Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / АНДРОГИННОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наквасина С.Н.

Статья посвящена проблеме межличностных отношений у студентов с различной гендерной принадлежностью. В связи с изменением системы ценностей современной молодежи, меняются отношения к самому себе и окружающим людям, что влияет на межличностные отношения. В статье описываются результаты исследования межличностных отношений юношей и девушек с различной гендерной принадлежностью по параметрам дружелюбия и агрессивности, доминирования и подчинения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTICULARITIES OF INTERPERSONAL RELATIONS OF STUDENTS WITH DIFFERENT GENDER IDENTITY

The article is dedicated to the problem of interpersonal relations of students with different gender identity. In connection with the changes in modern youth value system, the relationship to oneself and surrounding people changes, and it affects interpersonal relations. The article describes the results of a research of interpersonal relations of young men and women with different gender identity on the next points: friendliness and aggressiveness, domination and obedience.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ»

УДК 159.922.8

Наквасина С.Н. студент 4 курса факультет клинической психологии Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ

Аннотация. Статья посвящена проблеме межличностных отношений у студентов с различной гендерной принадлежностью. В связи с изменением системы ценностей современной молодежи, меняются отношения к самому себе и окружающим людям, что влияет на межличностные отношения. В статье описываются результаты исследования межличностных отношений юношей и девушек с различной гендерной принадлежностью по параметрам дружелюбия и агрессивности, доминирования и подчинения.

Ключевые слова: гендер, маскулинность, фемининность, андрогинность, межличностные отношения.

Nakvasina S.N. student

4th course, faculty of clinical psychology Orenburg state medical university Russia, Orenburg THE PARTICULARITIES OF INTERPERSONAL RELATIONS OF STUDENTS WITH DIFFERENT GENDER IDENTITY

Abstract. The article is dedicated to the problem of interpersonal relations of students with different gender identity. In connection with the changes in modern youth value system, the relationship to oneself and surrounding people changes, and it affects interpersonal relations. The article describes the results of a research of interpersonal relations of young men and women with different gender identity on the next points: friendliness and aggressiveness, domination and obedience.

Keywords: gender, masculinity, femininity, androgyny, interpersonal relations.

XXI век - век коммуникаций. Происходит увеличение доли сферы услуг на рынке, вырастает значимость социальных сетей в повседневном общении. Все процессы, происходящие в современном мире, строятся на общении и взаимодействии людей между собой.

Коммуникация - это живой процесс, и его особенности от поколения к поколению меняются. Помимо этого, происходит тотальная гендерная трансформация, и среди молодого поколения преобладает андрогинность, а фемининность и маскулинность в современных условиях становятся менее распространенными гендерными характеристиками. В связи с этим мы

приняли решение изучить особенности межличностных отношений у студентов с различной гендерной принадлежностью.

Базой проведения исследования стало Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Исследование проводилось в 2018 году. В качестве респондентов выступили студенты 2-5 курсов в возрасте от 18 до 23 лет, 50 респондентов (41 девушка и 9 юношей). На основе гендерной принадлежности всех испытуемых можно разделить на 3 группы в зависимости от гендера: андрогинные студенты - 60% (30 чел.), фемининные студенты - 32% (16 чел.), маскулинные студенты - 8% (4 чел.).

Исследование проводилось с помощью полоролевого опросника С. Бем и методики диагностики межличностных отношений (ДМО) Л.Н. Собчик. Статистическое сравнение производилось с использованием критерия 1-Стьюдента (формула для выборок, значительно различающихся по численности).

Средние значения обобщенных факторов (доминирование и дружелюбие) у исследуемых выборок представлены в таблице (Таблица 1).

Таблица 1

Средние значения обобщенных факторов у исследуемых выборок

Обобщенный фактор Средняя выраженность фактора у андрогинных студентов Средняя выраженность фактора у фемининных студентов Средняя выраженность фактора у маскулинных студентов

Доминирование-подчинение 1,56 1,81 9,87

Дружелюбие-агрессивность 1,53 7,35 -6,07

Примечание: отрицательный знак соответствует подчинению и агрессивности, положительный - доминированию и дружелюбию.

Все выборки характеризуются доминированием, для андрогинных и фемининных студентов характерно дружелюбие, а для маскулинных -агрессивность.

Мы провели статистическое сравнение значимости сфер ролевого взаимодействия у исследуемых выборок попарно. Результаты сравнения представлены в таблице (Таблица 2).

Таблица 2

Результаты сравнения средних значений обобщенных факторов

у исследуемых выборок (эмпирическое значение критерия 1_Стьюдента)_

Обобщенный фактор Сравнение выраженности фактора у андрогинных и фемининных студентов Сравнение выраженности фактора у андрогинных и маскулинных студентов Сравнение выраженности фактора у фемининных и маскулинных студентов

Доминирование-подчинение 0,123 1,992* 2,550**

Дружелюбие-агрессивность 3,342*** 2,080** 2,922***

Примечание: Три звездочки (***) означают различия на очень высоком уровне статистической значимости (эмпирическое значение критерия и Стьюдента р<0,01); две звездочки (**) означают статистически достоверные различия (р<0,05); одна звездочка (*) - различия на уровне статистической тенденции (р<0,1).

В результате статистического сравнения выявлены следующие различия:

- по параметру доминирования-подчинения у маскулинных студентов преобладает доминирование (р<0,05); различия между андолгинными и фемининными студентами незначительны;

- по параметру дружелюбия-агрессивности наибольшее дружелюбие продемонстрировали фемининные студенты (р<0,01), значительно меньшее дружелюбие - андрогинные студенты (р<0,05);

- по параметру дружелюбия-агрессивности маскулинная выборка продемонстрировала выраженную агрессивность (р<0,01).

Полученные данные свидетельствуют о том, что маскулинные студенты обладают высокой доминантностью и агрессивностью; фемининные студенты характеризуются высоким уровнем дружелюбия и низкой доминантностью; андрогинные же студенты доминантны и дружелюбны в низкой степени. Таким образом, исследуемые выборки соответствуют представлениям С. Бем о характерных особенностях различных гендеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.