Научная статья на тему 'Особенности миграции населения на постсоветском пространстве: казахстанский опыт'

Особенности миграции населения на постсоветском пространстве: казахстанский опыт Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
828
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / MIGRATION POLICY / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / МОБИЛЬНОСТЬ / MOBILITY / ПОДВИЖНОСТЬ / ГОРОД / CITY / СЕЛО / VILLAGE / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / RESETTLEMENT / ДЕМОГРАФИЯ / DEMOGRAPHICS / УРБАНИЗАЦИЯ / URBANIZATION / РАССЕЛЕНИЕ / СЕМЬЯ / FAMILY / НАЦИЯ / NATION / НАРОДНОСТЬ / NATIONALITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / NATIONAL AND ETHNIC GROUPS / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / POST-SOVIET SPACE / ЕВРАЗИЯ / EURASIA / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / FLEXIBILITY / RELOCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абсаттаров Раушанбек Бурамбаевич

В статье анализируются особенности и проблемы миграции населения Казахстана в историческом контексте. Особое внимание уделено мало изученным аспектам и дискуссионным вопросам миграционных процессов на постсоветском пространстве на примере казахстанского опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF POPULATION MIGRATION IN POST-SOVIET SPACE: THE CASE OF KAZAKHSTAN

The article analyses the peculiarities and problems of Kazakhstan people’s migration in the context of the post-Soviet space. Great attention is paid to the insufficiently studied aspects and controversial issues of the migration processes during the Soviet Union period (the case of Kazakhstan).

Текст научной работы на тему «Особенности миграции населения на постсоветском пространстве: казахстанский опыт»

ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ

Р.Б. Абсаттаров

Кафедра политологии и социально-философских дисциплин Институт магистратуры и докторантуры PhD Казахский национальный педагогический университет им. Абая ул. Жамбула, 25, г. Алматы, Казахстан, 050010

В статье анализируются особенности и проблемы миграции населения Казахстана в историческом контексте. Особое внимание уделено мало изученным аспектам и дискуссионным вопросам миграционных процессов на постсоветском пространстве на примере казахстанского опыта.

Ключевые слова: население, миграционная политика, миграция, мобильность, подвижность, город, село, переселение, демография, урбанизация, расселение, семья, нация, народность, национальная и этническая группа, безработица, постсоветское пространство, Евразия, регулирование.

Изучение миграционных процессов на территории постсоветского пространства представляет собой актуальную проблему социально-политических наук. Данные вопросы выдвинулись в последнее время в разряд самых важных проблем нашего общества и подвергаются переосмыслению в контексте времени.

Разумеется, в одной статье невозможно охватить все аспекты проблемы, поэтому остановимся лишь на некоторых вопросах миграционных процессов на постсоветском пространстве на примере Казахстана, которые в научной литературе еще недостаточно изучены.

Миграция - это явление многогранное и сложное. Оно исследуется в различных аспектах: демографическом, историческом, этнографическом, экономическом, социологическом, политологическом. Выясняя интересующий их аспект, исследователи рассматривают определенный круг проблем, применяют свой подход к данному явлению. В то же время нет работ, в которых специально рассматривалась бы национальная специфика миграционных процессов на постсоветском пространстве в условиях модернизации общества как составной части социально-политического процесса. Отсутствие таких исследований порождает множество точек зрения на интересующее нас явление.

Изучение миграционных процессов на постсоветском пространстве имеет большое значение для выявления закономерностей национального развития, которое требует новых подходов, оценок. Среди многообразных факторов, оказывающих существенное воздействие на миграцию населения на постсоветском пространстве, одним из важнейших является современная глобализация и научно-техническая революция, у которой есть свои минусы и плюсы. В этой связи уместно было бы напомнить, например, что властные министерства и ведомства центра - бывшего СССР - часто пренебрегали особенностями национальных республик, в том числе России, проводили политику депортаций. Например, в Казахстан в разные годы были депортированы «неугодные» народы - корейцы, немцы, турки-месхетинцы, греки, курды, поляки, чеченцы, ингуши, крымские татары, калмыки - всего до 1 млн 500 тыс. человек. Кроме того, с начала ХХ в. в нашу республику было переселено еще 5 млн 600 тыс. человек, в том числе 3,5 млн за 1940-1988 гг., не считая сосланных и эвакуированных. В итоге казахи на своей исторической родине оказались в меньшинстве: их процент снизился с 92% в начале XIX в. до 29% в 1962 г. (1).

Чрезмерный наплыв населения в Казахстан и другие республики бывшего СССР привел к демографическим перекосам, которые вызывали серьезное межнациональное и межконфессиональное напряжение и способствовали появлению проблем в области межрегионального и межгосударственного обмена. Но без обмена специалистами невозможно развитие современного индустриального и сельскохозяйственного производства. Так что первый порыв закрыть границы, замкнуться в своей местной или национальной «раковине» может вести лишь к регрессу. Поэтому, видимо, местное, национальное самосознание и процессы должны находиться в каком-то оптимальном, гармоничном сочетании. В каком именно - определять самим регионам, областям, республикам, странам, их плановым органам, миграционным службам, а также социологам и другим специалистам. Важно, чтобы это сочетание было разумным, научно обоснованным.

Формирование и развитие миграционных процессов в Казахстане и на постсоветском пространстве в целом происходят под влиянием различных причинно-следственных связей, обусловленных специфической трансформацией трудового потенциала в рыночных условиях хозяйствования, а также политическими, экономическими, национальными мотивами.

Плотность населения Казахстана неравномерная. Например, в ЮжноКазахстанской области почти 17 человек приходится на квадратный километр, в Жезказганской - менее двух, в г. Алматы - почти 6 тыс. человек, г. Астаны - около 3 тыс. человек на этой же площади.

Население на постсоветском пространстве характеризуется высокой степенью территориальной мобильности. Особенно интенсивен поток миграции из села, аула в город, причем город ведет за собой деревню и аул, деревня и аул неизбежно идет за городом. До середины 1970-х гг. подобная

миграция обеспечивала, например, больше половины всего прироста городского населения Казахстана, сейчас - немногим больше трети.

Согласно статистическим данным, численность населения, меняющего в течение года место жительства, весьма значительна. Это бывает вызвано прежде всего развитием промышленного производства, инновационной политикой, результатами научно-технического прогресса, кризисной ситуации в мировой экономике.

Как видно из исследуемой темы, территориальная мобильность населения регионов постсоветского пространства не одинакова. Например, специфической особенностью демографического развития Казахстана является традиционно слабая территориальная мобильность коренного населения, причем как городского, так и сельского. Это обстоятельство серьезно затрудняет, например, рациональное использование трудовых ресурсов густонаселенных южных районов. В силу данной особенности не удается устранить дефицит рабочей силы во вновь осваиваемых районах при наличии существенных резервов ее в других районах страны.

Например, сегодня почти каждый второй житель страны проживает в Южно-Казахстанском регионе (Жамбылская, Южно-Казахстанская, Кзылор-динская, Алматинская области и г. Алматы), каждый четвертый - в СевероКазахстанском регионе, каждый пятый - в Алматинской области и городе Алматы, каждый шестой в Южно-Казахстанской области (2).

По данным нашего социологического исследования, всю жизнь жили в одной местности 36,6% тружеников аула им. Саттарова и села им. Калинина Алматинской области (349 респондентов), 36,4% работников Шым-кентского свинцового завода (401 респондент) и 23,4% работников Алматин-ского хлопчатобумажного комбината (675 респондентов). Более 20 лет жили на одном месте соответственно: 25,3, 25,2, 18,5%; более 10 лет - 17,8, 12,7, 18,5%; более 5 лет - 8,5, 8,7 и 18,8%; более года - 9,5, 9,5, 12,9%; менее года - 2,7, 2,9 и 3,6% респондентов.

Чтобы научно обоснованно регулировать миграционные процессы, необходимо определить их оптимальный объем и направление, учитывая при этом местные, национальные особенности, семейно-бытовой уклад народов и т.д. Проведенные учеными исследования показывают, что без осуществления достаточно крупных организационно-экономических мероприятий в ближайшей перспективе заметно высокого повышения подвижности местного населения Казахстана, особенно сельского, не предвидится.

Для жителей сел региона, прежде всего расположенных и более или менее густонаселенных южных районах, и жителей Алматы, Астаны характерна тенденция роста узколокальной мобильности в рамках так называемой маятниковой миграции - от мест жительства к местам приложения труда, находящимся обычно в городе или городском поселке, и обратно. Это обусловлено постоянным высвобождением сельских трудовых ресурсов в свя-

зи с бурным развитием научно-технического прогресса и другими факторами. Необходимо плановое регулирование данного процесса на основе расширения сфер приложения труда на селе, дальнейшего значительного улучшения культурно-бытового и медицинского обслуживания населения, развития транспортной системы и т. д.

Важное значение приобретают вопросы подготовки квалифицированных, технически грамотных рабочих кадров из числа сельской молодежи, улучшения работы по их профессиональной ориентации. В расширении сферы приложения труда на селе существенная роль принадлежит созданию в сельских населенных пунктах, главным образом в районных центрах промышленных предприятий и их филиалов, аграрно-промышленных комплексов, то есть соединению земледелия с промышленностью.

Одним из существенных факторов урбанизации Казахстана может стать формирование систем группового расселения, которое также является важнейшей региональной проблемой. Дело в том, что Казахстан отличается от других регионов постсоветского пространства сравнительно низким уровнем урбанизации жизни коренного населения. Ускорение темпов роста городского населения с учетом данного обстоятельства - задача не из легких, поскольку урбанизация представляет собой достаточно сложный социально-экономический, географический и демографический процесс, который отражается на многих аспектах жизни народа. Многогранность проблемы требует глубокого комплексного подхода с учетом достижений современной научно-технической революции. В настоящее время урбанизация заключается не только в росте доли городского населения, но также в развитии сети городов и городских поселков, агломераций, систем группового расселения, образующихся в зоне крупного города.

Под урбанизацией сельской местности понимается распространение там основ городского образа жизни и рациональных форм городских образований. Следует подчеркнуть, что в условиях слабой территориальной мобильности коренного населения Казахстана, особенно из села в город, урбанизация сельской местности является одним из главных направлений совершенствования региональной системы расселения. Поэтому рациональное расселение населения становится важной государственной задачей.

Специфические особенности современной урбанизации Казахстана ярко выражены в Центральном Казахстане, где со старейшими городами края ныне соседствуют совсем молодые города. Началом нового этапа в развитии градостроительства в Казахстане стали 1960-70-е гг.: 55 из 84 городов новые и 2001-2010 гг.: 10 из 94 - новые. Неузнаваемо изменился облик и старых городов.

Важным направлением совершенствования расселения и урбанизации в Казахстане становится обеспечение сбалансированного роста городов различной величины. Необходимо ограничить дальнейший промышленный рост г. Алматы, Астаны, регулировать развитие крупных городов - област-

ных центров - и добиться всемерной социально-экономической активизации малых городов. Существенное значение приобретает также соединение разветвленной сети опорных центров расселения на базе средних городов.

Думается, большое внимание в перспективе необходимо уделить рационализации территориальной структуры расселения и урбанизации Казахстана. Основными задачами в этом плане, на наш взгляд, являются подъем уровня урбанизации районов и более равномерное распределение населения по территории крупных городов, что позволит достичь рациональных территориальных пропорций внутриреспубликанских экономических районов и административных областей.

Следует отметить, что общая численность населения Казахстана, проживающего, согласно обновленному законодательному определению административно-территориального устройства страны, в городах и других приравненных по статусу городских, населенных пунктах, превысила 9-миллионный рубеж, т.е. 54,6% от всего населения страны (3).

В настоящее время в Казахстане более 20 городов с населением свыше 100 тыс. человек. В основном, это областные центры. В ряде районов вокруг крупных городов выросли городские агломерации, неизбежные спутники индустриальных центров. Самая крупная агломерации сложилась вокруг Караганды. Она включает в себя города-спутники - Темиртау, Абай, Сарань, Шахтииск, а также многочисленные поселки городского типа: Карабас, Ак-тас, Новодолинка, Шахан и другие. Вторая по величине агломерация образовалась вокруг Алматы. В нее входят фабричные и заводские поселки, города, выросшие из бывших станиц в связи с вынесением в них из южной столицы ряда средних специальных учебных заведений, промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и т.д.

На территории республики сейчас около 20 средних и более 50 малых городов с общей численностью населения свыше 3,5 млн человек или почти 34% всего городского населения Казахстана. В последнее время в Казахстане в перечень малых городов вошли 27 населенных пунктов с численностью населения свыше 1,5 млн человек или 16,8% всего городского населения страны (4). Число таких городов в перспективе будет расти, поэтому вопрос их комплексного развития не праздный.

В связи с этим следует сказать, что проблема малых городов должна решаться дифференцированно, в зависимости от того, к какой группе - с высоким, средним или низким экономическим потенциалом - они отнесены.

Для того, чтобы вдохнуть в малые города новую жизнь, планируется решить государством ряд задач. Во-первых, проведение оптимизации малых городов в зависимости от производственной емкости работающих предприятий. Во-вторых, предусматриваются диверсификация экономики и развитие малого и среднего бизнеса. Кроме того, они будут подкреплены финансами: на 2013 г. предусматривается выделить 38,2 млрд тенге, на 2014 г. -

43,2 млрд тенге и на 2015 г. - 53,9 млрд тенге (5). Дальнейшее развитие малых и средних городов, других населенных пунктов будет способствовать организации в них филиалов и цехов предприятий легкой и местной промышленности.

Указанные выше проблемы решаются в соответствии с научно обоснованной политикой народонаселения, которая является неотъемлемой частью общей социально-экономической политики государства, и интернационализацией национальной жизни казахстанского народа. Эта политика представляет собой систему, которая формируется с учетом сложных сфер взаимодействия различных аспектов количественного и качественного развития населения Казахстана - естественного движения, воспроизводства населения, его территориальной, социальной и национальной мобильности, расселения и урбанизации.

На постсоветском пространстве, по подсчетам ученых, ежегодно происходит переселение приблизительно 20 млн человек. Активная миграция наблюдается в Российской Федерации, на Украине, в Беларуси, Казахстане, где удельный вес менявших постоянное место жительства колеблется приблизительно от 30 до 60%. К этому следует добавить, что наиболее мобильным является население в трудоспособном возрасте. На его долю приходится приблизительно 70% всех менявших место жительства.

Миграция ставит как перед мигрантами, так и перед государственными службами, осуществляющими переселение, определенные проблемы, связанные с адаптацией людей в новых условиях, знанием особенностей жизни, культуры, обычаев и традиций коренного, местного населения.

Социологическое исследование, проведенное среди республиканского актива Казахстана (оно охватывало 1392 респондента из пяти областей -Алматинской, Акмолинской, Костанайской, Восточно-Казахстанской, и ЮжноКазахстанской), показало, что из лиц, которые живут в Казахстане менее года или 2-3 лет, хорошо осведомлены об экономических связях Казахстана с другими республиками только 13,3%, в то время как среди лиц, проживающих в республике более 8 лет - 26,7%.

Как видим, наблюдается двукратная разница. То же самое выявляется при анализе ответов на вопросы о знании культуры и истории народов Казахстана. Так, из тех, кто проживает недавно в нашей стране, мало знают культуру и историю коренных народов - 4,7% опрошенных, в то время как среди проживающих в ней более 8 лет таких людей только 30,7%. Результаты исследований показывают необходимость разработки специальных программ регулирования миграционных процессов как в пределах региона, республики, так и на постсоветском пространстве.

В целом же миграционная мобильность народов Казахстана и постсоветского пространства детерминирована объективными требованиями научно-технического прогресса и изменениями в этнической структуре стран постсоветского пространства, определяющими степень расселения наций,

народностей, национальных и этнических групп за пределами их основных этнических территорий. Например, сейчас на постсоветском пространстве, по нашим подсчетам, приблизительно 60 млн людей живут вне своей этнической территории.

Жизнь показывает, что надо тщательно изучать ход межобластной, межрегиональной, межгосударственной миграции, знать ее динамику и прогноз и регулировать чрезвычайно осторожно. Особенно сегодня, в исторический момент перелома, кризиса.

Стихийные, экологические бедствия и крупные аварии за последнее время выявили доселе неизвестные для Евразии масштабные проблемы переселения людей из одной местности в другую. Мы столкнулись с этим, например, после трагедии Чернобыля и землетрясения в Армении, Киргызии, наводнения в Казахстане. Остро встал и вопрос вынужденной миграции людей в связи с осложнением межнациональных отношений в ряде регионов постсоветского пространства и мира. Появились так называемые беженцы, сегодня на постсоветском пространстве их насчитывается более одного миллиона. Поэтому не случайно в системе Госкомтруда в некоторых регионах созданы управления по миграции и переселения. Вместе с тем назрела необходимость создания материальной базы для миграционной службы, образования ее подразделений в областях и районах.

Следует подчеркнуть, что сегодня нет территории постсоветского пространства, где бы совместно ни проживали и ни трудились люди разных национальностей. Иной стала и демографическая ситуация, которая характеризуется, как выше было показано, быстрым ростом городского населения. Эти глубинные перемены привели к новым реальностям, которые необходимо учитывать как с целью создания условий для дальнейшего развития каждой национальной общности, так и для гармонизации межнациональных отношений. Отсюда - объективная потребность научного регулирования миграционными процессами и радикального обновления национальной политики.

Разумная миграционная мобильность населения регионов, республик, стран способствует ускорению развития производительных сил каждой из них, служит интернациональному сплочению людей, расширению подлинной демократии, обеспечивающей активное участие трудящихся в решении государственных дел. Все это наглядно видно на примере сегодняшнего многонационального Казахстана.

Представляются интересными материалы исследования, касающиеся отношений людей к приходу в коллектив и уходу из коллектива людей разных национальностей. Так, положительно относятся к тому, что их коллектив пополнился людьми своей национальности 35,1% работников АХБК, 38,1% сельских тружеников Алматинской области и 39,9% рабочих Шым-кентского свинцового завода; безразлично относятся соответственно -57,2%, 46,1 и 45,9; отрицательно - 1%, 1,3, 1,2. К людям же других нацио-

нальностей относятся положительно - 33,2% опрошенных работников АХБК, 34,1 сельских тружеников Алматинской области и 34,2% рабочих Шымкентского свинцового завода; безразлично - соответственно 54,5%, 49,9 и 49,6; отрицательно - 3,9%, 1,2 и 1,2.

Как видим, национальная принадлежность - не самое главное, когда речь идет о пополнении трудового коллектива. При этом наблюдаются определенные различия в оценке прихода и ухода людей своей национальности. Так, положительно относятся к уходу лица своей национальности из коллектива только 5,9% опрошенных работников АХБК, 2,3% сельских тружеников Алматинской области, 7,2% респондентов Шымкентского свинцового завода; безразлично соответственно - 59,5%, 54,6 и 54,4; отрицательно - 16,9%, 14,5 и 14,5. Положительно к уходу лиц не своей национальности относятся 8,6% на АХБК, 8,8% сельских тружеников Алматинской области, 8,7% опрошенных на Шымкентском свинцовом заводе; безразлично - соответственно 61,5%, 61,4 и 61,1; отрицательно - 9,3%, 8,8 и 8,7.

Как видим, хотя в целом к пополнению коллективов людьми разных национальностей отношение хорошее, все же надо учитывать имеющиеся особенности и более осторожно подходить к формированию миграционной политики. За последние 55 лет особенно возросла численность населения в северных областях Казахстана, где осваивались новые земли. В некоторых районах, в связи с освоением целины, население удвоилось, а в Есильском, Кзылтуском, Октябрьском, Семиозерном число жителей увеличилось более чем в три раза.

Изменения в национальном составе, обусловленные разумной миграцией и расселением, отражают диалектику развития сотрудничества народов Казахстана и Евразии. В этом сотрудничестве наиболее активно участвуют русские, которые составляют в настоящее время примерно одну четвертую населения Казахстана, одну пятую Кыргызстана, одну девятую Туркменистана, одну десятую Узбекистана и Таджикистана.

Казахи, узбеки, таджики, кыргызы, туркмены и каракалпаки, ранее преимущественно проживающие на своей национальной территории, сейчас большими группами живут в других странах постсоветского пространства. Например, из 15% узбеков, которые проживают за пределами Узбекистана, в Казахстане и Кыргызстане живут около 800 тыс., в Таджикистане - 873 тыс., в Туркменистане - 234 тыс., в других странах Евразии - более 80 тыс. За пределами Таджикистана прожинает 23% таджиков, которые распространены следующим образом: в Узбекистане - 595 тыс., в Кыргызстане - 23 тыс. и т.д. В 1926 г. на территории Казахстана проживало 93,58% казахов (6), а сейчас - приблизительно 65% (7). По данным переписи 1979 г., вне республики проживало 1 млн. 267 тыс. казахов, а по переписи 2009 г. -уже около 2 млн. человек. Из них в Узбекистане живут около 500 тыс., в Кыргызстане - 37 тыс., в Российской Федерации - приблизительно 600 тыс.,

в Туркменистане - более 50 тыс. и т.д. Все это отражает развитие отношений сотрудничества народа с другими народами, прежде всего с русским.

Сегодня в Казахстане трудятся и живут представители различных национальностей. Мигранты из России, с Украины зачастую оказывались пионерами внедрения в производство передовых методов, современных технологий, новшеств науки и техники, их усилиями в Казахстане получило развитие производство многих сельскохозяйственных продуктов. Например, Казахстан по производству сахарной свеклы занимал одно из передовых мест по Евразии. В республике средний урожайно с одного гектара составлял более 300 центнеров.

А ведь первыми, кто начал культивировать свеклу в условиях мягкого климата долины Семиречья, были мигранты с Украины. Они же и были первыми учителями, первыми наставниками таких известных на весь бывший СССР свекловодов, как дважды Герой Социалистического Труда Н. Алда-бергенов, мастер высокого урожая сахарной свеклы С. Онгарбаева и многих других. По 500 и более центнеров сахарной свеклы с гектара собирали Герой Труда 3. Сейтова, передовики И. Муханов, Т. Рахметов, К. Немеребаева, И. Туркин и другие. Все эти достижения были плодами содружества народов Евразии и результатами научно-технического прогресса.

Одной из наиболее острых проблем в процессе экономического кризиса и стихийной миграции населения стала безработица. Чтобы представить, насколько положение серьезное, достаточно сказать, что в Казахстане сейчас насчитывается более одного миллиона безработных, почти больше половины из них - коренное население. Конкретные социологические исследования заставляют серьезно задуматься и над такими фактами: около 30% казахстанской молодежи в возрасте до 25 лет не удовлетворены условиями жизни и труда. С развертыванием рыночных отношений проблема занятности еще более обострилась.

В связи с этим хотелось высказать отношение и к выдвигаемым в последнее время в печати призывам регулировать эффективность производства, уровень производительности труда безработицей. Эта точка зрения, в частности, высказана известным экономистом Н. Шмелевым в журнале «Новый мир» и другими.

Считать безработицу средством подъема экономики, на наш взгляд, безнравственно. Нельзя забывать, что существование безработицы ведет к социальному неравенству, служит основой повышенной эксплуатации работников и стихийной миграции населения. Поэтому наша система должна быть более гибкой. Особое внимание надо уделять переподготовке кадров и перераспределению рабочей силы как внутри страны, так и на постсоветском пространстве. В случае, если государство не в состоянии обеспечить работой своих граждан, оно обязано выплачивать безработным денежную компенсацию в размере не ниже официального прожиточного минимума.

Безработицу можно предотвратить путем проведения в жизнь комплексных решений, в т.ч. совершенствования социальной и миграционной политики.

Надо признать, что гражданское законодательство Казахстана и стран постсоветского пространства пока не находится в фокусе общественных дискуссий по проблемам миграционной политики, хотя совершенно очевидно, что всюду, где административный режим перестает быть фактором управления миграционными процессами, на его место приходят право и наука. Поэтому необходимо не только пересмотреть существующие законы об иммиграционном процессе, но и разработать и принять новый общеевразийский Закон об иммиграции, упростив процедуру переселения граждан как внутри страны, так и за ее пределы. Но формирование миграционной политики требует предварительных комплексных исследований современных миграционных процессов в условиях экономического кризиса и политической независимости стран постсоветского пространства, разработки более действенных регулирующих мер, расчетов и оценок демографической и социально-экономической эффективности и последствий миграции.

Интернационализация населения стран постсоветского пространства в ходе миграционных процессов ведет к дальнейшему развитию и сближению наций и народностей, способствует искоренению националистических предрассудков. Об этом свидетельствует ежегодный рост в казахстанском обществе числа смешанных браков. Сейчас в Казахстане доля межнациональных браков в общем их количестве составляет в среднем 17,6% (8); а в больших городах - до 35%, среди казахов - 4%, уйгуров - 10%, русских - 24, украинцев - 81%. Сегодня в стране около 750 тыс. межнациональных семей и почти каждый седьмой ребенок рождается в интернациональной семье.

Результаты социологического исследования показывают, что уже сложились устойчивые установки у населения на межнациональные браки. Так, 45,9% опрошенных из числа участников республиканского актива Казахстана ответили, что национальность в браке не имеет значения, в то же время 11,3% ответили, что межнациональный брак нежелателен, и 11,8% согласны на межнациональный брак, если жених или невеста «будут соблюдать обычаи моего народа».

В заключение следует отметить, что сегодня чрезвычайно важно добиваться того, чтобы миграция населения на территории постсоветского пространства способствовала бы объединению представителей разных социальных групп и национальностей в одну дружную семью, главным стремлением которой стал бы национальный и социальный прогресс стран постсоветского пространства в системе мирового сообщества.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Абсаттаров М.Р. Казахский этнос: на перекрестке истории // Евразийское сообщество. - 1995. - № 11-12. - С. 11.

(2) Жумасултанов Т. Население Казахстана: динамика демографии // Мысль. - 2012. -№ 2. - С. 9.

(3) Там же.

(4) Казахстанская правда. - 2012. - 15 мая.

(5) Казахстанская правда. - 2012. - 22 мая.

(6) Казахская Советская Социалистическая Республика. Энциклопедический справочник. - Алма-Ата, 1981. - С. 131.

(7) Переписи населения Республики Казахстан 2009 года. Краткие итоги. - Алматы, 2010. - С. 11.

(8) Жумасултанов Т. Население Казахстана: динамика демографии // Мысль. - 2012. -№ 2. - С. 18.

REFERENCES

(1) Absattarov M.R. Evrazijskoe soobshhestvo - Eurasian community, 1995, no. 11-12., p. 11.

(2) Zhumasultanov T. Mysl' - Thought, 2012, no. 2, p. 9.

(3) Ibid.

(4) Kazahstanskaja pravda - Kazakhstan Today, 2012, 15 May.

(5) Ibid., 22 May.

(6) Kazahskaja Sovetskaja Socialisticheskaja Respublika: Jenciklopedicheskij spravochnik [The Kazakh Soviet Socialist Republic. Encyclopedic Reference]. Alma-Ata, 1981, p. 131.

(7) Perepisi naselenija Respubliki Kazahstan 2009 goda. Kratkie itogi [Census of the Republic of Kazakhstan in 2009. Brief results]. Almaty, 2010, p. 11.

(8) Zhumasultanov T. Mysl'- Thought, 2012, no. 2, p. 18.

PECULIARITIES OF POPULATION MIGRATION IN POST-SOVIET SPACE: THE CASE OF KAZAKHSTAN

R.B. Absattarov

Department of Political and Socio-Philosophical Sciences

Institute of Masters and PhD, Kazakh National Pedagogical University named after Abay Zhambula Str., 25, Almaty, Kazakhstan, 050010

The article analyses the peculiarities and problems of Kazakhstan people's migration in the context of the post-Soviet space. Great attention is paid to the insufficiently studied aspects and controversial issues of the migration processes during the Soviet Union period (the case of Kazakhstan).

Key words: population, migration policy, migration, mobility, flexibility, city, village, relocation, demographics, urbanization, resettlement, family, nation, nationality, national and ethnic groups, unemployment, post-Soviet space, Eurasia, regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.