Научная статья на тему 'РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ И ПРИТЯЗАНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ'

РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ И ПРИТЯЗАНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / АНДРОГИННОСТЬ / РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ / РОЛЕВЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наквасина С.Н.

Статья посвящена проблеме ролевых ожиданий и притязаний у студентов с различной гендерной принадлежностью. В связи с изменением системы ценностей современной молодежи, меняются ожидания и притязания, касающиеся супружеских отношений. В статье описываются результаты исследования ожиданий и притязаний юношей и девушек с различной гендерной принадлежностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE EXPECTATIONS AND ROLE CLAIMS OF STUDENTS WITH DIFFERENT GENDER IDENTITY

The article is dedicated to the problem of role expectations and claims of students with different gender identity. In connection with the changes in modern youth value system, expectations and claims concerning marital relations are changing. The article describes the results of a research of role expectations and claims of young men and women with different gender identity.

Текст научной работы на тему «РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ И ПРИТЯЗАНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ»

УДК 159.922.8

Наквасина С.Н. студент 4 курса факультет клинической психологии Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ И ПРИТЯЗАНИЯ У СТУДЕНТОВ С

РАЗЛИЧНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ Аннотация. Статья посвящена проблеме ролевых ожиданий и притязаний у студентов с различной гендерной принадлежностью. В связи с изменением системы ценностей современной молодежи, меняются ожидания и притязания, касающиеся супружеских отношений. В статье описываются результаты исследования ожиданий и притязаний юношей и девушек с различной гендерной принадлежностью.

Ключевые слова: гендер, маскулинность, фемининность, андрогинность, ролевые ожидания, ролевые притязания.

Nakvasina S.N. student

4th course, faculty of clinical psychology Orenburg state medical university Russia, Orenburg ROLE EXPECTATIONS AND ROLE CLAIMS OF STUDENTS WITH DIFFERENT GENDER IDENTITY Abstract. The article is dedicated to the problem of role expectations and claims of students with different gender identity. In connection with the changes in modern youth value system, expectations and claims concerning marital relations are changing. The article describes the results of a research of role expectations and claims of young men and women with different gender identity.

Keywords: gender, masculinity, femininity, androgyny, role expectations, role claims.

В настоящее время происходит смена доминирующих парадигм, постоянное изменение образа жизни, образа мышления, системы ценностей. Каждое последующее поколение все больше отличается от предыдущего. Особенно отчетливо это заметно в сфере человеческих отношений. У современной молодежи отличное от прошлых поколений представление об особенностях отношений, в том числе и семейных. Помимо этого, происходит тотальная гендерная трансформация, и среди молодого поколения преобладает андрогинность, а фемининность и маскулинность в современных условиях становятся менее распространенными гендерными характеристиками. В связи с этим мы приняли решение изучить ролевые ожидания и притязания в браке у студентов с различной гендерной принадлежностью.

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 5/2(21) 2018

httD://forum-nauka.ru

809

Базой проведения исследования стало Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Исследование проводилось в 2018 году. В качестве респондентов выступили студенты 2-5 курсов в возрасте от 18 до 23 лет, 50 респондентов (41 девушка и 9 юношей). На основе гендерной принадлежности всех испытуемых можно разделить на 3 группы в зависимости от гендера: андрогинные студенты - 60% (30 чел.), фемининные студенты - 32% (16 чел.), маскулинные студенты - 8% (4 чел.).

Исследование проводилось с помощью методики А.Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП). Статистическое сравнение производилось с использованием критерия 1-Стьюдента (формула для выборок, значительно различающихся по численности).

Средняя оценка значимости сфер ролевого взаимодействия у исследуемых выборок представлена в таблице (Таблица 1).

Таблица 1

Средняя оценка значимости сфер ролевого взаимодействия _ у исследуемых выборок__

Сфера ролевого взаимодействия Средняя значимость сферы для андрогинных студентов Средняя значимость сферы для фемининных студентов Средняя значимость сферы для маскулинных студентов

Интимно-сексуальная 4,43 4,69 4,00

Личностная идентификация с супругом 6,83 7,19 6,50

Хозяйственно-бытовая 6,25 5,81 6,63

Родительско-воспитательная 6,00 5,97 6,36

Социальная активность 7,05 6,66 8,25

Эмоционально-психотерапевтическая 7,30 7,00 7,25

Внешняя привлекательность 6,13 6,16 5,75

Для андрогинных и маскулинных студентов высокую значимость имеют социальная активность и эмоционально -психотерапевтическая сфера ролевого взаимодействия в семье. Для фемининных студентов наиболее значимы социальная активность и личностная идентификация с супругом.

Мы провели статистическое сравнение значимости сфер ролевого

взаимодействия у исследуемых выборок попарно. Результаты сравнения представлены в таблице (Таблица 2).

Статистический анализ показал, что достоверные различия выявляются только по шкале «Социальная активность», причем данная сфера ролевого взаимодействия наиболее важна для ангрогинных студентов, несколько менее важна для маскулинных студентов, и наименее всего среди исследуемых выборок - для фемининных студентов.

Таблица 2

Результаты сравнения значимости сфер ролевого взаимодействия

у исследуемых выборок (эмпирическое значение критерия 1__Стьюдента)__

Сфера ролевого взаимодействия Сравнение значимости сфер у андрогинных и фемининных студентов Сравнение значимости сфер у андрогинных и маскулинных студентов Сравнение значимости сфер у фемининных и маскулинных студентов

Интимно-сексуальная 0,522 0,498 0,660

Личностная идентификация с супругом 0,798 0,040 0,819

Хозяйственно-бытовая 1,279 0,737 0,611

Родительско-воспитательная 0,062 0,041 0,486

Социальная активность 0,997 1,812* 2,199**

Эмоционально-психотерапевтическая 0,872 0,001 0,463

Внешняя привлекательность 0,058 0,420 0,420

Примечание: Две звездочки (**) означают статистически достоверные различия (эмпирическое значение критерия t-Стъюдента р<0,05); одна звездочка (*) - различия на уровне статистической тенденции (р<0,1).

Данные различия могут быть обусловлены особенностями современной системы ценностей, в которой приоритетными являются активные виды отдыха, активность в работе, участие в различных мероприятиях, посещение новых мест и событий, что объясняется повышением значимости ценности социальной активности. Если говорить о супружеских взаимоотношениях, то в представлении респондентов, вероятнее всего, важно, чтобы факт супружества и семейный образ жизни не мешали, а только способствовали активной социальной жизни.

Наименее выражено предпочтение данной сферы ролевого взаимодействия - социальной активности - у фемининных студентов, что

соответствует представлениям о фемининности. Согласно С. Бем, фемининность представляется как способность быть фоном в жизни других, т.е. обеспечивать удобство и комфорт близких, при этом свои потребности и интересы зачастую отодвигая на второй план.

Таким образом, в результате исследования выявлено, что для андрогинных и маскулинных студентов такая сфера ролевого взаимодействия, как социальная активность, является более важной, чем для фемининных студентов, что отражает современные тенденции массового сознания и соответствует выявленной у студентов гендерной принадлежности.

УДК 159.922.8

Наквасина С.Н. студент 4 курса факультет клинической психологии Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме межличностных отношений современной молодежи. В связи с изменением системы ценностей современной молодежи, меняются отношения к самому себе и окружающим людям, что влияет на межличностные отношения. В статье описываются результаты исследования межличностных отношений юношей и девушек по параметрам доминирования и подчинения, дружелюбия и агрессивности.

Ключевые слова: межличностные отношения, доминирование, подчинение, дружелюбие, агрессивность.

Nakvasina S.N. student

4th course, faculty of clinical psychology Orenburg state medical university Russia, Orenburg MODERN YOUTH INTERPERSONAL RELATIONS

Abstract. The article is dedicated to the problem of modern youth interpersonal relations. In connection with the changes in modern youth value system, the relationship to oneself and surrounding people changes, and it affects interpersonal relations. The article describes the results of a research of young men and women interpersonal relations on the next points: domination and obedience, friendliness and aggressiveness.

Keywords: interpersonal relations, domination, obedience, friendliness, aggressiveness.

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 5/2(21) 2018

htto://forum-nauka.ru

812

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.