Научная статья на тему 'Особенности мирового фармацевтического рынка и проблемы его освоения российскими компаниями'

Особенности мирового фармацевтического рынка и проблемы его освоения российскими компаниями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3610
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЕАЭС / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ЭКСПОРТ / ЕДИНЫЙ РЫНОК ЕАЭС / PHARMACEUTICAL MARKET / PHARMACEUTICAL INDUSTRY / EURASIAN ECONOMIC UNION / EEU / PHARMACEUTICAL EXPORTS / THE SINGLE MARKET OF EEU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапир Елена Владимировна, Карачев Игорь Андреевич

В статье исследуются современные особенности развития мирового фармацевтического рынка с позиций поиска возможностей активного включения в этот рынок российских фармацевтических предприятий. Сформулированы следующие особенности: высокая объемная и структурная динамичность глобального фармрынка; трансформация его сегментной картины; рост эффективности процессов открытия, разработки новых лекарств; экстернализация и альянсы фармкомпаний. Доказано, что инновационный сценарий развития фармацевтической отрасли, предполагающий постепенное включение российских компаний в мировой фармацевтический рынок, опирается на создание современного единого фармацевтического рынка ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the global pharmaceutical market and the problems of its exploration by Russia's companies

The article examines the modern features of the global pharmaceutical market development in terms of searching the growth opportunities for Russia's pharmaceutical companies on this market. The authors distinguished the following features: high volumetric and structural dynamics of the global pharmaceutical market; transformation of its segment picture; increase in the efficiency of the discovery process and development of new drugs; externalization and alliances of pharmaceutical companies. Besides, it has been proved that the innovation scenario of the pharmaceutical industry development, associated with the gradual inclusion of Russian companies into the global pharmaceutical market, is based primarily on the creation of the modern in all respects single pharmaceutical market of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «Особенности мирового фармацевтического рынка и проблемы его освоения российскими компаниями»

Особенности мирового фармацевтического рынка и проблемы его освоения российскими

компаниями*

УДК 339.146 (100) Е.В. Сапир,

ББК 65.422.5 (0) доктор экономических наук, профессор, Ярославский государственный С-192 университет имени П.Г. Демидова, кафедра мировой экономики и стати-

стики - заведующая; И.А. Карачев,

Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, кафедра мировой экономики и статистики - аспирант

Аннотация

В статье исследуются современные особенности развития мирового фармацевтического рынка с позиций поиска возможностей активного включения в этот рынок российских фармацевтических предприятий. Сформулированы следующие особенности:высокая объемная и структурная динамичность глобального фармрынка; трансформация его сегментной картины; рост эффективности процессов открытия, разработки новых лекарств; экстернализация и альянсы фармкомпаний. Доказано, что инновационный сценарий развития фармацевтической отрасли, предполагающий постепенное включение российских компаний в мировой фармацевтический рынок, опирается на создание современного единого фармацевтического рынка ЕАЭС.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, фармацевтическая промышленность, ЕАЭС, фармацевтический экспорт, единый рынок ЕАЭС.

Features of the global pharmaceutical market and the problems of its exploration by Russia's companies

E. V. Sapir,

Doctor of Economic Sciences, professor, P.G.Demidov Yaroslavl State University, Department of world economy and statistics - the head,

I.A. Karachev, P.G.Demidov Yaroslavl State University, Department of world economy and statistics - Postgraduate student

Abstract

The article examines the modern features of the global pharmaceutical market development in terms of searching the growth opportunities for Russia's pharmaceutical companies on this market. The authors distinguished the following features: high volumetric and structural

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Модель интегрирования российского региона в мировую хозяйственную сферу через развитие и адаптацию новых организационных структур», № 15-32-01043

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

97 Q

dynamics of the global pharmaceutical market; transformation of its segment picture; increase in the efficiency of the discovery process and development of new drugs; externalization and alliances of pharmaceutical companies. Besides, it has been proved that the innovation scenario of the pharmaceutical industry development, associated with the gradual inclusion of Russian companies into the global pharmaceutical market, is based primarily on the creation of the modern in all respects single pharmaceutical market of the Eurasian Economic Union.

Keywords: pharmaceutical market, pharmaceutical industry, the Eurasian Economic Union (EEU), pharmaceutical exports, the single market of EEU.

Фармацевтическая промышленность относится, как известно, к числу ведущих высокотехнологичных отраслей, определяющих во многом инновационную и стратегическую безопасность современного государства. Неслучайно в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» подчеркнуто, что «в целях противодействия угрозам экономической безопасности государство... реализует социально-экономическую политику, предусматривающую. снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции, ускоренное развитие агропромышленного комплекса и фармацевтической промышленности»1. Главными же стратегическими угрозами национальной безопасности России в области экономики являются низкая конкурентоспособность, высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры и отставание в разработке и внедрении перспективных технологий2.

В этой связи особую актуальность приобретает анализ мирового фармацевтического рынка с позиций поиска возможностей для его освоения российскими фарм-предприятиями-участниками ВЭД. Многие теоретики и практики бизнеса скептически оценивают возможности отечественных фармацевтических компаний по участию на равных в конкурентной борьбе с лидерами мировой фарминдустрии. Но, возможно, стоит присмотреться к вопросу более внимательно и непредвзято и попытаться выяснить всё-таки, есть ли шанс у российских производителей лекарств. Настолько ли безнадёжно положение, как его рисуют пессимисты? И если шанс всё-таки есть, то как быстро можно его реализовать? И что надо сделать для выхода на международный фармрынок современного мирового уровня? В каком направлении следует двигаться российской фармации, чтобы выйти на мировые стандарты производства и поставки лекарств? Ибо, какой бы тяжелой ни казалась ситуация, ничего не пытаться делать - это всегда худший из вариантов развития событий. В статье сделана попытка найти ответы хотя бы на некоторые из постав-

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. Электронный ресурс. - Режим доступа: www.pravo.gov.ru

2 Там же.

^ 98

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

ленных вопросов. Проведенное исследование основных тенденций, специфики и перспектив мирового фармацевтического рынка и евразийской экономической интеграции позволило сформулировать ряд особенностей, критически влияющих на формирование и рост экспортного потенциала российских предприятий.

Первой особенностьюи одновременно шансом, который следует учитывать при разработке экспортной стратегии отечественным фармкомпаниям, является высокая объемная и структурная динамичность глобального фармацевтического рынка, развитие которого характеризуется высоким приростом объемов производства и высоким уровнем рентабельности (см. рисунок 1).

Исходя из данных, представленных на рисунке 1, мы можем наблюдать в рассматриваемый период общую повышательную тенденцию для объемов мирового фармацевтического рынка. Интересно, что стабильность рынка сохраняется уже в течение многих лет подряд: даже турбулентные процессы кризисного 2008 года снизили темпы роста производства лишь на 1 процентный пункт3. Неэластичность спроса на лекарственные препараты легко объяснить, принимая во внимание сложный характер взаимосвязей, которые определяют картину заболеваемости населения, и правильно соотносить ее с различными уровнями воздействия лекарств4.

Рисунок 1

Динамика объемов производства на мировом фармацевтическом рынке в период

2007-2015 гг.5

2007 ;ооа ;оо9 :ою ;ои ;on ioi3 ;oi-i ;oi?

Обыэч мирового фирьюцев л пеского ¡ч .п кп, мч|>д допп США ■ * Темп роста," а

3 Так за период 1985 - 2015 гг. общемировой объем продаж на этом рынке возрос более чем в 12 раз: с 90 до 1 120 млрд долл. США.

4 Зязева Н.Н. Современное состояние, условия и перспективы развития мирового фармацевтического рынка // Российский внешнеэкономический вестник. № 12. 2015. С. 119.

5 Составленоавтораминаоснове: Total Unaudited and Audited Global Pharmaceutical Market 2005 - 2014. - IMS Health, 2015. Электронныйресурс. - Режим доступа: https://www. imshealth.com/files /web/Corporate/News/Top-Line%20Market%20Data/2014/World% 20fig-ures%202014.pdf

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

99 Q

Замедление темпов роста объемов производства на мировом фармацевтическом рынке в период с 2009 по 2012 гг. объясняется рекордными уровнями потерь эксклюзивности для крупных брендовых продуктов6, отсутствием новых топ-селлеров, вялым освоением инновационных лекарств, снижением темпов утверждения новых продуктов, политикой секвестрования расходов правительствами большинства развитых стран. Динамика экспортных потоков глобальной фармацевтической промышленности представлена на рисунке 2, изменение географической структуры экспорта фармацевтической продукции представлено на рис. 3 и 4.

Рисунок 2

Динамика объемов экспорта на мировом фармацевтическом рынке в период

2007-2015 гг.7

Превалирующую долю рынка занимают развитые страны.Выделяются три основных сегмента (см. рисунок 5): страны Западной Европы;Северная Америка;фармеджинговые страны (Россия, Китай, Бразилия, Индия).

6 Патентный обвал, пик которого приходился на 2011 год.

7 Составлено авторами на основе: UNCTADStatistics (официальные статистические данные Конференции ООН по торговле и развитию). Электронный ресурс. - Режим доступа: http://unctad.org/en/Pages/Statistics.aspx

^ 100

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

Рисунок 3

Географическая структура экспорта фарминдустрии по основным группам стран в 2007 г.

Рисунок 4

Географическая структура экспорта фарминдустрии по основным группам стран в 2015 г.

*UJ о*

O.JJ^ii

■ РвЗВНВаКИЦНКЯ страны и Страны i пер сходной эконом] осой □ Рот витые страны

■ РкИННЮЩНеСЯ играны

■ Страны с nqi ex одной ЭКОНОМИКСА РРлпБнтые етряы

Основными факторами доминирования на рынке сегодня являются:

□ значительные вложения в R&D новых лекарственных средств;

□ внедрение кастомизированных подходов в лечении на основе новейших достижений в области геномики, биостатистики, информатики и медицинской химии; создание гибких производственных ячеек-трансформеров, способных быстро перепрофилировать производство и обеспечивать его масштабность;

□ переход к уникальному производству персонифицированных лекарств, что позволяет практически устранить конкуренцию со стороны дженериковых препаратов;

□ полный перевод производства на стандарты GMP.

Лидером по объему экспорта фармацевтической продукции является Германия, производство которой развивается по типичной модели развитых стран - большое значение уделяется новым исследованиям и разработкам8. Второе место в рейтинге стран по экспорту фармацевтической продукции в 2015 году занимает Швейцария. США, несмотря на масштабный перенос производства в другие страны, по-прежнему продолжают играть важную роль на мировом фармрынке. При этом необходимо отметить, что лидером в области экспорта фарминдустрия США не является, поскольку государственная политика нацелена в первую очередь на обеспечение потребностей и качества собственного здравоохранения.

8 В 2015 году в НИОКР в области фармацевтики в этой стране было инвестировано около 10,5 млрд долл.

8 - 2016 Российский внешнеэкономический вестник I I

Рисунок 5

Изменение территориального распределения объемов экспорта мирового фармацевтического рынка за период 2007-2015 гг.

Экспорт фармеджинговых стран за исследуемый период возрос почти в 3 раза с 11,6 до 33,2 млрд долл. США. Основными факторами, повлиявшими на рост Фарминдустрии в этих странах, стали: увеличение доли производства дженерико-вых препаратов; активизация деятельности в области исследований и разработок новых субстанций; рост экспорта композитов (форм лекарственных препаратов).

Второй особенностьюявляется новая сегментная картина мирового фармацевтического рынка. При анализе товарной структуры экспорта,как правило, анализируются три группы препаратов: оригинальные или инновационные лекарственные средства, брендированныедженерики и небрендированныедженерики. Изменение доли экспорта данных групп представлено на рисунках 6 и 7. На протяжении всего рассматриваемого периода по объему продаж лидировали оригинальные лекарственные средства (доля более 65%). Однако отметим общий негативный тренд для данной группы препаратов (снижение за период 2007-2015 гг. на 11,7 п.п.). Наоборот, для группы дженериков характерна тенденция к росту продаж (на 6,7 п.п. для небрендированныхдженериков и на 4,9 п.п. для бренд-дженериков).

^ 102

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

Рисунок 6

Структура мирового экспорта фармацевтической промышленности по основным товарным сегментам в стоимостном выражении за период 2007-2015 гг.

Серьезно сокращается в объемах продаж доля оригинальных препаратов, однако, это падение объясняется фокусировкой компаний из развитых стран на производстве кастомизированных лекарств для небольших генетически близких групп населения и полностью компенсируется ростом цен. Также снижение в натуральном выражении характерно и для товарного сегмента брендированных дженери-ков (они не выдерживают возросшей конкуренции со стороны небрендированных аналогов).

Совмещение географических и товарных сегментов позволяет сделать вывод о том, что в развитых странах в процентном отношении в объеме потребления лидируют оригинальные лекарственные препараты (2011 г.: 73%; 2015 г.: 69%), но их доля незначительно сокращается за счет увеличении доли дженериков (2011 г.: 14%; 2015 г.: 18%).9 Для развивающихся рынков характерна обратная тенденция с превалированием дженериков, доля которых возрастает (2011 г.: 57%; 2015 г.: 65%) и снижением объемов потребления инновационных препаратов (2011 г.: 30%; 2015 г.: 24 %). Такие тенденции можно объяснить постепенным смещением географического баланса мирового фармацевтического рынка - и, в конечном счете, его научно-исследовательской базы - от развитых к развивающимся странам.

9 Nalimov P. A., Rudenko D. Y., Skripnuk D. F. Big Pharma: Trick or Treat for Global Health // Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6. No 1. 2015.p. 220.

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

103 Q

Рисунок 7

Структура мирового экспорта фармацевтической промышленности по основным товарным сегментам в натуральном выражении за период 2007-2015 гг.

Рисунок 8

Динамика совокупных расходов на исследования и разработки в мире и США за

период 2007-2015 гг.10

10 Составленоавтораминаоснове: World Preview 2015, Outlook to 2020 / EvaluatePharma. 8thEdition - June 2015. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://info.evaluategroup. com/rs/607-YGS-364/images/wp15.pdf

^ 104

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

Третьей особенностью мирового фармацевтического рынка является рост эффективности процессов открытия, разработки и обращения новых видов лекарств (см. рисунок 8).

Анализ данных позволяет сделать вывод о стабильности инвестируемых средств на исследования и разработку новых видов лекарственных препаратов (от 120 до 141 млрд долл. за период 2007-2015 гг.). Следует отметить, что на динамике вложений в НИОКР практически не отражаются колебания мировой экономики в период кризисов. Доля США в исследуемый период по данному показателю колеблется в пределах от 36 до 40%, что позволяет говорить о непререкаемом лидерстве страны в проведении инновационных исследований. В настоящее время стоимость разработки нового препарата составляет в среднем 2,5 млрд долларов США по сравнению с 138 млн долларов США в 1975 году. Это восемнадцатикратное увеличение отражает различные технические, нормативные и экономические проблемы, стоящие перед сферой научных исследований. Рост требований для получения нормативного утверждения лекарственного препарата увеличивает затраты на его разработку. При этом только 2 из 10 лекарств имеют выручку, сопоставимую или превосходящую вложенные затраты на исследования и разработки.

Затраты на исследования и разработки связаны, прежде всего, с созданием персонифицированных лекарственных препаратов, что воплощает в себе инновационный сценарий развития фармацевтического рынка. В Соединенных Штатах исследовательские инвестиции фармацевтических компаний росли последовательно в течение последних 15 лет, и более чем в два раза превысили расходы Национального института здравоохранения в 2014. Расходы на НИОКР фармацевтической промышленности также многократно выросли в Японии и странах ЕС. Однако в последнее время исследовательский сектор испытывает на себе серьезное воздействие фискальных мер жесткой экономии, введенных правительствами на большей части Европы с 2010 года11, что ведет к постепенному перемещению научно-исследовательской активности из Европы на быстро растущие рынки фармеджинговых государств.

Разработка новых видов лекарственных препаратов требует не только совершенствования научных знаний, но и модернизации всего процесса производства и реализации лекарств. Применение технологических инноваций в оказании медицинской помощи может помочь снизить расходы и повысить эффективность лечения. Новые разработки включают в себя умную одежду и датчики для отслеживания жизненно важных показателей, несоблюдения пациентами режима и процесса клинических испытаний; цифровые лекарства, такие как смарт-таблетки с

11 The Pharmaceutical Industry in Figures.Key Data - 2015.EFPIA (The European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations). Электронный ресурс. - Режим доступа^йр:// www.efpia.eu/uploads/Figures_2015_Key_data.pdf

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

105 Q

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

микрочипами; и новые системы доставки лекарственных средств.12 Правительство США выделило 20 млрд долл. в 2014-2015 гг. на финансирование программы по внедрению электронных медицинских карт среди пациентов и поставщиков медицинских услуг. Точно так же, обработка больших объемов данных (bigdata) и аналитика могут стимулировать возникновение новых идей и помочь фармкомпаниям улучшить качество своей продукции и работать более эффективно. Компании могут опираться на данные, чтобы понять существующие потребности медицины, а также определить целевые потребительские сегменты, которые могли бы извлечь максимальную пользу от терапии. Клинические и трансляционные возможности исследований могут способствовать развитию персональной геномной медицины, поддержать сравнительный анализ эффективности данной терапии в процессе ее применения в реальном мире, а также улучшить программы контроля заболева-ний13.

Четвертая особенность глобальной фарминдустрии - экстернализация и альянсы фармкомпаний посредством горизонтальной/вертикальной интеграции, создания трансграничных кластеров, а также региональных интегрированных рынков. Примером реализации инновационного сценария развития фармацевтической промышленности может служить сотрудничество транснациональных корпораций с индийскими фирмами в разработке новых лекарств. В частности, с 2013 года компания Пфайзер в партнерстве с компанией Ауробиндо ФАРМА занимается выпуском новых дженериковых препаратов. Шесть лидирующих фармкомпаний Индии сформировали альянс ЛАЗОР, чтобы разделять лучшие практики ведения бизнеса, и таким образом, улучшить эффективность продаж, сократить операционные расходы, расширить свое присутствие на внешних рынках.14

Фармацевтическая промышленность Канады состоит из экосистемы многонациональных и местных компаний, которые в условиях нестабильного внутреннего и внешнего рынка вынуждены прибегать к проведению сделок слияний и поглощений и интеграции в форме альянсов. В 2008 году в разгар патентного обвала и экономического спада на фармацевтические ТНК приходилось более 70% сделок по слияниям и поглощениям. В том же году в Канаде было зарегистрировано 36

12 В качестве примера последнего, крупная фармкомпания Новартис недавно объявила о партнерстве с Google, чтобы развивать интеллектуальные контактные линзы, которые могут неинвазивно отслеживать уровень глюкозы в крови через слезы и отправлять данные по беспроводной сети на мобильное устройство.

13 Global life sciences outlook: Adapting in an era of transformation. Deloitte. 2015. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/ Documents/Life-Sciences-Health-Care/gx-lshc-2015-life-sciences-report.pdf

14 IndianPharmaceuticalslndustryAnalysis. 2015. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.ibef.org/download/Pharmaceuticals-March-2015.pdf

^ 106

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

альянсов с участием фармацевтических компаний.15 Так, Генфарм, входивший в топ 10 лучших дженериковых корпораций в Канаде как часть Мерк Дженерикс, был приобретен корпорацией Милан. В этот же период канадская компания Апо-текс приобрела бельгийскую Топген И.С.В. в целях расширения доступа на Европейский рынок дженериков.

Шквал слияний и поглощений, совместных предприятий, стратегических альянсов, партнерств способствует дальнейшему расширению рынков Африки.16Последние примеры включают покупку Спимако (медицинского и фармацевтического производителя Саудовской Аравии) в 2011 году 50 % акций Ипфарма из Марокко; приобретение в 2013 году нескольких африканских фарм-компаний иорданским фармпроизводителемХикма; и совместные предприятия индийской фармкомпанииЦипла в Марокко, Алжире и ЮАР.Ярким примером трансграничного взаимодействия в фарма-медицинской сфере является европейский трансграничный кластер «Долина Медикон». В числе успешных трансграничных кластерных проектов следует выделить совместный проект Швейцарии, Германии и Франции - кластер биотехнологий «БиоДолина» (BioValleyBasel). Кластерная программа действует как один из самых больших биотехнологических регионов в Европе. Основная цель программы развития - объединить сильные биотехнологические компании Северо-Запада Швейцарии (регион вокруг Базеля), Южного Бадена (Германия) и Эльзаса (Франция).

Начало функционирования единого фармацевтического рынка Евразийского экономического союза в соответствии с Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 года было запланировано на 1 января 2016 года, но отложилось на год в связи с задержкой ратификации Соглашений Российской Федерацией.11 февраля 2016 года вступили в силу два Федеральных закона: «О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза» и «О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза» (Соглаше-ния).Вступление в силу названных федеральных законов имеет важное международное значение, поскольку дает старт единому фармацевтическому рынку.

Для всех участников рынка ЕАЭС единое фармацевтическое пространство будет означать как новые возможности за счет унификации норм и регулирования, так и новые вызовы, поскольку пока неурегулированным остается ряд вопросов:

15 Canada's Pharmaceutical Industry and Prospects / Manufacturing & Life Sciences Branch of Canada. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.ic.gc.ca/eic/site/lsg-pdsv.nsf/ vwapj /PharmaProfileFeb2014_Eng.pdf/$file/PharmaProfileFeb2014_Eng.pdf

16 Insights into Pharmaceuticals and Medical Products Africa: A Continent of Opportunity for Pharma and Patients / McKinsey & Company. 2015. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.mckinsey.com/insights/health_systems_and_services/africa_a_continent_of_oppor-tunity_for_pharma_and_patients

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

107 Q

переходный период регистрации лекарств, процедура определения взаимозаменяемости лекарственного препарата, возможность разного толкования норм регуляторами, возникновение новых антимонопольных рисков, которые необходимо своевременно оценить17. Обсуждается идея об одновременной регистрации препаратов во всех странах ЕАЭС. Важный ее элемент - гармонизация требований к досье препарата. Одно досье - единый для всех стран комплект документов - можно будет подавать в одной из стран. А далее оно последовательно рассматривается во всех заявленных странах. Если удастся выстроить процедуры так, что станет возможным получать решения в одни и те же установленные законодательством сроки в каждой из стран, то это станет большим шагом вперед.

Итак, инновационный сценарий развития фармацевтической отрасли, предполагающий постепенное включение российских компаний в мировой фармацевтический рынок, опирается в первую очередь на создание современного во всех отношениях единого фармацевтического рынка ЕАЭС. Единые подходы к регулированию обращения лекарственных средств в рамках ЕАЭС практически сформулированы. Они основаны на требованиях наилучших фармацевтических практик мира. Однако остаются следующие стратегические вопросы, требующие решения:

Во-первых, необходима реорганизация цепей поставок, обеспечивающих связь между лабораторией и целевым рынком. Радикальная перестройка цепи поставок должна основываться на ее фрагментации в зависимости от типа продукта и потребительского сегмента; она должна выступать средством маркетинговой дифференциации и источником добавленной стоимости, своеобразным двусторонним потоком со встречными информационными и продуктовыми потоками.

Во-вторых, внедрение кастомизированной терапии в развитых странах требует от фармацевтических компаний перестройки системы производства и сервиса через организацию гибких производственных ячеек-трансформеров. Данные ячейки позволяли бы оперативно вносить корректировки в производственный процесс, адаптируя его под заказы конкретных потребителей. Для такой масштабной реорганизации фармкомпаниям необходимо работать в альянсе с биотехнологическими компаниями, которые, как правило, первоначально разрабатывают и вводят новые технологии.

В-третьих, переход на разработки в области дорогой генной терапии, как наиболее перспективного сектора современной медицины, приводит к сужению для фармацевтических компаний целевых потребительских сегментов и соответственно к снижению доходов (пусть и временному). Активное сотрудничество поставщиков медицинских услуг и фармацевтических компаний в сочетании с использованием реальных данных, необходимых для процесса R & D, как ожидается, улучшит диагностику и лечение пациентов, будет способствовать развертыванию

17 Гаврилов Д., Ращевский Е. Единый рынок лекарственных средств на территории ЕАЭС. 2016. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://epam.ru/rus/legal-updates/ view/edinyi-rynok-lekarstvennyh-sredstv-na-territorii-eaes

^ 108

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

системы интеллектуальной профилактики и разработке персонализированных планов по улучшению здоровья. Персонализированная медицина станет более доступной, когда такие области науки, как геномика, нанотехнологии, робототехника и др. достигнут зрелости. Для извлечения всего комплекса преимуществ из работы на рынке персональных лекарственных препаратов фармацевтические компании должны грамотно выстроить каналы по доставке индивидуализированных методов лечения, организовав контроль над дистрибуцией. Это становится возможным, благодаря реализации модели вертикальной интеграции и создания специализированных предприятий дистрибьюторов наряду с аптечной сетью.

В-четвертых, проникновение научного сообщества в причины заболеваний и систематизация их симптоматической карты способствует значительному приращению доступной информации, необходимой к осмыслению, что является колоссальной работой, с которой ни один человек или, даже, ни один институт не может справиться в одиночку. В результате, фармацевтические компании работают вместе с другими компаниями, университетами и правительством, чтобы распределять, организовывать и научно осмыслять огромные объемы информации, которые в итоге превращаются в знания, двигающие науку вперед беспрецедентными темпами.

В-пятых, создание нормативной базы общего фармацевтического рынка ЕАЭС обеспечит Единые подходы к регулированию обращения лекарственных средств в рамках ЕАЭС. Сегодня правила практически сформулированы, и основываются они на требованиях лучших фармацевтических практик мира. Однако предстоит на деле снизить барьеры, связанные с особенностями национальных рынков: «запустить» механизмы взаимного признания регистрации лекарственных средств, создать Фармакопею Союза, отработать возможность совместного инспектирования производителей и многое другое18. Наконец, необходимо отметить огромное гуманитарное значение создания единого рынка. «Фармацевтический рынок настолько серьезно связан с системой здравоохранения, что степень его развития фактически является индикатором развития медицины... Под термином «общий рынок» таится все здравоохранение наших стран. Среднее потребление препаратов в ЕАЭС в денежном исчислении в разы меньше по сравнению с развитыми странами. Это означает недолеченность наших пациентов. Особенно по профилактике заболеваний мы сильно отстаем от Запада», считает Мария Велданова, старший вице-президент ^еп по странам России и СНГ19.

18 Реутская Л. Доклад на конференции «Государственное регулирование и российская фармпромышленность - 2016: продолжение диалога»,31 марта 2016 г. Электронный ресурс. - Режим доступа:http://www.arfp.ru/press-tsentr/edinyy-rynok-eaes-vzglyad-regulyato-rov-i-otrasli

19 ВелдановаМ. С 1 января в ЕАЭС стартует единый рынок лекарств. 2016. Электронный ресурс. - Режим доступа:www.gmpnews.ru/2016/01/eaes-sozdayot-edinyj-rynok-obrash-heniya-lekarstv-medizdelij-i-texniki

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

109 ^

Современная унификация Фарминдустрии стран ЕАЭС возможна только путем принятия лучшего опыта ведущих стран. От этого выиграет бизнес, пациенты, страховые фонды и вся система здравоохранения в целом. Единая система регулирования обращения лекарственных средств будет способствовать созданию единого фармацевтического рынка и повышению доступности эффективных, безопасных, качественных препаратов для населения. В случае эффективных совместных действий значительные преобразования можно будет ожидать уже к 2020 году.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Canada's Pharmaceutical Industry and Prospects / Manufacturing & Life Sciences Branch of Canada. Электронныйресурс. - Режимдоступа: https://www.ic.gc.ca/eic/site/lsg-pdsv.nsf/ vwapj/PharmaProfileFeb2014_Eng. pdf/$file/PharmaProfileFeb 2014_Eng.pdf

Global life sciences outlook: Adapting in an era of transformation. Deloitte. 2015. Электронный ресурс. - Режим доступа:https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Docu-ments/Life-Sciences-Health-Care/gx-lshc-2015-life-sciences-report.pdf

Indian Pharmaceuticals Industry Analysis. 2015. Электронныйресурс. - Режимдоступа: http://www.ibef.org/download/Pharmaceuticals-March-2015.pdf

Insights into Pharmaceuticals and Medical Products Africa: A Continent of Opportunity for Pharma and Patients / McKinsey & Company. 2015. Электронныйресурс. - Режимдоступа: / africa_a_continent_of_opportunity_for_pharma_and_patients

Nalimov P. A., Rudenko D. Y., Skripnuk D. F. Big Pharma: Trick or Treat for Global Health // Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6 No 1. 2015. pp. 216-223

The Pharmaceutical Industry in Figures. Key Data - 2015. EFPIA (The European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations). Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// www.efpia.eu/uploads /Figures_2015_Key_data.pdf

Total Unaudited and Audited Global Pharmaceutical Market 2005 - 2014. - IMS Health.

2015. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.imshealth.com/files/web/Corpo-rate/News/Top-Line%20Market %20Data/2014/World% 20figures%202014.pdf

World Preview 2015, Outlook to 2020 / Evaluate Pharma. 8thEdition - June 2015. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://info.evaluategroup.com/rs/607-YGS-364/images/wp15. pdf

Велданова М. C 1 января в ЕАЭС стартует единый рынок лекарств. 2016. Электронный ресурс. - Режим доступа: www.gmpnews.ru/2016/01/eaes-sozdayot-edinyj-rynok-obrashheni-ya-lekarstv-medizdelij-i-texniki (Veldanova M.C 1 janvarja v EAJeSstartuetedinyjrynoklekarstv) Гаврилов Д., Ращевский Е. Единый рынок лекарственных средств на территории ЕАЭС.

2016. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://epam.ru/rus/legal-updates/view/edinyi-rynok-lekarstvennyh-sredstv-na-territorii-eaes (Gavrilov D., Rashhevskij E.Edinyj rynok lekarstvennyh sredstv na territorii EAJeS)

Зязева Н.Н. Современное состояние, условия и перспективы развития мирового фармацевтического рынка // Российский внешнеэкономический вестник, 2015, № 12. с. 118-129 (Zjazeva N.N.Sovremennoe sostojanie, uslovija i perspektivy razvitija mirovogo farmacevticheskogo iynka // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, 2015, № 12. s. 118-129)

^ 110

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

Реутская Л. Доклад на конференции «Государственное регулирование и российская фармпромышленность - 2016: продолжение диалога», 31 марта 2016 г. Электронный ресурс. - Режим доступа:http://www.arfp.ш/press-tsentr/edinyy-rynok-eaes-vzglyad-regulyato-rov-i-otrasli (Reutskaja L.Doklad na konferencii «Gosudarstvennoe regulirovanie i rossijskaja farmpromyshlennost' - 2016: prodolzheniedialoga», 31 marta 2016 g.)

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. Электронный ресурс. - Режим-доступа: www.pravo.gov.ru (Strategija nacional'nojbezopasnosti Rossijskoj Federacii. Utv. Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrja 2015 g. № 683)

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

111 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.