrasta. M.:Medicina. 2000.

S. 344-457.

3.Карлов В.А. Эпилепсия как клиническая и нейрофизиологическая проблема. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2000. № 9. С. 7-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Karlov V.A. Epilepsia kak klinicheskaya i neirofiziologicheskaya problema. Zhurnal nevrologii I psichiatrii im. S.S. Korsakova. 2000. № 9. S. 7-15.

4. Behavioral changes associated with epilepsy. Devinsky, Orrin; Vazquez, Blanca Neurologic Clinics. Vol. 11 (1). Feb. 1993. Р. 127-149.

5.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.:Изд-во МГУ, 1973. С. 128-256. Luriya A.R. Osnovy neiropsichologii. M.: Izd-vo MGU, 1973. S. 128-256.

6. Гнездицкий В.В. Обратная задача ЭЭГ и клиническая электроэнцефалография (картирование и локализация источников электрической активности мозга). Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. С. 340-498.

Gnezdickiy V.V. Obratnaya zadacha EEGI klinicheskaya electroencefalografiia (kartirovanie I lokalizaciia istochnikov elektricheskoy aktivnosti mozga). Taganrog: Izdatelstvo TRTU, 2000. S. 340-498.

7. Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике. МЕДпресс информ. 2003. С. 117-130.

Gnezdickiy V.V. Vyzvannye potencyaly golovnogo mozga v klinicheskoy praktike. Medpress inform. 2003. S.117-130.

8. Casey B., Getz S., Galvan A. The Adolescents Brain. Dev.Rev. 2008. № 28 (1). Р. 62-77.

9. Gogtay N. et al. Dynamic mapping of human cortical development during childhood through early adulthood. PNAS. 2004. № 101 (21). Р. 8174-79.

10. Чарльз Ньюкиктьен, Детская поведенческая неврология. В 2 томах. Т. 1. М.: Теревинф, 2010. С. 173-288.

Charlz Niyukiktien. Detskaya povedencheskaya nevrologiya. V 2 tomah. T. 2. M.: Terevinf. 2010. S. 173-288.

11. Микадзе Ю.В., Гогберашвили Т.Ю. Нейропсихологические синдромы нарушения высших психических функций у детей и подростков с парциальными (фокальными) формами эпилепсии. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2010. № 1. С. 47-53.

Mikadze YU.V., Gogberachvili T.YU. Neiropsichologicheskie sindromy narusheniya vyschich psichicheskich funkcyi u detey I podrostkov s parcyalnymi (fokalnymi) formami epilepsii. Nevrologiya, neiropsichiatriya, psychosomatika. 2010. № 1. S. 47-53.

12. Gordon N. Cognitive functions and epileptic activity. Seizure. 2000. V. 9 (3). Р. 184-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.