Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
502
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендер / маскулинность / фемининность / стратегия поведения / конфликт / межличностный конфликт.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Махаммад Расул М. И., Давыдова Ю. А.

Работа посвящена исследованию гендерных особенностей межличностных конфликтов в профессиональных коллективах. В исследовании приняли участие 15 мужчин и 15 женщин, работающих в трудовом коллективе. Выявлены разные виды связи (прямая и обратная) между гендерной принадлежностью и ведущей стратегией поведения в межличностном конфликте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ»

Литература

1. Ansari D., Karmiloff-Smith A. Atypical trajectories of number development: A neuroconstructivist perspective //Trends in cognitive sciences. 2002. Т. 6. №. 12. С. 511-516.

2. Kucian K., Loenneker T., Dietrich T., Dosch M., Martin E., von Aster M. Impaired neural networks for approximate calculation in dyscalculic children: a functional MRI study //Behavioral and Brain Functions. 2006. Т. 2. №. 1. С. 1-17.

3. Kesler S. R., Sheau K., Koovakkattu D., Reiss A.L. Changes in frontal-parietal activation and math skills performance following adaptive number sense training: Preliminary results from a pilot study //Neuropsychological rehabilitation. 2011. Т. 21. №. 4. С. 433-454.

4. Gobel S., Walsh V., Rushworth M. F. S. The mental number line and the human angular gyrus // Neuroimage. 2001. Т. 14. №. 6. С. 1278-1289.

5. Costa A. J., Silva J.B.L, Chagas P.P., Krinzinger H., Lonneman J., Willmes K, Wood G., Haase V.G. A hand full of numbers: a role for offloading in arithmetics learning? // Frontiers in Psychology. 2011. Т. 2. С. 368.

6. Soylu F., Raymond D., Gutierrez A., Newman S. D. The differential relationship between finger gnosis, and addition and subtraction: An fMRI study. 2018.

7. Van Viersen S., Slot E.M., Kroesbergen E.H., van't Noordende J.E., Leseman P.P.M. The added value of eye-tracking in diagnosing dyscalculia: A case study //Frontiers in psychology. 2013. Т. 4. С. 679.

8. Soltanloua M., Dresler T., Artemenko C., Rosenbaum D., Ehlis A., Nuerk H. Training causes activation increase in parietal and temporo-parietal regions in children with developmental dyscalculia. 2020.

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ

Махаммад Расул М. И., Бишкек (Кыргызстан), студент 4 курса Кыргызско-Российского Славянского университета, makhammad m@mail.ru

Давыдова Ю. А., Бишкек (Кыргызстан), кандидат психологических наук, и.о. доцента кафедры психологии Кыргызско-Российского Славянского университета, yulyadavydova@yandex.ru

DOI:

Работа посвящена исследованию гендерных особенностей межличностных конфликтов в профессиональных коллективах. В исследовании приняли участие 15 мужчин и 15 женщин, работающих в трудовом коллективе. Выявлены разные виды связи (прямая и обратная) между гендерной принадлежностью и ведущей стратегией поведения в межличностном конфликте.

Ключевые слова: гендер, маскулинность, фемининность, стратегия поведения, конфликт, межличностный конфликт.

GENDER FEATURES OF INTERPERSONAL CONFLICTS IN PROFESSIONAL TEAMS

Makhammad Rasul M. I., Bishkek City (Kyrgyz Republic), makhammad m@mail.ru

Davydova Yu. A., Bishkek City (Kyrgyz Republic), Candidate of Sciences in Psychology Kyrgyz-Russian Slavic University, yulyadavydova@yandex.ru

The work is devoted to the study of gender characteristics of interpersonal conflicts in professional collective. The study involved 15 men and 15 women working in the labor collective. The direct and inverse relationship between gender identity and the leading strategy of behavior in interpersonal conflict is revealing.

Keywords: gender, masculinity, femininity, behavior strategy, conflict, interpersonal conflict.

Конфликты так или иначе являются неотъемлемой составляющей жизни современного общества. Люди каждый день взаимодействуют друг с другом в повседневной жизни, в трудовой деятельности, у них возникают расхождения или противоречия в идеях, мыслях, целях и нередко данные противоречия перерастают в конфликты.

Современные исследователи в области конфликтологии рассматривают понятие «конфликт» как ситуацию столкновения, где каждая из сторон занимает позицию, которая несовместима по отношению друг к другу [1].

Известно, что проблема конфликта изучалась многими специалистами и данной проблеме было посвящено немало трудов. Проблемой конфликта занимались зарубежные ученые, среди таких выделяют Г. Зиммель (1908), К. Левин (1936), Ф. Хайдер (1946), М. Дойч (1949), Д. Тибо (1953), Л. Фестингер (1957), К. Томас (1970); российские авторы Ф.М. Бородкин и Н. М. Коряк (1989), А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов (1996), Г.М. Андреева (2000), Н.В. Гришина (2001), а также кыргызские авторы О.Г. Денисова (2009), В.П. Иванова и А.А. Бережанская (2016).

В науке различают понятие «пол» и «гендер», под первым понимают биологическую особенность, с которой человек приходит в этот мир, которая определяет людей как мужчин и женщин. В отличие от пола, гендер - это совокупность культурных и социальных сценариев, которые предписывает общество в зависимости от биологического пола человека [6].

Гендерный аспект изучаемой проблемы включает в себя многочисленные данные о том, что женщины и мужчины отличны друг от друга: в познавательной, волевой и эмоциональной сфере, в физиологическом развитии, привычках и т.д. [3], исходя из этого, в тех или иных конфликтных ситуациях они действуют по-разному, проявляя гендерные особенности, применяя определенные стратегии поведения в конфликте. Проблему изучения гендерных особенностей протекания конфликтов мы можем найти у таких исследователей как А.Б. Белоусова (2013), А.Р. Латипова (2015), С.Н. Макарова (2018).

В данной работе мы будем рассматривать особенности межличностных конфликтов в профессиональных коллективах, поскольку в каждом коллективе люди взаимодействуют друг с другом, где нередко возникают ситуации, в которых коллеги между собой обнаруживают противоречия во взглядах, мыслях и целях [2]. Данные разногласия приводят к конфликтам, которые могут негативно сказаться на состоянии социально-психологического климата в коллективе, на качестве деятельности и т.д.

Таким образом, целью исследования является изучение гендерных особенностей межличностных конфликтов в профессиональных коллективах.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что существуют различия в выборе стратегии поведения в конфликтной ситуации: у людей, у которых преобладают маскулинные черты выбирают стратегию конкуренции; люди, у которых преобладают фемининные черты -избегание и приспособление.

В соответствии с целью нашего исследования, мы определили его основные задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по теме и раскрыть понятие «гендер», «конфликт» и т.д.;

2. Провести теоретический анализ проблемы межличностных конфликтов и рассмотреть его особенности;

3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления гендерных особенностей стратегии поведения в межличностном конфликте у участников трудового коллектива.

В исследовании были использованы следующие методики:

Методика «Полоролевой опросник», разработанный С. Бем (1974). Он позволяет определить психологический пол, степень андрогинности, маскулинности и феминности личности, а также определяет тип личности: маскулинный, феминный, андрогинный [4, c. 2529].

Адаптированный вариант опросника С. Бем был осуществлен работам таких авторов, как Э. Пайнс и К. Маслач (2000), Т.В. Бендас (2005), И.С. Клецина (2003).

Методика Томаса-Килмена (1956) предназначена выявления стратегий поведения в конфликтной ситуации. К. Томас выделяет 5 стратегий поведения: конфронтация (соревнование, соперничество), приспособление (уступчивость), компромисс, уклонение, сотрудничество [5, c. 174-180].

Методика была адаптирована Н.В. Гришиной (2001).

Также была использована авторская анкета, направленная на сбор социальной информации: пол, возраст.

При помощи программы статистической обработки IBM SPSS Statistics 22 была произведена процедура математической обработки данных, которые были получены в ходе исследования.

Для обработки статистических данных были использованы следующие критерии:

1) критерий Колмогорова - Смирнова, который направлен на выявление нормальности распределения выборки;

2) Критерий Мана-Уитни, направленный на оценку различий величин средних двух независимых выборок;

3) Корреляция Спирмана.

Результаты

В исследовании приняли участие 30 респондентов мужского (50%) и женского пола (50%). Их возраст варьировал от 22 до 44 лет.

Полоролевой опросник С. Бем направлен на определение степени маскулинности-фемининности в трудовом коллективе.

Из 30 человек всего 10 человек, у которых высокие показатели маскулинности (33,3%), 15 человек с высокими показателями фемининности (50,0%), 4 человека являются андрогинными, то есть имеют высокие показатели и маскулинности, и фемининности (13,3%), 1 человек является недифференцированным, то есть имеет низкие показатели и маскулинности, и фемининности (3,3%).

Из рисунка 1 мы видим, что 9 мужчин имеют высокие показатели маскулинности (60,0%), 3 мужчин имеют высокие показатели фемининности (20,0%), 3 мужчины имеют высокие показатели и маскулинности, и фемининности, то есть являются андрогинными

(20,0%), и не имеют ни одного мужчины, у которого низкие показатели и маскулинности, и фемининности. В свою очередь у одной 1 женщины имеются высокие показатели маскулинности (6,7%), у 12 женщин высокие показатели фемининности (80,0%), 1 женщина являются андрогинной (6,7%), и 1 женщина имеет низкие показатели и маскулинности, и фемининности (6,7%).

14 12 10 8 6 4 2 0

Маскулинность Фемининность Андрогинность Недифференцированный

■ Мужчины ■ Женщины

Рис. 1. Соотношение биологического пола и типа личности по опроснику С. Бем

Выборка была разделена на две группы, в первой группе оказались люди с преобладанием маскулинных характеристик, во второй группе оказались люди с преобладанием фемининных характеристик. Анализ проводился при помощи критерия Мана-Уитни.

Результаты сравнения двух групп выявили статистически значимые различия по шкалам уклонение (р <0,05), конфронтация (р <0,05).

Таблица 1

Методика Томаса-Килмена на выявление ведущей стратегии в конфликтной ситуации:

результаты

Тип личности

Стратегии Группа 1 Группа 2 U P

поведения Маскулинный (N=10) Фемининный (N=15)

M M

Уклонение 7,90 16,40 24,0 <0,05

Приспособление 10,40 14,73 49,0 >0,05

Конфронтация 18,50 9,33 20,0 <0,05

Сотрудничество 10,80 14,47 53,0 >0,05

Компромисс 12,95 13,03 74,5 >0,05

Таким образом, в результате сравнения двух групп было выявлено различие в том, что у людей с преобладающими маскулинными чертами достаточно высокий уровень стратегии поведения конфронтация, в то время как у людей с преобладающими фемининными чертами высокий уровень стратегии поведения уклонение.

В трудовом коллективе, согласно, полученным данным, мужчины фемининного типа склонны к избеганию конфликтов, точно так же, как и женщины фемининного типа

предпочитают стратегию избегания. Женщины маскулинного типа используют стратегию конфронтацию, точно также, как мужчины с преобладающими маскулинными чертами.

Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что существуют различия в стратегии поведения у людей с преобладающими маскулинными и фемининными чертами личности.

Поскольку в данном исследовании были использованы две методики, мы сравнили полученные данные двух методик: гендерной характеристикой и стратегией поведения, при помощи корреляционного анализа Спирмена для того, чтобы выявить связь между ними.

Таблица 5

Коэффициенты корреляционного анализа показателей двух методик

Стратегия поведения Гендерная характеристика P

Уклонение; 0,428 p <0,05*

Приспособление; 0,351 p >0,05

Конфронтация; -0,440 p <0,05*

Сотрудничество; 0,137 p >0,05

Компромисс 0,271 p >0,05

В результате сравнения была выявлена статистически значимая корреляция между гендерной характеристикой и стратегией поведения конфронтация, и уклонение. Однако следует отметить, что выявлена обратная взаимосвязь между стратегий поведения конфронтация и гендерной характеристикой, что говорит о том, что, когда значения одной переменной убывают, значения другой возрастают.

В результате нашего исследования, по двум главным методикам, было выявлено, что существуют различия в стратегии поведения уклонения и конфронтации между двумя группами людей с преобладающими маскулинными чертами личности, и преобладающими маскулинными чертами личности.

Мужчины и женщины с преобладающими маскулинными чертами выбирают стратегию конфронтации, они более склонны к соперничеству, готовы бороться, чтобы отстаивать свои личные интересы. Мужчины и женщины с преобладающими фемининными чертами личности выбирают стратегию избегания, они уклоняются от открытого противодействия в конфликтных ситуациях, они готовы уступить интересам другого, чтобы не вступать в конфронтацию.

Таким образом, гипотеза о том, что существуют различия в стратегии поведения между людьми с преобладающими маскулинными и фемининными чертами личности, а также то, что люди у которых преобладают маскулинные черты личности выбирают стратегию поведения конфронтация, и люди, у которых преобладают фемининные черты личности выбирают стратегию избегание и приспособление, подтверждена не полностью, поскольку не было выявлено значимых различий по шкале приспособление.

Таким образом, выше проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Конфликт можно определить, как конфликтную ситуацию, в которой появляется актуальное противоречие в целях, позициях и мнениях между сторонами. Следует отметить,

что понятие конфликта не принадлежит какой-то определенной области науки, поскольку существует огромное количество областей науки, которые изучают проблему конфликта.

Гендерный аспект изучаемой проблемы включал, во-первых, разведение понятий «пол» и «гендер», где под первым понимают биологический пол человека, а гендер, в свою очередь, - это совокупность культурных и социальных сценариев, или по-другому, социальный пол человека.

2. Межличностный конфликт - это конфликт между личностями, которые являются обладателями противоречивых целей, интересов. Межличностные конфликты охватывают практически все сферы человеческих отношений (экономика, политика, бытовая сфера, производственная и т.д.). Также межличностные конфликты имеют объективные и субъектные причины возникновения, а еще имеет психологическую структуру, на которую оказывает влияние человек своими личностными особенностями. Все выше перечисленное в свою очередь, оказывает влияние на характер взаимодействия с другими людьми.

3. Конфликты являются неотъемлемой частью жизни современного человека. В трудовых коллективах конфликты возникают нередко, однако стратегия поведения определяет исход конфликта. Как было показано в результатах исследования, существуют гендерные различия в выборе стратегии поведения: люди с преобладающими маскулинными чертами личности предпочитают стратегию конфронтацию, в свою очередь, люди, у которых преобладают фемининные черты личности предпочитают стратегию избегания.

Литература

1. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И.Шипилов. М.: ЮНИТИ. 2006. 591 с.

2. Белоусова, А. Б. Гендерные особенности участников вертикальных межличностных конфликтов в современной организации / А. Б. Белоусова, А. Б. Хавронина // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 3. С. 157-163.

3. Бендас Т. Гендерная психология / Т. Бендас. М.: ПИТЕР. 2006. 309 с.

4. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности: Методические рекомендации / Сост. Е. Д. Беспанская-Павленко. Минск: БГУ. 2013. 87 с.

5. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Д.Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2001.

6. Словарь гендерных терминов / Сост. А.А. Денисова. Информация-ХХ1 век. М. 2002. 297 с.

ОЦЕНКА СКЛОННОСТИ К РИСКУ У СТУДЕНТОК, ПРОХОДЯЩИХ ОБУЧЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

Остапук И. П., Витебск (Республика Беларусь), студентка 4 курса лечебного факультета УО «ВГМУ», ostapukira 177@gmail.com

DOI:

Научные руководители: Беспалов Юрий Анатольевич, полковник медицинской службы; Бутвиловский Вячеслав Вячеславович подполковник медицинской службы, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В материале рассматривается склонность к риску у студенток, проходящих обучение по специальности «Лечебное дело». Работа над темой реализовывалась через использование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.