УДК 343
DOI 10.23672/q9915-2893-8497-e
Разин Михаил Владимирович
преподаватель кафедры специальных дисциплин, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России поуогозэтМ [email protected]
Караваев Евгений Сергеевич
старший преподаватель кафедры специальных дисциплин, Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России [email protected]
Стурова Наталья Алексеевна
старший преподаватель кафедры специальных дисциплин, Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России
Mikhail V. Razin
Lectorof of the Department of Special Disciplines,
Novorossiysk branch of Krasnodar University of the MIA of Russia novorossmrl [email protected]
Evgeny S. Karavaev
Senior lecturer
of the Department of Special Disciplines, Volgodonsk branch Rostov Law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia [email protected]
Natalia A. Sturova
Senior lecturer
of the Department of Special Disciplines, Volgodonsk branch Rostov law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]
Особенности
миграционной ситуации в рф в период пандемии covid-19
Features of the migration
situation in the russian federation during the covid-19 pandemic
Аннотация. Новые условия жизни с риском заражения и критическим ростом заболеваемости Covid-19 регламентировались и продолжают регламентироваться законами, указами, постановлениями и иными подзаконными актами. По мнению авторов, период пандемии COVID-19 внес изменения в миграционную ситуацию на территории России. Особенно пострадала сфера трудовой миграции, так как ограничительные меры, принимаемые государством, оказали непосредственное влияние не те сферы бизнеса, в которых наиболее полно задействованы иностранные граждане.
Ключевые слова: миграция, трудовая миграция, пандемия, ограничительные меры.
Annotation. New living conditions with the risk of infection and a critical increase in the incidence of Covid-19 have been regulated and continue to be regulated by laws, decrees, regulations and other by-laws. The period of the COVID-19 pandemic has changed the migration situation in Russia. The sphere of labor migration was particularly affected, as the restrictive measures taken by the state had a direct impact on those business areas in which foreign citizens are most fully involved.
Keywords: migration, labor migration, pandemic, restrictive measures.
31 декабря 2019 года жизнь человечества разделилась на «до» и «после». Именно в этот день Всемирная организация здравоохранения была проинформирована о вспышке новой вирусной инфекции, ныне известной как СОУЮ-19 или ко-ронавирус. Спустя месяц, вспышка СОУЮ-19 была признана чрезвычайной ситуацией, а в марте 2020 г. - пандемией. Начался отчет новой реальности, в которой такие понятия и явления как средства личной защиты, социальная дистанция, карантин и ограничение передвижений
определяли весь жизненный уклад населения многих стран.
Новые условия жизни с риском заражения и критическим ростом заболеваемости Covid-19 регламентировались и продолжают регламентироваться законами, указами, постановлениями и иными подзаконными актами, среди которых такие как Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на
территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (С0УЮ-19)», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения СОУЮ-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», Постановление губернатора Московской обрасти от 12.03.2020 № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (С0УЮ-2019) на территории Московской области» и т.д.
Предпринимаемые государством и органами управления меры не могли обойти вниманием такой вопрос, как миграция.
Можно выделить три большие группы мигрантов, которые оказались «задеты» ограничительными мерами, обусловленными пандемией вируса С0УЮ-19: климатические мигранты /зимовщики; беженцы; трудовые мигранты.
За несколько первых месяцев 2020 года глобальные миграционные потоки претерпели значительные изменения. Закрытие национальных границ и, как следствие, введение жестких ограничений на авиаперелеты непосредственно сказались на масштабах и направлениях миграционных потоков. В связи с этим одной из наиболее пострадавшей категорией мигрантов стали климатические, а в еще большей степени — климатические беженцы [1].
Как правило, под климатической миграцией подразумевают миграцию, обусловленную ухудшением условий проживания в «точке исхода», связанную, например, с экологическими проблемами. Однако, если говорить о России, необходимо вспомнить о таком явлении как «зимовщики», то есть, граждане РФ, отбывающие в «теплые страны» на период российской зимы. Как правило, речь идет о таких странах, как Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Индонезия (остров Бали), Индия (остров Гоа) и так далее. В сущности, это такие же климатические мигранты, только их миграция носит временный характер. Однако «зимовщики», а также, граждане, воспользовавшиеся резким обвалом цен на туристическом рынке и отправившиеся на отдых в феврале-марте 2020 года, создали ряд трудностей и прецедентов, связанных с их возвращением.
Однако наибольшие проблемы испытал сегмент, занятый трудовыми мигранты, так как эта категория граждан плотно связывает различные секторы экономики в России, а также же влияет на экономическую жизнь стран-доноров.
Данные статистики за 2014-2018 год показывают, что ежегодно в Россию въезжали около 600 тысяч мигрантов, в основном, из стран СНГ. Около трети въезжающих граждан прибывало из Украины, которая, таким образом, за последние годы
вышла в лидеры среди стран-доноров, что обусловлено политической обстановкой в этой стране. Около 45 % мигрантов приходятся на Ка-з ахста н, Таджикистан и Узбекистан практически в равных долях [2].
Миграционную ситуацию в России в период пандемии и карантина начали анализировать и давать прогнозы уже сразу после введения ограничительных мер [3]. Эксперты разошлись в оценке ситуации: часть прогнозировала социальный взрыв, если государство будет безучастным к нуждам мигрантов, которые «застряли» в России без работы и средств к существованию по причинам, от них не зависящим, другие, основываясь на прецедентах экономических кризисов 20082009 и 2014 гг., скептически оценивали рост миграционной преступности [4]. Государство, собственно, предприняло те самые необходимые меры, в первую очередь, имеется в виду Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (С0УЮ-19)» с изменениями от 15 июня 2020 г. № 392, от 23 сентября 2020 г. № 580. В соответствии с указанными правовыми актами всем иностранным гражданам, прибывшим в визовом или безвизовом порядке были приостановлены сроки временного пребывания до 15 декабря 2020 года включительно.
Принятые меры противодействия распространению коронавирусной инфекции показали нежизнеспособность российского миграционного законодательства в чрезвычайных обстоятельствах. Это обусловливает необходимость разработки правового механизма, позволяющего оперативно реагировать на быстро меняющуюся миграционную ситуацию в нестандартных условия [5]. Очевидно, что государство нуждается в практических рекомендациях по профилактике и минимизации рисков миграционной преступности, таких как увеличение межнациональных конфликтов, терроризм, экстремизм, трансграничная преступность, рост наркотизации общества, коррупцию, криминализацию экономических отношений, общую социальную напряженность [6]. Рост миграционной преступности обусловлен тем, что в период пандемии и карантинных мер, иностранные граждане попадают в уязвимое социальное положение.
Положение трудовых мигрантов ухудшилось повсеместно, не только в Российской Федерации. Чтобы проанализировать происходящее, Высшая школа экономики и Институт социологии ФНИСЦ РАН [7]. провели онлайн-опросы трудовых мигрантов, результатом которых стали следующие выводы:
- почти 90 % опрошенных работали в России и в предыдущем году;
- в первом полугодии 2020 г. почти 9 % из вышеуказанных 90 % не имели работы в период с января по май, пик безработицы пришелся на апрель;
- ситуация кардинально отличалась в Москве и Московской области, где были приняты самые жесткие ограничительные меры, и в других регионах страны: сокращения занятости в столичном регионе начались уже в марте, в то время, как в регионах продолжался прирост занятости;
- в столице в апреле почти 41 % респондентов остались без работы, в регионах цифра сокращенных/уволенных была вдвое меньше - 21 %;
- более высококвалифицированные сотрудники имели больше шансов на сохранение рабочего места, чем менее опытные работники, от которых избавлялись в первую очередь;
- больше всего пострадали мигранты с неурегулированным правовым статусом, неформально занятые и работающие на малых предприятиях;
- пандемия и ограничения ударили по индустрии гостеприимства - гостиницам и ресторанам, здесь без работы осталось почти 55 % ранее занятых мигрантов, менее всего пострадала строительная сфера, где «за бортом» оказалось 18,5 %.
Среди работников - граждан РФ - работу за период пандемии потеряло до 10 %, а среди мигрантов - до трети. Разница в цифрах объясняется разницей подходов: россияне столкнулись с массовыми сокращениями зарплат (стратегия борьбы с кризисами, используемая с 2000-х годов), то трудовые мигранты оказались без рабочих мест вследствие ликвидации оных (закрытие бизнеса).
Трудовые мигранты - важная часть трудового рынка России, а их трудовые доходы - важная
Литература:
1. Лукьянец А.С. Климатическая миграция в условиях пандемии COVID-19 // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2020. № 3. С. 23-24.
2. Сивоплясова С.Ю. Женская трудовая миграция в период пандемии COVID-19 // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2020. № 3. С. 107.
3. См. Волох В. Трудовая миграция в России во время и сразу после пандемии // Независимая газета. 2020. 16 апреля. URL : https://yandex.ru/ turbo/ng.ru/s/kartblansh/2020-04-16/3_7846_kartb lansh.html (дата обращения: 31.10.2020); Пушка-рев С. Чемодан, вокзал, патент // Российская газета. 2020. 30 апреля. URL : https://rg.ru/2020/04/ 30/reg-dfo/trudovye-migranty-iz-stran-sng-stali-zalozhnikami-situacii-s-pandemiej.html (дата обращения: 31.10.2020); Полетаев Д. Миграционные последствия «идеального шторма»: каким будет влияние пандемии коронавируса на проблемы миграции? // Российский совет по международным делам. URL : https://russiancouncil.ru/analyti cs-and-comments/analytics/migratsionnye-posleds tviya-idealnogo-shtorma-kakim-budet-vliyanie-pan-demii-koronavirusa-na-problemy/ (дата обращения 31.10.2020).
часть экономики союзных государств. Вне всякого сомнения, карантинные меры и приостановка деятельности многих предприятий в России стали сильнейшим шоком не только для тех, кто находился в России, но и для тех, кто собирался приехать в нее в марте-мае [8].
Сложность миграционно-трудовой ситуации в России заключается в том, что происходит выдавливание мигрантов из сферы легального бизнеса в теневой, что приводит к росту сверхэксплуатации рабочей силы. Находясь в состоянии безработицы и безденежья, без возможности вернуться на Родину, работники согласны на самые низкие ставки, на работу в опасных условиях, серую зарплату, которая выплачивается на основании устных договоренностей, и все чаще - не выплачивается либо задерживается. Трудовые мигранты сейчас представляют собой очень удобную для сверхэксплуатации группу в условиях ожидаемого снижения уровня жизни стран-мигра-ционных доноров рабочей силы, в том числе, из-за падения потока денежных переводов из России [9].
На наш взгляд, та часть мигрантов, которая осталась по каким-либо причинам без источников дохода и не собирающиеся возвращаться домой, являются также и потенциалом для преступных схем ОПГ.
Противодействовать этому механизму можно только превентивными мерами на практическом уровне, а именно усилить профилактику. На законодательном уровне необходимо же рассмотреть сроки и механизмы возвращения данной категории мигрантов на родину.
Literature:
1. Lukyanets A.S. Climate migration in pandemic conditions COVID-19/ / Scientific review. Series 1: Economies and Law. 2020. № 3. P. 23-24.
2. Sivoplyasova S.Yu. Women's labour migration during the pandemic COVID-19 // Scientific review. Series 1: Economics and Law. 2020. № 3. P. 107.
3. See. Volokh V. Labor migration in Russia during and immediately after the pandemic // Nezavisimaya Gazeta. 2020. April 16. URL : https://yandex.ru/ turbo/ng.ru/s/kartblansh/2020-04-16/3_7846_kartb lansh.html (circulation date: 31.10.2020); S. Push-karev. Suitcase, station, patent / S. Pushkarev // Russian newspaper. 2020. April 30. URL : https:// rg.ru/2020/04/30/reg-dfo/trudovye-migranty-iz-stran-sng-stali-zalozhnikami-situacii-s-pandemiej.html (date of the address 31.10.2020); Poletaev D. Migration consequences of the «ideal storm»: what will be the impact of the coronavirus pandemic on migration problems? // Russian council for the international affairs. URL : https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/migratsionnye-posledstviya-ide-alnogo-shtorma-kakim-budet-vliyanie-pandemii-koro navirusa-na-problemy/ (date of application 31.10.2020).
4. Урда М.Н. Управление рисками миграционной преступности в условиях пандемии // Вестник Волгоградской академии МВД России, 2020. № 3(54). С. 60-61.
5. Там же. С. 59.
6. Там же.
7. Коронавирус и трудовая миграция // Финам. -2020. 26 июня. URL : https://finam-ru.turbopages. org/finam.ru/s/analysis/forecasts/koronavirus-i-tru-dovaya-migraciya-20200626-160043/ (дата обращения 20.10.2020)
8. Там же.
9. Полетаев Д. Миграционные последствия «идеального шторма»: каким будет влияние пандемии коронавируса на проблемы миграции? // Российский совет по международным делам. URL : https://russiancouncil.ru/analytics-and-comm ents/analytics/migratsionnye-posledstviya-idealno go-shtorma-kakim-budet-vliyanie-pandemii-koro na-virusa-na-problemy/ (дата обращения 31.10.2020).
4. Urda M.N. Managing the risks of migration crime in pandemic conditions//Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. № 3(54). P. 60-61.
5. In the same place. P. 59.
6. In the same place.
7. Coronavirus and labor migration // Finam. 2020. June 26 . URL : https://finam-ru.turbopages.org/ finam.ru/s/analysis/forecasts/koronavirus-i-tru-dovaya-migraciya-20200626-160043/ (date of application 20.10.2020)
8. In the same place.
9. PoletaevD. Migration consequences of the «ideal storm»: what will be the impact of the coronavirus pandemic on migration problems? // Russian council for the international affairs. URL : https://russian-council.ru/analytics-and-comments/analytics/mi-gratsionnye-posledstviya-idealnogo-shtorma-kakim-budet-vliyanie-pandemii-koronavirusa-na-problemy/ (date of application 31.10.2020).