Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ В РФ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ В РФ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1570
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ПАНДЕМИЯ / ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / MIGRATION / LABOR MIGRATION / PANDEMIC / RESTRICTIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Разин Михаил Владимирович, Караваев Евгений Сергеевич, Стурова Наталья Алексеевна

Новые условия жизни с риском заражения и критическим ростом заболеваемости Covid-19 регламентировались и продолжают регламентироваться законами, указами, постановлениями и иными подзаконными актами. По мнению авторов, период пандемии COVID-19 внес изменения в миграционную ситуацию на территории России. Особенно пострадала сфера трудовой миграции, так как ограничительные меры, принимаемые государством, оказали непосредственное влияние не те сферы бизнеса, в которых наиболее полно задействованы иностранные граждане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MIGRATION SITUATION IN THE RUSSIAN FEDERATION DURING THE COVID-19 PANDEMIC

New living conditions with the risk of infection and a critical increase in the incidence of Covid-19 have been regulated and continue to be regulated by laws, decrees, regulations and other by-laws. The period of the COVID-19 pandemic has changed the migration situation in Russia. The sphere of labor migration was particularly affected, as the restrictive measures taken by the state had a direct impact on those business areas in which foreign citizens are most fully involved.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ В РФ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 343

DOI 10.23672/q9915-2893-8497-e

Разин Михаил Владимирович

преподаватель кафедры специальных дисциплин, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России поуогозэтМ 974@mail.ru

Караваев Евгений Сергеевич

старший преподаватель кафедры специальных дисциплин, Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России evgkaravaev@yandex.ru

Стурова Наталья Алексеевна

старший преподаватель кафедры специальных дисциплин, Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России

sturovanatali287@gmail.com

Mikhail V. Razin

Lectorof of the Department of Special Disciplines,

Novorossiysk branch of Krasnodar University of the MIA of Russia novorossmrl 974@mail.ru

Evgeny S. Karavaev

Senior lecturer

of the Department of Special Disciplines, Volgodonsk branch Rostov Law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia evgkaravaev@yandex.ru

Natalia A. Sturova

Senior lecturer

of the Department of Special Disciplines, Volgodonsk branch Rostov law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia sturovanatali287@gmail.com

Особенности

миграционной ситуации в рф в период пандемии covid-19

Features of the migration

situation in the russian federation during the covid-19 pandemic

Аннотация. Новые условия жизни с риском заражения и критическим ростом заболеваемости Covid-19 регламентировались и продолжают регламентироваться законами, указами, постановлениями и иными подзаконными актами. По мнению авторов, период пандемии COVID-19 внес изменения в миграционную ситуацию на территории России. Особенно пострадала сфера трудовой миграции, так как ограничительные меры, принимаемые государством, оказали непосредственное влияние не те сферы бизнеса, в которых наиболее полно задействованы иностранные граждане.

Ключевые слова: миграция, трудовая миграция, пандемия, ограничительные меры.

Annotation. New living conditions with the risk of infection and a critical increase in the incidence of Covid-19 have been regulated and continue to be regulated by laws, decrees, regulations and other by-laws. The period of the COVID-19 pandemic has changed the migration situation in Russia. The sphere of labor migration was particularly affected, as the restrictive measures taken by the state had a direct impact on those business areas in which foreign citizens are most fully involved.

Keywords: migration, labor migration, pandemic, restrictive measures.

31 декабря 2019 года жизнь человечества разделилась на «до» и «после». Именно в этот день Всемирная организация здравоохранения была проинформирована о вспышке новой вирусной инфекции, ныне известной как СОУЮ-19 или ко-ронавирус. Спустя месяц, вспышка СОУЮ-19 была признана чрезвычайной ситуацией, а в марте 2020 г. - пандемией. Начался отчет новой реальности, в которой такие понятия и явления как средства личной защиты, социальная дистанция, карантин и ограничение передвижений

определяли весь жизненный уклад населения многих стран.

Новые условия жизни с риском заражения и критическим ростом заболеваемости Covid-19 регламентировались и продолжают регламентироваться законами, указами, постановлениями и иными подзаконными актами, среди которых такие как Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на

территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (С0УЮ-19)», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения СОУЮ-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», Постановление губернатора Московской обрасти от 12.03.2020 № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (С0УЮ-2019) на территории Московской области» и т.д.

Предпринимаемые государством и органами управления меры не могли обойти вниманием такой вопрос, как миграция.

Можно выделить три большие группы мигрантов, которые оказались «задеты» ограничительными мерами, обусловленными пандемией вируса С0УЮ-19: климатические мигранты /зимовщики; беженцы; трудовые мигранты.

За несколько первых месяцев 2020 года глобальные миграционные потоки претерпели значительные изменения. Закрытие национальных границ и, как следствие, введение жестких ограничений на авиаперелеты непосредственно сказались на масштабах и направлениях миграционных потоков. В связи с этим одной из наиболее пострадавшей категорией мигрантов стали климатические, а в еще большей степени — климатические беженцы [1].

Как правило, под климатической миграцией подразумевают миграцию, обусловленную ухудшением условий проживания в «точке исхода», связанную, например, с экологическими проблемами. Однако, если говорить о России, необходимо вспомнить о таком явлении как «зимовщики», то есть, граждане РФ, отбывающие в «теплые страны» на период российской зимы. Как правило, речь идет о таких странах, как Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Индонезия (остров Бали), Индия (остров Гоа) и так далее. В сущности, это такие же климатические мигранты, только их миграция носит временный характер. Однако «зимовщики», а также, граждане, воспользовавшиеся резким обвалом цен на туристическом рынке и отправившиеся на отдых в феврале-марте 2020 года, создали ряд трудностей и прецедентов, связанных с их возвращением.

Однако наибольшие проблемы испытал сегмент, занятый трудовыми мигранты, так как эта категория граждан плотно связывает различные секторы экономики в России, а также же влияет на экономическую жизнь стран-доноров.

Данные статистики за 2014-2018 год показывают, что ежегодно в Россию въезжали около 600 тысяч мигрантов, в основном, из стран СНГ. Около трети въезжающих граждан прибывало из Украины, которая, таким образом, за последние годы

вышла в лидеры среди стран-доноров, что обусловлено политической обстановкой в этой стране. Около 45 % мигрантов приходятся на Ка-з ахста н, Таджикистан и Узбекистан практически в равных долях [2].

Миграционную ситуацию в России в период пандемии и карантина начали анализировать и давать прогнозы уже сразу после введения ограничительных мер [3]. Эксперты разошлись в оценке ситуации: часть прогнозировала социальный взрыв, если государство будет безучастным к нуждам мигрантов, которые «застряли» в России без работы и средств к существованию по причинам, от них не зависящим, другие, основываясь на прецедентах экономических кризисов 20082009 и 2014 гг., скептически оценивали рост миграционной преступности [4]. Государство, собственно, предприняло те самые необходимые меры, в первую очередь, имеется в виду Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (С0УЮ-19)» с изменениями от 15 июня 2020 г. № 392, от 23 сентября 2020 г. № 580. В соответствии с указанными правовыми актами всем иностранным гражданам, прибывшим в визовом или безвизовом порядке были приостановлены сроки временного пребывания до 15 декабря 2020 года включительно.

Принятые меры противодействия распространению коронавирусной инфекции показали нежизнеспособность российского миграционного законодательства в чрезвычайных обстоятельствах. Это обусловливает необходимость разработки правового механизма, позволяющего оперативно реагировать на быстро меняющуюся миграционную ситуацию в нестандартных условия [5]. Очевидно, что государство нуждается в практических рекомендациях по профилактике и минимизации рисков миграционной преступности, таких как увеличение межнациональных конфликтов, терроризм, экстремизм, трансграничная преступность, рост наркотизации общества, коррупцию, криминализацию экономических отношений, общую социальную напряженность [6]. Рост миграционной преступности обусловлен тем, что в период пандемии и карантинных мер, иностранные граждане попадают в уязвимое социальное положение.

Положение трудовых мигрантов ухудшилось повсеместно, не только в Российской Федерации. Чтобы проанализировать происходящее, Высшая школа экономики и Институт социологии ФНИСЦ РАН [7]. провели онлайн-опросы трудовых мигрантов, результатом которых стали следующие выводы:

- почти 90 % опрошенных работали в России и в предыдущем году;

- в первом полугодии 2020 г. почти 9 % из вышеуказанных 90 % не имели работы в период с января по май, пик безработицы пришелся на апрель;

- ситуация кардинально отличалась в Москве и Московской области, где были приняты самые жесткие ограничительные меры, и в других регионах страны: сокращения занятости в столичном регионе начались уже в марте, в то время, как в регионах продолжался прирост занятости;

- в столице в апреле почти 41 % респондентов остались без работы, в регионах цифра сокращенных/уволенных была вдвое меньше - 21 %;

- более высококвалифицированные сотрудники имели больше шансов на сохранение рабочего места, чем менее опытные работники, от которых избавлялись в первую очередь;

- больше всего пострадали мигранты с неурегулированным правовым статусом, неформально занятые и работающие на малых предприятиях;

- пандемия и ограничения ударили по индустрии гостеприимства - гостиницам и ресторанам, здесь без работы осталось почти 55 % ранее занятых мигрантов, менее всего пострадала строительная сфера, где «за бортом» оказалось 18,5 %.

Среди работников - граждан РФ - работу за период пандемии потеряло до 10 %, а среди мигрантов - до трети. Разница в цифрах объясняется разницей подходов: россияне столкнулись с массовыми сокращениями зарплат (стратегия борьбы с кризисами, используемая с 2000-х годов), то трудовые мигранты оказались без рабочих мест вследствие ликвидации оных (закрытие бизнеса).

Трудовые мигранты - важная часть трудового рынка России, а их трудовые доходы - важная

Литература:

1. Лукьянец А.С. Климатическая миграция в условиях пандемии COVID-19 // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2020. № 3. С. 23-24.

2. Сивоплясова С.Ю. Женская трудовая миграция в период пандемии COVID-19 // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2020. № 3. С. 107.

3. См. Волох В. Трудовая миграция в России во время и сразу после пандемии // Независимая газета. 2020. 16 апреля. URL : https://yandex.ru/ turbo/ng.ru/s/kartblansh/2020-04-16/3_7846_kartb lansh.html (дата обращения: 31.10.2020); Пушка-рев С. Чемодан, вокзал, патент // Российская газета. 2020. 30 апреля. URL : https://rg.ru/2020/04/ 30/reg-dfo/trudovye-migranty-iz-stran-sng-stali-zalozhnikami-situacii-s-pandemiej.html (дата обращения: 31.10.2020); Полетаев Д. Миграционные последствия «идеального шторма»: каким будет влияние пандемии коронавируса на проблемы миграции? // Российский совет по международным делам. URL : https://russiancouncil.ru/analyti cs-and-comments/analytics/migratsionnye-posleds tviya-idealnogo-shtorma-kakim-budet-vliyanie-pan-demii-koronavirusa-na-problemy/ (дата обращения 31.10.2020).

часть экономики союзных государств. Вне всякого сомнения, карантинные меры и приостановка деятельности многих предприятий в России стали сильнейшим шоком не только для тех, кто находился в России, но и для тех, кто собирался приехать в нее в марте-мае [8].

Сложность миграционно-трудовой ситуации в России заключается в том, что происходит выдавливание мигрантов из сферы легального бизнеса в теневой, что приводит к росту сверхэксплуатации рабочей силы. Находясь в состоянии безработицы и безденежья, без возможности вернуться на Родину, работники согласны на самые низкие ставки, на работу в опасных условиях, серую зарплату, которая выплачивается на основании устных договоренностей, и все чаще - не выплачивается либо задерживается. Трудовые мигранты сейчас представляют собой очень удобную для сверхэксплуатации группу в условиях ожидаемого снижения уровня жизни стран-мигра-ционных доноров рабочей силы, в том числе, из-за падения потока денежных переводов из России [9].

На наш взгляд, та часть мигрантов, которая осталась по каким-либо причинам без источников дохода и не собирающиеся возвращаться домой, являются также и потенциалом для преступных схем ОПГ.

Противодействовать этому механизму можно только превентивными мерами на практическом уровне, а именно усилить профилактику. На законодательном уровне необходимо же рассмотреть сроки и механизмы возвращения данной категории мигрантов на родину.

Literature:

1. Lukyanets A.S. Climate migration in pandemic conditions COVID-19/ / Scientific review. Series 1: Economies and Law. 2020. № 3. P. 23-24.

2. Sivoplyasova S.Yu. Women's labour migration during the pandemic COVID-19 // Scientific review. Series 1: Economics and Law. 2020. № 3. P. 107.

3. See. Volokh V. Labor migration in Russia during and immediately after the pandemic // Nezavisimaya Gazeta. 2020. April 16. URL : https://yandex.ru/ turbo/ng.ru/s/kartblansh/2020-04-16/3_7846_kartb lansh.html (circulation date: 31.10.2020); S. Push-karev. Suitcase, station, patent / S. Pushkarev // Russian newspaper. 2020. April 30. URL : https:// rg.ru/2020/04/30/reg-dfo/trudovye-migranty-iz-stran-sng-stali-zalozhnikami-situacii-s-pandemiej.html (date of the address 31.10.2020); Poletaev D. Migration consequences of the «ideal storm»: what will be the impact of the coronavirus pandemic on migration problems? // Russian council for the international affairs. URL : https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/migratsionnye-posledstviya-ide-alnogo-shtorma-kakim-budet-vliyanie-pandemii-koro navirusa-na-problemy/ (date of application 31.10.2020).

4. Урда М.Н. Управление рисками миграционной преступности в условиях пандемии // Вестник Волгоградской академии МВД России, 2020. № 3(54). С. 60-61.

5. Там же. С. 59.

6. Там же.

7. Коронавирус и трудовая миграция // Финам. -2020. 26 июня. URL : https://finam-ru.turbopages. org/finam.ru/s/analysis/forecasts/koronavirus-i-tru-dovaya-migraciya-20200626-160043/ (дата обращения 20.10.2020)

8. Там же.

9. Полетаев Д. Миграционные последствия «идеального шторма»: каким будет влияние пандемии коронавируса на проблемы миграции? // Российский совет по международным делам. URL : https://russiancouncil.ru/analytics-and-comm ents/analytics/migratsionnye-posledstviya-idealno go-shtorma-kakim-budet-vliyanie-pandemii-koro na-virusa-na-problemy/ (дата обращения 31.10.2020).

4. Urda M.N. Managing the risks of migration crime in pandemic conditions//Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. № 3(54). P. 60-61.

5. In the same place. P. 59.

6. In the same place.

7. Coronavirus and labor migration // Finam. 2020. June 26 . URL : https://finam-ru.turbopages.org/ finam.ru/s/analysis/forecasts/koronavirus-i-tru-dovaya-migraciya-20200626-160043/ (date of application 20.10.2020)

8. In the same place.

9. PoletaevD. Migration consequences of the «ideal storm»: what will be the impact of the coronavirus pandemic on migration problems? // Russian council for the international affairs. URL : https://russian-council.ru/analytics-and-comments/analytics/mi-gratsionnye-posledstviya-idealnogo-shtorma-kakim-budet-vliyanie-pandemii-koronavirusa-na-problemy/ (date of application 31.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.