Научная статья на тему 'Особенности межличностных отношений у подростков'

Особенности межличностных отношений у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7328
748
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТРЕМЛЕНИЕ К ЛЮДЯМ / БОЯЗНЬ БЫТЬ ОТВЕРГНУТЫМ / ПРАГМАТИЧЕСКИЙ / КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКИЙ / ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова С.В., Балкизова Ф.Б.

Подростковый период это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми. Общение становится ведущим видом деятельности подростка. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ «я» складывается у ребенка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы. В статье рассматриваются особенности развития межличностных отношений у подростков. Представлены результаты по исследованию развития двух мотивов: стремление к людям, боязнь быть отвергнутым, выявлены три возможных «типа» восприятия индивидом группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности межличностных отношений у подростков»

Психологические науки

61

развитию у них способности активно действовать под влиянием внутренних побуждений, они более сензитивны к своим желаниям и потребностям, свободны от психологической защиты и доверительны в отношениях с окружающими. Это способствует достижению ими высокого уровня самоактуализации.

Список литературы:

1. Нагоев Б.Б. Уровень удовлетворенности браком родителей и его влияние на формирование взрослых детей как будущих супругов // Материалы первой международной научно-практической конференции «Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе». - М., 2007. - С. 202-204.

2. Ткаченко И.В. Личностно-развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология: автореф. дисс. ... докт. психол. наук. - Сочи, 2009.

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ

© Попова С.В.* *, Балкизова Ф.Б.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Подростковый период - это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми. Общение становится ведущим видом деятельности подростка. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ «я» складывается у ребенка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы. В статье рассматриваются особенности развития межличностных отношений у подростков. Представлены результаты по исследованию развития двух мотивов: стремление к людям, боязнь быть отвергнутым, выявлены три возможных «типа» восприятия индивидом группы.

Ключевые слова межличностные отношения, стремление к людям, боязнь быть отвергнутым, прагматический, коллективистический, индивидуалистический тип.

Группа подростков, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений, обладает схожими характеристиками: трудности в общении со сверстниками, неуживчивость, вспыльчивости, грубости, замкнутости, их

* Магистрант 2 года обучения кафедры Педагогики и психологии (направление 050100.68 Педагогическое образование).

* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

62

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

отличает жадность и зазнайство, навязчивость и неряшливость. Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения [1, с. 83].

Для подростка наиболее актуально групповое межличностное взаимодействие, общение в компании ровесников. Степень «включенности» в группу определяет как стиль межличностного взаимодействия, так и направленность личностного развития. Частыми причинами затруднений общения, по мнению исследователей, могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включая интеллектуальные, волевые, личные проявления человека [2, с. 76].

Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка.

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

В связи с вышесказанным возрастная задача развития навыков межличностного взаимодействия становится для подростка наиболее значимой и актуальной, поскольку отрочество является наиболее сензитивным периодом для развития навыков межличностного взаимодействия [3, с. 26].

Однако в современной практике наблюдается противоречие между необходимостью исследования особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками и недостаточной теоретической изученностью и методической оснащенностью практической деятельности педагога-психолога в названном направлении. Эту проблему исследовали такие зарубежные ученые как А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, А.Д. Глоточкина, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн.

Цель исследования: изучить особенности развития межличностных отношений у подростков. В исследовании приняли участие ученики 9 классов МОУ СОШ № 2 города Майского КБР, в количестве 40 человек.

На первом этапе исследования была проведена диагностика с целью выявления уровня развития межличностных отношений у подростков.

В исследовании были использованы следующие методики:

1. Опросник аффилиации (А. Мехрабиана).

2. Методика оценки отношений подростка с классом (Е.Ю. Бруннер).

Был проведен опросник аффилиации (А. Мехрабиана). Под аффилиаци-

ей понимается потребность человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Цель: выявить уровень развития двух мо-

Психологические науки

63

тивов: стремление к людям, боязнь быть отвергнутым. Испытуемые, проходящие тестирование по данной методике, перед началом исследования получают инструкцию следующего содержания: «Вам предлагается несколько десятков суждений, ознакомившись с которыми необходимо выразить степень своего согласия с каждым из этих суждений при помощи следующей шкалы: +3 - полностью согласен, +2 - согласен, +1 - скорее согласен, чем не согласен, 0 - ни да, ни нет, -1 - скорее не согласен, чем согласен, -2 - не согласен, -3 - полностью не согласен.

Меру своего согласия с тем или иным утверждением можно выразить цифрой с соответствующим знаком, проставленной на листе бумаги рядом с номером данного суждения». Предлагаемый опросник оценивает две мотивационные тенденции, функционально взаимосвязанные и соотносимые с потребностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть отвергнутыми. Соответственно, испытуемым предлагаются для ответов два разных опросника, один из которых предназначен для оценки первой мотивационной тенденции, а другой - второй.

Результаты исследования в экспериментальной группе показали, что высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с высоким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым» имеют 35 % учащихся. Индивид, имеющий такое сочетание обоих мотивов, характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми. Средний уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым» выявлен у 20 % подростков. Такой человек активно ищет контактов и общения с людьми, испытывая от этого в основном только положительные эмоции. Низкий уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым» в совокупности с низким уровнем развития мотива «стремление к людям» показали 45 % учащихся 45 %. Индивид, обладающий таким сочетанием обоих мотивов, напротив, активно избегает контактов с людьми, ищет одиночества.

Данные диагностики «Опросник аффилиации» позволяет нам утверждать, что высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с высоким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым» имеют 50 % учащихся. Индивид, имеющий такое сочетание обоих мотивов, характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми. Средний уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым» выявлен у 25 % подростков. Такой человек активно ищет контактов и общения с людьми, испытывая от этого в основном только положительные эмоции. Низкий уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым» в совокупности с низким уровнем развития мотива

64

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

«стремление к людям» показали 25 % учащихся. Индивид, обладающий таким сочетанием обоих мотивов, напротив, активно избегает контактов с людьми, ищет одиночества.

Также была проведена методика оценки отношений подростка с классом (Е.Ю. Бруннер) Цель: выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы: помеха совей деятельности (прагматическое), средство достижения цели (коллективистическое), самостоятельная ценность (индивидуалистическое).

В 9 «а» классе результаты оказались следующие: прагматическое отношение показали 35 % учеников. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Коллективистическое отношение было выявлено у 25 % детей. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Индивидуалистическое отношение обнаружилось у 50 % учащихся. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов.

В 9 «б» классе результаты следующие: прагматическое отношение показали 155 % учеников. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Коллективистическое отношение было выявлено у 2 %5 детей. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Индивидуалистическое отношение обнаружилось у 20 % учащихся. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов.

Психологические науки

65

Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что уровень развития межличностных отношений значительно ниже в 9 «а» классе.

В основу формирующего этапа опытно - экспериментальной работы положена система коррекционных игр, упражнений, занятий с элементами тренинга.

Задачи тренинга:

1) предоставление участникам возможности лучше узнать друг друга;

2) развитие эмпатии у учащихся;

3) формирование умения слушать и давать обратную связь;

4) развитие групповой сплочённости.

Были использованы следующие упражнения: «Чю-чюк-люм-бэ», «Такие разные и похожие», «Правило нашей группы», «Пересказ текста», «Черты личности, способствующие эффективному общению», «... Зато ты», «Сердце».

Исследование показало, что формирующий эксперимент положительно повлиял на динамику развития межличностных отношений у подростков. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи исследования решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

Список литературы:

1. Джонсон Д.У Тренинг общения и развития / Пер с англ. - М.: Прогресс, 2011. - 248 с.

2. Ковалев Г.А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений. Семья и формирование личности. - М., 2013. - 319 с.

3. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 2010. - 172 с.

4. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Просвещение, 2008. - 121 с.

ВЛИЯНИЕ СТИЛЕН СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Шевырева Е.Г.* *, Сегеда М.Б.*

Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону

В статье представлены результаты теоретического исследования характера и особенностей влияния семейного воспитания на развитие и проявление агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: агрессивность, стили семейного воспитания, детско-родительские отношения.

* Доцент кафедры Психология образования, кандидат психологических наук, доцент.

* Студент 4 курса ОЗО, психолого-педагогическое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.