Научная статья на тему 'Изучение потребности в общении у старших подростков'

Изучение потребности в общении у старших подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1596
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ / СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михеева И.В.

Подростковый возраст сензитивный период для развития общения. Однако в старшем подростковом возрасте потребность в общении приобретает качественное своеобразие. В нашем исследовании приняли участие ученики 9 классов в количестве 23 человек. Для изучения потребности в общении у старших подростков мы использовали такие методики как «Потребность в общении» Ю.М. Орлова; «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана; «Личностный опросник» (ЕPI) Г. Айзенка для подростков «16-факторный личностный опросник» Р.Б. Кеттелла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение потребности в общении у старших подростков»

2. Василенко А.О. Связь тревожности и некоторых личностных характеристик подростка [Электронный ресурс] / А.О. Василенко // Сб. науч. тр. Северо-Кавказского гос. техн. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2005. - № 2 (14). -Режим доступа: http://student.ncstu.ru/Science/articles/hs/14/38.pdf/file_down-ЬМ (29.06.2012).

3. Гриффин Кристин. Репрезентация молодежи: исследование молодежи в Британии и Америке [Текст] / Кристин Гриффин; пер. с англ. Е. Омельчен-ко // Омельченко, Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. - С. 205-214.

4. Лэнг Р. Воплощенное и невоплощенное «Я» [Текст] / Р. Лэнг // Сасо-сознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. - Самара: Издат. дом «Бахрах-М», 2000. - С. 84-100.

5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб.: Речь, 2004. - 248 с.: ил.

6. Пилкингтон Хилари. Молодежь России и ее культура [Текст] / Хилари Пилкингтон; пер. с англ. Е. Омельченко // Омельченко, Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. -С. 215-222.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста [Текст] / Е.И. Рогов. - И.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004. - 384 с.: ил.

8. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства [Текст] / Т. Шибутани // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. - Самара: Издат. дом «Бахрах-М», 2000. - С. 220-231.

9. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект; Трикста, 2005. - 336 с. - (Психологические технологии).

10. Эриксон Эрик Г. Детство и общество [Текст] / Эрик Г. Эриксон; пер. с англ. А.А. Алексеева. - изд. 2-е, перераб и доп. - СПб.: Ленато; АСТ; Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

© Михеева И.В.*

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск

Подростковый возраст - сензитивный период для развития общения.

Однако в старшем подростковом возрасте потребность в общении при-

* Студент 5 курса факультета Педагогики и психологии.

обретает качественное своеобразие. В нашем исследовании приняли участие ученики 9 классов в количестве 23 человек. Для изучения потребности в общении у старших подростков мы использовали такие методики как «Потребность в общении» Ю.М. Орлова; «Опросник аффи-лиации» А. Мехрабиана; «Личностный опросник» (ЕР1) Г. Айзенка для подростков «16-факторный личностный опросник» Р.Б. Кеттелла.

Ключевые слова: потребность в общении, старший подростковый возраст.

Подростковый возраст главным образом характеризуется тем, что именно в этот период происходящие физиологические изменения накладывают отпечаток на развитие личности подростка. Именно на данном этапе бурно происходит изменение отношений к окружающему, изменяется самооценка, зачастую не в лучшую сторону, возрастает критичность к другим людям и понижается самокритичность.

Старший подросток, по сравнению с младшим подростком, начинает более серьезно воспринимать себя, пытается занять свою позицию в среде сверстников, и при этом отстоять свою уникальность. Каждый подросток желает общаться - это является ведущей потребностью данного возрастного периода. Совсем другое, насколько подросток стремится к этому общению, пытается его реализовать, испытывает ли он страх быть непринятым, насколько он открыт другим людям и общению с ними.

Целью работы является изучение потребности в общении у старших подростков.

Объект исследования: потребность в общении как психологический феномен.

Предмет исследования: потребность в общении у детей старшего подросткового возраста.

Задачи исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; определить особенности потребности в общении в старшем подростковом возрасте; провести диагностическое обследование по теме исследования и описать полученные результаты.

Изучением такого психологического феномена, как потребность в общении, занимались как российские (М.И. Лисина [2] и др.), так и зарубежные психологи (Х. Хеккаузен [3] и др.).

Ильин Е.П. [1] утверждает, что потребность в общении складывается прижизненно, в ходе реальной практики общения человека с окружающими людьми. По его мнению, в реализации потребности в общении важней всего -это установление психического контакта между общающимися. Поэтому потребность в общении не может быть врожденной, она может сформироваться лишь в совместной деятельности. Он полагал, что потребность в общении является вторичной и удовлетворяет такие потребности, как потребность во впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность и др.

Потребность в общении выражена у разных людей неодинаково, и именно здесь некоторые специалисты (Д.И. Фельдштейн [6] и др.) указывают на необходимость изучения потребности в общении в совокупности с показателями экстраверсии-интроверсии, в связи с тем, что экстравертированный человек в большей мере открыт общению, он может и хочет общаться. В то время как интроверт испытывает меньшую потребность в общении, вернее в меньшей мере ее реализует.

Говоря о личностных свойствах человека, оказывающих влияние на потребность в общении, следует упомянуть и такое свойство как застенчивость человека, понимаемое в психологической литературе как состояние стеснения в присутствии других людей.

Основой потребности в общении Е.П. Ильин [1], И.В. Кузнецова [4], Ю.М. Орлов [5] и др. считают мотив аффилиации, в основе которого лежит внутренняя потребность человека в эмоциональных и доверительных контактах, которая и является движущей силой общения.

Применительно к старшему подростковому возрасту можно отметить, что общение со сверстниками является для подростка способом достижения признания личной автономии как одного из ведущего мотива данного возрастного периода. И именно в группировании со сверстниками подросток может его удовлетворить. В отношениях со сверстниками существенную роль играют наличие или отсутствие взаимопомощи и эмоциональной поддержки в дружбе, легкость установления контакта, самооценка себя как друга. В связи с этим важную роль в старшем подростковом возрасте играет мотив аффилиации.

Для изучения потребности в общении у старших подростков, мы провели исследование, в котором приняли участие 23 школьника МБОУ «СОШ № 9» г. Лесосибирска Красноярского края. Возраст обследуемых - 14-15 лет. Были предложены такие методики как «Потребность в общении» Ю.М. Орлова (модификация О.Б. Поляковой), предназначенная для выявления степени выраженности потребности человека в общении; «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Магомед-Эминова), оценивающий две мотивационные тенденции, соотносимые с потребностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть отвергнутыми; «Личностный опросник» (ЕРГ) Г. Айзенка для подростков (модификация Т.В. Матолиной), предназначенный для диагностики и изучения индивидуально-психологических особенностей и характерологических проявлений лиц подросткового возраста, а также «16-факторный личностный опросник» Р.Б. Кеттелла (16-ФЛО-105-С), в котором внимание мы уделили фактору «Замкнутость-общительность».

В ходе диагностики были получены следующие результаты. исследование по методике «Потребность в общении» Ю.М. Орлова показала, что у 43,5 % обследуемых наблюдается высокая степень потребности в общении, то есть данные подростки желают общаться, сотрудничать с другими людь-

ми. У 56,5 % школьников был диагностирован средний уровень развития потребности в общении, то есть эта потребность у них менее выражена, ситуационна. Заметим, что испытуемых, имеющих низкую степень потребности в общении, то есть нежелание общаться, было не выявлено, что подтверждает наше предположение об актуальности изучаемой потребности на данном возрастном этапе.

Анализируя результаты, полученные по методике «Опросник аффилиа-ции» А. Мехрабиана, мы диагностировали, что боязнь быть отвергнутым в низкой степени ее выраженности была выявлена лишь у 4,3 % учащихся, что свидетельствует о том, что они практически не испытывают трудностей в установлении контактов, стремятся к общению, не боясь быть непринятым окружающими. Средний показатель по данной шкале наблюдается у 87 % испытуемых. Это значит, что у данных учащихся в некоторых ситуациях возникают затруднения при общении с окружающими в силу личностных особенностей подростка. Высокая боязнь быть отвергнутым была диагностирована у 8,7 % человек, то есть данные испытуемые испытывают большие трудности в общении с людьми, они боятся этого общения в силу каких-либо факторов, даже если желают его.

Такая тенденция мотива аффилиации, как сила стремления к людям на низком уровне наблюдается у 4,3 % обследуемых, то есть данные испытуемые имеют низкую потребность в общении, не стремятся к общению, не проявляют активности в установлении контактов, малообщительны. Средний показатель по данной шкале выявлен у 95,7 % обучающихся. Эти подростки реализуют потребность в общении, стремятся к общению с другими людьми, желают этого общения, но данное желание является не настолько сильным, чтобы быть постоянным. Высокий уровень силы стремления к людям не выявлен ни у одного испытуемого (0 %), что можно объяснить возрастными особенностями старших подростков в реализации потребности в общении.

Исследование экстраверсии-интроверсии как свойства, оказывающего непосредственное влияние на потребность в общении у подростков («Личностный опросник» Г. Айзенка), показало, что значительная интроверсия, то есть высокая замкнутость в себе, необщительность, недоверие к людям, выявлена у 13 % испытуемых; умеренная интроверсия (относительная замкнутость в себе, малообщительность, подозрительность) диагностирована у 34,8 % учащихся. Экстраверсия в умеренной степени диагностирована у 52,2 % обследуемых. Эта группа старших подростков характеризуется общительностью, открытостью, но только тогда, когда подростки этого хотят и сами идут на контакт. Экстраверсия в значительной степени не наблюдается ни у одного испытуемого - 0 %.

Методика «16-факторный личностный опросник» Р.Б. Кеттелла (16-ФЛО-105-С), показала, что средний балл по шкале «Замкнутость - общительность», то есть умеренная общительность с окружающими, диагностирован у 43,5 %

учащихся. Низкий показатель, то есть ригидность, малообщительность, характерен для 56,5 % выборки.

Таким образом, нами было выявлено, что испытуемым с высокой степенью потребности в общении соответствует слабая боязнь быть отвергнутым, либо таковая отсутствует вообще. Также для них характерна умеренная сила стремления к людям в сочетании со средним уровнем общительности. В большинстве своем такие подростки являются экстравертами в умеренной степени. Для испытуемых со средним уровнем потребности в общении характерны высокий и средний показатель боязни быть отвергнутыми в сочетании с умеренной, либо слабой силой стремления к людям. Такие подростки недостаточно активны в установлении контактов, недостаточно открыты в общении с окружающими в связи с имеющейся замкнутостью, застенчивостью, и являются либо интровертами в значительной, либо в умеренной степени.

Взаимосвязь между полученными показателями была исследована нами с помощью параметрического критерия корреляции Пирсона (р = 0,05). Анализ взаимосвязи полученных результатов показал, что была выявлена обратная пропорциональная связь по следующим шкалам: «Шкала оценки боязни быть отвергнутым» и «Шкала экстраверсии-интроверсии» (гр = -0,60), что говорит о том, что чем выше боязнь человека быть отвергнутым, тем ниже показатель по шкале экстраверсии, близкий к интроверсии, и наоборот, чем выше показатель по шкале экстраверсии, тем ниже боязнь человека быть отвергнутым; «Шкала оценки боязни быть отвергнутым» и «Замкнутость - общительность» (гр = -0,49), что свидетельствует о том, что чем выше боязнь человека быть отвергнутым, тем ниже уровень его коммуникабельности, и наоборот.

Прямая пропорциональная связь была получена по таким шкалам как «Потребность в общении» и «Шкала оценки силы стремления к людям» (гр = 0,50), что свидетельствует о том, что чем выше желание человека общаться, тем выше его стремление к людям, и наоборот; «Шкала оценки силы стремления к людям» и «Шкала экстраверсии-интроверсии» (гр = 0,71), что означает то, что чем выше стремление человека к другим людям, тем выше показатель его экстраверсии, обращенности вовне, и наоборот; «Шкала оценки силы стремления к людям» и «Замкнутость-общительность» (гр = 0,52), что означает то, что чем выше стремление человека к другим людям, тем выше уровень коммуникабельности человека, и наоборот, чем выше коммуникабельность, тем выше стремление человека к другим людям; «Шкала экстраверсии-интроверсии» и «Замкнутость-общительность» (гр = 0,70), что говорит о том, что чем выше показатель по шкале экстраверсии, то есть открытости человека, тем выше уровень коммуникабельности человека, и наоборот, чем выше коммуникабельность, тем выше открытость человека.

Таким образом, нами было доказано, что потребность в общении в старшем подростковом возрасте основывается на мотиве аффилиации, экстраверсии и такого свойства личности как общительность.

Список литературы:

1. Ильин Е.П. Межличностное взаимодействие. - СПб.: Питер, 2010. -502 с.

2. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.

3. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Смысл, 2003. - 864 с.

4. Кузнецова И.В. Мотив аффилиации в межличностных отношениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dslib.net/soc-psixologia/ motiv-affiliacii-v-mezhlichnostnyh-otnoshenijah.html.

5. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.telenir.net/psihologija/samopozna-nie_i_samovospitanie_haraktera/p1.php.

6. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/is-sues/1983/831/831033.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.