Особенности мирового опыта проектирования транспортно-пересадочного комплекса
Тахирай Гледьян
аспирант Московского Архитектурного Института (государственной академии), [email protected]
В связи с развитием инфраструктуры городов, изменением экономической ситуации и привычного уклада жизни населения в мире появились новые требования к вокзалам. Они трансформировались в транспортно-пересадочные узлы, объединяя железную дорогу, автобусные станции и автомагистрали. Современный транспортно-пересадочный комплекс — это не только средство удобной пересадки, а также место отдыха и пребывания горожан, высококачественная городская среда, общественное пространство в котором технологические и эстетические качества среды имеют сходную значимость с функциональными. Транспортно-пересадочный комплекс - это главный элемент системы городского общественного транспорта, который обеспечивает беспрепятственное и комфортное перераспределение пассажиропотоков по направлениям движения и между видами транспорта, а также это центральный общественный центр любого города. Многофункциональность ТПК обеспечивается возможностью транспортного обслуживания пассажиров с предоставлением различных видов услуг. Это центр социальной активности, включающий в себя здания, сооружения, транспортные устройства и открытые пространства, где осуществляется распределение пассажиропотоков и жителей города.
В данной статье описывается современная тенденция реконструкции вокзалов - преобразование их в транспортно-переса-дочные комплексы. Здесь также приведен обзор мировых проектов транспортно-пересадочных комплексов и особенностей их проектирования.
Ключевые слова: транспортно-пересадочный комплекс, общественное пространство, многофункциональный центр.
В связи с развитием инфраструктуры городов, изменением экономической ситуации и привычного уклада жизни населения в мире появились новые требования к вокзалам. Они трансформировались в транспортно-пе-ресадочные узлы, объединяя железную дорогу, автобусные станции и автомагистрали, а вокруг них стала активно развиваться коммерческая инфраструктура - гостиницы, торговые площади, офисные центры и т.д. Увеличение пассажиропотока требовало больших объемов площадей вокзальных пространств, а новый общественный запрос на дополнительный функционал коммерческой инфраструктуры и детальной работы по зонированию зданий стал предпосылками к появлению в начале XXI века популярной тенденции на реконструкцию вокзалов по всему миру в транспортно-пересадочные комплексы (ТПК).
В мире существует большое количество примеров формирования и совершенствования транспортно-пе-ресадочных комплексов, которые обеспечивают устойчивое развитие транспортной инфраструктуры. Учитывая современные тенденции урбанизации городов и уплотнения территорий, стоит отметить, что формирование ТПК является важной стратегической задачей. Современные ТПК органично вписываются в транспортные системы городов и становятся многофункциональными комплексами.
Транспортно-пересадочный комплекс - это главный элемент системы городского общественного транспорта, который обеспечивает беспрепятственное и комфортное перераспределение пассажиропотоков по направлениям движения и между видами транспорта, а также это центральный общественный центр любого города. Многофункциональность ТПК обеспечивается возможностью транспортного обслуживания пассажиров с предоставлением различных видов услуг. Это центр социальной активности, включающий в себя здания, сооружения, транспортные устройства и открытые пространства, где осуществляется распределение пассажиропотоков и жителей города.
Далее рассмотрим ряд ТПК некоторых стран мира.
Центральный вокзал Роттердама — один из важнейших транспортных узлов Нидерландов. Терминал общественного транспорта обслуживает 110000 пассажиров в день. Пассажирский терминал представляет собой национальный и международный узел, соединяющий поезда, трамваи, автобусы и метро. Эспланада перед вокзалом представляет собой сплошное общественное пространство. Под площадью расположены автопарковка на 750 автомобилей и навес на 5200 велосипедов. Трамвайная остановка перенесена на восточную сторону станции, поэтому платформы расширяют площадь. Автобус, трамвай, такси и площадка для краткосрочной парковки интегрированы в существующую городскую ткань и не создают барьеров. Пешеходные и велосипедные маршруты приятны и безопасны, а прибывающие
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м м
сч сч о сч
о ш Ш X
3
<
m о х
X
путешественники теперь имеют достойный въезд в город, свободный от пробок. Терминал общественного транспорта спроектирован так, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно в разных зонах вокзала. Он включает в себя коммерческие помещения, холл, рестораны и офисы. В просторном вестибюле удобно расположены функции обслуживания пассажиров. Здесь есть туристическая информация, информационный пункт, магазин для путешественников, автоматы по продаже билетов и другие коммерческие функции.
Станция Нёррепорт в Копенгагене — самый загруженный транспортный узел Дании. Первоначально он был основан в 1916 году, модернизирован в 1934 году и нуждался в капитальном ремонте в 2012 году. Сейч вокзал в центре Копенгагена превратился в открытое и доступное городское пространство с четким акцентом на потребности пешеходов и велосипедистов. Дизайн и планировка зданий и велопарковок на привокзальной площади основаны на изучении потоков пешеходов с окружающих дорог и через привокзальную площадь или вниз по лестнице на станцию. Привокзальная площадь была спроектирована как продолжение «этажа» города, и был обеспечен прямой пешеходный доступ из прилегающих пешеходных зон к данной площади, а автомобильное движение было перенаправлено, оставив только одну транспортную артерию к северу от станции.
Аэропорт Эйндховена в Нидерландах был подвержен реконструкции для увеличения пассажиропотока. Новая площадь здания состоит из новой входной зоны площадью 2000 м2 с дополнительными магазинами, барами и ресторанами на первом этаже, увеличенным залом прибытия площадью 2700 м2 и офисами площадью 2700 м2 на первом этаже. Здесь также появился 8-этажный отель, который предлагает 120 гостиничных номеров, бар, зал для завтраков и фитнес-центр. В здании терминала также есть ресторан и конференц-залы. Как и первое здание аэровокзала, пристройка и новый отель отличаются функциональностью и прозрачностью. Входная зона была расширена и предлагает как коммерческие помещения, так и пространство для вестибюля отеля со стойкой регистрации и доступом к лифтам и лестницам. Отель представляет собой уединенное здание над залом вылета. Форма и расположение отеля создают точку ориентации и символический характер для нового ансамбля аэропорта Эйндховена, сохраняя при этом существующие качества, такие как простота ориентации и четкая логистика.
Новый автовокзал Bus Station Tilburg является частью масштабной реконструкции Тилбургского узла общественного транспорта. Он полностью адаптирован к комфорту путешественников, а также к четкому транспортному потоку. Объект расположен на западной стороне железнодорожного вокзала, примерно в том месте, где также располагалась бывшая автобусная станция. Сооружение образует треугольный контур длиной более 160 метров с открытым пространством в центре. Парковки автобусов расположены по внешней стороне -шесть для посадки и один для высадки. В центре каждого сегмента находятся зеленые насаждения, окруженные площадкой для отдыха путешественников. На широком конце трассы в центре дополнительно находится павильон. Здесь расположена столовая для водителей автобусов, пункт обслуживания общественного транспорта и торговое помещение, а также к этому коммерческому пространству примыкает приподнятая терраса.
Станция Tama Plaza — это транспортный комплекс, расположенный в центре коммерческого центра Тама, муниципалитета на юго-западе Токио. Многофункциональный центр представляет собой проект, ориентированный на транзит, коммерческий узел с высокой плотностью движения, который предлагает приоритет пешеходного доступа, различные коммерческие и транзитные услуги и сосредоточен вокруг железнодорожного вокзала.
Пассажирский транспортный узел Дацинского шоссе находится на пересечении Сенчури-авеню и улицы Лунфэн. Его главное здание состоит из трехэтажного здания вокзала и четырнадцатиэтажного информационного центра, они гармонично соединены между собой. Общая площадь застройки проекта составляет почти 30000 квадратных метров, проект был разработан в начале 2009 года и завершен в конце 2010 года. Здание пассажирского транспорта выполнено в основном из стальной конструкции и частично из бетонных элементов. Стальная конструкция позволяет получить сложную форму фасада и большепролетную крышу. А сталь в сочетании с бетоном поддерживает формирование стабильной структурной системы.
Комплексный проект пассажирского терминала аэропорта Загреба им. Франьо Тудмана представлен как часть новой зоны Airport City, предназначенной для будущего развития столичного Загреба. Помимо продуманного функционального позиционирования в пространстве, новый терминал доминирует и в планировочном плане. В плане аэровокзала терминал, несмотря на свои размеры, имеет простую и удобочитаемую архитектуру, состоящую из продолговатого тракта коммуникационных переходов со стоянками самолетов и центрального здания, в котором размещены все остальные функции. Основной объем почти квадратного плана (137,5 х 131,1 м), протянувшийся на четыре этажа, заполнен стойками регистрации, общественными помещениями, а также множеством подсобных помещений и зоной контроля безопасности. В продольной части терминала находятся коммерческие функции и островки залов ожидания, из которых через восемь гибких мостов осуществляется управление посадкой.
Транспортный узел в Солец-Куявски, завершенный в июне 2016 года, является частью BiT City — современной сети высокоскоростных железных дорог, соединяющей две столицы Куявско-Поморского региона в Польше: Быдгощ и Торунь. Хаб, расположенный примерно посередине расстояния между двумя городами, стал последним этапом строительства данной сети. Дизайн, предложенный RYSY Architekci, был обусловлен существующим ландшафтом. Основная идея проекта заключалась в том, чтобы охватить место и его функции (автовокзал, железнодорожные платформы, пункт обслуживания путешественников) под одной единой крышей. Кроме того, наклон железнодорожных путей был преобразован в амфитеатр и общественное пространство с зеленью и сиденьями, что создает привлекательный вид с площади, расположенной перед центром. Стоянки для велосипедов и общественные санузлы были спрятаны в изломе склона с доступом с автовокзалов и железнодорожных платформ. Транспортный узел Солец-Куявски благодаря своей простой и легкой форме не перегружает город. Он хорошо подходит для данной территории, поскольку не доминирует над ней. Благодаря новой адаптации склона к использованию путешественниками, обустройству зелени и четкой форме
всех комплексов, хаб превратился в городскую площадь, общественное пространство не только для пассажиров, но и для прохожих.
На сегодняшний день существует уже значительно большое количество примеров мирового опыта по разработке предложений развития и реконструкции вокзалов и ТПУ, чтобы модифицировать их в многофункциональные транспортно-пересадочные комплексы. В основном, в местах пересечения городского рельсового транспорта с другими видами общественного пассажирского транспорта формируются современные и многофункциональные транспортно-пересадочные комплексы. Наличие большого количества магазинов, кафе, ресторанов, офисов, автопарковок, разных центров сервисного обслуживания делает транспортно-пересадоч-ные комплексы привлекательным для пассажиров и жителей городов не только с точки зрения обеспечения транспортных услуг, но и с точки зрения общественно-социального обслуживания.
Современный транспортно-пересадочный комплекс — это не только средство удобной пересадки, а также место отдыха и пребывания горожан, высококачественная городская среда, общественное пространство в котором технологические и эстетические качества среды имеют сходную значимость с функциональными.
Литература
1. Евреенова Н.Ю. Современные тенденции формирования транспортно-пересадочных узлов за рубежом // Труды научнопрактической конференции «Не деля науки 2014», «Наука МИИТа транспорту». В 2х частях. Часть 2. М.: МИИТ, 2014. С. IV87IV88.
2. Степура М.Г. Характерные тенденции формирования и развития транспортно-общественных центров // Архитектура: сб. науч. трудов. 2008. № 1. С. 6972.
3. Савельева Л.В., Янкина А.А., Калинина Н.С. Анализ современного опыта проектирования транспортно-пересадочных комплексов // Инновации и инвестиции №2. - 2019. - С. 348-354.
Features of the world experience in designing a transport interchange
complex Gledjan Tahiraj
Moscow Architectural Institute (state academy)
JEL classification: L61, L74, R53_
In connection with the development of the infrastructure of cities, the change in the economic situation and the habitual way of life of the population in the world, new requirements for railway stations have appeared. They transformed into transport interchange hubs, combining the railway, bus stations and highways. A modern transport interchange complex is not only a means of convenient transfer, but also a place of rest and stay for citizens, a high-quality urban environment, a public space in which the technological and aesthetic qualities of the environment are of similar importance to functional ones. The transport interchange complex is the main element of the urban public transport system, which provides an unhindered and comfortable redistribution of passenger traffic along the directions of movement and between modes of transport, and it is also the central public center of any city. The multifunctionality of the TPK is provided by the possibility of transport services for passengers with the provision of various types of services. This is a center of social activity, which includes buildings, structures, transport devices and open spaces, where the distribution of passenger flows and residents of the city is carried out.
This article describes the current trend in the reconstruction of railway stations - their transformation into transport interchange complexes. It also provides an overview of the world projects of transport interchange complexes and features of their design.
Keywords: transport and interchange complex, public space, multifunctional center.
References
1. Evreenova N.Yu. Modern trends in the formation of transport hubs abroad
// Proceedings of the scientific and practical conference "Science Week 2014", "Science of MIIT Transport". In 2 parts. Part 2. M.: MIIT, 2014. S. IV87IV88.
2. Stepura M.G. Characteristic trends in the formation and development of
transport and public centers // Architecture: coll. scientific works. 2008. No. 1. S. 6972.
3. Savelyeva L.V., Yankina A.A., Kalinina N.S. Analysis of modern experience
in designing transport interchange complexes // L.V. Savelyeva, A.A. Yankina, N.S. Kalinin. Innovation and investment #2. - 2019. - S. 348354.
X X
о го А с.
X
го m
о
to о to to