ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9
природа индивидуальных различий темперамента в подростковом возрасте
м.м. ЛОБАСКОВА1 2*, Е.Д. ГИНДИНА2, С.Б. МАЛЫХ2
1 Удмуртский государственный университет, Ижевск;
2 Учреждение Российской академии образования «Психологический институт», Москва
В исследовании применяли две формы опросников темперамента, разработанные М.К. Ротбарт с соавт.: Опросник темперамента взрослых (Adult Temperament Questionnaire - ATQ) и Опросник темперамента младших подростков (Early Adolescent Temperament Questionnaire - EATQ). Опросник темперамента взрослых в работе использовался для исследования темперамента старших подростков в возрасте 15-17 лет. Изучено 240 близнецов в возрасте 10-14 лет (Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Бишкек), из них: МЗ близнецов - 57 пар, ДЗ однополых близнецов - 35 пар, ДЗ разнополых - 28 пар. Для генетического анализа эмпирических данных использовались методы структурного моделирования. показано, что в подростковом возрасте на вариативность свойств темперамента значимое влияние оказывают факторы индивидуальной, случайной среды, однако степень влияния снижается от младшего к старшему подростковому возрасту. Увеличивается вес аддитивных генетических факторов по сравнению с общесредовыми.
Ключевые слова: темперамент, индивидуальные различия, подростковый возраст, психогенетический анализ.
Введение
Особое внимание исследователей в последние годы привлекает анализ роли генотипа и среды в развитии психологических характеристик и, прежде всего, особенностей темперамента. С этой точки зрения интересный подход предлагается авторами психобиологической модели темперамента (ЯоШЬаИ: М., БеггуЬеггу Б., 1981) [5], которая учитывает качественные изменения темперамента в ходе онтогенеза. особенности проявления свойств темперамента были прослежены М. Ротбарт в разных возрастах: младенческом, раннем детском, дошкольном, подростковом и взрослом. Для каждого из возрастов были разработаны опросники темперамента, учитыва-
© Лобаскова М.М., Гиндина Е.Д., Малых С.Б., 2010
* Для корреспонденции:
Лобаскова Мария Михайловна, кандидат психологических наук, доцент Удмуртский государственный университет, Ижевск E-mail: [email protected]
ющие качественную специфику соответствующего возрастного периода.
В современной психогенетике накапливается большой экспериментальный материал, свидетельствующий о возрастной динамике генетического контроля свойств темперамента [1-3], однако эти данные были получены либо на ранних этапах онтогенеза, либо на взрослых. В то же время роль генотипа и среды в индивидуальных особенностях темперамента подростков исследована фрагментарно, поэтому целью данной работы стала оценка роли генотипа и среды в вариативности свойств темперамента в подростковом возрасте (10-17 лет).
Методика
В нашем исследовании использовались две формы опросников темперамента, разработанные М.К. Ротбарт и ее коллегами - Опросник темперамента взрослых (Adult Temperament Questionnaire - ATQ) и Опросник темперамента младших под-
ростков (Early Adolescent Temperament Questionnaire - EATQ). Опросник темперамента взрослых в нашей работе используется для исследования темперамента старших подростков в возрасте 15-17 лет.
В исследовании приняли участие 240 близнецов городов. Москвы, Санкт-Петербурга, Ижевска, Бишкека в возрасте 10-14 лет, из них: МЗ близнецов - 57 пар, ДЗ однополых близнецов - 35 пар, ДЗ разнополых - 28 пар. Для генетического анализа эмпирических данных использовались методы структурного моделирования.
Простая одномерная модель AC(D)E позволяет оценивать генетические и сре-довые компоненты фенотипической дисперсии на основе данных однополых ДЗ и МЗ близнецов. Для исследования половых различий в генетических и средовых эффектах необходимо тестирование более сложных моделей, в нашей работе тестировалась «полная» модель половых различий и модель «общих эффектов» (Neale M. & Cardon L., 1992) [4].
Для оценки степени соответствия моделей данным, использовались следующие статистики (показатели аппроксимации модели): критерий хи-квадрат (х2), информационный критерий Акаике (AIC; Akaike's Information Criterion) и критерий Root Mean Square Error of Approximation (RMSEA).
Результаты и обсуждение
На первом этапе были проанализированы коэффициенты внутриклассовой корреляции для всех групп близнецов (мальчиков и девочек МЗ и ДЗ близнецов и разнополых ДЗ близнецов) для каждой из шкал опросников. Если генетические факторы вносят вклад в фенотипическую изменчивость по этим шкалам, то внутриклассовые корреляции МЗ близнецов должны быть выше внутриклассовых корреляций ДЗ близнецов. В нашем исследовании внутрипарные корреляции по многим шкалам МЗ близнецов выше, чем ДЗ близ-
нецов, что говорит о том, что индивидуальные различия свойств темперамента хотя бы частично объясняются наследственными влияниями.
Для некоторых шкал опросников коэффициенты корреляций МЗ близнецов составляют более 50% величины коэффициентов корреляции ДЗ близнецов, Это соотношение коэффициентов корреляций указывает на то, что для объяснения вариативности перечисленных шкал необходимо рассмотреть неаддитивные генетические влияния, которые должны быть включены в модель для объяснения вариативности.
Для большинства шкал коэффициенты корреляции разнополых и однополых близнецов различались, указывая на потенциальные половые различия в величине и качестве генетических и средовых эффектов. Кроме этого, были выявлены значимые различия дисперсий в группах мальчиков и девочек по некоторым показателям. Поэтому последующий подбор моделей проводился на материале данных всех пяти групп: мальчики МЗ, мальчики ДЗ, девочки мЗ, девочки ДЗ и разнополые ДЗ, при этом каждый параметр в модели мог иметь различную оценку для мальчиков и девочек.
В настоящем исследовании тестировались нулевая модель, полная модель АСЕ и ADE, модель общих эффектов, редуцированные модели АЕ, ДЕ, сЕ.
сначала для всех показателей тестировалась «нулевая» модель, согласно которой сходство между близнецами может быть объяснено случайностью или ошибкой выборки. Данная модель не соответствовала данным лучше, чем другие модели ни по одной шкале. Затем тестировалась полная модель ACE (или ADE в зависимости от шкал). Модель предполагает наличие качественных и количественных различий в структуре фенотипической дисперсии мальчиков и девочек. После этого проверялось соответствие модели «общих эффектов» ACE (или ADE) полученным данным,
которая исключает качественные различия генетических факторов в вариативности свойств темперамента мальчиков и девочек. Данная модель является более адекватной, чем «полная модель» для всех шкал, что позволяет сделать вывод об отсутствии качественных половых различий в генетических влияниях на вариативность свойств темперамента младших подростков.
На втором этапе тестировалась значимость отдельных компонентов дисперсии в моделях с учетом и без учета половых раз-
личий, в зависимости от полученных на первом этапе результатов. Первой тестировалась редуцированная модель АЕ для оценки значимости опущенного параметра общей среды.
Второй тестировалась средовая модель СЕ, в которой исключается аддитивно-генетический компонент из полной модели.
Оценки компонентов фенотипической дисперсии, отражающие вклад генетических, общих средовых и индивидуальных средовых представлены в таблице 1.
Таблица 1
Шкалы Модель Показатели соответствия модели данным оценки компонентов дисперсии
X df р А1С RMSEA а2 d2 с2 е2
Контроль активации СЕ 28,245 13 0,008 2,245 0,190 - - - -
Аффилиация АЕ 14,130 13 0,365 -11,870 0,098 0,35 0,00 0,00 0,65
Агрессия СЕ 21,702 13 0,060 -4,298 0,131 0,00 0,00 0,33 0,67
Уровень активности СЕ 8,997 13 0,773 -17,003 0,000 0,00 0,00 0,42 0,58
Внимание СЕ 10,853 13 0,623 -15,147 0,031 0,00 0,00 0,34 0,66
Депрессия АЕ 14,417 13 0,345 -11,583 0,091 0,53 0,00 0,47
Страх СЕ 12,123 13 0,518 -13,877 0,052 0,00 0,00 0,27 0,73
Контроль торможения БЕ 17,471 13 0,179 -8,529 0,095 0,12 0,00 0,00 0,88
Фрустрация БЕ 8,561 13 0,805 -17,439 0,017 0,00 0,41 0,00 0,59
УСНИ АЕ 17,040 13 0,197 -8,960 0,130 0,48 0,00 0,00 0,52
УСВИ СЕ 6,965 13 0,904 -19,035 0,000 0,00 0,00 0,35 0,65
Перцепт. чувствительность АЕ 16,471 13 0,225 -9,529 0,099 0,19 0,00 0,00 0,81
Застенчивость АЕ 11,728 13 0,550 -14,272 0,040 0,19 0,00 0,00 0,81
Показатели соответствия модели данным и оценки компонентов фенотипической дисперсии, отражающие вклад аддитивных (а2) и неаддитивных генетических, общих средовых (с2) и индивидуальных средовых факторов (е2) для шкал Опросника темперамента подростков EAТQ
Сравнивая показатели соответствия моделей данным проведенного исследования свойств темперамента подростков 10-14 лет, можно отметить, что простая генетическая модель лучше других описывает данные шкал аффилиация, депрессия, УСНИ, что свидетельствует о влиянии аддитивных генетических эффектов на соответствующие показатели, более выражены аддитивно-генетические влияния для индивидуальных различий по шкале депрессия (а2=53%, е2=47%), УСНИ (а2=48%, е2=52%), аффилиация (а2=35%, е2=65%), и менее выражено аддитивно-генетическое влияние в вариативности свойства перцептивная чувствительность (а2=19%, е2=81%).
Простая доминантная генетическая модель лучше других соответствует данным по шкалам контроль торможения» (а2=14, е2=86%), фрустрация (ё2=41%, е2=59%). Можно предположить, что неаддитивно-генетические факторы, такие, как доминантность и эпистаз, оказывают более значимое влияние на индивидуальные различия свойств фрустрации и контроля торможения.
Другим шкалам лучше соответствует средовая модель СЕ, исключающая влияние аддитивных и неаддитивных генетических эффектов, таким образом, фактор общей среды оказывает существенное влияние на индивидуальные различия таких свойств темперамента, как внимание (с2=34%, е2=66%), страх (с2=27%, е2=79%), уровень активности (с2=42%, е2=58%), УСВИ (с2=35%, е2=65), а также фактор общей среды влияет на сходство по показателю агрессия (с2=33%, е2=67%).
Оценки компонентов фенотипической дисперсии, отражающие вклад генетических, общих средовых и индивидуальных средовых различий свойств темперамента старших подростков представлены в таблице 2.
Сравнение показателей соответствия модели данным проведенного исследования свойств темперамента подростков 1517 лет показало, что простая генетическая
модель более всего соответствует полученным данным по факторным шкалам «Произвольный контроль» (а2=48%, е2=52%), «ориентировочная чувствительность» (а2=53%, е2=47%) и по отдельным шкалам -«Фрустрация» (а2=21%, е2=79%), «Контроль внимания» (а2=50%, с2=50%), «Позитивный аффект» (а2=16%, е2=84%), «Нейтральная чувствительность» (а2=56%, е2=44%), «Ассоциативная чувствительность» (а2=43%, е2=57%), следовательно, можно сделать вывод о влиянии аддитивно-генетических эффектов на вариативность данных свойств темперамента.
Доминантная модель лучше других описывает данные по шкале «Контроль торможения» (ё2=58%, е2=42%) и «Социа-бельность» (ё2=48%, е2=52%), что свидетельствует о влиянии эффектов доминирования и эпистаза в сходстве близнецов по данным свойствам.
Для факторной шкалы «Негативный аффект» (с2=50%, е2=50%), для шкал «Страх» (с2=45%, е2=55%), «Грусть» (с2=43%, е2=57%), «Дискомфорт» (с2=30%, е2=70%), «Контроль активации» (с2=47%, е2=53%) и «Аффективная чувствительность» (с2=22%, е2=78%) лучше других соответствует средовая модель, таким образом влияние факторов общей среды более выражено для перечисленных свойств темперамента.
Для шкал «Контроль активации» (ЕА^) и «Экстраверсия» (А^) ни одна из моделей не дала адекватного описания данных.
Анализ результатов показал, что в младшем подростковом возрасте (10-14 лет) на вариативность свойств темперамента, исследуемых в рамках теории М.К. Ротбарт, существенное влияние оказывают факторы индивидуальной среды, которые составляют от 47% до 86% фенотипиче-ской дисперсии. Хотя повышение данного значения возможно и за счет ошибки измерения, тем не менее, результаты согласуются с общими закономерностями развития в подростковом возрасте.
Таблица 2
Показатели соответствия модели данным и оценки компонентов фенотипической дисперсии, отражающие вклад аддитивных (а2) и неаддитивных генетических, общих средовых (с2) и индивидуальных средовых факторов (е2) для шкал Опросника темперамента взрослых AТQ
Шкалы Модель Показатели соответствия модели данным оценки компонентов дисперсии
X df р А1С RMSEA а2 d2 с2 е2
Негативный аффект СЕ 21,230 13 0,069 -4,770 0,181 0,00 0,00 0,50 0,50
Страх СЕ 11,333 13 0,583 -14,667 0,075 0,00 0,00 0,45 0,55
Грусть СЕ 9,519 13 0,733 -16,481 0,053 0,00 0,00 0,43 0,57
Дискомфорт СЕ 14,196 13 0,360 -11,804 0,097 0,00 0,00 0,30 0,70
Фрустрация АЕ 9,887 13 0,703 -16,113 0,018 0,21 0,00 0,00 0,79
Произвольный контроль АЕ 6,030 13 0,945 -19,970 0,000 0,48 0,00 0,00 0,52
Контроль внимания АЕ 6,413 13 0,930 -19,587 0,000 0,50 0,00 0,00 0,50
Контроль торможения БЕ 8,771 13 0,790 -17,229 0,066 0,00 0,58 0,00 0,42
Контроль активации СЕ 7,281 13 0,887 -18,719 0,032 0,00 0,00 0,47 0,53
Экстраверсия/сургенсия АЕ 26,828 13 0,013 0,828 0,279 - - - -
Социабельность БЕ 19,483 13 0,109 -6,517 0,145 0,00 0,48 0,00 0,52
Позитивный аффект АЕ 19,066 13 0,121 -6,934 0,195 0,16 0,00 0,00 0,84
УСВИ АЕ 8,161 13 0,833 -17,839 0,022 0,62 0,00 0,00 0,38
Ориентировочная чувствительность АЕ 13,867 13 0,383 -12,133 0,125 0,53 0,00 0,00 0,47
Нейтральная чувствительность АЕ 13,545 13 0,407 -12,455 0,126 0,56 0,00 0,00 0,44
Аффективная чувствительность СЕ 17,288 13 0,186 -8,712 0,146 0,00 0,00 0,22 0,78
Ассоциативная чувствительность АЕ 6,402 13 0,930 -19,598 0,031 0,43 0,00 0,00 0,57
В этот период происходят существенные изменения социальной ситуации развития. У ребенка расширяется сфера общения, повышается разнообразие видов деятельности, изменяется структура самосознания, что, несомненно, может приводить к усилению влияний индивидуальной среды.
Средовые факторы (общие средовые и индивидуальные средовые) влияют на индивидуальные различия показателей по шкалам «Страх» (с2=27%, е2=73%), «УСВИ» (с2=35%, е2=65%), «Уровень активности» (с2=42%, е2=58%), «Внимание» (с2=34%, е2=66%), «Агрессия» (с2=27%, е2=73%)).
Первые три свойства относятся к проявлениям реактивности, которая является непосредственным поведенческим выражением реакции активации.
Шкала «Внимание» относится к проявлениям саморегуляции, которая связана с адаптацией реакции активации к конкретным условиям существования. «Агрессия», в данном случае, показатель эффективного социального функционирования подростков.
Генетические факторы (аддитивные и неаддитивные) определяют от 14% до 53% дисперсии показателей «Контроля торможения» (ё2=14%, е2=86%), «Перцептивной чувствительности» (а2=19%, е2=81%), «Застенчивости» (а2=19%, е2=81%), «Аф-филиации» (а2=35%, е2=65%), «Фрустрации» (а2=41%, е2=59%), «УСНИ» (а2=48%, е2=52%), «Депрессии» (а2=53%, е2=47%). Реактивность включает в себя «Перцептивную чувствительность», «Фрустрацию», «УСни». «Контроль торможения», «Застенчивость», «Аффилиация» являются составляющими саморегуляции. «Депрессия» - показатель социального функционирования.
Таким образом, на проявление реактивности и саморегуляции у подростков 10-14 лет оказывают значимые влияния как генетические, так и средовые факторы. Среди генетических преобладают аддитивные эффекты, индивидуальная среда имеет
больший вес по сравнению с общесредовы-ми факторами.
Если объединить исследуемые свойства темперамента в трехкомпонентную структуру - эмоциональность, общительность, активность, то наблюдается следующая картина. Опросник младших подростков не имеет шкалы «социабельность», однако показатели по шкалам «аффилиации» и «застенчивости» можно рассматривать как характеристики, отражающие особенности взаимодействия с людьми. На проявление обозначенных свойств темперамента оказывают определенное влияние аддитивные факторы 35% и 19% соответственно. Это согласуется с данными предыдущих исследований, проведенных на других возрастах, в которых сделаны выводы о генетическом влиянии на общительность (Buss А.Н. & Plomin R., 1975) [6]. В рамках проведенного исследования изучались такие проявления эмоциональности как «страх», «фрустрация», «депрессия». Шкалу «Позитивного аффекта» Опросник младших подростков (EATQ) не содержит, поэтому возможно проанализировать генотип - средовые взаимоотношения только негативного аффекта, что соответствует трехкомпонентной теории темперамента, где в качестве эмоциональности рассматриваются только отрицательные эмоции, а положительные относятся к другим составляющим темперамента. Генетические влияния обнаруживаются в проявлении фрустрации, 41% вариативности фрустрации определяет неаддитивный компонент. Средовые факторы являются определяющими в индивидуальных различиях показателей по шкале «Страх» (с2=27%, е2=73%). Уровень активности, как отдельное свойство темперамента, в нашем исследовании зависит от влияния средовых факторов (с2=42%, е2=58%).
Результаты исследования темперамента старших подростков 15-17 лет в рамках психобиологической теории М.К. Ротбарт свидетельствуют о значимом влиянии индивидуальной среды, составляющей от
38% до 78% вариативности свойств темперамента.
От средовых факторов зависит проявление негативного аффекта (с2=50%, е2=50%), аффективной чувствительности (с2=22%, е2=57%), контроля активации (с2=47%, е2=53%). Среда влияет на проявление страха, грусти, дискомфорта, которые входят в факторную шкалу «Негативный аффект».
Индивидуальные различия по всем остальным свойствам темперамента подростков 15-17 лет в той или иной степени зависят от генотипа.
В проявлении реактивности как непосредственной реакции на происходящее большее значение приобретают аддитивные генетические компоненты в структуре фенотипической дисперсии по сравнению с общесредовыми. К реактивности относятся «Позитивный аффект» (а2=16%, е2=84%), «УСВИ» (а2=62%, е2=38%), «Перцептивная чувствительность» (а2=53%, е2=47%), «Фрустрация» (а2=21%, е2=79%). Среда влияет на проявление «негативного аффекта» и «Аффективной чувствительности».
индивидуальные различия в проявлении саморегуляции так же в большей степени испытывают генетические влияния в сравнении с факторами общей среды. Аддитивные генетические эффекты оказывают значимые влияния на проявление «Произвольного контроля» (а2=48%, е2=52%) и «Внимания» (а2=50%, е2=50%), неаддитивные эффекты влияют на вариативность «Контроля торможения» (ё2=58%, е2=42%) и «Социабельности» (ё2=48%, е2=52%). Об-щесредовые факторы определяют 47% дисперсии свойства внимания.
С точки зрения трехкомпонентной теории темперамента мы можем проанализировать генотип - средовые отношения в вариативности эмоциональности и общительности, Опросник темперамента взрослых (А^) не включает отдельно показатель активности. на проявления со-циабельности подростков 15-17 лет оказывают значимые влияния неаддитивные
генетические эффекты. Проявления негативного аффекта - страха, грусти, дискомфорта зависят от среды, а индивидуальные различия показателей позитивного аффекта в некоторой степени испытывают влияние неаддитивных генетических факторов.
Если сравнить результаты исследования соотношения генотипа и среды вариативности свойств темперамента младших и старших подростков, то можно заметить следующие закономерности. неизменным остается средовое влияние в проявлении свойства «страх», в 10-14 лет общесредо-вой фактор составляет 34% дисперсии, в 15-17 лет его значение повышается до 45%. В проявлении свойств «фрустрация», «перцептивная чувствительность», «контроль торможения» неизменными остаются генетические влияния.
При этом на проявление «перцептивной чувствительности» в обоих возрастных периодах оказывают влияние аддитивные факторы - 19 и 53%, соответственно, на проявление «контроля торможения» - неаддитивные: 14 и 58%, соответственно.
В обоих случаях мы видим повышение генетического компонента дисперсии. В вариативности свойства «фрустрация» неаддитивный компонент (ё2=41%) меняется на аддитивный (а2=21%) от младшего к старшему подростковому возрасту. Происходит изменение генотип - средовых соотношений в вариативности свойств «внимание», «УСВи» в сторону увеличения влияния аддитивно-генетических факторов и уменьшения общесредовых. У младших подростков показатели «внимания» зависели от среды (с2=34%, е2=66%), у старших подростков выявлен значимый вклад генетического компонента в вариативность внимания (а2=50%, е2=50%), аналогичная закономерность характерна для генотип -средовых соотношений в проявлении удовольствия от стимуляции высокой интенсивности, у младших подростков - с2=35%, е2=65%, у старших подростков - а2=62%, е2=38%.
Таблица 3
Оценки компонентов фенотипической дисперсии свойств темперамента младших и старших подростков
10-14 лет 15-17 лет
а d с е а d с е
Страх 0,00 0,00 0,27 0,73 0,00 0,00 0,45 0,55
Перцептивная чувствительность 0,19 0,00 0,00 0,81 0,53 0,00 0,00 0,47
Ингибиторный контроль 0,00 0,14 0,00 0,86 0,00 0,58 0,00 0,42
Фрустрация 0,00 0,41 0,00 0,59 0,21 0,00 0,00 0,79
Внимание 0,00 0,00 0,34 0,66 0,50 0,00 0,00 0,50
УСВИ 0,00 0,00 0,35 0,65 0,62 0,00 0,00 0,38
Заключение
Таким образом, можно отметить, что в подростковом возрасте на вариативность свойств темперамента значимое влияние оказывают факторы индивидуальной, случайной среды, однако степень влияния снижается от младшего к старшему подростковому возрасту. Увеличивается вес аддитивных генетических факторов по сравнению с общесредовыми.
Развитие темперамента зависит от особенностей созревания, от индивидуального опыта взаимодействия со средой, от специфики соответствующего свойства темперамента (Мерлин В.С., Стреляу Я., Ротбарт М.К.). Причины изменений соотношения генотипа и среды обусловлены, вероятно, теми же факторами, в первую очередь, возрастными закономерностями развития в подростковом возрасте.
Основные линии развития - это биологическое созревание и личностные изменения. Биологическое созревание, бурно протекающее в период от 10 до 14 лет, в основном завершается к 15 годам, это приводит к стабилизации функциональных систем организма.
Несомненно, к 15 годам поведение подростка становится более стабильным, уравновешенным. существенные изменения происходят в социальной ситуации
развития. Центральным новообразованием подросткового возраста является формирование чувства взрослости. самооценка в 15-17 лет становится более адекватной и устойчивой, формируется положительное самоотношение и устойчивая Я-концепция.
В первой половине подросткового возраста расширяется сфера взаимодействия ребенка со средой, вследствие появления разнообразных интересов, увлечений. Формируется направленность на общение со сверстниками.
Вероятно, именно с этими изменениями связано увеличение средовой составляющей в структуре фенотипической дисперсии исследуемых свойств темперамента в возрасте 10-14 лет. В 15-17 лет интересы и склонности приобретают устойчивый характер, личностная рефлексия и направленность на учебно- профессиональную деятельность являются основой для усиления внутренних факторов развития по сравнению с внешними.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Возрастная динамика генетического контроля индивидуальных особенностей темперамента на протяжении школьного возраста»), проект №08-06-00431а.
Литература
1. Казанцева A.B., Гайсина Д.А., Малых С.Б., Хуснутдинова Э.К. Роль генетических факторов в формировании свойств личности и темперамента // Медицинская генетика -2008. - № 3. - С. 3-12.
2. Малых С.Б., Волкова Н.Ю., Надысева В.В. Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму в подростковом возрасте // Вопросы психологи. - 2007. - №.6. - C. 142-152
3. Malykh S.B., Gindina E.D. Nature of individual temperamental traits in
adolescence // Psychologia-Etologia-Genetyka. - 2005. - Vol. 11. - P. 65-89.
4. Neale M.C. & Cardon L.R. Methodology for Genetic Studies of Twins and Families (NATO ASI Series). - Kluwer Academic Publishers, Dordrecht, The Netherlands, 1992. - 496 p.
5. Rothbart M.K. & Derryberry D. Development of individual differences in temperament / In: M.E. Lamb & A.L. Brown (Eds.). Advances in developmental psychology. - Hillsdate, NJ: Erlbaum, 1981. - Vol. 1. - P. 37-86.
6. Buss A.H. & Plomin R. A temperament theory of personality development. - Oxford, England: Wiley-Interscience, 1975. - 268 p.
THE NATURE OF INDIVIDUAL DIFFERENCES IN TEMPERAMENT IN ADOLESCENCE
M.M. LOBASKOVA1, 2, E.D. GINDINA2, S.B. MALYKH2
1 Udmurt State University, Izhevsk;
2 Psychological Institute of RAE, Moscow
The study used two types of temperament questionnaires developed by M.K. Rothbart et al.: Adult Temperament Questionnaire (ATQ) and Early Adolescent Temperament Questionnaire (EATQ). Adult temperament questionnaire is used in the work for the study of temperament older teens aged 15-17. Studied 240 twins aged 10-14 (Moscow, St. Petersburg, Izhevsk, Bishkek), including: MZ twins - 57 pairs, DZ twins of same-sex - 35 pairs, DZ opposite-sex - 28 pairs. For genetic analysis of empirical data used methods of structural modeling. It is shown that as a teenager on the variability of temperament significant influence of individual factors, the random environment, but the degree of influence is reduced from the younger to older adolescents. Increases the weight of the additive genetic factors compared with general environmental ones.
Keywords: temperament, individual differences, adolescence, psychogenetic analysis.