Научная статья на тему 'Особенности мировосприятия подростков с хроническими соматическими заболеваниями'

Особенности мировосприятия подростков с хроническими соматическими заболеваниями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
380
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОСПРИЯТИЕ / WORLDVIEW / ПОДРОСТОК / TEENAGER / СИСТЕМА ОБРАЗОВ / SYSTEM OF IMAGES / ВРЕМЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / TEMPORARY IDENTITY / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ / SOCIAL ROLES / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / ХРОНИЧЕСКИЕ СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / CHRONIC SOMATIC DISEASES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Винокурова Галина Александровна

Данная статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме проблеме мировосприятия подростков. Представлены результаты проведенного эмпирического исследования особенностей мировосприятия подростков. Раскрываются особенности одного из аспектов мировосприятия современных подростков восприятия себя в сравнительном аспекте: здоровые подростки и подростки с хроническими соматическими заболеваниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Винокурова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES WORLDVIEW TEENAGERS WITH CHRONIC SOMATIC DISEASES

This article is devoted to a problem actual now a problem of worldview of teenagers. Results of the conducted empirical research of features of worldview of teenagers are presented. Features of one of aspects of worldview of modern teenagers perception of in comparative aspect reveal: healthy teenagers and teenagers with chronic somatic diseases.

Текст научной работы на тему «Особенности мировосприятия подростков с хроническими соматическими заболеваниями»

Д.В. Быкова

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ .

10. Рубаева В.П. Инновационные подходы к обучению студентов иностранным языкам // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 231-234.

11. Власова И.В. Метод проектов как активная образовательная технология обучения профессиональному аспекту иностранного языка в техническом вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 2 (20). С. 28-33.

12. Коновалова Е.Ю. Учебные цели как критерии типологии вторичных текстов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 146-149.

13. Моисеенко Ю.О. Изучение уровня мотивации в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011. № 2. С. 93-95.

14. Бексултанова Л.А. Использование игровых технологий при обучении иностранному языку // Вектор

науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 30-33.

15. Крутская С.В., Ковалевская Е.А. Обучение иноязычному профессионально-ориентированному чтению текстов студентов неязыковых вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 2 (20). С. 95-99.

16. Коновалова Е.Ю. Уровень речеведческой компетентности студентов как условие адекватности воспроизведения содержания учебных текстов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 74-78.

17. Лисовицкая Л.Е. Референциальная смысловая парадигма в художественном тексте // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 57-60.

18. Цыренова Т.Л. Интерпретация художественного текста как средство формирования творческой личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 204-206.

NATIONAL COLOUR OF WORKS OF ART WORK AS UNIT OF MOTIVATION OF STUDENTS OF NOT LANGUAGE HIGH SCHOOLS ON EMPLOYMENT ON ENGLISH LANGUAGE

© 2014

D.V. Bykova, the senior teacher of the chair «Foreign languages»

Nizhniy Novgorod State Engineering-Economic Institute, Knyaginino (Russia)

Annotation: Works of fiction are always marked the era of its creation or described in them, period. These works are deleted at a different distance from the present, written in a different language. The word does not only semantic, but also figuratively aesthetic. The vocabulary of literary works is a source of information about the history, culture, traditions, language whose written work. Practice and a procedure of teaching of foreign languages, and, in particular, foreign fiction, always face a problem of sufficient motivation trained to studying subject matter. Given article mentions a vital topic of a procedure of teaching of English language and offers one of ways of attraction of attention of students of not language HIGH SCHOOLS to studying English. Among the ways of motivating students is allocated read excerpts of their works of art and, in particular, the study of the realities of the country of the studied language. This increases the interest not only of the English language as a subject, but also to the culture, history, literature of the country of the studied language. For the selection of texts used the following criteria: cultural value of the material; the criterion typicalness or peculiarity; the relevance of the content of the training material, the criterion of age peculiarities; the criterion of attractiveness, thematic criterion, the criterion of functionality.

Keywords: HIGH SCHOOL, the communicative competence, criterion, procedure of teaching, motivation, national colour, concept, reality, the student, fiction, reading.

УДК 159.923 (045)

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

© 2014

Г.А. Винокурова, кандидат психологических наук, декан факультета психологии и дефектологии, доцент кафедры специальной и прикладной психологии

Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, Саранск (Россия)

Аннотация: Данная статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме - проблеме особенностей мировосприятия подростков. Представлены результаты проведенного эмпирического исследования особенностей мировосприятия подростков. Раскрываются особенности одного из аспектов мировосприятия современных подростков - восприятия себя в сравнительном аспекте: здоровые подростки и подростки с хроническими соматическими заболеваниями.

Ключевые слова: мировосприятие; подросток; система образов; временная идентичность; социальные роли; идентификация, хронические соматические заболевания.

Проблема мировосприятия представляет одну из актуальных, острых и дискутируемых проблем психологии. Изучению возрастных и социокультурных особенностей мировосприятия посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей: Л. С. Выготского, Б. С. Гершунского, И. Г. Дубова, И. С. Кона, М. Мид, В. С. Шубинского, Е. В. Гудковой, С. В. Тарасова, Я. Стюарта, С. Л. Рубенштейна и др.

Так, в трудах С. Л. Рубинштейна мировосприятие рассматривается, как составляющая «картины мира» [5, С. 123]. А. Н. Леонтьев, употребляет данное понятие в контексте «образа мира» [4]. В. П. Зинченко развил идею А. Н. Леонтьева об отражательной функции сознания, включающей построение эмоционально окрашен-

ных отношений к миру, к себе, к людям [3].

При этом большинство исследователей признают, что мировосприятие человека является сложной структурой, образующей целостное пространство обозначаемое оппозицией отношений, характеризующихся понятийно-логической и ценностно-смысловой доминантой; направленных на окружающий мир и собственное «Я»; являющихся осознанными и неосознанными. Подчеркивается, что мировосприятие - понятие более широкое, чем менталитет, оно включает рефлексию, отношение, самопознание и многое другое.

Важнейшим показателем мировосприятия считается понятие «образ мира». Образ мира построен на основе выделения значимого (существенного, функционально-

Г А. Винокурова

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ ...

го) для системы реализуемых субъектом деятельностей опыта (признаков, впечатлений, чувств, представлений, норм и пр.). Образ мира не приписывается миру субъективно, это наполнение образа реальности значениями, и, тем самым, построение его. Образ мира, презентуя познанные связи предметного мира, определяет, в свою очередь, восприятие мира [1].

Диагностика мировосприятия открывает возможность для понимания возрастных и личностных особенностей людей. А так же для понимания того, как человек ощущает и воспринимает внешний мир через призму своего внутреннего мира, с помощью своей внутренней картины жизни, которая формируется в течение всей его жизни с самого детства под влиянием различных факторов социальной среды, воспитания.

Формирование мировосприятия - довольно сложный и длительный процесс, сопряженный со значительными трудностями и начинающий свое восхождение с детства, а точнее, с самого рождения и связан с огромным множеством факторов, влияющих на его протекание. Мировосприятие человека формируется через знания, эмоции, чувства, настроение, самочувствие, опыт, рефлексию и т.д. [2].

С. В. Тарасов отмечает, что формирование мировоззрения у детей начинается уже с раннего дошкольного возраста. На формирование мировоззрения подростков оказывает большое влияние достижения науки, религия, а также существующее устройство общества. В свою очередь мировоззрение, развиваясь, оказывает влияние на развитие общества. Накопившись качественно (т.е. изменившись коренным образом) и количественно (когда новое мировоззрение овладеет достаточно большой массой людей) мировоззрение приводит к смене общественного устройства (к революциям, например) [7].

В исследованиях Баевой И. А. показано, что в зависимости от личных качеств человека, от степени его образованности, мировоззрение его формируется по-разному, и результаты этого процесса формирования мировоззрения проявляются также по-разному. Это происходит, прежде всего, потому, что мировоззрение формируется как стихийно, так и осознанно. В одной и той же социальной среде могут сосуществовать люди с различными и даже существенно различными мировоззренческими позициями. Социальная среда оказывает свое влияние на всех, без исключения, людей. Это влияние во многом стихийно. Вместе с тем, человек способен осознанно ориентироваться в условиях этого влияния, и у разных людей эта осознанность выражается в разной степени [1].

Анализ литературы по исследуемой проблеме позволяет выделить основные показатели мировосприятия: 1) восприятие себя и отношение к себе; 2) восприятие других и отношение к ним; 3) восприятие мира и отношение к нему.

Важной составляющей мировосприятия подростков является система образов. Так как образ - это представление о предмете, то весь внешний мир для нас - взаимосвязь множества образов. Именно эта совокупность представлений об окружающем оказывает огромное влияние на формирование личности. Образ благополучия и успешности задает направление процессу социализации подростка. Благодаря этим представлениям строятся жизненные стратегии, складываются системы ценностей и приоритетов, на которых базируются в отношение к миру [6].

Социализация подрастающего поколения проходит все в более сложных условиях. Современные образы успешности и благополучия транслируются в СМИ, формируя у подростков мнимые представления о приоритетах и жизненных ценностей. Эти представления часто входят в противоречия, которые предлагает им «реальная среда», чаще всего семья и ближайшее окружение. Что, в свою очередь, порождает конфликт, который мешает формированию у подростков собственной системы

ценностей, навыков построения жизненной стратегии. Дети оказываются неподготовленными к построению собственного жизненного сценария и готовы ориентироваться на стереотипы. Поскольку любой стереотип -это упрощенная модель окружающей действительности, подросток получает искаженное представление о мире. Вследствие этого возникает и растет тревожность и сопровождается склонностью к уходу от реальности, а также дезадаптацией к окружающей среде [2].

В связи с этим изучение мировосприятия современных подростков представляется весьма актуальной проблемой, так как существует объективное противоречие в потребности общества в личности, обладающей целостным мировосприятием, и невозможностью достижения этого качества в рамках традиционно сложившейся системы социализации.

Особенно важно изучение формирования мировосприятия под влиянием дополнительных факторов риска, к которым в полной мере можно отнести хронические соматические заболевания.

При хронических соматических заболеваниях проявляются особенности личности у больных. Изучением особенностей личности и психической сферы у больных с теми или иными хроническими заболеваниями занимались такие учёные как В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад, Ф. Б. Березин, В. Н. Герасименко, В. П. Зайцев, В. В. Ковалев, В. Е. Рожнов и др.

Установлено, что любая хроническая болезнь независимо от того, какова ее биологическая природа, какой орган или функциональная система оказывается пораженными ею, ставит человека в психологически особые жизненные обстоятельства, или, иначе говоря, создает особую объективную социальную ситуацию развития психики человека. Ситуация заболевания приводит к разрушению привычной деятельности, установок и отношений личности; человек оказывается в ситуации невозможности жить, реализовывать внутренние необходимости своей жизни. Ситуацию заболевания можно рассматривать как ситуацию кризиса, в которой активизируются процессы смысловой динамики: рассогласованная в связи с болезнью система смыслов стремится к новому согласованию, формированию смысловой сферы личности в контексте целостного жизненного пути. Клинические формы изменения личности при хронических соматических заболеваниях носят разнообразный характер: они могут проявляться в виде изменения эмоций, в виде нарушений мотивационной сферы, в виде нарушений отношения к себе и окружающему и в виде нарушения активности.

Данное обстоятельство определило цель и задачи нашего исследования, которые заключались в эмпирическом исследовании мировосприятия подростков, а также проведении сравнительного анализа особенностей мировосприятия здоровых подростков и подростков с хроническими соматическими заболеваниями;

Исследование проводилось на базе отдела дистанционного обучения детей ГБУ РМ «Центр Мониторинга, оценки качества образования» и МОУ СОШ № 40 г. Саранск. В исследование приняли участие 40 подростков, из которых 20 с хроническими соматическими заболеваниями (Группа 1) и 20 подростков без хронических соматических заболеваний (Группа 2) в возрасте 14-15 лет.

В исследовании использовались эмпирические методы: «Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонда; тест Куна «Кто я?» тест двадцати высказываний (М. Куна, Т. Макпортленд; модификация Т. В. Румянцевой) Для установления различий между подростками с хроническими соматическими заболеваниями и их здоровыми сверстниками использовались методы математической обработки данных (и - критерий Манна Уитни, F -критерий Фишера). Результаты исследования представлены в таблицах 1-8._

Г.А. Винокурова

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ .

Результаты по методике диагностики социально-психологической адаптации» Роджерса - Даймонда представлены в таблице 1. Для выявления особенности мировосприятия подростков двух групп, мы отобрали те показатели, которые позволят реализовать задачи нашего исследования.

Таблица 1 - Результаты исследования мировосприятия («Методика диагностики социально-психологической адаптации» Роджерса-Даймонда

Показатели 1 группа 2 группа Ц-критерий Манна-Уитни

Принятие себя - Непринятие себя 484,5 335,5 125,5*

Принятие других / Непринятие других 504 316 106**

Примечание: ** р < 0,01; * р < 0,05

Полученные результаты свидетельствуют о том, что подростки с хроническими соматическими заболеваниями в отличие от здоровых сверстников в полной мере не принимают себя и других. По данным показателям обнаружены значимые различия.

Результаты исследования мировосприятии подростков с помощью теста Куна «Кто Я?», представлены в таблиц! 2.

Таблица 2 - Результаты изучения отношения подростков к своей половой принадлежности

Группа 1 Группа 2 <р*эып

Есть эффект Нет эффекта Есть эффект Нет эффекта

прямого Нейтральное 2 (10%) 18(90%) 5 (25%) 15(75%) 1.274

Отчужденное (дистантное) 5 (25%) 15(75%) 1 (5%) 19 (95%) 1.885*

Эмоционально- 2 (10%) 18(90%) б (30%) 14 (70%) 1.629

Эмоционально -отрицательно е 6 (30%) 14 (70%) 2(10%) 18(90%) 1.629

Косвенное обозначение пола 5 (25%) 15(75%) б (30%) 14 (70%) 0354

Уровень ла 1 Группа 1 <р*ЭМП

рефлексии Есть эффект Нет эффекта Есть эффект Нет эффекта

Низкий уровень 12 (60%) 8 (40%) 8 (40%) 12 (60%) 1274

Очень высокий уровень 8 (40%) 12 (60%) 12 (60%) 8 (40%) 1274

ственен высокий уровень рефлексии, чуть меньше испытуемых (40 %) - с низким уровнем. Среди подростков с соматическими заболеваниями низкий уровень развития рефлексии выявлен у 60%, высокий уровень ее развития показали 40%. Подростков. Результаты вычислений ф критерий Фишера (таблица 3) показали отсутствие различий в уровне развития рефлексии у подростков двух групп. Таким образом, в развитии рефлексии у здоровых подростков и подростков с соматическими заболеваниями прослеживаются общие возрастные тенденции.

В таблице 4, представлены результаты сравнительного анализа временной идентичности у здоровых подростков и с соматическими заболеваниями по ф -критерию Фишера.

Таблица 4 - Показатели временного аспекта идентичности у подростков

Временные рамки Груш та 1 Группа 2 <р*ЭМП

Есть эффект Нет эффекта Есть эффект Нет эффекта

Прошлое 8 (40%) 12 (60%) 6 (30%) 14 (70%) 0.664

Настоящее 3(15%) 17(85%) 12 (60%) 8 (40%) 3.09**

Будущее 9 (45%) 11 (55%) 2 (10%) 18(90%) 2.615**

Примечание: *1,64-р >0,05; **2,31-р >0,01

Подсчёт количественного и процентного соотношения подростков из 1 группы и 2 по формам обозначения пола позволяет определить уровень половой (гендерной) идентичности как части индивидуальной Я-концепции. По результатам таблицы 2, можно отметить, что 75 % подростков с заболеваниями используют прямое обозначение пола, 25 % - косвенное. Среди здоровых подростков прямое обозначение пола используют 70 %, косвенно обозначили свой пол 30 % здоровых подростков. При прямом обозначении пола нейтральное отношение к полу выявлено у 25 % здоровых подростков, в группе подростков с соматическими заболеваниями этот показатель равен 10 %; отчужденное отношение выявлено у 10 % здоровых подростков и 25 % с соматическими заболеваниями; эмоционально положительное отношение к своему полу выявлено у 30 % здоровых подростков и 10 % подросткам с соматическими заболеваниями, тогда как эмоционально-отрицательное отношение к полу свойственно 10 % подросткам без хронических заболеваний, в группе соматически больных испытуемых таких несколько больше и составляет 30 %.

Полученные в результате математической обработки результаты по ф критерию Фишера, показали различия (при р >0,05) по такой форме обозначения пола как отчужденное (дистантное). Данный факт может рассматриваться как признак критического отношения к своей половой идентичности, внутреннее неблагополучие в отношении себя и своего пола у подростков с хроническими соматическими заболеваниями.

В таблице 3 представлены результаты сравнительного анализа развития рефлексии по тесту Куна «Кто Я?».

Таблица 3 - Показатели развития рефлексии у подростков

Примечание: *1,64-р >0,05; **2,31-р >0,01 Результаты анализа таблицы 4, показало, что 45 % подростков с соматическими заболеваниями ориентированы на будущее, на настоящее ориентированы 15% подростков, наряду с этим 40 % соматически больных подростков ориентируются на прошлое. Среди их здоровых сверстников 60 % ориентируются на настоящее время, значительно меньше здоровых подростков ориентируются на прошлое 30 %, наименьшее количество здоровых подростков (10 %) ориентируется на будущее. Для установления достоверных различий, мы провели сравнительный анализ полученных результатов временной идентичности по ф- критерию Фишера, который показал наличие значимых различий по таким показателям временной идентичности как «ориентация на настоящее» и «будущее».

В таблице 5 представлены результаты сравнительного анализа личностной идентичности по основным сферам жизни здоровых подростков и подростков с соматическими заболеваниями.

Таблица 5 - Показатели личностной идентичности подростков по сферам жизни

С фер а жизни подр о стка Группа 1 Группа 2 <р*ЭЫП

Есть эффект Нет эффекта Есть эффект Нет эффекта

С емья (родственные, детско-родительские и супружеские отношения, соответствующие роли) 8 (40%) 12 (60%) 2 (10%) 18(90%) 2293*

Работа (деловые профессиональные роли) 0 (0%) 20 (100%) 0 (0%) 20(100%) 0

Учеба (потребностьи необходимость получения новых знаний, способность меняться) 6 (30%) 14 (70%) 7 (35%) 13 (65%) 0338

Досуг (структурирование времени, ресурсы, интересы) 1 (5%) 19 (95%) 4 (20%) 16 (80%) 1.505

С фер а интимно-личностных отношений (дружеские и 1 (5%) 19 (95%) 3 (15%) 17 (85%) 1.055

Отдых (ресурсы, здоровье) 4 (20%) 16 (80%) 4 (20%) 16 (80%) 0

Примечание: *1,64-р >0,05; **2,31-р >0,01 Результаты изучения рефлексии, показали, что 60 % подросткам, не имеющих нарушений здоровья, свой-

Примечание: *1,64-р >0,05; **2,31-р >0,01 Результаты, представленные в таблице 5, показали, что 30 % подростков с соматическими заболеванием и 35 % здоровых подростка иденфицируются через сферу учебы (потребность и необходимость получения новых знаний, способность меняться); через сферу «досуг» идентифицируются 20 % здоровых подростков и 5 % с соматическими заболеваниями; для 15 % здоровых подростков важной сферой идентификации является сфера интимно-личностных отношений (дружеские и любовные отношения), тогда как данная сфера является важной только для 5 % подростков с хроническими соматическими заболеваниями, наряду с этим для данной группы подростков наиболее значимой сферой является семья - 40 % подростков с соматическими заболеваниями иденфицируются через семью, родственные и детско-родительские отношения. С целью установления различий между выборками нами использовался ф критерий

Г. А. Винокурова

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ ...

Фишера. Полученные результаты показали значимые различия (при р >0,05) по сфере идентичности «семья».

В таблицах 6 и 7 представлены результаты сравнительного анализа соответствия валентности идентичности (преобладающий эмоционально-оценочный тон идентификационных характеристик в самоописании человека) и самооценки здоровых подростков и подростков с хроническими соматическими заболеваниями.

Таблица 6 - Показатели валентности идентичности подростков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

идентичности Группа 1 Группа 2 <р*эмп.

Есть э ффект Нет эффекта Есть эффект Нет эффекта

Негативная 5(25%) 15(75%) 2(10%) 18(90%) 1.274

Нейтральная 7(35%) 13(65%) 5(25%) 15(75%) 0.69В

Позитивная 4 (20%) 16(80%) 9(45%) 11(55%) 1.72*

Завышенная 4 (20%) 16(80%) 4 (20%) 16(80%) 0

Примечание: *1,64-р >0,05; **2,31-р >0,01

Результаты изучения валентности идентичности здоровых подростков и соматическим заболеванием показали, что негативная валентность идентичности выявлена у 25 % подростков с соматическими заболеваниями и 10 % здоровых подростков, нейтральная идентичность свойственна 35 % подросткам из первой группы и 25 % - из второй группы, позитивная идентичность выявлена у 45 % подростков без соматических заболеваний и у 20 % подростков с хроническими соматическими заболеваниями, завышенная валентная идентичность выявлена в равной степени у подростков с заболеваниями и здоровых подростков - по 20 % соответственно и в той и другой группе. Математическая обработка данных с помощью ф критерия Фишера показала наличие значимых различий между подростками первой и второй группы по показателю «позитивная валентность идентичности».

Таблица 7 - Показатели самооценки подростков

Виды самооценки Группа 1 Группа 2 <р*эмг

Есть эффект Нетэффекга Естьэффекг Нетэффекга

Неадекватно-заниженная 7(35%) 13(65%) 4(20%) 16(80%) 1.072

Неустойчивая 8 (40%) 12(60%) 5(25%) 15(75%) 1.018

Адекватная 3(15%) 17(85%) 7(35%) 13(65%) 1.489

Неадекватно- 2(10%) 18(90%) 4(20%) 16(80%) 0.895

Примечание: *1,64-р >0,05 **2,31-р >0,01

Результаты изучения самооценки здоровых подростков и подростков с соматическими заболеваниями показали, что неадекватно-заниженная самооценка свойственна 20 % подросткам с нормальным развитием и 35 % с соматическими заболеваниями, неустойчивая самооценка характерна 25 % здоровым подросткам и 40 % с соматическими заболеваниями, адекватная самооценка выявлена у 35 % здоровых подростков и только у 15 % подростков с соматическими заболеваниями, 20 % подростков без заболеваний показали неадекватно-заниженную самооценку, среди подростков с соматических заболеваний таких оказалось 10 %. Обработка полученных данных с помощью ф-критерия Фишера показала отсутствие значимых различий между подростками по показателю «самооценка».

Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить особенности мировосприятия подростков с хроническими соматическими заболеваниями и сформулировать следующие выводы:

- у подростков с хроническими соматическими заболеваниями, в отличие от здоровых сверстников, существуют проблемы как в принятии себя, так и других людей (они в полной мере не принимают себя и других); им свойственно эмоционально-отрицательное и отчужденное (дистантное) отношение к своей половой принадлежности, что может рассматриваться как признак критического отношения к своей половой идентичности, внутреннее неблагополучие в отношении себя, своего пола;

- подростки с хроническими соматическими заболеваниями в большей степени ориентируются на будущее, в то время как подростки без соматических заболеваний - на настоящее;

- подростки с соматическими заболеваниями и их

здоровые сверстники идентифицируются прежде всего через «Физическое Я» и «Деятельное Я», что является характерным для данного возрастного этапа. Подростки, как с соматическими заболеваниями, так и здоровые подростки, указывают субъективные описания своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный), так же описывают свои физические данные и описание внешности, однако подростки с соматическими заболеваниями, в отличие от здоровых сверстников, указывают на болезненные проявления («у меня больное сердце»), а в описании деятельности, указывали кружки, которые любят посещать, дела, которыми любят заниматься. Их здоровые сверстники чаще идентифицируются через дружбу и друзей, а так же через восприятие себя членами группы и в процессе общения;

- в развитии рефлексии прослеживаются общие возрастные тенденции у здоровых подростков и подростков с соматическими заболеваниями (происходит становление рефлексии);

- важной сферой идентификации, как здоровых подростков, так и подростков с наличием соматических заболеваний, является учеба, наряду с этим для подростков с хроническими соматическими заболеваниями первой по значимости является семья;

- у подростков как с хроническими соматическими заболеваниями, так и здоровых подростков, имеют место все виды валентности идентичности, однако у здоровых подростков преобладает позитивный эмоционально-оценочный тон идентификационных характеристик в самоописании, тогда как среди их сверстников с хроническими соматическими заболеваниями несколько больше подростков с нейтральным и негативным оценочным тоном в самоописании. Наличие позитивной валентности может выступать признаком адаптивного состояния идентичности, так как связано с настойчивостью в достижении цели, точностью, ответственностью, деловой направленностью, социальной смелостью, активностью, уверенностью в себе. Остальные виды валентности характеризуют неадаптивное состояние идентичности;

- у подростков с соматическими заболеваниями, также как и у здоровых подростков самооценка находится в стадии становления (втречаются различные виды самооценки), наряду с этим наблюдается тенденция к неадекватно-заниженной и неустойчивой самооценке у подростков с хроническими соматическими заболеваниями.

Таким образом, установлено, что у подростков с хроническими соматическими заболеваниями имеются как возрастные, характерные для подросткового возраста, так и специфические особенности мировосприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баева И. А. Особенности мировосприятия в молодежной субкультуре // Мировосприятие и образ жизни / Под научн. ред. Ю. Н. Кулюткина, С. В. Тарасова. СПб.: Образование-Культура, 2009. 656 с.

2. Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждения личности. М. : Изд-во МГУ, 1994. 138с.

3.3инченко В. П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания // Мир психологии. 1999. № 1. С. 97- 104.

4. Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М., 1983. С. 251-261.

5. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. : Питер, 2003. 512 с.

6. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва: Институт практической психологии, 2006. 304 с.

7. Тарасов С. В. Проблемы мировосприятия в современном образовании // Глобальное образование: педагогический поиск, находки, перспективы. СПб.: Речь, 2009. 362 с.

Г.А. Винокурова

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ ...

FEATURES WORLDVIEW ADOLESCENTS WITH CHRONIC PHYSICAL ILLNESS

© 2014

G.A. Vinokurova, candidate of psychological science, dean of the Faculty of Psychology and defectology, associate professor of the chair «Special and Applied Psychology»

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, (Russia)

Annotation: This article is devoted to a problem actual now - a problem of worldview of teenagers. Results of the conducted empirical research of features of worldview of teenagers are presented. Features of one of aspects of worldview of modern teenagers - perception of in comparative aspect reveal: healthy teenagers and teenagers with chronic somatic diseases.

Keywords: worldview; teenager; system of images; temporary identity, social roles, identification, chronic somatic diseases.

УДК 373.3

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

К КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА

© 2014

А.А. Выдренкова, магистрант, учитель начальных классов

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается формирование ценностного отношения младших школьников к культуре русского народа средствами музейной педагогики. Предложены формы образовательно-воспитательной работы, указаны принципы организации музейной деятельности. В статье представлен школьный курс «Славяне». Адресовано учителям начальных классов, работникам дополнительной системы образования, студентам педагогических специальностей разных ступеней образования.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младшие школьники, культура русского народа, музейная деятельность, государственные стандарты, формы организации образовательного процесса.

Формирование ценностного отношения подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях и стандартах.

В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей [1, с. 6]. Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для их усвоения, когда ребенок только начинает постигать новую систему отношений с окружающими людьми, включается в новые виды и формы деятельности.

Особое внимание к данному вопросу вызвано ухудшением морально-нравственной обстановки в обществе, подменой ценностей. Такие понятия как долг, честность, уважение уже утратили свое былое значение, а их место заняли эгоизм, безразличие, бездуховность, завышенная ориентация на материальные блага. Даже поздравляя одноклассника с днем рождения, младший школьник желает имениннику дорогую машину, красивый дом и высокую зарплату.

Задача формирования духовного опыта и ценностей может осуществляться посредством приобщения детей к культуре, быту, традициям своего народа.

Как известно, издавна детей в семье приучали к почитанию старших, прививали такие качества, как честность, забота о ближнем, любовь к труду. Обращение к своим истокам сегодня является залогом развития и укрепления будущего, так как именно современные дети в большей степени подвержены негативным социальным влияниям, происходящим в нашем обществе. Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины. Источником «живой» культуры, в настоящее время выступает музей, в котором собраны подлинные предметы старины, коллекции, исторические документы, выстроены содержательные экспозиции, все это создает особую атмосферу погружения в прошлое, дает возможность изведать тайны своей земли, понять, прочувствовать, пережить историю своего народа. Только человек, знающий свое прошлое, лучше ценит и настоящее. И в этом нам поможет музей. [2 с. 442]

Музейная область является центральным звеном му-

зейной педагогики, дисциплины, сформировавшейся на стыке психологии, педагогики и музееведения [2, с. 105].

Музейная педагогика имеет обширный запас форм образовательно-воспитательной работы. К основным относятся: лекция, экскурсия, консультация, научные чтения, кружки, студии, клуб, литературные вечера, киносеансы, концерты, встречи с интересными людьми, праздники, исторические игры, конкурсы и викторины. Помимо основных существуют также и нетрадиционные формы работы: урок-сказка; урок-сюрприз; исследование; изобретательство; анализ первоисточников и многое другое. Все эти мероприятия способствуют более глубокому знакомству с историей и культурой нашей родины, а также развивают познавательную активность, творческие способности, духовные потребности и интересы [3, с. 125].

Деятельность в условиях музея порождает единство словесно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства аудитории. Именно в музее информация приобретает наглядность, образность, способствует активизации воображения, визуального мышление, обогащает словарный запас, становится средством передачи культурного и духовного опыта [3, с. 177].

При организации музейной деятельности с младшими школьниками мы придерживались следующих принципов:

1. Осуществлять связь музейных занятий с темой урока, внеклассными мероприятиями, праздниками.

2. Использовать разнообразные приемы и формы музейной деятельности, включать игровые и творческие задания.

3. Учитывать развитие УУД в данном возрасте: памяти, внимания, мышления, так как преобладающим является наглядно-образное мышление, на основе которого формируется и абстрактно-логическое.

4. При проведении музейной экскурсии учитывать главенствующую роль зрительного восприятия.

5. Исторические факты, события должны излагаться на доступном для детей языке.

6. Между занятиями должна прослеживаться связь, опора на принцип от простого к сложному.

7. Необходимо формировать самостоятельность и творческую активность учеников.

Школьники 7-11 лет уже имеют определенные пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.